Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 28.10.2011

СМОРГ Алейникова как архив Коробейникова

Эту кни­гу я взял, как не­ве­с­ту под па­ран­д­жой. И дол­го ещё жил с ней, не за­гля­ды­вая внутрь – ум­но сде­ла­на об­лож­ка, да и на­зва­ние не ос­тав­ля­ет рав­но­душ­ным. Ко­рот­ко и ве­со­мо: имя ли­те­ра­тур­ной дви­жу­хи, зву­ча­щей как эхо дру­го­го име­ни, Гу­ба­но­ва. Ко­неч­но, ду­мал я, по­ку­пая её, – в хо­зяй­ст­ве при­го­дит­ся, по­ста­вил ря­дом с гу­ба­нов­ским си­ре­не­вым то­ми­ком. Про­шло па­ру год­ков, и на­стал её че­рёд. Как вы, на­вер­ное, за­ме­ти­ли, я ни­ког­да не ре­цен­зи­рую од­ну кни­гу, не го­во­рю об од­ном ав­то­ре, всё ведь по­зна­ёт­ся в срав­не­нии – пуль­си­ру­ю­щий круг ас­со­ци­а­ций не­из­бе­жен. И с не­дав­них пор, все­гда не­об­хо­ди­мая для срав­не­ния, воз­ни­ка­ет-уко­ря­ет, по­го­ня­ет-за­тме­ва­ет ре­цен­зи­ру­е­мую – дру­гая ка­кая-ни­будь кни­га…

Владимир АЛЕЙНИКОВ
Владимир АЛЕЙНИКОВ

На этот раз я ре­шил по­сред­ст­вом кри­ти­ки дан­но­го то­ма Вла­ди­ми­ра Дми­т­ри­е­ви­ча и са­мо­кри­ти­кой Дми­т­рия Вла­ди­ми­ро­ви­ча за­нять­ся – уж коль ско­ро ни­кто из кол­лег и не­дру­гов не дал се­бе та­ко­го тру­да, ра­зо­брать «По­эму Сто­ли­цы» по ко­с­точ­кам и ука­зать на её не­до­стат­ки (нуж­но для про­дол­же­ния). Я по­ни­маю, объ­ём в 800 стра­ниц не вся­кий оси­лит. Но вот я же оси­лил бо­лее ше­с­ти­сот стра­ниц Алей­ни­ко­ва? И по­нял глав­ное: за длин­ные бе­зы­с­ход­ные пред­ло­же­ния я бы каз­нил ли­те­ра­то­ров дол­гой и му­чи­тель­ной смер­тью, как это уме­ли де­лать ин­дей­цы или ки­тай­цы. Ведь имен­но та­кие ощу­ще­ния у чи­та­те­ля воз­ни­ка­ют пе­ред аб­за­ца­ми-пред­ло­же­ни­я­ми, где те­ря­ют­ся су­ще­ст­ви­тель­ные. Нет, я так и не пы­тал­ся пи­сать – я про­сто без за­глав­ных пред­ло­же­ния на­чи­наю… Но всё рав­но длин­но­сло­вие жуть – и Алей­ни­ков это до­ка­зал мне пу­ще лю­бо­го со­вре­мен­ни­ка. А ведь он-то ше­с­ти­де­сят­ник. Впро­чем, воз­мож­на и пси­хо­ана­ли­ти­че­с­кая трак­тов­ка длин­ы пред­ло­же­ний, ча­с­то со стра­ни­цы на дру­гую пе­ре­ко­чё­вы­ва­ю­щих в дан­ной кни­ге: во­на, длин­но как умею, вы так не смо­же­те!

Итак, что же в этой кни­ге пло­хо, а что от­кро­вен­но ужас­но. По­да­рю-ка идею пост­мо­дер­ни­с­там. В кни­гу та­ко­го фор­ма­та пре­крас­но по­ме­ща­ет­ся фал­лос. Пред­став­ля­е­те? От­кры­ва­е­те – а там вме­с­то букв ле­жит не­мое, но зри­мое до­ка­за­тель­ст­во мо­гу­че­с­ти ав­то­ра. Мож­но сде­лать, чтоб ещё вста­вал от­ту­да. У ме­ня при чте­нии пер­вых ста стра­ниц и мель­ка­ла эта са­мая мысль: а за­чем бук­вы? Ну, ес­ли хо­чет­ся в каж­дом аб­за­це по­вто­рять, ка­кой ав­тор ге­ний и что Гу­ба­нов – это так, воль­ная птич­ка, а вот Алей­ни­ков это ого­го, и СМОГ-то он из­на­чаль­но при­ду­мал. Лё­ня-ху­ли­ган толь­ко на­зва­ние дал… Ну, не про­ще ли из­дать бо­лее ла­ко­нич­ную кни­гу та­ко­го же объ­ё­ма – и там че­ст­ный сле­пок эре­ги­ро­ван­но­го? Вот, мол, что име­ем, то и вкла­ды­ва­ем – хо­ти­те, при­ме­ряй­тесь. Но до нас вам да­ле­ко…

Клё­во та­кие кни­ги пи­сать лет в двад­цать-трид­цать, да и в со­рок не за­зор­но – но в шесть­де­сят... Впро­чем, ес­ли б ещё пу­бер­тат­ная про­за, как у де­вя­но­с­то­лет­не­го Мар­ке­са (по­след­ний ро­ман, ны­не пе­ре­во­ди­мый) – а то ведь и «мя­са» нет ни­ка­ко­го, да­же мя­са су­шё­но­го, ше­с­ти­де­сят­ни­че­с­ко­го. Фал­ло­и­ми­ти­ру­ю­щие пред­ло­же­ния не свя­за­ны со смыс­лом. Па­ра анек­до­тов о чу­жих со­ити­ях в лиф­те и са­мо­лё­те да са­лон Алё­ны Ба­си­ло­вой раз­ве что, и тот лишь как вос­по­ми­на­ние-бла­го­дар­ность, сра­зу в про­шед­шем вре­ме­ни, с дис­тан­ции про­вин­ци­аль­но­го ре­ве­ран­са. В ан­но­та­ции ска­за­но, что это не ме­му­а­ры. И ещё па­фос­ный жанр ро­ман-по­эма – прям сби­ва­ет с ног. «Оне­гин»? «Мёрт­вые ду­ши»? «Моск­ва-Пе­туш­ки»? (Кста­ти, пор­т­рет Ве­не­дик­та име­ет­ся в чис­ле ил­лю­с­т­ра­ций – при ­чём тут СМОГ? Или в том смыс­ле, что про­фес­си­о­наль­ная му­за На­та­ша по­род­ни­ла по­ло­вым пу­тём Гу­ба­но­ва с Еро­фе­е­вым и тем сде­ла­ла его смо­ги­с­том?)

Увы, мои на­деж­ды, – че­ло­ве­ка, не чи­тав­ше­го сти­хов Алей­ни­ко­ва, хо­тя в смо­гиз­ме ис­ку­шён­но­го с 1994-го го­да, – не оп­рав­да­лись. Я-то ду­мал – вот, по­льёт­ся из пер­вых уст ис­то­рия со­зда­ния и раз­ви­тия СМО­Га, лич­ные об­рам­ля­ю­щие эпи­зо­ды вста­нут ро­ма­ни­че­с­ким ле­сом, от­кро­ют­ся тай­ны, сти­хи – коль по­эма уж, – пря­мым вы­ска­зы­ва­ни­ем про­шьют… Я не вру: до со­той стра­ни­цы Алей­ни­ков ни­как не мо­жет на­чать. Был та­кой аль­бом у «Ав­то­ма­ти­че­с­ких удов­ле­тво­ри­те­лей», ка­жет­ся, или у Ла­эрт­с­ко­го – «Не мо­гу кон­чить». А тут вот на­чать ни­как не по­лу­ча­ет­ся. Вид­но, так дол­го всё с ним и СМО­Гом слу­чив­ше­е­ся, как в са­мо­ва­ре, ки­пе­ло в ну­т­ре не­из­да­ва­е­мо­го ав­то­ра, что пе­ре­ки­пе­ло, осе­ло, и те­перь льёт­ся од­на во­да, дис­тил­ли­ро­ван­ная бул­да. И не­что па­фос­ное спле­та­ет­ся, вро­де – мол, как дав­но это бы­ло, и ка­кие мы нын­че ве­ли­кие, вы­сто­я­ли под на­ти­с­ком «ре­жим­ной стра­ны» ацц­ких боль­ше­ви­ков… Но я всё вре­мя чте­ния этих са­мо­уб­ла­жи­тель­ных стра­ниц, де­сят­ков стра­ниц од­но­об­раз­ной и не скла­ды­ва­ю­щей­ся во вре­мя-по­ве­ст­во­ва­ние про­по­ве­ди – ду­мал, что не ту­да по­пал. Ну, не в ту дверь по­зво­нил. Бы­ва­ет же так: за­шёл за со­лью к со­се­дям, а они раз­го­во­ри­лись, со­ли так и не дав. И всё не мо­жешь по­ста­вить точ­ку в чу­жом пред­ло­же­нии. Что­бы уй­ти по­ско­рее. Имен­но так с Алей­ни­ко­вым – у не­го с са­мим со­бой.

 

Пер­вым де­лом он при­зна­ёт, с тру­дом, но уж ку­да деть­ся (это я слег­ка ко­пи­рую бес­тол­ко­вый, ого­ва­ри­ва­ю­щий­ся, от­сту­па­ю­щий, дее­при­ча­ст­ный, ма­раз­ми­ру­ю­щий стиль) – что Гу­ба­нов ге­ний. Ну и вто­рой но­мер – кто бы вы ду­ма­ли? Ко­неч­но, ваш по­кор­ный ав­тор-пу­с­то­слов – буд­то но­ро­вя­щий па­фос­ны­ми ре­при­за­ми за­пол­нить объ­ём кни­ги, оп­ла­чен­ной Фе­де­раль­ным агент­ст­вом по пе­ча­ти и мас­со­вым ком­му­ни­ка­ци­ям в рам­ках Фе­де­раль­ной це­ле­вой про­грам­мы «Куль­ту­ра Рос­сии». Ес­ли это – куль­ту­ра, ко­то­рую власть сы­рь­е­вой им­пе­рии хо­чет ти­ра­жи­ро­вать, то ту­го с куль­ту­рой у нас, очень ту­го. Кста­ти, и Алей­ни­ков всё воз­му­ща­ет­ся по по­во­ду «меж­ду­вре­ме­нья» – вар­вар­ско­го, не­по­чти­тель­но­го. Что ж, вот и удоб­ный слу­чай для ди­а­ло­га по­ко­ле­ний.

 

По­на­ча­лу я ду­мал, это не­ре­ши­тель­ность про­сто – топ­чет­ся вне вре­ме­ни смо­гист, стес­ня­ет­ся, но вот-вот под­даст жа­ру и про­за пе­ре­льёт­ся в стих, по­эма нач­нёт­ся, ув­ле­чёт. Он и сам се­бя под­стё­ги­ва­ет за­кли­на­ни­я­ми: «Ах, как я чи­тал, как я ле­тал!» И ле­пи­ли его, и му­зы­ку на сти­хи пи­са­ли, и Фел­ли­ни сни­мать хо­тел – во­об­ще так обо­жа­ли, что пасть всем ниц и в та­ком по­ло­же­нии чи­тать да­лее. Но чи­тать не хо­чет­ся – вот бе­да! И это мне, кни­го­чею, ис­ку­шён­но­му в во­про­се. А чи­та­те­лю, во­об­ще о СМО­Ге не зна­ю­ще­му? Я с тру­дом до­ко­пал­ся до един­ст­вен­но по­хо­же­го на прав­ду эпи­зо­да зна­ком­ст­ва ав­то­ра с Гу­ба­но­вым – по­до­зре­ваю, что и он скор­рек­ти­ро­ван, но там хоть речь Ле­о­ни­да по­хо­жа на ори­ги­нал. Прав­да, и тут реп­ли­ки ге­ния не про­пу­с­ка­ют­ся ре­т­ран­с­ля­то­ром без до­ве­сков на­счёт ге­ни­аль­но­с­ти его, со­бе­сед­ни­ка подъ­е­зд­но­го, сти­хов. Что ж, по­ве­рим.

 

Но где эти сти­хи-то ге­ни­аль­ные? Увы, клас­сик, ви­ди­мо, на­столь­ко уве­рен, что все рас­ку­пи­ли в де­вя­но­с­тых его сти­хо­сбор­ни­ки и зна­ют их на­и­зусть – что не ут­руж­да­ет се­бя са­мо­ци­ти­ро­ва­ни­ем. Стих же Гу­ба­но­ва, на­про­тив, да­ёт как аб­зац-реп­ли­ку, строф не­до­стой­ную. И толь­ко зна­ме­ни­тою «Осе­нью (мас­лом)», по­свя­щён­ной се­бе лю­би­мо­му – поз­во­ля­ет Гу­ба­но­ву «вы­ска­зать­ся», да­же в ней, чу­жой, де­лая ошиб­ку: «нот­ный гроб» и «но­вый грот» пе­ре­пу­тал. Рев­ность к та­лан­ту – не скрыть, в опи­с­ках, по Фрей­ду, вы­ры­ва­ет­ся. Но ес­ли ге­ни­аль­ны­ми сти­ха­ми Алей­ни­ков на­зы­ва­ет те ба­наль­ные, школь­ные, как у Не­знай­ки (пал­ка/се­лёд­ка) риф­мов­ки – ког­да аб­за­цы про­зы на­до­еда­ют и хо­чет­ся вы­ска­зать­ся о веч­ном, то… Вот, на­при­мер, ти­пич­ное:

 

Ста­ли кни­ги мои – вы­хо­дить.

Как и сле­ду­ет кни­гам. В свет.

И, од­на за дру­гой, по­яви­лись.

С за­поз­да­нь­ем, но – вы­шли на свет.

 

И этот афф­тар был ря­дом с Гу­ба­но­вым? Срав­нить это с его «Ква­д­ра­том от­ча­я­нья» – и вы­пить яду сра­зу же. Это во­об­ще не сти­хи, это так – тре­ни­ров­ка слу­ха. Ещё и па­фо­са пре­ис­пол­нен­ная: пря­мо-та­ки хра­ни­тель клю­чей, то­мов, по­скри­пы­вая и всхли­пы­вая, вспо­ми­на­ет мо­ло­дость и без­жа­ло­ст­ные го­не­ния на СМОГ. Ну, я ещё в «Про­фи­лях на се­ре­б­ре», пер­вой пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кой кни­ге Ю.Кро­хи­на о СМО­Ге и Гу­ба­но­ве, чи­тал, как не­га­тив­но ре­а­ги­ро­ва­ла часть со­вре­мен­ни­ков на этот фу­ту­ризм с цер­ков­но-ор­ган­ным фо­ном. И что? Где са­ми го­не­ния-то? И где са­ма мо­ло­дость – зву­чит ли в сло­ве (рус­ском, ве­ли­ком, не­ис­тре­би­мом, – сно­ва вто­рю я в такт по­но­ма­рю Алей­ни­ко­ву)?!

 

Зву­чат – вер­но, не ме­му­а­ры да­же, а ни­как хро­но­ло­ги­че­с­ки не свя­зан­ные вос­по­ми­на­ния о при­мер­но где-то чём-то про­ис­хо­див­шем. Уны­лое эхо в па­мя­ти бес­силь­но­го опи­сать что-то, кро­ме се­бя. Хро­но­топ рас­плы­ва­ет­ся, как под­та­яв­шее мо­ро­же­ное, гра­дус не дер­жит. И в этом не­ст­рой­ном, не­рав­но­мер­ном те­че­нии – то раз­жи­жен­ных пред­ло­же­ний с по­те­рян­ны­ми гла­го­ла­ми и су­ще­ст­ви­тель­ны­ми, то ко­рот­ких са­мо­удов­ле­тво­рён­ных вы­во­дов, – СМО­Га-то и нет ни кап­ли. Есть сту­дент-ис­кус­ст­во­вед Алей­ни­ков, ра­до­ст­но жи­ву­щий на Ав­то­за­вод­ской – вот же, ад­ские ка­кие бы­ли об­сто­я­тель­ст­ва «бес­ча­сья», как то­же кри­во-стыд­ли­во на­зы­ва­ет со­вет­скую эпо­ху не­ус­лы­шан­ный по­эт! До­б­рые зна­ко­мые по­се­ли­ли в мос­ков­ской ком­на­те ком­му­нал­ки, бу­ду­чи са­ми в отъ­ез­де – нор­маль­ный по­сту­пок со­вет­ских лю­дей. В МГУ бес­плат­но обу­чал­ся – в ре­жим­ной-то стра­не, пря­мо ху­же ла­гер­ной жиз­ни! Ну, са­мо со­бой, что не­лю­бовь к сво­ей Со­вет­ской ро­ди­не и к её луч­ше­му в ми­ре и при этом бес­плат­но­му об­ра­зо­ва­нию, вы­ра­жен­ная в сти­хах и на­чи­на­ни­ях кол­лек­тив­ных по­эти­че­с­ких (и по­ня­ли про­чие пра­виль­но: по­ли­ти­че­с­ких) – сни­с­ка­ла вза­им­ность об­ще­ст­ва. Про­пе­со­чи­ли на ком­со­моль­ском со­бра­нии, вы­гна­ли из МГУ. За свеч­ки и дур­ные стиш­ки вы­гна­ли – впол­не оп­рав­дан­но. За вы­ше­при­ве­дён­ное чет­ве­ро­сти­шие я б не из МГУ – из шко­лы бы сред­ней гнал. Джу­гаш­ви­ли вы­гна­ли из се­ми­на­рии не за стиш­ки вот, а он их и по­сле пи­сал, в пи­тер­ских жур­на­лах бо­гем­ных вы­хо­ди­ли... Но где ре­прес­сии-то? Это и вся го­ни­мость? Мор­ду на­би­ли ра­зок – при­чём, не­хи­лый на вид по­эт да­же не пы­тал­ся со­про­тив­лять­ся, ду­мая, ви­ди­мо, что это ка­ра са­мо­го Ди­а­во­ла. Ну, ло­гич­но вы­гна­ли и из об­ща­ги (не­лю­би­мой) – ко­ли не лю­бишь со­вет­скую власть, то ка­ко­го чёр­та поль­зу­ешь­ся её за­во­е­ва­ни­я­ми? Без­до­ми­цы на­ча­лись – ну так, как нын­че го­во­рят-то еди­но­мы­шен­ни­ки Алей­ни­ко­ва, ко­то­рые па­т­ри­о­ты Рос­сии без боль­ше­ви­ков, го­во­рят ча­с­тень­ко средь бес­куль­ту­рья и меж­ду­вре­ме­нья: «По­на­еха­ли!» Для боль­ше­го не вы­учил­ся? Ну, в двор­ни­ки цер­ков­ные толь­ко и го­ден. На ко­го оби­жать­ся, на ка­кой то­та­ли­та­ризм?

 

Но ведь он-то ге­ний – ни­кем на фо­не Гу­ба­но­ва до сих пор не за­ме­чен­ный, и, су­дя по тек­с­ту, его за­тме­ва­ю­щий на­чи­с­то. Чув­ст­ва зо­ло­той се­ре­ди­ны – ни­ка­ко­го. Ли­бо крат­ко­ст­роч­ные, при­ми­тив­ные за­риф­мов­ки а ля про­ци­ти­ро­ван­ная стро­фа, ли­бо же – рас­те­ка­ю­ща­я­ся на аб­зац фра­за и те­ря­ю­ща­я­ся в по­яс­не­ни­ях мысль. Вот это, что я вы­чи­тал – суть, са­мое глав­ное в ро­ман-по­эме. Ав­тор – это стиль, и его стиль ду­шит про­зу. Впро­чем, рас­плы­ва­ю­ще­е­ся по­ве­ст­во­ва­ние не­из­ве­ст­но от­ку­да (вро­де из 2002-го, но вре­ме­на от­ча­ян­но «гу­ля­ют» у опыт­но­го, ес­ли ве­рить его ча­с­тым на­по­ми­на­ни­ям, про­за­и­ка) ино­гда вы­во­дит к ин­те­рес­ным эпи­зо­дам и по­дроб­но­с­тям, их, как из на­во­за, при­хо­дит­ся вы­ужи­вать сре­ди ак­тив­но­го, па­фос­но­го и пре­дель­но не­ин­фор­ма­тив­но­го фо­на-бор­мо­та­ния. Кста­ти, ко­ли за­шла речь о го­ни­мых – по­че­му нет Ва­ди­ма Де­ло­не? За­то есть де­сят­ки по­сто­рон­них и не бо­лее са­мо­го ав­то­ра го­ни­мых. И тут от пло­хо­го мы пе­ре­хо­дим к ни­ку­дыш­но­му.

 

Ро­ман-по­эма эле­мен­тар­но не оп­рав­ды­ва­ет на­зва­ния – что лиш­ний раз до­ка­зы­ва­ет и ко­с­вен­ное от­но­ше­ние Алей­ни­ко­ва к СМО­Гу в идей­ном пла­не. Он и сам го­ва­ри­вал в де­вя­но­с­тых и ра­нее, что СМОГ – это гу­ба­нов­ское, а я, мол, сам по се­бе, я при­ро­ду по но­вой от­крыл. Но, уви­дев при­тя­же­ние име­нем дру­га-по­эта вни­ма­ния и лу­чей сла­вы, ре­шил по­греть­ся в этих лу­чах, не пе­ре­ста­вая пых­теть рев­но­с­тью к его та­лан­ту. А де­ло это от­ча­ян­ное и ис­су­ша­ю­щее. Ка­кой смысл по­вто­рять ед­ва ли не на каж­дой стра­ни­це и ус­та­ми поч­ти каж­до­го «ге­роя» (ибо на ро­ман это пи­са­ние ни­как не по­хо­же), что Алей­ни­ков – ге­ний? Су­дя по «сти­хам», этим не­бреж­но за­риф­мо­ван­ным пред­ло­же­ни­ям – да­же не по­эт. Сти­хо­тво­рец, это да. А вот по­этом быть – это жить.

 

И тут сно­ва за­висть Ко­ро­бей­ни­ко­ва к «вла­дель­цам ме­бе­лей» не пу­с­ка­ет в высь, хо­тя и скульп­ту­ры-то, и пор­т­ре­ты есть, а вот об­ра­за по­эта, са­мо­го глав­но­го для чи­та­те­лей – как не бы­ло, так и нет. По­это­му и ор­де­ро­чек он вы­пи­сы­ва­ет на гар­ни­тур ге­не­раль­ши По­по­вой, а во­все не на смо­гист­ский ико­но­стас – в ко­то­ром то­ва­ри­ще­с­ки бы ис­чер­пы­ва­ю­ще яви­лась вся ква­д­ри­га, ув­ле­чён­ная Гу­ба­но­вым в веч­ность. И каж­дое пред­ло­же­ние до­ка­зы­ва­ет, что пи­шет это не по­эт, а скуч­ный, на­зой­ли­вый ар­хи­ва­ри­ус, во­лей судь­бы пре­бы­вав­ший ря­дом с ге­ни­ем. И ес­ли б к од­но­му Гу­ба­но­ву рев­но­вал! (кста­ти, един­ст­вен­ное за­во­е­ва­ние этой рев­но­с­ти в тек­с­те – это вос­про­из­ве­де­ние гу­ба­нов­ско­го вуль­га­риз­ма «ехай», вот в это ве­рит­ся). Бук­валь­но каж­дый смо­гист, и осо­бен­но Куб­ла­нов­ский вы­став­ле­ны фе­ль­е­тон­но и, с по­вто­ра­ми не чи­тав­ше­го пре­ды­ду­щих сво­их же стра­ниц, вы­со­ко­мер­но ос­ме­я­ны. Все ка­рь­е­ри­с­ты, все сту­ка­чи, все при­ма­за­лись, все! А вот ос­но­во­по­лож­ни­ка смо­гиз­ма не за­ме­ти­ли, и эпо­ха под­ка­ча­ла…

 

Книж­ку ла­ко­нич­ную, как у Кро­хи­на, в та­ком сти­ле ещё мож­но бы­ло бы вы­дер­жать. Од­на­ко это – сот­ня­ми стра­ниц ва­лит­ся и ва­лит­ся, как снег. То раз­рых­лён­ная дее­при­ча­с­ти­я­ми, то за­риф­мо­ван­ная как по­па­ло пуб­ли­ци­с­ти­ка. И стра­ни­чек де­сять из каж­дой сот­ни, с тру­дом вы­ка­пы­вая, мож­но най­ти фак­ту­ры ка­кой-то за­ву­а­ли­ро­ван­ной ме­му­ар­но­с­тью, но жиз­ни. И Алей­ни­ков небез­на­дё­жен, он ме­с­та­ми на­блю­да­те­лен, стра­с­тен, как кри­тик то­чен, од­на­ко фор­ма­ти­ро­вать, точ­нее – сор­ти­ро­вать про­то­плаз­му про­зы не уме­ет про­сто до от­ча­я­ния де­мон­ст­ра­тив­но. И ког­да гла­гол по­сле слов этак трид­ца­ти всё же на­хо­дит своё под­ле­жа­щее, я уже без стё­ба, а с бла­го­дар­но­с­тью вспо­ми­наю ма­с­тер-класс Сер­гея Ку­ня­е­ва, пра­вив­ше­го мою под­бор­ку в «На­шем со­вре­мен­ни­ке»: «Где под­ле­жа­щее, где ска­зу­е­мое?!» Прав был «ко­мис­сар». И пра­вы те, кто ру­гал за от­сут­ст­вие за­глав­ных в пред­ло­же­ни­ях – не­при­выч­ность чте­ния на­до оп­рав­ды­вать тог­да уко­ра­чи­ва­ни­ем пред­ло­же­ний. Бу­ков­ски так и пи­сал.

 

На стиль это алей­ни­ков­ское зло­упо­треб­ле­ние ввод­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми и за­пя­ты­ми – при всей бас­но­слов­но­с­ти, – не тя­нет. Да, сво­е­го со­се­да по СМО­Гу не­дол­го­го Са­шу Со­ко­ло­ва он чи­тал и его то­же по­рев­но­вал, и Ли­мо­но­ва – чи­тал, бе­зус­лов­но. Но вы срав­ни­те ввод­ные ко­рот­кие, в за­пя­тых, как у ме­ня тут вот, пред­ло­же­ния Ли­мо­но­ва – и бес­ко­неч­ные вет­вя­щи­е­ся вос­по­ми­на­ния, втис­ну­тые в аб­зац-пред­ло­же­ние у Алей­ни­ко­ва? Да и ес­ли б был ритм, бы­ли бы фрик­ции, сцеп­ле­ние с ожи­да­ни­ем чи­та­те­ля! Ведь из-за сти­ля те­ря­ет и соб­ст­вен­ные мыс­ли (и пра­виль­но ж при­знал­ся в на­ча­ле, что это им­про­ви­за­ция), бро­дит по име­нам, как по кре­ма­то­рию, то спе­ша каж­до­му по­ло­жить по цве­точ­ку, то уп­лы­вая мед­лен­но в ка­кой-то лич­ный эпи­зод с не­о­прав­дан­ны­ми по­дроб­но­с­тя­ми. Фак­тур­ки – с гуль­кин нос. Жар­кий май 1965-го – как важ­но! за­пом­ним… Бо­лее все­го вни­ма­ния – по­го­де. А со­бы­тия где? Вре­мя, со­бы­тия, лю­ди… Ка­кое зна­че­ние име­ет, на­при­мер, не­ле­пая жар­кая одеж­да по­эта Без­дом­но­го, гу­ля­ю­ще­го от ма­с­тер­ской скульп­то­ра до квар­ти­ры ка­ко­го-ни­будь ли­те­ра­то­ра? Жут­кие го­не­ния, ад­ская без­до­ми­ца с вы­хо­дом в Крым! Как по­шу­тил не­кто о «го­ни­мом» Па­с­тер­на­ке: хо­тел бы я та­ким быть го­ни­мым, си­дишь се­бе в Пе­ре­дел­ки­но, пи­шешь пе­ре­во­ды для за­ра­бот­ка и «Жи­ва­го» для ду­ши… Под ко­нец кни­ги вы­яс­ня­ет­ся, что свя­то­му­че­ник Алей­ни­ков ус­пел по­ра­бо­тать и пе­ре­вод­чи­ком, и ре­дак­то­ром в пе­ре­ст­рой­ку, и ре­цен­зен­том при из­да­тель­ст­вах, сце­на­рии пи­сал для ра­дио и ТВ. Вот та­кая ду­тая у нас и дис­си­ден­ция вся! Как пар­то­кра­ты-оли­гар­хи, так и эти – му­че­ни­ки-ре­дак­то­ры.

 

Алей­ни­ков и не за­ме­ча­ет, что его ри­ту­аль­ные про­кля­тия в ад­рес «ре­жим­ной стра­ны» ни­как не сра­с­та­ют­ся с его же брюз­жа­ни­ем от­но­си­тель­но ны­неш­не­го «как бы вре­ме­ни» (по­жа­луй, лишь эта на­ход­ка мне по­нра­ви­лась, но без рас­кры­тия тер­ми­на она бес­смыс­лен­на – я об этом же фе­но­ме­не пи­шу в 3-й ча­с­ти «По­эмы Сто­ли­цы», а без­вре­ме­нь­ем в Ма­ни­фе­с­те ра­ди­каль­но­го ре­а­лиз­ма на­зы­ваю 90-е). Ведь не за эту ли «сво­бо­ду» бо­ро­лись вы, гос­по­да ше­с­ти­де­сят­нич­ки? Не ва­ши­ми ли про­кля­ти­я­ми «сов­ка» вы­ст­лан был путь к тро­ну Ель­ци­на и к при­ва­ти­за­ции, к ре­г­рес­су куль­тур­но­му и де­гра­да­ции эко­но­ми­че­с­кой? До­во­е­ва­лись, дис­си­ден­ты – вот вам, к сто­лу, ра­зом, на на­ци­о­наль­ных ок­ра­и­нах-ош­мёт­ках Со­ю­за фе­о­да­лизм, а в ме­т­ро­по­лии – сы­рь­е­вую им­пе­рию да по­ли­цей­ское го­су­дар­ст­во. Что, и тут вам не нра­вит­ся? А от­ве­чать за свои сло­ва уже не­о­хо­та – вот и вли­ва­е­тесь в хор не­вежд, ссы­ла­ю­щих­ся на по­пов­ский ми­фи­че­с­кий, вы­ду­ман­ный в 93-м ми­т­ро­по­ли­том Санкт-Пе­тер­бурж­ским и Ла­дож­ским Ио­ан­ном «План Дал­ле­са» (ко­то­рый – лишь слег­ка пе­ре­пи­сан­ный мо­но­лог Лах­нов­ско­го из «Веч­но­го зо­ва» Ана­то­лия Ива­но­ва)? Ло­ха­нум­шись клас­сик-то!

 

Вот уж где не книж­ная ка­кая-то не­удач­ка – а про­сто по­зор для об­ра­зо­ван­но­го че­ло­ве­ка. При­чём этот по­зор, ни­как вер­баль­но невоз­мож­ный в 1960-х, тон­кий сти­лист Алей­ни­ков вкла­ды­ва­ет в ус­та Эрен­бур­га – мол, тот про­зре­вал ужа­сы пост­со­вет­ской масс-куль­ту­ры и за­пад­ной экс­пан­сии, и имен­но об этом го­во­рил с мо­ло­ды­ми да­ро­ва­ни­я­ми в ли­це трёх смо­ги­с­тов. Бед­ный Илья Эрен­бург! Он, вос­пе­вав­ший Ста­ли­на на пе­ре­до­ви­цах «Прав­ды», ед­ва ли не ан­ти­со­вет­чи­ком вы­став­лен в этом эпи­зо­де, в мо­но­ло­ге у се­бя до­ма. Не слы­шит, не слы­шит за соб­ст­вен­ным бор­мо­та­ни­ем Алей­ни­ков ни осо­бен­но­с­тей ре­чи со­бе­сед­ни­ков, ни Эпо­хи! При­чём, по­эт Без­дом­ный уму­д­рил­ся не уз­нать всё тот же дом, в ко­то­ром по­ку­пал он поз­же (по ко­ря­вой хро­но­ло­гии «ро­ма­на») на все свои баш­мач­ные ро­ди­тель­ские день­ги «Ан­ти­ми­ры» Воз­не­сен­ско­го и уми­лял­ся спо­соб­но­с­тям спе­ку­лян­та, тут же про­яв­лен­ным Ко­лей Ми­ши­ным. На­фар­це­ва­ли на пунш в ка­фе на Твер­ской. Вот это – в бу­ду­щее пры­жок, точ­ный. Вот где – вся суть это­го, вто­ро­го по­ко­ле­ния, как ман­ну не­бес­ную при­вет­ст­во­вав­ше­го ка­пи­та­лизм пер­стом пра­во­слав­но бла­го­слов­ля­ю­ще­го. Не ви­де­ло по­ко­ле­ние со­вет­ской вла­с­ти в упор – бы­ла-то она не в Крем­ле, а в об­ще­ст­ве, бли­жай­шем. И осуж­да­ли не в КГБ, а ком­со­моль­цы-од­но­курс­ни­ки. И ра­дость та, ше­с­ти­де­ся­тых, бы­ла не во­пре­ки, а бла­го­да­ря де­ся­ти­ле­ти­ям ус­пеш­но­го стро­и­тель­ст­ва со­ци­а­лиз­ма – со­вет­ская. И США мы обо­гна­ли по по­треб­ле­нию на ду­шу на­се­ле­ния имен­но в 1965-м. А этим – всё по­бо­ку, им сво­бо­ду сло­ва по­дай од­ну, без ба­зи­са. Ну, по­лу­чи­ли – так что ж те­перь-то пых­ти­те и про­кли­на­е­те сво­бо­ду? Не чи­та­ют вас? Так вы и пи­сать не уме­е­те яс­но, всё пря­че­тесь в бо­гем­ную тай­но­пись – ког­да уж мог­ли бы и про­яс­нить­ся.

 

И ведь дру­гих ре­дак­ти­ро­вал го­ни­мый (мог бы по­учить­ся), и всё же бо­лее та­лант­ли­во­го Куб­ла­нов­ско­го из­да­вал (на что тот, не­бла­го­дар­ный, и не по­ко­сил­ся) в пе­ре­ст­ро­еч­ные го­ды, и ан­то­ло­гию СМО­Га со­став­лял. Хо­ро­ший го­лу­бо­гла­зый му­жик Алей­ни­ков – чув­ст­вую по фо­то­гра­фи­ям и про­ле­за­ю­щей сквозь фра­зы на­стыр­ной субъ­ект­но­с­ти его, хо­ро­ший! Но как ар­хи­ва­ри­ус, ибо про­за­ик – ни­ка­кой. Не­слу­чай­но кни­га за кни­гой вы­хо­дят алей­ни­ков­ские вос­по­ми­на­ния о СМО­Ге – как не мог на­чать, так и кон­чить не по­лу­ча­ет­ся.

 

Фра­зы Алей­ни­ко­ва бо­ро­да­ты, мне так и слы­шал­ся цер­ков­ный бас за всем этим ха­о­ти­че­с­ким бор­мо­та­ни­ем, ино­гда тя­ну­щим­ся в сто­ро­ну смо­гист­ских ше­с­ти­де­ся­тых, но тут же сби­ва­ю­щим­ся на не­кро­ло­ги. Ощу­ще­ния вре­ме­ни в «ро­ма­не» – ноль. Мо­жет, хоть те­ма рас­кры­та, вне вре­ме­ни, по су­ти? Но СМО­Га в рас­ска­зе «по­эта» – нет, как не бы­ло. Лю­дям из ну­ле­вых, с ну­ля ин­те­рес­но уз­нать, как раз­ви­ва­лось это те­че­ние, ка­кие вы­хо­ди­ли ма­ни­фе­с­ты, ка­кие вы­ступ­ле­ния ста­ли ве­ха­ми, ко­го из эс­т­рад­ни­ков нис­про­вер­га­ли, ко­му би­ли мор­ды – и, на­ко­нец, ко­го при­тес­ня­ли и как. Вме­с­то это­го ав­тор вы­ва­ли­ва­ет ку­чу фа­ми­лий, ни­как со СМО­Гом не свя­зан­ных – про­сто из сво­их дру­зей, ви­ди­мо, сно­ва ре­шив со свой­ст­вен­ной ему скром­но­с­тью, что он и есть СМОГ, а вся­кий зна­ко­мый его – ав­то­ма­ти­че­с­ки смо­гист. Эпи­зо­дов, свя­зан­ных со СМО­Гом, но раз­ма­зан­ных и не да­ти­ро­ван­ных – с де­ся­ток на всю кни­гу. Ос­таль­ное – на­зи­да­ния, спле­тен­ки, все­гда во­круг СМО­Га вив­ши­е­ся, и пе­ре­кры­ва­ю­щие всё про­чее са­мо­вос­пе­ва­ния. Жа­лость вы­зы­ва­ет та­кая про­за – не про­за в ли­те­ра­тур­ном смыс­ле, а про­за про­жи­той ав­то­ром жиз­ни.

 

Увы, ус­лы­шать по­эта об­ще­ст­во мо­жет не все­гда, и не все­гда его ви­на в том. За­мет­ны лишь яр­кие, как Гу­ба­нов, еди­ни­цы – и на­до от­ча­ян­но тру­дить­ся, а ино­гда и за­ст­ре­лить­ся для пра­ва быть про­чи­тан­ным. Вот и Алей­ни­ков не без за­дат­ков ав­тор, ему бы по­ст­ро­же к се­бе от­не­с­тись – не вы­нуж­ден был бы пи­сать в шесть­де­сят лет свой ма­ни­фест в ви­де спи­с­ка пре­тен­зий и рев­но­с­ти к со­сто­яв­шим­ся ро­вес­ни­кам. Но стро­же нель­зя: ка­кие чи­ны на по­клон при­шли, ка­кой за­каз сде­ла­ли, на­пи­сать от пер­во­го ли­ца про лит­на­прав­ле­ние! Тем не ме­нее, по­вто­рюсь, это­го в кни­ге и нет – че­ст­но от­кре­щи­ва­ет­ся от всех ма­ни­фе­с­тов «ро­до­на­чаль­ник» СМО­Га и во­об­ще на­хо­дит се­бя вся­кий раз в сто­рон­ке, му­д­рее тех, кто дей­ст­во­вал в про­ку­рен­ной квар­ти­ре Гу­ба­но­ва (вот не­мно­гое, что вы­ри­со­вы­ва­ет­ся из стрем­ле­ния по­то­ком по­ка­зать вре­мя – а оно, не­по­кор­ное, лю­бит от­счёт и по­ря­док). Что ж, сде­ла­ем то, че­го не смог смо­гист.

 

Как и в слу­чае тро­и­цы пер­вых ше­с­ти­де­сят­ни­ков-эс­т­рад­ни­ков, счи­тать СМОГ имен­но чёт­ким лит­на­прав­ле­ни­ем и уж тем бо­лее ли­те­ра­тур­ной шко­лой – нель­зя. По­ко­ле­ни­ем – мож­но. И что­бы уп­ро­с­тить жизнь, да­вай­те на­зы­вать их вто­рым по­ко­ле­ни­ем ше­с­ти­де­сят­ни­ков: не­слу­ча­ен год их эпа­таж­но­го вы­па­да, 1965-й. Ведь ни у ко­го до сих пор не воз­ни­ка­ло же­ла­ния со­по­с­тав­лять по­эти­ки Куб­ла­нов­ско­го, Па­хо­мо­ва и Гу­ба­но­ва на пред­мет об­на­ру­же­ния там век­то­ра, об­щих тен­ден­ций, ди­а­ло­гов? В том-то и де­ло – СМОГ был ту­сов­кой, и толь­ко. Ту­сой тя­ну­щих в пра­во­сла­вие имен­но «от про­тив­но­го», от «ре­жим­но­го» ате­из­ма – и на­и­бо­лее ис­крен­не, вне­по­ли­ти­че­с­ки это де­лал Гу­ба­нов. Но ди­а­ло­га, со­рев­но­ва­ния, соб­ст­вен­но, са­мой ли­те­ра­ту­ры вну­т­ри СМО­Га не воз­ник­ло (сле­дую опи­са­тель­ным спо­соб­но­с­тям Алей­ни­ко­ва) – он был лишь стар­том, но ни­как не про­дол­же­ни­ем. И един­ст­вен­ный по­эт, сле­до­вав­ший не­мно­гим за­по­ве­дям смо­гиз­ма (сме­лость, мысль, об­раз, глу­би­на) – был Гу­ба­нов. Его ир­ра­ци­о­наль­но спле­та­ю­щая об­ра­зы на ка­ком-то до­ре­че­вом, вну­т­рен­не-ре­че­вом уров­не по­эти­ка не тре­бу­ет пре­дис­ло­вий, по­это­му он-то по­эт. По­эти­ка долж­на за­ра­жать, аги­ти­ро­вать, брать без по­сто­рон­не­го ору­жия – ра­зом, штур­мом. И это – Гу­ба­нов, и рав­ных ему нет ни во вто­ром, ни в пер­вом по­ко­ле­нии. А вот и раз­го­вор­но-куб­ла­нов­ское, и уж тем бо­лее бес­силь­но-риф­мо­плёт­ное алей­ни­ков­ское – что тут де­ла­ет ря­дом? Жи­день­ко пи­шут гос­по­да смо­ги­с­ты. Толь­ко фи­зи­че­с­ким со­сед­ст­вом с ге­ни­ем и оп­рав­да­ны, и оп­ла­че­ны его жиз­нью и смер­тью по­эта их кни­ги. Да-да, так не толь­ко в ли­те­ра­ту­ре – и в рок-му­зы­ке. Кто бы за­ин­те­ре­со­вал­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми груп­па­ми и всем сти­лем «гранж» из Си­эт­ла, не будь там «Нир­ва­ны»? Все­гда есть оди­ноч­ка-про­рыв­ник. Вни­ма­ние чи­та­те­ля на­до на­ст­ро­ить, сфо­ку­си­ро­вать.

 

Кто бы уз­нал о но­вом ре­а­лиз­ме, не будь При­ле­пи­на? А ведь про­воз­гла­шал но­вый ре­а­лизм Шар­гу­нов, и спер­ва су­гу­бо те­о­ре­ти­че­с­ки, в сво­ём ма­ни­фе­с­те, до За­ха­ра. И кто бы уз­нал за­тем о ре­а­лиз­ме ра­ди­каль­ном, мо­ём и бо­лее ран­нем, не будь уже Шар­гу­но­ва, Сен­чи­на и «По­эмы Сто­ли­цы»? Суб­ор­ди­на­ция, оп­ти­ка – мед­ли­тель­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на но­вую эс­те­ти­ку, но­вый стиль в про­зе. Не пе­ре­прыг­нешь на­ст­рой­щи­ка, зна­ме­нос­ца на­ше­го За­ха­ра (так его Абу­зя­ров, друг и учи­тель, зо­вёт). Сво­е­го чи­та­те­ля на­до, как на­сед­ке, вы­си­деть ещё, вы­ждать. Мы, но­в­ре­а­ли­с­ты, то­же ещё не зна­ем – те­че­ние ли мы, шко­ла ли – од­на­ко на­стой­чи­вые на­пад­ки оп­по­нен­тов сви­де­тель­ст­ву­ют в на­шу поль­зу. Нас кри­ти­ку­ют, зна­чит, на­прав­ле­ние есть.

 

По­зво­ни­ла Ира Гу­ба­но­ва, как спе­ци­аль­но. Я спро­сил, ба­со­вит ли Алей­ни­ков. Ира по­сме­я­лась и ска­за­ла: «Пых­тит, как са­мо­вар». Гу­ля­ет го­ни­мый по пля­жам кок­те­бель­ским, оде­тый на­ро­до­воль­че­с­ки а ля Во­ло­шин. Во всём под­ра­жа­ет, что сде­ла­ешь… Да вот толь­ко кни­га с та­ким мно­го­обе­ща­ю­щим на­зва­ни­ем и фо­то­гра­фи­я­ми – вы­шла ни о чём, а о ком. О се­бе лю­би­мом. Бо­ро­да­тый са­мо­вар и есть, сам в се­бе ва­рит­ся. Гру­ст­но: вот она, не­про­чи­тан­ность, не­до­хва­лен­ность чи­та­те­лем свое­вре­мен­ная, как ска­зы­ва­ет­ся – ав­тор вы­нуж­ден за­ни­мать­ся са­мо­ут­верж­де­ни­ем там, где мог бы что-то пут­ное рас­ска­зать, по­тра­тить сло­ва с поль­зой ку­да боль­шей, не­же­ли фал­ли­че­с­кое мо­де­ли­ро­ва­ние.

 

За­ко­ны жа­н­ра без­жа­ло­ст­ны к тем, кто не мо­жет их низ­верг­нуть на кор­ню – так и вы­шло с «но­ва­тор­ской», вто­рой све­же­с­ти, про­зой Алей­ни­ко­ва, её по­ве­ст­во­ва­тель­ные спо­соб­но­с­ти бы­ли ос­лаб­ле­ны раз­жи­жа­ю­щим сти­лем. Меж­ду Са­шей Со­ко­ло­вым и Ли­мо­но­вым, но ни ту­ды – ни сю­ды. По­это­му вы­шло мно­го­слов­но, да­же ме­с­та­ми про­чув­ст­во­ва­нно, но бес­пред­мет­но. Ка­кие-то мно­го­ст­ра­нич­ные, цик­ли­че­с­кие, ма­раз­ма­ти­че­с­кие вос­хи­ще­ния и ед­ва ли не спи­сок бла­го­дар­но­с­тей ка­ким-то лю­дям, к СМО­Гу не­при­ча­ст­ным. По­слу­шай­те, чи­ну­ши-фе­де­ра­лы, фи­нан­си­ру­ю­щие та­кое бе­зо­б­ра­зие, – вы хоть вы­чи­ты­вай­те спон­си­ру­е­мое ино­гда!

 

Оце­ни­те-ка вот этот до­но­сик, на­пи­сан­ный осуж­да­ю­щим до­но­с­чи­ков, а за­од­но ужас­ни­тесь раз­маз­не (и по­че­му «от» сти­хов «на» про­зу? что за сур­жик ма­ло­рос­ский или уж сра­зу ким­ме­рий­ский?):

 

«А Ли­мо­нов – тот, по­ви­дав за­гра­нич­ную жизнь и там пе­рей­дя от сти­хов на про­зу, с за­паш­ком да с душ­ком, с клуб­нич­кой не­пре­мен­ной, вер­нул­ся в Рос­сию и дав­но за­ни­ма­ет­ся здесь, да­же, мож­но ска­зать, ус­пеш­но, де­я­тель­но­с­тью осо­бо­го ро­да, нет, не порт­нов­ской, те­перь уже – по­ли­ти­че­с­кой, ни­ка­ко­го, са­мо со­бою, от­но­ше­ния к ли­те­ра­ту­ре не име­ю­щей, но за­то уж, как все­гда у не­го, с душ­ком не­хо­ро­шим, со злоб­ным вы­вер­том, с пе­ре­бо­ром, с па­т­ри­о­тиз­мом со­мни­тель­ным, лишь бы на ви­ду быть у всех все­гда. Так вот и про­цве­та­ет вся­че­с­кое жу­льё».

 

Кста­ти, на­счёт жу­лья. Ира про­кон­суль­ти­ро­ва­ла, а я-то бы­ло про­гло­тил эпи­зод, ко­то­рый Алей­ни­ков вы­дал под за­на­вес – с при­ез­дом Фел­ли­ни и же­ла­ни­ем его сни­мать Ор­фея (ну, вы по­ня­ли, ко­го) и Гу­ба­но­ва. Итак, 3-й Меж­ду­на­род­ный мос­ков­ский ки­но­фе­с­ти­валь, Фел­ли­ни при­вёз сю­да свои «8 с пол­ти­ной», по­лу­чил Боль­шой приз. Вы мо­же­те про­ве­рить, как я, по­гуг­лить – это ле­то 1964-го го­да. По­се­му вся ис­то­рия о том, как в гос­ти­ни­це «Моск­ва» Фел­ли­ни тре­бу­ет при­ве­с­ти к не­му не­мед­лен­но Гу­ба­но­ва с Алей­ни­ко­вым или уж ко­го-ни­будь из смо­ги­с­тов – вра­ньё. По­сколь­ку до­вед­ший сво­им ма­раз­ма­ти­че­с­ким сти­лем уже и чи­та­те­ля бук­валь­но до ма­раз­ма Алей­ни­ков пи­шет о 1965-м го­де, ле­те по­сле раз­гро­ма СМО­Га, ког­да он пре­тер­пе­вал го­не­ния в экс­пе­ди­ции на Та­ма­ни, а Гу­ба­нов был в пси­хуш­ке. А ка­кие ди­а­ло­ги! Ка­кие вы­со­кие оцен­ки да­ёт имен­но Алей­ни­ко­ву Фел­ли­ни! И всё вра­ньё. Впро­чем, есть од­на воз­мож­ность оп­рав­дать ма­раз­ми­ру­ю­ще­го Ор­фея: эту бай­ку ему рас­ска­зал, су­дя по его мо­но­поль­но­му при­сут­ст­вию в эпи­зо­де, Ни­ко­лай Ми­шин. Кто врёт – Алей­ни­ков или Ми­шин, это уж им са­мим раз­би­рать­ся. Но весь эпи­зод, все ди­а­ло­ги, по­яв­ле­ние от­ку­да-то Со­фи Ло­рен, в пре­ми­ро­ван­ном филь­ме не иг­ра­ю­щей – вра­ньё сто­про­цент­ное. Ну, в точ­но­с­ти как у са­мо­го Фел­ли­ни в «Амар­кор­де» – по­мни­те, бай­ки обо­рван­ца о стра­ст­ных но­чах его в га­ре­ме… Вот та­кая, с поз­во­ле­ния до­ро­гих чи­та­те­лей «ЛР» ска­зать, про­за фи­нан­си­ру­ет­ся од­ним из пу­тин­ских фе­де­раль­ных агентств. И та­ких вот ав­то­ров за­мал­чи­ва­ла «за­губ­лен­ная боль­ше­ви­ка­ми стра­на». Мо­жет, пра­виль­но? Они – дай сло­во, – и не та­кое на­врут. И на­вра­ли! Но это уже о дру­гих.

 

Ни сти­ля, ни рас­кры­тия те­мы, ни ав­тор­ской ин­три­ги-джо­ке­ра, ни да­же по­пыт­ки пе­ре­дать осо­бен­но­с­ти пря­мой ре­чи: все, вклю­чая Эрен­бур­га, буб­нят свои реп­ли­ки с бес­ко­неч­ны­ми ого­вор­ка­ми, пу­та­ясь в за­пя­тых, как в ва­леж­ни­ке, по-алей­ни­ков­ски. За та­кое нам уже в вось­мом клас­се ста­ви­ла двой­ки Зи­на­и­да Ни­ко­ла­ев­на Нов­лян­ская. И пра­виль­но де­ла­ла – кое-че­му на­учи­лись, до лон­г­ли­с­та «Нац­бе­с­та» в том са­мом 2008-м, ког­да и ро­ман-по­эма опуб­ли­ко­ва­на – до­рос­ли про­за­и­че­с­ким де­бю­том, по­эма­ми сто­лич­ны­ми. Хо­тя даль­ше лон­г­ли­с­та ме­ня пу­с­кать с та­кой тя­же­лен­ной кни­гой и длин­но­сло­ви­ем фраз ни­как нель­зя бы­ло – на­пом­ню, всё вы­ше­ска­зан­ное яв­ля­лось и са­мо­кри­ти­кой. Пи­сать на­до не ви­тийств ра­ди, а пе­ре­да­чи ре­аль­но­с­ти для. Да­же но­ва­тор­ст­вуя, вни­ма­ни­ем чи­та­те­ля впо­ру до­ро­жить – вы­ми­ра­ю­щей про­фес­сии мы мо­ги­ка­не ибо.


Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования