Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 28.10.2011

Труднообъяснимое омерзение

Труд­но­объ­яс­ни­мое омер­зе­ние от это­го ро­ма­на. Так бы­ва­ют раз­дра­жа­ю­ще от­вра­ти­тель­ны мя­конь­кие глад­ко­шёр­ст­ные лю­ди, взяв­шие се­бе жиз­нен­ной це­лью из­бег­нуть лю­бых про­блем и на мяг­ко­с­ти сво­ей вы­лез­ти. Ис­ти­ну та­кие лю­диш­ки не ищут, в се­бе не ко­па­ют­ся, че­ло­ве­че­с­ких оши­бок не де­ла­ют. Ус­т­ро­ить­ся – их за­да­ча, и ус­т­ра­и­ва­ют­ся они, улы­ба­ясь.

Не ду­маю, что ав­тор «Степ­ных бо­гов» имен­но та­кой. Ав­тор по-на­сто­я­ще­му и не ин­те­ре­сен. А книж­ка та­кая. Лег­ко­пе­ре­ва­ри­ва­е­мый бел­ле­т­ри­с­ти­че­с­кий слог, без шер­ша­во­с­тей, при­ят­ный во всех от­но­ше­ни­ях. Рус­ский язык в са­мом ли­те­ра­тур­ном смыс­ле. А ведь А.Ге­ла­си­мов си­би­ряк по на­ци­о­наль­но­с­ти. И все шан­сы у не­го, и все ос­но­ва­ния си­бир­скую ли­нию в ли­те­ра­ту­ре ук­реп­лять и раз­ви­вать бы­ли (а ли­ния сия – са­мо­быт­ность, кру­то­нра­вие; не­при­зна­ние ни­ка­ких цен­т­раль­ных-цен­т­ро­вых при­ори­те­тов, ис­хо­дя­щее из осо­зна­ния соб­ст­вен­ной зна­чи­мо­с­ти; кто-то до­ба­вит не­ве­ли­кую об­ра­зо­ван­ность, а я ска­жу – не­за­ви­си­мость ума, вся­кое без­дип­ло­мье ис­ку­па­ю­щую (тут, в об­щем, смайл).

Не стал Ан­д­рюш­ка полз­ти в эту сто­ро­ну. А по­полз в Ев­ро­пу, мед­лен­но, не­о­ри­ги­наль­но. Имен­но это не­то­роп­ли­вое дви­же­ние ав­то­ра и сим­во­ли­зи­ру­ют ха­о­тич­ные пе­ре­ме­ще­ния по сю­же­ту кни­ги двух ос­нов­ных пер­со­на­жей: па­ца­на Петь­ки и япон­ско­го док­то­ра Хи­ро­та­ро, по­пав­ше­го к на­шим в плен (хоть бы Хе­ро­та­ро на­звал, всё бы жи­вее бы­ло). Пре­об­ла­да­ет в кни­ге жизнь па­ца­на, обыч­ная жизнь с оби­да­ми, иг­ра­ми, ра­до­с­тя­ми. Жизнь ил­лю­с­т­ри­ру­ет­ся не­сколь­ки­ми де­сят­ка­ми ми­лых, но со­вер­шен­но стан­дарт­ных сце­нок, буд­то спи­сан­ных из ка­кой-ни­будь биб­ли­о­те­ки при­клю­че­ний. Вот баб­ка го­ня­ет­ся за вну­ком; ко­неч­но же, у вну­ка есть штаб (как без это­го), есть дру­жок-ше­с­тёр­ка, есть злой кон­ку­рент (до­пу­с­тим, гай­да­ров­ская Фи­гу­ра) и т.д. Япо­нец ме­нее по­дро­бен; но рас­тя­ги­вая свой ник­чём­ный рас­ска­зец в ро­ман, Ге­ла­си­мов вты­ка­ет в по­ве­ст­во­ва­ние от­рыв­ки из вос­по­ми­на­ний Хи­ро­та­ро, ко­то­рые тот пи­шет тай­ком не толь­ко от рус­ских, но и от сво­их. Функ­ция этих вос­по­ми­на­ний од­на-един­ст­вен­ная – по­ка­зать, что та­ин­ст­вен­ный плен­ный зна­харь – че­ло­век чи­с­той ду­ши и пре­крас­но впле­та­ет­ся в рай­скую кар­тин­ку, ри­су­е­мую для нас ав­то­ром. В ито­ге име­ем: Петь­ка стра­ниц две­с­ти сло­ня­ет­ся по ро­ма­ну без осо­бо­го смыс­ла, по­пут­но по­па­дая во все­воз­мож­ные пе­ре­дря­ги; и ни­как с ним не пе­ре­се­ка­ясь, ша­рит­ся по за­бай­каль­ским сте­пям Хе­ро­та­ро (да­вай­те всё же эту вер­сию име­ни при­мем. Всё рав­но это имя пе­ре­ве­дён­ное, а в пе­ре­во­де мо­гут быть раз­но­чте­ния). Под са­мый фи­нал аб­со­лют­но бре­до­во и ни­как эмо­ци­о­наль­но не свя­зы­ва­ясь, ге­рои тво­рят аб­сур­дист­ский бес­смыс­лен­ный ри­ту­ал во спа­се­ние уми­ра­ю­ще­го ре­бён­ка, жерт­вы степ­ных бо­гов (у по­сёл­ка ме­с­то­рож­де­ние ура­но­вых руд). И тут в Япо­нии гро­ха­ет атом­ная бом­ба.

Ав­тор­ские мыс­ли сле­ду­ю­щие: ан­ти­во­ен­ная – без­за­щит­ность лю­дей пред со­вре­мен­ным ору­жи­ем (лишь бу­рят­ско-ки­тай­ские при­чин­да­лы слу­жат но­ми­наль­ной за­щи­той, в ко­то­рую тём­ные рус­ские ве­рят, а об­ра­зо­ван­ный япо­нец, ко­неч­но же, нет). Ко­с­мо­по­ли­тич­ная – Петь­ка и Хе­ро­та­ро близ­не­цы-бра­тья, или, ско­рее, отец и сын, не­смо­т­ря на раз­ни­цу куль­тур и вос­пи­та­ний: оба до­б­рые, от­зыв­чи­вые, с иде­а­ла­ми. Оба стра­да­ют от ок­ру­жа­ю­щих. В стра­да­нии и тер­пе­нии нуж­да­ю­щих­ся стёр­ты гра­ни­цы язы­ков и на­ро­дов. Хо­ро­шие мыс­ли, до­б­рые, но слиш­ком оче­вид­ные, на­ро­чи­тые, не пе­ре­жи­тые ав­то­ром лич­но. Пред­по­ло­жу – Ге­ла­си­мо­ву по­зво­ни­ли из Ир­кут­ско­го дет­ско­го са­ди­ка и по­про­си­ли за уме­рен­ный го­но­рар со­чи­нить до­б­рую сказ­ку в под­го­то­ви­тель­ную груп­пу на ис­то­ри­че­с­кую те­му. Ро­ман «Степ­ные бо­ги» по­явил­ся имен­но так.

Ис­то­ри­че­с­кая мысль (а ро­ман в не­ко­то­рых ан­но­та­ци­ях имен­но к ис­то­ри­че­с­ким при­чис­ля­ет­ся) на­и­ме­нее удач­на. Сол­да­ты на­ши – улыб­чи­вые до­б­ря­ки, с по­нят­ны­ми сла­бо­с­тя­ми к вы­пив­ке и жен­ско­му по­лу. Япо­нец раз­гу­ли­ва­ет прак­ти­че­с­ки где угод­но, а при­тес­не­ния тер­пит в ос­нов­ном от сво­их. Са­мый круп­ный кри­ми­нал в ис­пол­не­нии со­вет­ских – по­пыт­ка вы­чер­пать спирт из ци­с­тер­ны, и то про­ва­ли­лась. Ни же­с­то­ко­с­ти – обыч­ной че­ло­ве­че­с­кой – она все­гда есть, ни иде­о­ло­гич­но­с­ти, ни зри­мых ре­а­лий со­вет­ско­го ла­ге­ря, ни­че­го жиз­нен­но­го. Су­саль­но-са­хар­ная кар­тин­ка, ко­то­рая и де­ла­ет ро­ман мёрт­вым.

Вспо­ми­на­ют­ся чи­та­нные с де­ся­ток лет на­зад вос­по­ми­на­ния Юкио Еси­да о си­бир­ском пле­ну. Текст до­ку­мен­таль­ный и не очень гиб­кий, но на ве­сах че­ло­ве­че­с­кой зна­чи­мо­с­ти пе­ре­тя­ги­ва­ю­щий «Бо­гов» на раз. По­то­му что не при­спо­соб­лен­че­ст­во к сыт­ным сто­лам мос­ков­ских из­да­тельств, а прав­да.

В пер­вой тре­ти кни­ги к ав­то­ру при­це­пи­лось сло­во «фиг» в раз­ных ва­ри­а­ци­ях (в ос­нов­ном «на­фиг»). Сло­во древ­нее, но со­мне­ние у ме­ня есть в том, что так уж ча­с­то оно упо­треб­ля­лось в по­сле­во­ен­ное вре­мя, да ещё в фор­ме «на­фиг».


 Ан­д­рей Ге­ла­си­мов. Степ­ные бо­ги. – М.: Экс­мо, 2010.



Антон НЕЧАЕВ,
г. КРАСНОЯРСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования