Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №46. 18.11.2011

Писатель совесть пропил

Хо­ро­ший, по­хо­же, па­рень Лё­ха Ива­нов, кра­е­вед, по­ход­ник, ро­ди­ну лю­бит; по-че­ло­ве­че­с­ки ис­крен­ний, до­б­ро­хот­ный. За­чем он по­дал­ся в пи­са­те­ли? Че­го ему не хва­та­ло? В ка­кую ту­ман­ную ураль­скую ночь мысль сия его по­се­ти­ла – стать про­за­и­ком? Или у нрав­ной се­вер­ной реч­ки под всхли­пы­ва­ние про­щаль­ной шу­ги, у ко­ст­ра, в ма­е­те от все­лен­ско­го оди­но­че­ст­ва по­чу­дил­ся ему по­зыв к пись­мен­но­му са­мо­вы­ра­же­нию? Су­дя по ро­ма­ну «Ге­о­граф кар­ты про­пил», по­ме­ре­щи­лось Алек­сею, по­мсти­лось. Свою не­со­мнен­ную спо­соб­ность до оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни ожив­лять пер­со­на­жей да не­на­вяз­чи­вую вни­ма­тель­ность к тек­с­ту, че­го вку­пе мо­жет хва­тить лишь на не­сколь­ко удач­ных рас­ска­зов, Ива­нов при­нял за не­что боль­шее: за бла­го­сло­ве­ние на ро­ман. Но ро­ман из «Ге­о­граф до­с­ку про­пил» не по­лу­чил­ся.

По­лу­чил­ся же ло­хо­трон. По­сколь­ку, про­чи­тав че­ты­ре­с­та стра­ниц, ли­шён­ных вся­ко­го смыс­ла и со­дер­жа­ния, скле­ен­ных по са­мым при­ми­тив­ным за­ко­нам раз­вле­ка­тель­но­с­ти, то бишь ком­мер­ции, чув­ст­ву­ешь всем хо­ро­шо зна­ко­мое в на­шей стра­не ло­хов­ское чув­ст­во ра­зо­ча­ро­ва­ния, об­ма­ну­тых на­дежд: а ведь пре­ду­преж­да­ли, что в этой ло­те­рее не вы­иг­ры­ва­ют, на хре­на по­лез за би­ле­ти­ком (за книж­кой)?

Да, в двух-трёх ме­с­тах ав­тор пы­тал­ся усе­рь­ёз­нить по­ве­ст­во­ва­ние, ус­лож­нить ге­роя, сде­лать его фи­ло­со­фом, ге­ро­ем с боль­шой бук­вы «Г». Ша­ло­пай и ба­ла­мут-ба­ла­гур Служ­кин, чьё ша­ло­пай­ст­во и веч­ные шу­точ­ки-сме­ху­еч­ки лишь за­щи­та «ра­ни­мой ду­ши», пы­та­ет­ся быть вер­ным се­бе, быть че­ст­ным по ме­ре сил, спра­вед­ли­вым, взрос­лым, от­вет­ст­вен­ным. По­это­му и к де­тям сво­им – к школь­ни­кам, от­но­сит­ся не по-школь­но­му, без фор­ма­лиз­ма. Не вы­ду­мы­ва­ет из се­бя по­ря­доч­ность, пра­виль­ность, «еди­но­рос­скость», а пред­ста­ёт пе­ред ре­бя­та­ми та­ким как есть, прак­ти­че­с­ки не­гли­же: гру­бым, юмор­ным, ча­с­то пья­ным, но спра­вед­ли­вым, и, са­мое глав­ное, уче­ни­ков сво­их ува­жа­ю­щим. Же­не, ко­то­рая пи­лит Служ­ки­на по­чём зря, а с се­ре­ди­ны ро­ма­на «Ге­о­граф шко­лу про­пил» из­ме­ня­ет ему с луч­шим дру­гом, Служ­кин да­ёт раз­ре­ше­ние из­ме­нять, жа­лея и её и дру­га. Сам же ни-ни, но раз­ве толь­ко не­множ­ко. В фи­наль­ном по­хо­де на Ле­дя­ную, но­ся­щем по Ива­но­ву ка­тар­си­че­с­кие от­тен­ки, Служ­кин, пред­ва­ри­тель­но не­мно­го по­ла­пав по­лю­бив­шу­ю­ся ему де­воч­ку-школь­ни­цу, бес­ко­ры­ст­но от­ка­зы­ва­ет­ся от неё, очи­щая лю­бовь от по­хо­ти, вос­пи­ты­вая в се­бе бла­го­род­ст­во.

На­сколь­ко ори­ги­на­лен этот ге­рой? Ни на­сколь­ко. Служ­кин ба­на­лен до бе­зо­б­ра­зия. Ис­хо­дя из это­го тек­с­та, мож­но сде­лать два вы­во­да (оба пе­чаль­ные): 1) в Перм­ском крае нет те­ле­ви­де­ния, све­жих книг, пер­мя­ки не зна­ют, что ве­ли­кий СССР лет трид­цать как раз­ва­лил­ся. Ли­бо 2) Ива­нов ду­ма­ет, что во всей ос­таль­ной стра­не нет те­ле­ви­де­ния, све­жих книг, что мы не зна­ем, что ве­ли­кий СССР раз­ва­лил­ся. Ина­че не объ­яс­нишь, по­че­му Лё­ха пред­ла­га­ет нам кни­гу, на­пи­сан­ную и по со­вет­ским, и по се­ри­аль­ным пра­ви­лам, ис­клю­ча­ю­щим на­шу ми­ни­маль­ную на­чи­тан­ность, ин­фор­ми­ро­ван­ность. Или, ос­ва­и­вая ка­пи­та­лизм, Ива­нов воз­же­лал со­ст­ря­пать фе­де­раль­ный бест­сел­лер, удоб­ный и по­нят­ный для всех? Имен­но по­это­му Служ­кин его – учи­тель, учи­те­лей у нас мно­го, а в шко­лах да­же де­би­лы учи­лись – ма­те­ри­ал зна­ком и по­ня­тен каж­до­му. Имен­но по­это­му Служ­кин че­рез сло­во риф­мо­ван­но и об­ще­из­ве­ст­но шу­тит (про­цент сво­их при­ба­у­ток мень­ше пя­ти, в ос­нов­ном ко­чу­ю­щие на­род­ные или раз­дра­жа­ю­ще глу­пые, вро­де «без шут­ки жить жут­ко»). Шу­тит, чтоб быть лёг­ким, чтоб нра­вить­ся. По­это­му же у не­го со­вер­шен­но стан­дарт­ная, веч­но ору­щая же­на, друг-здо­ро­вяк, вы­ру­ча­ю­щий Служ­ки­на из лю­бой пе­ре­дря­ги, и пьян­ст­во на про­тя­же­нии все­го ро­ма­на. Сколь­ко мы ви­де­ли, слы­ша­ли, чи­та­ли, смо­т­ре­ли про­из­ве­де­ний о том, что учи­тель дол­жен быть с че­ло­ве­че­с­ким, а не про­то­коль­ным ли­цом? Вот вам ещё од­но. Сколь­ко мы ви­де­ли мно­го­се­рий­ных те­ле­ана­конд, где ха­рак­тер пер­со­на­жа про­пи­сы­ва­ет­ся за­ра­нее (Пе­тя гру­бый, пьёт, за­ни­ма­ет день­ги; Ва­ся баб­ник, ма­жор) и да­лее ге­рои су­ще­ст­ву­ют лишь вну­т­ри этих кли­ше, не жи­вут са­мо­сто­я­тель­ной жиз­нью. У Ива­но­ва На­дя, Буд­кин, Са­шень­ка, Вет­ка – все на про­тя­же­нии кни­ги оди­на­ко­вые. Впро­чем, функ­ции этих ге­ро­ев вспо­мо­га­тель­ные, Ива­нов слиш­ком при­цеп­лен к Служ­ки­ну, до ос­ко­ми­ны, что так­же не в плюс – ро­ман ощу­ти­мо су­жа­ет­ся, бед­не­ет. Ни­кто из ге­ро­ев без Служ­ки­на ша­гу сту­пить не мо­жет, все толь­ко его и ждут, чтоб на­чать ше­ве­лить­ся.

Ка­жет­ся, од­на из за­дач А.Ива­но­ва в пи­са­тель­ст­ве – быть че­ст­ным при мак­си­маль­ной ло­яль­но­с­ти; не за­ти­рать прав­ду, но и не оби­жать ни­ко­го, не ос­леп­лять этой прав­дой ок­ру­жа­ю­щих. Для на­шей стра­ны, жизнь в ко­то­рой для мно­гих – «вы­дав­ли­ва­ние ра­ба», су­до­рож­ный по­иск ос­нов для са­мо­ува­же­ния – за­да­ча по су­ти по­нят­ная и про­сти­туц­кая. Не­до­стат­ки шко­лы, ко­то­рых все­гда бы­ла тьма-тьму­щая, в кни­жи­це ог­ра­ни­че­ны лишь уче­ни­че­с­ким ху­ли­ган­ст­вом, не­по­нят­но от­ку­да взяв­шим­ся. Мель­ком, так­же не за­де­вая, про­хо­дит и те­ма дво­ро­вых-рай­он­ных войн. Жё­ст­кий учи­тель­ский рас­по­ря­док вы­ра­жа­ет­ся в де­мо­ни­за­ции ру­сич­ки-за­ву­ча, и не бо­лее.

В ро­ма­не не­сколь­ко су­ще­ст­вен­ных в объ­ё­ме вклю­че­ний: рас­ска­зы Служ­ки­на, эпи­зо­ды из его дет­ст­ва. По ску­ке и не­о­бя­за­тель­но­с­ти встав­ки эти не­о­прав­дан­ны: ес­ли Ива­нов и не­дур­но рас­ска­зы­ва­ет, то Служ­кин сов­сем не уме­ет.

С ро­ма­ном, ка­жет­ся, при­клю­чил­ся за­бав­ный не­за­пла­ни­ро­ван­ный пе­ре­во­рот: при всём же­ла­нии быть ми­лым, удоб­ным, при­ят­ным всем и во всех от­но­ше­ни­ях, Ива­нов, оче­вид­но, не­на­ро­ком (ро­ман да­ти­ро­ван 1995 го­дом) на­сту­па­ет на се­го­дняш­нюю но­ю­щую ра­ну всех рос­сий­ских об­ще­ст­вен­ных ис­те­ри­чек: ге­рой-то Алек­сея, этот са­мый со­ве­ст­ли­вый Служ­кин – пе­до­фил. За грудь ма­ца­ет че­тыр­над­ца­ти­лет­нюю де­воч­ку, об­ни­ма­ет­ся с ней, це­лу­ет­ся, го­лы­шом вер­тит­ся, в люб­ви при­зна­ёт­ся. За пят­над­цать лет до ны­неш­ней оз­ве­ре­лой охо­ты на ведьм-пе­до­фи­лов перм­ский пи­са­тель А.Ива­нов со­зда­ёт по­ло­жи­тель­ный об­раз учи­те­ля-пе­до­фи­ла. Вот не под­га­дал так не под­га­дал. Ког­да слиш­ком ста­ра­ешь­ся, все­гда ла­жа вы­хо­дит.   


Алек­сей Ива­нов. Ге­о­граф гло­бус про­пил. – СПб.: Аз­бу­ка-клас­си­ка, 2010.



Антон НЕЧАЕВ,
г. КРАСНОЯРСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования