Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №46. 18.11.2011

Где она жила, эта баба?

Ши­ро­ко раз­мах­нул­ся ре­жис­сёр Ан­д­рей Смир­нов в сво­ём твор­че­с­ком за­па­ле в филь­ме «Жи­ла-бы­ла од­на ба­ба». Жизнь на­ро­да Рос­сий­ской им­пе­рии в на­ча­ле двад­ца­то­го ве­ка по­ка­зал: ши­ро­ко, от­кро­вен­но, ос­но­ва­тель­но. Сце­на­рий филь­ма, по сло­вам ре­жис­сё­ра, ос­но­ван на про­из­ве­де­ни­ях за­ме­ча­тель­ных пи­са­те­лей: И.Бу­ни­на, А.Че­хо­ва, Н.С. Ле­с­ко­ва. Пи­са­те­ли та­ко­го вы­со­ко­го уров­ня ото­б­ра­жа­ли жизнь на­ро­да все­гда до­ход­чи­во, прав­ди­во, фи­ло­соф­ски. Как го­во­рит­ся, с по­ни­ма­ни­ем труд­ных, а по­рой не­пре­одо­ли­мых об­сто­я­тельств судь­бы. Жизнь в то вре­мя бы­ла вся­кая. Осо­бен­но не­лег­ко при­хо­ди­лось ба­бам. Де­ре­вен­ские ба­бы, из бед­ных се­мей, все­гда жи­ли не­лег­ко. Ну и что из это­го? Се ля ви, как го­во­рит­ся. В филь­ме по­ка­за­ны яр­ко са­мо­быт­ные тра­ди­ции рус­ской глу­бин­ки. Сце­ны и эпи­зо­ды, где про­сле­жи­ва­ют­ся тра­ди­ции, изо­би­лу­ют по­ра­зи­тель­ной точ­но­с­тью и ис­крен­но­с­тью. Все ти­па­жи, осо­бен­но жен­щи­ны в юб­ках, с плат­ка­ми, а так­же с бу­са­ми – мо­ни­с­та­ми и дру­ги­ми ме­ло­ча­ми, со­от­вет­ст­ву­ют ду­ху то­го вре­ме­ни.

Вза­и­мо­от­но­ше­ния в бы­ту, осо­бен­но раз­го­вор­ная речь, по­ка­за­ны в филь­ме со­от­вет­ст­вен­но бы­ло­му и быв­ше­му. Ак­тё­ры иг­ра­ют жи­те­лей де­рев­ни не­ве­ро­ят­но ес­те­ст­вен­но и прав­ди­во. И свадь­ба с её ат­ри­бу­та­ми, и по­сев, и убор­ка хле­бов по­ка­за­ны и сы­г­ра­ны бле­с­тя­ще. Все­воз­мож­ные де­ре­вен­ские при­ба­ут­ки – баб­ские раз­го­во­ры, а так­же вза­им­ные под­во­хи, сы­г­ра­ны и по­ка­за­ны то­же бле­с­тя­ще. Вот в этом ре­жис­сёр­ская и ак­тёр­ская ра­бо­та в филь­ме поч­ти бе­зу­преч­на. Да и толь­ко. В ос­таль­ном про­сле­жи­ва­ет­ся раз­но­сю­жет­ная тав­то­ло­гия. Ув­ле­ка­ясь прав­ди­вым рас­ска­зом о ти­пич­ной пред­ста­ви­тель­ни­це рос­сий­ско­го кре­с­ть­ян­ст­ва, про­стой жен­щи­не, Смир­нов, мне ка­жет­ся, на­ру­шил не­сколь­ко куль­тур­ных за­по­ве­дей. Нель­зя и не­же­ла­тель­но свой сце­на­рий стро­ить на про­из­ве­де­ни­ях со­вер­шен­но раз­ных пи­са­те­лей. Со­бы­тия из жиз­ни мно­гих жен­щин не­же­ла­тель­но со­еди­нять в судь­бе од­ной. Обоб­щить мож­но толь­ко об­щее, а не ча­ст­ное.

По­это­му и по­лу­чи­лось так, что од­ну ба­бу и на­си­лу­ют, и лю­бят по-на­сто­я­ще­му. А так­же бьют и ста­вят ни во что не­сколь­ко раз­но­ха­рак­тер­ных му­жи­ков. Бед­ная Вар­ва­ра, про­то­тип этой ба­бы, пе­ре­жи­ла столь­ко, сколь­ко ис­пы­та­ли де­сять, а то и двад­цать жен­щин. Всё сме­ша­лось в кре­с­ть­ян­ском бо­га­том до­ме. А за­тем и на ху­то­ре. Где прав­да, а где вы­мы­сел? Не­ко­то­рые тра­ди­ции пе­ре­пу­та­ны. Пра­во пер­вой но­чи с не­ве­ст­кой в двад­ца­том ве­ке от­цы же­ни­хов не прак­ти­ко­ва­ли. Му­жи­ки – раз­врат­ни­ки, а так­же ли­це­ме­ры-без­бож­ни­ки мог­ли се­бе это поз­во­лить. Ес­ли сын-же­них был пол­ным при­дур­ком. Пья­ный вдрызг свё­кор в свет­лый па­с­халь­ный день пред­ла­га­ет сно­хе Вар­ва­ре це­ло­вать его ря­дом с хле­вом на се­не-со­ло­ме для кор­ма ско­та. Он пы­та­ет­ся из­на­си­ло­вать сно­ху здесь же, ря­дом со ско­ти­ной. Ко­неч­но, тут же по­ги­ба­ет за свой грех. Нуж­но ли этот на­ту­ра­лизм по­ка­зы­вать в дан­ном кон­тек­с­те? Во­об­ра­зим се­бе: свё­кор вы­жил и в даль­ней­шем стал ру­ко­во­ди­те­лем од­но­го из ан­то­нов­ских от­ря­дов. Как вы ду­ма­е­те, что бы он хо­тел в слу­чае по­бе­ды по­встан­цев? Ес­те­ст­вен­но, в си­лу сво­е­го ха­рак­те­ра и на пра­вах по­бе­ди­те­ля с боль­шим усер­ди­ем: пить, жрать, на­си­ло­вать жен­щин и обо­га­щать­ся за счёт крас­ных сво­ло­чей. Ес­ли в ос­нов­ном та­кие кре­с­ть­я­не от­ста­и­ва­ли пра­ва в борь­бе за свою сво­бо­ду и тра­ди­ции, то нам, по­том­кам, ува­жать их как-то не хо­чет­ся. Да­лее, ма­ни­пу­ля­ции с ку­ри­цей. Ра­ди че­го? Что­бы при­крыть чей-то по­зор. Сце­на на­си­лия, над­ру­га­тель­ст­ва над Вар­ва­рой дру­ги­ми му­жи­ка­ми мог­ла иметь ме­с­то в жиз­ни, но это бы­ла бы тра­ге­дия. И от­мще­ние по­сле­до­ва­ло бы не­мед­лен­но. В са­мых жё­ст­ких фор­мах. От крас­но­го пе­ту­ха, по­жа­ра, до уда­ле­ния ге­ни­та­лий на­силь­ни­ков ове­чь­и­ми нож­ни­ца­ми за та­кое зло­де­я­ние. А где же дё­готь на во­ро­тах или за­бо­рах-плет­нях. Он при­сут­ст­ву­ет вез­де, но толь­ко не как пре­ду­пре­ди­тель­ный сим­вол по­те­ри че­с­ти и по­ря­доч­но­с­ти. За­чем так кра­соч­но по­ка­зы­вать ба­ню-от­мы­ва­ню по­сле по­ло­вых ак­тов. Тог­да уж на­до по­ка­зать и от­хо­жие убор­ные, и про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в них по­сле каж­дой еды-тра­пе­зы. За­чем по­ка­зы­ва­ет­ся бы­то­ву­ха до не­при­лич­ных ме­ло­чей? Мы о ней зна­ем не по­на­слыш­ке. Нас этим не уди­вишь. Так где же жи­ла эта ба­ба? Да вез­де в Рос­сии од­но­вре­мен­но. Она мно­го­су­деб­на и мно­го­ли­ка. И по­кор­на, и не­по­кор­на. Что это – об­раз са­мой Рос­сии? Но стра­на не ба­ба. Ес­ли кто-то на её жи­вом зем­ном те­ле со­во­куп­ля­ет­ся или по­жи­ра­ет ближ­не­го, при чём здесь Русь-ма­туш­ка. Не на­до жизнь каж­до­го че­ло­ве­ка обоб­щать с жиз­нью всей от­чиз­ны. Боль­ше­ви­ки бы­ли не ан­ге­ла­ми во пло­ти. Но и ан­то­нов­цы бы­ли то­же не свя­то­ша­ми.

По­ка­зал бы Смир­нов эпи­зо­ды раз­гу­ла вос­ста­ния. Ког­да ан­то­нов­цы вспа­ры­ва­ли шаш­ка­ми жи­во­ты ба­бам – кре­с­ть­ян­кам, жё­нам и ма­те­рям «крас­ных». А за­тем рас­ст­ре­лы «крас­ны­ми» му­жи­ков и баб, жён и ма­те­рей ан­то­нов­цев. Это бы­ла бы прав­да жиз­ни и ис­то­рии. А ес­ли по­ка­за­ны од­ни рас­ст­ре­лы крас­ны­ми яко­бы ни к че­му не при­ча­ст­ных лю­дей – это пред­взя­тость. В то вре­мя так или ина­че поч­ти все жи­те­ли Там­бов­ской гу­бер­нии бы­ли при­ча­ст­ны к вос­ста­нию. По­это­му стра­да­ли все сто­ро­ны, и зо­ло­той се­ре­дин­ки не бы­ло. Ни од­ной ха­ты не бы­ло с краю со­бы­тий. Вот в этом Смир­нов прав, по­ка­зы­вая ху­тор Вар­ва­ры, на ко­то­ром про­ис­хо­дит та­кое крас­но-ан­то­нов­ское ме­си­во, что во­ло­сы ды­бом вста­ют. Здесь и жерт­во­при­но­ше­ния по ти­пу от­мще­ния. И бес­про­буд­ная пьян­ка раз­но­ха­рак­тер­ных му­жи­ков с ней, с ба­бой. И по боль­шо­му счё­ту, про­ис­хо­дит все­объ­ем­лю­щая бе­да жи­тия-бы­тия этой ху­тор­ской ба­бы.

Не­сколь­ко ана­ли­ти­че­с­ких по­дроб­но­с­тей по по­во­ду эпи­зо­дов филь­ма, свя­зан­ных не­по­сред­ст­вен­но с пе­ри­о­дом кре­с­ть­ян­ско­го вос­ста­ния про­тив боль­ше­ви­ков. Ни­че­го хо­ро­ше­го в про­драз­вёр­ст­ке не бы­ло. Она бы­ла не­об­хо­ди­ма но­вой вла­с­ти. Взять хлеб и дру­гие про­дук­ты мож­но бы­ло толь­ко у кре­с­ть­ян. Пе­ре­ги­бы бы­ли. Но ес­ли бы боль­ше­ви­ки не на­кор­ми­ли го­лод­ный на­род в го­ро­дах, то поч­ти вся Рос­сия вы­мер­ла бы. Ре­во­лю­ция – это все­гда го­лод, раз­ру­ха и кровь на­ро­да.

У там­бов­ских пар­ти­зан не бы­ло ни­ка­ко­го гим­на. Не­ко­то­рые из них пе­ли пе­ред ко­ст­ра­ми жа­лоб­ную пес­ню-ис­по­ведь, та­ко­го при­мер­но со­дер­жа­ния:

 

– Что-то сол­ныш­ко не све­тит,

Над го­ло­вуш­кой ту­ман.

Вид­но, пу­ля в серд­це ме­тит,

Вид­но, бли­зок три­бу­нал.

 

Во­рон кар­кн­ет на оси­не,

– Ко­мис­сар, взво­ди ку­рок!

За­ве­дут ме­ня в тря­си­ну,

И при­кон­чат под шу­мок.

 

И так да­лее. А вот пес­ня о бур­ских стра­да­ни­ях – это по­пу­лизм. Че­го не бы­ло на Там­бов­щи­не, то­го не бы­ло. Пес­ня – это ду­ша на­ро­да. У рус­ских ду­ша рус­ская, но не аф­ри­кан­ская. Я по­ни­маю: та­лант – он и в Аф­ри­ке та­лант, но всё же, всё же.

Фильм «Жи­ла-бы­ла од­на ба­ба» – ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние ав­тор­ско­го ис­пол­не­ния сце­на­ри­с­та-ре­жис­сё­ра Ан­д­рея Смир­но­ва – име­ет пра­во на дол­гое ус­пеш­ное су­ще­ст­во­ва­ние. И всё же град Ки­теж, как и озе­ро Свет­ло­яр, од­ни-един­ст­вен­ные. И дру­гим не бы­вать. А Там­бов­щи­на са­ма в се­бе и по се­бе. И дру­гой то­же не бы­вать. Всё тут бы­ло. И все тут бы­ли. На­род про­дол­жа­ет жить. И со­вре­мен­ные жен­щи­ны не хо­тят быть про­сто ба­ба­ми. Пра­виль­но де­ла­ют. 


Валерий ХВОРОВ,
г. ТАМБОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования