Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 21.10.2011

Дети Гор и прочие Чёрные Обезьяны Захара Прилепина

Но­вый ро­ман За­ха­ра При­ле­пи­на «Чёр­ная обе­зь­я­на» – вер­ши­на со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Не иде­аль­ной, при­ду­ман­ной, но ре­аль­ной, на­лич­ной. Слов­но окэ­шен­ной и от­ли­ча­ю­щей­ся от из­мы­ш­ле­ний лит­кри­ти­ков о со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном про­цес­се так же, как жи­вые день­ги в кар­ма­не от фью­чер­сов на за­в­т­раш­ние оп­ци­о­ны в вир­ту­аль­ном ми­ре фи­ло­ло­ги­че­с­ких охов, ахов и ожи­да­ний гря­ду­ще­го ге­ния, стол­па и опо­ры, ог­нен­но­го стол­ба, сно­па оза­рён­но­го. Се, гря­дет!

Се, гря­нул уже. Или луч­ше – грял.

По со­во­куп­но­с­ти ли­те­ра­тур­ных и об­ще­ст­вен­ных за­слуг – а в раз­но­куп­но­с­ти не­че­го и ис­чис­лять, ког­да мы го­во­рим о том са­мом, что есть «рус­ский пи­са­тель» (эти два сло­ва так лю­бит Игорь Яр­ке­вич и мно­гое уже ска­зал о) – по раз­но­куп­но­с­ти кто есть Алек­сандр Иса­ич Со­лже­ни­цын? – а по со­во­куп­но­с­ти глав­ный ли­те­ра­ту­ро­вед со­вре­мен­но­с­ти Алек­сей Вар­ла­мов чис­лит по­след­не­го по­след­ним ве­ли­ким ру­с­пи­сом (за рас­ши­ф­ров­кой к Яр­ке­ви­чу) – За­хар При­ле­пин есть глав­ный наш на­ци­о­наль­ный пи­са­тель.

Шап­ка Мо­но­ма­ха тя­же­ла до бе­зо­б­ра­зия, столь­ко в ней изу­м­ру­дов и ру­би­нов, рас­сы­па­ют­ся ог­нём, ос­та­вай­ся с на­ми, маль­чик, бу­дешь на­шим ко­ро­лём (и зва­ли, по­сле ди­а­ло­га с Аве­ном по 20 раз в ме­сяц при­гла­шён­ной звез­дой на руб­лёв­ские ве­че­ра – ос­та­вай­ся с на­ми, маль­чик, ты же с на­ми – ты та­кой же, как мы – ум­ный – и по­смо­т­ри на свои уши («Таб­лет­ка». – Г.С.) – ты эльф, а они в луч­шем слу­чае гно­мы, ко­то­ры­ми пра­вит оро­чье пле­мя; и шёл, но на Руб­лёв­ке был та­ким же руб­лёв­ским, как на кар­ти­нах Руб­лё­ва – и му­жиц­кое не пря­тал, но нёс как нимб – от них к ним). Тя­же­ла ты, шап­ка-ушан­ка рус­ско­го пи­са­те­ля («Ан­ге­лы». – Г.С.), му­жиц­кая шап­ка, в ко­то­рую по­на­ты­ка­ли ал­ма­зов где ни по­па­дя: а на что они? Раз­ве си­га­ре­ту за­ны­кать или ог­ры­зен­ный ка­ран­даш, что­бы по­ме­чать стро­пи­ла (вы­ше, вы­ше, плот­ни­ки!) или, за­жав меж­ду паль­цев ле­вой но­ги, на­бра­сы­вать но­вый ро­ман. Так он пи­шет, лег­ко. А мы, да, бы­ва­ет – хар­кая кро­вью. Да что вы­хо­дит? А? Ну, да. Вы­хар­кан­ная кровь.

Ко­то­рая не все­гда есть хо­ро­шая рус­ская про­за, а по­рой про­сто бле­во­ти­на с про­жил­ка­ми крас­ной юш­ки.

Тя­же­ла шап­ка, шлем, ше­лом (где ты, рус­ская зем­ля? Уже за ше­ло­ма­ми еси – изо­пьём ше­ло­мом До­на, в Ин­дий­ском оке­а­не са­по­ги омо­чим и – ша­лом, Но­вый Ие­ру­са­лим, Тре­тий Рим, Тре­тий Рейх), но но­сит лег­ко. Толь­ко он и смог так – по­это­му толь­ко ему и да­но. Гос­подь наш не да­ёт че­ло­ве­ку ис­пы­та­ний боль­ше и тя­же­лее, чем смог бы вы­не­с­ти тот че­ло­век.

И я го­во­рю: дер­жись, брат! Ты на вер­ши­не зик­ку­ра­та, на са­мой вер­ши­не, один, ты по­ве­сил ми­ше­ни на грудь, сто­ит лишь те­ти­ву на­тя­нуть. Ты на вер­ши­не зик­ку­ра­та, сто­ишь, а ког­да ты сто­ишь на зик­ку­ра­те, то зик­ку­рат сто­ит на те­бе – весь, цель­но­го кам­ня. Шесть­де­сят тонн (каж­дый день – и что вза­мен? Да­же ду­ша за­ло­же­на в лав­ке Ком­па­нии). Три ты­ся­чи ат­мо­сфер. А он го­во­рит: мне лег­ко! Всё по­лу­ча­ет­ся, и это са­мый сча­ст­ли­вый год в мо­ей жиз­ни (я по­мню год 2007, ког­да у те­бя сов­па­ли ци­ф­ры – 07.07.07 – день тво­е­го рож­де­ния – и ты го­во­рил, что это са­мый сча­ст­ли­вый год тво­ей жиз­ни; с тех пор, а мо­жет, все­гда – каж­дый год са­мый сча­ст­ли­вый год тво­ей жиз­ни). А каж­дая твоя кни­га – са­мая луч­шая. (Ты спро­сил: ка­кой из аль­бо­мов БГ те­бе (мне) нра­вит­ся боль­ше все­го? Я ска­зал: по­след­ний. Ты ска­зал: у ме­ня (у те­бя) не так, в смыс­ле, с БГ – не так по­ни­маю но­вые, но ты по­ни­ма­ешь, и каж­дая твоя кни­га – как но­вый аль­бом БГ – для ме­ня – а ос­таль­ные мо­гут ид­ти в жо­пу (Сер­гей По­лон­ский), ес­ли у них нет мил­ли­ар­да руб­лей люб­ви, пла­ти­но­вых карт с не­о­гра­ни­чен­ным овер­д­раф­том ду­хов­но­с­ти («Таб­лет­ка». – Г.С.)).

И ещё: в ко­го они стре­ля­ют? Кро­ме Бо­га здесь ни­ко­го нет (Б.Г.).

Как это ста­ло воз­мож­ным?

Се­к­рет прост. Те­бя нет.

Иде­аль­ный рус­ский пи­са­тель не хар­ка­ет кро­вью, не на­си­лу­ет язык, ни­ког­да не сда­ёт­ся, не про­да­ёт­ся, не про­ги­ба­ет­ся пе­ред воз­не­сён­ны­ми, не ус­та­ёт при­зы­вать ми­лость к пад­шим, не бро­са­ет сво­их де­тей, не из­ме­ня­ет же­не и не су­ще­ст­ву­ет.

В дей­ст­ви­тель­но­с­ти всё не так, как на са­мом де­ле, и на са­мом де­ле пи­са­те­ля За­ха­ра При­ле­пи­на нет.

 

Вот, на­при­мер, пи­са­тель Сер­гей Ми­на­ев есть. Он весь ре­аль­ный, на­лич­ный (и об­на­ли­чен­ный), и не пре­ми­нёт на­пом­нить (на­при­мер, пре­мьер-ми­ни­с­т­ру на по­след­ней встре­че – я пи­са­тель Сер­гей Ми­на­ев, я на­пи­сал кни­гу «Дух­лесс», она про­да­на ти­ра­жом в 700 ты­сяч эк­земп­ля­ров (я есть, я уже есть в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, на­ри­со­вал­ся так, что йух со­трёшь, что на­пи­са­но зо­ло­тым пе­ром в мо­ле­с­кин, то не вы­ру­бишь му­жиц­ким то­по­ром – ес­ли толь­ко вме­с­те с мо­ле­с­ки­ном, пе­ром, пис­цом и его пес­цом, пол­ным пес­цом все­му, ког­да Русь – к то­по­ру и крас­но­му пе­ту­ху – но мы не зо­вём, оце­ни­те – а мог­ли бы, 700 000 – не два паль­ца, це­лая ар­мия, груп­па ар­мий, фронт – На­род­ный Фронт, ес­ли ты за­ми­на­е­ва, зна­чит ты за­пу­ти­на, зна­чит ты за­фронт – оце­ни­те и окэшь­те, плиз). И – с нот­ка­ми не­под­дель­но­го ува­же­ния к быв­ше­му оп­по­нен­ту – у За­ха­ра то­же боль­шой ти­раж, зна­чит, то­же име­ет вли­я­ние. На са­мом де­ле, нет. На са­мом де­ле у За­ха­ра ти­раж мо­жет быть в де­сять раз мень­ше, 70 000 (по справ­ке на из­да­нии пер­вый ти­раж «Чёр­ной обе­зь­я­ны» 20 000 – сде­ла­ют вто­рой, до­го­нят, мо­жет, до 100 000 – вряд ли боль­ше). Но вли­я­ние При­ле­пи­на боль­ше в 10, в 100 раз. В лю­бое ко­ли­че­ст­во раз (на сколь­ко СССР от­стал от Япо­нии – на­всег­да). По­то­му что де­ло не в ци­ф­рах? Нет, нет, не­прав­да. Де­ло как раз в ци­ф­рах. Толь­ко не в ци­ф­рах ти­ра­жей или де­нег. На­сто­я­щая мощь в ко­неч­ном из­во­де все­гда ис­чис­ля­ет­ся не в день­гах.

А в шты­ках.

На­сту­па­ет вре­мя – все­гда на­сту­па­ет та­кое вре­мя – ког­да ми­гал­ки, ман­да­ты и банк­но­ты ва­ля­ют­ся на тро­ту­а­рах, а ре­аль­ную си­лу и власть в го­ро­де име­ет тот, у ко­го боль­ше шты­ков.

Худ. Виктор Миллер Гауса
Худ. Виктор Миллер Гауса

И в этот день Сер­гей Ми­на­ев (хо­ро­ший ли­те­ра­тор, те­ле­жур­на­лист, адек­ват­ный че­ло­век) с тру­дом со­бе­рёт из 700 000 сво­их чи­та­те­лей од­ну ро­ту (бе­лые кол­гот­ки, жен­ская сот­ня, зав­сег­да­таи вог ка­фе, са­мые луч­шие жен­щи­ны Моск­вы и муж­чи­ны Моск­вы, по всем при­зна­кам по­хо­жие на са­мых луч­ших жен­щин Моск­вы (За­хар При­ле­пин – речь на це­ре­мо­нии «Лю­ди го­да 2011 GQ») – они вста­нут «же­лез­ным коль­цом» обо­ро­ны во­круг ЦУ­Ма, но, ско­рее все­го, дрог­нут, ког­да в их го­ло­вы по­ле­тят бу­лыж­ни­ки, ору­дие про­ле­та­ри­а­та, и со­бя­нин­ская плит­ка, ору­дие про­ле­та­ри­а­та, и моз­ги, свои и чу­жие, ко­то­рые, по­сле то­го как вы­ну­ты бу­лыж­ни­ком из че­ре­па – то­же ору­дие про­ле­та­ри­а­та. А За­хар При­ле­пин из 70 000 сво­их чи­та­те­лей лег­ко мо­би­ли­зу­ет ес­ли не ди­ви­зию и не полк, то па­ру пол­но­вес­ных ба­та­ль­о­нов на­вер­ня­ка. И это бу­дут они, те са­мые уг­рю­мые и страш­ные рус­ские му­жи­ки, ко­то­рых в ЦУ­Ме бо­ят­ся, а При­ле­пин – нет. По­верь­те мне, с та­ки­ми дву­мя ба­та­ль­о­на­ми мож­но мно­гое на­тво­рить.

Де­ло в том, что вли­я­ние, оно не толь­ко сколь­ко, но и как. И чи­та­те­ли Ми­на­е­ва с го­тов­но­с­тью слу­ша­ют и слу­ша­ют­ся Ми­на­е­ва, ког­да Ми­на­ев учит их, как пра­виль­но си­деть в вог ка­фе, как во­об­ще что­бы бы­ло кра­си­во и лег­ко, и пон­ты, и не­мно­го сар­каз­ма, да что там, мно­го сар­каз­ма, сплош­ной сар­казм и ка­ме­ди клаб и всё та­кое, че­го чи­та­те­ли и са­ми хо­тят. Но ес­ли Ми­на­ев ска­жет им, что­бы они стра­да­ли и уми­ра­ли, то вряд ли. За что уми­рать, за вог ка­фе? А чи­та­тель При­ле­пи­на, он в зна­чи­тель­ной ча­с­ти го­тов. За Ро­ди­ну.

И зна­е­те, что са­мое ин­те­рес­ное? Бы­ва­ет, что это один и тот же чи­та­тель. Про­сто для той ча­с­ти его моз­га, ко­то­рая сте­ка­ет ко­фей­ной пен­кой в го­род­ские кло­а­ки гла­му­ра (или ан­ти­гла­му­ра – ка­кая раз­ни­ца?) пи­шет Роб­ски, пи­шет Ми­на­ев (и пи­шут хо­ро­шо, ум­ни­цы). А При­ле­пин для той ча­с­ти моз­га, ко­то­рая вдруг од­наж­ды про­сы­па­ет­ся и ве­дёт че­ло­ве­ка на фронт – на­сто­я­щий фронт, с на­сто­я­щим вра­гом и на­сто­я­щей смер­тью за на­сто­я­щую Ро­ди­ну; и оно есть в каж­дом, ес­ли толь­ко это на­сто­я­щий рус­ский че­ло­век.

Но вот, Ми­на­ев в рус­ской ли­те­ра­ту­ре су­ще­ст­ву­ет, а При­ле­пин – нет. При­ле­пин су­мел осу­ще­ст­вить то, че­му Вик­то­ра Пе­ле­ви­на учил Кар­лос Ка­с­та­не­да. Учил, да не до­учил, по­то­му что не при­хо­дить на ве­че­рин­ки жур­на­ла GQ, да­вать ин­тер­вью толь­ко в Юж­ной Ко­рее и на «сни­ми­те, по­жа­луй­ста, свои оч­ки» от­ве­чать «сни­ми­те, по­жа­луй­ста, свои шта­ны» – это­го не­до­ста­точ­но, что­бы сте­реть лич­ную ис­то­рию и из­ба­вить­ся от мыс­лей о соб­ст­вен­ной зна­чи­мо­с­ти. По­то­му что ес­ли я, Пе­ле­вин, не зна­чим, то что? Что-то долж­но быть зна­чи­мо. А ког­да ни­че­го не зна­чи­мо, то вы­хо­дит, что зна­чим всё-та­ки я, та­кой вот по­лу­ча­ет­ся шлем ужа­са. У При­ле­пи­на есть зна­чи­мое. Се­мья, Ро­ди­на, лю­бовь, друж­ба, муж­ское до­сто­ин­ст­во – име­ет зна­че­ние. И судь­ба име­ет зна­че­ние, как у Ле­о­ни­да Юзе­фо­ви­ча го­во­рит ба­рон Ун­герн, тот са­мый Ун­герн, ко­то­рый у Пе­ле­ви­на, ну, вы зна­е­те. Вер­нее, не тот, а сов­сем дру­гой – на­сто­я­щий.

И сно­ва: как же так? Это мы уз­на­ем толь­ко у са­мо­го При­ле­пи­на, по­то­му что При­ле­пин про­го­во­рил­ся:

«…Те­бя все на­де­ля­ют смыс­лом, а в те­бе его нет во­все. И я ког­да-то на­де­лял…

– Я же не о се­бе спро­сил, – мяг­ко ос­та­но­вил его я.

– А ты ду­ма­ешь, я о те­бе? – за­сме­ял­ся Сла­тит­цев, и у не­го во рту за­пры­га­ли крас­ные зу­бы. – Что­бы го­во­рить о те­бе, на­до, чтоб ты – был».

В ро­ма­не «Чёр­ная обе­зь­я­на» это от­кро­ве­ние вло­же­но в ус­та Сла­тит­це­ва, чрез­вы­чай­но жал­ко­го и мерз­ко­го пер­со­на­жа, ко­то­ро­му про­то­ти­пом, видимо, по­слу­жил не­сча­ст­ный кри­тик Сер­гей Бе­ля­ков, про­то­ти­пом, но толь­ко в ча­с­ти, а имен­но в той ча­с­ти, где он по­яв­ля­ет­ся на боль­шом ли­те­ра­тур­ном се­ми­на­ре (Лип­ки) в ме­ст­ном об­шир­ном ка­фе (по­мним) в ру­баш­ке, гал­сту­ке, на­чи­щен­ных ту­ф­лях. И в си­нем, ма­х­ро­вом, с на­чё­сом три­ко, под­тя­ну­том вы­ше пуп­ка.

«…Я по­пы­тал­ся вспом­нить имя Сла­тит­це­ва, но не смог. Ка­жет­ся, Сер­гей… Он ча­с­то го­во­рил о чём-ли­бо с ужас­ным ап­лом­бом, но мысль, та­ив­ша­я­ся вну­т­ри, бы­ла сов­сем ни­чтож­ной… Сла­тит­це­ва слу­ша­ли так, как буд­то за его спи­ной ге­не­а­ло­ги­че­с­кое дре­во, где на даль­них вет­ках ни мно­го ни ма­ло Рю­ри­ки, и сам он во фра­ке с эле­гант­ной тро­с­тью, а из-под ман­жет по­ка­зы­ва­ют­ся ча­сы сто­и­мо­с­тью в ях­ту. И ни­кто не за­ме­чал его тёп­лых си­них три­ко!»

Бы­ло бы не­спра­вед­ли­во счи­тать Бе­ля­ко­ва пол­ным про­то­ти­пом Сла­тит­це­ва. Он, во-пер­вых, не так ужа­сен. До­воль­но умён, на­чи­тан, ин­те­ре­сен. Ис­крен­не лю­бит рус­скую ли­те­ра­ту­ру. Да, име­ет про­бле­мы со вку­сом – и в ча­с­ти цве­та три­ко (мне ка­жет­ся, зе­лё­ные смо­т­ре­лись бы ку­да эле­гант­нее!), и в ча­с­ти вы­бо­ра, по его мне­нию, луч­ших пи­са­те­лей зем­ли рус­ской. Но, в прин­ци­пе, ми­лый и до­б­рый ма­лый. Ему про­сто фа­таль­но не по­вез­ло. И те­перь ис­то­ри­ки ли­те­ра­ту­ры бу­дут пи­сать, ведь бу­дут: «про­то­ти­пом Сла­тит­це­ва в ро­ма­не «Чёр­ная обе­зь­я­на» по­слу­жил ли­те­ра­тур­ный кри­тик Сер­гей Бе­ля­ков». Но это не­прав­да, толь­ко в ча­с­ти, ни­как не пол­ным про­то­ти­пом. По­то­му что, во-вто­рых, труд­но пред­ста­вить се­бе, что­бы Сер­гей Бе­ля­ков хоть под ка­ким со­усом про­брал­ся бы во власть или от­бил у При­ле­пи­на де­вуш­ку, как Сла­тит­цев – у ли­ри­че­с­ко­го ге­роя «Чёр­ной обе­зь­я­ны», име­ни ко­то­ро­го мы ни­ког­да не уз­на­ем, по­то­му что име­ни – нет.

Но и При­ле­пи­на – нет. И в этом мы со­глас­ны со Сла­тит­це­вым. Мы не ви­дим ни­где При­ле­пи­на. И это зна­чит, что он стал на­сто­я­щим ма­с­те­ром. Он стал: про­зра­чен. Про­зрач­ной сре­дой. Че­рез ко­то­рую мы ви­дим. И что же мы ви­дим?

Се­бя.

Ро­ман – это зер­ка­ло, по­став­лен­ное на боль­шой до­ро­ге, так? Вот За­хар и по­ста­вил се­бя как зер­ка­ло на до­ро­ге рус­ской ли­те­ра­ту­ры, на са­мой боль­шой до­ро­ге, и все мы, боль­шие и мел­кие зло­деи с этой боль­шой до­ро­ги, ра­бот­ни­ки пе­ра, но­жа и то­по­ра, все мы там от­ра­зи­лись, а че­рез нас – все ужа­сы рус­ской ли­те­ра­ту­ры, все стра­хи на­ши и рус­ской ду­ши, а сам За­хар ни­че­го от се­бя не при­ба­вил и не уба­вил, вот вам сум­ма вас са­мих, до­ро­гие. И ес­ли мы ис­ка­ли Си­мур­га, то вот, на­шли.

Он рас­ста­вил мно­го зна­ков и ма­яч­ков, по­ни­ма­ю­щим.

«По­хо­хо­тав, он ска­зал, что есть воз­мож­ность схо­дить в один то ли па­ноп­ти­кум, то ли тер­ра­ри­ум, ме­ня про­во­дит Сла­тит­цев, «…вы, ка­жет­ся, зна­ко­мы?» – ки­ваю и слы­шу хо­хот в от­вет, так смеш­но я кив­нул, на­вер­ное, «…по­смо­т­ри там на экс­по­зи­цию, а по­том ре­шим, что с этим де­лать…», «…этот ма­те­ри­ал мо­жет нам при­го­дить­ся», ха-ха-ха. Ха».

Итак, «Чёр­ная обе­зь­я­на» – это экс­кур­сия по па­ноп­ти­ку­му и, од­но­вре­мен­но, тер­ра­ри­у­му со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Один ум­ный кри­тик уже на­пи­сал од­ну ум­ную ста­тью, где от­ме­тил, что ро­ман как бы вот син­те­зи­ру­ет про­зу со­вре­мен­ни­ков. Ну, не знаю. Вряд ли экс­кур­со­во­да мож­но на­звать син­те­за­то­ром всех экс­по­на­тов: урод­цев, змей и па­у­ков в бан­ке. Толь­ко он ещё по­че­му-то и не сар­ка­с­ти­чен, нет. По­то­му что эта экс­кур­сия ещё и дру­гое: схож­де­ние в ад рус­ской ду­ши. И ав­тор наш Вер­ги­лий, а Дан­те – каж­дый из нас. По­то­му что где ещё ви­ден ад рус­ской ду­ши, как не в под­ва­лах, по­гре­бах, под­зе­ме­ль­ях – в под­соз­на­тель­ном рус­ской ли­те­ра­ту­ры, про­яв­лен­ном в под­со­зна­нии рус­ских ли­те­ра­то­ров. Где да­же веч­ность – это ба­ня с па­у­ка­ми, а са­ми они каж­дый от­дель­но и все вме­с­те слов­но бан­ка с па­у­ка­ми, да. Я всё по­нял, я толь­ко не по­нял, как этот ма­те­ри­ал мо­жет нам при­го­дить­ся? Да­же ес­ли дру­гих пи­са­те­лей у ме­ня для вас нет. Но по­том ре­шим, что с этим де­лать. Гос­по­ду Вид­ней.

Нач­нём, по­жа­луй, с сю­же­та. Жур­на­лист по­лу­ча­ет за­да­ние и про­во­дит рас­сле­до­ва­ние, в хо­де ко­то­ро­го об­на­ру­жи­ва­ет­ся, что в дей­ст­ви­тель­но­с­ти всё не так, как на са­мом де­ле. Сю­жет хо­рош тем, что пол­но­стью от­ве­ча­ет по­став­лен­ной це­ли. То есть, се­го­дня в рус­ской ли­те­ра­ту­ре иметь для ро­ма­на сю­жет о том, как жур­на­лист по­лу­ча­ет за­да­ние – всё рав­но, что не иметь ни­ка­ко­го сю­же­та (иметь в Гер­ма­нии фа­ми­лию Мюл­лер всё рав­но, что не иметь ни­ка­кой – ба­рон Мюнх­га­у­зен). Кто при­хо­дит на ум? Лор­чен­ков, хи­т­рый (при­тво­ря­ю­щий­ся бе­зум­ным) мол­да­ва­нин, Сен­чин, Сто­гофф, сто ты­сяч ещё ав­то­ров, вклю­чая ме­ня са­мо­го (пи­сал пер­вую гла­ву для кол­лек­тив­но­го ро­ма­на, ко­то­рый я по­че­му-то вну­т­ри се­бя на­зы­вал «Со­рок» и сде­лал та­кой за­чин, и всё бы­ло бы хо­ро­шо, но Дми­т­рий Но­ви­ков ис­пор­тил идею, за­су­нув не­нуж­ный текст, ви­ди­мо, вы­ки­ну­тый им из сво­е­го ро­ма­на, что-то про охо­ту с ры­бал­кой – про что же ещё? – в ка­че­ст­ве вто­рой гла­вы; вне вся­кой свя­зи с «сю­же­том»; луч­ше бы про­сто от­ка­зал­ся). И та­кой же вна­ча­ле су­хой и шер­ша­вый язык, слов­но сло­ва, как плит­ку ук­ла­ды­вал мол­да­ва­нин.

По­том рас­по­го­ди­лось – пе­ву­че тек­ло, пек­ло, пе­ло, ки­пе­ло, и вот, как в ду­ши­с­той смо­ле, увя­за­ешь в ти­не-па­у­ти­не слов. И нет вы­хо­да – му­ха в ян­та­ре (Но­ви­ков).

«За три го­да я на­пи­сал три по­ли­ти­че­с­ких ро­ма­на: «Ли­с­то­пад», «Спад», «Сад», – ожи­дал­ся чет­вёр­тый, и я спу­с­кал­ся в не­го, как в сква­жи­ну». По­че­му я вспом­нил, Сер­гей Шар­гу­нов, о те­бе? Или так и бы­ло за­ду­ма­но?

Кста­ти, стар­ши­ну Фи­лип­чен­ко вме­с­те с его ста­жё­ром уби­ли ни­ка­кие не де­ти, а Ве­ри­са­ев – за­чмы­рён­ный стар­ши­ной в ар­мии дух ото­мстил на граж­дан­ке, убил де­да, вну­чек. Ве­ри­са­ев, за­чмы­рён­ный ху­дож­ник, стал по­ли­ца­ем – ли­шён­ный все­го, с чёр­то­вым чёр­ным но­с­ком в по­рван­ном рту – а был с моль­бер­том и ка­ран­да­ша­ми, был ху­дож­ник, как Ве­ре­са­ев был ху­дож­ник-ис­то­рик рус­ской ин­тел­ли­ген­ции и ли­те­ра­ту­ры, как Ве­ре­ща­гин, про­сто ху­дож­ник, ма­с­тер ба­таль­но­го жа­н­ра. Шко­ла жиз­ни, ар­мия де­ла­ет на­сто­я­щих муж­чин. Чмы­рей и по­ли­ца­ев – из ху­дож­ни­ков и по­этов.

Ми­ха­ил Ели­за­ров, кто луч­ше, чем ты, опи­сал нам ужа­сы дет­ской пси­хи­а­т­рии? И те­бя ви­жу здесь, но не в ци­та­тах, а в об­щем ду­хе, ко­то­рый ве­ет, где хо­чет. И ино­гда со­сёт чёр­ный но­сок, хо­тя хо­чет ли? Дух его зна­ет. Гос­по­ду Вид­ней.

Но как пре­ле­ст­на аф­ри­кан­ская часть ро­ма­на! Осо­бен­но пре­ле­ст­на аф­ри­кан­ская часть. Над каж­дой стра­ни­цей хо­те­лось пла­кать, и гла­дить каж­дую строч­ку ру­кой. И миф: та­ко­го ми­фа не бы­ло рань­ше, хо­тя вспо­ми­на­ют­ся жу­рав­ли и кар­ли­ки Юзе­фо­ви­ча, да. И язык. И чув­ст­во:

«Ни­кто ни­ко­му до кон­ца не ве­рил, и в то же вре­мя все бы­ли го­то­вы по­ве­рить в лю­бую чушь».

И по­том: но­вая Аф­ри­ка. С но­вой вой­ной. И Ан­же­ли­на, усы­нов­ля­ю­щая чёр­но­го маль­чи­ка, но толь­ко од­но­го, ког­да вся Аф­ри­ка про­сит Бо­га о Бе­лой Ма­те­ри. И, мне ка­жет­ся, ро­ман ужас­но не­по­лит­кор­рек­тен. Слов­но это ка­кой-ни­будь Ре­дь­ярд Кип­линг. И ока­за­лось, что бре­мя бе­ло­го че­ло­ве­ка ни­кто и ни­ког­да не от­ме­нит. Как не от­ме­нит бре­мя от­цов­ст­ва и ма­те­рин­ст­ва. И мы в от­ве­те за тех, ко­го при­ру­чи­ли, при­му­чи­ли, при­кру­ти­ли, при­жу­чи­ли. При­со­е­ди­ни­ли. Ина­че они, же­с­то­кие де­ти, убь­ют от­цов. И вот вспо­ми­на­ет­ся и сов­сем по-дру­го­му зву­чит «де­ти гор». Де­ти… Ро­ман за­ме­ча­тель­но не­по­лит­кор­рек­тен. И в нём ча­с­то по­яв­ля­ют­ся они, де­ти гор, все­гда пло­хие, злые, же­с­то­кие, од­наж­ды да­же на­зван­ные – гор­ские обе­зь­я­ны, но они не обе­зь­я­ны, они – де­ти. Же­с­то­кие, по­то­му что бро­шен­ные? Или – нет?

«На ули­цу вы­шел офи­цер и ска­зал нам на пло­хом язы­ке, но гром­ко:

– Мне ну­жен глав­ный, отец, ста­рый муж­чи­на, мать на­ро­да, сын бо­га…

– Мать на­ро­да, се­с­т­ра во­ды, же­на вер­б­лю­да, дочь ку­ку­ру­зы, – не­гром­ко пе­ре­драз­нил офи­це­ра Гос­по­ду Вид­ней. – При­дур­ки. Ко­го вам на­до, ста­ро­сту?»

Те­перь я бу­ду вспо­ми­нать этот ди­а­лог все­гда, ког­да сно­ва нач­нут петь «у вас же там тей­пы, джи­ги­ты, кин­жа­лы, па­па­хи, кров­ная месть, отец на­ро­да, та­кая спе­ци­фи­ка, что ина­че нель­зя». При­дур­ки. Мы дав­но от­ли­ча­ем CRV от паль­ца, и ес­ли до сих пор де­ла­ем вид, что то­чим че­го-то там и пол­зём на бе­рег, то лишь по­то­му, что ина­че вы, ту­ри­с­ты, не за­пла­ти­те нам де­нег. А нам нуж­но всё то же са­мое, что и вам, что и всем ос­таль­ным. И зря вы за­го­ня­е­те нас в аул, и аул – в нас.

«Ан­же­ли­на, на­вер­ное, по­ду­ма­ла, что её но­вый сын не хо­чет уез­жать из де­рев­ни.

А но­вый сын пу­гал­ся, что его при­вез­ли об­рат­но и хо­тят ос­та­вить».

И что по­лу­ча­ет­ся, ког­да так?

«Но­чью мы по­до­жг­ли гру­ду ав­то­мо­биль­ных по­кры­шек, что­бы ста­ло свет­лей. При све­те ог­ня и ог­ром­ных фо­на­рей мы до­би­ли боль­ших ра­не­ных, за­кры­ли во­ро­та и ос­та­лись жить на ба­зе.

Ког­да солн­це взо­шло, по ра­ции в глав­ном зда­нии спро­си­ли, где май­ор и его сол­да­ты.

В от­вет Гос­по­ду Вид­ней про­из­нёс своё имя».

И ре­фре­ном в ро­ма­не: «Хоть бы кто-ни­будь при­шёл и убил нас всех». Вот они при­дут и убь­ют.

Даль­ше, ко­неч­но, Ша­ров. «Я хо­тел на­пи­сать кни­гу о че­ло­ве­ке». На­пи­сал – «Око­ло­но­ля» на­зы­ва­ет­ся.

«– Луч­ше бы ты вы­ра­щи­вал на­ту­раль­ных уро­дов на сво­их ско­то­бой­нях для унич­то­же­ния ещё боль­ших уро­дов! – за­орал я. – Со­здал бы из них ор­ду. По­ни­ма­ешь, нет? Со­бра­ли бы ор­ду, на­учи­ли бы её не дро­чить там – это­му вы учить уме­е­те, а… а ид­ти, как са­ран­ча, по зем­ле и жрать всё, что на­рос­ло. Вот так!.. Но кни­ги… Кни­ги, бо­же мой!..»

У ме­ня в па­ноп­ти­ку­ме за­вид­ное ме­с­то (или мне про­сто так хо­чет­ся ду­мать? Ну и пусть!). Глав­ная идея про­ци­ти­ро­ва­на из «Ша­лин­ско­го рей­да» – под­ро­ст­ки-убий­цы. И о том, что при­зыв­ной воз­раст на­до не по­вы­шать, а по­ни­жать – толь­ко они, не по­знав­шие люб­ви, не про­лив­шие се­ме­ни, де­ти-ан­ге­лы, де­ти-зве­ри мо­гут ис­крен­не и ра­до­ст­но уби­вать.

Но го­раз­до ин­те­рес­нее дру­гая от­сыл­ка. Она на­чи­на­ет­ся так:

«По­том хра­ню эти ци­ф­ры в го­ло­ве и не по­мню их пред­наз­на­че­ния – 17, 31, 73, 126…».

Прак­ти­че­с­ки не­за­ме­чен­ным про­шёл ро­ман на­ше­го ма­ло­рос­сий­ско­го бра­та Иго­ря Ле­си­на – «23». Но ко­му на­до – за­ме­ти­ли. Это хор­рор, са­мый на­сто­я­щий, ро­ман ужа­сов. Ге­роя за­тя­ги­ва­ет в про­вин­ци­аль­ный го­ро­док, долж­на свер­шить­ся его судь­ба, и ни­че­го не по­де­ла­ешь, он те­ря­ет кон­троль над си­ту­а­ци­ей, и мерт­ве­цы, и ук­ра­ин­ское ву­ду, и де­вуш­ка, её, ка­жет­ся, то­же зва­ли Ок­са­на, но да­же ес­ли нет – Ок­са­на зву­чит так по-ук­ра­ин­ски. Ге­рой При­ле­пи­на едет в го­род Ве­ле­мир (все го­ро­да на­зва­ны так ко­ря­во, и вок­за­лы в Моск­ве – ведь это Моск­ва? Или про­сто – Го­род? – Лен­ский и Яр­ский, вме­с­то Ле­нин­град­ско­го и Яро­слав­ско­го, и всё та­кое же, ко­ря­вое, мёрт­вое). Что­бы най­ти маль­чи­ка с под­сох­шей руч­кой, сы­ноч­ка про­сти­тут­ки, Ок­са­ны, так по­хо­жей на его, ге­роя, же­ну. И ба­бу­ля от­ве­ча­ет «Иди в свою мо­ги­лу, там ото­гре­ешь­ся». Ес­ли вы чи­та­ли Ле­си­на, то уви­ди­те мно­гое.

«Сы­нок, это ад, – ска­за­ли мне. – Ты в аду, сы­нок».

В чём же адо­вость си­ту­а­ции? Ну, по­ми­мо то­го, что Рос­сия – это та­кое спе­ци­аль­ное ус­т­рой­ст­во по пе­ре­ра­бот­ке сол­неч­ной энер­гии в на­род­ное го­ре (Вик­тор Пе­ле­вин), ужа­сов под­со­зна­ния и во­об­ще? Есть од­на очень про­стая пло­с­кость, по­верх­ность, слой: вож­де­ле­ние. Это до­ро­га в ад. В та­кой не­ска­зоч­ный, про­стой, бы­то­вой, ре­аль­ный, на­лич­ный – ад. Ес­ли хо­чешь ока­зать­ся в аду – это очень про­сто. Ес­ли хо­чешь ока­зать­ся в аду – за­ве­ди лю­бов­ни­цу. Ско­ро у те­бя не бу­дет же­ны, люб­ви, до­ма, де­тей, ни­че­го не ос­та­нет­ся, толь­ко ад вну­т­ри и сна­ру­жи. И тво­ей лю­бов­ни­цы, ско­рее все­го, не бу­дет боль­ше. И секс ты бу­дешь раз­ве что по­ку­пать у про­сти­ту­ток. Раз­врат­ным муж­чи­нам – раз­врат­ные жен­щи­ны. Ес­ли ты ду­ма­ешь, что ты та­кой вот бро­дя­га-охот­ник, то нар­вёшь­ся на охот­ни­цу и тог­да пой­мёшь, кто тут дичь, а она по­те­ря­ет к те­бе ин­те­рес, как толь­ко твои ро­га бу­дут при­би­ты у неё на сте­не, но она те­бя же на­зна­чит во всём ви­но­ва­тым, ска­зав «я хо­те­ла все­го те­бя!», хо­тя она и всем ос­таль­ным так го­во­ри­ла, впол­не ис­крен­не, по­то­му что лю­бая жен­щи­на хо­чет все­го муж­чи­ну, лю­бо­го, на са­мом де­ле, но все­го – се­бе, од­на­ко хо­ро­шая жен­щи­на мо­жет ос­та­но­вить­ся, ког­да по­лу­чит, а пло­хая жен­щи­на и все муж­чи­ны – нет.

И это име­ет не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к рус­ской ли­те­ра­ту­ре. Точ­нее и вер­нее – к рус­ским пи­са­те­лям. Ко­то­рые все или поч­ти все стра­да­ют ка­кой-то па­то­ло­ги­че­с­кой сла­бо­с­тью на пе­ре­док. Все от­вра­ти­тель­но пе­ре­раз­во­ди­лись и пе­ре­же­ни­лись по не­сколь­ку раз, бро­сая там и сям не­до­во­с­пи­тан­ных (не­до­би­тых) де­тей (гор). О, на­ше по­ко­ле­ние от­ме­ти­лось! Но мы име­ем пе­ред со­бой при­мер! Вот стар­ший кол­ле­га, в 60 лет бро­са­ю­щий вось­мую по счё­ту 30-лет­нюю же­ну, что­бы же­нить­ся на де­вя­той – 20-лет­ней. Бо­же, хра­ни по­ляр­ни­ков! И по­том вы­ли­ва­ет­ся в про­зу та­кая вот адо­вость, та­кие мра­ки и ужа­сы ду­ши пи­са­те­ля, по­то­му что он вот та­кой ге­ний и тон­кий вы­со­кий со­бой, а во­круг гос­по­ди бо­же мой! Но все мра­ки от то­го, что он, блуд­ли­вый ко­зёл, не мо­жет эле­мен­тар­но ус­т­ро­ить свою лич­ную жизнь, а учит, как обу­с­т­ро­ить Рос­сию. И он, мо­жет, прав­да ге­ний, тон­кий и вы­со­кий – кто бы спо­рил! Но в то же са­мое вре­мя – блуд­ли­вый ко­зёл. И он в аду.

А всё бы­ло про­сто: на­до бы­ло быть муж­чи­ной. Как го­во­рил При­ле­пин: муж­чи­на – это кон­троль. Те­ря­ешь кон­троль – по­па­да­ешь в хор­рор (все сю­же­ты хор­ро­ра ос­но­ва­ны на том, что по­те­рян кон­троль над си­ту­а­ци­ей). Ес­ли ты по­пу­с­ка­ешь сво­им ге­ни­та­ли­ям – ты те­ря­ешь кон­троль. И де­ло не в свя­то­с­ти или пу­ри­тан­ской мо­ра­ли. Про­сто ты те­ря­ешь кон­троль, и те­перь ты не муж­чи­на, а тряп­ка, ко­то­рой эле­мен­тар­но под­ти­ра­ют­ся те, кто мог­ли быть как сё­с­т­ры – как жё­ны – как ма­те­ри тво­их де­тей. Но ты ре­шил про­сто ис­поль­зо­вать – и те­перь ис­поль­зо­ван сам, а они кра­сят ядом ра­бо­чую пло­с­кость ног­тей, ко­то­ры­ми вы­ца­ра­па­ют твоё серд­це, ко­зёл.

По­че­му же так? По­че­му – с рус­ским пи­са­те­лем и во­об­ще, с рус­ским му­жи­ком. При­ле­пин и об этом ска­зал: по­то­му что нет на­сто­я­ще­го де­ла. И вот он си­дит, пьёт пи­во и па­док на баб. И тра­тит своё вре­мя зря. И вспо­ми­наю те­бя, Ми­ха­ил Ги­го­лаш­ви­ли, и твоё «Чёр­то­во ко­ле­со». Там да­же бе­сы смог­ли очи­с­тить­ся, по­то­му что вой­на на­ча­лась, свя­щен­ная, спра­вед­ли­вая. А лю­ди в Тби­ли­си кон­ца 90-х нет, хо­тя они то­же смог­ли бы, ес­ли бы вой­на на­ча­лась, толь­ко бы вой­на на­ча­лась, толь­ко бы!

На­сто­я­щее де­ло для муж­чи­ны: вой­на, власть, ре­во­лю­ция, рус­ская ли­те­ра­ту­ра. А ког­да ни­че­го нет, он мер­зе­ет.

«Ес­ли мне хо­те­ли объ­яс­нить, что я мер­зость, – так я б и без то­го до­га­дал­ся!»

«Чёр­ная обе­зь­я­на» ещё и сбор­ник фо­бий, фо­бий са­мо­го При­ле­пи­на. Вот, на­при­мер, его фо­бия, что бы­ло бы, ес­ли бы я из­ме­нил. Но то, что для При­ле­пи­на – фо­бия, для обык­но­вен­но­го рус­ско­го пи­са­те­ля са­мая что ни на есть жизнь, увы.

Сам об­раз чёр­ной обе­зь­я­ны – ге­рой ку­пил сво­им де­тям та­кую стран­ную и страш­ную пласт­мас­со­вую иг­руш­ку – слов­но вы­ка­раб­кал­ся из на­ших кош­ма­ров; впро­чем, уже де­тер­ми­ни­ро­ван­ных про­смо­т­рен­ны­ми ки­но­филь­ма­ми.

Я хо­тел ска­зать, что в но­вом ро­ма­не При­ле­пи­на я как чи­та­тель по­лу­чил то, че­го мне, мо­жет быть, не хва­та­ло в его преж­них кни­гах: эта­кой вот мно­го­слой­но­с­ти смыс­лов и ли­те­ра­тур­ной иг­ры. Но мне, впро­чем, и рань­ше все­го хва­та­ло – без иг­ры. Ока­за­лось, что При­ле­пин мо­жет и так – и ста­ло ещё луч­ше. Ро­ма­ны При­ле­пи­на ста­ли сов­сем как аль­бо­мы БГ – каж­дый уви­дит в них свои смыс­лы. Я уви­дел свои. Дру­гие хо­ро­шие и ум­ные лю­ди, воз­мож­но, уви­дят всё сов­сем по-дру­го­му.

А те, кто ни­че­го не уви­дят и не пой­мут, мо­гут от­прав­лять­ся к Сер­гею По­лон­ско­му. Их ждёт дол­гое пу­те­ше­ст­вие с эро­ти­че­с­ки­ми и про­чи­ми при­клю­че­ни­я­ми. Им ещё дол­го ехать.


Герман САДУЛАЕВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования