Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 21.10.2011

Лицейский урок

Пер­вое впе­чат­ле­ние при пер­вом по­се­ще­нии Цар­ско­го Се­ла: обу­чить и вы­учить мож­но лю­бо­го. Пе­ред то­бою, по­мнит­ся, ра­бо­ты ли­це­и­с­тов по ри­со­ва­нию. Ру­кою Пуш­ки­на сде­лан­ных сре­ди них не­ту или, на­обо­рот, не по­мню. Но всё как на­до, всё как у лю­дей. Ни к од­но­му ри­сун­ку не нуж­но под­пи­си – как сде­лал один ху­дож­ник к сво­ей кар­ти­не, су­дя по до­ре­во­лю­ци­он­но­му ещё анек­до­ту: СИЕ ЛЕВ, А НЕ СО­БА­КА. И для шко­лы, с точ­ки зре­ния шко­лы всё ве­ли­ко­леп­но, всё об­раз­цо­во!

Зна­чит, каж­дый спо­со­бен ока­зать­ся не рас­тя­пой, не ку­ри­ца ла­пой, а ри­со­вать, петь, тан­це­вать как на­до. Уж не тре­бую пля­сать – ис­кус­ст­во ещё бо­лее бо­га­тое, ещё бо­лее слож­ное. Не­да­ром Лер­мон­тов

на пля­с­ку с то­па­нь­ем и сви­с­том

под го­вор пья­ных му­жич­ков

смо­т­реть был го­тов до пол­но­чи, го­тов был ею упи­вать­ся и упи­вал­ся – но толь­ко гля­дя и как бы под­гля­ды­вая. Упив­шись же, вы­хо­дил он один на до­ро­гу, и ему от­кры­ва­лось тог­да уже за­пре­дель­но пре­крас­ное.

Так вот. Это­го вы пусть не уме­е­те: ни пля­сать, как лю­ди вре­мён Пуш­ки­на-Лер­мон­то­ва, ни со­здать ше­девр в сло­вах: ночь ти­ха, пу­с­ты­ня внем­лет бо­гу.

Ли­це­и­с­ты всё та­кое уме­ли по­го­лов­но. И сти­хи пи­са­ли, хо­тя под­час ко­ря­во. Од­на­ко в об­ще­ст­ве из­ве­ст­но­го об­ра­зо­ва­тель­но­го уров­ня тех лет – в нём все и каж­дый, хо­тя спо­соб­но­с­ти и да­ро­ва­ния раз­ни­лись, по­ни­ма­ли од­но: да,

Лицей. Рисунок А.С.Пушкина на  рукописи романа «Евгений Онегин»
Лицей. Рисунок А.С.Пушкина на
рукописи романа «Евгений Онегин»

каж­дый по­ря­доч­ный че­ло­век

дол­жен уметь пи­сать сти­хи.

Хоть шут­ли­во-глу­по­ва­то, хоть уз­ко­му кру­гу дру­зей, хоть в аль­бом се­с­т­ре или иной ба­рыш­не – но из­воль уметь хоть за­риф­мо­вать не­му­д­ря­щие строч­ки.

И все, ху­до-бед­но, уме­ли это де­лать – от Пе­т­ру­ши Гри­нё­ва до по­это­убий­цы Мар­ты­но­ва.

Как с этим ма­с­тер­ст­вом об­сто­ит сей­час? Вот пер­вый урок, пер­вое до­маш­нее за­да­ние рус­ско­му от вре­мён пуш­кин­ско­го Ли­цея.

 

Луч­ший вы­пу­ск­ник Ли­цея – что ри­со­валь­щик, что по­эт – дол­го был не­удо­бен и не­уго­ден го­су­дар­ст­ву. Од­на­ко на­ро­ду и го­су­дар­ст­ву он силь­но при­го­дил­ся по­том. Он при­го­дил­ся и лю­бо­му по­зд­ней­ше­му школь­ни­ку –

бу­ря мглою не­бо кро­ет

и т.п.: По­дру­га дней мо­их су­ро­вых, Я по­мню чуд­ное мгно­ве­нье, Я па­мят­ник се­бе воз­двиг не­ру­ко­твор­ный – вплоть до не ос­по­ри­вай глуп­ца. При­го­дил­ся Пуш­кин Го­го­лю и Глин­ке, Чай­ков­ско­му и Че­хо­ву; при­го­дил­ся Бул­га­ко­ву (срав­ни­те «Бе­сы» с «Ма­с­те­ром и Мар­га­ри­той»); при­го­дил­ся Шо­ло­хо­ву (срав­ни­те «Ка­пи­тан­скую доч­ку» и «Ти­хий Дон»). Да и сам пред­во­ен­ный юби­лей его – ска­жем, 1937 го­да – не во­ору­жил ли он бу­ду­щих бой­цов? То есть бой­цов 1940-го (не­об­хо­ди­мая смерт­но, и уже тем са­мым зна­ме­ни­тая Фин­ская), по­том бой­цов 1941-го и 1945-го го­дов. Раз­ве не так?

Мы за­пом­ним су­ро­вую осень…

То есть – «вы по­мни­те: тек­ла за ра­тью рать…»? Урок из су­ро­во­го про­шло­го.

Не будь Пуш­ки­на с его сти­ха­ми в двад­ца­ти­ле­тие Ли­цея (1831) –

Сзы­вай­те ж, гроз­ные ви­тии,

Сво­их оз­лоб­лен­ных сы­нов:

Есть ме­с­то им в по­лях Рос­сии,

Сре­ди не­чуж­дых им гро­бов –

то тог­да что бы бы­ло? Что бы бы­ло да­же с на­ши­ми пла­мен­ны­ми эс­т­рад­ни­ка­ми-ше­с­ти­де­сят­ни­ка­ми?

Ес­ли бы нем­цы взя­ли Моск­ву, но со­хра­ни­ли По­ли­тех­ни­че­с­кий – так, для боль­ших ока­зий – то пе­ли бы там не­о­бы­чай­но чут­кие и гиб­кие ше­с­ти­де­сят­ни­ки и ше­с­ти­де­сят­ни­цы иное. Они пе­ли бы не Крас­ную, а сов­сем иную ар­мию-по­бе­ди­тель­ни­цу. Пе­ли бы как ми­лень­кие. И тре­бо­ва­ли бы вы­не­с­ти из Мав­зо­лея не ти­ра­на, а са­мо­го Ле­ни­на.

***

Од­на­ко мы о Ли­цее. И мы не о двад­ца­ти­ле­тии Ли­цея, а о двух­сот­ле­тии его: 1811–2011.

И всё, что вме­с­ти­лось в это, на­до бы сно­ва вос­петь. Вос­петь мы не мо­жем по не­име­нью у нас по­эти­че­с­ко­го да­ра. Од­на­ко ес­ли есть го­ло­ва, то на­до хо­тя б что-то про­ду­мать и да­же пе­ре­ду­мать.

Вы по­мни­те, как на­чи­нал­ся Ли­цей? Осень 1811. Ок­тябрь уж на­сту­пил – и мос­ков­ский маль­чик, за­ха­ров­ско-вя­зём­ский маль­чик, тот маль­чик, что был вос­пи­тан в ви­ду зна­ме­ни­то­го зве­ни­го­род­ско­го Сав­ви­на мо­на­с­ты­ря, ока­зал­ся пе­тер­бурж­цем. Он ока­зал­ся в ок­ру­же­нии бла­го­род­но-бле­с­тя­ще-де­мо­кра­тич­ных на­став­ни­ков – с ду­шою пря­мо гет­тин­ген­ской. И по­ш­ло бы мно­гое на­смар­ку, ес­ли бы не 1812 год. Вы это всё, ко­неч­но, по­мни­те, и в пред­две­рии дру­го­го двух­сот­ле­тия, 1812–2012, этим жи­вё­те. А имен­но, по­вто­ряю:

Вы по­мни­те: тек­ла за ра­тью рать,

Со стар­ши­ми мы бра­ть­я­ми

про­ща­лись,

И в сень на­ук с до­са­дой

воз­вра­ща­лись,

За­ви­дуя то­му, кто уми­рать

Шёл ми­мо нас…

Ес­ли вы и вправ­ду по­мни­те, то как раз вду­май­тесь и пе­ре­ду­май­те: вы дав­но ви­де­ли рус­ских маль­чи­ков, что за­ви­до­ва­ли тем, кто уми­рать шёл ми­мо них?

По­сле 1941-го го­да мы та­ко­го рус­ско­го чув­ст­ва не на­блю­да­ли. (Ну, я умол­чал, что 1941 год был увен­чан 1945-м.)

***

Не знаю, этим ли за­вер­шить. Но Ли­цей – гнез­до уни­вер­саль­но-про­све­щен­че­с­ко­го де­мо­кра­тиз­ма. По­мни­те, в чём Пуш­кин, ког­да встре­тил­ся с ня­ней в Ми­хай­лов­ском, пря­мо при­зна­вал­ся? Не до­б­ром Ли­цей вспо­ми­наю, а слу­шаю ня­ни­ны сказ­ки – каж­дая есть по­эма – и тем вос­пол­няю ог­ре­хи сво­е­го ПРО­КЛЯ­ТО­ГО вос­пи­та­ния.

Ня­ня го­во­ри­ла ему на­и­зусть на­род­ное, и он чув­ст­во­вал: род­ное – это не Воль­тер или да­же Шил­лер. Ня­ня пе­ла, как де­ви­ца за во­дой по­ут­ру шла. Пуш­кин за­пом­нил: там де­ви­ца при­зна­лась – мол,

не хо­чу пер­ст­ня но­сить,

хо­чу ТАК друж­ка лю­бить.

И – Пуш­кин сра­зу ре­шил: имен­но ТАК друж­ка лю­бить Та­ть­я­на – а он как раз и пи­сал тог­да ро­ман в сти­хах имен­но о ней – не ста­нет.

По про­кля­то­му ли­цей­ско­му вос­пи­та­нию – ес­ли-ес­ли по не­му, то лю­бовь так, она воз­мож­на и пре­ле­ст­на. А по-рус­ски ес­ли – то нет! И Пуш­кин шу­тил, ког­да го­во­рил, буд­то Та­ть­я­на за­му­жем и вер­ная му­жу – «уд­ра­ла с ним шту­ку». Это сде­ла­ли ня­ня, сказ­ка и пес­ня.

А сколь­ко ж вы зна­е­те рус­ских ска­зок на­и­зусть? Сколь­ко вы зна­е­те рус­ских пе­сен? (Сей­час при во­про­се-за­про­се спой­те рус­скую пес­ню все ис­пол­ня­ют «Ка­тю­шу»: оно не­пло­хо, оно не впол­не рус­ское, од­на­ко не ня­ни­ных же вре­мён… А тог­да рус­ские жи­ли не­сколь­ко ина­че. Они по­беж­да­ли под Бо­ро­ди­ным <Бо­ро­ди­ном, Бо­ро­ди­но>, по­беж­да­ли в Вар­ша­ве. Под ба­ла­лай­ку –

те­перь нуж­на мне ба­ла­лай­ка –

– по­беж­да­ли они и на Шип­ке. Под ба­ла­лай­ку и гар­монь спа­са­ли Моск­ву 1941-го го­да. Вы го­то­вы к по­доб­но­му? Вы ос­на­ще­ны по­бед­ным ору­жи­ем – или же у вас в ру­ках ги­та­ра Аф­га­ни­с­та­на и се­вер­но­го Кав­ка­за?

Ок­тябрь уж на­сту­пил, и ту­чи над го­ро­дом вста­ли; а у вас под ру­кой раз­ве что ги­та­ра и «пле­ер». С этим ни­ког­да рус­ский мир ни­ко­го не по­беж­дал.

Возь­ми­те же от Пуш­ки­на пол­но­ту рус­ско­го: и блеск (под­чал лож­ный) все­ев­ро­пей­ско­го Ли­цея, и ня­ни­ны пес­ни-сказ­ки. Брось­те ги­та­ру и «пле­ер». Возь­ми­те в ру­ки гар­мош­ку. И по­про­си­те у все­рос­сий­ско­го те­ле­ви­де­ния, вме­с­то «Спят ус­та­лые иг­руш­ки», что­бы все 365 дней пе­ре­да­ва­ли де­тям по сказ­ке од­но­го из на­ро­дов Зем­ли. Лю­бо­го на­ро­да (лю-бо-го), но толь­ко чтоб на­род­ные. И де­шев­ле обой­дёт­ся, и бу­дет по­лез­нее.

***

Не тре­буй­те от Пуш­ки­на то­го, че­го он вам не до­дал и дать не мог. В его вре­ме­на че­ло­ве­ко-ар­тист но­сил и ле­ле­ял трёх­вер­ш­ко­вые хо­лё­ные ног­ти. (Од­но­вре­мен­но – он лю­бил про­стой на­род.) Чуть поз­же его на­сле­до­ва­тель смо­т­рел со сто­ро­ны, одо­б­ряя,

на пля­с­ку с то­па­нь­ем и сви­с­том.

Ещё поз­же – на­ту­раль­ней­ше рус­ский по­эт шёл рус­скою до­ли­ной:

на за­тыл­ке ке­пи,

в лай­ко­вой пер­чат­ке смуг­лая ру­ка.

И он – ски­да­вал с се­бя «свой ко­с­тюм ан­г­лий­ский», брал в ру­ки ко­су и де­лал ра­бо­ту со все­ми.

По­том воз­ник Руб­цов. У не­го ни длин­ных ног­тей, ни ан­г­лий­ско­го ко­с­тю­ма (та­кой, а la Byron, был лю­би­мым оде­я­нь­ем и Бло­ка) – та­ко­го у не­го сов­сем не име­лось. Руб­цов, вме­с­те с во­ро­ной, мог взо­брать­ся на род­ной школь­ный за­бор; дер­жал в ру­ках ко­су и кир­ку, кру­тил ка­кой-то дви­жок на па­ро­хо­де – не знаю, сам я это­го не де­лал; но от­бой­ный мо­ло­ток по­че­му-то за­пом­нил.

Так вот: дух Пуш­ки­на спа­сал Моск­ву ок­тя­б­ря-де­ка­б­ря 41-го го­да. Что­бы спа­сать Моск­ву в 41-м го­ду, хо­лё­ные ног­ти и ан­г­лий­ские ко­с­тю­мы с пер­чат­ка­ми уже де­лу ме­ша­ли.

Возь­ми­те урок, или до­маш­нее за­да­ние, возь­ми­те его как от Пуш­ки­на-ли­це­и­с­та и от Пуш­ки­на, про­зрев­ше­го в Ми­хай­лов­ском, так и от до­б­рых на­след­ни­ков Пуш­ки­на.

Го­ло­ву на от­се­че­ние: у вас ведь не­ту и про­кля­то­го ли­цей­ско­го вос­пи­та­ния. Не­ту его у вас, хо­тя вы ста­ра­е­тесь изо­б­ра­зить, буд­то есть, осо­бен­но ес­ли жи­вё­те в Пи­те­ре и рас­по­ла­га­е­те под Пи­те­ром да­чею.

Всё, что не­до­по­лу­чил и что вам не­до­дал Пуш­кин – не тре­буй­те от не­го: до­де­лай­те это са­ми. А всё, чем он об­ла­дал – это, ко­неч­но, ос­вой­те. Ина­че вам и на за­ка­те 2011 го­да Моск­ву не спа­с­ти. (А Жи­ри­нов­ский – о, Жи­ри­нов­ский вас к это­му при­зы­ва­ет.) Тут нуж­но и пуш­кин­ское на­сле­дие, и руб­цов­ское – и что-то но­вое, сов­сем но­вое. (Ес­те­ст­вен­но, без сквер­но­сло­вия и иных по­доб­ных лже­сви­де­тельств о ва­шей яко­бы рус­ско­с­ти.)

***

Бой­тесь пуш­ки­ни­с­тов? Не знаю. По Ма­я­ков­ско­му ес­ли, то страш­но, ес­ли

Ста­ро­моз­гий Плюш­кин,

Пё­рыш­ко дер­жа,

по­ле­зет с пе­ре­ржав­лен­ным…

Но что Ма­я­ков­ский? Он или вправ­ду бо­яз­лив, или во­об­ще в раз­го­во­ре с Пуш­ки­ным на­прас­но взял ин­то­на­цию ами­ко­шон­скую – ну, то есть за­па­ни­бра­та.

По­мню, Бо­рис Аро­но­вич Бя­лик, ста­рый ле­нин­гра­дец и близ­кий друг Ми­ха­и­ла Ар­ка­дь­е­ви­ча Свет­ло­ва, го­во­рил по это­му по­во­ду: не то, что­бы бо­ять­ся пуш­ки­ни­с­тов, а то, что ско­ро и бо­ять­ся бу­дет не­ко­го! Все пе­ре­ве­дут­ся.

Ну, это че­рес­чур. Пуш­ки­ни­с­ти­ку – в ли­це её от­дель­ных пред­ста­ви­те­лей – на­до про­сто луч­ше по­ни­мать; за­чем уж так бо­ять­ся. По Юрию Ми­хай­ло­ви­чу Лот­ма­ну, в пуш­кин­ские го­ды, с 1825–1826-го, из рус­ско­го об­ще­ст­ва уш­ла нрав­ст­вен­ность. В Вар­ша­ве 1830–1831 го­дов, в се­ва­с­то­поль­ских бы­лях, на Шип­ке и Плев­не 1877–1878 го­дов рус­ской нрав­ст­вен­но­с­ти не бы­ло. Но это зна­ток.

А вот пуш­ки­но­ве­де­ние ря­до­вое. Зна­ет ли оно, что та­кое быть моск­ви­чом с За­ха­ро­вым и Зве­ни­го­ро­дом? Зна­ет ли оно, что та­кое «моё име­нье» – или, мно­го про­ще, что та­кое моё се­ле­нье? Зна­ет ли оно, что та­кое учить­ся в Ли­цее, что та­кое го­во­рить по-фран­цуз­ски с дет­ст­ва? Зна­ет ли оно на­и­зусть, без книж­ки, ка­ко­ва хоть од­на не­при­ду­ман­ная сказ­ка – хоть од­но­го и не­рус­ско­го на­ро­да? За­ви­до­ва­ло ли оно хоть раз то­му, кто шёл на смерть – или все­гда ос­на­ща­ло, одо­б­ря­ло или со­зда­ва­ло по по­во­ду Кав­ка­за ко­ми­те­ты де­зер­тир­ских ма­те­рей?

Ски­ну­ло ли оно хоть раз с се­бя свой ко­с­тюм ан­г­лий­ский и лай­ко­вые пер­чат­ки? Впро­чем, оно их и в гла­за не ви­де­ло, как и ко­су-ли­тов­ку. А по-руб­цов­ски, по там­бу­рам и кры­шам ва­го­нов, оно по Рос­сии то­же ни­ког­да не ез­ди­ло; го­вор пья­ных му­жич­ков оно ед­ва ли ког­да одо­б­ря­ло, уж не го­во­ря о сов­ме­ст­ной пля­с­ке с ни­ми.

От­ку­да же ему пой­ти к по­зна­нию Пуш­ки­на-рус­ско­го, Пуш­ки­на-ев­ро­пей­ца?

Впро­чем, был и по­движ­ник Гей­чен­ко. Дак и про не­го го­во­рят, буд­то он по­ст­ра­дал от ста­ли­низ­ма и всю жизнь осуж­дал его.

Осуж­дать грипп за то, что ты им ког­да-то пе­ре­бо­лел? Не знаю, не знаю. Ту­ше­вать­ся от это­го, ско­рее все­го, не на­до. Возь­ми­те от ле­та­ю­ще­го, па­ря­ще­го, пыл­ко­го, хват­ко­го и зем­но­го Пуш­ки­на всё, что он нам дал. До­де­лай­те за Пуш­ки­на то, что при нём толь­ко на­чи­на­ли де­лать и ев­ро­пей­ски гра­мот­ные, и со­ве­ст­ли­во-по­ря­доч­ные рус­ские. Они тог­да толь­ко-толь­ко на­ча­ли мол­ча по­ни­мать, что 600-лет­нее рус­ское дво­рян­ст­во боль­ше 700 лет – не про­тя­нет. Они роб­ко, как мар­тыш­ка оч­ки, ощу­пы­ва­ли ко­су-ли­тов­ку и пи­са­ли об се­бе, как Тол­стой и его Лё­вин, по­эмы, а не бас­ни. Они и не ду­ма­ли взо­брать­ся, по­доб­но Руб­цо­ву, вме­с­те с за­штат­ней­шей во­ро­ной, на сель­ский школь­ный за­бор; по­ду­май­те, мог ли бы это хо­тя бы по­меч­тать сде­лать Тют­чев?

Та­ко­вы и сти­хи Тют­че­ва: «эта Ниц­ца», «эти бед­ные се­ле­нья». Де­лай­те от­сю­да и ещё даль­ше ша­ги впе­рёд; но­вый Руб­цов не за­мед­лит ро­дить­ся.

И – сов­сем за­был, хо­тя впер­вые об этом по­ду­мал, воз­же­лал это­го дав­но. Рус­ская дочь моя, рус­ская моя внуч­ка или по­дру­га:

спой мне пес­ню, как де­ви­ца! –

как де­ви­ца, а не как раз­нуз­дан­но-рас­хля­бан­ная, бес­сты­жая, бес­по­лая и без­но­гая, без­мыс­лен­ная «Мисс-Юр­ма­ла 2011» (или как у них там). Тог­да пуш­кин­ское де­ло – что ли­цей­ское, что по­сле­ли­цей­ское – ещё не за­губ­ле­но. Ведь Пуш­кин за­бо­тил­ся, что­бы та­кой край, как не­за­ви­си­мая При­бол­до­ва-Юр­ма­ла, был по ду­ху на­шен­ский. Не же­лал он им, юным При­бол­до­вам, не­за­ви­си­мо­с­тей от че­с­ти-со­ве­с­ти.

По­зд­ней осе­нью 2011 го­да как не вспом­нить ли­цей­ских уро­ков и не­до­вы­пол­нен­ных Рос­си­ей до­маш­них за­да­ний на бу­ду­щее.


Сергей НЕБОЛЬСИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования