Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 14.10.2011

Изумляемся вместе с Арсланом Хасавовым

 Ис­то­рия со­вре­мен­ных пар­ти­зан

 

Кни­га ис­то­ри­ка, жур­на­ли­с­та и по­ли­ти­ка на­ци­о­нал-де­мо­кра­ти­че­с­ко­го на­прав­ле­ния Рос­ти­сла­ва Ан­то­но­ва, как, на­вер­ное, мож­но до­га­дать­ся по на­зва­нию, по­ве­ст­ву­ет о судь­бе «При­мор­ских пар­ти­зан» – не­сколь­ких па­ца­нов, ле­том про­шло­го го­да ре­шив­ших­ся на во­ору­жён­ное вос­ста­ние, вско­лых­нув­шее без пре­уве­ли­че­ния всю Рос­сию.

Ос­нов­ной за­да­чей кни­ги, по сло­вам ав­то­ра, «яв­ля­ет­ся ре­кон­ст­рук­ция ре­аль­ных со­бы­тий мая-ию­ня 2010 го­да» и «по­пыт­ка ана­ли­за при­чин сло­жив­шей­ся в При­мо­рье си­ту­а­ции».

С пер­вых стра­ниц при­ят­но удив­ля­ет струк­ту­ра кни­ги, прин­цип, по ко­то­ро­му она по­ст­ро­е­на – это не ба­наль­ный пе­ре­сказ уже из­ве­ст­ных со­бы­тий с опо­рой на мно­го­чис­лен­ные ис­точ­ни­ки в СМИ, а ра­бо­та на ме­с­те, об­ще­ние с пред­ста­ви­те­ля­ми пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов При­мо­рья, дру­зь­я­ми и род­ст­вен­ни­ка­ми пар­ти­зан, их соб­ст­вен­ная пря­мая речь.

Из кни­ги мы по­дроб­нее уз­на­ем о ге­о­гра­фии со­бы­тий, би­о­гра­фи­ях уча­ст­ни­ков «при­мор­ской ге­ри­льи», их ха­рак­те­рах, меч­тах и по­дроб­но­с­тях тех не­сколь­ких дней от­ча­ян­но­го про­ти­во­сто­я­ния Си­с­те­ме, сде­лав­шего их ши­ро­ко из­ве­ст­ны­ми.

Кни­га Рос­ти­сла­ва Ан­то­но­ва про­пи­та­на ес­ли не сим­па­ти­ей к пар­ти­за­нам, то ис­крен­ним же­ла­ни­ем по­нять мо­ти­вы и пси­хо­ло­гию их по­ступ­ков. Вме­с­те с тем от­рад­но, что ав­тор опи­ра­ет­ся на об­ще­че­ло­ве­че­с­кие цен­но­с­ти, осо­зна­ёт важ­ность жиз­ни каж­до­го от­дель­но­го че­ло­ве­ка.

«Уби­вая не­ви­нов­но­го че­ло­ве­ка, пар­ти­за­ны, без со­мне­ния, со­вер­ши­ли пре­ступ­ле­ние, – пи­шет он об убий­ст­ве по­встан­ца­ми со­труд­ни­ка ми­ли­ции Алек­сея Ка­ра­ся в по­сёл­ке Ра­кит­ное, – но в ли­це со­труд­ни­ка ми­ли­ции они ви­де­ли не жи­во­го че­ло­ве­ка, у ко­то­ро­го есть же­на и де­ти, а ви­де­ли кон­крет­ное вы­ра­же­ние си­с­те­мы, вой­ну ко­то­рой они объ­я­ви­ли. Си­с­те­мы, уби­вав­шей и ка­ле­чив­шей судь­бы ни в чём не по­вин­ных лю­дей».

Как вы­яс­ня­ет­ся, ре­бя­та все­гда меч­та­ли быть во­ен­ны­ми, слу­жить Рос­сии, но, столк­нув­шись с без­на­ка­зан­ным бес­пре­де­лом пред­ста­ви­те­лей вла­с­тей, очень бы­с­т­ро ра­зо­ча­ро­ва­лись в сво­ей меч­те.

«Алек­сандр Слад­ких, Вла­ди­мир Илю­ти­ков, Ро­ман Сав­чен­ко и Алек­сандр Ков­тун меч­та­ли стать офи­це­ра­ми. Эти ре­бя­та бы­ли па­т­ри­о­та­ми Рос­сии и хо­те­ли слу­жить Ро­ди­не. Толь­ко Ро­ди­на это по­ня­ла как-то по-сво­е­му».

От­дель­ная гла­ва «Фа­ши­с­ты? Вах­ха­би­ты? Скин­хе­ды?» по­свя­ще­на иде­о­ло­ги­че­с­ким воз­зре­ни­ям уча­ст­ни­ков «при­мор­ской ге­ри­льи». Под­во­дя итог со­бран­ным дан­ным, ав­тор при­хо­дит к вы­во­ду, что «в го­ло­ве у не­го (Алек­сан­д­ра Ков­ту­на – Прим. А.Х.) про­изо­шёл не­кий син­тез идей па­т­ри­о­тиз­ма, на­ци­о­на­лиз­ма и ис­ла­миз­ма».

Лю­бо­пыт­но уз­нать и то, что при обы­с­ке у чле­нов груп­пы бы­ли об­на­ру­же­ны за­пи­си пе­сен че­чен­ско­го бар­да Ти­му­ра Му­цу­ра­е­ва, но при этом уча­ст­ни­ков груп­пы «ча­с­то ви­де­ли в хра­ме, ку­да ре­бя­та при­хо­ди­ли в труд­ные ми­ну­ты жиз­ни».

При­во­дит­ся и ком­мен­та­рий дво­ю­род­ной се­с­т­ры Ан­д­рея Су­хо­ра­ды, по­кон­чив­ше­го с со­бой при штур­ме груп­пы в съем­ной квар­ти­ре в Ус­су­рий­ске. Так, го­во­ря о фо­то­гра­фи­ях ре­бят с под­ня­ты­ми вверх ука­за­тель­ны­ми паль­ца­ми (знак то­го, что нет Бо­га, кро­ме Ал­ла­ха), она в ча­ст­но­с­ти го­во­рит: «Тем са­мым они вы­ра­жа­ли со­ли­дар­ность с те­ми, кто бо­рет­ся про­тив кор­руп­ци­он­ной вла­с­ти и не­спра­вед­ли­во­с­ти, на­при­мер, в Да­ге­с­та­не», но при этом от­ме­ча­ет, что «ни­ка­кой ис­лам­ской со­став­ля­ю­щей не бы­ло. Речь шла лишь о под­держ­ке тех, кто на­брал­ся сме­ло­с­ти и вос­стал про­тив про­из­во­ла и кор­руп­ции вла­с­тей».

Не­бе­зын­те­рес­но и вы­ска­зы­ва­ние од­но­го из ли­де­ров груп­пы Ан­д­рея Ков­ту­на о мо­ти­вах сво­е­го по­ступ­ка: «Не бы­ло у нас идеи мще­ния. Не­до­воль­ны мы бы­ли, ко­неч­но, но тут лю­бой не­до­во­лен бу­дет. Тем бо­лее муж­чи­на, ког­да его пы­та­ют­ся уни­зить».

Эта кни­га опас­на. Она, без со­мне­ния, обо­жжёт ру­ки со­труд­ни­ков цен­т­ра по борь­бе с экс­тре­миз­мом, и, воз­мож­но, вско­ре бу­дет вне­се­на в со­от­вет­ст­ву­ю­щий спи­сок. Опас­на она тем, что это не пу­с­тая бол­тов­ня «о судь­бах Рос­сии» в ин­тел­лек­ту­аль­ных кру­гах за бо­ка­лом ви­на, а яв­ля­ет­ся сгу­ст­ком энер­гии – энер­гии про­те­ст­ной, яр­кой и ре­аль­ной, ко­то­рая мо­жет вдох­но­вить по­все­ме­ст­но стал­ки­ва­ю­щую­ся с бес­пре­де­лом и не­спра­вед­ли­во­с­тью мо­ло­дёжь, на по­пыт­ку взять, на­ко­нец, судь­бу стра­ны в свои ру­ки.

Об этом го­во­рит и ав­тор кни­ги: «Ут­ра­чен не толь­ко ав­то­ри­тет след­ст­вия. Че­рез не­ком­пе­тент­ность, сво­е­ко­ры­с­тие и же­с­то­кость со­вре­мен­ной рос­сий­ской пра­во­о­хра­ни­тель­ной си­с­те­мы те­ря­ет­ся ве­ра в са­му Рос­сию. Еще раз по­вто­рюсь, все мо­ло­дые лю­ди хо­те­ли свою жизнь по­свя­тить слу­же­нию Ро­ди­не, с ору­жи­ем в ру­ках за­щи­щая её от вра­гов. И не их ви­на, что ос­нов­ным вра­гом Рос­сии они оп­ре­де­ли­ли со­труд­ни­ков пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, ве­ду­щих се­бя по­рой как ок­ку­пан­ты на чу­жой зем­ле».

К бе­зус­лов­ным плю­сам кни­ги мож­но от­не­с­ти и оби­лие ил­лю­с­т­ра­ций, ор­га­нич­но впле­тён­ных в ткань тек­с­та. Здесь и под­тя­ну­тый А.Ков­тун в тай­ге, он же с дру­зь­я­ми на сбо­ре ке­д­ро­вой шиш­ки, яв­ляв­шем­ся ос­нов­ным за­ра­бот­ком у ме­ст­ных школь­ни­ков, дру­гие пар­ти­за­ны в ок­ру­же­нии дру­зей и по­друг.

Вряд ли след­ст­вие бу­дет столь же до­тош­но раз­би­рать­ся в мо­ти­вах по­ступ­ка ре­бят, как это сде­лал ав­тор кни­ги. Нет со­мне­ний, что со­от­вет­ст­ву­ю­щие ор­га­ны по­ста­ра­ют­ся за­гнать си­ту­а­цию в рам­ки су­хих фор­му­ли­ро­вок УК, а сам суд сде­ла­ют за­кры­тым, с тем, что­бы не дать воз­мож­но­с­ти вы­жив­шим пар­ти­за­нам пуб­лич­но за­явить свою по­зи­цию.

В не­ге­ро­и­че­с­кое вре­мя эти ре­бя­та по­пы­та­лись стать ге­ро­я­ми. Ско­рее все­го, они по­лу­чат ог­ром­ные, не­со­из­ме­ри­мые их воз­ра­с­ту сро­ки, но по­сту­пок их, без со­мне­ний, ля­жет в ос­но­ву ещё не од­но­го сю­же­та.

 

Рос­ти­слав Ан­то­нов. При­мор­ские пар­ти­за­ны. -М.: Фонд РОД, 2011.


 

Фан­та­с­ти­че­с­кий ре­а­лизм Ас­ла­на Ша­та­е­ва

 

В «Из­да­тель­ст­ве Ру­не­та» скром­ным ти­ра­жом в пять­сот эк­земп­ля­ров вы­шла де­бют­ная кни­га трид­ца­ти­лет­не­го про­за­и­ка из Чеч­ни Ас­ла­на Ша­та­е­ва.

Текст этот оп­ре­де­лён ав­то­ром как «фан­та­с­ти­че­с­кая по­весть», что, на мой взгляд, не­смо­т­ря на не­со­мнен­ное на­ли­чие фан­та­с­ти­че­с­ких эпи­зо­дов, не сов­сем вер­но. Ско­рее, сто­и­ло бы от­не­с­ти её к жа­н­ру «фан­та­с­ти­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма», то есть ре­а­лиз­ма с лёг­кой при­ме­сью фан­та­с­ти­ки, ко­то­рая не иг­ра­ет оп­ре­де­ля­ю­щей ро­ли в ни­ти по­ве­ст­во­ва­ния.

Дей­ст­вие по­ве­с­ти раз­ви­ва­ет­ся на фо­не двух че­чен­ских кам­па­ний, с ес­те­ст­вен­ны­ми от­сыл­ка­ми к ещё бо­лее да­лё­ко­му про­шло­му – дет­ским вос­по­ми­на­ни­ям ли­ри­че­с­ко­го ге­роя по име­ни Бес­лан. Со вре­ме­нем тут, к сло­ву, не всё про­сто. Об этом кри­чит и на­зва­ние по­ве­с­ти, да и эпи­гра­фом вы­не­се­но из­ве­ст­ное из­ре­че­ние Ари­с­то­те­ля о том, что «ни­кто не зна­ет, что та­кое вре­мя и как им уп­рав­лять».

Од­на­ко, во­пре­ки это­му ут­верж­де­нию, ли­ри­че­с­ко­му ге­рою Ша­та­е­ва уда­лось не про­сто уз­нать, что та­кое вре­мя, но и сна­ча­ла слу­чай­но, а по­том уже и на­ме­рен­но ма­ни­пу­ли­ро­вать им, ис­ка­жать, и, ко­неч­но же, пу­те­ше­ст­во­вать, то «от­ма­ты­вая» плён­ку уже про­жи­тых дней на­зад, то, на­обо­рот, уда­ля­ясь в пусть неда­лё­кое, но всё же бу­ду­щее…

Я бы раз­де­лил кни­гу на две ус­лов­ные ча­с­ти. Пер­вая, бе­зус­лов­но цен­ная – ав­то­био­гра­фи­че­с­кий опыт ав­то­ра о жиз­ни на вой­не, со все­ми её слож­но­с­тя­ми и не­до­молв­ка­ми. Здесь тёп­лое, ра­душ­ное опи­са­ние ещё мир­но­го Гроз­но­го с от­кры­ты­ми ка­фе и иг­рой в пинг-понг мгно­вен­но сме­ня­ет­ся ис­то­ри­я­ми о за­чи­ст­ках, бом­бо­убе­жи­щах и бес­ко­неч­ных пе­ре­ез­дах бе­жен­цев в со­сед­ние ре­ги­о­ны.

Ко­неч­но, опи­сы­вая из­ве­ст­ные со­бы­тия, ав­то­ру не уда­лось (или не за­хо­те­лось) обой­ти сто­ро­ной важ­ные для че­чен­ско­го об­ще­ст­ва ис­то­ри­че­с­кие со­бы­тия и фи­гу­ры.

До­ста­ёт­ся, в об­щем-то, всем.

«За один день го­род слов­но про­пу­с­ти­ли че­рез мя­со­руб­ку, – пи­шет Ша­та­ев о на­ча­ле бо­е­вых дей­ст­вий, а че­рез аб­зац пе­ре­хо­дит к га­зет­но­му сти­лю, – я не мог по­нять, по­че­му в рос­сий­ских СМИ это на­зы­ва­ли на­ве­де­ни­ем кон­сти­ту­ци­он­но­го по­ряд­ка? Это бы­ла да­же не вой­на, а са­мое на­сто­я­щее ис­ко­ре­не­ние че­чен­ско­го на­ро­да. Мир­ные жи­те­ли раз­ве тер­ро­ри­с­ты?» – и так да­лее.

«Не­ма­ло бы­ло слу­ча­ев, ког­да вы­пив­шие во­ен­ные тво­ри­ли бес­пре­дел, а ког­да на них пы­та­лись по­жа­ло­вать­ся, они про­сто-на­про­с­то ус­т­ра­ня­ли про­блем­но­го че­ло­ве­ка. Ес­ли же ка­ким-то об­ра­зом ко­му-то уда­ва­лось до­кри­чать­ся до су­да, во­ен­но­го оп­рав­ды­ва­ли и да­же на­граж­да­ли ор­де­ном ге­роя. Вот так-то! Спра­вед­ли­вость рос­сий­ских за­ко­нов не зна­ет гра­ниц!» – с го­ре­чью от­ме­ча­ет ав­тор.

Не ог­ля­ды­ва­ясь на те­ку­щие по­ли­ти­че­с­кие ре­а­лии, Ша­та­ев на­хо­дит в се­бе сме­лость так на­пи­сать о ги­бе­ли Ду­да­е­ва: «Это был на­сто­я­щий тра­ур для нас. Да что уж скры­вать – поч­ти для всей Чеч­ни. Пусть он и раз­вя­зал вой­ну, но это был са­мый сме­лый и от­важ­ный че­ло­век. Уди­ви­тель­но, как один че­ло­век мо­жет все­лять в це­лый на­род уве­рен­ность, а по­сле его смер­ти лю­ди на­чи­на­ют те­рять вся­кую на­деж­ду».

Вто­рая ус­лов­ная часть кни­ги – это фан­та­с­ти­че­с­кая со­став­ля­ю­щая. Глав­ный ге­рой на­хо­дит в се­бе спо­соб­ность к пу­те­ше­ст­ви­ям во вре­ме­ни. На фо­не опи­сан­ных ски­та­ний он воз­вра­ща­ет­ся в про­шлое, что­бы ис­пра­вить не­ко­то­рые из сво­их оши­бок. Ос­нов­ным мо­ти­вом к по­доб­ным «пу­те­ше­ст­ви­ям», кро­ме ес­те­ст­вен­но­го лю­бо­пыт­ст­ва, бы­ло же­ла­ние по­ст­ро­ить-та­ки от­но­ше­ния с де­вуш­кой по име­ни Се­да, ко­то­рая в от­прав­ной точ­ке пу­те­ше­ст­вий уже бы­ла за­му­жем.

Вся эта за­тея опи­са­на до­воль­но сум­бур­но – ка­кая-то тро­па, те­че­ние во­ды, вре­мен­ные по­мут­не­ния рас­суд­ка. Здо­ро­во сби­ва­ет и не сов­сем удав­ше­е­ся ре­ше­ние ка­са­тель­но пе­ре­се­ле­ния ду­ши – «ме­ня-из-на­сто­я­ще­го», «в ме­ня-из-про­шло­го». Ес­ли воз­вра­щать­ся к этим сло­вам спу­с­тя ка­кое-то вре­мя и раз­мы­ш­лять об этом, то, ко­неч­но, мож­но по­нять, о чём бы­ла речь, но по хо­ду чте­ния этот фан­та­с­ти­че­с­кий за­мес не сра­ба­ты­ва­ет – по­нят­но, что че­ло­век пу­те­ше­ст­ву­ет, а ка­ким кон­крет­ным спо­со­бом он это­го до­би­ва­ет­ся, пред­ста­вить ока­зы­ва­ет­ся про­бле­ма­тич­ным.

Ес­те­ст­вен­но, что об­на­ру­жив по­доб­ные спо­соб­но­с­ти и воз­мож­ность из­ме­нять про­шлое, ге­рой бе­рёт­ся за бла­го­род­ную цель из­бав­ле­ния Чеч­ни от вся­ких войн.

Тут и на­хо­дит своё объ­яс­не­ние на­зва­ние по­ве­с­ти. Ли­ри­че­с­кий ге­рой, вер­нув­шись в про­шлое, пи­шет пись­мо, пись­мо из бу­ду­ще­го, спер­ва Джо­ха­ру Ду­да­е­ву, за­тем, ког­да пер­вый план про­ва­ли­ва­ет­ся, то Зе­лим­ха­ну Ян­дар­би­е­ву, где по­дроб­но опи­сы­ва­ет тра­ге­дию, ко­то­рая долж­на по­стиг­нуть в за­ви­си­мо­с­ти от их по­ли­ти­че­с­ких ре­ше­ний эту ре­с­пуб­ли­ку. Для то­го, что­бы за­ста­вить по­ве­рить в прав­ди­вость на­пи­сан­но­го, он «пред­ска­зы­ва­ет» не­ко­то­рые ис­то­ри­че­с­кие со­бы­тия, сви­де­те­лем ко­то­рых он стал в бу­ду­щем.

В об­щем, за­дум­ка се­рь­ёз­ная, иде­ей сво­е­го сю­же­та на­по­ми­на­ю­щая гол­ли­вуд­ский фильм, пе­ре­не­сён­ный в оте­че­ст­вен­ные, уже – ре­с­пуб­ли­кан­ские ре­а­лии. Там мно­го все­го ещё про­ис­хо­дит – ли­ри­че­с­кий ге­рой ста­но­вит­ся вдруг бо­е­ви­ком и по­па­да­ет в плен (эту гла­ву, к сло­ву, мож­но от­не­с­ти к уда­че ав­то­ра), за­тем в де­ло «пу­те­ше­ст­вий во вре­ме­ни» вме­ши­ва­ют­ся та­ин­ст­вен­ные спец­служ­бы, за­ни­ма­ю­щи­е­ся «тор­гов­лей вре­ме­нем», Чеч­ня раз­де­ля­ет­ся на Се­вер­ную Че­че­нию и Юж­ную, но в ко­неч­ном ито­ге всё воз­вра­ща­ет­ся на кру­ги своя.

Слож­но ска­зать, спра­вил­ся ли Ас­лан с сверх­за­да­чей про­из­ве­де­ния, по­хо­же, что не сов­сем, но сам факт вы­хо­да в свет по­доб­ной по­ве­с­ти все­ля­ет уве­рен­ность в воз­мож­но­с­ти боль­шо­го ли­те­ра­тур­но­го бу­ду­ще­го ав­то­ра.

 

Ша­та­ев Ас­ла­н. Пись­мо из бу­ду­ще­го: Фан­та­с­ти­че­с­кая по­весть. М.: «Из­да­тель­ст­во Ру­не­та», 2011.


 

 

 

 

 

 

 


Арслан ХАСАВОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования