Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44-45. 04.11.2011

Не тот материал

Георгия Куницына ещё при Хрущёве стали готовить к роли партийного начальника в литературе. По замыслу секретарей ЦК КПСС Петра Демичева и Александра Шелепина, он должен был вскоре после «дворцового» переворота 1964 года возглавить на Старой площади отдел культуры. Но человек не захотел быть винтиком системы. У него оказался характер. И за это ему при Брежневе выписали «волчий» билет. Как заметил историк советской литературы Алексей Кондратович, партийного руководителя литературой из Куницына не получилось: «не тот материал».

 

Георгий КУНИЦЫН
Георгий КУНИЦЫН

Георгий Ива­но­вич Ку­ни­цын ро­дил­ся 22 ап­ре­ля 1922 го­да в Ир­кут­ской об­ла­с­ти в де­рев­не Ку­ни­цы­но Ка­чуг­ско­го рай­о­на. Его отец был охот­ни­ком. Сам он на хлеб стал за­ра­ба­ты­вать чуть ли не с ма­ло­лет­ст­ва. Так, в две­над­цать лет Ку­ни­цын всё ле­то про­вёл на под­соб­ных ра­бо­тах в од­ной из пар­тий, ко­то­рая за­ни­ма­лась изы­с­ка­ни­ем же­лез­но­до­рож­но­го пу­ти Тай­шет–Ле­на. По­том он пла­вал ма­т­ро­сом по Ле­не, Ви­люю и Ал­да­ну.

В 1938 го­ду Ку­ни­цын всту­пил в ком­со­мол и стал пре­по­да­вать ис­то­рию в шко­ле ра­бо­чей мо­ло­дё­жи в ма­лень­ком си­бир­ском го­род­ке Ки­рен­ске. Ког­да на­ча­лась вой­на, его при­зва­ли в ар­мию и от­пра­ви­ли в Чер­ни­гов­ское во­ен­но-ин­же­нер­ное учи­ли­ще. Поз­же в дни 40-ле­тия По­бе­ды он сту­ден­там ин­сти­ту­та им. Гне­си­ных рас­ска­зы­вал: «Мне по­вез­ло. Я по­пал на фронт толь­ко в 1942 го­ду под Ста­лин­град в зва­нии лей­те­нан­та, ко­ман­ди­ра са­пёр­но­го взво­да ми­нё­ров-под­рыв­ни­ков. Вы­са­ди­лись мы в де­вя­но­с­та ки­ло­ме­т­рах от шта­ба фрон­та Ро­кос­сов­ско­го, в Ка­мы­ши­не, и трое су­ток до­би­ра­лись до фрон­та толь­ко но­ча­ми. Ста­лин­град­ская степь, как гла­диль­ная до­с­ка, ров­ная, гла­зу за­це­пить­ся не за что, и не­мец­кие са­мо­лё­ты го­ня­лись днём по этой сте­пи за каж­дым от­дель­ным че­ло­ве­ком. Го­ня­лись и ду­ма­ли, что у нас сов­сем не хва­та­ет войск. На­ши са­мо­лё­ты не под­ни­ма­лись с ни­ми в бой. А но­чью… Как толь­ко тем­не­ло, так не­из­ве­ст­но от­ку­да бра­лись вой­ска. Сплош­ные по­то­ки на­ших войск, тан­ки, ар­тил­ле­рия стя­ги­ва­лись к Ста­лин­гра­ду в ти­ши­не <…> Ме­ня сна­ча­ла на­пра­ви­ли ко­ман­ди­ром взво­да на Дон. Наш ба­та­ль­он мин­но-под­рыв­ной, 126-й, стро­ил там мост. Мо­же­те ли вы пред­ста­вить, ка­кой бес­смыс­ли­цей нам это ка­за­лось? Стро­ить мост на гла­зах у нем­цев, что мы де­ла­ли день и ночь. День и ночь! За­би­ва­ем но­чью сваи, а как толь­ко рас­свет – не­мец­кие са­мо­лё­ты их все в ще­пу! Лю­ди гиб­нут, и всё плы­вёт по ре­ке раз­би­тое. И сно­ва бьём в этом же ме­с­те. Ес­те­ст­вен­но, воз­ни­ка­ет во­прос: за­чем это?! И толь­ко по­том, ког­да на­ча­лось на­ступ­ле­ние, я уз­нал, за­чем. Это бы­ла лож­ная пе­ре­пра­ва».

Под Ста­лин­гра­дом Ку­ни­цын по­лу­чил своё пер­вое ра­не­ние. По­том не­мец­кие пу­ли до­ста­ли его на Кур­ской ду­ге. Дваж­ды ему не по­вез­ло и на Кар­па­тах. По­след­нее тя­жё­лое ра­не­ние он по­лу­чил 30 сен­тя­б­ря 1944 го­да в Че­хии в бо­ях на Дук­лин­ском пе­ре­ва­ле.

По­сле вой­ны Ку­ни­цын окон­чил сра­зу два фа­куль­те­та – ис­то­ри­че­с­кий и фи­ло­ло­ги­че­с­кий Там­бов­ско­го пе­дин­сти­ту­та, но в шко­лу уже не вер­нул­ся, за­няв­шись пар­тий­ной ра­бо­той. В 1954 го­ду его на­зна­чи­ли за­вот­де­лом про­па­ган­ды Там­бов­ско­го об­ко­ма КПСС. Спу­с­тя три го­да он в ка­че­ст­ве по­ощ­ре­ния был на­прав­лен на учё­бу в Ака­де­мию об­ще­ст­вен­ных на­ук при ЦК КПСС.

В 1961 го­ду Ле­о­нид Иль­и­чёв при­гла­сил вы­пу­ск­ни­ка Ака­де­мии, толь­ко что за­щи­тив­ше­го кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию «Ле­нин о клас­со­во­с­ти и пар­тий­но­с­ти ли­те­ра­ту­ры», ин­ст­рук­то­ром в от­дел про­па­ган­ды и аги­та­ции ЦК КПСС по со­юз­ным ре­с­пуб­ли­кам. Ку­ни­цын по­ка­зал се­бя очень ра­бо­то­спо­соб­ным, а глав­ное – очень дель­ным со­труд­ни­ком. Не слу­чай­но уже че­рез год он по­шёл на по­вы­ше­ние, став за­ве­ду­ю­щим сек­то­ром ки­не­ма­то­гра­фии иде­о­ло­ги­че­с­ко­го от­де­ла ЦК. Как по­том вы­яс­ни­лось, луч­ше­го пар­тий­но­го ру­ко­во­ди­те­ля со­вет­ским ки­но у нас ни до, ни по­сле Ку­ни­цы­на не бы­ло. Ан­д­рей Тар­ков­ский не зря на­зы­вал его сво­им ан­ге­лом-хра­ни­те­лем. Это ведь имен­но Ку­ни­цын про­бил ему фи­нан­си­ро­ва­ние съё­мок филь­ма «Ан­д­рей Руб­лёв».

Мно­гие ру­ко­во­ди­те­ли твор­че­с­ких ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые по дол­гу служ­бы по­сто­ян­но про­па­да­ли в це­ков­ских ка­би­не­тах на Ста­рой пло­ща­ди, не раз от­ме­ча­ли вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ность Ку­ни­цы­на и его так­тич­ность по от­но­ше­нию к ху­дож­ни­кам. «Ге­ор­гий Ива­но­вич Ку­ни­цын, – вспо­ми­нал за­ме­с­ти­тель глав­но­го ре­дак­то­ра жур­на­ла «Но­вый мир» Алек­сей Кон­дра­то­вич, – ли­цо по мно­гим при­чи­нам лю­бо­пыт­ное. Пер­вый раз я раз­го­ва­ри­вал с ним по те­ле­фо­ну по по­во­ду ка­кой-то ста­тьи – спо­ри­ли на на­шу веч­ную те­му: ма­лень­кий че­ло­век или по­ло­жи­тель­ный ге­рой. Те­ма, вы­со­сан­ная кри­ти­ка­ми из паль­ца, ни­ка­ких та­ких ма­лень­ких, «при­зем­лён­ных» и пр. лю­дей мы не ис­ка­ли, про­сто все­гда ис­хо­ди­ли из ста­рой и пре­крас­ной ли­те­ра­тур­ной тра­ди­ции: каж­дый че­ло­век ли­те­ра­ту­ре ин­те­ре­сен, а обыч­ный, про­стой, не зна­ме­ни­тый и уж тем бо­лее не ря­же­ный (а сколь­ко их, ря­же­ных, в ли­те­ра­ту­ре), – вот та­кой че­ло­век – её на­сто­я­щий и глав­ный пер­со­наж. Во­об­ще обыч­ная де­мо­кра­ти­че­с­кая тра­ди­ция. Из­ряд­но за­бы­тая, ко­неч­но, хо­тя по­кло­нов клас­си­кам, ре­во­лю­ци­он­ным де­мо­кра­там у нас от­би­ва­ли, по­жа­луй, пре­до­ста­точ­но. По­кло­ны, обя­за­тель­ные в ста­ть­ях и дис­сер­та­ци­ях, но толь­ко не на прак­ти­ке. Как толь­ко прак­ти­ка, – так сра­зу и «за­зем­лён­ность», и «ма­лень­кий че­ло­век», и «от­сут­ст­вие мас­штаб­но­с­ти», и ещё мно­же­ст­во на­при­ду­ман­ных кри­ти­ко-со­че­та­ний. Вот я и го­во­рил с Ку­ни­цы­ным об этом, ко­неч­но, не в та­ких вы­ра­же­ни­ях. Он спо­рил, вну­шал мне что-то, но как-то не­уве­рен­но и по­то­му не­убе­ди­тель­но. Эта не­уве­рен­ность ме­ня уди­ви­ла: всё-та­ки боль­шое на­чаль­ст­во – за­ме­с­ти­тель у По­ли­кар­по­ва, за­ве­ду­ю­ще­го от­де­лом ЦК» (А.Кон­дра­то­вич. Но­во­мир­ский днев­ник. М., 1991).

Это не оз­на­ча­ло, что Ку­ни­цын уже тог­да был бун­та­рём. Нет, в го­ды хру­щёв­ской «от­те­пе­ли» он ещё ос­та­вал­ся че­ло­ве­ком си­с­те­мы, в чьи обя­зан­но­с­ти вхо­ди­ло по­дав­ле­ние вся­ко­го ина­ко­мыс­лия. Не знаю, со­зна­тель­но или под дав­ле­ни­ем на­чаль­ст­ва, но в мае 1963 го­да его под­пись по­яви­лась под очень мер­зо­па­ко­ст­ной за­пи­с­кой ру­ко­вод­ст­ву ЦК КПСС «О не­пар­тий­ном по­ве­де­нии ки­но­ре­жис­сё­ра М.И. Ром­ма». Эта за­пи­с­ка ро­ди­лась в от­вет на жа­ло­бу Ни­ко­лая Гри­ба­чё­ва, Все­во­ло­да Ко­че­то­ва и Ана­то­лия Со­фро­но­ва, ко­то­рых воз­му­ти­ло вы­ступ­ле­ние Ром­ма на од­ной из кон­фе­рен­ций в Ин­сти­ту­те ис­то­рии ис­кусств. В за­пи­с­ке го­во­ри­лось: «Иде­о­ло­ги­че­с­кий от­дел про­ве­рил фак­ты, о ко­то­рых пи­шут тт. Гри­ба­чёв, Ко­че­тов и Со­фро­нов. Вы­ступ­ле­ние М.Ром­ма но­си­ло от­кро­вен­но тен­ден­ци­оз­ный, на­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­кий ха­рак­тер. Борь­ба пар­тии про­тив ко­с­мо­по­ли­тиз­ма и бе­зы­дей­но­с­ти во вре­ме­на куль­та лич­но­с­ти бы­ла пред­став­ле­на им как сплош­ная цепь оши­бок и пре­ступ­ле­ний про­тив ев­ре­ев. М.Ромм об­ви­нил тт. Гри­ба­чё­ва, Ко­че­то­ва и Со­фро­но­ва в ан­ти­се­ми­тиз­ме, в трав­ле ев­рей­ской ин­тел­ли­ген­ции. Он ут­верж­дал, что они ве­дут не­пар­тий­ную ли­нию, ли­нию, ко­то­рая рез­ко про­ти­во­ре­чит ус­та­нов­кам на­шей пар­тии, насаж­да­ют и раз­жи­га­ют ан­ти­се­ми­тизм. В вы­ступ­ле­нии М.Ром­ма со­дер­жа­лись не­до­пу­с­ти­мые ос­кор­би­тель­ные вы­па­ды по ад­ре­су тт. Гри­ба­чё­ва, Ко­че­то­ва и Со­фро­но­ва. Пи­са­те­ли, из­бран­ные в выс­шие ор­га­ны пар­тии, бы­ли им на­зва­ны «ком­па­ни­ей ху­ли­га­нов», «бан­дой», раз­жи­га­ю­щей «ко­с­тёр на тер­ра­се на­ше­го до­ма». За­кон­чи­лась его речь при­зы­вом: «Дать по ру­кам... этим гос­по­дам! <…> Осо­бо сле­ду­ет от­ме­тить, что речь М.Ром­ма в Ин­сти­ту­те ис­то­рии ис­кусств до сих пор в оп­ре­де­лён­ных кру­гах ин­тел­ли­ген­ции вы­зы­ва­ет не­здо­ро­вый ин­те­рес, её сте­но­грам­ма рас­про­ст­ра­ня­ет­ся в спи­с­ках и се­рь­ёз­но за­труд­ня­ет про­цесс кон­со­ли­да­ции сил твор­че­с­ких ка­д­ров ки­но­ис­кус­ст­ва. Счи­та­ем, что вы­ступ­ле­ние чле­на пар­тии т. Ром­ма на кон­фе­рен­ции в Ин­сти­ту­те ис­то­рии ис­кусств яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­с­ки оши­боч­ным, на­прав­лен­ным на раз­жи­га­ние груп­пов­щи­ны и вза­им­но­го не­до­ве­рия в ря­дах ра­бот­ни­ков ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва».

Кро­ме Ку­ни­цы­на, эту по­зор­ную за­пи­с­ку под­пи­са­ли так­же за­ме­с­ти­те­ли за­ве­ду­ю­ще­го иде­о­ло­ги­че­с­ким от­де­лом ЦК В.Сна­с­тин и зав. сек­то­ром Ф.Ер­маш.

На­сколь­ко я знаю, впос­лед­ст­вии Ку­ни­цын Ром­ма чуть ли не бо­го­тво­рил и оце­ни­вал его как очень боль­шо­го ху­дож­ни­ка. Воз­мож­но, ес­ли б Ку­ни­цын не ла­ви­ро­вал и не ста­вил бы про­тив сво­ей со­ве­с­ти под­пи­си под со­мни­тель­ны­ми бу­ма­га­ми, он дол­го б в пар­тап­па­ра­те не удер­жал­ся.

По слу­хам, Ку­ни­цын счи­тал­ся од­ним из лю­бим­чи­ков за­ве­ду­ю­ще­го от­де­лом куль­ту­ры ЦК Дми­т­рия По­ли­кар­по­ва. В на­ча­ле 1965 го­да он сде­лал его сво­им за­ме­с­ти­те­лем и по­том ча­с­то по­ру­чал ему са­мые де­ли­кат­ные во­про­сы. Ку­ни­цын один из не­мно­гих со­труд­ни­ков ЦК, кто смог ус­та­но­вить нор­маль­ные и от­ча­с­ти да­же до­ве­ри­тель­ные от­но­ше­ния с Алек­сан­д­ром Твар­дов­ским. Кон­дра­то­вич вспо­ми­нал: «Ку­ни­цын, круп­ный, вы­со­кий, лы­се­ю­щий, с ос­тат­ка­ми ви­х­ров в раз­ные сто­ро­ны, су­дя по все­му, по­ры­ви­с­тый, тем­пе­ра­мент­ный, был сов­сем не­аг­рес­си­вен в этих эпи­зо­дах. И это мне по­нра­ви­лось. И на­чаль­ст­вен­но­го все­зна­ю­ще­го то­на у не­го не бы­ло. То­же хо­ро­шо... Эми­лия [со­труд­ник Глав­ли­та Про­ску­ри­на. – В.О.] мне рас­ска­за­ла од­наж­ды, что в дач­ном це­ков­ском по­сёл­ке Ку­ни­цын как-то спля­сал в тру­сах на сто­ле. Я по­ве­рил в это сра­зу и по­нял, что он – бе­лая во­ро­на и в на­чаль­ни­ках дол­го не про­хо­дит. Пля­сать на сто­ле – за это, на­вер­но, груз­чи­ка из ЦК уво­лят, а уж зам. зав. от­де­лом... Я рас­ска­зал А.Т. [Твар­дов­ско­му. – В.О.] об этом ухар­ст­ве Ку­ни­цы­на, он дол­го хо­хо­тал, и по­том, лишь ска­жут что-ни­будь о нём, сра­зу вспо­ми­на­ет: «Так он же пля­сал на сто­ле!..».

По­ли­кар­пов не раз пы­тал­ся вы­дви­нуть сво­е­го за­ме­с­ти­те­ля на по­вы­ше­ние. Од­но вре­мя у не­го был план сде­лать Ку­ни­цы­на пер­вым за­ме­с­ти­те­лем ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры СССР. Но Ку­ни­цын ра­бо­тать под на­ча­лом жен­щи­ны, да ещё та­кой, как Фур­це­ва, же­ла­ния не изъ­я­вил. По­том воз­ник­ла идея пе­ре­бро­сить Ку­ни­цы­на в Ле­нин­град, из­брать его се­к­ре­та­рём об­ко­ма КПСС по иде­о­ло­гии, с тем при­це­лом, что­бы че­рез го­дик вер­нуть его в Моск­ву на пост уже за­ве­ду­ю­ще­го от­де­лом ЦК. Но По­ли­кар­пов осу­ще­ст­вить свои пла­ны не ус­пел. Поч­ти весь 1965-й год он про­ва­лял­ся в боль­ни­цах.

Уми­рая, По­ли­кар­пов пред­ло­жил се­к­ре­та­рю ЦК Пе­т­ру Де­ми­че­ву на его ме­с­то ут­вер­дить Ку­ни­цы­на. С этой иде­ей Де­ми­чев по­том от­пра­вил­ся к Бреж­не­ву. Но у ген­се­ка воз­ник­ли со­мне­ния. Он не был уве­рен в том, что за Ку­ни­цы­ным не сто­ял его со­пер­ник Ше­ле­пин. В ито­ге за­вот­де­лом на­зна­чи­ли сов­сем дру­го­го че­ло­ве­ка – Ва­си­лия Ша­у­ро.

Ша­у­ро сра­зу дал по­нять, что не в вос­тор­ге от сти­ля ра­бо­ты Ку­ни­цы­на. Он, вспо­ми­нал Ку­ни­цын, «до­воль­но бы­с­т­ро изы­с­кал мой уяз­ви­мый пункт. Он предъ­я­вил мне об­ви­не­ние в том, что, на­хо­дясь в ре­ша­ю­щем зве­не воз­дей­ст­вия на ки­не­ма­то­граф, я не толь­ко сам лич­но до­бил­ся фи­нан­си­ро­ва­ния съё­мок филь­ма «Ан­д­рей Руб­лёв», но и (в при­сут­ст­вии Ша­у­ро) одо­б­рил это, с его точ­ки зре­ния, «вред­ное» про­из­ве­де­ние, при­чём – на об­суж­де­нии в ЦК. Уже вско­ре по­сле это­го мой шеф на­чал свои дей­ст­вия по из­бав­ле­нию от ме­ня. Но как? Он с ком­пли­мен­та­ми вы­дви­нул ме­ня на долж­ность пред­се­да­те­ля Ко­ми­те­та ки­не­ма­то­гра­фии. По­на­ча­лу ни­че­го не по­до­зре­вая, я дал со­гла­сие пе­рей­ти на это ко­вар­ное по­вы­ше­ние. Ша­у­ро тут же взял­ся дик­то­вать мне про­ект по­ста­нов­ле­ния ЦК о ки­не­ма­то­гра­фе. Цель Ша­у­ро, ко­неч­но, бы­ла да­ле­ко не про­сто в том, что­бы одеть в раз­лич­ные яр­лы­ки А.Ро­ма­но­ва (ко­то­рый объ­ек­тив­но был луч­шим из всех на­ших ки­нош­ных ми­ни­с­т­ров), а в пер­вую оче­редь в том, что­бы про­ве­с­ти че­рез ре­ше­ния ЦК КПСС вот та­кую фор­му­лу: «В со­вет­ской ки­не­ма­то­гра­фии воз­ник­ла мно­го­чис­лен­ная груп­па ре­жис­сё­ров и сце­на­ри­с­тов, в сущ­но­с­ти, со­вер­ша­ю­щая иде­о­ло­ги­че­с­кую ди­вер­сию про­тив пар­тии»... Я был про­сто-та­ки оше­лом­лён этим по­во­ро­том «выс­шей» по­ли­ти­ки. Пы­тал­ся пе­ре­убеж­дать. По­шёл да­же к М.Сус­ло­ву. Но Сус­лов по всем пра­ви­лам ие­зу­и­тиз­ма ска­зал: «Не на­до в по­ста­нов­ле­нии на­зы­вать фа­ми­лий».

Сво­им от­ка­зом ви­зи­ро­вать под­го­тов­лен­ный Ша­у­ро про­ект Ку­ни­цын под­пи­сал се­бе при­го­вор. В пар­тап­па­ра­те ему уже боль­ше ни­че­го не све­ти­ло. Но по­сколь­ку он вхо­дил в но­мен­к­ла­ту­ру ЦК, по не­пи­сан­ным пра­ви­лам ему долж­ны бы­ли най­ти рав­но­цен­ную долж­ность в дру­гом ме­с­те. Сус­лов по­ру­чил тру­до­ус­т­рой­ст­вом Ку­ни­цы­на за­нять­ся глав­но­му ре­дак­то­ру «Прав­ды» Зи­мя­ни­ну. Так опаль­ный парт­функ­ци­о­нер ока­зал­ся в крес­ле ре­дак­то­ра от­де­ла ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва – чле­на ред­кол­ле­гии глав­ной га­зе­ты стра­ны. Ли­бе­ра­лы уви­де­ли в этом на­зна­че­нии до­б­рый знак. «Сме­на Абал­ки­на Ку­ни­цы­ным, – пи­сал в сво­ём днев­ни­ке Твар­дов­ский, – об­на­дё­жи­ва­ю­щие ве­с­ти».

На но­вом ме­с­те Ку­ни­цын всё сде­лал, что­бы ис­ку­пить преж­ние гре­хи. Он «тис­нул» чью-то ста­тью с кри­ти­кой оче­ред­ной без­дар­ной пье­сы вли­я­тель­но­го Ана­то­лия Со­фро­но­ва. По­том поз­во­лил ка­ко­му-то дру­го­му ав­то­ру ляг­нуть Все­во­ло­да Ко­че­то­ва. Но по­скольз­нул­ся Ку­ни­цын не на этих ли­те­ра­тур­ных ге­не­ра­лах, а на Л.Кар­пин­ском и Ф.Бур­лац­ком, ко­то­рые в 1967 го­ду при­нес­ли ему ста­тью в под­держ­ку ху­до­же­ст­вен­ной и идей­ной аль­тер­на­ти­вы. Ему-то эта ста­тья по­нра­ви­лась, но Зи­мя­нин ста­вить её в но­мер от­ка­зал­ся, по­это­му по­яви­лась она не в «Прав­де», а в «Ком­со­мол­ке». На­вер­ху ма­те­ри­ал Кар­пин­ско­го и Бур­лац­ко­го вы­звал боль­шое не­удо­воль­ст­вие. Сус­лов дал ко­ман­ду обо­их ав­то­ров из «Прав­ды» вы­гнать. Офи­ци­аль­но офор­мить это ре­ше­ние долж­на бы­ла ред­кол­ле­гия «Прав­ды». Все, ес­те­ст­вен­но, про­го­ло­со­ва­ли «за». Про­тив вы­сту­пил один Ку­ни­цын. Да ещё по­эт Юрий Во­ро­нов воз­дер­жал­ся.

Эту сме­лость Ку­ни­цы­ну по­том при­пом­ни­ли на за­щи­те док­тор­ской дис­сер­та­ции в Ин­сти­ту­те ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. 16 мая 1968 го­да его про­ва­ли­ли. Как по­том вы­яс­ни­лось, коман­да ис­хо­ди­ла от ру­ко­во­ди­те­лей от­де­ла куль­ту­ры ЦК Ша­у­ро и Ме­лен­ть­е­ва.

По­нят­но, что в «Прав­де» Ку­ни­цын дол­го не за­дер­жал­ся. Но те­перь рав­но­цен­ную долж­ность ему уже ни­кто не по­ды­с­ки­вал. Его с тру­дом взя­ли в Ин­сти­тут ис­то­рии ис­кусств.

По­сле вы­нуж­ден­но­го ухо­да из «Прав­ды» Ку­ни­цын за­ча­с­тил в «Но­вый мир». Кон­дра­то­вич вспо­ми­нал: «Он при­но­сил мне свои ста­тьи – сум­бур­ные, но с не­о­жи­дан­но сме­лы­ми вы­па­да­ми. Я с боль­шим лю­бо­пыт­ст­вом по­сма­т­ри­вал на не­го и слу­шал... А го­во­рил он об ин­те­рес­ных ве­щах. Толь­ко две ис­то­рии, рас­ска­зан­ные Г.И. Ку­ни­цы­ным. В Моск­ве, на Пе­т­ров­ском по­дво­рье, там, где сей­час рас­по­ла­га­ет­ся Му­зей рус­ско­го при­клад­но­го ис­кус­ст­ва, ре­гу­ляр­но под мар­кой Об­ще­ст­ва по ох­ра­не па­мят­ни­ков ста­ри­ны со­би­ра­ют­ся мо­ло­дые не­о­сла­вя­но­фи­лы... <...> По их кон­цеп­ции, рус­ский на­ци­о­наль­ный дух осо­бен­но пол­но про­явил­ся в До­сто­ев­ском, в его ре­чи на от­кры­тии па­мят­ни­ка Пуш­ки­ну в Моск­ве. Это бы­ла куль­ми­на­ция, выс­шая точ­ка. А даль­ше – спад. Ув­ле­че­ние сим­во­лиз­мом, упа­док вли­я­ния поч­вен­ни­че­с­ких взгля­дов и втор­же­ние За­па­да. Преж­де все­го в ви­де марк­сиз­ма. Ле­нин со сво­и­ми яв­но про­за­пад­ны­ми (марк­сист­ски­ми) взгля­да­ми на­нёс боль­шой урон рус­ско­му на­ци­о­наль­но­му са­мо­со­зна­нию. От не­го, как го­во­рит­ся, все ны­неш­ние бло­хи. Ста­лин по­пы­тал­ся вос­пре­пят­ст­во­вать уси­ле­нию чуж­до­го рус­ско­му ду­ху за­пад­но­го де­мо­кра­тиз­ма, но, к со­жа­ле­нию, не смог до кон­ца до­ве­с­ти эту по­лез­ную ра­бо­ту. Вон он ведь как! <...> Я ещё не раз слы­шал по­том о за­се­да­ни­ях на Пе­т­ров­ском по­дво­рье, по­ка его, го­ду в 69-м, всё же не при­кры­ли. Всё, ко­неч­но, обо­шлось... Охот­но­ряд­ские взгля­ды и за­маш­ки ни­ког­да не вре­ди­ли го­су­дар­ст­ву и ча­с­то в про­шлом бы­ли по­ощ­ря­е­мы. А вто­рая ис­то­рия то­же лю­бо­пыт­на.

– Мы в от­де­ле, – ска­зал Ку­ни­цын, – по­ин­те­ре­со­ва­лись со­ста­вом ми­ни­с­терств куль­ту­ры, со­от­вет­ст­ву­ю­щих от­де­лов в об­ла­с­тях. И толь­ко в Гру­зии ми­нистр куль­ту­ры – ком­по­зи­тор, и та­лант­ли­вый, – Так­та­киш­ви­ли. Всю­ду – лю­ди, не име­ю­щие ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к ис­кус­ст­ву».

Док­то­ром на­ук Ку­ни­цын стал лишь со вто­рой по­пыт­ки. В 1971 го­ду он за­щи­тил дис­сер­та­цию по фи­ло­со­фии «Ис­кус­ст­во и по­ли­ти­ка».

Ос­тав­шись без вы­со­ких по­стов, Ку­ни­цын в сво­их пуб­лич­ных вы­ступ­ле­ни­ях на­чал поз­во­лять се­бе, как счи­та­ли пар­т­ра­бот­ни­ки, мно­го лиш­не­го. Не­уди­ви­тель­но, что его очень ско­ро по­пы­та­лись за­ст­ра­щать вы­го­во­ра­ми. Се­к­ре­тарь Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции Алек­сандр Оль­шан­ский вспо­ми­нал: «Парт­ком рас­сма­т­ри­ва­ет де­ло Ге­ор­гия Ива­но­ви­ча Ку­ни­цы­на, ко­то­рый поз­во­лил се­бе на лек­ци­ях и встре­чах с чи­та­те­ля­ми яв­но ан­ти­пар­тий­ные вы­ска­зы­ва­ния. Пи­кант­ность си­ту­а­ции со­сто­я­ла в том, что он был ког­да-то за­ме­с­ти­те­лем за­ве­ду­ю­ще­го от­де­лом куль­ту­ры ЦК КПСС. Вы­сту­пал он все­гда яр­ко и до­ка­за­тель­но, все мы за­слу­ши­ва­лись его ре­ча­ми. Дру­жил он с по­этом Ни­ко­ла­ем Глаз­ко­вым, мяг­ко го­во­ря, с ма­ло­со­вет­ским по­этом, со­би­рал по­сле его смер­ти мно­го­чис­лен­ные сти­хо­твор­ные ми­ни­а­тю­ры ти­па «Люб­лю гро­зу в на­ча­ле мая, ког­да идёт физ­культ­па­рад, и мол­ча на три­бу­нах на­мо­ка­ет пра­ви­тель­ст­вен­ный ап­па­рат». Все зна­ли, как Ку­ни­цы­на при­ни­ма­ли в Со­юз пи­са­те­лей. Шло го­ло­со­ва­ние в при­ём­ной ко­мис­сии. Чле­ны ко­мис­сии под­хо­ди­ли к не­му и уве­ря­ли, что они про­го­ло­сав­ли за не­го. Ког­да же вскры­ли ур­ну, то ни од­но­го го­ло­са не бы­ло «за» – не лю­би­ли пи­са­те­ли пар­тий­ных ра­бот­ни­ков. А Ге­ор­гий Ива­но­вич и фо­то­гра­фа при­гла­сил, и бан­кет в ре­с­то­ра­не «Пра­га» за­ка­зал. «Ну что, иу­ды, да­вай­те на па­мять сфо­то­гра­фи­ру­ем­ся, ся­дем в ав­то­бус, он сто­ит воз­ле ЦДЛ, и об­мо­ем пре­да­тель­ст­во как сле­ду­ет в «Пра­ге», – пред­ло­жил оби­жен­ный, но не­уны­ва­ю­щий Ку­ни­цын».

В чёр­ном те­ле Ку­ни­цы­на про­дол­жа­ли дер­жать да­же в пе­ре­ст­рой­ку. 26 фе­в­ра­ля 1988 го­да опуб­ли­ко­вал в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» шум­ную спор­ную ста­тью о рус­ском на­ци­о­наль­ном ро­ма­не «При­шло ли вре­меч­ко?». В на­ча­ле ста­тьи кри­тик ут­верж­дал: «На­ци­о­наль­ный ро­ман – ду­хов­ное уд­во­е­ние су­деб сво­е­го на­ро­да. А судь­бы у нас сверх­слож­ные. До­рос­ли ли мы до объ­ек­тив­но че­ст­но­го раз­го­во­ра об этом? Рас­суж­дать о ро­ма­не, во­брав­шем в се­бя эпос, – это ведь ис­по­ве­до­вать и про­ро­че­ст­во­вать, обе эти спо­соб­но­с­ти без дли­тель­ной их тре­ни­ров­ки у нас по­ос­лаб­ли».

Ку­ни­цын во весь го­лос чуть ли не пер­вым по­ста­вил в сво­ей ста­тье та­кую за­мал­чи­вав­шу­ю­ся про­бле­му, как ге­но­цид про­тив рус­ско­го кре­с­ть­ян­ст­ва, ко­то­рый рус­ский эпос ос­ме­лил­ся от­ра­зить лишь эта­ким пунк­ти­ром, и ут­верж­де­ние в со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре но­во­го ти­па – хо­ло­па и бар­ст­ва («ли­чи­на прав­ды при­шла вме­с­то прав­ды»).

Вы­вод кри­ти­ка та­ков: «На­до из­ба­вить­ся от оке­а­на пре­ми­ро­ван­ной ли­те­ра­ту­ры». На­до ли го­во­рить, что по­сле пуб­ли­ка­ции ста­тьи Ку­ни­цы­на у ре­дак­то­ра га­зе­ты Ми­ха­и­ла Ко­ло­со­ва рез­ко обо­ст­ри­лись от­но­ше­ния с Юри­ем Бон­да­ре­вым. Кон­фликт за­кон­чил­ся тем, что Ко­ло­сов был без­жа­ло­ст­но из га­зе­ты уда­лён.

В по­след­ние го­ды жиз­ни Ку­ни­цын пре­по­да­вал в Ли­те­ра­тур­ном ин­сти­ту­те. Од­наж­ды к не­му на лек­ции за­гля­нул рек­тор Сер­гей Есин. 15 ок­тя­б­ря 1992 го­да Есин от­ме­тил в сво­ём днев­ни­ке: «Слу­шал Ку­ни­цы­на – ин­те­рес­но, но 5-й курс на не­го не хо­дит. Рас­ска­зы­вал о ве­ре и ре­ли­ги­оз­ном со­зна­нии. Пе­ре­кру­тил­ся он, ко­неч­но, бы­с­т­ро­ва­то. Ещё не­множ­ко он стес­ня­ет­ся гро­мить ком­му­ни­с­тов, но инер­ция сло­ва к это­му его под­во­дит».

Умер Ку­ни­цын 6 ок­тя­б­ря 1996 го­да в под­мо­с­ков­ном Пе­ре­дел­ки­не. По­хо­ро­ни­ли его че­рез три дня. Рек­тор Ли­тин­сти­ту­та Сер­гей Есин 9 ок­тя­б­ря за­пи­сал в сво­ём днев­ни­ке: «К две­над­ца­ти ча­сам хо­дил на граж­дан­скую па­ни­хи­ду в Дом ли­те­ра­то­ров. По­ка шёл, вспо­ми­нал, как не­сколь­ко лет на­зад шёл поч­ти тем же пу­тём в Гне­син­ку к Ге­ор­гию Ива­но­ви­чу на юби­лей. Бы­ло мно­го на­ро­ду, сто­я­ла жа­ра, и всё ещё, ка­за­лось, вы­пра­вит­ся. Вы­сту­пал я вто­рым по­сле Гу­се­ва, пре­крас­но ска­зав­ше­го о Ге­ор­гии Ива­но­ви­че. Ут­ром по прось­бе Во­ло­ди Ку­ни­цы­на я на­пи­сал ста­тью о по­кой­ном для «За­в­т­ра», так что те­зи­сы у ме­ня бы­ли. По­сле ме­ня го­во­ри­ли Элем Кли­мов, один из глав­ней­ших де­мо­кра­тов на­ча­ла пе­ре­ст­рой­ки, Ван­шен­кин, Мар­лен Ху­ци­ев, Во­ло­дя Ко­ст­ров. Очень хо­ро­шо го­во­рил стар­ший Ми­хай­лов, ко­то­рый пред­став­лял, на­вер­ное, в этом же за­ле с по­дроб­но­с­тя­ми и се­бя. Впро­чем, че­рез этот зал прой­дут мно­гие из нас. Толь­ко как за­ме­ча­ние: мне по­ка­за­лось, что Кли­мов в сво­ей ре­чи на­ме­кал, его опять кто-то уг­не­та­ет. О, как слад­ко на­шей ин­тел­ли­ген­ции жить под чьей-ли­бо пя­той».

Поз­же сын Ку­ни­цы­на – Вла­ди­мир опуб­ли­ко­вал в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» пись­ма от­ца «ар­хи­тек­то­ру пе­ре­ст­рой­ки» А.Н. Яков­ле­ву, пред­став­ля­ю­щие глав­но­го бор­ца за де­мо­кра­тию со­вер­шен­но в дру­гом ви­де (как яро­ст­но­го сто­рон­ни­ка «Же­лез­но­го Шу­ри­ка», то бишь Ше­ле­пи­на, за­щит­ни­ка жур­на­ла «Мо­ло­дой гвар­дии», ду­ши­те­ля чеш­ской сво­бо­ды в 1968 го­ду и чуть ли не ан­ти­се­ми­та, враз пе­ре­кра­сив­ше­го­ся по­сле пол­ной по­бе­ды в пар­тий­ном ру­ко­вод­ст­ве ли­нии Сус­ло­ва).


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования