Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 30.09.2011

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

 ТОЧ­КА ПО­СТАВ­ЛЕ­НА НЕ БУ­ДЕТ

 

Но­вая кни­га по­пу­ляр­но­го даль­не­во­с­точ­но­го по­эта Ива­на Ше­пе­ты «Об­раз дей­ст­вия – об­сто­я­тель­ст­ва» (из­да­тель­ст­во «Ва­лен­тин») на­по­ми­на­ет со­бой сво­е­об­раз­ный «дем­бель­ский аль­бом», в та­ком сти­ле и вы­пол­не­на: мно­го фо­то­гра­фий, про­сле­жи­ва­ю­щих жиз­нен­ный путь ав­то­ра, за­ду­шев­ные ли­ри­че­с­кие сти­хи, поч­ти днев­ни­ко­вые за­пи­си-эс­се. Ка­жет­ся, че­ло­век ждёт не дож­дёт­ся, ког­да же окон­чит­ся срок его служ­бы.

 

Дол­гой ходь­бой уто­мив бо­га­тыр­скую кость,

Ра­ди од­ной, от ходь­бы мо­ло­де­ю­щей строч­ки,

Ся­дешь за стол и вко­ло­тишь за­дум­чи­во гвоздь

Глу­бо­ко­мыс­лен­ной и убе­ди­тель­ной точ­ки.

И за­лю­бу­ешь­ся: точ­ка – а как хо­ро­ша!

На­до бы жить, но ду­ша уже не­о­сто­рож­на:

В точ­ке мол­ча­ния в не­бо стре­мит­ся ду­ша,

И от по­лё­та её удер­жать не­воз­мож­но.

 

По­этам во­об­ще свой­ст­вен­ны пес­си­ми­с­ти­че­с­кие нот­ки, осо­бен­но ког­да те­бе за пять­де­сят, и Ше­пе­та не ис­клю­че­ние. Они все­гда ба­лан­си­ру­ют на гра­ни све­та и тьмы. Вновь о «точ­ке»:

 

Из за­поя вы­шел в оди­ноч­ку.

Мед­лен­но. Му­чи­тель­но. В три дня.

В этом де­ле на­до б ста­вить точ­ку,

да по­ста­вил дья­вол на ме­ня!

У не­го та­ких, как я, не­мно­го,

как су­хих по­ле­нь­ев на рас­пыл,

кто был в дет­ст­ве по­це­ло­ван Бо­гом,

а по­том об этом по­за­был…

 

Ци­ти­ро­вать хо­чет­ся даль­ше, по­сколь­ку сти­хи по­эта дей­ст­ви­тель­но вы­ра­зи­тель­ны и со­дер­жа­тель­но глу­бо­ки, но боль­ше не бу­ду, что­бы не на­вя­зы­вать чи­та­те­лю свой вкус. К то­му же, этот ав­тор ему из­ве­с­тен, он до­воль­но ча­с­то пе­ча­та­ет­ся в на­шей га­зе­те. Бук­валь­но две не­де­ли на­зад на стра­ни­цах «ЛР» по­явил­ся его очерк «Ма­с­тер от­кли­ка» – об од­ном даль­не­во­с­точ­ном по­лу­гра­фо­ма­не-по­лу­про­хо­дим­це, быв­шем при­яте­ле Ше­пе­ты. Это эс­се-на­блю­де­ние о при­мор­ских ли­те­ра­тур­ных нра­вах во­шло и в дан­ную кни­гу. И ес­ли Ше­пе­та в этом и дру­гих очер­ках ис­сле­ду­ет жизнь ли­те­ра­тур­ных на­се­ко­мых, кен­та­в­ров и джо­ке­ров, то мне бы­ло лю­бо­пыт­но изу­чать по «дем­бель­ско­му аль­бо­му» сто­я­ние и хож­де­ние са­мо­го «сверх­сроч­ни­ка», от юно­с­ти до зре­ло­с­ти. Да­же по сти­хам, не толь­ко по би­о­гра­фи­че­с­ким эс­се и фо­то­гра­фи­ям. Что ж, на­ту­ра цель­ная, пре­дан­ная из­люб­лен­но­му вы­бран­но­му де­лу – твор­че­ст­ву. Он сам се­бя не­сколь­ко иро­нич­но, но от­кро­вен­но на­зы­ва­ет по­этом «фе­то-тют­чев­ско­го» пла­на. Цель, по край­ней ме­ре, за­яв­ле­на вы­со­кая. Но ес­ли всю жизнь не стре­мить­ся к вер­ши­не, то так и ос­та­нешь­ся у её под­но­жия, как не­кий даль­не­во­с­точ­ный по­эт «БЛа-БЛа-БЛа», под­лин­но­го име­ни ко­то­ро­го Ше­пе­та так и не от­кры­ва­ет. Да та­ких мно­го по всей Рос­сии, во все вре­ме­на, пусть это бу­дет со­би­ра­тель­ный об­раз.

Но нель­зя ска­зать, что и сам Иван Ше­пе­та уже до­ста­точ­но пре­ус­пел, со­сто­ял­ся как по­эт и эс­се­ист и мо­жет пе­ре­дох­нуть на ла­в­рах. В сти­хах по­рой встре­ча­ют­ся во­все не по­эти­че­с­кие, ко­ря­вые строч­ки, не­ров­ный ритм, гла­голь­ные при­ми­тив­ные риф­мы. А то и та­кие: «по­хме­ль­ем – Еме­ли­ным», «не по­зо­ря – по­дво­рья», «из­гнал – про­вал», «тро­нешь – дав­но уж», «под­ло – код­ла» и т.д. Фет с Тют­че­вым так бы не на­пи­са­ли, ещё бы по­си­де­ли над сти­ха­ми, по­ра­бо­та­ли, от­шли­фо­ва­ли бы до со­вер­шен­ст­ва, что­бы ни суч­ка ни за­до­рин­ки. Од­на­ко в этой кни­ге со­бра­на по-на­сто­я­ще­му цель­ная су­гу­бо муж­ская ли­ри­ка. Внеш­не она эмо­ци­о­наль­но сдер­жан­ная, но на са­мом де­ле, ес­ли вду­мать­ся и рас­ши­ф­ро­вать мно­го­слой­ные ме­та­фо­ры ав­то­ра или рез­кие, по­рой про­ры­ва­ю­щи­е­ся из-под его пе­ра гнев­ные от­по­ве­ди че­ло­ве­че­с­кой под­ло­с­ти и без­ду­шию, то по­эзия Ше­пе­ты вы­гля­дит пси­хо­ло­ги­че­с­ки дра­ма­тич­но, с от­тен­ка­ми ра­зо­ча­ро­ва­ния и от­ча­я­ния. Не­лег­ка жизнь по­эта в со­вре­мен­ной Рос­сии. Да и про­за­и­ка то­же. Вну­т­рен­ний раз­лад и дис­ком­форт, свя­зан­ный с про­жи­ва­ни­ем в стра­не про­иг­рав­ше­го со­ци­а­лиз­ма, пре­одо­ле­ва­ет­ся у Ше­пе­ты лю­бо­вью к прав­де, ка­кой бы горь­кой она ни бы­ла, ве­рой в кра­со­ту, «ко­то­рая спа­сёт мир». Ведь вид­но же, что под­сту­па­ю­щее от­ча­я­ние у ав­то­ра пре­воз­мо­га­ет­ся на­деж­дой на луч­шее, не­смо­т­ря ни на что. Иван Ше­пе­та вы­рос в этой сво­ей но­вой кни­ге на це­лую го­ло­ву. На­ру­шу дан­ный обет и про­ци­ти­рую ещё од­но чет­ве­ро­сти­шие:

 

Как пар от уст, лег­ко моё про­ро­че­ст­во.

Жи­вёт от­дель­но в су­ма­то­хе дня.

Его сво­бо­да – сте­пень оди­но­че­ст­ва

от­дель­ных нас. И Бо­га, и ме­ня.

 

Пост­скрип­тум. А по­че­му же кни­га на­зы­ва­ет­ся имен­но так? Я ду­маю, на­зва­ние это не­удач­ное, не от­ра­жа­ет ни ос­нов­ной идеи сбор­ни­ка, ни жиз­нен­ной по­зи­ции ав­то­ра. Ес­ли все­гда дей­ст­во­вать толь­ко «по об­сто­я­тель­ст­вам», то ты ско­рее дол­жен быть чи­нов­ни­ком от ли­те­ра­ту­ры, по­этом «БЛа-БЛа-БЛа», но не Фе­том или Тют­че­вым. Ид­ти на­пе­ре­кор об­сто­я­тель­ст­вам – вот под­лин­ный путь и судь­ба по­эта в Рос­сии. По­то­му-то и дра­ма­тич­на, как пра­ви­ло. По­эти­че­с­кие вер­ши­ны кру­ты и ко­вар­ны, а глав­ное – чем-то все­гда жерт­ву­ешь ра­ди одо­ле­ния их, хо­тя бы лич­ным сча­с­ть­ем. А то и са­мой жиз­нью.


 

КТО СПА­СЁТ МИР И НУЖ­НО ЛИ ЕГО ВО­ОБ­ЩЕ СПА­САТЬ?

 

«Про­за Оль­ги Но­ви­ко­вой оза­да­чи­ва­ет, – ска­зал Па­вел Ба­син­ский об этом ав­то­ре, имея, оче­вид­но, в ви­ду и её но­вый ро­ман «Хри­с­тос был жен­щи­ной» (из­да­тель­ст­ва «АСТ» и «Ас­т­рель»). – Она вол­ну­ет, тре­во­жит, ца­ра­па­ет со­зна­ние, вы­би­ва­ет из при­выч­ной ду­шев­ной ко­леи. Ав­тор та­лант­ли­во (спо­ру нет) ста­вит над сво­и­ми ге­ро­я­ми и ге­ро­и­ня­ми ка­кой-то ду­шев­ный экс­пе­ри­мент и с ин­те­ре­сом на­блю­да­ет, как они из этих си­ту­а­ций вы­би­ра­ют­ся». Оза­да­чи­ла и ме­ня эта кни­га, вы­звав­шая лёг­кий бриз и ве­те­рок в Ин­тер­не­те, но из ду­шев­ной ко­леи не вы­би­ла. Не та­кие мы впе­чат­ли­тель­ные и ещё не то чи­та­ли. Не так-то про­сто нас вы­ши­бить из сед­ла… А оза­да­чи­ла она ме­ня, в пер­вую оче­редь, сво­им на­зва­ни­ем, в сти­ле Дэ­на Бра­у­на и про­чих за­пад­ных хри­с­ти­ан­ских ре­ви­зи­о­ни­с­тов, вы­дви­га­ю­щих вер­сии, что и Ио­анн Бо­го­слов был де­вуш­кой, и что сын был у Ии­су­са от Ма­рии Маг­да­ли­ны, да и са­ма она чуть ли не уп­рав­ля­ла Хри­с­том и яв­ля­ет­ся глав­ной в не­бес­ной ие­рар­хии.

Од­на­ко, сла­ва Бо­гу, кни­га ока­за­лась сов­сем о дру­гом. Нет, там есть не­кие ан­ти­хри­с­ти­ан­ские по­зы­вы, на­при­мер, со­зда­ние од­ной из ге­ро­инь эзо­те­ри­че­с­ко­го Са­ло­на, где она вос­соз­да­ёт ле­о­нар­дов­скую фре­с­ку «Тай­ная ве­че­ря» из жи­вых лю­дей. Толь­ко не из муж­чин, изо­б­ра­жа­ю­щих в точ­ных по­зах апо­с­то­лов, а по­лу­оде­тых, си­дя­щих за длин­ным сто­лом жен­щин, её по­дру­жек. Бо­лее на­по­ми­на­ю­щих по жиз­ни пер­со­на­жей аме­ри­кан­ско­го филь­ма «Секс в боль­шом го­ро­де». Ну, блажь та­кая при­шла в го­ло­ву. Луч­ше бы ко­ров по­ш­ла по­до­ить. Эта кре­а­тив­щи­ца к сво­им трид­ца­ти го­дам ус­пе­ла окон­чить кон­сер­ва­то­рию, за­щи­тить дис­сер­та­цию, ос­но­вать ка­кую-то фир­му, а те­перь ду­рью ма­ет­ся.

По­дру­ги её то­же не лы­ком ши­ты. Кри­с­та, Ли­на, Ва­си­ли­са, ещё кто-то, не за­пом­нил. Каж­дая из них че­го-ни­будь да сто­ит, в ма­те­ри­аль­ном смыс­ле, да и моз­гов де­вать не­ку­да. При­вле­ка­тель­но­с­тью то­же не оби­же­ны. Сло­вом, во­пло­ще­ние со­вре­мен­ной жен­щи­ны и жен­ст­вен­но­с­ти. Так и в ан­но­та­ции на­пи­са­но: «Жен­щи­на мо­жет по­гиб­нуть, но мо­жет и вос­крес­нуть, ес­ли дол­го и че­ст­но ищет гар­мо­нию с ми­ром; и ес­ли, ко­неч­но, это­му ми­ру ве­рит. Дерз­кая кни­га о при­клю­че­ни­ях Жен­ст­вен­но­с­ти». А даль­ше – боль­ше: «В пар­ке жен­ской про­зы (луч­ше бы – в ав­то­пар­ке. – А.Т.) мно­же­ст­во тём­ных ал­лей, за­во­ра­жи­ва­ю­щих и вол­ну­ю­щих. Хо­зяй­кой од­ной из них дав­но ста­ла Оль­га Но­ви­ко­ва. В её но­вом ро­ма­не на до­лю Жен­ст­вен­но­с­ти (а че­го всё с боль­шой бук­вы-то? – А.Т.) вы­па­да­ют оче­ред­ные ис­пы­та­ния… За­блуж­да­ет­ся тот, кто ду­ма­ет, что ми­ром пра­вят муж­чи­ны. За две ты­ся­чи лет они за­ве­ли че­ло­ве­че­ст­во в ту­пик. Оль­га Но­ви­ко­ва до­ка­зы­ва­ет, что мир спа­сут жен­щи­ны. И не ге­рои из ста­рых кни­жек, а со­вре­мен­ные трид­ца­ти­лет­ние го­ро­жан­ки, по­хо­жие на на­ших род­ных и зна­ко­мых. Ни­кто не за­быт в ро­ма­не: тут и Ева, оча­ро­ва­тель­ная биз­нес-ле­ди с твор­че­с­ки­ми на­клон­но­с­тя­ми (та са­мая ими­та­тор­ша «Тай­ной ве­че­ри». – А.Т.), и чи­с­тая ду­шой жур­на­ли­ст­ка Кри­с­та, и на­глая Ва­си­ли­са». Ко­ро­че, жен­ский ро­ман для жен­щин баль­за­ков­ско­го воз­ра­с­та. Им по­нра­вит­ся, а «все муж­чи­ны – сво…». Ген­дер­ная про­за из тём­ных ал­лей под­со­зна­ния. Нет, я го­тов со­гла­сить­ся, что мир спа­сут жен­щи­ны, толь­ко он всё рав­но по­гиб­нет, по­то­му что они пре­вра­тят­ся в муж­чин.

Пост­скрип­тум. Осо­бен­ность этой кни­ги ещё и вот в чём. Каж­дая из гла­вок име­ет под­за­го­ло­вок по име­ни од­ной из ге­ро­инь, ко­то­рая на дан­ный мо­мент вы­дви­га­ет­ся на пер­вый план. Это очень удоб­но для пре­сы­щен­но­го чи­та­те­ля-муж­чи­ны. Я, к при­ме­ру, по­на­ча­лу чи­тал всё под­ряд, а по­том на­до­ело, на­ску­чи­ло. Вы­брал се­бе пер­со­наж­ку (мне Кри­с­та по­нра­ви­лась) и стал про­сма­т­ри­вать толь­ко те гла­вы, где она обо­зна­че­на кур­си­вом. Как ду­шев­но не­сча­ст­ная жен­щи­на с на­глой кры­сой в сво­ей квар­ти­ре во­ю­ет, пре­сле­ду­ю­щих её мух звер­ски из­нич­то­жа­ет, от­ца про­пав­ше­го ищет, а ког­да на­хо­дит его все­го во вшах, тот её и не уз­на­ет во­все. Бом­жов­ская ам­не­зия. За­то на­хо­дит лю­бовь. И, как ни стран­но, у муж­чи­ны. Это опять же к то­му, кто спа­са­ет не толь­ко ка­кой-то там мир, но и пси­хо­па­ти­че­с­ких жен­щин.


 

СТА­РЫЙ КОНЬ БО­РОЗ­ДЫ НЕ ИС­ПОР­ТИТ…

 

Есть та­кая рас­хо­жая фра­за: «про­чи­тал кни­гу на од­ном ды­ха­нии». Глу­пая до­воль­но-та­ки фра­за, штам­по­ван­ная, да к то­му же хо­ро­шее про­из­ве­де­ние на­до чи­тать мед­лен­но, ды­ша глу­бо­ко и ров­но. Не зал­пом, как круж­ку пи­ва. Хо­тя и это то­же на­слаж­да­ет. И в дан­ном (мо­ем) слу­чае вы­ше­при­ве­дён­ная фра­за «сра­бо­та­ла». К ро­ма­ну Вла­ди­ми­ра Ко­жев­ни­ко­ва «От­цы и ма­те­ри» (без ука­за­ния из­да­тель­ст­ва, оче­вид­но, за счёт средств ав­то­ра) я по­на­ча­лу от­нёс­ся не­сколь­ко скеп­ти­че­с­ки, как во­об­ще в по­след­нее вре­мя от­но­шусь ко всем кни­гам (на­до­ели, са­мо­му от них пи­сать не­ког­да), но, взяв­шись за труд про­чте­ния, ос­та­но­вить­ся уже не мог. Так за па­ру ча­сов и одо­лел. С удо­воль­ст­ви­ем, на­до ска­зать. Язык про­стой, на­род­ный, по-ка­зац­ки ко­ло­рит­ный и ём­кий. Мно­гие сло­ва и вы­ра­же­ния пи­са­тель вы­та­щил из ис­то­ри­че­с­ко­го за­бы­тья, и они как-то ла­с­ка­ют слух в ок­ру­жа­ю­щей со всех сто­рон гла­мур­ной пле­се­ни: «зи­мо­гор», «ни­ще­б­род», «ухаб­ка», «ма­зар­ки», «урос­ли­вый», «вянь­гать» и дру­гие сло­ва-ди­а­лек­тизмы орен­бург­ско­го ка­за­че­ст­ва. Их толь­ко в Тол­ко­вом сло­ва­ре Да­ля и мож­но ра­зы­с­кать. И ав­тор ими ни­сколь­ко не зло­упо­треб­ля­ет, чув­ст­ву­ет речь пер­со­на­жей, ког­да без этих слов ге­ро­ям не обой­тись.

И сю­жет знат­ный. На­ка­ну­не и во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. А по­том ещё и кол­ча­ков­щи­на по­ка­за­на. Прав­ди­во, не так, как в по­след­нем конъ­юнк­тур­ном филь­ме с Ха­бен­ским и Ли­зой Бо­яр­ской. Ведь «Вер­хов­ный Пра­ви­тель Рос­сии» был весь­ма без­жа­ло­ст­ным и да­ле­ко не об­раз­цо­вым ад­ми­ра­лом-во­е­на­чаль­ни­ком, без ма­лей­ше­го сму­ще­ния от­дал при­каз ге­не­ра­лу Кап­пе­лю рас­ст­ре­лять всех плен­ных во впер­вые со­здан­ных конц­ла­ге­рях, – тех, кто не пе­рей­дёт на сто­ро­ну бе­лых. И про­дол­жал, как ни в чём не бы­ва­ло, на­пе­вать свой лю­би­мый ро­манс:

– Го­ри, го­ри, моя звез­да…

Об­ду­мы­вая, на­вер­ное, рас­про­да­жу Рос­сии стра­нам Ан­тан­ты. Кол­ча­ков­цы бро­са­ли ты­ся­чи ти­фоз­ных и за­мёрз­ших от мо­ро­за ра­не­ных, тру­пы ко­то­рых по­том при­хо­ди­лось сжи­гать, пе­ре­ло­жив, как по­лен­ни­цы дров, брёв­на­ми, что­бы луч­ше го­ре­ли. Об этом ещё в 20-е го­ды пи­сал Все­во­лод Ива­нов. Да и «Да­у­рия» о том же. И «Мо­ло­ко вол­чи­цы», и дру­гие ро­ма­ны о ка­за­че­ст­ве. А об орен­бург­ском и ураль­ском ка­за­че­ст­ве пи­сал ведь и сам па­т­ри­арх рус­ской ли­те­ра­ту­ры А.С. Пуш­кин в «Ка­пи­тан­ской доч­ке» и в «Ис­то­рии Пу­га­чёв­ско­го бун­та». Кста­ти, пред­ки Ко­жев­ни­ко­ва пря­та­ли на сво­ём ху­то­ре Еме­ль­я­на Пу­га­чё­ва, из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние пе­ре­да­ва­ли ле­ген­ды и о нём са­мом, и о ка­за­чь­их пред­во­ди­те­лях Не­чае и Ша­мае, о зна­ме­ни­той ста­ру­хе-ска­зи­тель­ни­це Гуг­ни­хе и дру­гих ос­тав­ших­ся в люд­ской па­мя­ти ха­рак­тер­ных лич­но­с­тях. Вот от­ку­да у ав­то­ра та­кие ро­до­вые зна­ния, та­кой язык и та­кая лю­бовь к от­че­му краю. Сам ведь он ро­дил­ся семь­де­сят один год на­зад на юж­но-ураль­ской стан­ции Биш­киль Че­бар­куль­ско­го рай­о­на Че­ля­бин­ской об­ла­с­ти, про­шёл ра­бо­чие строй­ки, ва­гон­ное де­по, хим­ком­би­на­ты, ре­мес­лен­ное учи­ли­ще, а по­том уже по­лу­чил и выс­шее об­ра­зо­ва­ние. Из­дал 23 кни­ги ро­ма­нов, по­ве­с­тей, рас­ска­зов, ле­генд, ска­зок, сти­хов и до­ку­мен­таль­но-ис­то­ри­че­с­ких сбор­ни­ков. Ещё и как пе­ре­вод­чик с ино­ст­ран­ных язы­ков вы­сту­пал. От­ме­чен пре­ми­я­ми им. В.Шук­ши­на и С.Ба­ба­ев­ско­го.

Ро­ман на­чи­на­ет­ся с то­го, как се­ми­лет­няя де­воч­ка, ос­ту­пив­шись, па­да­ет в хо­лод­ный ко­ло­дец. Сра­зу взят та­кой ос­т­рый за­чин, ког­да с не­о­сла­бе­ва­ю­щим вни­ма­ни­ем сле­дишь за её ба­рах­та­нь­ем в во­де, не в си­лах по­мочь. Га­да­ешь: вы­жи­вет или нет? У этой дев­чуш­ки есть ка­за­чья во­ля и ха­рак­тер. Ма­нюш­ку спас­ли её млад­шая се­с­т­ра и сов­сем древ­няя ста­ру­ха, все ос­таль­ные жи­те­ли се­ла бы­ли на се­но­ко­се. Так жи­вут и дей­ст­ву­ют и все ос­таль­ные пер­со­на­жи ро­ма­на: со­об­ща, друж­но, с жаж­дой жиз­ни, с пол­ной от­да­чей сил на бла­го друг дру­гу. Жи­вут труд­но, по­рой горь­ко, с дра­ма­ти­че­с­ки­ми кол­ли­зи­я­ми, но, в то же вре­мя, ра­до­ст­но, свет­ло и с лю­бо­вью. Жи­вут че­ст­но и спра­вед­ли­во. Как те­перь не жи­вут.

Пост­скрип­тум. Од­на­ко и это на­зва­ние ро­ма­на по­ка­за­лось мне не слиш­ком удач­ным и вы­ра­зи­тель­ным. Ка­кое-то оно стан­дарт­ное, шаб­лон­ное. За ним, ес­ли ав­тор на­ду­ма­ет пи­сать про­дол­же­ние, долж­ны по­сле­до­вать «Сы­но­вья и до­че­ри», по­том «Вну­ки и внуч­ки», а так и до «Жу­чек и му­рок» дой­дёт. Впро­чем, по­ко­ле­ния мель­ча­ют и вы­рож­да­ют­ся, и как бы нам дей­ст­ви­тель­но не пре­вра­тить­ся в со­бак да ко­шек.


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования