Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 21.10.2011

Без кульминации

Много сил тратит современный писатель на создание лихой фабулы, способной завоевать внимание и память читателя. На книжных полках гностические триллеры («Трилогия» В.Сорокина) и революционные боевики («Санькя» З.Прилепина), политические апокалипсисы (большинство романов А.Проханова) и деяния сверхчеловека в контексте восточной мудрости (весь В.Пелевин), фантасмагорические биографии политиков и философов (весь В.Шаров), катастрофы российской семьи в стиле античной трагедии («Елтышевы» Р.Сенчина) и неоимперские эпосы («Укус ангела» П.Крусанова). Причудливые, насыщенные событиями сюжеты, – с надеждой на удачную конкуренцию с эстетикой кино, телевидения, с поэтикой новостей, бьющей по нервам непридуманными драмами.

Не так давно «Асан» стал предметом одной из самых заметных литературных дискуссий последнего десятилетия. В новом романе Владимира Маканина нет истории, призванной нанести незабываемый удар по сознанию. Акцент переносится с действий, образующих целостную легенду, на состояние – героя, автора, отказывающегося от фабульной суеты, читателя, получающего возможность подумать не только о персонажах, но и о самом себе. Чеховское в романе «Две сестры и Кандинский» доминирует. Отсутствует стремление подарить читателю ещё один новый мир, составленный из кубиков-событий. Сжимается круг героев, ограничивается пространство, сводится к минимуму авторское вмешательство в речи персонажей. Роман пытается стать объёмной пьесой об интеллигенции, вновь переживающей кризис и оценивающей его как форму существования.

 

Моск­ва, про­шлый век, 90-е. Внеш­ний раз­вал и воз­мож­ность для вну­т­рен­ней кон­со­ли­да­ции, ко­то­рую труд­но ис­поль­зо­вать. Трид­ца­ти­лет­няя Оль­га Туль­це­ва, ис­кус­ст­во­вед, дочь из­ве­ст­но­го дис­си­ден­та, жи­вёт и ра­бо­та­ет в по­лу­под­валь­ной сту­дии «Кан­дин­ский», ук­ра­шен­ной ре­про­дук­ци­я­ми кар­тин зна­ме­ни­то­го аван­гар­ди­с­та. У неё нет ни му­жа, ни ре­бён­ка, есть се­с­т­ра Ин­на. Она млад­ше на пять лет, ей нра­вит­ся Пе­тер­бург и муж­чи­ны се­с­т­ры. У стар­шей Туль­це­вой в лю­бов­ни­ках Ар­тём Кон­стан­та, болт­ли­вый, пер­спек­тив­ный со­ро­ка­лет­ний по­ли­тик, спо­соб­ный на вол­не дур­ной сво­бо­ды сде­лать ка­рь­е­ру де­пу­та­та – при по­мо­щи Бос­са, нуж­да­ю­ще­го­ся в ле­га­ли­за­ции и под­держ­ке сво­е­го кри­ми­на­ла. Воз­мож­но, Ар­тём лю­бит Оль­гу. К то­му же, ему удоб­но в её сту­дии. Го­во­рит мно­го, гром­ко, из­бы­точ­но па­фос­но. На пра­зд­но­ва­нии оче­ред­но­го вы­ступ­ле­ния Кон­стан­ты, гро­мив­ше­го цен­зу­ру, от­кры­ва­ет­ся, что бо­рец с КГБ и сам по­бы­вал сту­ка­чом. Босс объ­яв­ля­ет о кра­хе ди­на­мич­ной ка­рь­е­ры, уни­жа­ет Кон­стан­ту при под­держ­ке ци­нич­ных со­рат­ни­ков. Хо­ро­шо ещё, что ос­тав­ля­ет до­ро­гой зе­лё­ный пи­д­жак и со­гла­ша­ет­ся швыр­нуть по­след­нюю зар­пла­ту. Раз­ве мо­жет Оль­га, вос­пи­тан­ная ин­тел­ли­ген­том-дис­си­ден­том, лю­бить то­го, кто сам от­пра­вил­ся к гэ­бэш­ни­кам? Это по­ни­ма­ет и сам Ар­тём. Он уез­жа­ет в Во­ро­неж, не со­блаз­ня­ясь пред­ло­же­ни­ем Ин­ны, го­то­вой по­до­брать пад­ше­го де­пу­та­та и от­пра­вить­ся с ним в Пе­тер­бург.

У Оль­ги Туль­це­вой но­вый лю­бов­ник, те­перь он на пять лет мо­ло­же. Мак­сим Квин­та – рок-му­зы­кант, по­тен­ци­аль­но ве­ли­кий, в на­сто­я­щем – ни­щий, ок­ру­жён­ный про­блем­ны­ми дру­зь­я­ми. Воз­мож­но, Мак­сим лю­бит Оль­гу. К то­му же, ему удоб­но в её сту­дии. Го­во­рит мно­го, гром­ко, из­бы­точ­но па­фос­но. Нуж­да­ет­ся в день­гах, ко­то­рые до­бы­ва­ет у лю­бов­ни­цы. Как и Ар­тём Кон­стан­та, па­да­ет слиш­ком низ­ко. У Оль­ги кон­чи­лись день­ги, но ос­тал­ся Кан­дин­ский. Мак­сим на­чал про­да­вать ка­че­ст­вен­ные ре­про­дук­ции Кан­дин­ско­го. Раз­ве мо­жет Оль­га, вос­пи­тан­ная ин­тел­ли­ген­том-дис­си­ден­том, лю­бить то­го, кто тор­гу­ет свя­тым аб­ст­рак­ци­о­низ­мом? Это по­ни­ма­ет и сам Мак­сим. Он уез­жа­ет в Но­во­си­бирск, не со­блаз­ня­ясь пред­ло­же­ни­ем Ин­ны, го­то­вой по­до­брать пад­ше­го му­зы­кан­та и от­пра­вить­ся с ним в Пе­тер­бург.

 

У Оль­ги Туль­це­вой боль­ше нет лю­бов­ни­ка. Сно­ва в дверь зво­нит муж­чи­на, им ока­зы­ва­ет­ся отец Мак­си­ма, уве­рен­ный, что едет на свадь­бу сы­на. Сер­гей Сер­ге­ич (он же – Ба­тя) – за­бот­ли­вый пен­си­о­нер, не­сколь­ко лет жив­ший в Си­би­ри у мно­го­чис­лен­ных дру­зей. Го­во­рит мно­го, гром­ко, из­бы­точ­но па­фос­но. С ним – по­дар­ки, шам­пан­ское, ком­пли­мен­ты и да­же кар­ти­на Кан­дин­ско­го.

 

Но сно­ва па­де­ние: Сер­гей Сер­ге­ич сам рас­ска­зы­ва­ет о том, как слу­жил про­фес­си­о­наль­ным сту­ка­чом. Он сдал мно­гих. Вы­шел на пен­сию, по­ка­ял­ся пе­ред те­ми, ко­го от­пра­вил в Си­бирь, и стал им «дру­гом по жиз­ни». Раз­ве мо­жет Оль­га, вос­пи­тан­ная ин­тел­ли­ген­том-дис­си­ден­том… Впро­чем, это уже не тре­бу­ет­ся. Объ­яв­ля­ет­ся Ар­тём Кон­стан­та, те­перь во­ро­неж­ский учи­тель. При­ез­жа­ет не для вос­кре­ше­ния люб­ви, он хо­чет вос­ста­но­вить для ис­то­рии дни сво­е­го не­дол­го­го по­ли­ти­че­с­ко­го три­ум­фа. Сно­ва бе­зо­с­та­но­воч­ная речь, за­мк­ну­тая на соб­ст­вен­ной пер­со­не. Тут же зво­нит Мак­сим Квин­та. Он хо­чет вер­нуть­ся, уг­ро­жа­ет сво­ей бу­ду­щей сла­вой. Раз­ве мо­жет Оль­га… Во­круг од­ни пре­да­те­ли, ис­ка­жа­ю­щие пред­став­ле­ния о на­сто­я­щем че­ло­ве­ке: один нрав­ст­вен­но за­вер­шил­ся в са­мо­до­но­се, вто­рой про­жил жизнь сту­ка­ча, тре­тий ока­зал­ся низ­ким эго­ис­том и бы­то­вым во­ром. Оль­га Туль­це­ва бе­зу­теш­но ры­да­ет. Ар­тём пред­ла­га­ет вы­звать вра­ча, но ге­ро­и­ня ус­по­ко­ит­ся и без не­го. Ин­не боль­ше не­ко­го звать в Пе­тер­бург. Сё­с­т­ры об­ни­ма­ют­ся и про­дол­жа­ют меч­тать. Ро­ман за­вер­ша­ет­ся. В па­мя­ти чи­та­те­ля ос­та­ют­ся муж­чи­ны, ко­то­рым не стать му­жь­я­ми, и жен­щи­ны, ко­то­рым не быть жё­на­ми.

Глав­ная про­бле­ма но­во­го ро­ма­на Ма­ка­ни­на – не­в­ст­ре­ча: муж­чи­ны с жен­щи­ной, че­ло­ве­ка – с ми­ром, иде­ей, с са­мим со­бой. Жен­щи­на не мо­жет най­ти муж­чи­ну, го­то­во­го стать судь­бой, раз­де­лить с ней все свои по­бе­ды и по­ра­же­ния. Муж­чи­на не ви­дит жен­щи­ну, ра­ди ко­то­рой смог бы ро­дить­ся за­но­во, пе­ре­стать яв­лять со­бой че­ло­ве­ка «с не­о­пре­де­лив­шим­ся до­мом». Жен­щи­ны не спо­соб­ны вы­брать раз и на­всег­да, вы­брать и на­чать стро­ить, по­то­му что лю­бовь спо­соб­на до­ри­со­вать от­сут­ст­ву­ю­щие в ре­аль­но­с­ти чер­ты. Ря­дом с ни­ми рас­по­ла­га­ют­ся «рас­па­да­ю­щи­е­ся муж­чи­ны». Оль­га Туль­це­ва ни­как не мо­жет за­ста­вить се­бя по­лю­бить так, что­бы все не­до­стат­ки из­бран­ни­ка ока­за­лись на пе­ри­фе­рии сов­ме­ст­но­го сю­же­та. У неё нет мыс­ли о воз­мож­ном му­же, есть толь­ко силь­ное си­ю­ми­нут­ное чув­ст­во к муж­чи­не, ко­то­рый сей­час ря­дом. Она не вы­би­ра­ет – ни Ар­тё­ма, ко­то­рый стар­ше, ни Мак­си­ма, ко­то­рый млад­ше. Про­сто её за­тя­ги­ва­ет но­вая сце­на, и оче­ред­ной яр­кий че­ло­век ока­зы­ва­ет­ся в по­сте­ли, шум­но обе­щая сча­с­тье. Оль­га Туль­це­ва в люб­ви не со­зи­да­ет; толь­ко при­сут­ст­ву­ет, на­де­ясь, что это (на­вер­ное, лю­бовь) про­длит­ся. Дочь се­рь­ёз­но­го дис­си­ден­та, по­лу­чив­шая от от­ца «ли­бе­раль­ный сно­бизм», пре­бы­ва­ет в ми­ре, где стёр­лись по­лю­са, ис­чез­ли ви­ди­мые по­ля бит­вы, и на­до стро­ить соб­ст­вен­ную жизнь, не умея за­ни­мать­ся этим важ­ным де­лом. К ней ещё при­хо­дят муж­чи­ны, но ни­ко­му – до бо­ли, до за­тме­ния – Оль­га Туль­це­ва не нуж­на. Её уже ис­поль­зу­ют. И яс­но, что даль­ше бу­дет ху­же: де­нег не при­бав­ля­ет­ся, те­ло вет­ша­ет, му­д­рость ос­та­ёт­ся на уров­не сла­бо­го бы­то­во­го теп­ла и не­ко­то­рых идей­ных при­вя­зан­но­с­тей. Ав­то­ру, вы­брав­ше­му ге­ро­и­ню без ре­ль­еф­ной ба­бь­ей судь­бы, ос­та­ёт­ся ис­кать афо­риз­мы о смыс­ле жен­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния: «В сбли­же­нии с муж­чи­ной в жен­щи­не, ока­зы­ва­ет­ся, две жен­щи­ны. Од­на не­до­вер­чи­вая, обо­злён­ная про­шлы­ми про­ма­ха­ми; вто­рая хо­чет рас­тво­рить­ся в нём», «Как ве­ли­ко­леп­ны жен­щи­ны, ког­да они при­хо­дят ту­да, где их ждут», «Каж­дая сле­ду­ю­щая лю­бовь у жен­щи­ны бо­лее бы­с­т­рая», «Жен­щи­на спа­ла толь­ко с те­ми, кто ос­тал­ся в её па­мя­ти».

По сю­же­ту ро­ма­на рас­те­ка­ет­ся все­об­щее ма­лень­кое пре­да­тель­ст­во. Ар­тём от­прав­ля­ет­ся в ор­га­ны с от­чё­том, о ко­то­ром ни­кто его не про­сил. Мак­сим еже­ми­нут­но пре­да­ёт Оль­гу са­мим сти­лем сво­е­го по­ве­де­ния и ло­гич­но опу­с­ка­ет­ся до во­ров­ст­ва, что­бы обес­пе­чить за счёт лю­бов­ни­цы сво­их дру­зей-не­фор­ма­лов. Ба­тя сту­чит на со­се­дей, ста­но­вясь про­фес­си­о­на­лом до­но­са, мно­гих пе­ре­прав­ляя в Си­бирь. Оль­га, при­сут­ст­вуя при ра­зоб­ла­че­нии Ар­тё­ма, тут же пре­да­ёт его, ищет ва­ле­рь­ян­ку и чёт­ко по­ни­ма­ет, что не бу­дет с тем, кто об­щал­ся с КГБ. А под­нять му­жи­ка, про­стить и ос­тать­ся с ним, ведь вро­де бы­ла лю­бовь? По­ехать вслед за ним в Во­ро­неж, ус­т­ро­ить­ся, как Кон­стан­та, в шко­лу, учить про­вин­ци­а­лов, ска­жем, ри­со­ва­нию? Оль­га Туль­це­ва по­ни­ма­ет: она – не де­ка­б­ри­ст­ка. По­том сю­жет по­вто­рит­ся с Мак­си­мом. И за не­го трид­ца­ти­лет­няя да­ма бо­роть­ся не ста­ла.

Сту­ка­че­ст­во – лейт­мо­тив ро­ма­на. Оно тре­во­жит пи­са­те­ля. Но не яс­но, на ко­го и ко­му здесь мож­но до­не­с­ти, в чём ак­ту­аль­ность это­го дей­ст­вия и его ра­зоб­ла­че­ния. Сту­чать мож­но на тех, кто не­что важ­ное хра­нит в се­бе, что-то из се­бя пред­став­ля­ет, сбе­ре­га­ет свой аль­тер­на­тив­ный мир и раз­ви­ва­ет его в кон­флик­те с си­с­те­мой. Но здесь – в про­ст­ран­ст­ве «Двух се­с­тёр…» – нет ни идеи, ни си­с­те­мы. Нет и со­ци­аль­но­го кон­тек­с­та. Ге­рои си­дят в спе­ци­аль­но со­ору­жён­ной ка­ме­ре, буд­то ав­тор опа­са­ет­ся за них, ес­ли вый­дут из под­ва­ла, по­па­дут сра­зу под удар со­вре­мен­но­с­ти и рас­сып­лют­ся, как су­ще­ст­ва из дав­но про­шед­ших эпох. Сту­дия, где кис­нет Оль­га Туль­це­ва, по­хо­жа на склеп. И есть здесь не­что вам­пи­ри­че­с­кое: Ар­тём и Мак­сим ухо­дят на­всег­да, но ле­зут об­рат­но в эту ноч­леж­ку ин­тел­ли­ген­тов, что­бы по­быть на дне.

Всё про­ис­хо­дит под «вра­чу­ю­щим нас Кан­дин­ским» – ша­ма­ном этой фор­мы жиз­ни, яв­ля­ю­щей со­бой тёп­лую, мяг­кую се­рость, ог­ла­ша­е­мую па­фос­ны­ми сло­ва­ми. Его в ро­ма­не ко­пи­ру­ют, про­да­ют, во­ру­ют, при­во­зят в по­да­рок. Аван­гард по­лу­ча­ет обы­ва­тель­скую судь­бу, под Кан­дин­ским – до­воль­но низ­кая че­ло­ве­че­с­кая ко­ме­дия, а не «взрыв кра­сок». «Кан­дин­ский — это моя жизнь. Это моё всё. Кан­дин­ский! – вот где фи­ло­со­фия ли­нии, вот где буй­ст­во кра­сок, не­ис­тов­ст­во, ин­тел­лект…», – гром­ко ис­по­ве­ду­ет­ся Оль­га, про­слав­ляя сво­е­го ку­ми­ра. Но в её жиз­ни нет твор­че­с­ко­го про­дол­же­ния. Ни­ка­ко­го аван­гар­да в жиз­ни, толь­ко су­ще­ст­во­ва­ние жен­щи­ны, ко­то­рая на­чи­на­ет от­чёт­ли­во по­ни­мать, что она не­о­бра­ти­мо не­сча­ст­на.

 

«Две се­с­т­ры и Кан­дин­ский» – ро­ман о без­во­лии куль­тур­но­го че­ло­ве­ка, о по­вто­ря­е­мо­с­ти его оши­бок. Здесь ни­что не ис­че­за­ет на­всег­да: всё как-то воз­вра­ща­ет­ся. Ав­тор от­ме­ня­ет куль­ми­на­цию, про­тя­жён­ность это­го сту­дий­но­го бы­тия бло­ки­ру­ет рож­де­ние сим­во­ла, ко­то­рый мог бы ос­вя­тить про­ис­хо­дя­щее.

 

В ро­ма­не ни­кто не уми­ра­ет: здрав­ст­ву­ют все ге­рои, жи­вы все те, ко­го Ба­тя пе­ре­пра­вил в Си­бирь. Нет здесь смер­ти, не­су­щей ка­тар­сис. Ве­ет дур­ной бес­ко­неч­но­с­тью. Бу­дут зво­нить, при­хо­дить, воз­вра­щать­ся да­же тог­да, ког­да ро­ман за­кон­чит­ся. Вот Оль­га Туль­це­ва за­вы­ла от от­ча­я­ния. Но это не по­след­няя точ­ка тек­с­та. Ус­по­ко­и­лась, вы­тер­ла слё­зы, и сно­ва они с се­с­т­рой Ин­ной уми­ля­ют­ся, меч­та­ют. Го­во­рят о Пе­тер­бур­ге. Ту­да на­стой­чи­во ез­дит од­на мос­ков­ская ста­руш­ка, не­до­воль­ная сво­им род­ным го­ро­дом. Она от­прав­ля­ет­ся в Пи­тер в на­деж­де уме­реть там, лечь в пи­тер­скую зем­лю – ме­с­то жиз­ни и упо­ко­е­ния по-на­сто­я­ще­му силь­ных лю­дей. Жи­вые му­жи­ки не слиш­ком ра­ду­ют се­с­тёр, но они вос­хи­ще­ны ста­рым клад­би­щен­ским обе­ли­с­ком, на ко­то­ром на­пи­са­но: «НАМ, БРА­ТЬ­ЯМ ОР­ЛО­ВЫМ». Про­сто, яс­но и гор­до. Ка­кие муж­чи­ны, ка­кая во­ля! Ка­ким си­ло­вым эро­сом по­ду­ло из про­шло­го! И жен­щи­ны, уви­дев­шие этот чу­до-мо­ну­мент, взя­ли и на­кра­си­ли гу­бы, не сго­ва­ри­ва­ясь.

Эх, да­мы, да­мы… Есть ли но­вый Пётр там, где вы его ище­те? Или Пётр, ко­то­рый мог быть ва­шим, дав­но на клад­би­ще? Или во­все не рож­дал­ся, по­то­му что вы лю­би­те толь­ко взды­хать, стро­ить глаз­ки соб­ст­вен­ным ил­лю­зи­ям, не пы­та­ясь стро­ить в ком­про­мис­се, что и яв­ля­ет­ся уде­лом жен­щи­ны, спо­соб­ной про­дол­жить жизнь, а не бол­тов­ню?

Не ис­клю­чаю, что от­сут­ст­вие куль­ми­на­ции – фор­ма про­ще­ния, ко­то­рую да­рит Вла­ди­мир Ма­ка­нин сво­им ге­ро­ям.

 

Ито­гом по­зна­ния в ро­ма­не ста­ла мысль о том, что «в Рос­сии нуж­но жить дол­го». На­вер­ное, что­бы всё ус­пе­ло вер­нуть­ся по не­сколь­ко раз и на­до­есть до смер­ти. Во­лей на­до жить, что­бы со­зда­вать куль­ми­на­ции да­же тог­да, ког­да ав­тор от­ка­зы­ва­ет в этом чи­та­те­лю.

 

«Две се­с­т­ры и Кан­дин­ский» – ро­ман о за­сы­па­нии рус­ско­го ин­тел­ли­ген­та, по­те­ряв­ше­го не толь­ко поч­ву, но и свою клас­си­че­с­кую бес­поч­вен­ность. Вя­лый, мно­го­крат­но про­иг­рав­ший гу­ма­ни­та­рий пло­хо пред­став­ля­ет, ко­му и за­чем он ну­жен. Пре­зри­тель­но смо­т­ря на не­го, си­с­те­ма убеж­да­ет­ся, что нет в нём ни­ка­ко­го тол­ку. Ро­ман Ма­ка­ни­на мо­жет быть про­чи­тан как про­ща­ние с ин­тел­ли­ген­ци­ей. Ей – веч­ной дис­си­дент­ке – не с кем боль­ше го­во­рить на язы­ке зна­чи­мых идей. Кан­дин­ский уе­хал во Фран­цию. Не­ко­му ско­ро бу­дет за­щи­щать то, что при­вык­ли на­зы­вать куль­ту­рой. От­пра­вят­ся по­след­ние в Пе­тер­бург и боль­ше не вер­нут­ся. Со­гла­сие с соб­ст­вен­ным ис­чез­но­ве­ни­ем, с не­нуж­но­с­тью и аут­сай­дер­ст­вом, сми­ре­ние с оче­ред­ным Ха­мом – это и есть са­мый страш­ный са­мо­до­нос, о ко­то­ром ча­с­то рас­суж­да­ют ге­рои Ма­ка­ни­на. Сту­ка­че­ст­во – в от­сут­ст­вии ак­тив­ной мыс­ли о се­бе, в не­спо­соб­но­с­ти це­нить своё де­ло и ныть на всех уг­лах о ги­бе­ли об­ра­зо­ва­ния, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва. Со­гла­сие с вто­рич­но­с­тью, саль­ная меч­та о судь­бе ус­пеш­но­го ме­не­д­же­ра, уве­рен­ность в то­таль­ной по­бе­де юри­с­тов и эко­но­ми­с­тов – это и есть са­мо­до­нос. На­до пе­ре­стать сту­чать го­су­дар­ст­ву о соб­ст­вен­ной не­нуж­но­с­ти.


Вла­ди­мир Ма­ка­нин. Две се­с­т­ры и Кан­дин­ский: Ро­ман. – М.: Экс­мо, 2011.



Алексей ТАТАРИНОВ,
г. КРАСНОДАР




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования