Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 25.11.2011

Пролетарии русского рока

 или Какой СПИД «сожрал» нашу Родину

 

По го­ро­дам Рос­сии про­хо­дит тур-пре­зен­та­ция но­вой боль­шой про­грам­мы Юрия Шев­чу­ка и груп­пы ДДТ под на­зва­ни­ем «Ина­че» (толь­ко что про­шли кон­цер­ты в Моск­ве и Санкт-Пе­тер­бур­ге) – со­бы­тие, яв­но вы­хо­дя­щее за пре­де­лы ин­те­ре­сов толь­ко лишь рок-му­зы­ки и ог­ра­ни­чен­но­го со­об­ще­ст­ва её по­чи­та­те­лей. Речь идёт о за­мет­ном свер­ше­нии для со­вре­мен­ной мас­со­вой куль­ту­ры Рос­сии во­об­ще, сво­е­го ро­да ана­ло­ге зна­ме­ни­той пинк­флой­дов­ский «Сте­ны».

 

Ни­кто здесь не го­во­рит о «вы­со­ком», ше­де­в­раль­ном ис­кус­ст­ве. Вещь силь­ная, ин­те­рес­ная, но ме­ло­ди­че­с­ки и по­эти­че­с­ки, на мой взгляд, не впол­не со­вер­шен­ная (об этом ни­же). Од­на­ко и эпитет «мас­со­вая» в дан­ном слу­чае не со­дер­жит от­тен­ка при­ни­жа­ю­ще­го, а долж­ен вос­при­ни­мать­ся ско­рее как по­ло­жи­тель­ная ха­рак­те­ри­с­ти­ка (то, че­го не хва­та­ет се­рь­ёз­ной со­вре­мен­ной ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре). Сде­лать та­кую мас­штаб­ную арт-про­грам­му, по­буж­да­ю­щую ду­мать, со­пе­ре­жи­вать и, тем бо­лее, су­меть пре­под­не­с­ти эти не­лёг­кие ду­мы и да­ле­ко не все­гда слад­кие пе­ре­жи­ва­ния так, что­бы ув­лечь ими мас­су лю­дей, объ­е­ди­нить об­шир­ную ау­ди­то­рию – на­сто­я­щая за­слу­га, до­сти­же­ние, тре­бу­ю­щее зна­чи­тель­ных тру­дов и со­про­вож­да­е­мое не­ма­лы­ми ри­с­ка­ми.

Ведь мож­но бы­ло бы, как и де­ла­ет боль­шин­ст­во му­зы­кан­тов, за­ра­бо­тать свои «ре­мес­лен­ные» день­ги го­раз­до про­ще, не тра­тясь на транс­пор­ти­ров­ку и об­слу­жи­ва­ние до­ро­го­сто­я­ще­го обо­ру­до­ва­ния, хо­ро­ший звук, арен­ду ста­ди­о­нов и спор­тив­ных ком­плек­сов. Не го­во­ря уже о дли­тель­ной, на­пря­жён­ной ра­бо­те ху­дож­ни­ков, го­то­вив­ших ви­зу­аль­ное оформ­ле­ние, со­здав­ших, по су­ти, це­лое ки­но по мо­ти­вам ау­дио-аль­бо­ма.

Не­да­ром в од­ном из по­след­них ин­тер­вью Юрий Шев­чук на­зы­ва­ет свою груп­пу «про­ле­та­ри­я­ми рус­ско­го ро­ка»: они дей­ст­ви­тель­но па­шут, с боль­ши­ми для се­бя за­тра­та­ми и слож­но­с­тя­ми ва­я­ют мас­штаб­ную кон­цеп­ту­аль­ную про­грам­му, ве­зут по стра­не три трей­ле­ра, на­би­тые ап­па­ра­ту­рой, в не­ко­то­рых го­ро­дах ухо­дя по фи­нан­со­вым ре­зуль­та­там «в ноль» или да­же «в ми­нус». Му­зы­кан­ты ед­ва по­пол­ня­ют се­мей­ные бю­д­же­ты, а за­ча­с­тую (ес­ли не уда­лось со­брать пол­ный зал) ос­та­ют­ся во­об­ще без зар­пла­ты… Бе­зус­лов­но, та­кие са­мо­от­вер­жен­ность и раз­мах за­слу­жи­ва­ют ува­же­ния и вни­ма­ния.

Так о чём же по­ве­ст­ву­ет сам аль­бом и кон­церт­ная про­грам­ма «Ина­че»? Ра­ди че­го эти тру­ды и жерт­вы?

Как за­яв­ля­ет Юрий Юли­а­но­вич (Шев­чук), глав­ный ге­рой кон­цеп­ту­аль­но­го цик­ла – сво­е­го ро­да Гам­лет XXI ве­ка, ко­то­рый спо­со­бен ис­кать и про­кла­ды­вать пу­ти от пост­пе­ре­с­т­ро­еч­но­го, пост­со­вет­ско­го сред­не­ве­ко­вья к не­ко­му но­во­му воз­рож­де­нию. При этом, по за­мыс­лу, «но­вый Гам­лет» пой­дёт даль­ше шек­с­пи­ров­ско­го про­то­ти­па, за­да­ва­ясь ещё и во­про­са­ми «как быть?», «кем быть?» и «ка­ким быть?». От­тал­ки­вать­ся же он бу­дет от то­го, что быть, жить и дей­ст­во­вать нуж­но ина­че.

Как гла­сит офи­ци­аль­ный пресс-ре­лиз, «ИНА­ЧЕ — это дру­гой спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния во вре­ме­ни и про­ст­ран­ст­ве, от­лич­ный от на­вя­зы­ва­е­мой нам мо­де­ли уны­ло­го в сво­ём «по­зи­ти­ве» ра­бо­леп­но­го об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния. Каж­дый из нас мо­жет по­греть­ся у ко­ст­ра вну­т­рен­ней сво­бо­ды. Каж­дый из нас мо­жет жить ина­че, не гло­тая ци­нич­ную про­па­ган­ду, не до­воль­ст­ву­ясь ба­наль­ны­ми, мёрт­вы­ми от­ве­та­ми на жи­вые во­про­сы бы­тия».

По­след­няя фра­за, из ко­то­рой вы­те­ка­ет за­да­ча – про­ти­во­по­с­та­вить под­лин­ную, жи­вую по­эзию (го­во­ря сло­ва­ми Гё­те, «свя­щен­но-от­кро­вен­ную тай­ну») мёрт­вым, штам­по­ван­ным и ме­ха­ни­че­с­ки-уп­ро­щён­ным от­ве­там «на жи­вые во­про­сы бы­тия» – есть за­яв­ка на­сто­я­ще­го ху­дож­ни­ка в вы­со­ком смыс­ле это­го сло­ва.

Од­на­ко, что мож­но ска­зать не­по­сред­ст­вен­но о ху­до­же­ст­вен­ном ма­те­ри­а­ле про­грам­мы (аль­бом пе­сен + кон­церт­ное пред­став­ле­ние + ви­део-арт)? Как ска­за­но, са­ма за­дум­ка, раз­мах, раз­но­пла­но­вость по­да­чи вы­зы­ва­ют ува­же­ние, со­зда­ют силь­ные ощу­ще­ния, под­час вос­торг, не да­ют со­ску­чить­ся на про­тя­же­нии все­го кон­цер­та (дис­ка) (ав­тор этих строк по­се­тил од­ну из пре­зен­та­ций – в мос­ков­ском спорт­комп­лек­се «Олим­пий­ский»). Од­на­ко от­то­чен­но­с­ти, за­кон­чен­но­с­ти ком­по­зи­ций, гар­мо­нии, яс­но­с­ти слов и му­зы­ки мне по­рой за­мет­но не хва­та­ло.

Та­кое слу­ча­лось и с не­ко­то­ры­ми преж­ни­ми ра­бо­та­ми ДДТ (уже в «Ми­ре но­мер ноль» 1999 го­да Ю.Шев­чук, ка­жет­ся, не все­гда оп­рав­дан­но ус­лож­ня­ет по­эти­ку), но в дан­ном слу­чае, что ин­те­рес­но, это в ка­кой-то ме­ре оп­рав­да­но са­мой кон­цеп­ци­ей. На ти­туль­ной об­лож­ке и афи­шах, слов­но на мо­ни­то­ре, изо­б­ра­же­ны ис­ка­жён­ные эле­к­трон­ны­ми по­ме­ха­ми бук­вы «ИНА­ЧЕ». По-ви­ди­мо­му, это сим­во­ли­зи­ру­ет сбой в не­ко­ей про­грам­ме, в ка­на­лах свя­зи при пе­ре­хо­де из од­но­го со­сто­я­ния (ве­ка или да­же эпо­хи) в дру­гое. Пе­ре­на­ст­рой­ка ин­фор­ма­ци­он­ных, ум­ст­вен­но-ана­ли­ти­че­с­ких, ду­шев­ных и ду­хов­ных при­ём­ни­ков, ре­цеп­то­ров, сбой в чув­ст­вах и ощу­ще­ни­ях при столк­но­ве­нии с чем-то но­вым. Пе­ред на­ча­лом кон­цер­та на мо­ни­то­рах так­же ря­би­ли бук­вы «ДДТ», со­про­вож­да­е­мые ау­ди­о­шу­ма­ми, шо­ро­ха­ми, тре­с­ка­ми, на­по­ми­на­ю­щи­ми «ко­ро­тя­щие» про­во­да.

В од­ном из тре­ков под на­зва­ни­ем «Про­вод­ник» (где пред­став­ле­на не пес­ня, а имен­но сти­хо­тво­ре­ние, ис­пол­ня­е­мое Шев­чу­ком под му­зы­каль­ный фон) в ка­кой-то мо­мент умы­ш­лен­но со­зда­ют­ся шу­мо­вые ис­ка­же­ния, как буд­то ра­дио­связь, по ко­то­рой пе­ре­да­ют­ся сло­ва, вре­мен­но рас­ст­ро­и­лась.

И вот эти са­мые по­ме­хи, как я для се­бя от­ме­тил, ощу­ти­мы и в сти­хах, в му­зы­ке, в ху­до­же­ст­вен­ных при­ёмах. Есть чув­ст­во, что идеи, смыс­лы, под­ра­зу­ме­ва­е­мые ав­то­ром, об­ра­зы за­рож­да­ю­ще­го­ся но­во­го ми­ро­во­с­при­я­тия не впол­не точ­но, адек­ват­но и яс­но вы­ра­же­ны сти­ха­ми и му­зы­кой – как бы с ис­ка­же­ни­я­ми, по­ме­ха­ми. Мыс­ли, ка­жет­ся, пе­ре­да­ны не пла­с­тич­но, сло­ва вы­бра­ны не сов­сем удач­ные или во­все не те. Да­же су­ще­ст­ву­ю­щие в тек­с­те риф­мы ино­гда чуть ли не де­мон­ст­ра­тив­но не ис­поль­зу­ют­ся при ог­ла­ше­нии сти­хов. Один при­мер: в пес­не «Кто ты?» –

 

На­зна­че­ны сро­ки, всё ре­ше­но,

вы­хо­дим за­в­т­ра.

Кни­га до­пи­са­на, раз­ли­то ви­но,

мир тре­бу­ет Ав­то­ра.

 

– сло­во «Ав­то­ра» про­пе­то с ак­цен­том не на пер­вый слог, как тре­бу­ет риф­ма (за­чем она тог­да?), а на по­след­ний.

Ча­с­то, ка­жет­ся, бы­ло бы ин­те­рес­нее и силь­нее по воз­дей­ст­вию по­слу­шать или по­чи­тать ком­мен­та­рии к пес­ням ав­то­ра (Шев­чук да­вал та­кие разъ­яс­не­ния в не­ко­то­рых пе­ре­да­чах на ра­дио), чем (как это по­ло­же­но с про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ст­ва) вчи­ты­вать­ся в са­ми сти­хи. В его иде­ях, срав­не­ни­ях чув­ст­ву­ет­ся по­эзия, фи­ло­со­фия, а в са­мих тек­с­тах ча­с­то не хва­та­ет чи­с­то­ты и бо­гат­ст­ва лек­си­ки, вы­ве­рен­но­с­ти, строй­но­с­ти сти­ха.

Ко­неч­но, очень боль­шую роль иг­ра­ют ви­део­ря­ды. Без них мно­гие пес­ни бы­ли бы слиш­ком ту­ман­ны для по­ни­ма­ния.

Уже в са­мой пер­вой пес­не –

 

Ког­да ан­ге­лы жиз­ни и смер­ти уно­си­ли

нас с по­ля боя

Мы всё про­жи­ли, мы всё спе­ли

в этот стро­гий ут­рен­ний час

На­ши ду­ши мол­ча­ли в объ­я­ть­ях

не­ви­ди­мо­го кон­воя

Они все­гда бы­ли с на­ми, но с ни­ми

не бы­ло преж­де нас

 

– не по­нят­но, кто «они» бы­ли с на­ми? Ду­ши или ан­ге­лы (кон­вой)?

Или вот: «Мне бы толь­ко най­ти своё я, а по­том хоть в пе­сок, хоть в Ё» («Сол­неч­ный свет»). Что зна­чит «Ё»? И как вам та­кая риф­ма к сло­ву «Всё»?! В этой пес­не, прав­да, то­же мож­но оп­рав­дать все её по­греш­но­с­ти за­дум­кой ав­то­ра пе­ре­дать кос­но­язы­чие но­во­го де­мо­кра­тич­но­го ис­кус­ст­ва – хип-хо­па (от­сю­да «Ё»?).

Ко­неч­но, я бы ни­ког­да не ре­шил­ся на­звать это гра­фо­ма­ни­ей в чи­с­том ви­де. Это не тот слу­чай, ког­да пе­ред на­ми за­мк­ну­тый в се­бе экс­пе­ри­мент, на­бор пост­мо­дер­нист­ских пу­с­ты­шек. Пусть что-то вы­ра­же­но не сов­сем яс­но, не впол­не бла­го­звуч­но, лич­но у ме­ня нет ни­ка­ких со­мне­ний, что за сло­ва­ми Юрия Шев­чу­ка сто­ят на­сто­я­щие, глу­бо­кие мыс­ли и чув­ст­ва, ду­мы, ис­крен­няя граж­дан­ская и фи­ло­соф­ская по­зи­ция, сме­лость. Да, не­про­пи­сан­ность и не­со­вер­шен­ст­во вы­ра­же­ния бро­са­ют­ся в гла­за. Да, без кон­крет­но­го го­ло­са, по­да­чи, без ви­део­ря­дов и ком­мен­та­ри­ев-разъ­яс­не­ний, бо­юсь, что боль­шин­ст­во пе­сен «жить» не бу­дут, а их сло­ва так и ос­та­нут­ся на уров­не тек­с­тов с очень ма­лой до­лей по­эзии. Но в сво­ём ком­плекс­ном един­ст­ве но­вое тво­ре­ние «ДДТ» сто­ит слу­шать-пе­ре­слу­ши­вать, смо­т­реть-пе­ре­сма­т­ри­вать, каж­дый раз от­кры­вая для се­бя что-то но­вое. Тем бо­лее что не­ко­то­рые вре­за­ю­щи­е­ся в па­мять и в ду­шу стро­ки, сло­во­со­че­та­ния яв­но со­дер­жат в се­бе и по­эзию, и важ­ные, глу­бо­кие во­про­сы.

Так, я сра­зу по­чув­ст­во­вал, что се­рь­ёз­ный по­тен­ци­ал для воз­дей­ст­вия на ау­ди­то­рию име­ет при­пев:

 

Мою ро­ди­ну со­жрал СПИД!

На­шу ро­ди­ну со­жрал СПИД!

 

Ещё до кон­цер­та, слу­шая но­вый диск, мож­но бы­ло бе­зо­ши­боч­но пред­по­ло­жить, что эта пес­ня («Кри­зис»), не слиш­ком-то, меж­ду про­чим, при­ят­ная и бла­го­звуч­ная на слух, ста­нет яр­ким но­ме­ром в жи­вом кон­церт­ном ис­пол­не­нии.

СПИД – ре­зуль­тат воз­дей­ст­вия ви­ру­са, под­ры­ва­ю­ще­го им­му­ни­тет ор­га­низ­ма, при ко­то­ром его жерт­ва ста­но­вит­ся без­за­щит­на для всех, да­же весь­ма бе­зо­бид­ных при обыч­ном по­ло­же­нии ве­щей вре­ди­те­лей.

При­ме­ни­тель­но к стра­не, к ро­ди­не, в ка­че­ст­ве ме­та­фо­ры СПИД, ко­неч­но, об­ре­та­ет до­пол­ни­тель­ные смыс­лы. И пер­спек­ти­ва для раз­мы­ш­ле­ний тут от­кры­ва­ет­ся не­ма­лая…

Что это за ви­рус, спо­соб­ный «со­жрать» Ро­ди­ну? Кто его при­внёс? И что есть (ны­не уязв­лён­ный) им­му­ни­тет Рос­сии? И есть ли всё-та­ки сред­ст­во от этой вро­де бы не­из­ле­чи­мой бо­лез­ни?

Мож­но, ко­неч­но, пред­по­ла­гать чи­с­то по­ли­ти­че­с­кие под­тек­с­ты. Кон­спи­ра­тив­ный – пя­тая ко­лон­на. Кри­ми­но­ло­ги­че­с­кий – кор­руп­ция. Но всё это, ско­рее все­го, уже след­ст­вия ос­лаб­ле­ния им­му­ни­те­та. А в чём при­чи­ны?

Им­му­ни­тет – свя­зан с чув­ст­вом един­ст­ва ор­га­низ­ма (ме­та­фо­ри­че­с­ки – с со­бор­ным еди­не­ни­ем на­ро­да), со спо­соб­но­с­тью про­ти­во­сто­ять вре­до­нос­ным чу­же­род­ным вли­я­ни­ям, ор­га­низ­мам (ме­та­фо­ри­че­с­ки – в том чис­ле и со­блаз­нам – от чре­во­уго­дия до «мед­ных труб»).

В пес­не «Кри­зис» те­ма СПИ­Да за­да­ёт­ся в пер­вом куп­ле­те сле­ду­ю­щей фра­зой:

 

Мы ис­ка­ли сво­бо­ду, на­шли её в сек­се,

да и это всё со­жрал СПИД.

 

Меж­ду строк здесь яс­но ощу­ти­ма ос­кор­б­лён­ная и под­ме­нён­ная лю­бовь. Ср. в сле­ду­ю­щей на аль­бо­ме пес­не («На­пи­ши мне, на­пи­ши»): «Слиш­ком мно­го эро­ти­ки, да ма­ло люб­ви».

Лю­бовь – по­ня­тие, ко­неч­но, клю­че­вое для Шев­чу­ка и сквоз­ное для аль­бо­ма «Ина­че». На­при­мер («Эй, ты, кто ты…»):

 

300 ты­сяч по­ко­ле­ний у нас в кро­ви,

Но, кро­ме люб­ви, ни­че­го боль­ше нет.

 

И, ка­жет­ся, имен­но лю­бовь в ши­ро­ком и вы­со­ком смыс­ле по­эт и фи­ло­соф Юрий Шев­чук ста­вит на пер­вое ме­с­то в де­ле спа­се­ния и воз­рож­де­ния ро­ди­ны.

Быть мо­жет, с лю­бо­вью в её ис­тин­ном, объ­ём­ном по­ни­ма­нии и свя­зан ко­рен­ным об­ра­зом ду­хов­ный, нрав­ст­вен­ный «им­му­ни­тет» че­ло­ве­че­ст­ва?

Лю­бовь – спо­соб­ность от­да­вать, со­ст­ра­дать, чув­ст­во­вать не толь­ко свою боль и ра­дость, но боль и ра­дость Це­ло­го. Она – не­ис­ся­ка­е­мый род­ник и ис­точ­ник бла­го­да­ти, по­то­му что в люб­ви от­да­ю­щий на­пол­ня­ет­ся.

Но лю­бовь очень ча­с­то под­ме­ня­ет и вы­тес­ня­ет страсть – по­гло­ще­ние, жаж­да. По­гло­ща­ю­щийопу­с­то­ша­ет­ся, ис­су­ша­ет­ся. Эта пу­с­то­та (од­на из пе­сен в аль­бо­ме «Ина­че» так и на­зы­ва­ет­ся «Пу­с­то­та»), вы­зван­ная стра­с­тью, по­рож­да­ет страх.

Тот, кто хо­чет толь­ко по­жи­рать (Шев­чук мно­го и ча­с­то кри­ти­ку­ет так на­зы­ва­е­мое «об­ще­ст­во по­треб­ле­ния»), ни­чем не жерт­вуя, сам ра­но или по­зд­но ста­но­вит­ся чьей-то жерт­вой-жрат­вой.

Стра­ст­ный на­ты­ка­ет­ся на страх; по­жи­ра­ю­щий ста­но­вит­ся жерт­вой; по­доб­ным же об­ра­зом, как из­ве­ст­но из ис­то­рии, раб­ст­во де­ла­ет ра­бом и гос­по­ди­на (ра­бо­вла­дель­ца). Тот, кто не спо­со­бен со­здать свою сво­бо­ду сам, кто жи­вёт за счёт ра­бов (а раб­ст­во – это лю­бая мерт­ве­чи­на, лю­бое де­ло, ког­да оно со­вер­ша­ет­ся не по сво­ей во­ле или осо­зна­нию, при от­сут­ст­вии лю­бых по­ло­жи­тель­ных мо­ти­вов – по­лез­но­с­ти, бла­га, вдох­но­ве­ния, а лишь по при­нуж­де­нию).

«Мы ис­ка­ли сво­бо­ду…» – по­ёт Шев­чук. Сво­бо­да – не рас­кре­по­щён­ность, не не­за­ви­си­мость, не все­доз­во­лен­ность. Ис­кать её на­до не в стра­с­ти, а в люб­ви. Во­об­ще, от то­го, как че­ло­век по­ни­ма­ет и вос­при­ни­ма­ет сво­бо­ду, за­ви­сит, как он жи­вёт, кто он и ка­кой он. Об этом ска­за­но в «Пес­не о сво­бо­де» с аль­бо­ма «Ина­че»:

 

Сво­бо­да, сво­бо­да, так ма­ло, так мно­го.

Ты нам рас­ска­за­ла, ка­ко­го мы ро­да.

 

Сво­бо­да во­ли все­гда не­зри­мо про­во­дит грань меж­ду сво­е­во­ли­ем пад­ше­го ан­ге­ла и сле­до­ва­ни­ем Бо­жь­ей во­ле.

Ин­те­рес­но, что все те по­ме­хи в вос­при­я­тии, о ко­то­рых го­во­ри­лось вы­ше, лич­но для ме­ня за­кон­чи­лись по­сле пес­ни «Но­вая Рос­сия», где яс­но ощу­тим мо­тив очи­ще­ния. Как по­яс­нил сам Шев­чук, ге­рой цик­ла, мо­ло­дой че­ло­век ос­тал­ся го­лым – лишь ду­ша да ко­жа. Да­лее сле­ду­ют пес­ни, под ко­то­рые лег­че ды­шит­ся, и в ко­то­рых все глав­ные те­мы и клю­че­вые по­ня­тия пред­став­ле­ны в сво­их по­ло­жи­тель­ных ипо­с­та­сях: в «Пес­не о вре­ме­ни» – «не­бо ды­шит, солн­це слы­шит, вре­мя по­мнит» пре­одо­ле­на пу­с­то­та; в пес­не «Ког­да ты бы­ла здесь» пред­став­ле­но об­раз на­сто­я­щей, свет­лой и веч­ной люб­ви; в «Пес­не о сво­бо­де» – об­раз сво­бо­ды; и, на­ко­нец, в пес­не «Юго-за­пад­ный ве­тер» – до­б­рая на­деж­да на ту са­мую жизнь ИНА­ЧЕ.

На боль­шом кон­цер­те в спорт­комп­лек­се «Олим­пий­ский», зал ко­то­ро­го был за­пол­нен, ка­жет­ся, на де­вя­но­с­то про­цен­тов, мне при­шла мысль о том, что Юрий Шев­чук ед­ва ли не един­ст­вен­ный в че­ст­ной оте­че­ст­вен­ной рок-му­зы­ке че­ло­век, спо­соб­ный объ­е­ди­нять дей­ст­ви­тель­но ши­ро­кие мас­сы ве­ря­щих ему лю­дей. Как к не­му ни от­но­сись, но Шев­чук уме­ет со­брать лю­дей не на при­ми­тив­ное «раз­вле­ка­ло­во», а на за­став­ля­ю­щее ду­мать му­зы­каль­но-по­эти­че­с­кое дей­ст­во. И, что важ­но, по­сле кон­цер­та «ДДТ» лю­ди в ос­нов­ном вы­хо­дят не оз­лоб­лен­ные, не по­ли­ти­зи­ро­ван­ные, не пья­ные и бу­шу­ю­щие (как по­сле не­ко­то­рых рок- или панк-сбо­рищ), и не рав­но­душ­но-лег­ко­мыс­лен­ные (как по­сле по­псы), но вни­ма­тель­но-дру­же­люб­ные, хоть не­мно­го, но по­род­нив­ши­е­ся меж­ду со­бой.

А по­след­нее чрез­вы­чай­но важ­но.

Ведь на гра­ни вза­и­мо­дей­ст­вия лю­дей, при­кос­но­ве­ния их друг к дру­гу ре­ша­ет­ся са­мое глав­ное – их дви­же­ние к до­б­ру или ко злу.

Го­во­рят, что каж­дый че­ло­век по­тен­ци­аль­но име­ет связь (ка­нал или нить) с выс­ши­ми си­ла­ми, бо­же­ст­вен­ным на­ча­лом. Но по­рой в доль­ней жиз­ни её труд­но на­щу­пать. Ког­да же лю­ди вза­и­мо­дей­ст­ву­ют меж­ду со­бой, у них по­яв­ля­ет­ся шанс по­чув­ст­во­вать эту связь силь­нее (или во­об­ще впер­вые ощу­тить её) – кос­нув­шись друг дру­га эти­ми ни­тя­ми (как у Юрия Куз­не­цо­ва – «То ду­ша при­кос­ну­лась к ду­ше»), вы­сечь ис­кру, вой­ти в ре­зо­нанс.

Но скоп­ле­ние лю­дей мо­жет и, на­обо­рот, за­глу­шать «ка­нал» свя­зи с Бо­гом, До­б­ром, Це­лым (ко­му как нра­вит­ся). На­де­ясь друг на дру­га, убе­гая от оди­но­че­ст­ва, мож­но погрузиться в су­е­ту бол­тов­ни, «ту­сов­ки», в ха­ос кол­лек­тив­ных эмо­ций – за­быть про соб­ст­вен­ную солнечную нить.

По­это­му так важ­но, что­бы бы­ла лич­ность, спо­соб­ная ока­зы­вать объ­е­ди­ня­ю­щее, род­ня­щее воз­дей­ст­вие, со­зда­вать свет­лое, брат­ское про­ст­ран­ст­во меж­ду людь­ми, общ­ность боль­шой мас­сы лю­дей (не тол­пы). Для это­го нуж­но об­ла­дать ав­то­ри­те­том че­ло­ве­ка нрав­ст­вен­но­го, че­ст­но­го, ис­крен­не­го, та­лант­ли­во­го и при этом близ­ко­го на­ро­ду, по­юще­го о том, что по­нят­но и нуж­но про­стым, но не глу­пым и не при­ми­тив­ным лю­дям. В аме­ри­кан­ской рок-му­зы­ке, на мой взгляд, та­ков Брюс Спринг­стин, ко­то­ро­го не­да­ром по­клон­ни­ки со­кра­щён­но и ува­жи­тель­но зо­вут «Босс». И имен­но с ним я бы в этом смыс­ле срав­нил на­ше­го Юрия Шев­чу­ка. (Лю­бо­пыт­но, кста­ти, та­кое сов­па­де­ние – са­мая, по­жа­луй, из­ве­ст­ная пес­ня Спринг­сти­на «Ули­цы Фи­ла­дель­фии» по­свя­ще­на пе­ре­жи­ва­ни­ям и ис­по­ве­ди че­ло­ве­ка, за­бо­лев­ше­го СПИ­Дом.)

Шев­чук очень мно­го го­во­рит и по­ёт о ро­ди­не (хо­тя бы зна­ме­ни­тая од­но­имён­ная пес­ня, до сих пор не те­ря­ю­щая ак­ту­аль­но­с­ти) и о под­лин­ном па­т­ри­о­тиз­ме («Наш па­т­ри­о­тизм… не гимн, не мар­ши, не ре­чей пе­сок...», «Он там, где мы хо­ро­ни­ли дождь, он солн­це, то­ну­щее в ре­ке»). И его крик о бо­лез­ни ро­ди­ны («со­жрал СПИД») мож­но по­нять.

Ро­ди­на – это воз­мож­ность и не­об­хо­ди­мость су­ще­ст­во­ва­ния од­ной ог­ром­ной об­щей ду­ши, об­ще­го ду­ха, об­щей со­ве­с­ти, объ­е­ди­ня­ю­щей не толь­ко со­граж­дан (зем­ля­ков) со­вре­мен­ни­ков, но всех пред­ков и всех по­том­ков. Ро­ди­на – это ги­гант­ский, мощ­ный пор­тал для свя­зи с Бо­гом.

Но она же мо­жет обер­нуть­ся и ги­гант­ским мон­ст­ром, по­жи­ра­ю­щим сво­их де­тей, ес­ли нет един­ст­ва, со­при­ча­с­тия, об­щей люб­ви в вы­со­ком смыс­ле, а есть лишь су­хое, ме­ха­ни­с­тич­ное го­су­дар­ст­во, где каж­дый сам за се­бя и свя­зан с дру­ги­ми лишь внеш­ни­ми за­ко­на­ми (не бла­го­да­тью), где все за­бы­ли и по­те­ря­ли ту ис­ти­ну, что их объ­е­ди­ня­ет.

Что со­зда­ёт ус­ло­вия для вто­ро­го ва­ри­ан­та раз­ви­тия? Ка­кой ви­рус? От­че­го бы­ва­ет мас­со­вая эпи­де­мия ду­хов­но­го СПИ­Да?

Ну, от че­го обыч­но про­ис­хо­дит за­ра­же­ние:

1) стра­с­ти – ква­зи­лю­бовь, псев­до­ос­во­бож­де­ние (лю­бая «лю­бовь»), рас­кре­по­ще­ние.

2) нар­ко­ти­ки – псев­до­сво­бо­да, лож­ные чув­ст­ва, уход от на­сто­я­ще­го ми­ра и лю­дей.

3) вра­чеб­ные ошиб­ки – не­ча­ян­ное за­ра­же­ние кро­ви – по су­ти, ме­та­фо­ра пре­да­тель­ст­ва.

Ког­да Шев­чук по­ёт «Мою ро­ди­ну со­жрал СПИД», по­ла­гаю, что вряд ли он вы­ра­жа­ет окон­ча­тель­ный вер­дикт, своё ка­те­го­рич­ное убеж­де­ние о не­из­ле­чи­мо­с­ти и не­от­вра­ти­мой ги­бе­ли Рос­сии. Во-пер­вых, он по­ёт от ли­ца ге­роя – мо­ло­до­го «Гам­ле­та» XXI ве­ка, «ро­див­ше­го­ся этой но­чью», ко­то­ро­му по­ко­ле­ние са­мо­го Шев­чу­ка «ос­та­ви­ло зем­лю». А ге­рой этот – ищу­щий, раз­ви­ва­ю­щий­ся, и со­жран­ная СПИ­Дом ро­ди­на – это его близ­кое к от­ча­я­нию ощу­ще­ние лишь в не­кий кри­зис­ный мо­мент, о чём го­во­рит и са­мо за­гла­вие со­от­вет­ст­ву­ю­щей пес­ни. Стра­на в кри­зи­се и/или сам ге­рой в кри­зи­се, но за кри­зи­сом мо­жет на­чать­ся очи­ще­ние и воз­рож­де­ние.

Раз­мы­ш­ляя над пес­ней «Кри­зис», я по­сте­пен­но при­хо­жу к мыс­ли, что СПИД как ду­хов­ная бо­лезнь мо­жет кос­нуть­ся лю­бо­го че­ло­ве­ка. Без­во­лие, не поз­во­ля­ю­щее из­ме­нить свою жизнь к луч­ше­му, во­пло­тить свои соб­ст­вен­ные вы­со­кие це­ли, при­бли­зить­ся к сво­ей меч­те, ес­ли оно до­ве­де­но до край­но­с­ти, – раз­ве не есть сво­е­го ро­да ду­хов­ный СПИД?

Сколь­ко спо­соб­ных, та­лант­ли­вых лю­дей, осо­зна­ю­щих, что не­пра­виль­но жи­вут, тем не ме­нее не мо­гут ни­че­го с со­бой по­де­лать и, про­зя­бая, схо­дят на нет, так и не со­вер­шив в жиз­ни ни­че­го зна­чи­тель­но­го и за­ме­ча­тель­но­го. Им­му­ни­тет – лю­бовь. Влюб­ля­ют­ся «по уши» мно­гие, но вот по­лю­бить до Не­ба («как не­бо под серд­цем» в «Пес­не о сво­бо­де»), об­ре­с­ти си­лу Ду­ха, поз­во­ля­ю­щую стать боль­ше се­бя са­мо­го, по­чув­ст­во­вать боль­ше сво­е­го ча­ст­но­го, ин­ди­ви­ду­аль­но­го, уда­ёт­ся не­мно­гим. Не хва­та­ет во­ли, не хва­та­ет им­му­ни­те­та про­тив са­мых про­стых и из­ве­ст­ных со­блаз­нов и не­вз­год.

Прав­да, СПИД – бо­лезнь, от ко­то­рой до сих пор не при­ду­ма­но ле­кар­ст­ва. Что­бы ей про­ти­во­сто­ять, ор­га­низм дол­жен кар­ди­наль­но пе­ре­ст­ро­ить­ся, дол­жен на­чать жить «ина­че». Ес­ли же речь идёт о бо­лез­ни ду­хов­ной, нрав­ст­вен­ной, ми­ро­воз­зрен­че­с­кой, то нуж­но кар­ди­наль­но по­ме­нять ми­ро­воз­зре­ние, ми­ро­ощу­ще­ние… Как? На ос­но­ве че­го?

Шев­чук го­во­рит об очи­ще­нии («Но­вая Рос­сия, вы­ле­та­ю­щая из ме­ня» («Но­вая Рос­сия»); «Нет, не ра­бы мы!» («Про­вод­ник»). В свя­зи с этим вспо­ми­на­ет­ся ва­ри­ант рас­ши­ф­ров­ки на­зва­ния груп­пы «ДДТ» – Дих­лор­Ди­фе­нил­Т­рих­ло­рэ­тан – «хи­ми­че­с­кий пре­па­рат для унич­то­же­ния вред­ных на­се­ко­мых. Од­но из не­мно­гих дей­ст­ви­тель­но эф­фек­тив­ных средств про­тив са­ран­чи. За­пре­щён для при­ме­не­ния во мно­гих стра­нах из-за то­го, что спо­со­бен на­кап­ли­вать­ся в ор­га­низ­ме жи­вот­ных, че­ло­ве­ка. Не­смо­т­ря на это, ог­ра­ни­чен­но при­ме­нял­ся в СССР и мно­гих дру­гих стра­нах».

Од­на­ко про­тив СПИ­Да-то гру­бая хи­мия «ДДТ» вряд ли сра­бо­та­ет. Тут нуж­ны ещё и бо­лее тон­кие, и бо­лее со­вер­шен­ные и уме­лые воз­дей­ст­вия.

Кто из ма­с­те­ров ис­кусств, из ху­дож­ни­ков сло­ва спо­со­бен на них? Вот до­стой­ная за­да­ча…


Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования