Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №46. 18.11.2011

Как мусор на реке

Гри­го­рий Бров­ман счи­тал­ся ор­то­док­сом. В этом не бы­ло бы ни­че­го пло­хо­го, ес­ли б кри­тик не тре­бо­вал вер­но­с­ти марк­сиз­му от дру­гих. Но он не толь­ко на­вя­зы­вал пи­са­тель­ско­му со­об­ще­ст­ву свои взгля­ды на по­ли­ти­ку и куль­ту­ру. Сво­и­ми ка­зён­ны­ми ста­ть­я­ми этот пра­во­вер­ный марк­сист пе­ре­кры­вал кис­ло­род всем ина­ко­мыс­ля­щим. Сколь­ко от не­го на­ст­ра­да­лись Вик­тор Ас­та­фь­ев, Кон­стан­тин Во­ро­бь­ёв, Вик­тор Ли­хо­но­сов. Не вы­дер­жав, Ас­та­фь­ев вес­ной 1966 го­да зло за­ме­тил кри­ти­ку Алек­сан­д­ру Ма­ка­ро­ву: «А та шу­ше­ра, вро­де Бров­ма­на, как му­сор на ре­ке вос­при­ни­ма­ет­ся».

 

Гри­го­рий Аб­ра­мо­вич Бров­ман ро­дил­ся 14 ав­гу­с­та 1907 го­да в Мол­да­вии, в де­рев­не Ка­ла­раш Ор­ге­ев­ско­го рай­о­на. Ког­да на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, его род­ные в сроч­ном по­ряд­ке пе­ре­бра­лись на Вин­ни­чи­ну. «В 1916 го­ду, – пи­сал он в ав­то­био­гра­фии, – ме­ня увез­ли в Одес­су, где я эк­за­ме­но­вал­ся в при­го­то­ви­тель­ный класс ча­ст­ной гим­на­зии». Но вско­ре гря­ну­ли фе­в­раль­ские со­бы­тия, и род­ня вер­ну­ла Бров­ма­на в ро­до­вое ме­с­теч­ко Кры­жо­поль под Вин­ни­цу.

Окон­чив семь клас­сов, Бров­ман ос­тал­ся на Ук­ра­и­не и ка­кое-то вре­мя ра­бо­тал в биб­ли­о­те­ке. По­том ему всё на­до­ело, и в 1926 го­ду он ока­зал­ся в Моск­ве, где че­рез не­сколь­ко лет его при­ня­ли на лит­фак в МГУ.

По­сле уни­вер­си­те­та Бров­ман ус­т­ро­ил­ся в ре­дак­цию жур­на­ла «На пу­тях к но­вой шко­ле». Но по­том его вся­че­с­ки стал про­дви­гать зем­ляк по Ор­ге­е­ву вли­я­тель­ный рап­по­вец Ио­ганн Альт­ман. По про­тек­ции Альт­ма­на Бров­ма­на в 1933 го­ду ус­т­ро­и­ли в орг­ко­ми­тет по со­зда­нию Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей. За­тем Альт­ман по­мог зем­ля­ку по­сту­пить в ас­пи­ран­ту­ру ИФ­ЛИ и по­лу­чить став­ку пре­по­да­ва­те­ля в Ли­тин­сти­ту­те.

В 1940 го­ду Бров­ман за­щи­тил в ИФ­ЛИ кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию «Бе­лин­ский и дра­ма». Ког­да на­ча­лась вой­на, его при­зва­ли в ар­мию и на­пра­ви­ли на Се­ве­ро-За­пад­ный фронт в ре­дак­цию га­зе­ты «В бой за ро­ди­ну». Там он в фе­в­ра­ле 1942 го­да всту­пил в пар­тию.

К ли­те­ра­ту­ре Бров­ман вер­нул­ся уже по­сле по­бе­ды, за­няв сра­зу две пол­ных долж­но­с­ти: за­вот­де­лом кри­ти­ки в жур­на­ле «Но­вый мир» и зав­ка­фе­д­рой со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры в Ли­тин­сти­ту­те. Но по­том в стра­не на­ча­лась борь­ба с ко­с­мо­по­ли­та­ми. 16 мар­та 1949 го­да пар­тий­ное со­бра­ние Со­ю­за пи­са­те­лей ис­клю­чи­ло Бров­ма­на из пар­тии. Но кри­тик по­дал апел­ля­цию. Рас­смо­т­ре­ние его де­ла за­тя­ну­лось на пол­то­ра го­да. Лишь 12 ав­гу­с­та 1950 го­да бю­ро Мос­ков­ско­го гор­ко­ма ВКП(б), от­ме­нив ре­ше­ние об ис­клю­че­нии, вка­ти­ло ему стро­гий вы­го­вор «за ошиб­ки при оцен­ке от­дель­ных про­из­ве­де­ний со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры».

Борь­ба с ко­с­мо­по­ли­та­ми на­пу­га­ла Бров­ма­на на всю ос­тав­шу­ю­ся жизнь. Он уже боль­ше ни­ког­да не вы­сту­пал про­тив ге­не­раль­ной ли­нии пар­тии. На­обо­рот, кри­тик вез­де и всю­ду стал на­саж­дать прин­ци­пы пар­тий­но­с­ти, а за­од­но и хо­луй­ст­ва. Так, в 60-е го­ды про­шло­го ве­ка он от­ме­тил­ся в жур­на­лах «Моск­ва» и «Наш со­вре­мен­ник» гнев­ны­ми ста­ть­я­ми, ко­то­рые нис­про­вер­га­ли А.Со­лже­ни­цы­на, В.Лак­ши­на, К.Во­ро­бь­ё­ва, В.Ли­хо­но­со­ва и дру­гих ли­те­ра­то­ров, чьи со­чи­не­ния ока­за­лись не­угод­ны­ми Крем­лю и Ста­рой пло­ща­ди.

Для убе­ди­тель­но­с­ти Бров­ман не­ред­ко в сво­их пуб­ли­ка­ци­ях ссы­лал­ся на де­мо­кра­тов се­ре­ди­ны XIX ве­ка. В ча­ст­но­с­ти, в ста­тье «Жи­вая жизнь и нор­ма­тив­ность» («Моск­ва», 1964, № 7), со­дер­жав­шей кри­ти­ку Со­лже­ни­цы­на и Лак­ши­на, он в еди­но­мы­ш­лен­ни­ки за­пи­сал ни мно­го ни ма­ло Н.До­б­ро­лю­бо­ва. Это в свою оче­редь воз­му­ти­ло Лак­ши­на. В от­вет Лак­шин об­ви­нил оп­по­нен­та в том, что тот вы­рвал сло­ва клас­си­ка из кон­тек­с­та и по­это­му из­вра­тил До­б­ро­лю­бо­ва. «Бед­ный Г.Бров­ман! – с из­дёв­кой за­ме­тил Лак­шин. – Он все­рьёз при­нял иро­ни­че­с­кое из­ло­же­ние До­б­ро­лю­бо­вым «чи­с­той те­о­рии кри­ти­ка» и под­нял его на щит. Он слиш­ком ра­но пре­рвал своё чте­ние ста­тьи «За­би­тые лю­ди» («Но­вый мир», 1964, № 8).

Поз­же Бров­ман об­ру­шил­ся на «лей­те­нант­скую» про­зу Кон­стан­ти­на Во­ро­бь­ё­ва и «де­ре­вен­скую» ли­те­ра­ту­ру Алек­сан­д­ра Яши­на. Ав­то­ра «Во­ло­год­ской свадь­бы» он обо­звал эпи­го­ном Ива­на Бу­ни­на, а Во­ро­бь­ё­ву при­пи­сал ис­ка­же­ние прав­ды о вой­не.

Не­пра­вед­ные ста­тьи Бров­ма­на се­ре­ди­ны 1960-х го­дов на­дол­го за­кры­ли то­му же Во­ро­бь­ё­ву до­ро­гу в из­да­тель­ст­ва и жур­на­лы. Вес­ной 1967 го­да пи­са­тель с бо­лью за­ме­тил сво­е­му кол­ле­ге Сер­гею Во­ро­ни­ну: «Друг мой, мне ли, «аб­ст­ракт­но­му гу­ма­ни­с­ту», «нис­про­вер­га­те­лю и зло­ст­но­му па­ци­фи­с­ту» (И.Грин­берг, Г.Бров­ман), от­ка­зы­вать­ся на ста­ро­сти лет от ве­ры в Бо­га ис­тин­но рус­ской ли­те­ра­ту­ры – прав­ды?»

Кста­ти, чуть поз­же в из­да­тель­ские де­ла Во­ро­бь­ё­ва по­пы­тал­ся вме­шать­ся Вик­тор Ас­та­фь­ев, по­ре­ко­мен­до­вав од­ну из ве­щей сво­е­го то­ва­ри­ща жур­на­лу «Наш со­вре­мен­ник». Но Во­ро­бь­ёв вы­нуж­ден был на­пом­нить Ас­та­фь­е­ву, что там в ред­кол­ле­гии про­дол­жал чис­лить­ся Бров­ман, ко­то­рый его твор­че­ст­во ни­ког­да не жа­ло­вал.

Но как бы Бров­ман ни вы­слу­жи­вал­ся пе­ред пар­тий­ным на­чаль­ст­вом, в глу­би­не ду­ши да­же ко­мис­са­ры его пре­зи­ра­ли. Ему в честь 60-ле­тия так и не да­ли ор­ден Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни, ко­то­ро­го он так до­би­вал­ся. В сто­лич­ном гор­ко­ме пар­тии хо­да­тай­ст­во орг­се­кре­та­ря Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции В.Иль­и­на яко­бы за­те­ря­ли. Вож­де­лен­ную на­гра­ду кри­тик по­лу­чил лишь к сво­е­му 70-ле­тию.

Умер Бров­ман 13 ав­гу­с­та 1984 го­да.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования