Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №46. 18.11.2011

Каждый материал я рожала в муках

Я окон­чи­ла Мос­ков­ский ин­сти­тут меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний по двум на­прав­ле­ни­ям – ис­то­ри­ко-меж­ду­на­род­ное и меж­ду­на­род­ная жур­на­ли­с­ти­ка. Но я твёр­до зна­ла, что ни­ка­ким меж­ду­на­род­ни­ком я ра­бо­тать не бу­ду. Хо­тя учить­ся мне нра­ви­лось. Я очень хо­те­ла быть жур­на­ли­с­том, но по­ни­ма­ла, что в то вре­мя это бы­ло прак­ти­че­с­ки не­воз­мож­но и край­не не­ин­те­рес­но. И я ста­ра­лась про­бить­ся. Од­наж­ды я шла по ули­це и уви­де­ла объ­яв­ле­ние о на­бо­ре со­труд­ни­ков в ре­дак­цию «Moscow news». Тог­да это бы­ла сов­сем дру­гая га­зе­та – не та, ка­кой она ста­ла впос­лед­ст­вии. Это бы­ло чи­с­то рек­лам­но-про­па­ган­дист­ское из­да­ние. По-мо­е­му, оно вы­хо­ди­ло да­же на че­ты­рёх язы­ках: рус­ском, ан­г­лий­ском, не­мец­ком и фран­цуз­ском. Я при­шла в ре­дак­цию, где очень ми­лая жен­щи­на да­ла мне те­мы, и я ста­ла над ни­ми ра­бо­тать.

По­том со­вер­шен­но слу­чай­но я по­па­ла в жур­нал «Со­вет­ская мо­ло­дёжь», где глав­ным ре­дак­то­ром был Илья Ми­хай­ло­вич Ко­тен­ко, друг Ад­жу­бея, вли­я­тель­ный че­ло­век. Он был очень ми­лый, очень до­б­рый, очень слав­ный и очень боль­ной – с бес­ко­неч­ны­ми ин­фарк­та­ми. И был там ещё Ва­си­лий Ла­в­рен­ть­е­вич Ку­ле­мин – очень хо­ро­ший по­эт, ко­то­рый, увы, ра­но умер. И Ку­ле­мин по­ре­ко­мен­до­вал ме­ня Илье Ми­хай­ло­ви­чу. Ме­ня взя­ли в «Со­вет­скую мо­ло­дёжь», нас все­го пять че­ло­век там ра­бо­та­ло. У нас бы­ла рос­кош­ная ком­на­та око­ло ГУ­Ма, у всех нас бы­ли про­пу­с­ка в ЦКов­скую ком­со­моль­скую сто­ло­вую. И де­вять ме­ся­цев мы го­то­ви­ли пер­вый но­мер. Но Илья Ми­хай­ло­вич по­сто­ян­но ку­да-то уез­жал-при­ез­жал, и но­мер ни­как не был го­тов. За это вре­мя я ус­пе­ла съез­дить в Алу­ш­ту и под­го­то­вить боль­шой ма­те­ри­ал с Сер­ге­е­вым-Цен­ским, ко­то­рый очень ско­ро умер. Ма­те­ри­ал, как вы­яс­ни­лось, ока­зал­ся ни­ко­му не ну­жен. Но вско­ре «Со­вет­скую мо­ло­дёжь» при­кры­ли – это бы­ло ка­ким-то на­важ­де­ни­ем: аб­со­лют­но без­дель­ный жур­нал, ко­то­рый по­лу­чал до­воль­но при­лич­ные день­ги.

Я без де­ла не ос­та­лась – Илья Ми­хай­ло­вич по­со­ве­то­вал ме­ня Пол­то­рац­ко­му, ко­то­рый как раз на­чи­нал де­лать но­вую га­зе­ту «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь». Так про­сто ту­да по­пасть бы­ло нель­зя. По­это­му и Ку­ле­мин про­сил за ме­ня то­же. Осо­бых до­сти­же­ний у ме­ня не бы­ло. Толь­ко семь стра­ни­чек ин­тер­вью с Сер­ге­е­вым-Цен­ским. Но Пол­то­рац­кий ме­ня взял – в меж­ду­на­род­ный от­дел. Я не­сколь­ко раз хо­ди­ла на ка­кие-то пресс-кон­фе­рен­ции. Од­наж­ды то ли в ту­рец­ком, то ли в ка­ком-то араб­ском по­соль­ст­ве нам вы­нес­ли чаш­ки раз­ме­ром с на­пёр­сток с ко­фе. И ме­ня по­тряс этот на­пи­ток, о ко­то­ром мы не име­ли со­вер­шен­но ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния. По ито­гам этих пресс-кон­фе­рен­ций я пи­са­ла ка­кие-то ма­лень­кие за­мет­ки. Боль­шой ма­те­ри­ал я де­ла­ла с ка­ким-то ита­ль­ян­ским круп­ным ком­му­ни­с­ти­че­с­ким де­я­те­лем, ко­то­рый на­хо­дил­ся в эми­г­ра­ции в Рос­сии. И я по­ня­ла, что даль­ше про­сто по­ве­шусь, ес­ли не сме­ню по­ле де­я­тель­но­с­ти. И ме­ня пе­ре­ве­ли в от­дел ис­кусств. И там я на­ча­ла се­бя чув­ст­во­вать бо­лее-ме­нее че­ло­ве­ком.

Пер­вая моя пуб­ли­ка­ция на ли­те­ра­тур­ную те­му бы­ла о пла­нах из­да­тель­ст­ва «Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра» – боль­шая ста­тья с мно­же­ст­вом имён и фа­ми­лий. Я в тот день де­жу­ри­ла по но­ме­ру, всё вни­ма­тель­но вы­чи­та­ла, рас­пи­са­лась и уш­ла до­мой очень до­воль­ная со­бой. На сле­ду­ю­щий день при­хо­жу я в ре­дак­цию, и чув­ст­вую, что что-то не так. Что-то в этом до­ме про­изо­ш­ло. Под­ни­ма­юсь на ше­с­той этаж на лиф­те, вы­хо­жу, а от ме­ня ша­ра­ха­ют­ся на­ши со­труд­ни­ки. Про­хо­жу в ком­на­ту, са­жусь. Мне го­во­рят: «Бы­с­т­ро к Ивань­ко!»

Сер­гей Сер­ге­е­вич Ивань­ко у нас ра­бо­тал от­вет­ст­вен­ным се­к­ре­та­рём. Он был та­ким лю­бо­пыт­ным че­ло­ве­ком. О нём боль­ше все­го на­пи­сал, ко­неч­но, Вла­ди­мир Вой­но­вич (по­мни­те по­весть «Ивань­ки­а­да»?). Но я его ви­де­ла по-дру­го­му. Внеш­не он был очень по­хож на На­по­ле­о­на – ма­лень­кий и очень ре­ши­тель­ный. Я его, ко­неч­но, бо­я­лась. Я к не­му при­хо­жу. У не­го – ред­кол­ле­гия поч­ти в пол­ном со­ста­ве со­бра­лась. И все на ме­ня смо­т­рят с та­кой жа­ло­с­тью… Ивань­ко го­во­рит: «Ну, На­та­лья Бо­ри­сов­на…», – а все ме­ня на­зы­ва­ли На­та­шей, и я по­ня­ла, что всё сов­сем пло­хо, раз «На­та­лья Бо­ри­сов­на» по­яви­лась. Мне ты­ка­ют паль­цем в га­зе­ту, я смо­т­рю, а там на­пи­са­но: «и ро­ман «Бал­тий­ское не­бо» К.Чу­ков­ско­го». А ав­тор ро­ма­на – Ни­ко­лай (сын Кор­нея Ива­но­ви­ча), а не Кор­ней… Я не мо­гу по­нять, от­ку­да эта «К.» взя­лась, я это­го не пи­са­ла! Я по­бе­жа­ла, взя­ла под­пи­сан­ные мною ли­с­ты, на ко­то­рых всё пра­виль­но. Ока­за­лось, что кор­рек­то­ра у нас бы­ли ум­ные, на­чи­тан­ные. Они по­смо­т­ре­ли и ре­ши­ли, что но­вень­кая не­гра­мот­ная, не зна­ет да­же, как пи­са­те­ля Чу­ков­ско­го зо­вут, и ис­пра­ви­ли «Н» на «К». С то­го вре­ме­ни я ни­ког­да не бы­ла спо­кой­на до са­мо­го по­след­не­го мо­мен­та, что ка­кой-ни­будь ду­рак что-ни­будь не вы­черк­нет, что кто-то не со­еди­нит пред­ло­же­ние так, что ка­жет­ся, что пи­сал су­мас­шед­ший! И по­сле это­го я все­гда бо­я­лась смо­т­реть на свой на­пе­ча­тан­ный ма­те­ри­ал, по­то­му что очень бо­я­лась, что там бу­дет ошиб­ка. Хо­тя каж­дый ма­те­ри­ал я ро­жа­ла в му­ках…

С то­го мо­мен­та га­зе­та ста­ла не­о­бы­чай­но по­пу­ляр­ной. В ре­дак­цию при­хо­ди­ли сот­ни пи­сем, по­то­му что каж­дый счи­тал сво­им дол­гом на­пи­сать о том, ка­кие без­гра­мот­ные лю­ди ра­бо­та­ют в га­зе­те «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь», ко­то­рые не мо­гут от­ли­чить Ни­ко­лая Чу­ков­ско­го от Кор­нея Чу­ков­ско­го, и ка­кой по­зор, и про­чее, про­чее…

Все эти пись­ма вы­ве­ши­ва­ли на «до­с­ке по­зо­ра», ми­мо ко­то­рой я про­бе­га­ла как мыш­ка. Сер­гей Сер­ге­е­вич, кста­ти, от­нёс­ся ко все­му это­му до­ста­точ­но спо­кой­но. Ска­зал: «Лад­но, го­но­рар ты не по­лу­чишь. Но и вы­го­вор не по­лу­чишь. И во­об­ще ни­че­го не бу­дет. А мо­жет, да­же и го­но­рар вы­пи­шем». Тог­да я пе­ре­ста­ла его бо­ять­ся, хо­тя он про­дол­жал быть по­хо­жим на На­по­ле­о­на и вы­зы­вал у всех ува­же­ние.

Бы­ла ещё од­на ин­те­рес­ная ис­то­рия, ко­то­рая ко мне не име­ла ни­ка­ко­го от­но­ше­ния. Я де­жу­ри­ла по сво­е­му от­де­лу, за­ве­ду­ю­щим ко­то­ро­го был Ми­ха­ил Пе­т­ро­вич Ло­ба­нов. И ме­ня по­про­си­ли не толь­ко мой ма­лень­кий ма­те­ри­ал как сле­ду­ет вы­чи­тать, но и всю по­ло­су. На пер­вой по­ло­се шёл ка­кой-то очень важ­ный ма­те­ри­ал. Я всё про­чла, по­смо­т­ре­ла эти ужас­но не­ин­те­рес­ные пер­вые стра­ни­цы и по­ш­ла спо­кой­но до­мой. На сле­ду­ю­щий день под­хо­жу к ре­дак­ции, и та­кое ощу­ще­ние у ме­ня, что в до­ме по­кой­ник – не знаю, как ина­че объ­яс­нить. Я в ужа­се за­хо­жу в лифт, еду од­на, иду по ко­ри­до­ру, в ко­то­ром – ни ду­ши. Са­жусь за своё ме­с­то, за­хо­дит се­к­ре­тарь Клав­дия Дми­т­ри­ев­на и го­во­рит: «На­та­ша, бы­с­т­рень­ко иди. У нас страш­ная по­ли­ти­че­с­кая ошиб­ка». Ока­за­лось, Сер­гей Сер­ге­е­вич Ивань­ко, ко­то­рый был меж­ду­на­род­ни­ком, а кон­крет­нее – ки­та­и­с­том – на­пи­сал боль­шой ма­те­ри­ал, ка­жет­ся, к оче­ред­ной го­дов­щи­не ­о­б­ра­зо­ва­ния Ки­тай­ской на­род­ной ре­с­пуб­ли­ки. Ес­те­ст­вен­но, в ста­тье мно­го раз по­вто­ря­лись фра­зы ти­па «ки­тай­ский на­род», «со­вет­ский на­род», «аме­ри­кан­ский на­род» и про­чее. И ни ра­зу не на­пи­са­но, что «вме­с­те, взяв­шись за ру­ки, ки­тай­ский и со­вет­ский на­ро­ды…», вме­с­то это­го – «аме­ри­кан­ский на­род, взяв­шись с ки­тай­ским на­ро­дом за ру­ки…». Все чи­та­ли эту по­ло­су, и он сам чи­тал, но ни­кто не за­ме­тил это­го! Это та­кие ужас­ные сло­во­со­че­та­ния, ко­то­рые очень слож­но пой­мать. По­сле это­го На­по­ле­о­на не бы­ло. Я да­же не по­мню, он сра­зу ис­чез из ре­дак­ции или ка­кое-то вре­мя ещё там был. Тог­да мне бы­ло его бе­зум­но жал­ко. Это бы­ла вто­рая ог­ром­ная лу­жа, в ко­то­рую се­ла га­зе­та.

От­но­ше­ния у нас в кол­лек­ти­ве бы­ли очень до­б­ро­же­ла­тель­ные. Ни­кто ни­ко­го не хо­тел оби­деть. Мно­го пи­са­ли о хо­ро­ших и, что не­ма­ло­важ­но, сред­них и за­бы­тых пи­са­те­лях, ко­то­рые ра­бо­та­ли в са­мых от­да­лён­ных ме­с­тах. Чи­та­те­ли бы­ли за это нам чрез­вы­чай­но бла­го­дар­ны. При­хо­ди­ли бла­го­дар­ные от­зы­вы ото­всю­ду. У ме­ня со­хра­ни­лось где-то пись­мо Оль­ги Фо­ки­ной. Я не име­ла от­но­ше­ния к по­эзии, про­сто мы бы­ли с ней зна­ко­мы. И она на­пи­са­ла, как она ра­да то­му, что её на­пе­ча­та­ли. Я ез­ди­ла на юби­лей Ни­ко­лая Ры­лен­ко­ва, для ко­то­ро­го пуб­ли­ка­ция в «Ли­те­ра­ту­ре и жиз­ни» то­же ока­за­лась ог­ром­ным со­бы­ти­ем.

За­ве­ду­ю­щим на­шим от­де­лом, как я уже го­во­ри­ла, был Ми­ха­ил Ло­ба­нов. Он во­об­ще-то был эк­земп­ляр. Я его со­вер­шен­но не по­ни­ма­ла, и он не по­ни­мал ме­ня. Он че­ло­век про­стой, а я – та­кая фи­фа мос­ков­ская. Ес­те­ст­вен­но, это ему бы­ло не слиш­ком при­ят­но. И пи­са­ла я ино­гда о ве­щах не­по­нят­ных и не­при­ят­ных ему. Кро­ме то­го, мне ка­за­лось, что он край­не не­о­до­б­ри­тель­но от­но­сил­ся к филь­му «Ча­па­ев». А моя фа­ми­лия из-за от­ца сра­зу же ас­со­ци­и­ро­ва­лась с этой кар­ти­ной (отец сы­г­рал в этой лен­те глав­ную роль). Ло­ба­нов ни­че­го не го­во­рил, но я как-то уга­ды­ва­ла его на­ст­ро­е­ние: мол, ка­за­ки – хо­ро­шие, а дру­гие – сво­ло­чи. Иног­да я вы­хо­ди­ла из ком­на­ты – с кри­ти­кес­сой Леной Ива­но­вой, Асей Пи­с­ту­но­вой, Ва­лей По­го­с­ти­ной ко­фе пить или про­гу­лять­ся. И по­сле од­ной та­кой про­гул­ки воз­вра­ща­юсь в ка­би­нет, а там – клу­бы ды­ма! Ми­ха­ил Пе­т­ро­вич с си­га­ре­той в зу­бах вы­пол­нял при­се­да­ния! Я ему: «Вы со­шли с ума, вы же вды­ха­е­те га­дость!» А он в от­вет: «Лад­но-лад­но, иди­те, я сей­час про­ве­т­рю. Это я физ­куль­ту­рой за­ни­ма­юсь!»

В ре­дак­ции шли бес­ко­неч­ные спо­ры о том, как нуж­но пи­сать, о чём, ка­кой смысл ви­деть – нор­маль­ная бур­ная жизнь. И кол­лек­тив был очень при­ят­ный.

Бы­ли ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые не про­хо­ди­ли в га­зе­ту. На­при­мер, ес­ли не по­нра­ви­лись Пол­то­рац­ко­му или ещё ко­му-ни­будь. Пол­то­рац­кий был че­ло­ве­ком на­ст­ро­е­ния. Как пра­ви­ло, он очень хва­лил на ле­туч­ках Асю Пи­с­ту­но­ву. И я с боль­шой за­ви­с­тью на неё смо­т­ре­ла, ду­ма­ла, что ког­да-ни­будь я то­же на­учусь так здо­ро­во пи­сать. И вот од­наж­ды на ле­туч­ке Пол­то­рац­кий раз­нёс Асин ма­те­ри­ал в пух и прах! «Пи­сать как Пи­с­ту­но­ва – не нуж­но! Это не наш стиль!» По­мню, она си­де­ла вся ба­г­ро­вая. И по­сле это­го да­же уш­ла из га­зе­ты. Но по­том вер­ну­лась. И очень дол­го ра­бо­та­ла. С Асей мы дру­жи­ли хо­ро­шо, но со вре­ме­нем друж­ба со­шла на нет – мы про­сто пе­ре­ста­ли друг дру­га по­ни­мать.

Не по­мню, чтоб мои ма­те­ри­а­лы за­ру­ба­ли, но и пи­са­ла я тог­да сов­сем не­мно­го. Са­мым боль­шим мо­им ма­те­ри­а­лом был трёх­ко­лон­ник, при­уро­чен­ный к юби­лею Ры­лен­ко­ва – про Смо­ленск, про лю­дей, ко­то­рые его зна­ли или не зна­ли, о са­мом ве­че­ре. По­сле это­го ма­те­ри­а­ла я по­ве­ри­ла в се­бя и по­ня­ла, что нуж­но от­сю­да уди­рать ку­да-ни­будь, где я бу­ду пи­сать боль­шие хо­ро­шие ма­те­ри­а­лы. Я хо­те­ла пи­сать мно­го, но пи­сать о те­а­т­ре.

Я уш­ла в га­зе­ту «Труд» и уже че­рез ме­сяц ста­ла пуб­ли­ко­вать прак­ти­че­с­ки по­лос­ные ма­те­ри­а­лы. Я пи­са­ла поч­ти каж­дый день, но ес­ли бы я не по­ра­бо­та­ла сна­ча­ла в «Ли­те­ра­ту­ре и жиз­ни», то ни­че­го та­ко­го бы не бы­ло. А из «Тру­да» я по­ш­ла даль­ше.

Из уп­рям­ст­ва я со­бра­лась в ас­пи­ран­ту­ру. Я пи­са­ла, в ос­нов­ном, про ки­но, по­то­му что па­па ра­бо­тал в те­а­т­ре. Но в ин­сти­ту­те ис­то­рии ис­кусств мои до­ку­мен­ты брать по­на­ча­лу ка­те­го­ри­че­с­ки не хо­те­ли: ссы­ла­ясь на от­сут­ст­вие у ме­ня ба­зо­во­го те­а­т­раль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Я про­яви­ла на­стой­чи­вость и ска­за­ла, что хо­чу за­ни­мать­ся на от­де­ле­нии япон­ско­го ки­но. По­сле это­го ме­ня хо­те­ли за­ва­лить боль­шой ком­па­ни­ей док­то­ров на­ук и про­чих боль­ших лю­дей. И Се­мён Сер­ге­е­вич Гинз­бург, ру­ко­во­ди­тель ка­фе­д­ры ис­то­рии ки­но, от­го­ва­ри­вал ме­ня. Он рас­ска­зал мне, что од­но-един­ст­вен­ное сво­бод­ное ме­с­то в ас­пи­ран­ту­ре уже за­креп­ле­но за его уче­ни­ком – Ар­ме­ном Мед­ве­де­вым. А я всё рав­но ре­ши­ла по­сту­пить. И Мед­ве­дев по­лу­чил трой­ку на всту­пи­тель­ных эк­за­ме­нах. А трой­ка для ас­пи­ран­ту­ры – это ко­нец! Да­же чет­вёр­ка пло­хо. А я, на­хал­ка, по­лу­чи­ла пять и спец. за­клю­че­ние о том, как я ве­ли­ко­леп­но всё знаю. Но я так и не за­щи­ти­лась! Учить­ся там бы­ло не­при­ят­но, ме­ня там по­сто­ян­но под­став­ля­ли. Ме­ня уп­ра­ши­ва­ли ус­ту­пить ме­с­то де­вуш­ке Ин­не Гинс из Тал­ли­на, у ко­то­рой па­па по­ве­сил­ся, ма­ма умер­ла, и она по­ги­ба­ла от ни­ще­ты. Я по до­б­ро­те ду­шев­ной со­гла­си­лась. Хо­тя дис­сер­та­ция у ме­ня уже бы­ла го­то­ва. Она по­сту­пи­ла, и я её уви­де­ла в не­о­бык­но­вен­ном фран­цуз­ском ро­зо­вом пла­тье, с не­о­бык­но­вен­ны­ми брил­ли­ан­та­ми… В об­щем, всё бы­ло не так про­сто. И по­том мне объ­яс­ни­ли, что вме­с­то обе­щан­но­го пе­ре­во­да на от­де­ле­ние со­вет­ско­го ки­но ме­ня про­сто от­чис­ли­ли. Для ме­ня это был боль­шой удар: слу­чи­лось силь­ное кро­во­из­ли­я­ние в глаз, а па­пу хва­тил ин­фаркт…

И да­же свою дис­сер­та­цию мне не уда­лось у них за­брать. По­том у Ин­ны вы­шла кни­га, боль­ше по­ло­ви­ны ко­то­рой на­пи­са­ла я. Ока­за­лось, что эта Ин­на – пле­мян­ни­ца Эль­зы Три­о­ле и Ли­ли Брик.

С тех пор я ка­рь­е­рой не за­ни­ма­лась, ни­ка­ко­го ува­же­ния к на­уке у ме­ня боль­ше не бы­ло. Я ста­ла пи­сать о те­а­т­ре и о ки­но со спо­кой­ной ду­шой. Не­дол­го я про­ра­бо­та­ла в Агент­ст­ве пе­ча­ти «Но­во­сти» и по­па­ла в жур­нал «Моск­ва», где ра­бо­та­ли уди­ви­тель­ные лю­ди. Пред­ставь­те, в 1987 го­ду, ещё до пе­ре­ст­рой­ки я пи­са­ла ста­тью о Ва­лен­ти­не Се­ро­ве и на­пе­ча­та­ла пор­т­рет Ни­ко­лая II его ки­с­ти. Где это ещё мог­ли дать? Ни­где. Не­слу­чай­но наш ти­раж пре­вы­шал ти­раж всех тол­стых жур­на­лов, за ис­клю­че­ни­ем «Юно­го тех­ни­ка» и «Сель­ской мо­ло­дё­жи», по­то­му что они пе­ча­та­ли пе­ре­вод­ные де­тек­ти­вы. Мне ино­гда очень жал­ко, что ту «Моск­ву» не вспо­ми­на­ют. Там я про­ра­бо­та­ла без ма­ло­го 25 лет. И каж­дый день хо­ди­ла с боль­шой ра­до­с­тью на ра­бо­ту.

 

Наталья БАБОЧКИНА

За­пи­са­ла Лю­бовь ГОР­ДЕ­Е­ВА 


На­та­лья Бо­ри­сов­на Ба­боч­ки­на ро­ди­лась 21 ок­тя­б­ря 1929 го­да в Ле­нин­гра­де в се­мье пре­мье­ра Алек­сан­д­рин­ки Бо­ри­са Ба­боч­ки­на, сы­г­рав­ше­го впос­лед­ст­вии глав­ную роль в филь­ме бра­ть­ев Ва­си­ль­е­вых «Ча­па­ев». В 1952 го­ду она окон­чи­ла Мос­ков­ский ин­сти­тут меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний и свя­за­ла свою судь­бу с жур­на­ли­с­ти­кой. 15 фе­в­ра­ля 1958 го­да Вик­тор Пол­то­рац­кий взял её в штат но­вой га­зе­ты «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь». Но глав­ным «дол­гом» для до­че­ри ве­ли­ко­го ак­тё­ра Ба­боч­ки­на на мно­го лет стал жур­нал «Моск­ва».





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования