Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44-45. 04.11.2011

Опыт медленного чтения

В од­ном из ти­хих особ­ня­ков в цен­т­ре Ка­лу­ги без осо­бо­го шу­ма и пом­пы про­шла уже Вто­рая, ОТ­КРЫ­ТАЯ ЧИ­ТА­ТЕЛЬ­СКАЯ КОН­ФЕ­РЕН­ЦИЯ – «Опыт мед­лен­но­го чте­ния».

В чём соль это­го фо­ру­ма? На этот во­прос от­ве­ча­ет один из его глав­ных ор­га­ни­за­торов, вы­пу­ск­ник Ли­тин­сти­ту­та Сер­гей Ба­чин­ский.

Сергей БАЧИНСКИЙ и Григорий ШУВАЛОВ
Сергей БАЧИНСКИЙ и Григорий ШУВАЛОВ

«Я в этой кон­фе­рен­ции ока­зал­ся за­ин­те­ре­со­ван с са­мо­го на­ча­ла. По­мню, в дет­ст­ве у ме­ня бы­ло очень силь­ное пе­ре­жи­ва­ние: ви­дя ка­кую-ни­будь кра­си­вую иг­руш­ку или ко­тён­ка – пу­ши­с­то­го, бе­ло­го, ан­гор­ско­го, – мне ужас­но хо­те­лось его ка­ким-то об­ра­зом ус­во­ить, по­то­му что он был пре­кра­сен. Но нель­зя бы­ло ни­как ина­че по­сту­пить, кро­ме как пой­мать, до­тро­нуть­ся, и смо­т­реть гла­за­ми. А оно же бы­ло пре­крас­но! Оно так при­вле­ка­ло! И я не знал, как удов­ле­тво­рить своё вне­зап­но воз­ник­шее вле­че­ние к это­му объ­ек­ту. То же я ис­пы­тал впос­лед­ст­вии в ис­кус­ст­ве – в сти­хах, в ли­те­ра­ту­ре, в хо­ро­шо ска­зан­ных сло­вах, в хо­ро­шей му­зы­ке. То, что Гу­ми­лёв опи­сал в зна­ме­ни­том сти­хо­тво­ре­нии «Ше­с­тое чув­ст­во»: «Ни съесть, ни вы­пить, ни по­це­ло­вать...». «Что де­лать нам…?» Что нам де­лать с пре­крас­ны­ми сти­ха­ми, с пре­крас­ны­ми ли­те­ра­тур­ны­ми па­мят­ни­ка­ми, с ка­ки­ми-то кра­си­вы­ми до­ку­мен­таль­ны­ми на­блю­де­ни­я­ми и во­об­ще со всем, что очень нра­вит­ся. Я по­ду­мал, что, на­вер­ное, на­и­луч­шее, что мож­но бы­ло бы пред­при­нять по от­но­ше­нию к та­ким ве­щам, – это про­чи­тать их так, что­бы не толь­ко по­лу­чить по­верх­но­ст­ное ощу­ще­ние, но ус­во­ить их мак­си­маль­но глу­бо­ко (как бы съесть, об­раз­но го­во­ря). Для это­го на­до и про­чи­тать их глуб­же. Ког­да-то в Ли­те­ра­тур­ном ин­сти­ту­те в эк­за­ме­на­ци­он­ных би­ле­тах или в спи­с­ке кон­троль­ных мне по­па­лась фор­му­ли­ров­ка «мед­лен­ное чте­ние». Я на­пи­сал ра­бо­ту о ли­те­ра­тур­ных ска­зах Бо­ри­са Шер­ги­на, ко­то­рая на­зы­ва­лась «Опыт мед­лен­но­го чте­ния» на ма­те­ри­а­ле ска­за «Для уве­се­ле­ния» (об Ива­не и Ан­д­ри­а­не). И об­на­ру­жил, что при пер­вом про­чте­нии, ко­неч­но, воз­ни­ка­ют эмо­ции – вос­хи­ща­ешь­ся эти­ми бра­ть­я­ми, их вы­со­ким по­ступ­ком, на­пи­ты­ва­ешь­ся кра­со­той Бе­ло­го мо­ря, слы­шишь зву­ки ча­ек, ви­дишь бе­лую ночь. Там это всё пре­крас­но опи­са­но. Но это по­верх­но­ст­ное со­дер­жа­ние. Ес­ли по­чи­та­ешь ещё раз, то на­чи­на­ешь вы­ис­ки­вать, на­при­мер, ка­кие-то ге­о­гра­фи­че­с­кие по­дроб­но­с­ти, ко­то­рые ты не знал. По­том, по­сколь­ку у Шер­ги­на язык по­мо­ра, бе­рёшь по­мор­ский сло­варь, на­чи­на­ешь смо­т­реть... и рас­поз­на­вать не­из­ве­ст­ные для се­бя сло­ва. Это был вто­рой тип (или уро­вень) про­чте­ния (я это всё в ра­бо­те опи­сал), ког­да у те­бя не ос­та­ёт­ся не­из­ве­ст­ных слов. По­том я на­шёл, что бра­тья бы­ли ху­дож­ни­ка­ми по де­ре­ву – рез­чи­ка­ми. И они вы­ре­за­ли на ко­раб­лях сим­во­лы и кли­но­ды фе­ник­сов, ор­лов, львов, ко­раб­лей. И на­чи­на­ешь по­ни­мать, что весь сказ во­об­ще на­ск­возь сим­во­ли­чен, и идёшь всё даль­ше, всё глуб­же. Та­кие ве­щи от­кры­ва­ют­ся при вни­ма­тель­ном, мед­лен­ном про­чте­нии. Я по­лу­чил боль­шое удо­воль­ст­вие от то­го, как с этим про­из­ве­де­ни­ем по­ра­бо­тал. Так воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что ты дей­ст­ви­тель­но про­чи­тал по­нра­вив­шу­ю­ся те­бе вещь. Не про­сто с ней по­зна­ко­мил­ся, а она ос­та­лась у те­бя в глу­би­не ус­во­ен­ной. Вот та­кой спо­соб ус­во­е­ния ли­те­ра­ту­ры мы и ре­ши­ли по­ни­мать под «мед­лен­ным чте­ни­ем».

Сна­ча­ла мы с мо­им дру­гом, со­курс­ни­ком по Ли­те­ра­тур­но­му ин­сти­ту­ту Гри­го­ри­ем Шу­ва­ло­вым ре­ши­ли сде­лать со­об­ще­ст­во в Ин­тер­не­те, в «Жи­вом Жур­на­ле», где мож­но бы­ло бы вы­кла­ды­вать и об­суж­дать про­из­ве­де­ния. Что та­кое мед­лен­ное чте­ние, на тот мо­мент у нас бы­ло очень ма­ло ин­фор­ма­ции, но сло­во­со­че­та­ние нам по­нра­ви­лось. Мы на­шли к это­му свой под­ход, по­про­бо­ва­ли ра­зо­брать не­сколь­ко про­из­ве­де­ний имен­но та­ким об­ра­зом, с вни­ма­тель­ным по­ст­роч­ным и по­слов­ным раз­бо­ром – с тем, что­бы по­нять, по­че­му то или иное сло­во сто­ит на этом ме­с­те, по­нять то, что скры­ва­ет­ся меж­ду слов. Мы убе­ди­лись, что спо­соб мед­лен­но­го про­чте­ния дей­ст­ви­тель­но от­кры­ва­ет дру­гие пла­с­ты, как пра­ви­ло, поз­во­ля­ет снять внеш­ний слой, вскрыть внеш­нюю обо­лоч­ку и раз­гля­деть ве­щи, ко­то­рые на пер­вый взгляд не вид­ны.

Но в Ин­тер­не­те это де­ло, ес­те­ст­вен­но, за­тух­ло, по­то­му что нуж­но бы­ло его по­сто­ян­но и ак­тив­но под­дер­жи­вать. Са­мо оно ра­бо­тать не бу­дет. И мы ре­ши­ли, что на­до со­би­рать­ся «вжи­вую», тог­да уж точ­но ни­кто не от­вер­тит­ся.

 

То, что мы ре­ши­ли про­ве­с­ти, мы на­зва­ли «чи­та­тель­ской кон­фе­рен­ци­ей», по­то­му что это не пи­са­тель­ская, не ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кая, не на­уч­но-прак­ти­че­с­кая кон­фе­рен­ция. Идея имен­но в том, что­бы лю­ди всех воз­мож­ных воз­ра­с­тов, про­фес­сий, со­ци­аль­ных сло­ёв мог­ли бы со­би­рать­ся вме­с­те, и при этом объ­е­ди­ня­ло бы их од­но – дан­ный текст или не­сколь­ко тек­с­тов, ко­то­рые за­ра­нее про­чи­та­ны и об­ду­ма­ны. Ре­зуль­та­том мо­жет слу­жить та­кое вза­и­мо­обо­га­ще­ние, ког­да соб­ст­вен­ный опыт каж­до­го из уча­ст­ни­ков кон­фе­рен­ции на­кла­ды­ва­ет­ся на опыт дру­гих лю­дей.

 

Чи­та­тель­ская кон­фе­рен­ция – это тот спо­соб об­суж­де­ния книг, сти­хо­тво­ре­ний, лю­бых ли­те­ра­тур­ных тек­с­тов, ко­то­рый был при­нят и ши­ро­ко при­ме­нял­ся в со­вет­ское вре­мя. На каж­дом за­во­де, в каж­дой биб­ли­о­те­ке, в шко­лах, в ин­сти­ту­тах лю­ди со­би­ра­лись и об­суж­да­ли про­из­ве­де­ния.

Сей­час я не слы­шал, что­бы по­доб­ные ме­ро­при­я­тия ши­ро­ко про­во­ди­лись. А лю­ди ста­ро­го по­ко­ле­ния (на­при­мер, моя ма­ма, от­чим), хо­тя к ли­те­ра­ту­ре ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не име­ли, но пре­крас­но зна­ют, что та­кое чи­та­тель­ская кон­фе­рен­ция.

В дан­ном кон­крет­ном ме­с­те кон­фе­рен­цию пред­ло­жил про­ве­с­ти Ни­ко­лай Пе­т­ро­вич (ди­рек­тор «Шко­лы на Вос­кре­сен­ской»). По­ми­мо про­че­го, в на­шем ка­луж­ском слу­чае, это очень хо­ро­ший спо­соб от­влечь лю­дей из Моск­вы, от сто­лич­ной су­е­ты. Им, ко­неч­но, мо­гут по­зво­нить по мо­биль­но­му те­ле­фо­ну, но всё рав­но здесь ат­мо­сфе­ра уже дру­гая. Ти­хо, спо­кой­но. Мож­но со­сре­до­то­чить­ся, по­ду­мать, про­ве­с­ти один день це­ли­ком в та­ких твор­че­с­ки-чи­та­тель­ских ис­ка­ни­ях.

В мае мы про­ве­ли Пер­вую та­кую кон­фе­рен­цию по твор­че­ст­ву Юрия Куз­не­цо­ва. И нам тог­да, всем, кто уча­ст­во­вал, по­ка­за­лось, что это был очень ус­пеш­ный опыт, что мы долж­ны про­дол­жать эту тра­ди­цию и про­во­дить та­кое ме­ро­при­я­тие один раз в се­зон (то есть – в три ме­ся­ца), вы­би­рать объ­ект для об­суж­де­ния, как мож­но рань­ше рас­сы­лать по­тен­ци­аль­ным уча­ст­ни­кам и со­би­рать­ся для об­суж­де­ния. По­то­му что здесь важ­но, ко­неч­но, хо­ро­шень­ко го­то­вить­ся пе­ред встре­чей. Я меч­таю, что выс­шим пи­ком та­ко­го ме­ро­при­я­тия мог­ла бы быть во­об­ще си­ту­а­ция, при ко­то­рой все вме­с­те со­бра­лись бы в кру­жок, се­ли на­про­тив друг дру­га и… це­лый день мол­ча­ли. Про­сто смо­т­ре­ли друг на дру­га – и всё уже бы­ло бы по­нят­но. Это мой иде­ал…»

«Ес­ли бы ме­ня спро­си­ли об от­но­ше­нии к мед­лен­но­му чте­нию, – по­де­лил­ся c на­ми сво­и­ми мыс­ля­ми и Н.П. Бан­зе­люк (ди­рек­тор, пре­по­да­ва­тель шко­лы, где про­хо­ди­ла кон­фе­рен­ция, ос­но­ва­тель и ди­рек­тор из­да­тель­ст­ва «Ду­хов­ное по­зна­ние»), – то я от­ве­тил бы при­мер­но так: под мед­лен­ным чте­ни­ем я по­ни­маю не толь­ко спо­соб­ность чи­тать не спе­ша, но и по­треб­ность чи­тать всю жизнь. На мой взгляд, чи­тать мед­лен­но зна­чит чи­тать вдум­чи­во, схва­ты­вая про­чи­тан­ное не толь­ко ин­тел­лек­том, но про­пу­с­кая его сквозь ду­шу. А ду­ша чи­та­ет мед­лен­нее, чем ин­тел­лект, мед­лен­нее и глуб­же... Ду­ша тру­дит­ся, ду­ша тво­рит. Имен­но мед­лен­ное чте­ние де­ла­ет чи­та­те­ля со-твор­цом, а не про­сто по­тре­би­те­лем.

Мы в на­шей шко­ле чи­та­ем дваж­ды в не­де­лю что-ли­бо из рус­ской клас­си­ки. Учи­те­ля, де­ти, ро­ди­те­ли со­би­ра­ем­ся, са­дим­ся в круг и чи­та­ем, пе­ре­да­вая друг дру­гу кни­гу, как бра­ти­ну. Опыт та­ко­го чте­ния по­ка­зы­ва­ет, что рус­ская ли­те­ра­ту­ра и есть на­ша бра­ти­на, пол­ная жи­вым со­ком на­шей на­род­ной жиз­ни. Не­воз­мож­но не ви­деть, что про­бле­ма по­ко­ле­ний, про­бле­ма от­цов и де­тей ни­ку­да не де­лась, се­го­дня прак­ти­че­с­ки все де­ти – ба­за­ро­вы. К это­му при­ба­ви­лось ещё на­ра­с­та­ю­щее рас­сло­е­ние об­ще­ст­ва и по дру­гим при­зна­кам: по­ли­ти­че­с­ким, на­ци­о­наль­ным, кон­фес­си­о­наль­ным, со­ци­аль­ным и др., ещё боль­шее, чем во вре­ме­на Ба­за­ро­ва. И не вид­но, что бы мог­ло пре­дот­в­ра­тить рас­пад об­ще­ст­ва, кро­ме рус­ской ли­те­ра­ту­ры. По­то­му что в ней есть об­ра­зы на­ше­го бу­ду­ще­го, то­го, ра­ди че­го мы жи­вём. По­то­му, как вер­но за­ме­тил Че­хов: жить мож­но толь­ко бу­ду­щим. Об­раз это­го на­ше­го бу­ду­ще­го и есть в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. И мед­лен­ное, я бы от­ва­жил­ся ска­зать, по­жиз­нен­ное чте­ние рус­ской клас­си­ки, спо­соб­но сде­лать из нас твор­цов на­ше­го бу­ду­ще­го. Та­ко­го бу­ду­ще­го, ко­то­рое спо­соб­но сно­ва со­брать нас в мно­го­об­раз­ное един­ст­во...»

От­ме­тим, что пер­вая, май­ская, чи­та­тель­ская кон­фе­рен­ция в Ка­лу­ге, как упо­мя­нул Сер­гей Ба­чин­ский, бы­ла по­свя­ще­на твор­че­ст­ву Юрия По­ли­кар­по­ви­ча Куз­не­цо­ва, а точ­нее – по пред­ва­ри­тель­ной за­яв­ке – его «две­над­ца­ти сти­хо­тво­ре­ни­ям» (зная глу­би­ну, сим­во­лич­ность, гу­с­то­ту по­эзии Куз­не­цо­ва, не уди­ви­тель­но, что за от­ве­дён­ное вре­мя уда­лось ра­зо­брать толь­ко шесть из них), и ока­за­лась при­уро­че­на к 70-ле­тию со дня рож­де­ния по­эта, над со­бра­ни­ем со­чи­не­ний ко­то­ро­го ра­бо­та­ет ре­дак­ция «Литературной Рос­сии».

Сле­ду­ю­щая кон­фе­рен­ция, на­ме­чен­ная на ко­нец ян­ва­ря, бу­дет по­свя­ще­на «мед­лен­но­му чте­нию» ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний Ми­ха­и­ла Ва­си­ль­е­ви­ча Ло­мо­но­со­ва, три­с­та лет со дня рож­де­ния ко­то­ро­го от­ме­ча­ет в этом го­ду вся Рос­сия.

Не­дав­няя же, осен­няя, – но­си­ла за­гла­вие «15 сти­хо­тво­ре­ний Алек­сея Ва­си­ль­е­ви­ча Коль­цо­ва». (День рож­де­ния это­го ве­ли­ко­го ос­но­ва­те­ля под­лин­но на­род­ной, кре­с­ть­ян­ской тра­ди­ции в рус­ской по­эзии при­хо­дит­ся как раз на ок­тябрь.)

Бро­са­ет­ся в гла­за сло­жив­ша­я­ся по фак­ту тра­ди­ция при­уро­чи­вать объ­ект об­суж­де­ния на кон­фе­рен­ци­ях к то­му или ино­му юби­лею. За­ме­чу, что это, ко­неч­но, не яв­ля­ет­ся са­мо­це­лью, а лишь об­лег­ча­ет и де­ла­ет не­сколь­ко ме­нее слу­чай­ным вы­бор од­но­го кон­крет­но­го ав­то­ра из не­объ­ят­ной мас­сы пи­са­те­лей, поз­во­ля­ет лег­че прий­ти к ком­про­мис­су в этом во­про­се. А спо­соб­ность слу­шать друг дру­га без раз­дра­же­ния и по­пы­ток пе­ре­тя­нуть оде­я­ло на се­бя – важ­ней­шие прин­ци­пы сов­ме­ст­но­го «чте­ния».

 

Быть мо­жет, чи­та­тель­ские кон­фе­рен­ции – это дей­ст­ви­тель­но удач­ный спо­соб са­мо­ор­га­ни­за­ции на­ро­да (а не толь­ко ли­те­ра­то­ров и ли­те­ра­ту­ро­ве­дов) в под­дер­жа­нии и раз­ви­тии сво­ей куль­ту­ры, воз­мож­ность со­при­ча­с­тия «про­стых» лю­дей с ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­рой в та­кой фор­ме, ко­то­рая не вы­зы­ва­ет у них от­чуж­де­ния, а на­обо­рот, ув­ле­ка­ет, за­став­ля­ет ак­тив­но, вни­ма­тель­но пе­ре­жи­вать и впи­ты­вать луч­шие про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва сло­ва?

 

В лю­бом слу­чае по­доб­ные ме­ро­при­я­тия, ко­неч­но, не­воз­мож­ны без та­ких по­движ­ни­ков, как Сер­гей Ба­чин­ский и Ни­ко­лай Пе­т­ро­вич Бан­зе­люк, влюб­лён­ных в ли­те­ра­ту­ру и име­ю­щих до­ста­точ­но энер­гии и оба­я­ния для то­го, что­бы за­ра­зить этой лю­бо­вью дру­гих.

Что ка­са­ет­ся ме­то­да «мед­лен­но­го чте­ния», то ос­но­ва­те­лем его на рос­сий­ской поч­ве, на­сколь­ко мне из­ве­ст­но, счи­та­ет­ся фи­ло­соф, кри­тик, ли­те­ра­ту­ро­вед М.О. Гер­шен­зон. А не­до­ста­ток по­доб­но­го под­хо­да в том, что мож­но (и та­кое по­сто­ян­но про­ис­хо­дит), как го­во­рит­ся, «вчи­тать» со­вер­шен­но по­сто­рон­ние смыс­лы, ко­то­рые не за­кла­ды­ва­лись в про­из­ве­де­ние его ав­то­ром, а глав­ное, ав­то­ру мо­гут быть со­вер­шен­но чуж­ды. (Хо­тя ино­гда «вчи­ты­вать» во­все не пло­хо; мно­гие оп­ре­де­ля­ют под­лин­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва как со­зда­ния, по­буж­да­ю­щие к со­твор­че­ст­ву, спо­соб­ные на­ра­с­тать не­о­жи­дан­ны­ми смыс­ла­ми при вос­при­я­тии, обо­га­щать­ся са­мим этим вос­при­я­ти­ем и со­пе­ре­жи­ва­ни­ем.) Ещё од­на опас­ность – всма­т­ри­ва­ясь в ко­ру де­ре­вь­ев и про­жил­ки ли­с­ти­ков, по­те­рять чув­ст­во са­мо­го ле­са. Чтобы избежать этого, боль­шую роль опять же иг­ра­ет ор­га­ни­за­тор, ве­ду­щий, или, как ста­ло мод­но го­во­рить со вре­мён мас­со­вой ин­тер­не­ти­за­ции, «мо­де­ра­тор» кон­фе­рен­ции или кон­крет­но­го об­суж­де­ния.

Преж­де чем ос­та­вить чи­та­те­ля на­еди­не с раз­мы­ш­ле­ни­я­ми о не­об­хо­ди­мо­с­ти та­ких кон­фе­рен­ций или воз­мож­но­с­ти соб­ст­вен­но­го к ним при­об­ще­ния, хо­те­лось бы при­ве­с­ти от­клик ещё од­но­го ак­тив­но­го уча­ст­ни­ка ка­луж­ских чте­ний на про­шед­шую кон­фе­рен­цию.

Оле­ся Кли­мо­ва ра­бо­та­ет в «Шко­ле на Вос­кре­сен­ской» и, что в дан­ном слу­чае примечательно, име­ет как раз та­ки про­фес­си­о­наль­ное фи­ло­ло­ги­че­с­кое об­ра­зо­ва­ние:

«На­до ска­зать, что ког­да я учи­лась, то пер­вые три кур­са де­ла­ла это с от­кры­ты­ми гла­за­ми, а ос­тав­ше­е­ся вре­мя на­столь­ко пе­ре­на­сы­ти­ло ме­ня раз­но­го ро­да ли­те­ра­ту­рой, что, за­кон­чив уни­вер­си­тет, я, на­вер­ное, го­да три во­об­ще ни­че­го не чи­та­ла. Про­сто не мог­ла. Но, сла­ва бо­гу, про­изо­ш­ло то, что про­изо­ш­ло, и та еже­днев­ная ра­бо­та, ко­то­рая здесь про­во­дит­ся, ко­то­рой на­пи­та­но это зда­ние, спо­соб­ст­во­ва­ла мо­е­му «воз­вра­ще­нию».

В мо­ей су­ет­ной жиз­ни на­хо­дит­ся вре­мя для удо­воль­ст­вия – для чте­ния и раз­мы­ш­ле­ния о рус­ской ли­те­ра­ту­ре. А вот най­ти еди­но­мы­ш­лен­ни­ков в этом про­цес­се, со­брать­ся вме­с­те для это­го дей­ст­ва – удо­воль­ст­вие ред­кое. По­это­му так ва­жен для ме­ня опыт сов­ме­ст­но­го мед­лен­но­го чте­ния. В сов­ме­ст­ной ра­бо­те про­ис­хо­дят уди­ви­тель­ные ве­щи: про­го­ва­ри­вая вслух соб­ст­вен­ное мне­ние, я ино­гда об­на­ру­жи­ваю, что оно зву­чит сов­сем ина­че, чем вну­т­ри, толь­ко в сов­ме­ст­ной ра­бо­те по­яв­ля­ет­ся так мно­го но­вых идей, мне­ние со­се­да обо­га­ща­ет ме­ня, учит не от­вер­гать, а ис­кать ис­тин­ные смыс­лы, за всё вре­мя ра­бо­ты рож­да­ет­ся осо­бый дух един­ст­ва, ком­фор­та, со­твор­че­ст­ва, мы ста­но­вим­ся за­мет­нее для ду­хов­но­го ми­ра – всё это не так ча­с­то уда­ет­ся пе­ре­жи­вать в жиз­ни. Имея фи­ло­ло­ги­че­с­кое об­ра­зо­ва­ние, я не­сколь­ко лет учусь во вре­мя чте­ния из­бав­лять­ся от про­шло­го зна­ния и вос­при­ни­мать чи­с­тым не­за­мы­лен­ным взгля­дом ху­до­же­ст­вен­ные тек­с­ты. Ког­да ря­дом лю­ди, ста­ра­ю­щи­е­ся де­лать то же са­мое – это пра­зд­ник».


Материал подготовил Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования