Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 14.10.2011

Высоты Бориса Лавренёва

В со­тый раз по­го­во­рим об эк­ра­ни­за­ци­ях. Речь пой­дёт о под­лин­ной ли­те­ра­ту­ре, хо­тя и по­лу­за­бы­той.

Но­вый фильм ре­жис­сё­ра Ген­на­дия Ива­но­ви­ча По­ло­ки «Око за око» – эк­ра­ни­за­ция клас­си­че­с­кой по­ве­с­ти Бо­ри­са Ла­в­ре­нё­ва. Фильм о том, как рус­ские, да и все бу­ду­щие со­вет­ские лю­ди ис­треб­ля­ли друг дру­га на граж­дан­ской вой­не, ког­да ли­ния фрон­та про­хо­ди­ла пря­ми­ком че­рез из­бы и квар­ти­ры, че­рез се­мьи. По­лу­чил­ся фильм-ан­ти­штамп. Этим он и ог­ло­уши­ва­ет. Ре­жис­сёр про­ни­ка­ет в эпо­ху, не счи­та­ясь с по­ли­ти­че­с­кой конъ­юнк­ту­рой. Он на неё пле­вал с вы­со­кой ко­ло­коль­ни, с ко­то­рой сни­мал раз­но­цве­тье ба­за­ра в про­вин­ци­аль­ном го­род­ке на гра­ни­це Рос­сии и Бе­ло­рус­сии.

Не­уже­ли про граж­дан­скую вой­ну мож­но сни­мать не тре­мя ак­кор­да­ми, не че­тырь­мя штам­па­ми? О са­мом вли­я­тель­ном штам­пе на­ше­го вре­ме­ни в на­ча­ле 90-х на­пи­сал Бо­рис Чи­чи­ба­бин:

 

Мне чужд азарт пьян­чуг и крас­но­ба­ев,

цве­та зна­мён сме­нив­ших на очах,

в чьих свят­цах бы­ли Ле­нин и Ча­па­ев,

а нын­че вдруг – Сто­лы­пин да Кол­чак...

 

Борис ЛАВРЕНЁВ
Борис ЛАВРЕНЁВ

Это не­прав­да, что в со­вет­ском ки­но бе­лых по­ка­зы­ва­ли сплошь чу­до­ви­ща­ми. В ли­те­ра­ту­ре о граж­дан­ской вой­не тон за­да­ва­ли Шо­ло­хов, Ла­в­ре­нёв, Фа­де­ев, Виш­нев­ский. Аги­та­ци­он­ная ка­ри­ка­тур­ность счи­та­лась дур­ным то­ном. Пол­ков­ник Бо­роз­дин из «Ча­па­е­ва» – тра­ги­че­с­кая фи­гу­ра, ни­сколь­ко не шар­же­вая. А офи­це­ры из «Оп­ти­ми­с­ти­че­с­кой тра­ге­дии», с ко­то­ры­ми рас­пра­вил­ся Во­жак – раз­ве мы им не со­чув­ст­ву­ем? А еса­ул Кал­мы­ков из «Ти­хо­го До­на» – не­уж­то это ка­ри­ка­ту­ра? «Око за око» за­став­ля­ет вспом­нить ещё один ста­рень­кий фильм о граж­дан­ской – «Звёз­ды и сол­да­ты» Мик­ло­ша Ян­чо. Там по­ка­за­на ме­ха­ни­ка убий­ст­ва, ка­ра­те­ли с обе­их сто­рон ли­нии фрон­та. Од­ним из ав­то­ров сце­на­рия со­вет­ско-вен­гер­ско­го филь­ма был ярый ком­му­ни­с­ти­че­с­кий ох­ра­ни­тель Г.Мди­ва­ни. Меж­ду про­чим, «дог­ма­тик» Мди­ва­ни и в «Мо­ём дя­де Ми­ше» по­ка­зал се­бя ку­да бо­лее му­д­рым ле­то­пис­цем рус­ской сму­ты, чем ав­то­ры со­вре­мен­но­го «Кол­ча­ка» – ком­пью­тер­но при­на­ря­жен­но­го, цвет­но­го, но слиш­ком чёр­но-бе­ло­го… Вот эсе­ров, анар­хи­с­тов в со­вет­ском ки­но дей­ст­ви­тель­но ча­с­тень­ко по­ка­зы­ва­ли не­го­дя­я­ми с пе­ре­ко­шен­ны­ми ли­ца­ми. А на бе­лых смо­т­ре­ли с гру­с­тью, с ува­жи­тель­ным со­жа­ле­ни­ем. Ес­ли при­гля­деть­ся да­же к филь­му «Клят­ва» (офи­ци­оз­нее – не­ку­да!), мы за­ме­тим, что мра­мор­ный ге­рой Бо­го­лю­бо­ва мог бы в го­ды граж­дан­ской со­чув­ст­во­вать бе­лым. А вот троц­ки­с­там – ни­ког­да! И мы ви­дим, как в трид­ца­тые он врас­та­ет в со­вет­скую жизнь, ста­но­вит­ся её со­зи­да­те­лем.

 

Ла­в­ре­нёв ус­пел по­во­е­вать и в цар­ской ар­мии, и за бе­лых, и за крас­ных. Без не­го не­воз­мож­но пред­ста­вить ни ли­те­ра­ту­ру, ни ки­не­ма­то­гра­фию ХХ ве­ка. «Со­рок пер­во­го» эк­ра­ни­зи­ро­ва­ли дваж­ды – и оба ра­за яр­ко, не­за­бы­ва­е­мо. А ещё – «Рас­сказ о про­стой ве­щи», «Седь­мой спут­ник». По «Седь­мо­му спут­ни­ку» пол­ве­ка на­зад сни­ма­ли и ки­но­фильм, и те­ле­спек­такль. Пер­вым за­яв­ку на эк­ра­ни­за­цию «Седь­мо­го спут­ни­ка» про­бил имен­но Ген­на­дий По­ло­ка, но от съё­мок его тог­да от­тес­ни­ли. Вы­шел фильм, в ко­то­ром глав­ную роль иг­рал Ан­д­рей По­пов, а в те­ле­ви­зи­он­ной по­ста­нов­ке – Ге­ор­гий Коль­цов, чья аре­с­тант­ская судь­би­на пе­ре­кли­ка­лась с би­о­гра­фи­ей ге­роя. Это бы­ли се­рь­ёз­ные, за­мет­ные ра­бо­ты, но зо­ло­тую жи­лу ла­в­ре­нёв­ской про­зы они не ис­чер­па­ли. И вот на­ста­ло вре­мя тре­ть­ей, ре­ши­тель­ной, эк­ра­ни­за­ции.

И свер­ши­лось: но­вый фильм под­ни­ма­ет нас на уро­вень про­бле­ма­ти­ки, ко­то­рая ин­те­ре­со­ва­ла Ла­в­ре­нё­ва, от­ры­вая и от ко­мик­сов «про ан­ти­со­вет­ско­го быч­ка», и от си­с­те­мы за­пре­тов со­вет­ско­го вре­ме­ни. В филь­ме, на­пол­нен­ном рас­ст­ре­ла­ми и си­рот­ст­вом, по­свер­ки­ва­ет юмор, есть ак­тёр­ские ре­при­зы, на­по­ми­на­ю­щие про «Ре­с­пуб­ли­ку ШКИД» то­го же ав­то­ра. Су­ма­то­ха сму­ты тра­ги­ко­мич­на. Ген­на­дий По­ло­ка зна­ет толк в ба­ла­ган­ной эс­те­ти­ке, но в этой ра­бо­те она скром­но впле­те­на в стро­гую по­ве­ст­во­ва­тель­ную кан­ву.

Фильм уже от­ме­чен при­за­ми за ак­тёр­ский ан­самбль. Я бы вы­де­лил три ра­бо­ты.

 

Ог­ром­ная, тя­же­лен­ная роль до­ста­лась Ми­ха­и­лу Па­хо­мен­ко – ак­тё­ру Ка­луж­ской дра­мы. Весь фильм для не­при­ка­ян­но­го ге­роя – хож­де­ние по му­кам. На его гла­зах рас­ст­ре­ли­ва­ют «быв­ших» толь­ко за про­ис­хож­де­ние – по­сле по­ку­ше­ния на Ле­ни­на. Ка­жет­ся, не мо­жет быть че­ло­ве­ка не­сча­ст­нее, а ста­рик Ада­мов щу­рит­ся на солн­це, как ре­бё­нок, и не оже­с­то­ча­ет­ся. Ге­не­рал-пра­во­вед, ис­ку­пив­ший клас­со­вые гре­хи на долж­но­с­ти тю­рем­ной прач­ки, он ока­зы­ва­ет­ся в Крас­ной ар­мии.

По­бе­дой филь­ма стал и Вла­ди­мир Гос­тю­хин. Его ге­рой – су­ро­вый че­ло­век с ман­да­том ре­во­лю­ции – си­лён и слаб. Он и же­лез­ный ко­мис­сар в ко­жан­ке, и «бе­лый во­рон» – это дав­няя те­ма Гос­тю­хи­на. Ге­рой Ла­в­ре­нё­ва зна­чи­тель­но мо­ло­же ак­тё­ра, об­раз при­шлось при­но­ро­вить к фак­ту­ре ак­тё­ра. По­лу­чил­ся че­ло­век бо­лее опыт­ный, бо­лее го­ре­мыч­ный… Ког­да ещё по­ка­зать се­бя ак­тё­ру, как не с та­кой ли­те­ра­ту­рой и ре­жис­су­рой?

 

По­жа­луй, луч­шую свою роль в ки­но сы­г­рал Эрнст Ро­ма­нов – ак­тёр, ко­то­рый смо­ло­ду умел изо­б­ра­жать ста­ри­ков. Сни­мал­ся он ча­с­то – то и де­ло за­ха­жи­вал в по­сред­ст­вен­ные ки­но­кар­ти­ны то сле­до­ва­те­лем, то под­след­ст­вен­ным, то на­чаль­ни­ком, ко­то­рый под­дер­жи­ва­ет или оха­и­ва­ет глав­но­го ге­роя. «Око за око» по­ка­зал, что ак­тёр спо­со­бен и об­рить­ся на­го­ло, и со­здать ха­рак­тер ста­ро­ре­жим­но­го гор­де­ца от ут­ро­бы до ре­флек­сии. А мы уж и не жда­ли.

У ак­тё­ров по­лу­чи­лось глав­ное: они под­ня­лись на вы­со­ты на­сто­я­щей ли­те­ра­ту­ры и за­се­ли там с ма­у­зе­ра­ми под ко­ман­до­ва­ни­ем ре­жис­сё­ра, ко­то­рый во­ю­ет в ки­не­ма­то­гра­фе уже пол­ве­ка. Как уда­лось По­ло­ке от­бро­сить инер­цию соб­ст­вен­ной ма­с­ти­то­с­ти и со­чи­нить фильм, ко­то­рый бу­дут смо­т­реть и во вто­рой по­ло­ви­не ХХI ве­ка? Бу­дут, как ми­лень­кие – ведь смо­т­рят се­го­дня «Ре­с­пуб­ли­ку ШКИД», а «Око за око» той дав­ней кар­ти­не не ус­ту­пит. На­де­юсь, что и че­рез 50 лет со­хра­нит­ся рус­ское офи­цер­ст­во.

 

Рос­сия – стра­на во­ин­ская. Се­го­дня мно­гие хо­тят из во­ин­ской пре­вра­тить её в бан­дит­скую – и, к со­жа­ле­нию, им мно­гое уда­ёт­ся. А Ген­на­дий По­ло­ка объ­яс­ня­ет­ся в люб­ви ар­мии, офи­цер­ст­ву. К чи­нов­ни­кам и ба­рыш­ни­кам он от­но­сит­ся с ку­да мень­шим ува­же­ни­ем – как и Ла­в­ре­нёв. Гру­ст­но, что силь­ный, вы­да­ю­щий­ся фильм не вы­шел на ши­ро­кий эк­ран. Он дол­жен стать боль­шим со­бы­ти­ем, он это­го до­сто­ин, но… не пой­дут мил­ли­о­ны зри­те­лей в ки­но­за­лы на «Око за око». Про­сто-на­про­с­то воз­мож­но­с­тей та­ких у них не бу­дет: фильм не стал афиш­ным для ки­но­те­а­т­ров. То ли про­кат­чи­ки – «ли­хие су­по­ста­ты», то ли ау­ди­то­рия оди­ча­ла. На­деж­да – на до­маш­ние про­смо­т­ры. Воз­мож­но – на те­ле­ка­нал «Куль­ту­ра». А цен­т­раль­ные, об­ще­до­с­туп­ные те­ле­ка­на­лы та­кое ки­но по­ка­зы­ва­ют, как пра­ви­ло, толь­ко под ут­ро.

А про­за двад­ца­тых-трид­ца­тых го­дов ещё най­дёт ау­ди­то­рию по­ми­мо сту­ден­че­с­кой и фи­ло­ло­ги­че­с­кой. Она и се­го­дня вы­се­ка­ет огонь, и ви­х­ри враж­деб­ные всё ещё ве­ют над на­ми. 


Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования