Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №46. 18.11.2011

Все огорчения, все споры считаю чепухой и вздором

Про­чи­тав в ва­шем но­ме­ре от 4.11.2011 г. ста­тью о Ро­за­но­ве Ива­на Гоб­зе­ва, вос­при­нял её как лич­ное ос­кор­б­ле­ние. Ес­ли цель ав­то­ра ста­тьи бы­ла не ос­та­вить чи­та­те­ля рав­но­душ­ным, то она до­стиг­ну­та.

Пер­вое своё про­из­ве­де­ние, со­вер­шен­но не за­ме­чен­ное чи­та­те­лем и да­же не рас­куп­лен­ное, Ро­за­нов на­звал «О по­ни­ма­нии». Не знаю, по­нял ли бы Ро­за­нов вас, Иван, но я вас по­ни­мать не хо­чу.

В от­ли­чие от Ва­си­лия Вас-ча Ро­за­но­ва, я точ­но не имею от­но­ше­ния ни к пи­са­те­лям, ни к мыс­ли­те­лям, ни да­же к пуб­ли­ци­с­там. Но бу­ду­чи толь­ко не бес­ст­ра­ст­ным чи­та­те­лем не толь­ко Ро­за­но­ва и ва­шей га­зе­ты (дей­ст­ви­тель­но за­ме­ча­тель­ной), при­ни­маю бро­шен­ную пер­чат­ку, за дав­но ушед­ше­го Вас. Вас-ча, и бе­русь за пе­ро.

Соб­ст­вен­но, за­щи­щать Ро­за­но­ва де­ло не боль­но-то ге­ро­и­че­с­кое, он в этом не нуж­да­ет­ся. Но Иван не оди­нок в сво­ём же­ла­нии хлоп­нуть по пле­чу пыль­но­го пи­д­жа­ка «ту­ман­но­го» фи­ло­со­фа и низ­ве­с­ти его до псев­до­па­ра­док­саль­но­го, за­уряд­но­го пуб­ли­ци­с­та. За­дол­го до не­го, в 1929 го­ду один из ува­жа­е­мых и по­чи­та­е­мых мной пи­са­те­лей Гай­то Газ­да­нов вы­сту­пил с ко­щун­ст­вен­ной, на мой взгляд, ста­ть­ёй «Миф о Ро­за­но­ве», где с жи­вей­шим уча­с­ти­ем до­ка­зы­вал, что Ро­за­нов «ни­ка­ко­го вли­я­ния на ли­те­ра­ту­ру» «не мог иметь», по­то­му что он «не ли­те­ра­тор, не яв­ле­ние», а «ли­те­ра­тур­ный мо­шен­ник».

«Вся­кая по­ло­жи­тель­ная те­о­рия о Ро­за­но­ве, – пи­шет Газ­да­нов, – мог­ла бы быть оп­ро­верг­ну­та ци­та­та­ми из од­них его про­из­ве­де­ний, ес­ли те­о­рия ос­но­вы­ва­лась бы на дру­гих, – или ци­та­та­ми из дру­гих про­из­ве­де­ний, ес­ли бы она бы­ла ос­но­ва­на на од­них». «…Не бу­дем го­во­рить об един­ст­вен­ном сти­ле Ро­за­но­ва, – да­лее пи­шет Газ­да­нов, – о не­о­бык­но­вен­но­с­ти книг, на­пи­сан­ных та­ки­ми от­рыв­ка­ми, – это не име­ет зна­че­ния; не­труд­но убе­дить­ся, что для Ро­за­но­ва эта сто­ро­на во­про­са не пред­став­ля­ла ин­те­ре­са...

...Чи­таю «Опав­шие ли­с­тья», чи­таю о том, что ли­те­ра­ту­ру Ро­за­нов чув­ст­ву­ет, как шта­ны, что Го­голь иди­от, что Тол­стой про­жил глу­бо­ко по­ш­лую жизнь, что Же­ля­бов ду­рак, что Гер­цен са­мо­до­воль­ный гу­ля­ка, а он – Ро­за­нов, – civis romanus (рим­ский граж­да­нин)»…

Лов­ко, Гай­то Ива­но­вич, ни­че­го не ска­жешь. Ко­неч­но, «ре­ак­ци­о­не­ра» и «мра­ко­бе­са» Ро­за­но­ва слож­но по­нять ма­со­ну (я не о за­го­во­рах, упа­си Бог) и бу­ду­ще­му ве­ду­ще­му «Ра­дио Сво­бо­ды» Газ­да­но­ву, по­это­му чи­та­ем в ста­тье о Ро­за­но­ве: «…он не по­ни­мал ари­с­то­кра­тич­но­с­ти – и Гер­цен и Тол­стой ос­та­лись ему чуж­ды... Он не мог до­пу­с­тить мыс­ли о бес­ко­ры­ст­но­с­ти Тол­сто­го. ...Так вор не по­ни­ма­ет, не­уже­ли че­ло­век мо­жет быть се­рь­ёз­но че­с­тен? Так ла­кей не по­ни­ма­ет ба­ри­на. А ба­ри­ном – Ро­за­но­ву очень хо­те­лось быть». «...Ро­за­нов был бед­ный че­ло­век, стра­дав­ший от сво­е­го уни­зи­тель­но­го по­ло­же­ния… – оби­жен­ный судь­бой, как ка­ле­ка, гор­бун, ко­то­рый зло­бен по сво­ей при­ро­де, так как Бог со­здал его ху­же дру­гих лю­дей, а он хо­чет быть ба­ри­ном «...как дру­гие...»

Вот это уж сов­сем ос­кор­би­тель­но. Кем-кем, а ла­ке­ем Ро­за­нов точ­но не был. Не из-за сво­ей ли строп­ти­во­с­ти он был из­гнан гос­по­да­ми и гос­по­жа­ми вро­де Гип­пи­ус (ко­то­рую ци­ти­ру­ет Иван Гоб­зев в сво­ей ста­тье) из ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ско­го круж­ка. Сло­во до­че­ри пи­са­те­ля Та­ть­я­не Ро­за­но­вой:

«...По­сле этой ис­то­рии к нам при­ехал Вя­че­слав Ива­нов и воз­му­щал­ся, как воз­мож­но ис­клю­че­ние из Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ско­го об­ще­ст­ва че­ло­ве­ка, ко­то­рый ина­ко ду­ма­ет, чем все». А Пётр Стру­ве в знак про­те­с­та да­же по­ки­нул это слиш­ком ще­пе­тиль­ное сбо­ри­ще. Кста­ти, из ци­та­ты Гип­пи­ус, при­ве­дён­ной Ива­ном, мож­но за­клю­чить, что Ро­за­нов был гра­фо­ма­ном: «…уж ни­как не «пи­са­те­лем» – что он за пи­са­тель! Пи­са­нье… бы­ло у не­го про­сто функ­ци­ей…» Но, по-мо­е­му, пи­са­тель и от­ли­ча­ет­ся от гра­фо­ма­на толь­ко сте­пе­нью та­лант­ли­во­с­ти. А уж её у Ва­си­лия Ва­си­ль­е­ви­ча не от­нять. Не мо­гу удер­жат­ся от ци­та­ты са­мо­го Ва­си­лия Ва­си­ль­е­ви­ча: «...ес­ли бы Ко­лум­бу не бы­ла ока­за­на в кон­це кон­цов под­держ­ка, он не толь­ко не от­крыл бы Аме­ри­ки, а ещё уве­ли­чил бы чис­ло ита­ль­я­но-ис­пан­ских са­мо­убийц или бо­ся­ков. Ду­ша са­мая ве­ли­кая и бла­го­род­ная гиб­нет, ког­да ей не­до­ста­ёт хле­ба, шу­бы, са­по­гов и по­сто­ян­но – пра­ва. Не хо­тим мы ис­кать Ко­лум­бов сре­ди на­шей ин­тел­ли­ген­ции». Что тут ска­жешь!

Не счи­та­ет «Ко­лум­бом» Ро­за­но­ва и Иван Гоб­зев, го­во­ря, что свой «жанр» тот сли­зал то ли у Мон­те­ня (не яс­но толь­ко, зная ли Мон­те­ня), то ли у Стен­да­ля. Пре­до­став­лю сло­во о «за­им­ст­во­ва­ни­ях и по­вто­ре­ни­ях» са­мо­му Ва­си­лию Ва­си­ль­е­ви­чу: «…Да­ни­лев­ский и Стра­хов… бы­ли ком­пи­ля­то­ры в том ве­ли­ком и пре­крас­ном смыс­ле, как на­при­мер всё ви­зан­тий­ско-рим­ское бо­го­слов­ст­во­ва­ние мож­но на­звать ком­пи­ля­ци­ею Еван­ге­лия и Биб­лии…» А ос­нов­ную за­слу­гу Ва­си­лия Ва­си­ль­е­ви­ча пе­ред ли­те­ра­ту­рой Иван ви­дит в том, что «днев­ни­ки Ро­за­но­ва... ве­ро­ят­но, сы­г­ра­ли оп­ре­де­лён­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии пи­са­тель­ско­го об­ра­за ав­то­ра по­эмы «Моск­ва – Пе­туш­ки».

Что ж, по­слу­ша­ем са­мо­го Ве­не­дик­та Еро­фе­е­ва: «...Ме­ре­сь­ев и Кеп­лер, Ари­с­то­тель и Бот­кин го­во­ри­ли сов­сем не то, а этот – го­во­рит то са­мое». «Кол­леж­ский со­вет­ник Ва­си­лий Ро­за­нов, пи­шу­щий со­чи­не­ния»… «Ба­ла­мут с тон­чай­шим серд­цем, ипо­хон­д­рик, ми­зан­т­роп, гру­би­ян, весь со­тво­рён­ный из нер­вов, без при­ме­сей, он за­во­дил па­ск­виль­но­с­ти, чуть речь за­хо­ди­ла о том, пе­ред чем мы при­вык­ли бла­го­го­веть, – и раз­да­вал па­не­ги­ри­ки всем, над кем мы глу­мим­ся, – и всё это с иде­аль­ной си­с­те­ма­тич­но­с­тью мы­ш­ле­ния и пол­ным от­сут­ст­ви­ем си­с­тем­но­с­ти в из­ло­же­нии…

«Есть ли жа­лость в ми­ре? Кра­со­та – да, смысл – да. Но жа­лость?» «Звёз­ды жа­ле­ют ли? Мать жа­ле­ет, и да бу­дет она вы­ше звёзд».

...(нет, с этим «ду­ше­гу­бом» очень да­же есть о чём по­го­во­рить, мне дав­но не по­па­да­лось су­ще­ст­во, с ко­то­рым до та­кой сте­пе­ни бы­ло бы о чём по­го­во­рить!)…»

А вот знав­ший Ро­за­но­ва С.Н. Ду­ры­лин: «В рус­ской ли­те­ра­ту­ре бы­ли свои ан­ге­лы, гно­мы, кар­ли­ки, феи, лю­ди; есть и че­ло­ве­ко­об­раз­ные; есть и «про­стей­шие», и «бес­по­зво­ноч­ные». Ка­кое бо­гат­ст­во! Всё есть. Но «раз­ви­тие» идёт в об­рат­ном по­ряд­ке: от че­ло­ве­ка к «про­стей­шим».

...В.В. Ро­за­нов был по­след­ний…

...па­пи­ро­с­ка по­тух­ла на­всег­да.

И ни­кто не за­ку­рил от неё».

Мож­но бы­ло бы вспом­нить, что Фло­рен­ский счи­тал Ро­за­но­ва од­ним из ве­ли­ких лю­дей, с ко­то­ры­ми ему до­ве­лось встре­тить­ся в жиз­ни. А А.Ф. Ло­сев на­зы­вал «ин­те­рес­ным яв­ле­ни­ем», ко­то­рое «за­слу­жи­ва­ет то­го, что­бы его изу­чить».

Ес­ли эти име­на – это «два-три из­вра­щен­ца-куль­ту­ро­ло­га», то они сто­ят мил­ли­о­нов по­клон­ни­ков. Куль­ти­ви­за­ция ни­ко­му из ве­ли­ких (ни Пуш­ки­ну, ни Ма­я­ков­ско­му, ни ны­не Вы­соц­ко­му) ещё ни­че­го хо­ро­ше­го не при­но­си­ла. Об­шир­ность лью­щей­ся ин­фор­ма­ции о них по­верх­но­ст­на, по­то­му все­яд­на. Она де­ла­ет Ве­ли­ких до­ступ­ны­ми, но бес­ко­неч­но су­жа­ет и обед­ня­ет их (в чём они, ко­неч­но, не ви­но­ва­ты).

В этом смыс­ле «Ро­за­нов за 90 ми­нут» – по­ш­лость. А Ро­за­нов «Ми­мо­лёт­ное. 1915 год» – ве­чен:

«Кни­га долж­на быть до­ро­гой. И пер­вое сви­де­тель­ст­во люб­ви к ней – го­тов­ность её ку­пить. Кни­гу не на­до «да­вать чи­тать». Кни­га, ко­то­рую «да­ва­ли чи­тать», – раз­врат­ни­ца…»

И в за­клю­че­ние не мо­гу не про­ци­ти­ро­вать по­след­не­го «Пись­ма к дру­зь­ям» Ва­си­лия Ва­си­ль­е­ви­ча:

«...Бла­го­род­но­го Са­шу Бе­нуа, скром­но­го и пре­крас­но­го Пеш­ко­ва, лю­би­мо­го Ре­ми­зо­ва и его Се­ра­фи­му Пав­лов­ну, лю­би­мо­го Бо­ри­са Са­дов­ско­го, всех ли­те­ра­то­ров, без ис­клю­че­ния; Ме­реж­ков­ско­го и Зи­ну Ме­реж­ков­скую – ни на ко­го, ни за что не имею дур­но­го, всех толь­ко ува­жаю и чту.

Все огор­че­ния, все спо­ры счи­таю че­пу­хой и вздо­ром. Ива­на Ива­но­ви­ча Вве­ден­ско­го бла­го­да­рю за до­б­ро­ту и вни­ма­ние… Фло­рен­ско­го – за изя­ще­ст­во, му­же­ст­во и по­уче­ние, ма­моч­ку на­шу бес­цен­ную за всю её жизнь и за её гра­цию.

Ле­ма­на бла­го­да­рю за по­мощь и ве­ли­ко­ду­шие…

Ду­ры­ли­на ми­ло­го люб­лю, ува­жаю и по­чи­таю, и точ­но так же Фу­де­ля... и все­му ми­ру кла­ня­юсь в но­ги и по­чи­таю за ве­ли­кую тер­пе­ли­вость.

7 ян­ва­ря, чет­верг 1919 г.

На­пи­са­но под дик­тов­ку».


Ваш читатель Алексей ДЕРЯГИН, 30 лет,
г. ПЕРМЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования