Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 25.11.2011

Вопрос в лоб

 29 ноября будут названы лауреаты Национальной литературной премии «Большая книга» шестого сезона.

Накануне церемонии мы обратились к писателям и критикам с вопросом:

 

ВЫ ВЕ­РИ­ТЕ В ЧЕ­СТ­НОСТЬ И СПРА­ВЕД­ЛИ­ВОСТЬ ПРЕ­МИИ «БОЛЬ­ШАЯ КНИ­ГА»?

 

Алек­сандр ТРА­ПЕЗ­НИ­КОВ, про­за­ик и пуб­ли­цист

 

«Боль­шая кни­га» – это оче­ред­ное боль­шое ли­бер­та­ри­ан­ское на­ду­ва­тель­ст­во для про­ста­ков. Со­зда­на она под оп­ре­де­лён­ный круг лиц, ти­па Д.Бы­ко­ва, М.Шиш­ки­на и дру­гих «пи­са­те­лей», оли­це­тво­ря­ю­щих пу­с­то­ту, ду­хов­ный или те­ле­сный жир да раз­лич­ные фо­бии (в ос­нов­ном, ан­ти­рус­ской на­прав­лен­но­с­ти). Жду не дож­дусь, ког­да её на­ко­нец-то вру­чат Дон­цо­вой, лю­би­ми­це Крем­ля. Не­воз­мож­но быть чем-то «боль­шим» в ми­ре бес­ко­неч­но ма­лых ве­ли­чин, во что сей­час пре­вра­ти­лись все сфе­ры на­шей ока­ян­ной рос­си­ян­ской жиз­ни, будь то по­ли­ти­ка, эко­но­ми­ка, куль­ту­ра или про­сто че­ло­ве­че­с­кая нрав­ст­вен­ность. Эту пре­мию спра­вед­ли­вее бы­ло бы пе­ре­име­но­вать в «Ма­лень­кую кни­жи­цу», по­сколь­ку со­дер­жа­тель­ная сто­ро­на про­из­ве­де­ний её ла­у­ре­а­тов близ­ка к ну­лю. Вот ес­ли бы её да­ли Вла­ди­ми­ру Ли­чу­ти­ну, луч­ше­му на се­го­дняш­ний день пи­са­те­лю со­вре­мен­но­с­ти, я бы ещё не­мно­го по­ве­рил, что у чле­нов жю­ри со­хра­ни­лись ос­тат­ки че­с­ти, со­ве­с­ти и ра­зу­ма. Но нет, на оче­ре­ди бу­дет ка­кой-ни­будь Сер­гей Ми­на­ев.


 

Ев­ге­ния ИВА­НО­ВА, док­тор фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук (ИМ­ЛИ им. А.М. Горь­ко­го)

 

Во­прос об объ­ек­тив­но­с­ти лю­бой пре­мии до­ста­точ­но спор­ный, он срод­ни во­про­су о че­ст­ных вы­бо­рах в Ду­му, здесь мно­гое за­ви­сит от то­го, ве­ришь или не ве­ришь в пра­ви­ла. Ког­да С.Ба­ба­ев­ско­му при­суж­да­ли Ста­лин­скую пре­мию, это бы­ло че­ст­но – его твор­че­ст­во пол­но­стью от­ве­ча­ло пред­став­ле­нию о том, ка­ким долж­но быть «пра­виль­ное» про­из­ве­де­ние той эпо­хи, но эту же пре­мию при­суж­да­ли и А.Твар­дов­ско­му, и хо­тя вся­ко­му яс­но, что это ли­те­ра­ту­ра раз­но­го ка­че­ст­ва, го­во­рить о не­че­ст­ном го­ло­со­ва­нии бы­ло бы не­пра­виль­но. А спра­вед­ли­вость при­суж­де­ния Но­бе­лев­ской пре­мии И.Бу­ни­ну, со­пер­ни­ка­ми ко­то­ро­го бы­ли Д.Ме­реж­ков­ский и М.Горь­кий, мно­гие как раз ос­па­ри­ва­ли, а уж в че­ст­но­с­ти и не­за­ин­те­ре­со­ван­но­с­ти тех, кто её при­суж­дал, со­мне­вать­ся не при­хо­дит­ся. Так что, ви­ди­мо, про­бле­ма здесь не толь­ко в че­ст­но­с­ти го­ло­со­ва­ния, долж­ны быть по­нят­ны са­ми кри­те­рии, по ко­то­рым при­суж­да­ет­ся пре­мия.

Слож­ность со­вре­мен­ных пре­мий со­сто­ит в том, что ли­те­ра­тур­ные пре­мии при­суж­да­ют­ся в эпо­ху поч­ти пол­но­го от­сут­ст­вия ли­те­ра­ту­ры и заб­ве­ния кри­те­ри­ев, по ко­то­рым эта ли­те­ра­ту­ра от­ли­ча­ет­ся от то­го, что ли­те­ра­ту­рой не яв­ля­ет­ся. По­мни­те, как Ко­ро­вь­ев и Бе­ге­мот го­во­рят страж­ни­це До­ма Гри­бо­е­до­ва: до­ста­точ­но про­чи­тать пять стра­ниц лю­бо­го ро­ма­на До­сто­ев­ско­го, что­бы по­нять, что он пи­са­тель… Бо­юсь, что это­му кри­те­рию от­ве­ча­ют да­ле­ко не все но­ми­нан­ты и да­ле­ко не всех пре­мий…


 

Ев­ге­ний ЕР­МО­ЛИН

 

«Боль­шая кни­га» пы­та­ет­ся учесть круп­но­фор­мат­ные до­сти­же­ния. Од­на­ко не факт, что луч­шее в ли­те­ра­ту­ре пре­вы­ша­ет по ём­ко­с­ти 10 ав­тор­ских (или пе­чат­ных?) ли­с­тов. Ска­жем, лю­би­мая мною про­за Юрия Ма­лец­ко­го – ед­ва ли пре­вы­ша­ет. Он пи­шет очень гу­с­то, экс­трак­та­ми.

Стран­но и чу­до­вищ­но вы­гля­дит во­люн­та­рист­ское ре­ше­ние экс­пер­тов в этом го­ду ог­ра­ни­чить вы­бор жю­ри толь­ко про­зой вы­мыс­ла. По­че­му не мо­жет быть пре­ми­ро­ва­на кни­га фи­ло­соф­ских эс­се? Ме­му­а­ры (на­при­мер, гра­нин­ские)? Раз­мы­ш­ле­ния о ли­те­ра­ту­ре (ска­жем, кни­га Ге­д­рой­ца «Гип­по­цен­тавр»)? Нет от­ве­та. Мо­жет быть, по­то­му что сре­ди фи­на­ли­с­тов и по­бе­ди­те­лей про­шлых лет бы­ло мно­го не­бел­ле­т­ри­с­тов и они на­чи­на­ли да­же до­ми­ни­ро­вать? Но и это не от­вет.

Кро­ме то­го, спо­соб из­бра­ния луч­шей кни­ги та­ков, что пред­ре­ша­ет мейн­стрим­ный ха­рак­тер вы­бо­ра. Спо­соб да­же слиш­ком де­мо­кра­ти­чен. Кни­га долж­на по­нра­вить­ся мно­гим очень раз­ным лю­дям. Но есть мно­го хо­ро­ших книг, ко­то­рые не нра­вят­ся поч­ти ни­ко­му (как про­за Ев­ге­ния Куз­не­цо­ва) или ка­те­го­ри­че­с­ки не нра­вят­ся чле­нам жю­ри (как про­за Вик­то­ра Пе­ле­ви­на). С этим ни­че­го не по­де­лать. Для них – дру­гие пре­мии. Или ни­ка­ких.

А для «БК» – зна­чи­тель­ные всё-та­ки со­зда­ния Вла­ди­ми­ра Ма­ка­ни­на, Дми­т­рия Бы­ко­ва, Люд­ми­лы Улиц­кой… Для «БК» – рас­кру­чен­ные име­на-брен­ды. Вот где-то в тре­у­голь­ни­ке Бы­ков – Слав­ни­ко­ва – Шиш­кин, мне ка­жет­ся, и бу­дет сде­лан вы­бор это­го го­да. Мо­жет быть, в спор вклю­чит­ся Буй­да. Все эти кни­ги я про­чи­тал до­воль­но дав­но, впе­чат­ле­ние, так ска­зать, от­сто­я­лось. Они впол­не до­стой­ны пре­мии, осо­бен­но ес­ли ис­хо­дить из со­став­лен­но­го экс­пер­та­ми спи­с­ка, в ко­то­ром, как ска­за­но, не на­шлось ме­с­та нон-фикшн, ли­те­ра­тур­ной би­о­гра­фии, пуб­ли­ци­с­ти­ке, эс­се­и­с­ти­ке, кри­ти­ке – ни­че­му сверх «чи­с­то­го» фик­шна. У ме­ня есть од­но твёр­дое пра­ви­ло: при про­чих рав­ных от­ме­чать про­зу о со­вре­мен­но­с­ти (зна­чит, Слав­ни­ко­ва!). Но при го­ло­со­ва­нии в этом го­ду я ру­ко­вод­ст­во­вал­ся не толь­ко им.


 

Вик­то­рия ПЛА­ТО­ВА

 

Кем бы я бы­ла в гла­зах чи­та­ю­ще­го, ес­ли бы ска­за­ла – «нет»? Тем, кем, соб­ст­вен­но, и яв­ля­юсь: ав­то­ром, ко­то­рый ра­бо­та­ет в по­пу­ляр­ном (низ­ком) жа­н­ре, ко­е­му по ста­ту­су не по­ло­же­но ин­те­ре­со­вать­ся та­ки­ми вы­со­ко­ло­бы­ми ве­ща­ми, как ли­те­ра­тур­ные пре­мии. Бел­ле­т­ри­с­том, чьи сти­ли­с­ти­че­с­кие изы­с­ка­ния не вы­зы­ва­ют у де­ла­ю­щих так на­зы­ва­е­мую «ли­те­ра­ту­ру Боль­шо­го сти­ля» ни­че­го, кро­ме из­жо­ги и раз­дра­же­ния.

А ес­ли ска­жу «да»?

По­крив­лю ду­шой. Со­лгу. А меж­ду тем, ма­ма все­гда учи­ла ме­ня го­во­рить прав­ду…

Ес­ли уж сов­сем че­ст­но: ме­ня ма­ло ин­те­ре­су­ет со­вре­мен­ный ли­те­ра­тур­но-пре­ми­аль­ный про­цесс, по­то­му что кни­га как та­ко­вая пе­ре­ста­ла быть яв­ле­ни­ем и хоть как-то за­мет­но вли­ять на умо­на­с­т­ро­е­ния в об­ще­ст­ве, ме­нять их, – и ме­нять что-то в лю­дях за­од­но. Да и про­сто не так уж и мно­го по-на­сто­я­ще­му хо­ро­ших, стра­ст­ных, ум­ных и эле­мен­тар­но чи­та­бель­ных тек­с­тов: про­сто вре­мя та­кое на дво­ре – пост­мо­дер­нист­ской мел­ко­трав­ча­то­с­ти…

Так спра­вед­ли­во ли – и да, и нет.

«Нет» – по­сколь­ку ме­ха­низ­мы вру­че­ния пре­мий до­воль­но по­нят­ны: это все­гда (за ред­ки­ми ис­клю­че­ни­я­ми) ли­те­ра­тур­ный меж­ду­со­бой­чик, дав­но сфор­ми­ро­ван­ная обой­ма ав­то­ров, плав­но пе­ре­те­ка­ю­щая из «Боль­шой кни­ги» в «Бу­кер» и да­лее – в «Нац­бест». В этом сво­бод­ном кру­го­во­ро­те пи­са­тель­ской би­о­мас­сы мно­гое ре­ша­ют свя­зи, ку­лу­ар­ные до­го­во­рён­но­с­ти, сте­рео­ти­пы вос­при­я­тия и про­чие не слиш­ком ап­пе­тит­ные ве­щи.

«Да» – по­то­му что ино­гда пре­мию (пусть и не пер­вую, – вто­рую, тре­тью) по­лу­ча­ет по-на­сто­я­ще­му хо­ро­шая кни­га. И да­же не воз­ни­ка­ет не­до­умён­но­го во­про­са – по­че­му имен­но она? Да по­то­му что хо­ро­шая, чёрт возь­ми!

Лю­бые ли­те­ра­тур­ные пре­мии – все­гда по­ли­ти­ка. Все­гда – про­ек­ция на­ст­ро­е­ний оп­ре­де­лён­ной пи­са­тель­ской груп­пы. Все­гда – вку­сов­щи­на, сле­до­ва­тель­но – ни о ка­кой объ­ек­тив­но­с­ти не мо­жет быть и ре­чи.

Объ­ек­тив­но толь­ко вре­мя. Оно ли­бо ста­вит ка­ко­го-ли­бо ав­то­ра на пол­ку ря­дом с клас­си­ка­ми, ли­бо – сда­ёт  в ма­ку­ла­ту­ру. Ко­го имен­но – мы вряд ли уз­на­ем, так что пусть по­бе­див­шие на­слаж­да­ют­ся си­ю­ми­нут­ным три­ум­фом, а про­иг­рав­шие – не от­ча­и­ва­ют­ся. На их век еже­год­ных но­ми­на­ций уж точ­но хва­тит…


 

Юрий КОЗ­ЛОВ, глав­ный ре­дак­тор «Ро­ман-га­зе­ты»

 

Ни­ка­кой спра­вед­ли­во­с­ти ни в ка­ких ли­те­ра­тур­ных пре­ми­ях в на­сто­я­щее вре­мя не су­ще­ст­ву­ет. Бе­да в том, что в со­вре­мен­ной Рос­сии в пла­не твор­че­ст­ва сей­час от­сут­ст­ву­ют ка­кие-ли­бо внят­ные кри­те­рии.


 

Ма­ша ТРА­УБ

 

Лю­бой пи­са­тель меч­та­ет по­лу­чить се­рь­ёз­ную ли­те­ра­тур­ную пре­мию. Как лю­бой че­ло­век, ко­то­рый хо­чет, что­бы его труд был за­ме­чен и оце­нен. «Боль­шая кни­га», как мне ка­жет­ся, пы­та­ет­ся от­ра­жать ре­аль­ный ли­те­ра­тур­ный про­цесс и ста­ра­ет­ся не стать «пре­ми­ей для сво­их», что, к со­жа­ле­нию, про­ис­хо­дит со мно­ги­ми дру­ги­ми пре­ми­я­ми. Ес­ли по­смо­т­реть на шорт-ли­с­ты боль­шин­ст­ва из них, то там од­ни и те же фа­ми­лии. И не­ред­ко учи­ты­ва­ет­ся всё – от во­вле­чён­но­с­ти в ту­сов­ку до об­ще­ст­вен­но­го зву­ча­ния, кро­ме од­но­го – ин­те­ре­сов чи­та­те­лей. Так что в че­ст­ность «Боль­шой кни­ги» ве­рю, но хо­те­лось бы, что­бы она в боль­шей сте­пе­ни учи­ты­ва­ла по­зи­цию чи­та­тель­ской ау­ди­то­рии, а не толь­ко уз­ко­го про­фес­си­о­наль­но­го ко­мь­ю­ни­ти.


 

Ва­дим ЛЕ­ВЕН­ТАЛЬ

 

Длин­ный спи­сок «Боль­шой кни­ги»–2011 от­ра­жа­ет, на мой взгляд, то, что и дол­жен от­ра­жать. С од­ной сто­ро­ны, про­дол­жи­тель­ный кри­зис кни­го­из­да­ния при­вёл к то­му, что ли­те­ра­тур­ный про­цесс ока­зал­ся за­мо­ро­жен: сколь­ко за год у нас бы­ло от­кры­тий? Раз, два и об­чёл­ся. С дру­гой сто­ро­ны, «Боль­шая кни­га» вы­пол­ня­ет свою функ­цию при­вле­че­ния вни­ма­ния к мак­си­маль­но ре­с­пек­та­бель­ным, но по воз­мож­но­с­ти бес­кры­лым ро­ма­нам. По­лу­ча­ет­ся ску­ка в ква­д­ра­те, так на­зы­ва­е­мый хо­ро­ший, и вправ­ду – че­ст­ный че­ло­век: Ара­бов? Сла­пов­ский? Со­ло­ух? – уж луч­ше бы – я еле смею по­ду­мать про се­бя о том – по­пасть­ся бы те­бе зло­дею в пу­с­тын­ной ро­ще, ве­чер­ком. Те не­мно­гие кни­ги, ко­то­рые сво­им по­яв­ле­ни­ем оп­рав­ды­ва­ют су­ще­ст­во­ва­ние рус­ской ли­те­ра­ту­ры в 2011 го­ду – «Ис­те­ми» Алек­сея Ни­ки­ти­на, «Юрий Га­га­рин» Льва Да­нил­ки­на и, в пер­вую оче­редь, бли­с­та­тель­ный ро­ман Фиг­ля-Миг­ля «Ты так лю­бишь эти филь­мы», – в ко­рот­кий спи­сок не во­шли или да­же не фи­гу­ри­ро­ва­ли в длин­ном. Во всём шорт-ли­с­те есть толь­ко од­на кни­га, ко­то­рую вспом­нят че­рез па­ру лет, – это че­ло­ве­ко­не­на­ви­ст­ни­че­с­кий ро­ман Ми­ха­и­ла Шиш­ки­на «Пись­мов­ник». Хо­тел бы я по­смо­т­реть в гла­за то­му, кто ос­ме­лит­ся не при­су­дить ему хо­тя бы тре­тье ме­с­то. Что до двух дру­гих, то вы­чис­лить их край­не про­сто, по­то­му что ещё ни ра­зу за всю ис­то­рию «Боль­шой кни­ги» пре­мия не ухо­ди­ла за пре­де­лы двух из­да­тельств – «АСТ» и «Экс­мо». В про­шлом го­ду две пре­мии уш­ло в «АСТ» и од­на – в «Экс­мо». В этом го­ду, по спра­вед­ли­во­с­ти, долж­но быть на­обо­рот – зна­чит, это бу­дут Буй­да и Да­ни­лов.

 

г. САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУРГ


 

Ма­с­тер ЧЭНЬ

 

Не мо­гу ска­зать, что я лич­но зна­ком со мно­ги­ми из раз­да­ю­щих пре­мии или ста­ра­юсь с ни­ми по­зна­ко­мить­ся, но мне рас­ска­зы­ва­ют до­ста­точ­но о том, как это про­ис­хо­дит. И, ис­хо­дя из то­го, что слы­шу, я аб­со­лют­но и пол­но­стью ве­рю в ис­крен­ность тех лю­дей, ко­то­рые при­суж­да­ют у нас как «Боль­шую кни­гу», так и все ос­таль­ные пре­мии – а это по су­ти од­на боль­шая ком­па­ния бо­лее-ме­нее еди­но­мы­ш­лен­ни­ков. В том чис­ле по­ли­ти­че­с­ких, они яв­но пу­та­ют ли­те­ра­ту­ру с по­ли­ти­че­с­кой борь­бой за со­зда­ние у нас ли­бе­раль­но­го пра­ви­тель­ст­ва по об­ра­зу то­го, что по­пы­та­лось что-то де­лать в на­ча­ле 90-х.

Ве­рю в то, что эти при­суж­да­ю­щие пре­мии лю­ди все­рьёз хо­тят та­ким об­ра­зом не толь­ко дать де­нег то­му, ко­му сле­ду­ет, но и при­вить чи­та­те­лю пра­виль­ный по­ли­ти­ко-ли­те­ра­тур­ный вкус. То есть их кол­лек­тив­ный вкус. И про­бле­ма, во-пер­вых, в том, что не при­ви­ва­ет­ся, на­обо­рот – пре­мии где-то там, а чи­та­тель всё боль­ше где-то ещё. А во-вто­рых, этот кол­лек­тив­ный хо­ро­ший вкус рас­хо­дит­ся с мо­им. В то вре­мя, ког­да я ещё ин­те­ре­со­вал­ся этим пред­ме­том, я за­ме­чал, что чем бли­же к фи­на­лу, тем бо­лее от­чёт­ли­во схо­дят с дис­тан­ции те ав­то­ры и кни­ги, ко­то­ры­ми я мог бы за­ин­те­ре­со­вать­ся. И всё уве­рен­нее к это­му фи­на­лу при­бли­жа­ют­ся та­кие ра­бо­ты, ко­то­рые я не то что­бы чи­тал, а в ма­га­зи­не и в ру­ки не возь­му. Не го­во­ря о том, что­бы та­кие кни­ги пи­сать, да­же ес­ли за это да­дут пре­мию.


 

Вик­тор ТО­ПО­РОВ

 

Пре­мию «Боль­шая кни­га» нель­зя на­звать со­стя­за­тель­ной. Здесь, как в оте­че­ст­вен­ной по­ли­ти­ке, со­стя­за­тель­ность чи­с­то ими­та­ци­он­ная. Идут ку­лу­ар­ные ин­три­ги, по их ре­зуль­та­там при­ни­ма­ет­ся за­ку­лис­ное ре­ше­ние, по­сле че­го «пра­виль­но» счи­та­ют ано­ним­но по­дан­ные го­ло­са и вбра­сы­ва­ют нуж­ное ко­ли­че­ст­во. ИМ­ХО, ра­зу­ме­ет­ся… Ду­маю, ла­у­ре­а­та­ми ста­нут Слав­ни­ко­ва, Со­ро­кин и Сла­пов­ский.

 

г. САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУРГ


 

Гри­го­рий ШУ­ВА­ЛОВ, по­эт

 

В прин­ци­пе пре­мия до­ста­точ­но про­зрач­ная, длин­ный и ко­рот­кий спи­с­ки объ­яв­ля­ют­ся за­ра­нее, жю­ри то­же из­ве­ст­но, при­чём вхо­дят в не­го со­вер­шен­но раз­ные лю­ди. Бе­зус­лов­но, как и вез­де, долж­но быть своё лоб­би. В этом го­ду силь­нее ока­за­лись пост­мо­дер­ни­с­ты, по­тес­нив ин­тел­лек­ту­а­лов с би­о­гра­фи­че­с­ки­ми ро­ма­на­ми, так что всё в нор­ме. Впро­чем, это со­от­вет­ст­ву­ет обы­ва­тель­ско­му ин­те­ре­су, се­го­дня око­ло­ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния в боль­шем по­чё­те, чем дей­ст­ви­тель­но ори­ги­наль­ная ли­те­ра­ту­ра.


 

Сер­гей ДМИ­Т­РЕН­КО,

шеф-редактор журнала «Литература» Издательского дома «Первое сентября»

 

Вопрос «ве­ришь – не ве­ришь» ана­ли­ти­ки не пред­по­ла­га­ет. Тот, кто за­ни­мал­ся пре­ми­я­ми или про­сто кон­кур­са­ми, зна­ет, что здесь пра­виль­нее го­во­рить не о че­ст­но­с­ти, а о че­ст­ных ком­про­мис­сах. Я мо­гу су­дить о том, что в «Боль­шой кни­ге» уже бы­ло. И в раз­ные го­ды бы­ло по-раз­но­му. Бы­ли яв­ные ли­де­ры: в про­шлом го­ду – кни­га Ба­син­ско­го, не­сколь­ко лет на­зад – «Па­с­тер­нак» Бы­ко­ва. И, ка­жет­ся, ни­кто не кри­чал: вот Бы­ко­ву (Ба­син­ско­му) да­ли, а этот ше­девр пре­ми­аль­ной ча­шей об­нес­ли! Но бы­ли и скуд­ные го­ды, без яв­ных ли­де­ров, и тог­да на­чи­на­лись, что на­зы­ва­ет­ся, ме­та­фи­зи­че­с­кие пре­ния (на­при­мер, я мо­гу толь­ко до­га­ды­вать­ся, по­че­му «Асан» по­тес­нил кни­гу о Со­лже­ни­цы­не). Этот год то­же не очень бо­гат, хо­тя я рад ви­деть сре­ди пре­тен­ден­тов кни­ги Шиш­ки­на, Сла­пов­ско­го, Со­ро­ки­на. Но мне пред­став­ля­ет­ся, что би­о­гра­фи­че­с­кие «Га­га­рин» Да­нил­ки­на, «Блок» Вла­ди­ми­ра Но­ви­ко­ва, «Хе­мин­гу­эй» Мак­си­ма Чер­та­но­ва в ко­рот­кий спи­сок не пу­с­ти­ли ка­ким-то во­ле­вым, се­лек­ци­он­ным ре­ше­ни­ем. Не та­ки­ми се­г­ре­га­ци­я­ми на­до рас­чи­щать ме­с­то для со­вре­мен­ных про­за­и­ков, а по­ду­мать, по­че­му имен­но би­о­гра­фи­че­с­кие со­чи­не­ния, по­лу-нон-фикшн, нео-био-фикшн, на­зо­ви­те, как хо­ти­те, из го­да в год за­ни­ма­ли пре­ми­аль­ные сту­пень­ки, а про­чие гру­ди­лись на ле­ст­ни­це. При­чём по­ду­мать не толь­ко чле­нам жю­ри, но и тем, кто пи­шет ху­до­же­ст­вен­ную про­зу. Или счи­та­ет, что он её пи­шет.

Та­ким об­ра­зом, я ви­жу, что «Боль­шая кни­га» всё же не ту­со­воч­ный про­ект, она со­хра­ня­ет воз­мож­но­с­ти раз­ви­тия, и уже этим, во вся­ком слу­чае, са­ма пе­ред со­бою, она че­ст­на.


 

Ио­сиф ГОЛЬ­МАН

 

Кон­крет­но о пре­мии «Боль­шая кни­га» я знаю ма­ло и толь­ко с чу­жих слов. По­это­му оце­нок да­вать не мо­гу. Но хо­тел бы за­мол­вить сло­во в за­щи­ту лю­бых пре­мий для твор­че­с­ких лю­дей.

Пусть они бу­дут ан­га­жи­ро­ван­ны­ми и не­объ­ек­тив­ны­ми (в оцен­ке про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва по­ня­тие объ­ек­тив­ность во­об­ще до­воль­но зыб­ко). Пусть ре­ше­ние оп­ре­де­ля­ет­ся мне­ни­ем не са­мых ши­ро­ких масс. Глав­ное – что­бы их бы­ло боль­ше. Тог­да у пред­ста­ви­те­ля каж­до­го сти­ля и на­прав­ле­ния (а так­же кла­на и груп­пы) по­явит­ся шанс стать ла­у­ре­а­том. А для твор­че­с­ко­го че­ло­ве­ка быть от­ме­чен­ным за твор­че­с­кие же до­сти­же­ния – все­гда боль­шая ра­дость, да­же ес­ли ма­те­ри­аль­ная часть вы­ра­же­на не слиш­ком яв­но.

Так что, как это при­ня­то в на­шей стра­не, про «Боль­шую кни­гу» не знаю ни­че­го, но го­ря­чо одо­б­ряю.


 

Ири­на МУ­РА­ВЬ­Ё­ВА

 

Во­прос о том, че­ст­ным или не че­ст­ным пред­став­ля­ет­ся мне при­суж­де­ние пре­мии «Боль­шая кни­га», не ка­жет­ся мне пра­виль­но сфор­му­ли­ро­ван­ным. Че­ст­ным бы­ва­ет про­да­вец в ма­га­зи­не, ес­ли он не об­счи­ты­ва­ет и не об­ве­ши­ва­ет, – но ведь не хо­те­ли же ме­ня спро­сить, не по­до­зре­ваю ли я, что на ре­ше­ние чле­нов жю­ри ока­зы­ва­ет­ся дав­ле­ние день­га­ми, прав­да? Ста­ло быть, ме­ня хо­тят спро­сить, та ли кни­га, ко­то­рая дей­ст­ви­тель­но за­слу­жи­ва­ет пре­мии, её и по­лу­ча­ет? Ду­маю, что нет, не все­гда. По­то­му что, как го­во­рил Тол­стой, «сколь­ко го­лов, столь­ко и умов», а к это­му до­бавь­те ещё и стра­с­ти, ещё и лич­ные при­вя­зан­но­с­ти или, на­про­тив, ан­ти­па­тии, вот и от­вет. Пре­мия, как, впро­чем, и лю­бая че­ло­ве­че­с­кая оцен­ка, – это ло­те­рея, с тем толь­ко от­ли­чи­ем, что ло­те­рея ЧЕ­СТ­НО при­зна­ёт­ся в том, что ос­но­ва­на на слу­чай­но­с­ти, или, луч­ше ска­жем: слу­чае, а пре­мия, раз­жи­гая по­до­зри­тель­ность и, что уж сов­сем гру­ст­но, за­висть меж­ду уча­ст­ни­ка­ми («…И все кри­чат: «Моё, моё!»), на­стой­чи­во уве­ря­ет в об­рат­ном.


 

Ки­рилл АН­КУ­ДИ­НОВ

 

В об­щем «Боль­шая кни­га» от­ра­жа­ет до­сти­же­ния со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры. Чуть по­ху­же, чем пре­мия «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер», но чуть по­луч­ше, чем пре­мия «Бу­кер».

Я бы хо­тел боль­ше­го ос­ве­ще­ния де­я­тель­но­с­ти про­вин­ци­аль­ных и ма­ло­из­ве­ст­ных ав­то­ров. Но по­ни­маю, что, учи­ты­вая фор­мат дан­ной пре­мии, это моё по­же­ла­ние – уто­пия.

Мои сим­па­тии рас­пре­де­ли­лись в та­ком по­ряд­ке – по убы­ва­нию. Оль­га Слав­ни­ко­ва, Дми­т­рий Бы­ков, Ми­ха­ил Шиш­кин, Вла­ди­мир Со­ро­кин, Дми­т­рий Да­ни­лов, Юрий Буй­да, Алек­сей Сла­пов­ский, Юрий Ара­бов, Сер­гей Со­ло­ух. Ос­тав­ляю за рам­ка­ми спи­с­ка «Хо­ро­вод во­ды» Сер­гея Куз­не­цо­ва: я эту кни­гу не чи­тал, и по­то­му не имею мне­ния о её уров­не.

Бу­ду бо­леть за Слав­ни­ко­ву. И – в мень­шей сте­пе­ни – за Бы­ко­ва («Ос­т­ро­мов» – кни­га чу­дес­ная, но для Бы­ко­ва она – не са­мая луч­шая, хоть и не са­мая худ­шая). За всех ос­таль­ных бу­ду не бо­леть (с раз­ной сте­пе­нью ин­тен­сив­но­с­ти). Бу­ду ак­тив­но бо­леть про­тив Со­ло­уха: ес­ли пре­мию вру­чат ему, это ста­нет пуб­лич­ным ак­том не­ува­же­ния к Ар­ка­дию Гай­да­ру и к Вла­ди­ми­ру На­бо­ко­ву, ко­то­рых Со­ло­ух без­дар­но и от­вра­ти­тель­но спа­ро­ди­ро­вал в сво­ей кни­ге.

Мак­си­маль­ные шан­сы на по­бе­ду – у Шиш­ки­на. Очень боль­шие шан­сы – у Буй­ды и Ара­бо­ва. Ну­ле­вые – у Со­ро­ки­на. Близ­кие к ну­лю – у Бы­ко­ва и Да­ни­ло­ва. У всех ос­таль­ных – сред­ние.

 

г. МАЙ­КОП


 

Лев ПИ­РО­ГОВ

 

Пре­мия «Боль­шая кни­га», бу­ду­чи ча­с­тью си­с­те­мы, опи­сать эту си­с­те­му не в со­сто­я­нии. И ни­ка­кие дру­гие лю­ди, ес­ли пе­ре­по­ру­чить им эту пре­мию, бу­дут не в со­сто­я­нии. Ни­кто ни­ког­да ни­че­го не смо­жет «ото­б­ра­зить». Объ­ек­тив­ный про­цесс – это все­гда муть и ха­ос, там ото­б­ра­жать не­че­го. Все­гда ну­жен че­ло­век, са­мо­дер­жец, ко­то­рый сво­е­воль­но вы­ле­пит из это­го ха­о­са свою бес­со­ве­ст­но уп­ро­щён­ную во­люн­та­рист­скую схе­му – «кар­ти­ну ми­ра», и мы ему на ка­кое-то вре­мя по­ве­рим. Вы зна­е­те та­ко­го че­ло­ве­ка? Я нет. Хо­тя че­ло­век есть. Да кто же его ста­нет ис­кать. Каж­дый ли­бо уве­рен, что это он та­кой че­ло­век, ли­бо – что та­ких лю­дей не бы­ва­ет. (Вот ду­ра­ки.)

На­до, что­бы Пу­тин, Зю­га­нов, Жи­ри­нов­ский и этот, как его, ин­тел­ли­гент­ный та­кой, на­пи­са­ли по книж­ке и об­ра­зо­ва­ли шорт-лист. Жи­ри­нов­ский про рост на­ци­о­наль­но­го са­мо­со­зна­ния пусть что-ни­будь на­пи­шет, этак об­на­дё­жи­ва­ю­ще, с ма­тер­ком. Зю­га­нов про со­ци­аль­ные про­бле­мы: как ка­кая-ни­будь вы­со­ко­по­с­тав­лен­ная да­ма (баб охот­нее не­на­ви­дит­ся) во­ру­ет день­ги у без­на­дёж­но боль­ных де­тей. Им за­чем уже, а ей – жить. Этот ин­тел­ли­гент­ный пусть про па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры что-ни­будь. Что на­до спа­сать па­мят­ни­ки. А Пу­тин – про раз­вед­чи­ков, ин­те­рес­ное, и всех по­бе­дит. Да, я ду­маю, что Пу­тин всех по­бе­дит, при­чём это бу­дут че­ст­ные вы­бо­ры, хо­тя ли­те­ра­тур­ная об­ще­ст­вен­ность в это му­д­ро и пре­зри­тель­но не по­ве­рит.


 

Ма­рия МЕТ­ЛИЦ­КАЯ

 

В лонг-лист «Боль­шой кни­ги» во­шли из­ве­ст­ные и, по-мо­е­му, до­стой­ные ав­то­ры. За не­ко­то­рых я са­ма про­го­ло­со­ва­ла бы – чи­таю их и сле­жу за но­вин­ка­ми. Ка­кие-то ав­то­ры сов­сем не «мои», но это уже де­ло вку­са и пред­по­чте­ния. Ра­ду­ет, что «Боль­шая кни­га» пред­по­ла­га­ет и на­род­ное го­ло­со­ва­ние – это оз­на­ча­ет, что пре­мия вряд ли кор­рум­пи­ро­ва­на. В лю­бом слу­чае, по­ра­ду­юсь за кол­лег по це­ху, ко­то­рые вый­дут в фи­нал. Лю­бая пре­мия – это при­зна­ние. А при­зна­ние чи­та­те­лей и про­фес­си­о­на­лов, бе­зус­лов­но, сти­му­ли­ру­ет.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования