Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 21.10.2011

Вижу наперёд блаженную херню

 Все три кни­ги сти­хов этих вро­де бы не­схо­жих меж­ду со­бой ав­то­ров – слов­но ми­ни-эн­цик­ло­пе­дии со­вет­ско­го и пост­со­вет­ско­го бы­тия, в ко­то­рой за­бро­див­шее про­шлое ме­ша­ет­ся с ши­пу­чей пе­ной но­во­мод­ных сти­лей. Как бы там ни бы­ло, но пу­те­во­ди­те­ли по но­вей­шей ис­то­рии, ис­пол­нен­ные на пти­чь­ем язы­ке вы­со­кой по­эзии, – яв­ле­ние не ред­кое, но ис­че­за­ю­щее. В по­чё­те, зна­е­те ли, всё боль­ше син­хрон­ность с жар­го­ном эпо­хи.

 

Так, на­при­мер, эк­зо­ти­че­с­кая «хро­ни­ка ли­вер­ной кол­ба­сы» в сбор­ни­ке сти­хов харь­ков­ско­го ху­дож­ни­ка Вла­ди­ми­ра Ста­ри­ко­ва про­жи­ва­ет­ся по «кар­там кон­тур­ным в плац­карт­ном». Его на­зва­ние «Vade mecum» так и пе­ре­во­дит­ся – «кар­ман­ная спра­воч­ная кни­га, пу­те­во­ди­тель». А ехать ав­то­ру-ху­дож­ни­ку, всуе по­ми­на­ю­ще­му то Шклов­ско­го, то Ти­ци­а­на, а то и во­все Гри­го­рия Ан­то­но­ви­ча Бон­да­рен­ко, и впрямь есть от­ку­да и ку­да, ведь «что­бы вы­ехав из го­ро­да N в сре­ду / к ме­с­ту при­быть в по­не­дель­ник / вот ка­кая боль­шая бы­ла стра­на». Ко­ро­че го­во­ря, «те­перь та­ких не де­ла­ют ко­ро­бо­чек, / ко­то­рую ос­та­ви­ли на па­мять / и по­ло­жи­ли ма­мин об­ра­зок». И пу­с­кай ре­флек­си­ям ав­то­ра о том, кто все мы есть на пу­ти, несть чис­ла, но «мысль убо­га – про­сто жизнь», и глав­ное в этом кар­ман­ном раз­го­вор­ни­ке Ста­ри­ко­ва – это жаж­да жиз­ни, как у Ми­ке­лан­д­же­ло, «ведь мир пре­кра­сен как со­ро­ка / чёр­но-бел крик­лив и жа­ден». Так и хо­чет­ся вос­клик­нуть вслед за Ман­дель­ш­та­мом, де­с­кать, «мой ще­гол, я го­ло­ву за­ки­ну», не так ли? На­вер­ное, не так, по­сколь­ку ни лап, ни ушей в этой по­ли­фо­нии кол­лек­тив­но­го куль­тур­но­го те­ла, и уже не зна­ешь, за кем или за чем тут бе­жать, слов­но в ла­баз книж­ных зна­ний: «а ты за чем ухо­дишь / за крас­ным ша­ри­ком над Ло­па­нью-ре­кою / эле­к­т­ро­брит­вой «Харь­ков» бре­ешь щё­ки». 

Ге­рой книж­ки с яр­ким на­зва­ни­ем «Хор Ви­рап» так­же жи­вёт «но­с­таль­ги­ей по на­сто­я­ще­му», бро­дя по Моск­ве то «меж кон­сульств и по­сольств, / глу­хих дво­ров, сто­я­нок, бар­ных сто­ек», то «меж­ду бам­пе­ров, кры­тых ка­кой-то там дря­нью зим­ней». И по­ка во­круг чёр­то­ва око­ле­си­ца но­вой жиз­ни, по­ка «судь­ба точ­но шлю­ха счи­та­ет ча­сы, / меч­тая рас­стать­ся с кли­ен­том», от­че­го са­мо­му не по­меч­тать о том, что «я ли сно­ва школь­ник, по­лон мир дру­зей, / па­пи­ну ру­баш­ку пья­ни­це от­дам»? Кста­ти, «Хор Ви­рап» в пе­ре­во­де с ар­мян­ско­го оз­на­ча­ет «глу­бо­кая яма». Мол, в ней нын­че, как по­эт в ар­ха­ич­ном ям­бе, мы и си­дим, изо­ли­ро­ван­ные от «на­сто­я­щей» жиз­ни. А всё по­че­му? «Не мы ль стра­ну ог­ра­би­ли, / Ла­кая из кваш­ни, / Во сла­ву би­о­гра­фии / Ис­то­рию со­жг­ли?», – во­про­ша­ет ав­тор. «Я по­мню, ка­ки­ми бы­ли лю­ди – они по­ста­ви­ли стра­ну на пье­де­с­тал, с ко­то­ро­го её ока­за­лось очень слож­но «ско­выр­нуть». Я ста­ра­юсь воз­ро­дить тот тон, на ко­то­ром лю­ди го­во­ри­ли», – гро­зит­ся он в ре­аль­ной жиз­ни. Ну, а что же его ли­ри­че­с­кий ге­рой? «При­хо­жу до­мой, са­по­ги сни­маю, / И не хо­чет­ся де­лать мне ни чер­та». И дей­ст­ви­тель­но, че­го зря бро­дить по бур­жуй­ско­му го­ро­ду с та­кой со­вет­ской кар­мой? Ведь яс­но, что уже не «по­вто­рит­ся про­шлое, как встарь, / По спи­с­ку – от фут­бо­ла до хок­кея: / Сер­вант, за­по­те­ва­ю­щий хру­с­таль, / И жизнь, и смерть, и слё­зы, и по­хме­лье».

Кста­ти, в вы­ше­при­ве­дён­ном прей­ску­ран­те Ару­тю­но­ва от­сут­ст­ву­ют «лю­бовь» и «го­лу­би», за ко­то­рых нын­че от­вет­ст­венен его уче­ник, мо­ло­дой мос­ков­ский по­эт Бо­рис Ку­тен­ков – уча­ст­ник, по­бе­ди­тель и фи­на­лист мно­же­ст­ва та­мош­них по­эти­че­с­ких иг­рищ. А вот в его книж­ке «Жи­ли-бо­ли» всё все­рьёз, иг­ра хоть в мяч, хоть с ог­нём здесь от­ме­ня­ет­ся, и «по но­чам пре­вра­ща­ет­ся па­мять в чуд­ной па­лимп­сест».

По­эзия у Ку­тен­ко­ва ска­зо­вая, пе­ву­чая, вро­де Есе­ни­на с Го­ро­дец­ким, раз­бав­лен­ных Ман­дель­ш­та­мом. Здо­ро­вые уп­раж­не­ния в клас­си­че­с­ких рит­мах, чёт­ких риф­мах и да­же пунк­ту­а­ция поч­ти все­гда на ме­с­те. Мо­жет, по­это­му так зо­рок ак­ку­рат­ный ав­тор­ский взгляд на из­нан­ку жиз­ни, в ко­то­рой всё ина­че, чем на по­эти­че­с­ких се­ми­на­рах в Ли­тин­сти­ту­те, от­ку­да ав­тор ро­дом. «Это те­бе не ме­та­фо­ра люб­ви как но­жа у гор­ла. / Это твоя, маль­чик, прав­да, гло­ток дерь­ма», то и де­ло при­го­ва­ри­ва­ет он, а во­круг то «бла­жен­ная Лю­да», то «юро­ди­вый Во­ва», то «фи­зик Ва­ня, что спит, ра­зу­ве­ря­ясь в про­сто­те не­ре­шён­ных за­дач», у ко­то­ро­го «по­лу­сгнив­шая да­ча, / смерть же­ны, им­бе­цил­ка-судь­ба». Здеш­няя ге­о­гра­фия так­же без­ра­до­ст­на, как и сло­вес­ный кли­мат: «ле­то, ши­тое лы­ком в две строч­ки», и все «хо­дит ле­сом не­на­дёж­ное Сло­во», хоть лю­бая «речь бе­за­д­рес­на», а «го­род не­леп и дер­зок».

Не­смо­т­ря ни на что, Бо­рис Ку­тен­ков весь­ма тех­ни­чен, экс­прес­си­вен и на ред­кость ин­фан­ти­лен в ци­нич­ной сре­де «ну­ле­вых» го­лов. От­то­го и со­зна­ёт­ся, что «ду­ша как сквоз­няк на за­тво­ре», и «мне не с кем го­во­рить в мо­ей стра­не», вос­кли­цая в сле­зах: «Да, ма­ма, я обыч­ный ли­ти­с­те­рик: / не­вроз ко мне въез­жа­ет на ко­не».

Что же даль­ше, и ка­ко­вы про­гно­зы? По­мнит­ся, ки­ев­ский по­эт Во­ло­дя Цы­буль­ко пи­сал о том, как «на го­ре сто­ит хєрня / кри­во смо­т­рит на мєня». Дав­но это бы­ло, а вот всплы­ло, и се­го­дня ав­тор кни­ги «Жи­ли-бо­ли» тре­вож­но опо­ве­ща­ет «о том, что ви­жу на­пе­рёд / бла­жен­ную хер­ню». Толь­ко рань­ше это был иг­ри­вый пост­мо­дерн, а те­перь, на­пом­ню, всем в ок­ру­ге роз­да­ны яр­лы­ки: бла­жен­ный, юро­ди­вый… Труд­но быть ум­ным, зна­ешь всё на­пе­рёд, как по­ёт­ся в пес­не БГ. Тем бо­лее, ес­ли впе­ре­ди это са­мое «кри­во смо­т­рит». Ну, вы по­ня­ли.


Вла­ди­мир Ста­ри­ков. Vade mecum. – Харь­ков: Экс­клю­зив, 2010.

Сер­гей Ару­тю­нов. Хор Ви­рап. – М.: ЛУч, 2011.

Бо­рис Ку­тен­ков. Жи­ли-бо­ли. – М.: Вест-Кон­сал­тинг, 2011.



Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования