Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 14.10.2011

Басмач и авантюрист

Ев­ге­ний Али­ев, ро­дом из Турк­ме­ни­с­та­на, рус­ский по ма­те­ри и азер­бай­д­жа­нец по от­цу, от­прав­ля­ет­ся в Рос­сию, чтоб как ми­ни­мум вы­жить, как мак­си­мум раз­бо­га­теть. На­чи­на­ет Али­ев свой путь в РФ с Ни­же­го­род­ской об­ла­с­ти, но ос­нов­ная де­я­тель­ность, как во­дит­ся, бы­с­т­ро пе­ре­но­сит­ся в Моск­ву, где теп­лее, жир­нее и воз­мож­но­с­тей боль­ше. В Моск­ве этот рус­ско-азер­бай­д­жан­ский ба­с­мач, под­ни­ма­ясь и па­дая, че­рез сса­ди­ны и пе­ре­ло­мы, об­ре­тая и те­ряя дру­зей, ме­няя де­ву­шек и сфе­ры де­я­тель­но­с­ти, су­ще­ст­ву­ет, ши­ку­ет, взрос­ле­ет, бед­ст­ву­ет, по­пут­но влюб­ля­ясь в Моск­ву (от­вер­гая Пи­тер). Он добр, дек­ла­ра­тив­но (для нас, чи­та­те­лей) от­зыв­чив – аб­за­ца­ми разъ­яс­ня­ет, по­че­му не сто­ит ки­дать то­ва­ри­щей; не­зло­па­мя­тен – сам про­ща­ет ки­да­ло­во; не жа­ди­на и не ско­пи­дом – не ко­пит; ред­кий ве­зун­чик – без ро­ду без пле­ме­ни об­ща­ет­ся и ве­дёт де­ла с вы­со­ко­по­с­тав­лен­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми; об­ра­зо­ва­ния – ни­ка­ко­го (и Бог с ним); счи­та­ет се­бя при всех им же оз­ву­чен­ных «но» про­дви­ну­тым, раз­ви­тым че­ло­ве­ком, с му­зы­каль­ным вку­сом (а вкус это – Бет­хо­вен, джа­зист Те­ло­ни­ус Монк – не­дур­но, ко­неч­но, но впол­не ожи­да­е­мо. Хоть не Пу­га­чи­ха, и то лад­но). Из та­лан­тов толь­ко ор­га­ни­за­тор­ский; про­фес­си­о­наль­ные зна­ния ус­ва­и­ва­ет по ме­ре не­об­хо­ди­мо­с­ти, в ос­нов­ном из Ин­тер­не­та; и то, для то­го лишь, чтоб «па­рить» кли­ен­тов. При всём при этом Али­ев бе­зо­б­раз­но на­и­вен: свои от­кат­ные де­лиш­ки с чи­нов­ни­ка­ми и ге­не­ра­ла­ми счи­та­ет за­кон­ной де­я­тель­но­с­тью; от­куп от бан­ди­тов для не­го кри­ми­нал (оче­вид­но, в его пред­став­ле­нии за­кон­ность или не­за­кон­ность сдел­ки за­ви­сит от ад­ре­са­та пла­те­жа).

Та­ков ге­рой ро­ма­на «Га­с­тар­бай­тер» пи­са­те­ля Эду­ар­да Ба­ги­ро­ва. Эду­ард Ба­ги­ров, рус­ский по ма­те­ри и азер­бай­д­жа­нец по от­цу, ро­дом из Турк­ме­ни­с­та­на, от­прав­ля­ет­ся в Рос­сию… См. пер­вый аб­зац. Сов­па­де­ние ав­то­ра и ге­роя поч­ти сто­про­цент­ное, Ба­ги­ров от это­го и не от­ре­ка­ет­ся. Кру­тая ко­лея мос­ков­ско­го биз­не­са зна­ко­ма ему не по­на­слыш­ке. Че­рез стро­и­тель­ст­во, не­дви­жи­мость, улич­ный мар­ке­тинг ко­лея эта при­ве­ла Ба­ги­ро­ва в ли­те­ра­ту­ру, ко­то­рой Эду­ард ре­шил за­нять­ся по тем же при­чи­нам, по ка­ким преж­де ухо­дил в стро­и­тель­ст­во или транс­порт – а вдруг что-то по­лу­чит­ся? Ба­ги­ров, как че­ло­век не­со­мнен­но  ум­ный, а сле­до­ва­тель­но, по­ни­ма­ю­щий свои воз­мож­но­с­ти – во-пер­вых, а во-вто­рых ли­шён­ный ам­би­ций в изящ­ной сло­вес­но­с­ти, вы­брал для ро­ма­на са­мую про­стую и удоб­ную фор­му ли­ней­но­го по­ве­ст­во­ва­ния, без отя­го­ща­ю­щей ли­ри­ки, слож­ных кон­ст­рук­ций, раз­во­ро­тов. Обы­ден­ный, эле­мен­тар­ный язык, не брез­гу­ю­щий кли­ши­ро­ван­ны­ми фра­за­ми («во­ло­сы вол­ной», «по­вез­ло как утоп­лен­ни­ку»); по­сле­до­ва­тель­ная цепь со­бы­тий, вре­ме­на­ми при­лич­но раз­бав­лен­ная ди­а­ло­га­ми, обо­ст­ря­ю­щи­ми, со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­ми ро­ман. В раз­го­во­рах этих, так­же са­мых обы­ва­тель­ских, Ба­ги­ров транс­ли­ру­ет не­хи­т­рую, но жи­во­т­ре­пе­щу­щую иде­о­ло­гию сво­е­го ро­ма­на (клю­че­вой раз­го­вор ге­роя с ар­мя­на­ми).

Ге­рой ро­ма­на лю­бит не­род­ную ему Моск­ву, это его го­род. Но мен­ты, шмо­на­ю­щие, из­би­ва­ю­щие «чу­рок», за­жрав­ши­е­ся ле­ни­во-над­мен­ные моск­ви­чи (де­вуш­ка ге­роя – моск­вич­ка об­зы­ва­ет его «ли­ми­той»), не го­во­ря уже о ски­нах, го­па­рях и пр., вы­зы­ва­ют у Али­е­ва (Ба­ги­ро­ва) по­нят­ное раз­дра­же­ние. В бла­го­душ­ном на­ст­ро­е­нии – не­по­ни­ма­ние. Ар­мя­не за бу­ты­лоч­кой ко­нь­я­ка по­пу­ляр­но рас­ска­зы­ва­ют Али­е­ву, что по­чём в Моск­ве и кто че­го сто­ит: ре­аль­но­го вли­я­ния рус­ских на­ци нет, рус­ские без при­ез­жих про­па­дут, в слу­чае че­го на ули­цы сто­ли­цы вый­дут шесть мил­ли­о­нов (!) про­жи­ва­ю­щих в ней кав­каз­цев; а ски­нов­ские бес­по­ряд­ки во­об­ще за­ка­зы­ва­ют ев­реи, что­бы по­ка­зать спон­си­ру­ю­ще­му их За­па­ду, как им труд­но здесь жить, и как им нуж­но по­лу­чить оче­ред­ную суб­си­дию («по­че­му все рав­ви­ны на мер­се­де­сах? не на по­жерт­во­ва­ния же от об­ре­за­ний»).

Во­прос до сих пор ак­ту­аль­ный, боль­ной и под­нят Ба­ги­ро­вым пра­виль­но. Хо­тя сам не раз «без­ре­ги­с­т­ра­ци­он­но» и «чер­но­жоп­но» стра­дав­ший Ба­ги­ров вряд ли мо­жет су­дить от­ст­ра­нён­но. Слиш­ком жё­ст­ко по мор­де да по шку­ре би­ли его этим во­про­сом. В лю­бом слу­чае, как ни от­но­сись к про­бле­ме при­ез­жих, лю­ди не ви­но­ва­ты. Ар­мя­не, азер­бай­д­жан­цы и пр., и рус­ские в том чис­ле, лишь жерт­вы об­сто­я­тельств. С об­сто­я­тель­ст­ва­ми на­до раз­би­рать­ся, не с людь­ми. Или с людь­ми, эти об­сто­я­тель­ст­ва со­здав­ши­ми.

Хо­тя Ба­ги­ров, будь чу­ток объ­ек­тив­нее, не пу­с­то­зво­нил бы бер­дя­ев­ски­ми сло­ва­ми о жен­ст­вен­ной при­ро­де рус­ско­го на­ро­да (а при­ез­жие гор­цы – муж­чи­ны, ви­ди­мо), а ог­ля­нул­ся бы не­мно­го на­зад, на свой род­ной Турк­ме­ни­с­тан, от­ку­да его вы­пер­ли как раз за рус­скость, на Ба­ку, из­гнав­ший и по­уби­вав­ший сво­их ар­мян, да и рус­ских в не­ко­то­ром ко­ли­че­ст­ве; на рос­сий­ский го­род Гроз­ный, к при­ме­ру, где рус­ских нет во­об­ще, ис­клю­чая во­ен­ных. С этой от­сыл­кой да­же аг­рес­сия ски­нов по от­но­ше­нию к чу­жа­кам вы­гля­дит ес­ли не оп­рав­дан­ной, то по­нят­ной (хо­тя бы как ми­ни­маль­ная са­мо­за­щи­та на­ро­да, его му­же­с­кая со­став­ля­ю­щая, от­ри­ца­е­мая Бер­дя­е­вым).

Сей­час Эду­ард Ба­ги­ров в тюрь­ме. Чет­вер­тый ме­сяц. В Мол­до­ве. Оче­вид­но, по при­ду­ман­но­му об­ви­не­нию (ор­га­ни­за­ция бес­по­ряд­ков в 2009 го­ду). Сам Ба­ги­ров счи­та­ет, что из не­го хо­тят вы­удить ком­про­мат на оп­по­зи­ци­он­ных мол­дав­ских де­я­те­лей, о ко­то­рых он ве­дать не ве­да­ет. А по­ка это­го ком­про­ма­та нет, Ба­ги­ров пе­ре­сту­ки­ва­ет­ся по мол­дав­ским тюрь­мам, учит ру­мын­ский язык, объ­яв­ля­ет го­ло­дов­ки, ру­га­ет мол­дав­скую пе­ни­тен­ци­ар­ную си­с­те­му, ску­ча­ет по Рос­сии и гор­дит­ся ею. Хо­тя воз­мож­но, он уже не­мно­го чув­ст­ву­ет се­бя мол­да­ва­ни­ном – бес­прав­ным, ни­чтож­ным, за­гнан­ным у се­бя на ро­ди­не су­ще­ст­вом; он – сред­не­ази­ат­ский азер­бай­д­жан­ский ру­сак, ба­с­мач, аван­тю­рист.


Антон НЕЧАЕВ,
г.КРАСНОЯРСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования