Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 25.11.2011

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

 Всем бы та­кую Ле­ст­ви­цу

 

Мне уже при­хо­ди­лось пи­сать о ду­хо­подъ­ём­ных кни­гах Али­ны Ча­да­е­вой, ис­сле­ду­ю­щей на­ше про­шлое, изу­ча­ю­щей Ве­ли­ко­кня­же­с­кие и кня­же­с­кие вет­ви ди­на­с­тии Ро­ма­но­вых. И вот – но­вая встре­ча, зри­мо вос­кре­ша­ю­щая опо­ры Дер­жав­ной Рос­сии. Ка­жет­ся да­же, что Рос­сий­ская ис­то­рия, в ре­аль­ном вре­ме­ни ухо­дя всё даль­ше и даль­ше, вдруг об­ре­та­ет за­ко­ны об­рат­ной пер­спек­ти­вы, как на ико­нах, и ви­дит­ся всё яс­нее, ста­но­вит­ся бли­же и род­нее. Бла­го­да­ря та­ким ред­ким пи­са­те­лям, как Али­на Ча­да­е­ва. Её кни­га «Ле­ст­ви­ца Ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­за­ве­ты Фё­до­ров­ны» по­свя­ще­на свя­той му­че­ни­це, ос­но­ва­тель­ни­це Мар­фо-Ма­ри­ин­ской Оби­те­ли в Моск­ве, сбро­шен­ной боль­ше­ви­ка­ми жи­вой в Ала­па­ев­скую шах­ту в 1918 го­ду. По­том ту­да ещё и гра­на­ты по­бро­са­ли, но они не ра­зо­рва­лись. Так и ле­жа­ли ря­дом с уми­ра­ю­щи­ми Ве­ли­кой кня­ги­ней и её ке­лей­ни­цей Вар­ва­рой. А они, свя­зан­ные, из­би­тые и об­ру­ган­ные, про­дол­жа­ли петь сла­бы­ми го­ло­са­ми: «Спа­си, Гос­по­ди, лю­ди Твоя…». Сле­до­ва­тель при ад­ми­ра­ле Кол­ча­ке, ос­во­бо­див­шем Ала­па­евск от крас­ных из­вер­гов, Ни­ко­лай Со­ко­лов об­на­ру­жил на гру­ди уби­ен­ной ико­ну Спа­си­те­ля с над­пи­сью на обо­ро­те: «Верб­ная суб­бо­та 13 ап­ре­ля 1891 го­да». Да­та при­ня­тия Ели­за­ве­той Фё­до­ров­ной Пра­во­слав­ной ве­ры.

Ны­не те­ла этих свя­тых но­во­му­че­ниц по­ко­ят­ся в сре­до­с­те­нии Зем­ли, в Ие­ру­са­ли­ме, у под­но­жия Еле­он­ской го­ры, в хра­ме св. Ма­рии Маг­да­ли­ны. За не­сколь­ко ме­ся­цев до каз­ни Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на на­пи­са­ла не­сколь­ко пи­сем сво­е­му дру­гу – гра­фи­не Алек­сан­д­ре Ол­су­фь­е­вой. Два из них со­хра­ни­лись, они при­во­дят­ся в кни­ге Ча­да­е­вой. «…Се­го­дня я име­ла без­гра­нич­ное уте­ше­ние мо­лить­ся и при­сут­ст­во­вать на Бо­же­ст­вен­ной служ­бе, ког­да наш Па­т­ри­арх да­вал бла­го­сло­ве­ние. Свя­той Кремль с за­мет­ны­ми сле­да­ми этих пе­чаль­ных дней, был мне до­ро­же, чем ког­да бы то ни бы­ло, и я по­чув­ст­во­ва­ла, до ка­кой сте­пе­ни Пра­во­слав­ная Цер­ковь яв­ля­ет­ся на­сто­я­щей Цер­ко­вью Гос­под­ней. Я ис­пы­та­ла та­кую глу­бо­кую жа­лость к Рос­сии и к её де­тям, ко­то­рые в на­сто­я­щее вре­мя не зна­ют, что тво­рят. РАЗ­ВЕ ЭТО НЕ БОЛЬ­НОЙ РЕ­БЁ­НОК, КО­ТО­РО­ГО МЫ ЛЮ­БИМ ВО СТО РАЗ БОЛЬ­ШЕ ВО ВРЕ­МЯ ЕГО БО­ЛЕЗ­НИ, ЧЕМ КОГ­ДА ОН ВЕ­СЕЛ И ЗДО­РОВ? ХО­ТЕ­ЛОСЬ БЫ ПО­НЕ­С­ТИ ЕГО СТРА­ДА­НИЯ, на­учить его тер­пе­нию, по­мочь ему. Вот что я чув­ст­вую каж­дый день. Но Бог в Биб­лии по­ка­зы­ва­ет, как Он про­щал Свой РАС­КА­ЯВ­ШИЙ­СЯ на­род и сно­ва да­ро­вал ему бла­го­сло­вен­ную си­лу». Вот ка­кие ми­лость, сни­с­хож­де­ние и про­ще­ние сво­их бу­ду­щих па­ла­чей про­яв­ля­ют­ся в этих сло­вах Ве­ли­кой кня­ги­ни. Ка­кое ду­шев­ное со­сто­я­ние ис­тин­ной пра­во­слав­ной хри­с­ти­ан­ки. А я бы, че­ст­но го­во­ря, взял­ся бы за пу­ле­мёт и унич­то­жал ха­мов до по­след­не­го па­тро­на. Но, на­вер­ное, вре­мя мо­е­го хри­с­ти­ан­ско­го сми­ре­ния и тер­пи­мо­с­ти ещё не при­шло.

Да­лее ав­тор пи­шет: «В те не­мыс­ли­мые дни и го­ды мо­лит­вен­ное Ма­те­рин­ст­во Ели­за­ве­ты Фё­до­ров­ны про­стёр­лось на всю боль­ную Русь. Да толь­ко бо­лезнь-то бы­ла вы­зва­на эпи­де­ми­ей все­об­щей одер­жи­мо­с­ти. По­вто­ри­лась кол­ли­зия, пред­на­чер­тан­ная А.С. Пуш­ки­ным в его «ма­лень­кой» – все­лен­ской – тра­ге­дии «Пир во вре­мя чу­мы». Ми­мо за­сто­лья пи­ру­ю­щих про­во­зят и про­во­зят умер­ших. Вхо­дит свя­щен­ник. Ре­мар­ка: «ста­рый». Он-то по­ни­ма­ет, что мир в бук­валь­ном зна­че­нии сло­ва – взбе­сил­ся, что по­пра­ны все нрав­ст­вен­ные ос­но­вы че­ло­ве­ка (как и сей­час. – А.Т.)… Пы­та­ет­ся ос­та­но­вить бе­зу­мие. Чем? – вра­зум­ле­ни­ем.

 

Без­бож­ный пир, без­бож­ные бе­зум­цы!

Вы пир­ше­ст­вом и пес­ня­ми раз­вра­та

Ру­га­е­тесь над мрач­ной ти­ши­ной.

Ког­да бы ста­ри­ков и жён мо­ле­нья

Не ос­вя­ти­ли об­щей, смерт­ной ямы, –

По­ду­мать мог бы я, что нын­че бе­сы

По­гиб­ший дух без­бож­ни­ка тер­за­ют

И в тьму кро­меш­ную та­щАт со сме­хом.

 

– «Но про­клят будь, кто за то­бой пой­дёт!» – на вра­зум­ле­ния от­ве­ча­ет Пред­се­да­тель. «Пред­се­да­тель» – че­го? – мрач­но­го ве­се­лья у «без­дны на краю»? Во­ин­ст­ва са­та­нин­ских сил? Пуш­кин! – не ви­дит вы­хо­да. «Ста­рый свя­щен­ник» – оли­це­тво­ре­ние ве­ры и му­д­ро­с­ти – из­гнан и ухо­дит вос­во­я­си».

Вот и ны­не мне от­че­го-то ви­дит­ся та же кар­ти­на, не толь­ко в «мо­дер­ни­зи­ру­ю­щей­ся» Рос­сии, об­леп­лен­ной хо­хо­чу­щи­ми и пи­ру­ю­щи­ми те­ле­ви­зи­он­ны­ми бе­са­ми, но и во все­лен­ском мас­шта­бе. Тол­пы обе­зу­мев­ших ара­бов, тер­за­ю­щих Кад­да­фи, зло­ве­щая улыб­ка не­гра Оба­мы с бом­бой под мыш­кой, то­ну­щая и го­ря­щая от сво­ей то­ле­рант­но­с­ти Ев­ро­па, зо­ло­тые щу­паль­ца оли­гар­хов-аб­ра­мо­ви­чей-про­хо­ро­вых – на­след­ни­ков Яко­ба Шиф­фа, ус­т­ро­и­те­лей Но­во­го Ва­ви­ло­на. По­след­ние вре­ме­на, од­ним сло­вом.

Пост­скрип­тум. Од­наж­ды Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на в со­про­вож­де­нии каз­на­чеи Мар­фо-Ма­ри­ин­ской Оби­те­ли во­шла в один из при­то­нов Хи­т­ро­вки. Её гла­зам пред­ста­ви­лась сле­ду­ю­щая кар­ти­на: не­сколь­ко гряз­ных бро­дяг си­де­ло за сто­лом с бу­тыл­кой вод­ки и иг­ра­ло в кар­ты. Сре­ди них, под­пе­рев го­ло­ву ру­ка­ми и ус­т­ре­мив ку­да-то в про­ст­ран­ст­во свой взгляд, си­дел муж­чи­на. Она об­ра­ти­лась к не­му со сло­ва­ми: «До­б­рый че­ло­век…» В от­вет сра­зу же раз­да­лось: «Ка­кой он до­б­рый, это по­след­ний вор и не­го­дяй!» Но Ве­ли­кая кня­ги­ня, не об­ра­тив вни­ма­ния на та­кую ат­те­с­та­цию, ска­за­ла ему, что её ме­шок, где на­хо­ди­лись день­ги и ве­щи для раз­да­чи бед­ным, очень тя­жёл, и она про­сит по­мочь ей до­не­с­ти его до Мар­фо-Ма­ри­ин­ской Оби­те­ли.

Бро­дя­га сра­зу же под­нял­ся и ска­зал, что не­мед­лен­но ис­пол­нит её прось­бу… Все ста­ли го­во­рить Ве­ли­кой кня­ги­не, что по до­ро­ге он про­даст со­дер­жи­мое меш­ка, а день­ги про­пьёт. Но она бы­ла не­пре­клон­на. Она пе­ре­да­ла ему свою но­шу и не спе­ша на­пра­ви­лась в свою Оби­тель. Ког­да она при­шла ту­да, ей ска­за­ли, что ка­кой-то не­зна­ко­мец при­нёс её ме­шок… На­корм­лен­ный сё­с­т­ра­ми, бро­дя­га об­ра­тил­ся к Ве­ли­кой кня­ги­не с прось­бой взять его на ра­бо­ту. Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на на­зна­чи­ла его по­мощ­ни­ком са­дов­ни­ка. С тех пор он со­вер­шен­но пе­ре­ме­нил­ся: пе­ре­стал пить и стал усерд­но по­се­щать храм Бо­жий. Эта ис­то­рия пре­об­ра­же­ния че­ло­ве­ка, ка­за­лось бы, без­воз­врат­но по­гиб­ше­го, под­тверж­да­ет мысль ве­ли­кой Ма­туш­ки о том, что Об­раз Бо­жий, за­пе­чат­лён­ный в каж­дом из лю­дей, не мо­жет за­тмить­ся пол­но­стью и на­всег­да… Нет, рус­ские лю­ди ещё не спи­лись, не из­во­ро­ва­лись и не ис­под­ли­ча­лись окон­ча­тель­но. Мо­гут под­нять­ся и пре­об­ра­зить­ся. Бы­ло бы толь­ко по­боль­ше та­ких Ма­ту­шек и Ле­ст­виц для каж­до­го. А то всё Сва­нид­зе да Сва­нид­зе, всё тя­нут за со­бой. А у них путь один – в без­дну кро­меш­ную.


 

Страш­ная шпаж­ка кри­ти­ка

 

В сбор­ник Алек­сан­д­ра Не­ве­ро­ва «Штри­хи к пей­за­жу» (из­да­тель­ст­во «Зо­ло­тая ал­лея») во­шли ре­цен­зии и ста­тьи, опуб­ли­ко­ван­ные за по­след­ние де­сять лет боль­шей ча­с­тью в «Тру­де» и «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те». Мно­гие из них я чи­тал рань­ше. Это в ос­нов­ном от­кли­ки на про­за­и­че­с­кие и кри­ти­че­с­кие кни­ги, а так­же от­но­ся­щи­е­ся к ли­те­ра­ту­ре non fiction. Кро­ме то­го, в сбор­ник вклю­че­ны за­мет­ки ав­то­ра о ли­те­ра­тур­ных пре­ми­ях и не­ко­то­рых те­ле­ви­зи­он­ных про­ек­тах, свя­зан­ных так­же со сло­вес­но­с­тью.

Кни­га не для мас­со­во­го чи­та­те­ля, а для спе­ци­а­ли­с­тов-про­фес­си­о­на­лов, ра­бо­та­ю­щих в из­да­тель­ст­вах, жур­на­лах и га­зе­тах. Что­бы знать, кто есть кто в ли­те­ра­тур­ном ми­ре и с чем их есть. Да ещё, на­вер­ное, ин­те­рес­на бу­дет са­мим «ге­ро­ям» этих ста­тей. Ко­му же не ле­ст­но, ког­да о те­бе пи­шет столь до­сто­чти­мый кри­тик, на­граж­дён­ный к то­му же По­чёт­ным зна­ком «За за­слу­ги пе­ред про­фес­си­о­наль­ным со­об­ще­ст­вом» Со­ю­за жур­на­ли­с­тов Рос­сии. Нет, дей­ст­ви­тель­но, Алек­сандр Не­ве­ров ис­кус­ный ма­с­тер это­го пуб­ли­ци­с­ти­че­с­ко­го жа­н­ра, опыт­ный ана­ли­тик чу­жих про­из­ве­де­ний, сво­бод­но ори­ен­ти­ру­ет­ся в тех сфе­рах, о ко­то­рых су­дит в сво­их ста­ть­ях. Толь­ко че­рес­чур ос­то­рож­ный, на мой взгляд.

Ма­ка­ни­на за его эпи­гон­ский и сла­бый ро­ман про ста­ри­ка, под­гля­ды­ва­ю­ще­го лун­ны­ми но­ча­ми за мо­ло­день­ки­ми де­вуш­ка­ми, слег­ка жу­рит («Силь­ная про­за – ём­кая, уп­ру­гая… Вот толь­ко сек­су­аль­но-оза­бо­чен­ный глав­ный ге­рой вы­гля­дит здесь фи­гу­рой яв­но чу­же­род­ной»), ког­да на­до бы бить за та­кую глу­пую «ло­лит­скую» про­зу под дых. Ки­ре­е­ва за его яв­но боль­ные и не­кро­филь­ские «Семь ве­ли­ких смер­тей» жа­ле­ет («…в ло­ги­ке ав­то­ру не от­ка­жешь. Как и в све­же­с­ти взгля­да на его ве­ли­ких ге­ро­ев»), хо­тя вид­но же, что са­мо­му ав­то­ру, пять­де­сят лет пре­бы­ва­ю­ще­му в пер­ма­нент­ном уны­нии и пес­си­миз­ме, дав­но по­ра в кли­ни­ку, ле­чить­ся от раз­ных не­вро­зов. Ну и так да­лее. Я ду­маю, что ког­да пи­са­лись эти ста­тьи, Не­ве­ров, слу­жа в «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те», в ка­кой-то сте­пе­ни за­ви­сел от ли­те­ра­тур­но­го со­об­ще­ст­ва и лит­про­цес­са. Вот и бе­рёг своё ре­но­ме. А ког­да все­гда ис­пу­ган­но ог­ля­ды­ва­ешь­ся по сто­ро­нам и дер­жишь «уш­ки на ма­куш­ке», рез­кой и спра­вед­ли­вой кри­ти­ки, а имен­но та­кой она и долж­на быть, не по­лу­чит­ся. Так, по­ло­вин­ка на се­ре­дин­ку.

Пост­скрип­тум. Един­ст­вен­ная ос­т­рая ре­цен­зия по­лу­чи­лась на «Мор­ской лев» Сер­гея Вер­биц­ко­го. Но кто та­кой этот «сла­га­тель слов»? Фин­ти­ф­люш­ка. Его и за­ко­лоть по­явив­шей­ся вдруг шпаж­кой не страш­но.


 

Вот так сюр­приз!

 

Не­сколь­ко дней, как за­во­ро­жён­ный, я на­хо­дил­ся под впе­чат­ле­ни­ем кни­ги Кри­с­ти­ны Вы­бор­но­вой «Ней­рон­ная сеть «Ко­лин» (из­да­тель­ст­во Иго­ря Ба­ла­ба­но­ва). И не столь­ко да­же от её ро­ма­на, хо­тя и он очень хо­рош, при­чуд­лив и вол­ше­бен, сколь­ко от дру­гой ма­гии – не слов, а му­зы­ки. Де­ло в том, что кни­га из­да­на ори­ги­наль­ным об­ра­зом. К ро­ма­ну до­бав­ле­на ещё и по­весть «Связь меж­ду ми­ра­ми», это ау­ди­о-к­ни­га на дис­ке, по­ме­щён­ная в кар­ма­шек к об­лож­ке. Так, на­вер­ное, и сто­ит из­да­вать про­из­ве­де­ния мно­го­гран­ных в сво­ём та­лан­те ав­то­ров, ко­то­рые уме­ют не толь­ко со­чи­нять тек­с­ты, но и сла­гать му­зы­ку. Тех­но­ло­гия се­го­дняш­не­го дня.

А Кри­с­ти­на не толь­ко из­ве­ст­ный ком­по­зи­тор, му­зы­кант и по­эт-пе­сен­ник (её тво­ре­ния зву­чат в эфи­ре ра­дио­стан­ций Ев­ро­пы, Ав­ст­ра­лии и США), но и са­ма за­ме­ча­тель­но неж­но и тро­га­тель­но ис­пол­ня­ет их. Го­лос у неё бе­рёт за ду­шу. Это НЕ­ЧТО, ска­жу я вам. А ещё она и аран­жи­ров­щик, и ху­дож­ник, и са­ма чи­та­ет свою по­весть, да так, что за­слу­ша­ешь­ся. А ког­да ви­дишь её чи­с­тое ли­цо с боль­ши­ми яс­ны­ми гла­за­ми и об­во­ро­жи­тель­ной улыб­кой на об­лож­ке кни­ги (или на лич­ном сай­те, ку­да я не по­ле­нил­ся за­гля­нуть), то и во­все хо­ро­шая ото­ропь бе­рёт: от­ку­да та­кие ум­ные, кра­си­вые, скром­ные и чу­дес­ные де­вуш­ки вдруг взя­ли и яви­лись в на­ше со­вер­шен­но не ро­ман­ти­че­с­кое и не ска­зоч­ное вре­мя? Дол­го раз­мы­ш­лял, а по­том по­нял. Да она же са­ма са­мая на­сто­я­щая фея, слу­чай­но за­ле­тев­шая к нам, то ли из про­шло­го, то ли из бу­ду­ще­го. Те­перь-то мне и ста­ла по­нят­на ма­гия её слов, го­ло­са, улыб­ки и му­зы­ки. Так и долж­но быть.

Но ска­жу не­мно­го о са­мом ро­ма­не и по­ве­с­ти. Не всё же об ав­то­ре слад­ко петь. Хо­тя о та­ком ав­то­ре петь сво­им хрип­лым го­ло­сом я бы не пре­кра­щал. Кри­с­ти­на зна­ет толк в ли­те­ра­тур­ном ма­с­тер­ст­ве, не слу­чай­но за­кон­чи­ла Ли­тин­сти­тут, а это уже её чет­вер­тая кни­га. Она счи­та­ет­ся дет­ской пи­са­тель­ни­цей (так, по край­ней ме­ре, уве­ря­ет её сайт), но пи­шет, в ос­нов­ном, фан­та­с­ти­че­с­кую про­зу с эле­мен­та­ми де­тек­ти­ва. Жанр вос­тре­бо­ван­ный. Пи­шет ос­т­ро­сю­жет­но, с мяг­кой иро­ни­ей, в до­б­ром клас­си­че­с­ком рус­ском сти­ле, без эпа­таж­ных изы­с­ков, но её про­из­ве­де­ния на­пол­не­ны ска­зоч­ны­ми ми­ра­ми. Пи­шет с ог­ляд­кой на пси­хо­ло­гию и фи­ло­со­фию, толь­ко они не вы­пи­ра­ют из тек­с­та, а ук­ла­ды­ва­ют­ся в под­со­зна­нии чи­та­те­ля. Это, мож­но ска­зать, ни­ка­кое не фэн­те­зи, а впол­не ре­а­ли­с­ти­че­с­кие ис­то­рии. Толь­ко… за­не­сён­ные к нам ка­ким-то ве­т­ром из бу­ду­щих ве­ков. Нет, не к нам, к фее, ко­то­рая охот­но де­лит­ся ими с чи­та­те­лем. Феи все та­кие, от­зыв­чи­во-бес­ко­ры­ст­ные. А глав­ное, все эти ис­то­рии со­гре­ты яр­ки­ми че­ло­ве­че­с­ки­ми чув­ст­ва­ми. Лю­бо­вью, до­б­ро­той, неж­но­с­тью. Хо­тя и тре­во­гой то­же. И гру­с­тью. Пес­ни её, кста­ти, по­рой очень пе­чаль­ны.

В ро­ма­не «Ней­рон­ная сеть…» ото­б­ра­жён 22 век, где глав­ная ге­ро­и­ня, пи­са­тель­ни­ца Ли­дия Зо­то­ва, со­труд­ни­ча­ет с фир­мой-со­зда­те­лем ком­пью­тер­ных игр. Она раз­ра­ба­ты­ва­ет сце­на­рий иг­ры-си­му­ля­то­ра о жиз­ни ми­ли­ци­о­не­ра на­ше­го вре­ме­ни. Это и есть май­ор Ко­лин Ро­за­нов. А лю­ди бу­ду­ще­го мо­гут вхо­дить в си­му­ля­цию и лич­но уча­ст­во­вать в его рас­сле­до­ва­ни­ях. Я в тех­ни­че­с­ких по­дроб­но­с­тях ма­ло что смыс­лю, но есть там ка­кая-то ней­рон­ная сеть, ко­то­рая ви­зу­а­ли­зи­ру­ет­ся с по­мо­щью на­но­ро­бо­тов (Чу­байс от­ды­ха­ет). Ко­лин по­хож на че­ло­ве­ка во всём, но вот мо­жет ли он по-на­сто­я­ще­му ду­мать, чув­ст­во­вать и при­ни­мать са­мо­сто­я­тель­ные ре­ше­ния, как лю­ди? Во­прос во­про­сов, из об­ла­с­ти пси­хо­фи­зи­о­ло­гии и фи­ло­со­фии.

По­весть бу­дет ещё по­кру­че. Де­вуш­ка Ли­на, окон­чив ин­сти­тут, ра­зо­ча­ро­вы­ва­ет­ся в жиз­ни. В Но­во­год­нюю ночь ей снит­ся, что она по­па­да­ет в свою соб­ст­вен­ную Все­лен­ную на пла­не­ту «Ли­на». Но ока­зы­ва­ет­ся, что и в соб­ст­вен­ном ми­ре – дожд­ли­вом и мрач­ном – она мо­жет най­ти ра­бо­ту толь­ко по­мощ­ни­ком ко­ню­ха. Ре­а­лии се­го­дняш­ней жиз­ни. Да ещё вдо­ба­вок над ме­ст­ны­ми жи­те­ля­ми ви­сит по­сто­ян­ный страх: где-то бро­дит су­мас­шед­ший чёр­ный маг Дам­но­зис. Его ра­зы­с­ки­ва­ют по­ли­цей­ские бе­лые ма­ги, так­же не слиш­ком «пу­ши­с­тые» и при­ят­ные. (А за­чем на­до бы­ло ми­ли­цию в по­ли­цию пе­ре­де­лы­вать? Суть-то не ме­ня­ет­ся. Я, по край­ней ме­ре, так вос­при­нял эту ал­ле­го­рию.) Но всё кон­ча­ет­ся хо­ро­шо, с сюр­при­за­ми для чи­та­те­лей.

Пост­скрип­тум. Но са­мым глав­ным для ме­ня сюр­при­зом (ра­до­ст­ным), бы­ла встре­ча с твор­че­ст­вом Кри­с­ти­ны Вы­бор­но­вой.


 

 

 

 

 

 


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования