Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №46. 18.11.2011

Три сапога пара

Авторы этих трёх поэтических сборников – на пару с их предтечами в жанрово-стилистическом смысле – по-разному видят и мир, и его окрестности. Двоим из них до горечи близок Харьков. Третьему так же несладко живётся, но уже в его родном городе, «где над рекою колумб уродский/ Стоит, как <в нашей поэзии> Бродский».

 

Аппетитная ним­фет­ка и ста­ре­ю­щий ре­во­лю­ци­о­нер, – ка­ков сю­жет, а? «Ос­но­ву это­го но­вей­ше­го по вре­ме­ни сбор­ни­ка мо­их сти­хо­тво­ре­ний со­став­ля­ют по­сла­ния к мо­ло­дой жен­щи­не, скры­той под име­нем Фи­фи, – со­об­ща­ет чи­та­те­лю ав­тор кни­ги «К Фи­фи» (под­ра­жая цик­лу «К Ле­с­бии» Ка­тул­ла). – До­стиг­нув из­ве­ст­но­го воз­ра­с­та, ког­да муж­чи­на опять ста­но­вит­ся по­хот­ли­вым, как под­ро­с­ток, я за­пи­сал в бе­шен­ст­ве стра­с­ти свои ме­с­та­ми эро­ти­че­с­кие, ме­с­та­ми пор­но­гра­фи­че­с­кие при­зна­ния и ви­де­ния». Впро­чем, для Эду­ар­да Ли­мо­но­ва не­уди­ви­тель­но «ста­реть» имен­но так, без осо­бо­го на­пря­га за­во­дя каж­дый раз оче­ред­ную «ре­во­лю­ци­он­ную» по­дру­гу. Да и к че­му на­пря­гать­ся? «Тру­сы сни­май с дев­чон­ки,/ Но мед­лен­но сни­май,/ И гра­дус на­пря­жён­ки/ Тем са­мым по­вы­шай», – дик­ту­ет нам по­эт свою ре­цеп­ту­ру стра­с­ти, жон­г­ли­руя фу­ту­ри­с­ти­че­с­кой сти­ли­с­ти­кой и ут­ри­руя пред­теч-сим­во­ли­с­тов. По­мни­те, «о, при­крой свои блед­ные но­ги» у Брю­со­ва? По­мнит и Ли­мо­нов, апел­ли­руя к Фи­фи: «При­крой, мой друг, твои ко­лен­ки,/ При­крой и щель, — хра­ни­тель сперм,/ Я Вас люб­лю до рас­чле­нен­ки/ И Вас ро­див­ший го­род Пермь». Го­род­ской ро­манс и про­чая зной­ная пар­фю­ме­рия в сти­ле Го­ро­дец­ко­го и Бло­ка, Се­ве­ря­ни­на и Гу­ро от­чёт­ли­во слыш­на в этом не­три­ви­аль­ном сбор­ни­ке, чей ав­тор, про­трез­вев от лю­бов­ных утех, от­чёт­ли­во за­яв­ля­ет: «Я не хо­чу стать гру­ст­ным ста­ри­ком,/ Я луч­ше бу­ду во­и­ном и тру­пом,/ При­кры­тым ок­ро­вав­лен­ным ту­лу­пом,/ С дру­ги­ми уби­ен­ны­ми ряд­ком./ Я не хо­чу быть гру­ст­ным ста­ри­ком». Сло­вом, ту­лу­пы не мы, мы – не тру­пы, а с рас­ко­сы­ми и жад­ны­ми оча­ми по­гло­ти­те­ли чу­жих (и сво­их) гре­хов.

В кни­ге «Ещё сти­хи» Ан­д­рея Ва­си­лев­ско­го (к чьим све­жим тек­с­там до­бав­ле­ны сти­хи 70-х го­дов, от­сю­да и на­зва­ние сбор­ни­ка) не­ма­ло от по­эта Чу­хон­це­ва, раз­бав­лен­но­го кон­цеп­ту­а­лист­ской кон­кре­ти­кой При­го­ва. Хо­тя на­ли­цо яв­ные сле­ды са­мо­сто­я­тель­ной кон­ста­та­ции бы­тия – мо­за­ич­но­го, ре­ля­ти­вист­ско­го, по­ли­куль­тур­но­го: «чем ху­же Че­ло­век-Па­ук/ Зе­ве­со­ва ор­ла?/ чем Лек­тер Ган­ни­бал/ ужас­ней Апол­ло­на,/ с Мар­сия сди­ра­ю­ще­го ко­жу?» Ино­гда, прав­да, ав­то­ру, поль­зу­ю­ще­му се­рь­ёз­ность Ио­си­фа Брод­ско­го, а по­лу­ча­ю­ще­му иро­нию Льва Ло­се­ва, из­ме­ня­ет кол­лек­тив­ная па­мять по­ко­ле­ний, и он, со­об­щив, что, мол, «по­мню зим­нюю оче­редь за пше­нич­ной му­кой/ при хру­ще­ве/ или не по­мню», за­бы­ва­ет о су­ще­ст­во­ва­нии ми­ни­ма­ли­с­та Ма­ка­ро­ва-Крот­ко­ва, уже во­про­шав­ше­го ра­нее: «а по­мнишь там ещё был/ не по­мнишь/ я то­же». Про­чая бра­ви­ру­ю­щая ан­т­ро­по­ло­гия у Ва­си­лев­ско­го та­ко­го же по­зи­ти­вист­ско­го тол­ка:  «Это стран­но, очень стран­но/ Homo sapiens’ом быть,/ Про­сы­пать­ся ут­ром ра­но,/ Про­сы­пать­ся, что­бы жить». По­доб­ной «ра­ёш­ной» бе­зу­теш­но­с­тью бы­тия кто толь­ко не ис­ку­шал­ся, и ав­то­ру сбор­ни­ка «Ещё сти­хи», для ко­то­ро­го «сра­зу за по­во­ро­том/ ис­то­рия ста­но­вит­ся фра­зе­о­ло­ги­че­с­ким обо­ро­том», ла­ви­ро­вать меж­ду по­доб­ны­ми (как пра­ви­ло, чу­жи­ми) по­эти­ка­ми не все­гда лег­ко.

За­да­ча ав­то­ра кни­ги «Тре­тий из двух» не ме­нее слож­на. Объ­яс­ня­ясь в пре­дис­ло­вии к сбор­ни­ку в сво­ём же­ла­нии «со­брав­шись с мыс­ля­ми-сти­ха­ми во­круг чи­с­то­го сво­бод­но­го Сло­ва, ре­а­ни­ми­ро­вать Че­ло­ве­ка по­эти­зи­ру­ю­ще­го», Илья Рис­сен­берг уже в пер­вых стро­ках – вдо­гон­ку вы­ше­упо­мя­ну­то­му Ва­си­лев­ско­му – кон­ста­ти­ру­ет: «Я, по­хо­же, Че­ло­век Ис­че­за­ю­щей». От­че­го же не очень-то вы­хо­дит с воз­рож­де­ни­ем чи­та­те­ля, и впол­не по­лу­ча­ет­ся с ор­га­ни­за­ци­ей са­мо­го ав­то­ра? На­вер­ное, ска­зы­ва­ет­ся из­веч­ная про­бле­ма са­мо­иден­ти­фи­ка­ции. Кли­мат, опять-та­ки, ге­о­по­ли­ти­че­с­кая не­при­ка­ян­ность, ко­то­рая не пе­ре­хо­дит в по­эти­че­с­кую воль­ни­цу, по­сколь­ку ав­тор проч­но дер­жит в па­мя­ти ма­лую Русь, где жи­вёт, и ка­кую-то иную Русь «зем­ли Ио­си­фа», ис­хо­дя­щую то ли из Се­ре­б­ря­но­го ве­ка рус­ской по­эзии, то ли из вет­хо­за­вет­ной па­мя­ти по­ко­ле­ний. И по­это­му в сбор­ни­ке ма­ло­ва­то ку­ра­жа. Впро­чем, кос­но­языч­но-юро­ди­во­го (ис­тин­но «по­эти­че­с­ко­го») у Ильи Рис­сен­бер­га то­же не­мно­го. Его слог по-хо­ро­ше­му гре­шит пре­крас­ной кар­та­во­с­тью ис­кон­но-по­скон­но­го сти­ля а ля Есе­нин и Клю­ев и вы­со­кой ком­му­наль­ной то­с­кой Оси­па Ман­дель­ш­та­ма: «Мне-б-Ру­си, кро­ме во­доч­ки,/ Чтоб свя­тясь на птен­цо­вый по­лёт,/ На Да­ви­до­вой звёз­доч­ке/ Ита­лий­ская скри­поч­ка пьёт». Учит ли по­эта са­ма жизнь, вы­но­ся­щая за скоб­ки лю­бо­го со­мне­ва­ю­ще­го­ся в ау­тен­тич­но­с­ти ма­ло­рос­сий­ско­го кон­тек­с­та? «На­учил­ся раз­го­ва­ри­вать с двор­ня­га­ми и кош­ка­ми», – пи­шет ав­тор, но это­го, на­вер­ное, ма­ло. Ведь упо­мя­ну­тые «на­сто­я­щие» юро­ди­вые вро­де Ни­ко­лая Глаз­ко­ва пи­са­ли о том, что «жи­ву я в этом ми­ре тем, что пи­лю дро­ва», а у Рис­сен­бер­га ина­че. Его ли­ри­че­с­кий ге­рой жи­вёт не чем-то, а для че­го-то, да­же ес­ли это «что-то» – уют­ные по­ис­ки веч­но ус­коль­за­ю­щей Ро­ди­ны. А ведь это уже из­вра­ще­ние для по­эта-фи­ло­со­фа – ис­кать, а не до­воль­ст­во­вать­ся ма­лым. Пу­с­кай да­же «ма­ло­рус­ским». «Жи­ву для не­ба и зем­ли,/ а сам не ви­жу их», – со­об­ща­ет ав­тор, и все от­то­го, что «Ук­ра­и­на за ма­терь – что Руфь за све­кровь». 


Эду­ард Ли­мо­нов. К Фи­фи. – М.: Ад Мар­ги­нем, 2011.

Ан­д­рей Ва­си­лев­ский. Ещё сти­хи. – М.: Вой­ме­га, 2010.

Илья Рис­сен­берг. Тре­тий из двух. – Харь­ков: Экс­клю­зив, 2011.



Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования