Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 21.10.2011

Американские шестидесятые как наши девяностые

Кни­га эта бы­ла для ме­ня лю­ком в 90-е (есть у Мор­ри­со­на ко­рот­кий стих та­кой – trunk). Имен­но ког­да мно­гие по­за­бы­ли ко­ды и па­ро­ли до­сту­па в те ощу­ще­ния и впе­чат­ле­ния, и при­ни­ма­ют чу­жие оцен­ки, штам­пы о вре­ме­нах сво­ей мо­ло­до­с­ти – я дож­дал­ся, до­тер­пел и про­лез. Это, соб­ст­вен­но, та са­мая кни­га, ко­то­рая и бы­ла эк­ра­ни­зи­ро­ва­на Оли­ве­ром Сто­уном как раз на­ка­ну­не по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия ХХ ве­ка. На­пи­сан­ная че­рез де­сять лет по­сле ис­чез­но­ве­ния Джи­ма из «за­по­вед­ной та­рел­ки пра­вед­но­го сно­ви­де­ния» со­вре­мен­ни­ков, она мно­го про­яс­ня­ет для тех, кто вдох­нов­лял­ся его пес­ня­ми и об­ра­зом. Фильм по ней то­же был снят че­рез де­сять лет, а че­рез двад­цать она из­да­на в Рос­сии. Уже тут что-то есть сти­хо­твор­ное, от стро­фы…

Сто­ун, ко­неч­но, как со­вре­мен­ник и в чём-то за­ви­ст­ник (за­висть – дви­га­тель твор­че­ст­ва, как рек­ла­ма дви­га­тель тор­гов­ли) Джейм­са Ду­гла­со­ви­ча, сра­бо­тал фильм в един­ст­вен­но вер­ном на­прав­ле­нии, ви­зу­а­ли­зи­ро­вал миф и со­здал на­столь­ко буй­ный об­раз пью­ще­го рок-по­эта на эк­ра­не, что бед­ня­ге Вэ­лу Кил­ме­ру, ис­пол­няв­ше­му глав­ную роль, при­шлось по­том не­сколь­ко лет ле­чить­ся от ал­ко­го­лиз­ма и от­скре­бать от се­бя вме­с­те с бо­ро­дой при­рос­ший об­раз Мор­ри­со­на. Но кни­га зна­чи­тель­но спо­кой­нее филь­ма, и в ней мно­го то­го, что не по­па­да­ло в ми­фо­ло­ги­зи­ру­ю­щий ки­но­хит. Впро­чем, имен­но он ме­ня лич­но к «Дор­зам» и по­вер­нул ли­цом – до это­го слу­шая и их пер­вый аль­бом, и «Аме­ри­кан­скую мо­лит­ву» по­смерт­ную, я слы­шал жид­кий, ус­та­рев­ший рок с эле­мен­та­ми джа­за, не бо­лее «Бит­лов» мне, трэ­ше­ру, тог­да ин­те­рес­ный. Не хва­та­ло кон­тек­с­та, по­ни­ма­ния эта­пов раз­ви­тия ро­ка. Но важ­ней­шее ис­кус­ст­во рез­ко из­ме­ни­ло мою, стар­ше­класс­ни­ка, оцен­ку: мы фильм смо­т­ре­ли ещё в ви­део­са­ло­не на «Про­ле­тар­ской», те­перь и ра­бо­че­го квар­та­ла это­го нет, по­гре­бён под элит­ной но­во­ст­рой­кой вме­с­те со скве­ром. Са­ма воз­мож­ность про­жить свою жизнь имен­но так ско­ро­теч­но, пло­до­ви­то и гром­ко, вжи­ва­ние в об­раз Джи­ма в са­мое под­хо­дя­щее для это­го вре­мя (мы толь­ко со­бра­ли школь­ную рок-груп­пу) – вот что ра­ди­каль­но за­ра­зи­ло, про­мор­ри­со­ва­ло ме­ня. 

Пя­ти­лет­ка жиз­ни Мор­ри­со­на в ро­ке впи­са­лась во всю его ис­то­рию яр­чай­шей стра­ни­цей – но ког­да этих стра­ниц в кни­ге 480, то по­не­во­ле ста­но­вишь­ся скеп­ти­ком. Точ­но так же, как не про­чи­тал я той же «Иг­ры в клас­си­ки» 10 лет спу­с­тя, я 20 лет спу­с­тя не ви­жу преж­не­го ла­ко­нич­но­го и ро­ман­тич­но­го сю­же­та. За­ме­чаю вто­ро­сте­пен­ные де­та­ли – на­при­мер, что пер­вые го­но­ра­ры груп­пы в клу­бах со­став­ля­ли по­ряд­ка 600 дол­ла­ров или су­ще­ст­во­ва­ние офи­са «Дорз», где Джим имел свой стол, за ко­то­рым по­пи­вал пи­во и чи­тал ста­тьи о се­бе. Рок – это биз­нес, и из­нан­ка по­эти­зи­ро­ван­но­го рок-ми­фа ока­зы­ва­ет­ся про­за­и­че­с­кой. За­хо­те­ли пар­ни на пля­же за­ра­бо­тать мил­ли­он дол­ла­ров, и за­ра­бо­та­ли, рас­пла­той ста­ла жизнь Джи­ма. Ре­зуль­тат – это сум­ма уси­лий, и то, как ша­га­ли эти оче­ред­ные ко­ро­ли ро­ка, идо­лы нар­ко­ман­ско­го по­ко­ле­ния «цве­точ­ной ре­во­лю­ции» к сла­ве, не яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем из пра­вил. Ме­ня­ли ко­ман­ду пи­ар­щи­ков и зву­ко­тех­ни­ков, ме­ня­ли со­став, звук, клу­бы, по­друг, сту­дии. Changelling, один сло­вом. И не с пер­во­го ра­за их пес­ни ус­лы­ша­ли ра­дио-бо­ги то­го вре­ме­ни.

Кни­га двух со­вре­мен­ни­ков «Дорз» и ин­те­рес­на тем, что пы­та­ет­ся ещё до ми­фо­ло­ги­за­ции про­ана­ли­зи­ро­вать судь­бу рок-груп­пы как со­ци­аль­ный фе­но­мен, ве­ху сво­е­го вре­ме­ни. И вот пе­ред на­ми ока­зы­ва­ет­ся ху­ли­ган со стран­но­с­тя­ми, ко­то­рый не су­мел стать ре­жис­сё­ром, но стал рок-идо­лом (кста­ти, в филь­ме за честь счёл воз­мож­ность снять­ся уже дру­го­го по­ко­ле­ния Идол, пост­панк Бил­ли) – по аме­ри­кан­ским мер­кам ка­рь­е­ра так се­бе. А Сто­ун стал ре­жис­сё­ром – и жи­вёт на про­сто­рах иной судь­бы. В том-то и уют би­о­гра­фии Джи­ма, что она уме­ща­ет­ся ров­но в ту пя­ти­лет­ку, ко­то­рая ус­пе­ла по­да­рить и на­деж­ды на ре­во­лю­цию, и ра­зо­ча­ро­ва­ние в са­мих ре­во­лю­ци­о­не­рах – вспом­ним, во что пре­вра­тил­ся ны­не здрав­ст­ву­ю­щий и да­же чи­та­ю­щий в Моск­ве лек­ции Кон Бен­ди, па­риж­ский ле­во­ра­ди­кал 1968-го, и как са­ми же рок-ора­то­ры Вуд­сто­ка по­ш­ли на по­пят­ную, ед­ва к ним по­тя­ну­лись аме­ри­кан­ские мас­сы. Джим, кста­ти, ис­клю­че­ни­ем не был – его под­суд­ное вы­ступ­ле­ние в Май­а­ми со­дер­жа­ло ре­френ «я не го­во­рю о ре­во­лю­ции». А где нет из­ме­не­ния об­ще­ст­ва – энер­гия сла­вы (до­ве­рия масс) обо­ра­чи­ва­ет­ся про­тив ин­ди­ви­да и сжи­га­ет его. По­пу­ляр­ность – по­вод по­бу­хать и по­поль­зо­вать­ся по­клон­ни­ца­ми в ре­жи­ме free love… Он вы­ска­зал мно­гое за по­ко­ле­ние секс-ре­во­лю­ции и ус­пел по­сме­ять­ся над ним же в пес­не «Ког­да кон­ча­ет­ся му­зы­ка».   

Ес­ли про­сле­дить, сколь­ко раз Джим на про­тя­же­нии кни­ги при­ни­мал нар­ко­ти­ки или ал­ко­голь (а ча­ще – вме­с­те), ни­ка­ко­го удив­ле­ния не вы­зы­ва­ет то, что на та­кую жизнь его ор­га­низ­ма хва­ти­ло в пя­ти­лет­нем эк­ви­ва­лен­те. Серд­це, ус­ко­ря­е­мое в це­лях про­зре­ний и вся­ко­го та­ко­го про­че­го – ре­сурс не­во­зоб­нов­ля­е­мый, как нефть. Но бу­хал Мор­ри­сон «как не в се­бя» имен­но по­то­му, что до­бил­ся сла­вы, и тре­пет­но все­гда при­слу­ши­вал­ся к лю­бо­му от­зы­ву о дис­ке или кни­ге – да­же зво­ня из Па­ри­жа ба­ра­бан­щи­ку Ден­смо­ру не­за­дол­го до смер­ти. Он вме­с­те с бо­ро­дой сбрил там, пе­ре­рос рок-ге­рой­ский об­раз, но са­мим же со­здан­ный об­раз жиз­ни не пе­ре­рос, и от сво­е­го серд­ца убе­жать не смог: «Кто от неё бе­жит – бе­жит на­вст­ре­чу» (Т.Му­цу­ра­ев).

Ещё бро­са­ет­ся в гла­за гла­мур­ная об­ста­нов­ка, в ко­то­рой «Дорз» рас­пах­ну­ли се­бя фа­на­там не­боль­ших клу­бов – в 60-х США жи­ли при­мер­но как сей­час моск­ви­чи, без­за­бот­но и рас­то­чи­тель­но, но ду­мая из­ме­нить се­бя и об­ще­ст­во к луч­ше­му. И уже за­ра­бо­тав свой мил­ли­он и оз­вез­дев, Джим роб­ко меч­тал из­дать кни­гу сти­хов за свой счёт с пре­дис­ло­ви­ем ка­ко­го-ни­будь при­знан­но­го бит­ни­ка – ну кто из чи­та­те­лей «ЛР» не уз­на­ет се­бя в нём тог­даш­нем? Сти­хи там и тог­да зна­чи­ли не боль­ше, чем ны­не у нас, эпи­го­нов – ведь что, как не экс­порт куль­тур­ных норм и «за­во­е­ва­ний» США, шло у нас все 90-е?

Раз­нуз­дан­ность Джи­ма – ки­но­миф. Он про­сто спив­ший­ся ин­тел­ли­гент с хо­ро­ши­ми ма­не­ра­ми. Я спе­ци­аль­но по­сле про­чте­ния кни­ги пе­ре­смо­т­рел кон­церт Live At The Hollywood Bowl. Уди­ви­тель­но ста­ти­чен он там! Зву­ко­вол­ны сво­ей же му­зы­ки ещё не ко­лы­шут. Где то, что я слы­шал на ау­ди­о­кас­се­те, где драйв? Скром­но по­ма­хи­ва­ет ма­ра­ка­сом, по­мо­гая со­ли­ро­вать Ман­за­ре­ку (ис­пол­няв­ший его роль стал ге­ро­ем «Сек­са в боль­шом го­ро­де»), за­стен­чи­во по­ку­ри­ва­ет стре­ля­ную си­га­ре­ту, и толь­ко с ми­к­ро­фо­ном он без­жа­ло­с­тен. Нет воз­ду­ха 90-х – вот и драй­ва нет. Те­перь, как пси­хо­лог по об­ра­зо­ва­нию, от­крою вам се­к­рет: Джим и «Дорз» по­то­му так ста­ли по­пу­ляр­ны на ру­и­нах СССР в 80–90-х, что са­мо­раз­ру­ша­ю­ще­му­ся об­ще­ст­ву был са­мо­ус­по­ко­и­те­лен об­раз мед­лен­но­го са­мо­убий­ст­ва лич­но­с­ти.

Ци­ф­ры-пе­ре­вёр­ты­ши: их 60-е это на­ши 90-е, к нам всё при­хо­дит за­поз­да­ло. Соб­ст­вен­но, Джим знал что де­лал, дви­га­ясь в на­прав­ле­нии in vino veritas. Ны­не на­ста­ло вре­мя бе­зал­ко­голь­ных ге­ни­ев, а зна­чит – и рок-ро­ман­тизм 90-х не­воз­вра­тим, и лю­бовь к Гу­ба­но­ву, на­при­мер, не вер­нёт­ся. «Об­ще­ст­во мёрт­вых по­этов» ос­та­лось в про­шлом – ны­не ин­те­рес­на по­эзия вы­жив­ших и сам па­фос жиз­ни во­пре­ки ок­ру­жа­ю­ще­му раз­ру­ше­нию. Джим то­же в па­риж­ских ре­с­то­ра­нах не ду­мал о се­бе как ми­фе, он гу­лял меж мо­гил Пер Ла Шез, по го­ро­ду и лю­бо­вал­ся тем, что не ус­пел опи­сать, раз­ве что «свеч­ные ле­са Нотр-Да­ма». Хо­ро­ни­ли его все­го пять че­ло­век – то­же не по­хо­же на по­хо­ро­ны рок-идо­ла или на по­хо­ро­ны Ма­я­ков­ско­го, на­при­мер. Ино­гда важ­нее кра­си­во уме­реть, а не кра­си­во пи­сать. Кста­ти, и при­чи­на смер­ти (ес­ли это не бы­ло бег­ст­во в ду­хе «Про­фес­сия: ре­пор­тёр» Ан­то­ни­о­ни, так как хо­ро­ни­ли за­кры­тый гроб) не­из­ве­ст­на – пе­ре­до­за ге­ро­и­на или по­след­ст­вия ал­ко­го­лиз­ма, тру­па ни­кто, кро­ме его му­зы Па­ме­лы, не ви­дел, а она мог­ла по­ды­г­рать его оче­ред­но­му трю­ку, прав­да, са­ма по­том умер­ла имен­но от пе­ре­до­зы. Но сколь­ко по­том жиз­ней по­ш­ли по та­ко­му сце­на­рию? Вот он, рок-об­раз­чик: ес­ли мож­но бы­ло ему, то и нам-то, си­рым, по­дав­но! Да­же наш Вы­соц­кий умер весь­ма по­хо­жей смер­тью, с бо­лее яв­ной ге­ро­и­но­вой по­до­плё­кой.

Са­мое ужас­ное в кни­ге – пе­ре­вод Юрия Но­ви­ко­ва. Та­кое да­же на кор­рек­ту­ру не спи­шешь: ка­жет­ся, в про­цес­се пе­ре­во­да Юрий за­бы­вал род­ной язык, и в ито­ге это­го по­боч­но­го эф­фек­та ста­ли воз­мож­ны фра­зы вро­де «С Рэ­ем Джон раз­де­лял ув­ле­че­ние джа­зом, а так­же жад­ность и пре­дан­ность но­во­об­ра­щён­но­го йо­ги­че­с­ким дис­цип­ли­нам Ма­ха­ри­ши».  Впро­чем, вме­с­те с ксе­рокс­но­го ка­че­ст­ва фо­то­гра­фи­я­ми этот стиль воз­вра­ща­ет нас в 80-е, ког­да та­кое мож­но бы­ло про­чи­тать толь­ко в ро­та­принт­ном ва­ри­ан­те. Соб­ст­вен­но, я до сих пор удив­ля­юсь, как всё в том же ви­део­са­ло­не смог я ку­пить в 92-м пе­ре­из­да­ние на во­ню­чень­кой ме­ло­ван­ной бу­ма­ге при­жиз­нен­ной кни­ги вер­ли­б­ров Мор­ри­со­на.


 Джер­ри Хоп­кинс, Дэн­ни Шу­гер­ман. Ни­кто из нас не вый­дет от­сю­да жи­вым. – СПб.: Ам­фо­ра, 2010.



Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования