Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44-45. 04.11.2011

Сергей Довлатов: а ну-ка по-блатному...

«Бы­ва­ют та­кие мо­мен­ты в жиз­ни лю­бо­го об­ще­ст­ва, ког­да на­ко­пив­ши­е­ся про­ти­во­ре­чия, скры­тые кон­флик­ты, вли­я­ния раз­ных под­час ан­та­го­ни­с­ти­че­с­ких сил не­о­жи­дан­но про­яв­ля­ют­ся в рез­кой по­ля­ри­за­ции от­но­ше­ний к ка­ко­му-ни­будь, на пер­вый взгляд, не та­ко­му уж и зна­чи­тель­но­му яв­ле­нию, лич­но­с­ти, ис­то­ри­че­с­ко­му со­бы­тию. Оно, та­ким об­ра­зом, вы­сту­па­ет как не­кая лак­му­со­вая бу­маж­ка, по­мо­гая оп­ре­де­лить ме­ха­ни­ку за­ку­лис­ных пру­жин, ко­то­рые на­прав­ля­ют дей­ст­вия ге­ро­ев ра­зы­г­ры­ва­ю­ще­го­ся на на­ших гла­за­ми спек­так­ля, уча­ст­ни­ка­ми ко­то­ро­го яв­ля­ем­ся и мы са­ми.

Рис. А. Курбатова
Рис. А. Курбатова

Так бы­ло бо­лее ста лет на­зад во Фран­ции во вре­мя из­ве­ст­но­го «де­ла Дрей­фу­са», так бы­ло и у нас во вре­мя по­яв­ле­ния зна­ме­ни­то­го сбор­ни­ка «Ве­хи». Ду­маю, что та­кое же яв­ле­ние про­ис­хо­дит и сей­час. Мо­жет, не столь гром­кое в по­ли­ти­че­с­ком от­но­ше­нии, но ни­чуть не ме­нее зна­чи­тель­ное по сво­е­му пси­хо­ло­ги­че­с­ко­му ре­зо­нан­су. Я имею в ви­ду не­о­жи­дан­ный эф­фект яв­ле­ния в Рос­сии твор­че­ст­ва Сер­гея До­вла­то­ва че­рез мно­го лет по­сле его смер­ти. На про­тя­же­нии всех 1990-х – 2000-х го­дов од­но за дру­гим из­да­ют­ся и мно­го­крат­но пе­ре­из­да­ют­ся его со­чи­не­ния, бес­пре­рыв­но вы­хо­дят мно­го­чис­лен­ные ста­тьи-вос­по­ми­на­ния (В.По­пов. Сер­гей До­вла­тов. «ЖЗЛ»). Пуб­ли­ку­ют­ся ар­хив­ные ма­те­ри­а­лы. До­вла­тов – пред­мет по­сто­ян­ных спо­ров, ор­га­ни­зо­ван­ных дис­кус­сий, сты­чек мне­ний в чи­та­тель­ских и в иных кру­гах.

Но по­че­му имен­но До­вла­тов? Не «на­бо­ко­вец» Са­ша Со­ко­лов со сво­ей «Па­ли­сан­д­ри­ей», не «со­вет­ский Га­шек» Вой­но­вич (а ведь его тол­ка­ли изо всех сил на роль не­ко­е­го «ду­хов­но­го вож­дя»); не по­ст­ра­дав­ший боль­ше всех А.Си­няв­ский... Спи­сок мож­но про­дол­жать и да­лее, но да­же от­да­лён­но­го срав­не­ния с по­пу­ляр­но­с­тью До­вла­то­ва ни­кто из этих пер­со­на­жей не вы­дер­жит. Как го­ва­ри­вал наш по­кой­ный са­ти­рик эпо­хи за­стоя: «Рек­бус! Крок­с­ворд! Б-а-льшая пром­б­ле­ма!»

О До­вла­то­ве по­яви­лась лет де­сять на­зад боль­шая мо­но­гра­фия (ещё до вы­хо­да вос­по­ми­на­ний В.По­по­ва) ака­де­ми­че­с­ко­го свой­ст­ва, при­над­ле­жа­щая пе­ру санкт-пе­тер­бург­ско­го про­фес­со­ра И.Су­хих, по объ­ё­му поч­ти не ус­ту­па­ю­щая со­во­куп­но­с­ти всех ос­нов­ных про­из­ве­де­ний глав­но­го ге­роя это­го тру­да, а, на­при­мер, вос­по­ми­на­ния о До­вла­то­ве пи­са­те­ля И.Са­би­ло пе­ре­из­да­ва­лись по мень­шей ме­ре триж­ды – и на пол­ках книж­ных ма­га­зи­нов не за­лё­жи­ва­лись!

В пре­дис­ло­вии к мо­но­гра­фии И.Су­хих санкт-пе­тер­бург­ский кри­тик А.Арь­ев пи­шет: «Ав­тор (т.е. До­вла­тов. – Г.М.), со­чув­ст­ву­ю­щий лю­дям в их сла­бо­с­тях, а не би­чу­ю­щий их, са­мо зва­ние «пи­са­те­ля» низ­вед­ший до при­ват­ной ка­те­го­рии «рас­сказ­чи­ка», уло­вил ду­шу и им­пульс со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва, жи­во­го ча­ст­ны­ми ин­те­ре­са­ми впол­не лиш­них лю­дей». Да и сам И.Су­хих рас­ска­зы­ва­ет по­хо­жую бай­ку: буд­то не­кий сту­дент об­ра­тил­ся к не­му с та­ким за­яв­ле­ни­ем: «Зна­е­те, за что я люб­лю До­вла­то­ва? Он та­кой же раз­дол­бай, как и я». При этом ав­тор ис­сле­до­ва­ния, не ре­ша­ясь, ви­ди­мо, при­бег­нуть к «не­нор­ма­тив­ной лек­си­ке», стыд­ли­во по­яс­ня­ет, что, де­с­кать, «клю­че­вое сло­во бы­ло дру­гим, но с ак­цен­том оно вы­гля­де­ло не гру­бо, а ми­ло». Ин­те­рес­ные раз­го­во­ры ве­дут­ся те­перь на фил­фа­ке меж­ду сту­ден­та­ми и про­фес­со­ра­ми!

Са­мое лю­бо­пыт­ное, что и В.Бон­да­рен­ко, при­дер­жи­ва­ю­щий­ся по срав­не­нию с эти­ми ав­то­ра­ми ди­а­ме­т­раль­но про­ти­во­по­лож­ных взгля­дов, при­хо­дит к схо­жим вы­во­дам, го­во­ря о До­вла­то­ве: «В сущ­но­с­ти он и по­бе­дил как пи­са­тель пле­бе­ев. Он не­о­жи­дан­но для се­бя, уже по­сле сво­ей смер­ти стал по­пу­ля­рен. Ни нра­во­уче­ний, ни по­уче­ний, ни ум­ных слов, ни ус­лож­нён­ной сти­ли­с­ти­ки. Он бро­сил своё пле­бей­ст­во в мас­сы, и мас­сы се­го­дня его уже поч­ти по­лю­би­ли, а ин­тел­ли­ген­ты, как все­гда, все­му на­шли своё ум­ное объ­яс­не­ние» (из ста­тьи «Пле­бей­ская про­за Сер­гея До­вла­то­ва»). Так что же, мо­жет быть, де­мо­кра­тич­ный и пле­бей­ский До­вла­тов при­шёл­ся как раз впо­ру для на­шей эпо­хи? Эх, ка­бы так...

 

Вот два эпи­зо­да, рас­ска­зан­ных в вос­по­ми­на­ни­ях И.Са­би­ло. На од­ной из ве­че­ри­нок кто-то из хва­ст­ли­вых гос­тей, под­вы­пив, «дол­го и со сма­ком рас­ска­зы­вал о том, как его при­гла­си­ли в ка­кое-то кон­суль­ст­во, и как он там объ­е­дал­ся то ли крас­ной ры­бой, то ли чёр­ной ик­рой. А уж пил-то, пил!

До­вла­тов с ехид­ст­вом и во весь го­лос:

– При­зна­ние ни­что­же­ст­ва!»

В дру­гой раз в той же ком­па­нии по­явил­ся не­кий гость, ко­то­рый вёл се­бя – го­во­ря се­го­дняш­ним язы­ком – ав­то­ри­тар­но, всех одёр­ги­вал, по­прав­лял, да­вал «цен­ные ука­за­ния», а ког­да это ста­ло вы­зы­вать воз­му­ще­ние при­сут­ст­ву­ю­щих, при­пуг­нул, что ему «до­ста­точ­но паль­цем по­ше­ве­лить, и все мы ока­жем­ся в са­мых стес­ни­тель­ных об­сто­я­тель­ст­вах», по­сколь­ку он «ре­дак­тор га­зе­ты. Той са­мой, что в Боль­шом До­ме». До­вла­тов рез­ко одёр­нул это­го «ре­дак­то­ра», да так, что он «вдруг под­нял­ся и, не го­во­ря ни сло­ва, по­ки­нул дом.

– Гос­по­ди, Вань­ка, Се­рёж­ка, что те­перь бу­дет?! – не пре­одо­лев не­о­жи­дан­но­го ис­пу­га, спро­си­ла По­та­по­ва (хо­зяй­ка квар­ти­ры. – Г.М.).

– Ни­че­го не бу­дет, – ска­зал Сер­гей. – Ес­ли он в сво­ём Боль­шом До­ме ляп­нет, что его вы­ста­ви­ли из ком­па­нии, его вы­ста­вят и от­ту­да».

Мы ви­дим, что До­вла­тов во­все не де­мо­кра­ти­че­с­кий Ива­нуш­ка-ду­ра­чок вро­де Чон­ки­на у Вой­но­ви­ча. Это тон­кий и точ­ный пси­хо­лог, яс­но со­зна­ю­щий свою си­лу и пре­вос­ход­ст­во и уме­ю­щий быть, ког­да на­до, бы­с­т­рым и бес­по­щад­ным. Пле­бей­ским пья­ным до­б­ро­душ­ным ами­ко­шон­ст­вом здесь и не пах­нет. Пе­ред на­ми во­все не вы­пи­во­ха-«раз­дол­бай», а жё­ст­кий, хо­лод­но-ци­нич­ный че­ло­век. Та­ки­ми уме­ют и долж­ны быть па­ха­ны-уго­лов­ни­ки. Для До­вла­то­ва это во­все не слу­чай­ность, а стиль, как по­ве­де­ния, так и твор­че­ст­ва. Ещё не­сколь­ко при­ме­ров.

«Я лет с две­над­ца­ти ощу­щал, что ме­ня не­удер­жи­мо вле­чёт к по­дон­кам», – при­зна­вал­ся До­вла­тов. Опыт служ­бы ох­ран­ни­ком-«вер­ту­ха­ем» в зо­не по­ка­зал, что та­кое при­зна­ние да­ле­ко не слу­чай­но, так как, по глу­бо­ко­му убеж­де­нию До­вла­то­ва, меж­ду ох­ран­ни­ка­ми и за­клю­чён­ны­ми на­ли­цо «по­до­зри­тель­ное сход­ст­во». Бо­лее то­го, они вы­гля­дят не бо­лее чем раз­ны­ми сто­ро­на­ми од­ной ме­да­ли.

Мысль эта не но­вая, не «до­вла­тов­ская». За­клю­чён­ные и ох­ран­ни­ки па­ра­док­саль­но свя­за­ны друг с дру­гом, лег­ко вза­и­мо­за­ме­ня­е­мы. (Об этом поз­же пи­сал и Э.Ли­мо­нов.) Ре­шёт­ка и ко­лю­чая про­во­ло­ка не толь­ко раз­де­ля­ют их, но и не ме­нее об­ре­чён­но свя­зы­ва­ют во­еди­но, в слож­ный и уме­ло по­ст­ро­ен­ный ла­гер­но-уго­лов­ный мир со сво­и­ми пи­са­ны­ми и не­пи­са­ны­ми за­ко­на­ми и нор­ма­ми. Мир, ко­то­рый стал для До­вла­то­ва сво­им. На­столь­ко сво­им, что его по­след­ний при­жиз­нен­ный рас­сказ – о не­о­жи­дан­ной встре­че в Аме­ри­ке со зна­ко­мым ему по «зо­не» уго­лов­ни­ком Стра­ху­и­лом, в ко­то­ром До­вла­тов при­зна­ёт един­ст­вен­но род­но­го и близ­ко­го се­бе че­ло­ве­ка. Ко­неч­но, ед­ва ли это «до­ку­мен­таль­ная» встре­ча. Та­кой сю­жет уже был обы­г­ран в его по­ве­с­ти «Зо­на», а ми­с­ти­фи­ци­ро­вать до­вер­чи­во­го чи­та­те­ля для До­вла­то­ва – нор­ма жиз­ни, но ха­рак­тер­на са­ма ло­ги­ка мыс­ли, при­вед­шая пи­са­те­ля к та­ко­му фи­на­лу.

Ла­гер­ная ох­ра­на не­из­беж­но ока­зы­ва­ет­ся свя­зан­ной с па­ха­на­ми уго­лов­но­го ми­ра, ко­то­рые за раз­но­го ро­да по­блаж­ки по­мо­га­ют на­во­дить дис­цип­ли­ну сре­ди «фра­е­ров». Вот что пи­сал по это­му по­во­ду В.Ша­ла­мов, для ко­то­ро­го «зо­на» бы­ла не эпи­зо­дом, а ог­ром­ным кро­ва­вым ку­с­ком соб­ст­вен­ной жиз­ни и судь­бы: «Кон­во­и­ры во­ди­ли пар­тию (в ко­то­рой все­гда бы­ли сме­ша­ны «по­ли­ти­ки» с во­ра­ми) на ра­бо­ту и сда­ва­ли эту ра­бо­ту на от­куп во­рам. Во­ры охот­но ра­зы­г­ры­ва­ли роль до­б­ро­воль­ных бри­га­ди­ров. Они из­би­ва­ли за­клю­чён­ных (с бла­го­сло­ве­ния и при под­держ­ке кон­воя) (т.е. До­вла­то­ва как слу­жа­ще­го во вну­т­рен­них вой­сках. – Г.М.), за­став­ляя по­лу­жи­вых от го­ло­да ста­ри­ков вы­пол­нять тя­жё­лую ра­бо­ту в зо­ло­тых за­бо­ях, пал­ка­ми вы­би­вая из них «план», в ко­то­рый вклю­ча­лась и та часть за­да­ния, ко­то­рая па­да­ла на са­мих во­ров». Во вре­ме­на «спец­служ­бы» До­вла­то­ва в кон­вое си­ту­а­ция ед­ва ли силь­но из­ме­ни­лась, как это яв­ст­ву­ет из его по­ве­с­ти «Зо­на».

Суть де­ла в том, что блат­ной мир уп­рав­ля­ет­ся во­все не по­ста­нов­ле­ни­я­ми из Моск­вы и не ре­ше­ни­я­ми на­чаль­ни­ков тю­рем и ко­ло­ний, а по­том­ст­вен­ны­ми и свя­то блю­ду­щи­ми свои при­ви­ле­гии и обы­чаи «во­ра­ми в за­ко­не». «По­том­ст­вен­ные во­ры и со­став­ля­ют пра­вя­щее яд­ро уго­лов­но­го ми­ра», – кон­ста­ти­ру­ет В.Ша­ла­мов. А что ка­са­ет­ся «фра­е­ров», то «фра­ер и со­здан для то­го, что­бы его об­ма­ны­ва­ли...» (из рас­ска­за В.Ша­ла­мо­ва «Жуль­ни­че­с­кая кровь»). Тя­го­те­ние До­вла­то­ва к «ро­зы­г­ры­шам», «об­ма­нам», «ми­с­ти­фи­ка­ци­ям» в от­но­ше­нии чи­та­те­лей – од­на из гра­ней его от­но­ше­ния к нам, так ска­зать, «фра­е­рам» от ли­те­ра­ту­ры и чи­та­тель­ской пуб­ли­ки. Здесь нет до­б­ро­душ­ной ус­меш­ки, а есть жё­ст­кое и ци­нич­ное вы­ко­ла­чи­ва­ние де­нег, пре­сти­жа, ус­пе­ха у жен­щин, вод­ки, по­пу­ляр­но­с­ти и др.

«Не­ли­це­мер­ная, ни­чем не за­щи­щён­ная от­кры­тость дур­ных во­ле­изъ­яв­ле­ний пред­став­ля­лась ему га­ран­ти­ей че­ст­но­с­ти», – пи­шет о «твор­че­с­ком ме­то­де» До­вла­то­ва А.Арь­ев. А вот что пи­шет о том же «твор­че­с­ком ме­то­де» (хо­тя и в бо­лее ши­ро­ком смыс­ле) В.Ша­ла­мов: «Ла­герь де­ла­ет ин­тел­ли­ген­тов «про­по­вед­ни­ка­ми прин­ци­пи­аль­ной бес­прин­цип­но­с­ти, и их ог­ром­ная куль­ту­ра зна­ния по­слу­жи­ла им пред­ме­том для до­маш­них ум­ст­вен­ных раз­вле­че­ний, для гим­на­с­ти­ки ума».

Имен­но в зо­нах со­зда­ёт­ся осо­бый слой «ро­ма­ни­с­тов», т.е. тех, кто «ти­с­ка­ет рома­ны» – все­воз­мож­ные по­лу­анек­до­ти­че­с­кие, по­лу­уго­лов­ные ис­то­рии для ску­ча­ю­щих урок. «Ро­ма­нист», т.е. рас­сказ­чик, ко­неч­но, не обя­за­тель­но дол­жен быть из блат­ных. На­обо­рот, «ро­ма­нист-фра­ер» це­нит­ся не мень­ше, а боль­ше, ибо то, что рас­ска­зы­ва­ют, мо­гут рас­ска­зать бла­та­ри, ог­ра­ни­чен­но – не­сколь­ко по­пу­ляр­ных сю­же­тов – и всё. Все­гда мо­жет слу­чить­ся, что у но­вич­ка-чу­жа­ка в па­мя­ти есть ка­кая-ни­будь ин­те­рес­ная ис­то­рия. Су­ме­ет он рас­ска­зать эту ис­то­рию – бу­дет на­граж­дён сни­с­хо­ди­тель­ным вни­ма­ни­ем ур­ка­чей». Бо­лее то­го, сре­ди та­ких «ро­ма­ни­с­тов» «есть быв­шие ли­те­ра­то­ры, гор­дя­щи­е­ся вер­но­с­тью сво­ей ос­нов­ной про­фес­сии, про­яв­ля­е­мой в столь уди­ви­тель­ных об­сто­я­тель­ст­вах». Ос­но­вой для «рома­нов» мо­жет быть лю­бой анек­дот, чьё-то вос­по­ми­на­ние, факт из бы­та – всё это так или ина­че обы­г­ры­ва­ет­ся и по­да­ёт­ся «пуб­ли­ке» – а в на­гра­ду лиш­няя ми­с­ка су­па или ку­сок хле­ба.

В сво­их вос­по­ми­на­ни­ях И.Са­би­ло мно­го раз рас­ска­зы­ва­ет о бес­пре­дель­ном ци­низ­ме До­вла­то­ва, го­то­во­го пи­сать что угод­но: пись­ма тру­дя­щих­ся пра­ви­тель­ст­ву, по­учи­тель­ные ста­тей­ки о вре­де пьян­ст­ва, о нор­мах со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кой мо­ра­ли, пе­ре­де­лы­вать без­дар­ные опу­сы на­чаль­ст­ва и т.п. А ведь всё это для До­вла­то­ва – оче­ред­ные «рома­ны», ко­то­рые он «ти­с­ка­ет» с бес­ко­неч­ным пре­зре­ни­ем бы­ва­ло­го бла­та­ря (не за­бу­дем его мысль о тож­де­ст­ве ох­ра­ны и зэ­ков!) к мел­ким фра­е­рам. От­сю­да и при­ст­ра­с­тие к ба­наль­ным сю­же­там, мно­го­чис­лен­ные са­мо­по­вто­ры, ци­нич­ные от­кро­ве­ния и анек­до­ты, со­чи­нён­ные о раз­ных ре­аль­ных лю­дях, ста­но­вя­щих­ся пер­со­на­жа­ми глум­ли­вых «ме­му­а­ров» До­вла­то­ва. По­ш­лость как прин­цип. «Ла­герь пред­став­ля­ет со­бой до­воль­но точ­ную мо­дель го­су­дар­ст­ва. При­чём имен­но Со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва», – пи­шет До­вла­тов («Зо­на»).

Но вот в 1978 го­ду он ока­зал­ся на За­па­де. И от­кли­ка­ет­ся на это обыч­ной сво­ей ёр­ни­че­с­кой по­ве­с­тью «Фи­ли­ал». Фи­ли­а­лом наш «ро­ма­нист» на­зы­ва­ет сре­ду рус­ско-ев­рей­ской эми­г­ра­ции. Спра­ши­ва­ет­ся, фи­ли­а­лом че­го? Ав­тор от­ве­ча­ет: со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва и со­вет­ской пси­хо­ло­гии (сле­ду­ет ряд анек­до­тов, обос­но­вы­вав­ших эту идею). Но ведь со­вет­ский ре­жим – это «зо­на». Вы­вод по­лу­ча­ет­ся не­о­жи­дан­ным – зна­чит, тре­тья вол­на эми­г­ра­ции – это фи­ли­ал уго­лов­но-блат­но­го ми­ра, вре­мен­но пре­бы­ва­ю­щий за гра­ни­цей, в ми­ре до­б­рот­ных ве­щей, ухо­жен­ных га­зо­нов, улыб­чи­во-де­ло­вых от­но­ше­ний...

Зна­чит, со­вер­шил­ся «вы­брос» бла­та­рей из со­вет­ской сре­ды, сво­е­го ро­да «де­сант» уго­лов­но­го ми­ра в не­о­сво­ен­ные ре­ги­о­ны. Та­ко­го вы­во­да До­вла­тов не де­ла­ет, но он на­пра­ши­ва­ет­ся со всей оче­вид­но­с­тью. Не слу­чай­но на За­па­де се­го­дня с тре­во­гой го­во­рят о не­из­ве­ст­но от­ку­да взяв­шей­ся «рус­ской ма­фии». А взя­лась она из «зон» и «фи­ли­а­лов» этих зон – и не та­кая уж она «рус­ская», а про­сто-на­про­с­то уго­лов­ная. Лишь слег­ка ма­с­ки­ру­ю­ща­я­ся фи­го­вым ли­ст­ком «дис­си­дент­ст­ва», «идей­ной борь­бы», «по­ли­ти­че­с­ко­го убе­жи­ща», а в дей­ст­ви­тель­но­с­ти стре­мя­ща­я­ся по­лов­чее «нае...ть» ме­ст­ных аме­ри­кан­ских фра­е­ров. И один из та­ких при­блат­нён­ных «ро­ма­ни­с­тов»-ур­ка­га­нов-«де­сант­ни­ков» – наш со­вет­ско-не­со­вет­ский пи­са­тель С.До­вла­тов, боль­шой зна­ток и це­ни­тель блат­ных за­ко­нов и их про­па­ган­дист в за­гра­нич­ных фи­ли­а­лах. Но «про­па­ган­дист», ко­неч­но, не в том смыс­ле, что он за­слан ка­ки­ми-то «тём­ны­ми си­ла­ми» как не­кий ки­борг в до­б­ро­душ­ный мир об­ще­ст­ва мас­со­во­го по­треб­ле­ния. Фра­ер­скую суть это­го об­ще­ст­ва ду­ра­ков (хо­тя и прак­тич­ных) До­вла­тов рас­ку­сил мгно­вен­но и уме­ло вос­поль­зо­вал­ся этим по­ни­ма­ни­ем. Про­па­ган­дист – в си­лу сво­ей соб­ст­вен­ной сущ­но­с­ти «ро­ма­ни­с­та», упо­ён­но­го соб­ст­вен­ным «трё­пом» в си­лу то­го, что он сам боль­шой ма­с­тер «сред­ней ру­ки».

По­сле ухо­да из га­зе­ты «но­вый аме­ри­ка­нец» в США, пи­шет До­вла­тов, «я – бла­го­ра­зум­ный и не­тре­бо­ва­тель­ный ли­те­ра­тор сред­ней ру­ки («Сред­няя ру­ка» – под­хо­дя­щее на­зва­ние для муж­ско­го клу­ба...)». Та­ким зна­то­ком «сред­ней ру­ки» он – по­сле фи­зи­че­с­кой смер­ти – при­шёл и на наш книж­ный ры­нок, в на­ше при­блат­нён­ное об­ще­ст­во, сме­ло иду­щее «кур­сом ре­форм»...


Геннадий МУРИКОВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования