Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №46. 18.11.2011

Концепция в последовательном саморазрушении

По­эт и кри­тик Кон­стан­тин Ко­ма­ров дав­но из­ве­с­тен чи­та­тель­ской ау­ди­то­рии. По­сто­ян­ный ав­тор жур­на­ла «Урал», пуб­ли­ку­ю­щий­ся и в сто­лич­ных жур­на­лах («Но­вый мир», «Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры»), он сов­ме­ща­ет в се­бе и креп­кий дух рус­ско­го по­эта с уди­ви­тель­но «чи­с­ты­ми» сти­ха­ми, и дар трез­во­го кри­ти­ка, со­ко­ли­ным взгля­дом стре­ля­ю­ще­го в тек­с­ту­аль­ное под­не­бе­сье. С Ко­с­тей мы встре­ти­лись на Фо­ру­ме в Лип­ках. Он всё тот же: до­б­рый, ве­сё­лый и не­на­сыт­ный. И вот, в по­след­ний «лип­кин­ский» ве­чер, ког­да ста­ло за­мет­но ти­ше, мне уда­лось взять у не­го ин­тер­вью.

Константин КОМАРОВ
Константин КОМАРОВ

– Ко­с­тя, это твои вто­рые Лип­ки. Те­бя как-то от­ме­ти­ли, мо­жет, в сбор­ник луч­ших ав­то­ров вклю­чи­ли?

– Нет… я лишь удо­с­то­ил­ся сло­вес­но­го по­ощ­ре­ния. В сбор­ник ме­ня не вклю­чи­ли, кни­гу то­же не по­обе­ща­ли вы­пу­с­тить. Го­да три-че­ты­ре на­зад я бы рас­ст­ро­ил­ся, но сей­час аб­со­лют­но спо­кой­но от­но­шусь к по­доб­ным ве­щам. Это пу­с­тя­ки. Важ­но пи­сать, и не об­ра­щать вни­ма­ния на ме­ло­чи. «Сло­ны» и «плюш­ки» при­ят­ны, но не важ­нее са­мо­го про­цес­са пись­ма и ре­флек­сии над ним. Глав­ное, что­бы ве­лась на­сы­щен­ная ра­бо­та на се­ми­на­ре. И она ве­лась. Я за­ни­мал­ся в кри­ти­ко-ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­ком ма­с­тер-клас­се «Во­про­сов ли­те­ра­ту­ры» и от­ме­чу се­рь­ёз­ную под­го­тов­ку боль­шин­ст­ва уча­ст­ни­ков, гра­мот­ный раз­бор тек­с­тов. Мож­но ска­зать, что пред­став­лен­ные тек­с­ты оце­ни­ва­лись «по гам­бург­ско­му счё­ту», а ведь толь­ко так и мож­но со­вер­шен­ст­во­вать­ся, в со­сто­я­нии са­мо­ус­по­ко­ен­но­с­ти ни­че­го не до­бьёшь­ся. Кри­ти­ку, как и по­эту, то­же не­об­хо­дим по­сто­ян­ный тре­пет и встря­с­ки.

– Ко­с­тя, я знаю, что ты не толь­ко кри­тик, но и та­лант­ли­вый по­эт. Мо­жешь дать па­ру со­ве­тов на­чи­на­ю­щим ав­то­рам?

– Ни­че­го но­во­го я не ска­жу. Пер­вое, что дол­жен де­лать че­ло­век, вхо­дя­щий в ли­те­ра­ту­ру, чёт­ко осо­зна­вать – ли­те­ра­ту­ра – это жизнь. Я по­ни­маю, ко­неч­но, что ли­те­ра­ту­рой не за­ра­бо­та­ешь, нуж­но где-то по­боч­но тру­дить­ся, что­бы про­кор­мить се­бя и се­мью. Но, тем не ме­нее, ты дол­жен жить ли­те­ра­ту­рой. Ос­нов­ная ра­бо­та долж­на стать по­боч­ной. Вот та­кая кол­ли­зия. Ли­те­ра­ту­ра во­об­ще не тер­пит от­но­ше­ния к се­бе как к хоб­би.

По­эзия под­чи­ня­ет се­бе че­ло­ве­ка це­ли­ком, и лю­ди, ко­то­рые от­но­сят­ся к ней как к вре­мя­пре­про­вож­де­нию, не до­бьют­ся ни­ког­да и ни­че­го. С кри­ти­кой по-дру­го­му. Она «за­то­че­на» на жи­вой ли­те­ра­тур­ный про­цесс. Кри­ти­ка – это се­рь­ёз­ная ра­бо­та, ког­да ты дол­жен быть всё вре­мя «при тек­с­те». А по­эзия – та­кая шту­ка, ког­да бо­ишь­ся ны­рять и не бо­ишь­ся уто­нуть. «По­эт из­да­ле­ка за­во­дит речь, по­эта да­ле­ко за­во­дит речь» – как го­во­ри­ла Цве­та­е­ва.

– Как в те­бе со­от­но­сят­ся по­эт и кри­тик?

– Всё про­сто. Бро­шу пи­сать сти­хи – ум­ру фи­зи­че­с­ки. По­те­ряю смысл жиз­ни. Бро­шу пи­сать кри­ти­ку – не ум­ру, но жить бу­дет не­ин­те­рес­но. Мне нра­вит­ся го­во­рить и сти­ха­ми, и о сти­хах. Са­мое глав­ное по­ни­мать, что ты вхо­дишь в об­ласть, в ко­то­рой дваж­ды два мо­жет быть и пять, и ми­нус во­семь, и ин­те­г­ра­лом ка­ким-ни­будь, в об­ласть ухо­дя­ще­го, ус­коль­за­ю­ще­го смыс­ла. И тут же сле­ду­ет осо­знать, что ты жи­вёшь на бо­лот­ной коч­ке и дол­жен удер­жать­ся. Но, ко­неч­но, это два раз­ных спо­со­ба ми­ро­ви­де­ния и ми­ро­чув­ст­во­ва­ния, сов­ме­щать ко­то­рые труд­но, но весь­ма ув­ле­ка­тель­но.

– При­ня­то счи­тать, что по­эт ни­че­го не дол­жен бо­ять­ся. Ис­пы­ты­ва­ешь ли ты стра­хи? Мо­жет, есть страх пе­ред сло­вом, в смыс­ле во­пло­ще­ния на­пи­сан­но­го в ре­аль­ную дей­ст­ви­тель­ность?

– Я, ра­зу­ме­ет­ся, не при­рав­ни­ваю се­бя ни к Лер­мон­то­ву, ни к Бо­ри­су Ры­же­му. Ведь они, по су­ти, на­пи­са­ли и соб­ст­вен­ную жизнь, и соб­ст­вен­ную смерть. Но бы­ва­ло так, на­пи­шешь что-то, и это дей­ст­ви­тель­но про­ис­хо­дит. Я да­лёк от ми­с­ти­ки и эзо­те­ри­ки, но сло­во – маг­нит. Оно мо­жет при­тя­нуть и хо­ро­шее, и пло­хое. Ста­ра­юсь пи­сать не то, что мог­ло бы слу­чить­ся, а то, что луч­ше бы не про­ис­хо­ди­ло.

Я ве­рю в та­кие ве­щи. У ме­ня есть не­ма­ло «сти­хов-за­кли­на­ний», как я их для се­бя на­зы­ваю. Я прак­ти­че­с­ки ни­ког­да их не пе­ре­чи­ты­ваю, не вы­сту­паю с ни­ми. Но их не­об­хо­ди­мо бы­ло на­пи­сать. Та­ки­ми сти­ха­ми я пы­тал­ся ог­ра­дить­ся от че­го-то страш­но­го или про­сто край­не не­при­ят­но­го. По­эт ведь че­ло­век уяз­ви­мый. Ну хо­тя бы, бро­си­ла те­бя де­вуш­ка, вро­де ни­че­го осо­бен­но­го, но – не по се­бе. И ты пи­шешь-пи­шешь сти­хи, цик­лы сти­хов, ко­то­рые ни­ког­да не от­пра­вишь в пе­чать. Но их нуж­но пи­сать. Суб­ли­ма­ция та­кая, что ли…

– Ко­с­тя, что для те­бя страш­нее: смерть по­эзии или твоя соб­ст­вен­ная смерть?

– Я не бо­юсь соб­ст­вен­ной смер­ти. Кон­цеп­ция жиз­ни по­эта – по­сле­до­ва­тель­ное са­мо­раз­ру­ше­ние во имя са­мо­со­зи­да­ния на ином, го­раз­до бо­лее вы­со­ком уров­не. И нет здесь ни­ка­ко­го тра­гиз­ма. По­эзия де­с­т­рук­тив­на в от­но­ше­нии жиз­ни по­эта в лю­бом слу­чае. Это не обя­за­тель­но мо­жет быть ал­ко­голь, нар­ко­ти­ки… нет. В хо­ро­шем сти­хо­тво­ре­нии по­эт уми­ра­ет и за­но­во рож­да­ет­ся в сле­ду­ю­щем. Ес­ли ты уми­рал хоть раз, глу­по бо­ять­ся смер­ти.

С дру­гой сто­ро­ны, очень страш­но не ус­петь сде­лать все­го, что мо­жешь. Да, я бы не об­ло­мал­ся, уз­нав день сво­ей смер­ти. Страш­нее не ус­петь…

А что ка­са­ет­ся смер­ти по­эзии, это не­воз­мож­но. По­мнишь, у Пуш­ки­на: «И сла­вен бу­ду я, до­коль в под­лун­ном ми­ре жив бу­дет хоть один пи­ит». По­эзия, её ве­ще­ст­во, как суб­стан­ция, как не­что не­объ­яс­ни­мое, не мо­жет ис­чез­нуть. Воз­мож­но, её пе­ре­ста­нут за­ме­чать. Но все­гда в ка­кой-ни­будь Уд­мур­тии, до­пу­с­тим, бу­дет жить маль­чик, ко­то­рый бу­дет по­гло­щён в по­эзию, а в ли­це это­го ус­лов­но­го маль­чи­ка най­дёт жизнь и са­ма по­эзия.  


Беседу вёл Сергей КУБРИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования