Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 21.10.2011

«Моя мама – принцесса»

 К 50-летию Владимира Бацалёва

 

Мы по­зна­ко­ми­лись в 1993-м, на ВЛК. Так по­лу­чи­лось, что я силь­но опоз­дал к на­ча­лу за­ня­тий и при­ехал толь­ко 11 ок­тя­б­ря. Имен­но 11 ок­тя­б­ря впер­вые при­шёл в се­к­ре­тар­скую ВЛК и Во­ло­дя. Тог­да я ве­рил аб­со­лют­но во все ле­ген­ды Ли­тин­сти­ту­та и знал, что на ВЛК при­ни­ма­ют толь­ко чле­нов Со­ю­за пи­са­те­лей (сам-то я уж че­ты­ре го­да как), а по­то­му был чрез­вы­чай­но удив­лён, что это­го маль­чи­ка то­же от­че­го-то оформ­ля­ют в слу­ша­те­ли двух­го­дич­ных Выс­ших ли­те­ра­тур­ных кур­сов. Впро­чем, он про­из­во­дил впе­чат­ле­ние боль­шо­го ум­ни­цы, да ещё све­тя­ще­го­ся юмо­ром, да и во­об­ще ка­ко­го-то све­тя­ще­го­ся…

Владимир БАЦАЛЁВ
Владимир БАЦАЛЁВ

Поз­же я уз­нал, что в свои 32 го­да Ба­ца­лёв не толь­ко член СП, но и уже ус­пел по­тру­дить­ся глав­ным ре­дак­то­ром из­да­тель­ст­ва «Сто­ли­ца», и что до мо­мен­та ухо­да от­ту­да из­дал са­мую ин­те­рес­ную под­бор­ку книг и ав­то­ров, и что спи­с­ка не­из­дан­но­го, ко­то­рый был со­став­лен имен­но Во­ло­дей, его по­сле­до­ва­те­лям хва­тит ещё лет на пять, а то и боль­ше, по­то­му, соб­ст­вен­но, и рас­ста­лись. Зна­чит, по­ми­мо ин­тел­лек­та, на­пи­сан­но­го круп­ны­ми бук­ва­ми пря­мо на лбу, этот юный – со­гла­си­тесь, в то вре­мя очень юный! – член Со­ю­за пи­са­те­лей ещё и боль­шой эру­дит. А по­том от­кры­тия по­сы­па­лись на ме­ня по­то­ком: ока­за­лось, он при­ятель­ст­ву­ет с Пе­т­ром Па­ла­мар­чу­ком и Ми­ха­и­лом По­по­вым. Ему по­да­рил свою кни­гу Жи­ри­нов­ский. А с лю­би­мым мо­им по­этом Юри­ем По­ли­кар­по­ви­чем Куз­не­цо­вым так и во­об­ще ино­гда вме­с­те вод­ку пьют. А ком­па­нию им со­став­ля­ет Алек­сандр Се­гень!.. Так что же сам-то Ба­ца­лёв на­пи­сал и пи­шет?!

Про­вин­ци­аль­ная не­о­све­дом­лён­ность! Я как-то про­пу­с­тил за сво­и­ми пе­ре­ез­да­ми из Таш­кен­та в Ки­не­шму, а по­том за пе­ре­ст­рой­ка­ми куп­лен­но­го до­ма и по­сле­до­вав­шей аст­мой (этот дом ме­ня уби­вал: ал­лер­гия на до­маш­нюю пыль), что воз­ник­ло со­вер­шен­но но­вое по­ко­ле­ние пи­са­те­лей, не то что­бы «на­сту­пав­ших нам на пят­ки», а нас про­сто не за­ме­тив­ших! (Го­во­рю от­нюдь не о се­бе, а о мо­ём по­ко­ле­нии.) И на­чи­на­ли они по-дру­го­му, про­игно­ри­ро­вав и ме­та­ме­та­фо­ри­с­тов, и кур­ту­аз­ных ма­нь­е­ри­с­тов, и про­чих «ис­тов», ибо с пер­вых строк ста­ли про­сто пи­сать на­сто­я­щую, вне вся­ких «из­мов», ли­те­ра­ту­ру, ко­то­рую по­том С.М. Каз­на­че­ев на­зо­вёт «но­вым ре­а­лиз­мом», на­ме­рен­но от­ка­зав­шись от при­став­ки «нео», да­бы ни­кто не пу­тал с ки­не­ма­то­гра­фом Ита­лии. Ба­ца­лёв из этой пле­я­ды был са­мым та­лант­ли­вым и са­мым яр­ким. (Ин­те­рес­но, а с этим ут­верж­де­ни­ем сей­час го­тов кто-то по­спо­рить?..)

А к 1993 го­ду он уже на­пи­сал не толь­ко свой уди­ви­тель­ный ро­ман «Ке­гель­бан для без­ру­ких», но и не ме­нее уди­ви­тель­ный – без ду­ра­ков! – «Пер­вые га­до­с­ти». А на об­суж­де­ние в се­ми­на­ре Эрн­ста Ива­но­ви­ча Са­фо­но­ва он при­нёс рас­сказ «Су­ще­ст­во», опуб­ли­ко­ван­ный как раз в то вре­мя в «Мос­ков­ском ве­ст­ни­ке». И что это был за рас­сказ!..

Прав­да, в тот мо­мент ни­кто из нас не до­га­ды­вал­ся, что Во­ло­дя, Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич от­дал на рас­тер­за­ние се­ми­на­ри­с­тов са­мый не­о­быч­ный, са­мый ми­с­ти­че­с­кий – это при том, что ми­с­ти­ки он не при­зна­вал – из сво­их мно­го­чис­лен­ных рас­ска­зов. Это был его «от­чёт» о соб­ст­вен­ной смер­ти, ко­то­рая со­сто­ит­ся в 1999-м… Он умер точ­но так, как его ге­рой: в ав­то­бу­се, край­не ти­хо для ок­ру­жа­ю­щих и, на­де­юсь, без­бо­лез­нен­но для се­бя са­мо­го. И един­ст­вен­ное, в чём раз­ни­ца меж­ду опи­сан­ной смер­тью и ре­аль­ной, – это что в рас­ска­зе бы­ло то ли ле­то, то ли на­ча­ло осе­ни, а в ре­а­ле – ко­нец но­я­б­ря и ди­кий для это­го вре­ме­ни мо­роз гра­ду­сов 20, не мень­ше, и ус­той­чи­вый снеж­ный по­кров. И тре­вож­ный зво­нок Алек­сан­д­ра Гна­ты­ши­на мне в 2 ча­са но­чи: «Ба­ца­лёв умер!..» – «Са­ша, пе­ре­стань врать…» – «…Мож­но ска­зать, у ме­ня на ру­ках…» – и мой от­вет, рас­те­рян­ный и оше­лом­лён­ный: «Мо­жет, за­снул?.. Ты же не врач, Гна­ты­шин…»

Да, Ба­ца­лё­ва не ста­ло 21 но­я­б­ря 1999 го­да, и в пу­с­том ав­то­бу­се с ним ос­тал­ся толь­ко Алек­сандр Ва­си­ль­е­вич Гна­ты­шин (он то­же ушёл че­рез пол­го­да, в 50 лет) и во­ди­тель…

А по­ка шёл 1993-й – на­ча­ло мо­ей с Во­ло­дей друж­бы. Это он на­учил ме­ня пеш­ком хо­дить по Моск­ве, по­ка­зав, что рас­сто­я­ния вну­т­ри Са­до­во­го коль­ца во­все не та­кие гро­мад­ные, как ка­жет­ся. Это он стре­ми­тель­но мчал­ся, а я со сво­ей одыш­кой кри­чал вос­лед: «Ку­да бе­жишь!..» Это он вы­го­ва­ри­вал мне за опоз­да­ние на две ми­ну­ты, а сам мог прий­ти че­рез час или во­все не прий­ти, сры­вая ком­мер­че­с­кие встре­чи (он то­же не умел и ни­ког­да бы не на­учил­ся за­ни­мать­ся биз­не­сом), поз­во­ляя се­бе та­кое. Это он по­зна­ко­мил ме­ня с луч­ши­ми че­бу­реч­ны­ми и той пив­ной на Пуш­кин­ской, где в те го­ды поч­ти все­гда мож­но бы­ло встре­тить зна­ме­ни­то­го «Аль­ти­с­та Да­ни­ло­ва», то есть Вла­ди­ми­ра Ор­ло­ва. Это он твер­дил: «Ты не уме­ешь пи­сать! Что­бы бы­ло хо­ро­шо, ставь на­ре­чие в ко­нец». Это он, про­ти­во­ре­ча сам се­бе, по­учал: «Брось лю­бую ком­мер­цию. Чем мо­жет за­ра­бо­тать пи­са­тель? Толь­ко пи­са­тель­ст­вом! Вот и пи­ши». И это он, ког­да я вер­нул­ся в Моск­ву в 1997-м, пред­ло­жил мне на­пи­сать на дво­их кни­гу «Тай­ны ар­хе­о­ло­гии». Я во­все не за­блуж­да­юсь, кто из нас дво­их при­чи­на то­го, что имен­но эта кни­га не толь­ко ста­ла «на­столь­ной» для пер­во­курс­ни­ков ис­то­ри­че­с­ко­го фа­куль­те­та МГУ, но и пе­ре­из­да­ёт­ся с 1998-го, ино­гда не­сколь­ко раз за год. Кста­ти ска­зать, на­ря­ду со вто­рой на­шей кни­гой «Тай­ны го­ро­дов-при­зра­ков». Прав­да, здесь с Во­ло­дей что-то про­изо­ш­ло, и моя фа­ми­лия на об­лож­ку не по­па­ла… Я не в пре­тен­зии. Хо­тя крив­лю ду­шой: имен­но это и ста­ло той при­чи­ной, по ко­то­рой уча­ст­во­вать в тре­ть­ей кни­ге я от­ка­зал­ся, а он оби­дел­ся. Од­на­ко уча­ст­во­вать всё же при­шлось – по прось­бе глав­но­го ре­дак­то­ра из­да­тель­ст­ва «Ве­че»: Во­ло­ди не ста­ло в суб­бо­ту, а уже во втор­ник он дол­жен был сдать го­то­вый текст тре­ть­ей кни­ги. Вме­с­те с его вдо­вой Ле­ной мы на­шли в его ком­пью­те­ре толь­ко её часть…

Я рас­ска­зал лишь об ис­то­ри­че­с­ких кни­гах, где не­о­спо­ри­мо пер­вен­ст­во Ба­ца­лё­ва: по пер­во­му об­ра­зо­ва­нию он был ар­хе­о­лог и сам не раз уча­ст­во­вал в рас­коп­ках, в том чис­ле в ран­ней юно­с­ти – в Егип­те… Но его ос­нов­ной, вер­нее, един­ст­вен­ной лю­бо­вью бы­ла Древ­няя Гре­ция. И это не го­лые сло­ва: в том же ком­пью­те­ре мы с Ле­ной об­на­ру­жи­ли не про­сто впол­не за­кон­чен­ный, а со­вер­шен­но за­кон­чен­ный пе­ред са­мой его смер­тью бле­с­тя­щий ис­то­ри­че­с­кий ро­ман «Ког­да взой­дут Ги­а­ды» – имен­но о Гре­ции, при­чём о Гре­ции до всех её гром­ких со­бы­тий, ког­да да­же до на­ча­ла взлё­та бы­ло ещё очень да­ле­ко: ро­ман о ле­ген­дар­ном мес­сен­ском вож­де Ари­с­то­ме­не, об его смер­тель­ных бит­вах со Спар­той и о по­бе­де по­след­ней, ко­то­рая ото­дви­ну­ла взлёт на не­сколь­ко сто­ле­тий…

Кри­тик Ири­на Ше­ве­лё­ва, то­же друг и по­чи­та­тель твор­че­ст­ва Во­ло­ди, не­сколь­ко лет на­зад (гор­жусь: не без мо­ей по­мо­щи) опуб­ли­ко­ва­ла ВЕСЬ этот ро­ман от­дель­ны­ми ча­с­тя­ми в жур­на­ле «Знак во­про­са» из­да­тель­ст­ва «Зна­ние». Не толь­ко честь ей и хва­ла, но и гро­мад­ное спа­си­бо от всех нас!

– А зна­ешь, – ска­за­ла она мне од­наж­ды, – ка­кой рас­сказ Ба­ца­лёв опуб­ли­ко­вал в сем­над­цать лет? – Она зна­ет его твор­че­ст­во луч­ше, чем я. – Рас­сказ на­зы­ва­ет­ся «Моя ма­ма – прин­цес­са». Это его пер­вая пуб­ли­ка­ция.

А я ведь мог бы до­га­дать­ся. Во­ло­дя ра­но по­те­рял от­ца и мать. По­то­му в его 13 лет стар­шая се­с­т­ра и взя­ла его с со­бой на рас­коп­ки: под­ро­ст­ка не с кем бы­ло ос­та­вить…

Я чи­тал мно­го про­зы Ба­ца­лё­ва. Но не удо­су­жил­ся, не на­шёл то­го, пер­во­го рас­ска­за.

За­то так яр­ко вре­зал­ся текст дру­го­го – то­го са­мо­го, что мы об­суж­да­ли в ок­тя­б­ре 1993-го, под на­зва­ни­ем «Су­ще­ст­во». И по­след­няя фра­за от­ту­да, ко­то­рую про­из­но­сит один из двух со­бе­сед­ни­ков над те­лом умер­ше­го ге­роя:

– Ты не врач, Ту­бу­бу­шев!

Что-то она мне всё вре­мя на­по­ми­на­ет – и ни­как не вспом­ню, что имен­но.


Александр ВАРАКИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования