Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 23.09.2011

Тайны восточной кухни

 Попытка хирургического изучения   текстов Ильи Лагутенко

 

Тек­с­ты ли­де­ра груп­пы «Му­мий Тролль» Ильи Ла­гу­тен­ко, как и дру­гую рок-по­эзию, вряд ли сле­ду­ет оце­ни­вать с те­ми же кри­те­ри­я­ми, что «обыч­ную» по­эзию, но столь важ­ный пласт сло­вес­но­с­ти, так или ина­че, тре­бу­ет ос­мыс­ле­ния. Как у че­ло­ве­ка, ро­див­ше­го­ся в 1980 го­ду и с тех са­мых пор жи­ву­ще­го во Вла­ди­во­с­то­ке, об­ра­зы и ци­та­ты «Му­мий Трол­ля» у ме­ня дав­но в кро­ви. Свои ощу­ще­ния от них я и по­пы­та­юсь при­ве­с­ти в не­ко­то­рый по­ря­док, не без со­жа­ле­ния от­ка­зав­шись от ана­ли­за му­зы­каль­ной со­став­ля­ю­щей.

 

Простые вещи под шифром

 

Поначалу я вос­при­ни­мал эти пес­ни как на­ро­чи­то аб­сурд­ные, сюр­ре­а­ли­с­ти­че­с­кие. Обо всём и ни о чём; на­гро­мож­де­ние эмо­ций и об­ра­зов, ко­то­рые мо­гут быть яр­ки­ми и ин­те­рес­ны­ми, но не же­ла­ют со­би­рать­ся в еди­ную по­нят­ную кар­тин­ку.

Один из клю­чей к по­ни­ма­нию тек­с­тов «Му­мий Трол­ля» я на­шёл, по­про­бо­вав вос­при­нять их бук­валь­но (тем бо­лее что да­же чи­с­то бы­то­вых де­та­лей здесь хва­та­ет: «нас силь­ней вы­во­дит ка­па­ю­щий кран», «уп­рё­ки твои, что де­нег так ма­ло» и про­чие «трам­вай­ные пе­ре­дря­ги»). Из ме­му­а­ров му­зы­кан­та Алек­сея Ры­би­на мож­но уз­нать о зна­ме­ни­тых «алю­ми­ни­е­вых огур­цах» Вик­то­ра Цоя – ока­зы­ва­ет­ся, Цой со­би­рал в кол­хо­зе огур­цы, ко­то­рые на рас­кис­шем по­ле «име­ли вид… не­ор­га­ни­че­с­ких пред­ме­тов – хо­лод­ные, се­рые, скольз­кие, тя­жё­лые шту­ки, алю­ми­ни­е­вые…». Не­что по­доб­ное на­хо­дим в од­ном из ин­тер­вью Ла­гу­тен­ко, где он объ­яс­ня­ет свою строч­ку «Мне под ко­жу бы, под ко­жу мне за­пу­с­тить дель­фи­нов стаю». Здесь лег­ко уг­ля­деть нар­ко­ал­лю­зии, но, по сло­вам Ильи, ему про­сто «все­гда очень нра­ви­лась фра­за из пес­ни Ко­у­ла Пор­те­ра I’ve got you under my skin, про­чув­ст­во­вать ко­жей…».

К та­ко­му бук­валь­но­му вос­при­я­тию, на­вер­ное, не­про­сто при­спо­со­бить­ся лю­дям, не зна­ю­щим о том, что вы­хо­дец из Вла­ди­во­с­то­ка Илья Ла­гу­тен­ко со­зна­тель­но за­ши­ф­ро­вы­ва­ет в тек­с­тах чи­с­то ме­ст­ные ре­а­лии. Те са­мые огур­цы у не­го с ус­пе­хом за­ме­ня­ет мор­ская ка­пу­с­та: «По­мель­че по­ре­жу мор­скую ка­пу­с­ту. Не знаю, ты лю­бишь ли? Но бу­дет вкус­но». Ма­т­ро­сы и ком­пА­сы (с уда­ре­ни­ем на вто­рой слог, по-мор­ско­му) – от­сыл­ка к служ­бе Ла­гу­тен­ко на Ти­хо­оке­ан­ском фло­те; и так да­лее.

Боль­ше все­го ме­ст­ных де­та­лей – в хи­те «Вла­ди­во­с­ток-2000». Это эпос Вла­ди­во­с­то­ка 90-х – бан­дит­ско­го пор­то­во­го го­ро­да, при­чём по­на­ча­лу от­сыл­ка к 2000 го­ду бы­ла не ре­т­ро­спек­ци­ей, а мрач­но­ва­тым про­гно­зом. По­том пес­ня о ско­ром не­свет­лом бу­ду­щем пре­вра­ти­лась в по­лу­пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кий па­мят­ник жут­ко­ва­то-ро­ман­ти­че­с­ко­му («кра­бо­во-кро­ва­во­му» – оп­ре­де­ле­ние Дми­т­рия Бы­ко­ва) Вла­ди­во­с­то­ку не­дав­не­го про­шло­го. «Во­да от­ра­вит­ся, по­гас­нет свет, утих­нет звук…» – всё это мож­но по­ни­мать пря­мо: све­та в 90-е у нас веч­но не бы­ло, с во­дой в го­ро­де то­же все­гда бы­ли про­бле­мы. «Ко­лё­са­ми пе­чаль­но в не­бо смо­т­рит кру­и­зёр…» – тог­даш­няя кри­ми­наль­ная мо­да. «Рель­сы вы­ле­за­ли из кар­ма­на стра­ны» – При­мо­рье на кар­те Рос­сии дей­ст­ви­тель­но по­хо­же на кар­ман, и во Вла­ди­во­с­то­ке за­кан­чи­ва­ет­ся Транс­сиб. «Быть мо­жет, от­ко­па­ют че­рез ты­ся­чу лет в фан­ти­ках жвач­ки и ос­кол­ках мо­нет» – ощу­ще­ние не­о­бра­ти­мой де­гра­да­ции и пред­чув­ст­вие ло­каль­но­го апо­ка­лип­си­са, по­это­му и «ухо­дим, ухо­дим, ухо­дим» – то ли «к верх­ним лю­дям», то ли про­сто в иные края (го­во­ря язы­ком де­мо­гра­фов – «ес­те­ст­вен­ная и ми­г­ра­ци­он­ная убыль»).

«Ред­кий, кра­си­вый, сме­лый»

 

Ла­гу­тен­ко не по­хож на та­ких «со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­с­ких» ро­ке­ров, как Бор­зы­кин или Шев­чук. Од­на­ко он от­нюдь не столь апо­ли­ти­чен, как мо­жет по­ка­зать­ся. Сти­хи Ла­гу­тен­ко на­по­ми­на­ют айс­бер­ги. «Кон­тра­бан­ды» – текст, мож­но, ска­зать, ге­о­по­ли­ти­че­с­кий и да­же им­пер­ский, сши­ва­ю­щий Моск­ву с Ма­га­да­ном и Чу­кот­кой. В нём ут­верж­да­ет­ся, что «нам по­теп­ле­ние не вред­но»; ре­фре­ном про­хо­дит при­зыв рас­пи­сать яр­ки­ми кра­с­ка­ми «та­кую се­рую и нуд­ную зи­му», что за­став­ля­ет вспом­нить из­ве­ст­ную кни­гу «По­че­му Рос­сия не Аме­ри­ка» эко­но­ми­с­та Ан­д­рея Пар­ше­ва, до­ка­зы­ва­ю­ще­го, что мно­гие бе­ды Рос­сии – от её хо­лод­но­го кли­ма­та.

Ком­по­зи­ция «Про­сти, ки­с­ка» (в ан­г­лий­ском ва­ри­ан­те – Sorry, tiger) пря­мо риф­му­ет­ся с об­ще­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­тью Ла­гу­тен­ко по ох­ра­не амур­ских ти­г­ров. Эта де­я­тель­ность, воз­мож­но, боль­ше, чем про­сто дань даль­не­во­с­точ­ным кор­ням. Ведь сам Ла­гу­тен­ко, ха­рак­те­ри­зуя ти­г­ра как зве­ря «ред­ко­го, кра­си­во­го, сме­ло­го», го­во­рит, что имен­но та­кой он счи­та­ет и му­зы­ку груп­пы «Му­мий Тролль».

В тек­с­тах «Му­мий Трол­ля» пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся ок­ру­жа­ю­щая ре­аль­ность. Это да­ёт ос­но­ва­ние од­ним – как Эду­ард Ли­мо­нов – вос­хи­щать­ся ими: «Па­рень не бо­ит­ся вклю­чать в свои сти­хи про­ис­ше­ст­вия из га­зет» (в под­тверж­де­ние Ли­мо­нов ци­ти­ру­ет «Уте­кай!» и «Вла­ди­во­с­ток-2000» – са­мые, мо­жет быть, тре­вож­ные и от­ча­ян­ные). Дру­гим – как вла­ди­во­с­ток­с­кий по­эт стар­ше­го по­ко­ле­ния Бо­рис Ла­пу­зин – та же са­мая осо­бен­ность тек­с­тов Ильи да­ёт по­вод воз­му­щать­ся: «В бес­смыс­ли­це… сти­хо­твор­но­го бре­да чёт­ко вы­де­ля­ют­ся опор­ные сло­ва… Та­кие сло­ва, как «нар­ко­ма­ны», «дур­ман», «кош­ма­ры», ак­цен­ти­ро­ван­но под­чёрк­ну­тые риф­мой, ра­бо­та­ют на под­со­зна­ние под­ро­ст­ка… и, в кон­це кон­цов, на­чи­на­ют дик­то­вать по­ве­де­ние». С этим я не со­гла­шусь: Ла­гу­тен­ко не столь­ко фор­ми­ру­ет, сколь­ко от­ра­жа­ет дей­ст­ви­тель­ность, вы­сту­пая зер­ка­лом, но не про­стым, а вол­шеб­ным. Псев­до­аб­сур­дизм, за­ма­с­ки­ро­ван­ная под аб­ст­рак­цию кон­кре­ти­ка – та­кой мне ви­дит­ся од­на из ха­рак­тер­ных черт твор­че­с­кой ма­не­ры Ла­гу­тен­ко.

 

Улыб­ка как ху­до­же­ст­вен­ный ме­тод

 

Дру­гим клю­чом к по­ни­ма­нию тек­с­тов Ильи Ла­гу­тен­ко пред­став­ля­ет­ся его фир­мен­ная улыб­ка, о ко­то­рой му­зы­кант да­же спел осо­бо: «50 грамм неж­но­с­ти на сда­чу, мо­ей улыб­ки вам в при­да­чу». Это, ви­ди­мо, тот слу­чай, ког­да чер­та на­ту­ры пре­вра­ти­лась не толь­ко в эле­мент сце­ни­че­с­ко­го об­ра­за ар­ти­с­та, но и в приз­му, пре­лом­ля­ю­щую текст.

Улыб­ка не толь­ко до­пол­ня­ет, но по­рой ме­ня­ет смысл тек­с­та. Сло­ва иных пе­сен Ла­гу­тен­ко са­ми по се­бе мо­гут по­ка­зать­ся не ме­нее де­прес­сив­ны­ми, чем тек­с­ты Цоя для «Ки­но» или Кор­миль­це­ва для «На­ути­лу­са», но в со­че­та­нии с ма­не­рой по­да­чи воз­ни­ка­ет ни на что не по­хо­жее эк­лек­тич­ное блю­до. Эс­тет­ский, ино­гда да­же при­тор­ный во­кал – и од­но­вре­мен­но жё­ст­кие, нерв­ные тек­с­ты: «Он по­ре­жет ме­ня на ме­ха», «Па­да­ют сби­ты­ми «Ил-62» и по­ви­са­ют на про­во­дах»… Тра­ги­че­с­кое со­дер­жа­ние («Мы ля­жем по раз­ные сто­ро­ны по­лос», «Му­зы­ка со­рва­лась – ты ме­ня убил», «Сре­зав кры­лья о стек­ло, за­дох­нув­шись пет­лёй», «Шо­фё­ра най­дёшь сво­е­го ут­ром мёрт­вым сов­сем») ре­а­ли­зу­ет­ся сов­сем в ином клю­че. В са­мих тек­с­тах, да, при­сут­ст­ву­ет осо­зна­ние тра­гиз­ма че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни, но ма­не­ра ис­пол­не­ния ней­т­ра­ли­зу­ет этот тра­гизм, как бы при­ми­ряя че­ло­ве­ка да­же с не­из­беж­но­с­тью соб­ст­вен­ной смер­ти: «Всё не так уж важ­но…». В этой ка­жу­щей­ся не­со­че­та­е­мо­с­ти со­дер­жа­ния и фор­мы – ещё один се­к­рет «Му­мий Трол­ля».

 

Ино­пла­нет­ный гость

 

У Ильи Ла­гу­тен­ко осо­бое от­но­ше­ние к ко­с­ми­че­с­кой те­ме: тут и «Ино­пла­нет­ный гость», и «Мед­ве­ди­ца», и «До­б­рое ут­ро, пла­не­та», и «Рас­стег­нул бы твой ту­гой ска­фандр…», и «Вос­пи­тан­ник упав­шей звез­ды», и «На­чи­с­тить звёз­ды, чтоб всем бы­ло свет­лей»… На од­ной из пресс-кон­фе­рен­ций Ла­гу­тен­ко ска­зал о сво­их меч­тах – «дать кон­церт на Лу­не, про­жить ты­ся­чу лет». Тут слы­шит­ся эхо не толь­ко Ци­ол­ков­ско­го, но и Ни­ко­лая Фё­до­ро­ва. Илья Ла­гу­тен­ко – пря­мой на­след­ник рус­ских ко­с­ми­с­тов.

На­пра­ши­ва­ет­ся па­рал­лель с Га­га­ри­ным. И Га­га­рин, и Ла­гу­тен­ко – яр­ко-си­не­гла­зые, не­вы­со­кие, по­движ­ные, оба­я­тель­ные, со зна­ме­ни­ты­ми улыб­ка­ми; один по­гиб в 1968 го­ду, а вто­рой, что ин­те­рес­но, ро­дил­ся в том же го­ду. В «До­б­рое ут­ро, пла­не­та» у «Му­мий Трол­ля» на­хо­дим: «Ког­да всех нас, го­лу­бо­гла­зых пар­ней Зем­ли, при­жа­ли бё­д­ра­ми, скру­ти­ли в уз­лы, и по­са­ди­ли на ра­ке­ты борт, и увез­ли на бе­ре­га Лу­ны…». В толь­ко что вы­шед­шей ЖЗЛ-би­о­гра­фии пер­во­го ко­с­мо­нав­та, на­пи­сан­ной Львом Да­нил­ки­ным, ав­тор до­ка­зы­ва­ет: «миф Га­га­ри­на» был свя­зан не толь­ко с про­па­ган­дой, но и с тем, что ис­то­рия Га­га­ри­на чёт­ко со­от­но­си­лась с ми­фом о Хри­с­те (по­лёт в ко­с­мос – сим­во­ли­че­с­кая ги­бель, ус­пеш­ное воз­вра­ще­ние – вос­кре­се­ние). Ла­гу­тен­ко ещё рань­ше спел ров­но то же: «До­б­рое, до­б­рое, до­б­рое ут­ро, пла­не­та, я воз­вра­ща­юсь с то­го све­та».

Да и са­ми по се­бе тек­с­ты «Му­мий Трол­ля» – от­дель­ный ко­с­мос со сво­и­ми фи­зи­че­с­ки­ми и син­так­си­че­с­ки­ми за­ко­на­ми. Ла­гу­тен­ко ста­вит экс­пе­ри­мен­ты и над рус­ским язы­ком то­же. С улыб­кой лю­бо­пыт­но­го ви­ви­сек­то­ра язык ло­ма­ет­ся и вы­во­ра­чи­ва­ет­ся ав­то­ром на­из­нан­ку, слов­но про­ве­ря­ясь на проч­ность.

 

До по­след­ней кап­ли мо­ря

 

Даль­не­во­с­точ­ная эк­зо­ти­ка – од­на из глав­ных ли­ний в тек­с­тах вла­ди­во­с­ток­ца-ки­та­е­ве­да Ла­гу­тен­ко, да­ром что он дав­но вра­ща­ет­ся на иных ор­би­тах. Это ка­са­ет­ся не толь­ко «Му­мий Трол­ля», но и дру­гих про­ек­тов му­зы­кан­та – от груп­пы «Гор­но­стай», под­лин­ный смысл на­зва­ния ко­то­рой пой­мут толь­ко вла­ди­во­с­ток­цы, до кни­ги «Вла­ди­во­с­ток-3000», ко­то­рую Ла­гу­тен­ко обе­ща­ет вы­пу­с­тить уже ны­неш­ней осе­нью.

Ин­те­ре­сен об­раз мо­ря. «Про­па­дём на­сов­сем, сги­нем вдруг в оке­ан…» – на­ча­лом на­чал и кон­цом кон­цов вы­сту­па­ет не мать-зем­ля, как все­гда бы­ло при­ня­то в Рос­сии, а мо­ре. «До по­след­ней кап­ли мо­ря…» – здесь оке­ан сим­во­ли­зи­ру­ет са­му жизнь. Да­же в во­ка­ле Ильи, ка­жет­ся, слы­шат­ся ин­то­на­ции ти­хо­оке­ан­ских ча­ек.

Но все эти мно­го­чис­лен­ные лег­ко уз­на­ва­е­мые при­ме­ты вла­ди­во­с­ток­с­ко­го хро­но­то­па ру­бе­жа ве­ков – соп­ки, вол­ны, кра­бы, ма­т­ро­сы, Ша­мо­ра, бан­ди­ты, фу­ни­ку­лё­ры, тай­фу­ны – не по­да­ют­ся «в лоб». Про­стая мысль из­ла­га­ет­ся та­ким об­ра­зом, что ка­жет­ся вспыш­кой, фан­то­мом, кло­ком мор­ско­го ту­ма­на, ос­тав­шим­ся в ру­ке об­рыв­ком ла­ми­на­рии из рас­та­яв­ше­го сно­ви­де­ния.

Ла­гу­тен­ко со сво­ей ко­ман­дой дал го­лос безъ­я­зы­ко­му по­ко­ле­нию безъ­я­зы­кой тер­ри­то­рии – рос­сий­ско­му Даль­не­му Вос­то­ку кон­ца ХХ ве­ка. Это бла­го­да­ря «Му­мий Трол­лю» вот имен­но что «мне чай­ки вдруг за­пе­ли на зна­ко­мом язы­ке». Даль­не­во­с­точ­ная ми­фо­ло­гия ока­за­лась вы­ве­де­на на куль­тур­ную ор­би­ту, по­ки­нув гет­то про­вин­ци­аль­но­с­ти. Воз­ник осо­бый мир, где в под­во­рот­нях оби­та­ют «ма­ни­а­ки», ва­ля­ют­ся квер­ху ко­лё­са­ми взо­рван­ные джи­пы, где от люб­ви уми­ра­ют бан­ди­ты и пе­ре­во­зит­ся кон­тра­бан­дой теп­ло сер­дец в кон­тей­не­рах. Это мир «Му­мий Трол­ля», но од­но­вре­мен­но и мир Вла­ди­во­с­то­ка – пусть да­же Вла­ди­во­с­то­ка ка­кой-то иной, па­рал­лель­ной ре­аль­но­с­ти.


Василий АВЧЕНКО,
г. ВЛАДИВОСТОК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования