Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 28.10.2011

Откуда неверие в свои силы

 Литполитику ка­луж­ских вла­с­тей оп­ре­де­ля­ют хо­ло­пы

 

Мне бы хо­те­лось для на­ча­ла по­де­лить­ся опы­том то­го, как мы фор­ми­ро­ва­ли ред­кол­ле­гию на­ше­го жур­на­ла «Зо­ло­тая Ока», тре­тий но­мер ко­то­ро­го вы­шел этой осе­нью.

Во­об­ще, са­к­ра­мен­таль­ный во­прос: по­че­му в Ка­лу­ге до это­го мно­гие де­ся­ти­ле­тия и сто­ле­тия не вы­хо­ди­ло на­сто­я­ще­го ли­те­ра­тур­но­го жур­на­ла? По­пыт­ки пред­при­ни­ма­лись, но даль­ше од­но­го-двух но­ме­ров ни­че­го не шло.

Де­ло в том, что ка­луж­ские пи­са­те­ли, на­вер­ное, как и в дру­гих ре­ги­о­нах, со­би­ра­ясь вме­с­те, на­чи­на­ют очень рья­но вы­яс­нять, кто из них бо­лее ге­ни­а­лен, а кто ме­нее ге­ни­а­лен. На этом всё и за­кан­чи­ва­ет­ся. По­это­му, что­бы как-то на­ла­дить про­цесс в кон­ст­рук­тив­ном рус­ле, мы при­гла­си­ли в ред­кол­ле­гию по­ми­мо ме­ст­ных ли­те­ра­то­ров и сто­рон­них из­ве­ст­ных пи­са­те­лей (та­ких как Ста­ни­слав Ку­ня­ев, Ва­лен­тин Со­ро­кин), ко­то­рые вы­сту­па­ют «тре­тей­ски­ми су­дь­я­ми» и как-то ус­та­ка­ни­ва­ют все эти про­бле­мы. В со­ста­ве ред­кол­ле­гии у нас есть про­фес­сор А.П. Чер­ни­ков, та­ким об­ра­зом, мы пы­та­ем­ся как-то под­тя­ги­вать к со­труд­ни­че­ст­ву и фи­ло­ло­ги­че­с­кий фа­куль­тет, и в це­лом ка­луж­ский уни­вер­си­тет.

Во­об­ще, я без пре­уве­ли­че­ния  мо­гу ска­зать, что в Ка­лу­ге про­жи­ва­ют пи­са­те­ли ни­чуть не ху­же, чем в дру­гих ре­ги­о­нах, а по мно­гим па­ра­ме­т­рам луч­ше. Де­я­тель­ность на­ше­го фон­да за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы вы­да­ю­щи­е­ся рус­ские пи­са­те­ли, ко­то­рые име­ют не­сча­с­тье жить в Ка­лу­ге, не умер­ли бы в пол­ной без­ве­ст­но­с­ти. По­это­му по­ми­мо вы­пу­с­ка соб­ст­вен­но ли­те­ра­тур­но­го жур­на­ла (это од­на из за­дач, но не сверх­за­да­ча), у нас есть ещё из­да­тель­ст­во «Зо­ло­тая Русь», в ко­то­ром мы в те­че­ние это­го го­да вы­пу­с­ти­ли поч­ти де­сять книг. В том чис­ле мы за­пу­с­ти­ли се­рию «Мо­ло­дые по­эты Рос­сии», из­дав кни­ги че­ты­рёх мо­ло­дых по­этесс. В про­шлом го­ду мы про­во­ди­ли «Шко­лу ли­те­ра­тур­но­го ма­с­тер­ст­ва»: обу­чи­ли и вы­пу­с­ти­ли пят­над­цать мо­ло­дых лю­дей, из ко­то­рых ше­с­те­ро со­хра­ни­ли ин­те­рес к за­ня­тию ли­те­ра­ту­рой, а трое до­шли до соб­ст­вен­ной книж­ки. Ве­дём ли­те­ра­тур­ную сту­дию в биб­ли­о­те­ке, со­труд­ни­ча­ем с ли­те­ра­тур­ным клу­бом «Га­ле­рея», ко­то­рый ве­дёт Мар­га­ри­та Бен­дры­ше­ва, с ря­дом дру­гих ли­те­ра­тур­ных сту­дий. В це­лом ста­ра­ем­ся ве­с­ти по­ли­ти­ку от­кры­тую и объ­е­ди­ни­тель­ную. Не пре­тен­дуя на ка­кую-то ве­ду­щую роль, тем не ме­нее, пы­та­ем­ся ко­ор­ди­ни­ро­вать и объ­е­ди­нять уси­лия всех твор­че­с­ких ли­те­ра­тур­ных сил Ка­лу­ги. На­ша за­да­ча со­брать их, при­дать им но­вое ка­че­ст­вен­ное со­сто­я­ние и вы­ве­с­ти на все­рос­сий­скую ор­би­ту.

Я го­во­рил о том, что ка­луж­ская зем­ля бо­га­та и ще­д­ра та­лан­та­ми. Но ска­зать, что в Ка­лу­ге есть все­ми при­знан­ные на ме­ст­ном уров­не пи­са­те­ли и по­эты, бе­зус­лов­ные ав­то­ри­те­ты в об­ла­с­ти ис­кус­ст­ва сло­ва, по­жа­луй, не­воз­мож­но.

Сам го­род Ка­лу­га уди­ви­те­лен тем, что в нём нет ар­хи­тек­тур­но­го ак­цен­та. Ска­жем, в Ту­ле или в дру­гих го­ро­дах есть Кремль, ка­кие-то ис­то­ри­че­с­кие ме­с­та, во­круг ко­то­рых го­род раз­ви­вал­ся. В Ка­лу­ге та­ко­го еди­но­го ар­хи­тек­тур­но­го цен­т­ра нет. Их, как ми­ни­мум, три. А ге­о­по­ли­ти­ка ут­верж­да­ет, что пси­хо­ло­гия че­ло­ве­ка фор­ми­ру­ет­ся со­глас­но ланд­шаф­ту. По­это­му ланд­шафт Ка­лу­ги, в том чис­ле гра­до­ст­ро­и­тель­ный, фор­ми­ру­ет со­зна­ние ка­лу­жан та­ким об­ра­зом, что у них нет об­ще­при­ня­то­го суж­де­ния о чём-то. Я на­блю­даю здесь на­ли­чие раз­ных груп­по­чек, груп­пи­ро­во­чек.

Од­на­ко ес­ли вы спро­си­те моё лич­ное мне­ние и мне­ние лю­дей, близ­ких мне, кто вхо­дит в ред­кол­ле­гию жур­на­ла или со­труд­ни­ча­ет с жур­на­лом, то, на мой взгляд, Ан­д­рей Убо­гий (млад­ший Убо­гий) яв­ля­ет­ся од­ним из луч­ших про­за­и­ков не толь­ко ка­луж­ских, но и во все­рос­сий­ском мас­шта­бе. Ны­не, к со­жа­ле­нию, ушед­ший Ар­се­ний Да­ни­ло­вич Струк (в вос­кре­се­нье, кста­ти, про­шло со­ро­ка­днев­ное по­ми­на­ние и твор­че­с­кий ве­чер его па­мя­ти), на мой взгляд, был пи­са­тель, про­за­ик и по­эт до­ста­точ­но вы­со­ко­го, се­рь­ёз­но­го уров­ня. Я так­же мог бы на­звать по­ка ещё здрав­ст­ву­ю­ще­го Сер­гея Ва­силь­чи­ко­ва, ко­то­рый не­дав­но от­ме­чал вось­ми­де­ся­ти­пя­ти­ле­тие. Мы ра­бо­та­ем сей­час с его ру­ко­пи­сью о Пуш­ки­не и Во­рон­цо­ве. Юрия Ва­си­ль­е­ви­ча Убо­го­го (стар­ше­го) я так­же вклю­чил бы в свой топ-спи­сок, по­сколь­ку его по­след­ние ра­бо­ты о том же Пуш­ки­не – до­ста­точ­но пред­ста­ви­тель­ны. К со­жа­ле­нию, из тех пи­са­те­лей, кто мо­ло­же пя­ти­де­ся­ти, я по­ка не мо­гу ни­ко­го вы­дви­нуть с уве­рен­но­с­тью. Но ин­те­рес­ные ав­то­ры, бе­зус­лов­но, есть. В про­шлом го­ду свои ра­бо­ты нам при­сла­ла Ле­на Тю­га­е­ва из Ме­ды­ни – это, в об­щем-то, уже го­то­вый, зре­лый пи­са­тель. Юрий Фа­де­ев из Та­ру­сы c его про­сто по­тря­са­ю­щей кни­гой «Рус­ские в Сред­ней Азии и в пост­со­вет­ской Рос­сии», хо­тя это ско­рее эс­се­и­с­ти­ка, чем ху­до­же­ст­вен­ная про­за.

Из по­этов я сме­ло, без дро­жи в го­ло­се на­зо­ву, преж­де все­го, ко­неч­но, Ми­ха­и­ла Бон­да­ре­ва, Юрия Хо­ло­по­ва, Ни­ну Смир­но­ву, Люд­ми­лу Фи­ла­то­ву. Мо­гу сю­да от­не­с­ти Ма­ри­ну Улы­бы­ше­ву, хо­тя по­след­ние го­ды от­ме­чаю оп­ре­де­лён­ный спад в её твор­че­ст­ве. Мож­но, ко­неч­но, ещё на­звать де­ся­ток имён, но мы ведь су­дим преж­де все­го по уча­с­тию в те­ку­щем про­ек­те и про­цес­се, по­то­му что вспо­ми­нать, кто бли­с­тал двад­цать или пят­над­цать лет на­зад, я ду­маю, сей­час уже не ак­ту­аль­но. На­при­мер, ве­ли­ко­леп­но пи­сал Ди­ма Куз­не­цов, мог стать но­вым Гу­ми­лё­вым, но, к со­жа­ле­нию, не стал.

Из сов­сем мо­ло­дых по­этов, с кем мы ра­бо­та­ли, ко­му по­мог­ли из­дать кни­ги, я на­зы­ваю Ле­ну Лап­ши­ну, Вик­то­рию Си­ге­е­ву, На­та­шу Ма­ме­до­ву. Бли­с­та­ет у нас мо­ло­дой по­эт Триш­кин, ко­то­ро­му да­ли цве­та­ев­скую пре­мию. Я счи­таю, что это то­же до­ста­точ­но пер­спек­тив­ный по­эт. Есть ещё ре­бя­та, ко­то­рые хо­дят на сту­дию «Ве­га», не все фа­ми­лии я мо­гу вспом­нить, но по­тен­ци­ал твор­че­с­кий есть.

Я все­гда до­ка­зы­ваю ка­лу­жа­нам од­но: Ка­лу­га ни­чем не ху­же лю­бо­го дру­го­го об­ла­ст­но­го рос­сий­ско­го го­ро­да! Та­лант­ли­вых лю­дей здесь не мень­ше, а мо­жет быть, и боль­ше в пе­ре­счё­те на ду­шу на­се­ле­ния. Про­сто си­ту­а­ция с под­держ­кой ли­те­ра­тур­но­го твор­че­ст­ва (об этом я го­во­рю со­вер­шен­но пря­мо) у нас, на­вер­ное, на­и­худ­шая!

Я в этом го­ду два ме­ся­ца ез­дил по цен­т­раль­ной Рос­сии, бы­вал в дру­гих ре­ги­о­нах. Да, ни­где не ба­лу­ют. Но в Ко­ст­ро­ме гу­бер­на­тор фи­нан­си­ру­ет из­да­ние двух жур­на­лов – ли­те­ра­тур­но­го и кра­е­вед­че­с­ко­го, в Яро­слав­ле ху­до-бед­но ка­кие-то аль­ма­на­хи вы­хо­дят при под­держ­ке ме­ст­ных вла­с­тей, в Ту­ле, Смо­лен­ске… про Бел­го­род я во­об­ще мол­чу, это, мож­но ска­зать, наш ли­те­ра­тур­ный  Клон­дайк.

Ког­да я кри­ти­кую ка­луж­ско­го гу­бер­на­то­ра за то, что у нас та­кая от­вра­ти­тель­ная си­ту­а­ция с ли­те­ра­ту­рой, все эти хо­ло­пы при вла­с­ти на­чи­на­ют мне ко­зу де­лать и про­чее. Я го­во­рю: «От­веть­те на один во­прос: где в Ка­лу­ге мож­но ку­пить кни­гу ка­луж­ско­го пи­са­те­ля? Где?» Мож­но ли счи­тать од­ну ла­воч­ку в Глав­поч­там­те ре­ше­ни­ем про­бле­мы?! Един­ст­вен­ный в Ка­лу­ге книж­ный ма­га­зин, ко­то­рый пред­став­ля­ет ме­ст­ное кни­го­из­да­ние – «Кру­го­зор». Все ос­таль­ные ма­га­зи­ны яв­ля­ют­ся фи­ли­а­ла­ми круп­ных кни­го­тор­го­вых се­тей. Мы об­ха­жи­ва­ем от­вет­ст­вен­ных лю­дей уже вто­рой год, но они не хо­тят ве­рить в то, что кто-то бу­дет по­ку­пать кни­ги ме­ст­ных ав­то­ров.

И здесь я стал­ки­ва­юсь со вто­рой про­бле­мой. У ка­лу­жан очень за­ни­жен­ная са­мо­оцен­ка. Это, увы, так. Я сам ко­рен­ной си­би­ряк, в Ка­лу­ге жи­ву с 2002 го­да и на­блю­даю, что в Ка­лу­ге рас­про­ст­ра­не­но не­ве­рие в свои си­лы, в твор­че­с­кий по­тен­ци­ал, что очень силь­но ней­т­ра­ли­зу­ет то по­ло­жи­тель­ное, что есть. Я по­ни­маю, что меч­та, на­вер­ное, с дет­ст­ва лю­бо­го ка­лу­жа­ни­на – уе­хать в Моск­ву и сде­лать там го­ло­во­кру­жи­тель­ную ка­рь­е­ру, но, как по­ка­зы­ва­ет ис­то­рия, ча­ще все­го «где ро­дил­ся, там и сго­дил­ся».

По­это­му я ут­верж­даю, и го­во­рю это со­вер­шен­но офи­ци­аль­но и от­кры­то, что на са­мом де­ле в Ка­лу­ге на­и­худ­шая в Рос­сии си­ту­а­ция с под­держ­кой ли­те­ра­тур­но­го твор­че­ст­ва. То, что де­ла­ет наш «Ка­луж­ский фонд рус­ской сло­вес­но­с­ти», во­об­ще-то долж­но бы­ло де­лать Ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры. В этой ор­га­ни­за­ции есть та­кой зам­ми­ни­с­т­ра Ва­дим Фё­до­ро­вич Те­рё­хин, ко­то­рый по сов­ме­с­ти­тель­ст­ву ещё и воз­глав­ля­ет ка­луж­скую пи­са­тель­скую ор­га­ни­за­цию. Он ве­дёт по су­ти ан­ти­по­ли­ти­ку в ли­те­ра­ту­ре, то есть его де­я­тель­ность не толь­ко не на­прав­ле­на на под­держ­ку, но во­об­ще раз­ру­ши­тель­на. Пи­са­тель­ская ор­га­ни­за­ция прак­ти­че­с­ки со­шла на нет, ка­ких-то со­зи­да­тель­ных, по­лез­ных ме­ро­при­я­тий про­сто не­ту. В Та­ру­се вы­хо­дит та­кой, с поз­во­ле­ния ска­зать, жур­наль­чик (ес­ли кто-то его дер­жал в ру­ках, пой­мёт, о чём я) «Тра­ек­то­рия твор­че­ст­ва». И в пи­ку нам, что­бы не под­дер­жать наш жур­нал, в ми­ни­с­тер­ст­ве ре­ши­ли дать пол­мил­ли­о­на это­му жур­на­лу.

Но, по­ни­ма­е­те, ес­ли мы ста­вим за­да­чу и да­же ма­лень­кую сверх­за­да­чу – вы­дви­гать, раз­ви­вать, под­дер­жи­вать ка­луж­ских пи­са­те­лей и во­об­ще хо­ро­шую рус­скую ли­те­ра­ту­ру, а не вся­кий пост­мо­дер­низм, то у них ка­кой-ни­будь ам­би­ци­оз­ный по­эт или ам­би­ци­оз­ная по­этес­са со­зда­ёт жур­нал, что­бы про­сто про­дви­гать, пи­а­рить са­мо­го се­бя. И, со­от­вет­ст­вен­но, уро­вень ав­то­ров, ко­то­рые в та­ких жур­на­лах пуб­ли­ку­ют­ся, все­гда бу­дет на по­ря­док ни­же, чем тво­ре­ния са­мо­го это­го ре­дак­то­ра.

У ме­ня, как у глав­но­го ре­дак­то­ра жур­на­ла, нет ве­ли­ких пи­са­тель­ских ам­би­ций. Хо­тя я жур­на­лист с боль­шим ста­жем и на­пи­сал ка­кую-то про­зу и пуб­ли­ко­вал­ся, од­на­ко я по­ни­маю, что в Ка­лу­ге есть лю­ди мно­го­крат­но та­лант­ли­вее, мощ­нее, ин­те­рес­нее как пи­са­те­ли, чем я, и моя про­стая граж­дан­ская за­да­ча – де­лать всё, что­бы их чи­та­ла вся стра­на, а мо­жет быть, да­же и весь мир.


Вадим НАГОВИЦЫН,
г. КАЛУГА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования