Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 21.10.2011

Музыкой навеяло

Мо­жет быть, де­ло в му­зы­ке, ко­то­рая зву­чит во­круг нас не­пре­стан­но, но каж­дый слы­шит её на свой ма­нер?

Так, Ве­ра Пав­ло­ва (де­вя­тая книж­ка «Ок­тя­б­ря» за 2011 год, под­бор­ка «За спи­ной у му­зы­ки») улав­ли­ва­ет звук в ма­лей­шем дви­же­нии, ко­ле­ба­нии и ви­б­ра­ции воз­ду­ха.

На­вер­ное, по­это­му её эс­се «Му­зы­ка в Нью-Йор­ке» по-на­сто­я­ще­му за­во­ра­жи­ва­ет, и вме­с­те с не­боль­ши­ми днев­ни­ко­вы­ми за­пи­ся­ми, объ­е­ди­нён­ны­ми под од­ним на­зва­ни­ем «Сур­до­пе­ре­вод», на сей раз пе­ре­иг­ры­ва­ет да­же сти­хи.

Ведь Нью-Йорк в по­ни­ма­нии Пав­ло­вой – го­род му­зы­кой про­пи­тан от и до.

И ес­ли сде­лать­ся уме­лым на­блю­да­те­лем, то ус­лы­шать её не со­ста­вит тру­да. К то­му же до­но­сит­ся она ото­всю­ду, на­чи­ная с пуб­лич­ных пар­ков, улиц (со слу­чай­ны­ми ря­же­ны­ми) и за­кан­чи­вая изы­с­кан­ней­ши­ми мю­зик-хол­ла­ми. «Ка­кой кон­церт был са­мым хо­ро­шим? Тот, на ко­то­ром Ги­дон Кре­мер прял из ко­ко­на скрип­ки тон­чай­шую се­ре­б­ря­ную нить, опу­ты­вал зал па­у­ти­ной, и по­сле не­воз­мож­но бы­ло встать, да­же – по­ше­ве­лить­ся? Или тот, на ко­то­ром Эмер­сон-квар­тет иг­рал фор­те­пи­ан­ный квин­тет Брам­са, и мне до­ста­лось так мно­го му­зы­ки, что я чув­ст­во­ва­ла се­бя во­ров­кой – вдруг вся му­зы­ка до­ста­лась мне, вдруг ос­таль­ные слу­ша­те­ли уш­ли ни с чем и ско­ро ме­ня изоб­ли­чат? Или ваг­не­ров­ская «Смерть Изоль­ды» (Нью-Йорк­ский фи­лар­мо­ни­че­с­кий ор­кестр, за пуль­том – Ли­вайн), за­ста­вив­шая за­лить­ся кра­с­кой сты­да, слов­но му­зы­ка вы­да­ла мою са­мую глу­бо­кую, са­мую слад­кую тай­ну? Аvе те­бе, рав­но­бе­д­рен­ный тре­у­голь­ник Лин­кольн-цен­т­ра! Сла­ва те­бе, не­га­си­мый фон­тан на пло­ща­ди, от ко­то­ро­го, как от ска­зоч­но­го кам­ня, от­кры­ва­ют­ся три до­ро­ги: пря­мо пой­дёшь – в опе­ру по­па­дёшь, на­ле­во пой­дёшь – на ба­лет, на­пра­во – в фи­лар­мо­нию».

Ду­ма­ет­ся, при­мер­но о той же му­зы­ке Пав­ло­ва пи­шет в сво­ём «Сур­до­пе­ре­во­де», толь­ко те­перь рас­суж­дая бо­лее пред­мет­но – о по­эзии, ко­то­рая по сво­ей су­ти есть мо­лоч­ная се­с­т­ра му­зы­каль­но­му ис­кус­ст­ву. Впро­чем, и по­эти­че­с­кий звук мо­жет быть раз­ным: «Ко­ро­вий ко­ло­коль­чик – сиг­на­ли­за­ция на­обо­рот: зве­нит – всё в по­ряд­ке, умолк – тре­во­га. Мои сти­хи – ко­ро­вий ко­ло­коль­чик. Не сиг­на­ли­за­ция». Или: «Чем длин­нее сти­хи, тем сла­бее ил­лю­зия, что они про­дик­то­ва­ны свы­ше: не­бе­са не­мно­го­слов­ны. К то­му же, чем боль­ше ска­жешь, тем боль­ше со­врёшь».

Сов­сем дру­гую то­наль­ность за­да­ёт в сво­ей в под­бор­ке Алек­сей Алек­сан­д­ров «Ди­о­ген» и др» («Вол­га», № 9–10). В от­ли­чие от Ве­ры Пав­ло­вой, стре­мя­щей­ся к про­сто­те, ём­ко­с­ти и не­мно­го­слов­но­с­ти, Алек­сан­д­ров пы­та­ет­ся пи­сать бо­лее му­д­рё­но, что в ито­ге иг­ра­ет с ним не­хо­ро­шую шут­ку. На­ме­рен­но или нет, но ав­тор ста­ра­ет­ся быть слож­ным, фак­ти­че­с­ки как Брод­ский с его длин­ны­ми, рас­па­да­ю­щи­ми­ся на ча­с­ти и тем са­мым со­зда­ю­щи­ми осо­бую то­наль­ность фра­за­ми. Впро­чем, Алек­сан­д­ро­ву по срав­не­нию с упо­мя­ну­ты­ми со­бра­ть­я­ми по пе­ру быть внят­ным уда­ёт­ся че­рез раз. Осо­бый сум­бур до­бав­ля­ет как раз дроб­ле­ние по­эти­че­с­кой фра­зы и, как это ни па­ра­док­саль­но, из­лиш­няя об­раз­ность, за­би­ва­ю­щая смысл: «Не­ви­ди­мый снег не­вре­ди­мый,/ Про­шед­ший пол­го­да на­зад…–/ До­ста­нешь ер­ша из кор­зи­ны/ И тут же впа­да­ешь в азарт/ Кар­то­гра­фа с цир­ку­лем ржа­вым/ У боч­ки гни­ю­щей во­ды,/ Фо­то­гра­фа с лей­кой шер­ша­вой/ Гу­с­той, как смо­ла, тем­но­ты».

Впро­чем, ино­гда сти­хи Алек­сан­д­ро­ва ста­но­вят­ся пре­дель­но про­зрач­ны­ми: «Лег­ко, как ба­боч­ки на во­ле,/ Ког­да в за­па­се день жа­ры,/ Воз­душ­ные ле­тят ша­ры/ В на­по­ми­на­ние о шко­ле/ Не той, где учат за­бы­вать,/ Дру­гой, где ни­че­му не учат,/ Где мы – впе­ре­гон­ки за ту­чей,/ Но за буй­ки не за­плы­вать…» Бла­го­да­ря че­му, ви­ди­мо, и со­зда­ёт­ся тот чи­с­тый му­зы­каль­ный звук, ко­то­рый слы­шит­ся в на­сто­я­щей по­эзии.

При­мер­но то же про­ис­хо­дит и с про­за­и­ком Ма­ри­ной Па­лей, вы­сту­пив­шей в том же но­ме­ре «Вол­ги» с цик­лом пе­сен «За­му­же­ст­во Ма­рии Бра­ун». По­на­ча­лу её по­эти­че­с­кие тек­с­ты ка­жут­ся не­с­клад­ны­ми. Осо­бен­но пер­вая песнь: «Не­бес­ное се­мя/ хле­щет лив­нем тес­ным,/ слов­но кло­ни­ру­ет но­во­го Ноя…/ Не­бо за­се­ва­ет Зем­лю не­бес­ным –/ но из зем­ли/ прёт и прёт зем­ное…»

Од­на­ко уже со вто­ро­го сти­хо­тво­ре­ния экс­прес­сия и да­же гру­бость лек­си­ки при­да­ют сло­гу Па­лей осо­бую яр­кость. «Ты мень­ше го­ро­ши­ны, про­сто но­мер –/ вес­ной не ско­пы­тил­ся, к ле­ту не по­мер./ Осень-зи­му то­же пе­ре­жи­вёшь,/ оту­пев­ший и се­рый, как вошь».

За­то сов­сем дру­гая «му­зы­ка» слы­шит­ся в ста­тье Са­му­и­ла Лу­рье «Не­что о ти­ра­жах. О ро­ле­вых иг­рах. О ро­ко­вых глу­по­с­тях» («Звез­да», № 10). Ав­тор пи­шет об од­ном из пер­вых ли­те­ра­то­ров (а точ­нее, че­ло­ве­ке, по­ста­вив­шем ли­те­ра­тур­ное де­ло на ши­ро­кую но­гу) Вла­ди­ми­ре Ан­д­ре­е­ви­че Вла­ди­слав­ле­ве (1806–1856), со­вре­мен­ни­ке Алек­сан­д­ра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на. В от­ли­чие от по­эта, со­чи­ни­те­ле и из­да­те­ле весь­ма обо­ро­ти­с­том и про­вор­ном. «Ко­неч­но, вы не усом­ни­тесь, что «Со­вре­мен­ник» был раз в ты­ся­чу луч­ше «Аль­ма­на­ха на 1838 г.» (пе­ре­име­но­ван­но­го за­тем в «Ут­рен­нюю за­рю»). В нём «Ка­пи­тан­ская доч­ка» и «Нос» впер­вые на­пе­ча­та­ны – так да­же не бы­ва­ет. По­че­му же Вла­ди­слав­лев вос­па­рил, а Пуш­кин толь­ко глуб­же про­ва­лил­ся? Ска­же­те – судь­ба?»

Впро­чем, как по­яс­ня­ет Лу­рье (кста­ти, не толь­ко с за­нят­ны­ми рас­суж­де­ни­я­ми, но и с лю­бо­пыт­ней­ши­ми ци­ф­ра­ми и до­ку­мен­таль­ны­ми сви­де­тель­ст­ва­ми): на всё бы­ли свои хи­т­ро­с­ти. «Но Вла­ди­слав­лев-то свой пух­лый свер­ток втю­хал! Раз­ме­с­тил в де­ся­ти ты­ся­чах се­мей! Спра­ши­ваю в по­след­ний раз: как ему уда­лось? Ка­ки­ми сред­ст­ва­ми? От­ве­чаю: обык­но­вен­ны­ми. Под­руч­ны­ми. Под ру­кой у не­го бы­ли кре­а­тив­ные про­мо­уте­ры; на­дёж­ная дис­три­бь­ю­тор­ская сеть; и пыл­кая бес­плат­ная рек­ла­ма. По­то­му что он был – кто? Пра­виль­но: адъ­ю­тант Ду­бель­та, ле­ген­дар­но­го нач­шта­ба кор­пу­са жан­дар­мов. Его свин­цо­вый ка­ран­даш. (Без ме­та­фор: у адъ­ю­тан­та толь­ко на ле­вом пле­че – эпо­лет, а с пра­во­го сви­са­ет зо­ло­чё­ный ви­той шнур с этим са­мым ка­ран­да­шом – за­пи­сы­вать ис­то­ри­че­с­кие из­ре­че­ния пол­ко­вод­ца и оче­ред­ные хо­ды; die erste Kolonne marschiert, по­мни­те?)».

Текст Лу­рье, ра­зу­ме­ет­ся, зна­чи­тель­но ши­ре и се­рь­ёз­нее, чем про­сто рас­суж­де­ние о ма­ло­из­ве­ст­ном ли­те­ра­то­ре-дель­це, под при­цел ав­то­ра по­па­да­ет фак­ти­че­с­ки вся Пуш­кин­ская эпо­ха, и, ес­те­ст­вен­но, мно­же­ст­во лю­бо­пыт­ных мо­мен­тов, свя­зан­ных с кни­го­из­да­ни­ем и ли­те­ра­ту­рой. На стра­ни­цах мель­ка­ют зна­ко­мые фа­ми­лии: По­ле­вой, Ча­а­да­ев, Греч и дру­гие. Но глав­ное, за­кра­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что кри­зис тех вре­мён (вверг­ший Алек­сан­д­ра Сер­ге­е­ви­ча в страш­ные дол­ги) уж очень на­по­ми­на­ет про­бле­мы на­ших дней, ког­да из­да­те­ли то и де­ло брюз­жат о том, что книж­ный биз­нес ста­но­вит­ся с каж­дым днём всё убы­точ­нее и убы­точ­нее. Впро­чем, Лу­рье обе­ща­ет сво­им чи­та­те­лям про­дол­же­ние сво­е­го ис­сле­до­ва­ния.

Лю­бо­пыт­но и ис­то­ри­че­с­кое эс­се (и, ес­ли го­во­рить о му­зы­каль­но­с­ти, весь­ма на­по­ми­на­ю­щее – жи­вень­кую поль­ку) Льва Берд­ни­ко­ва «Глав­ный са­мо­ед им­пе­рии» («Не­ва», № 10), по­ве­ст­ву­ю­щее о Яне Ла­ко­с­те (1665–1740), по­том­ке мар­ра­нов, для са­мо­го се­бя не­о­жи­дан­но сде­лав­шем­ся не толь­ко при­двор­ным его им­пе­ра­тор­ско­го ве­ли­че­ст­ва рус­ско­го ца­ря ба­тюш­ки Пе­т­ра I, но за­няв­шем при этом дво­ре весь­ма стран­ную долж­ность. А имен­но – ко­ро­лев­ско­го шу­та. И сколь­ко ис­то­ри­че­с­ких анек­до­тов (прав­ди­вых и не­прав­ди­вых) по­ро­ди­ло его шу­тов­ст­во. На­при­мер: «Шут от­ве­ча­ет: «У нас с ва­ми для это­го раз­ные при­чи­ны: у ме­ня не­до­ста­ток в день­гах, а у вас – в уме». Ла­ко­с­та в церк­ви ста­вит две све­чи: од­ну пе­ред об­ра­зом Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, а дру­гую пе­ред де­мо­ном, ко­то­ро­го Ар­хан­гел по­пи­ра­ет сво­и­ми но­га­ми. К не­му тут же об­ра­ща­ет­ся свя­щен­ник: «Су­дарь! Что вы сде­ла­ли? Вы же по­ста­ви­ли све­чу дья­во­лу!» – «Ведь мы же не зна­ем, ку­да по­па­дём, – не­воз­му­ти­мо от­ве­ча­ет Ла­ко­с­та, – так что не ме­ша­ет иметь дру­зей вез­де: и в раю, и в аду». Ла­ко­с­та про­жил мно­го лет со свар­ли­вой же­ной. Ког­да ис­пол­ни­лось двад­цать пять лет со дня их же­нить­бы, дру­зья про­си­ли его от­пра­зд­но­вать се­ре­б­ря­ную свадь­бу. «По­до­жди­те, брат­цы, – пред­ла­га­ет шут, – ещё пять лет, и мы от­пра­зд­ну­ем Трид­ца­ти­лет­нюю вой­ну!» Же­на Ла­ко­с­ты ко все­му про­че­му бы­ла ма­ла рос­том. «По­че­му, бу­ду­чи ра­зум­ным че­ло­ве­ком, ты взял в жё­ны та­кую кар­ли­цу?» – спра­ши­ва­ют его. – «Ког­да я со­би­рал­ся же­нить­ся, то за­бла­го­в­ре­мен­но ре­шил вы­брать се­бе из всех зол са­мое мень­шее», – па­ри­ру­ет шут».

Этот Ла­ко­с­та, а в Рос­сии его име­но­ва­ли Пе­т­ром До­ро­фе­е­ви­чем, в один пре­крас­ный день и сде­лал­ся пра­ви­те­лем са­мо­едов, при­мер­но как Аб­ра­мо­вич «на­чаль­ни­ком Чу­кот­ки».

Впро­чем, от чте­ния от­вле­ка­ет один мо­мент, ав­тор ста­тьи за­чем-то пе­да­ли­ру­ет ев­рей­ский во­прос (Ла­ко­с­та был иу­де­ем, что, оче­вид­но, очень вол­ну­ет Берд­ни­ко­ва), од­на­ко ес­ли не об­ра­щать вни­ма­ния на этот стран­ный мо­мент, ста­тья вы­гля­дит до­ка­за­тель­ной и ин­те­рес­ной. Пе­т­ров­ские раз­вле­че­ния – не­ве­ро­ят­но ди­ко и от­че­го-то сов­сем не­ве­се­ло.

А «Рос­сия пред­ста­ва­ла здесь стра­ной мно­го­ли­кой и эк­зо­тич­ной. И са­мо­еды с Ла­ко­с­той во гла­ве, как и дру­гие рос­сий­ские на­ро­ды, в этом сво­ём под­лин­ном, но пе­ре­са­жен­ном в сто­лич­ный ан­ту­раж ви­де <…> ма­с­ка­рад­но-фан­та­с­тич­но».

Впро­чем, не ме­нее лю­бо­пыт­ны и му­зы­каль­ны, раз уж мы про­дол­жа­ем на­ши рас­суж­де­ния о му­зы­ках всех ма­с­тей, и вос­по­ми­на­ния (точ­нее, фраг­мен­ты из кни­ги ме­му­а­ров) Ан­то­ни­ны Пи­рож­ко­вой («Ок­тябрь», № 9), жен­щи­ны, про­жив­шей дол­гую и ин­те­рес­ную жизнь, сна­ча­ла в Рос­сии, а по­том во Фло­ри­де.

Как бы ни про­ти­ви­лась Пи­рож­ко­ва, а ведь од­наж­ды на во­прос об эми­г­ра­ции и о том, чем же она бу­дет там за­ни­мать­ся, она от­ве­ти­ла: «У ме­ня есть де­ло. Я бу­ду пи­сать ме­му­а­ры». Её пе­ре­спро­си­ли: «О Ба­бе­ле?» Она воз­му­ти­лась: «Нет, с Ба­бе­лем у ме­ня всё за­кон­че­но. Я про­жи­ла свою ин­те­рес­ную жизнь». Так вот, как бы Ан­то­ни­на Ни­ко­ла­ев­на не от­ри­ца­ла из­ве­ст­но­го фак­та, но зна­ком­ст­во с Ба­бе­лем (а по­том и жизнь с ним) яв­ля­ет­ся од­ной из ин­те­рес­ней­ших тем её кни­ги.

И вер­но за­ме­ча­ет со­ста­ви­тель под­бор­ки и ав­тор пре­дис­ло­вия Ан­д­рей Ми­ла­ев-Ба­бель: «Всё же Ба­бель не ос­тав­лял её. То и де­ло воз­ни­ка­ет он на стра­ни­цах но­вой кни­ги вос­по­ми­на­ний. Из па­мя­ти Ан­то­ни­ны Ни­ко­ла­ев­ны вы­плы­ва­ют один за дру­гим не­за­пи­сан­ные ещё эпи­зо­ды встреч с Ба­бе­лем, сов­ме­ст­ной жиз­ни с ним. Она вспо­ми­на­ет дру­зей му­жа – сре­ди них не толь­ко пи­са­те­ли и ар­ти­с­ты, но и во­е­на­чаль­ни­ки, ди­рек­то­ра круп­ных за­во­дов, на­езд­ни­ки... Боль­шин­ст­во этих лю­дей, име­на ко­то­рых дав­но по­за­бы­ты, раз­де­ли­ли тра­ги­че­с­кую судь­бу Ба­бе­ля. По­сте­пен­но ис­пол­ня­ет­ся и меч­та «ба­бе­ле­ве­дов» – ис­то­рия уха­жи­ва­ния Ба­бе­ля, «ис­то­рия люб­ви» вы­ри­со­вы­ва­ет­ся на стра­ни­цах кни­ги... Це­ло­му­д­рен­ная ат­мо­сфе­ра это­го уха­жи­ва­ния, ще­д­рые нра­вы ба­бе­лев­ских дру­зей – всё это се­го­дня на­по­ми­на­ет ры­цар­ские ро­ма­ны. Са­ма Ан­то­ни­на Ни­ко­ла­ев­на оп­ре­де­ли­ла эту ат­мо­сфе­ру за­бав­ным сло­во­со­че­та­ни­ем – «со­вет­ская ста­ри­на».

Но уди­ви­тель­но дру­гое, тот са­мый, всем хо­ро­шо зна­ко­мый Ба­бель (как сей­час по­мню из школь­но­го кур­са: «пер­вым на­чав­ший из­би­е­ние ин­тел­ли­ген­та в се­бе») ри­су­ет­ся со­вер­шен­но иным че­ло­ве­ком. В ча­ст­но­с­ти, обес­ку­ра­жи­ва­ло его не­у­ём­ное че­ло­ве­ко­лю­бие: «До­б­ро­та Ба­бе­ля гра­ни­чи­ла с ка­та­ст­ро­фой. <…> Он раз­да­вал свои ча­сы, гал­сту­ки, ру­баш­ки и го­во­рил: «Ес­ли я хо­чу иметь ка­кие-то ве­щи, то толь­ко для то­го, что­бы их да­рить». Но он мог так же по­сту­пить и с мо­и­ми ве­ща­ми. Из Фран­ции он при­вёз мне фо­то­ап­па­рат. Че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев один зна­ко­мый ки­но­опе­ра­тор, уез­жая в ко­ман­ди­ров­ку на Се­вер, с со­жа­ле­ни­ем ска­зал Ба­бе­лю, что у не­го нет фо­то­ап­па­ра­та. Ба­бель тут же от­дал ему мой – фо­то­ап­па­рат ни­ког­да ко мне уже не вер­нул­ся», – жа­ло­ва­лась Пи­рож­ко­ва…

В об­щем, как го­во­рит­ся, ме­ло­дий на све­те мно­го, и ус­лы­шать свою – де­ло не­про­стое.


Алёна БОНДАРЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования