Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 25.11.2011

Во глубине России

В со­вет­ское вре­мя поч­ти все кри­ти­ки, ког­да до­сти­га­ли вы­со­ко­го по­ло­же­ния в струк­ту­рах вла­с­ти, как пра­ви­ло, пи­са­ли уже толь­ко о клас­си­ках или ли­те­ра­тур­ных ге­не­ра­лах. На но­вые име­на и глу­бин­ку они уже вни­ма­ния прак­ти­че­с­ки не об­ра­ща­ли. В этом пла­не Алек­сандр Ма­ка­ров пред­став­лял ис­клю­че­ние. Ка­кой бы пост он ни за­ни­мал, ему все­гда бы­ло ин­те­рес­но сле­дить за лит­про­цес­сом в про­вин­ции. Из­ве­ст­но, что ещё в 1964 го­ду кри­тик за­ду­мал кни­гу «Во глу­би­не Рос­сии», для ко­то­рой ему хо­те­лось на­пи­сать ста­тьи о Вик­то­ре Ас­та­фь­е­ве, Юрии Ка­за­ко­ве, Вик­то­ре Ко­нец­ком, Вла­ди­ми­ре Жу­ко­ве и Ва­си­лии Ка­зан­це­ве. Но ус­пел он за­кон­чить лишь ма­те­ри­ал об Ас­та­фь­е­ве.

 

В 1953 го­ду Алек­сандр Ма­ка­ров, за­пол­няя для Со­ю­за пи­са­те­лей оче­ред­ную ан­ке­ту, на­пи­сал но­вую ав­то­био­гра­фию. Он рас­ска­зы­вал: «Я, Ма­ка­ров Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич, ро­дил­ся в 1912 го­ду 3 мар­та (19 фе­в­ра­ля по ста­ро­му сти­лю) в Моск­ве. Отец, по про­ис­хож­де­нию кре­с­ть­я­нин дер. Ос­таш­ко­во Ка­ля­зин­ско­го у. Твер­ской губ., в дет­ст­ве был от­дан в маль­чи­ки к хо­зя­и­ну и всю жизнь про­жил в Моск­ве: до ре­во­лю­ции ра­бо­тал по най­му, слу­жил в цар­ской, а с 1918 по 21 год в Крас­ной ар­мии ря­до­вым; по­сле до 1927 го­да ра­бо­тал по най­му, ку­с­та­рём-оди­ноч­кой, с 1927 г. в ар­те­лях и го­су­дар­ст­вен­ных ма­с­тер­ских. Зва­ли его Ма­ка­ров Ни­ко­лай Ива­но­вич, по про­фес­сии был порт­ным, умер в 1935 го­ду в Моск­ве. Мать – Ива­но­ва Пра­с­ко­вья Да­вы­дов­на – кре­с­ть­ян­ка дер. То­с­то­ухо­во Ка­ля­зин­ско­го уез­да умер­ла в 1912 го­ду, спу­с­тя две не­де­ли по­сле мо­е­го рож­де­ния.

Вос­пи­ты­ва­ла ме­ня баб­ка с ма­те­рин­ской сто­ро­ны – Ива­но­ва Ан­на Ар­хи­пов­на – школь­ная сто­ро­жи­ха с. Кон­стан­ти­но­во Ка­ля­зин­ско­го у. Твер­ской гу­бер­нии. До 11 лет я и жил в этой шко­ле, трёх с по­ло­ви­ной вы­учил­ся чи­тать и чи­тал за­по­ем. Ещё тог­да пы­тал­ся скла­ды­вать сти­хи.

В 1923 го­ду отец взял ме­ня в Моск­ву и я жил в его но­вой се­мье (ма­че­ха, се­с­т­ра, брат). До 1930 г. учил­ся в де­вя­ти­лет­ке, на сле­са­ря в ЦИ­Те, ра­бо­тал око­ло двух лет в Ба­у­ман­ском уча­ст­ко­вом бю­ро за­бор­ных кни­жек, вна­ча­ле сче­то­во­дом, по­том зам. за­ве­ду­ю­ще­го. Од­на­ко это бы­ла от­нюдь не глав­ная сто­ро­на мо­ей жиз­ни. Не ме­нее 4–5 ме­ся­цев в го­ду я про­во­дил в де­рев­не <…>

Ещё в 1930 го­ду вме­с­те с баб­кой я всту­пил в кол­хоз… В фе­в­ра­ле 1933 г. пе­ре­ехал на по­сто­ян­ное жи­тель­ст­во в кол­хоз «Пе­ре­до­вик» (дер. Ос­таш­ко­во). На­де­ял­ся пи­сать, тя­ну­ло к про­зе. В кол­хо­зе ра­бо­тал из­ба­чом. В 1933-м же го­ду всту­пил в ВЛКСМ. В де­ка­б­ре 1933 г. РК пар­тии на­пра­вил ме­ня на I Мос­ков­скую олим­пи­а­ду кол­хоз­ной са­мо­де­я­тель­но­с­ти, где за очень сла­бень­кие сти­хи я был не­о­жи­дан­но для се­бя пре­ми­ро­ван пу­тёв­кой в Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут. Пер­вый же год учё­бы (1934–35) об­на­ру­жил всю хи­лость мо­е­го по­эти­че­с­ко­го да­ра, и я был пе­ре­ве­дён на от­де­ле­ние кри­ти­ки».

Поз­же дру­гой сту­дент Ли­тин­сти­ту­та – Кон­стан­тин Си­мо­нов в пре­дис­ло­вии к по­смерт­ной книж­ке Ма­ка­ро­ва «Иду­щим вос­лед» от­ме­тил: «Ма­ка­ров при­ехал в Моск­ву из де­рев­ни и, в то вре­мя не ду­мая ещё стать кри­ти­ком, пи­сал и чи­тал нам вслух свои ще­мя­щие гру­ст­ные де­ре­вен­ские сти­хи, столь яв­но на­по­ми­нав­шие Есе­ни­на, что их под­ра­жа­тель­ность бы­ла оче­вид­ной да­же для нас, ещё не опе­рив­ших­ся ли­те­ра­тур­ных юн­цов». И ес­ли чем и су­мел Ма­ка­ров в се­ре­ди­не 30-х го­дов по­ра­зить сво­их со­курс­ни­ков, то преж­де все­го не­при­выч­ны­ми оцен­ка­ми те­ку­ще­го лит­про­цес­са. «Не­смо­т­ря на свою мо­ло­дость и свою бро­сав­шу­ю­ся в гла­за не­при­тёр­тость к Моск­ве и го­род­ской жиз­ни, – пи­сал Си­мо­нов, – Ма­ка­ров, как это очень бы­с­т­ро вы­яс­ни­лось, ока­зал­ся са­мым об­ра­зо­ван­ным из нас, са­мым ши­ро­ко и се­рь­ёз­но на­чи­тан­ным».

По не­ко­то­рым ко­с­вен­ным дан­ным, ещё в Ли­тин­сти­ту­те у Ма­ка­ро­ва воз­ник­ли ка­кие-то се­рь­ёз­ные про­бле­мы с вла­с­тью. Но суть кон­флик­та до сих пор не­из­ве­ст­на. Лишь в 1992 го­ду Вик­тор Ас­та­фь­ев в пись­ме к до­че­ри кри­ти­ка за­ме­тил: «А о том, что А.Н. по­си­дел в та­ких по­чёт­ных ме­с­тах, как Бу­тыр­ка и Ле­фор­то­во… Сей­час этим гор­дят­ся, как на­гра­дой».

А.Н. Макаров и Н.Ф. Макарова. 1938 г.
А.Н. Макаров и Н.Ф. Макарова. 1938 г.

В Ли­тин­сти­ту­те Ма­ка­ров встре­тил свою судь­бу – На­та­лью Вейс­брод, ко­то­рая по­том ста­ла его же­ной.

Ещё на чет­вёр­том кур­се, в ию­ле 1938 го­да в ЦК ком­со­мо­ла ему пред­ло­жи­ли долж­ность за­ме­с­ти­те­ля ре­дак­то­ра жур­на­ла «Дет­ская ли­те­ра­ту­ра». Од­на­ко спу­с­тя не­сколь­ко ме­ся­цев он по­лу­чил по­ве­ст­ку в ар­мию и вско­ре ока­зал­ся в 7-м стрел­ко­вом пол­ку 156-й Крым­ской ди­ви­зии. Же­на, не­дол­го ду­мая, бро­сив ра­бо­ту в Му­зее им. А.М. Горь­ко­го, тут же по­еха­ла вслед за ним в Се­ва­с­то­поль.

Пол­го­да Ма­ка­ров про­вёл, по су­ти, в учеб­ке. Но по­том ко­ман­до­ва­ние ре­ши­ло, что ис­поль­зу­ет вы­пу­ск­ни­ка Ли­тин­сти­ту­та не­ра­ци­о­наль­но, и ле­том 1939 го­да на­зна­чи­ло его се­к­ре­та­рём ди­ви­зи­он­ной га­зе­ты «За­щит­ник Ро­ди­ны».

По­сле по­хо­да крас­ной ар­мии в Бес­са­ра­бию Ма­ка­ров воз­гла­вил га­зе­ту Ти­ра­с­поль­ско­го ук­ре­прай­о­на «Но­вая жизнь». Де­мо­би­ли­зо­ва­ли его лишь в фе­в­ра­ле 1941 го­да. Но на граж­дан­ке до­стой­но­го при­ме­не­ния сво­их сил он не на­шёл. По­мог­ли ему в во­ен­ной ко­мис­сии Со­ю­за пи­са­те­лей. Ли­те­ра­тур­ный ге­не­ра­ли­тет по­ре­ко­мен­до­вал его в ка­че­ст­ве воль­но­на­ём­но­го в жур­нал «Крас­но­фло­тец» к В.Щер­би­не. Офи­цер­ские же по­го­ны он по­лу­чил лишь 7 фе­в­ра­ля 1942 го­да.

К кон­цу вой­ны Ма­ка­ров вме­с­те с же­ной вчер­не на­бро­сал по­весть «Ка­са­ясь серд­ца». В её ос­но­ву лег­ла ис­по­ведь Ни­ны Мо­ро­зо­вой о сво­ей свет­лой и тра­ги­че­с­кой люб­ви в пар­ти­зан­ском от­ря­де. По-хо­ро­ше­му эту вещь сто­и­ло бы за­но­во пе­ре­пи­сать. Но в 1944 го­ду у со­ав­то­ров для это­го не на­шлось вре­ме­ни. А ког­да сво­бод­ная ми­ну­та по­яви­лась, они ре­ши­ли, что всю прав­ду о чув­ст­вах их ге­ро­ев им всё рав­но на­пе­ча­тать не да­дут, и свою ру­ко­пись за­дви­ну­ли в даль­ний ящик ра­бо­че­го сто­ла. Впер­вые по­весть «Ка­са­ясь серд­ца» бы­ла на­пе­ча­та­на лишь в 2010 го­ду в сбор­ни­ке ар­хив­ных ма­те­ри­а­лов ИМ­ЛИ «ХХ век. Пи­са­тель и вой­на».

Из ар­мии Ма­ка­ров окон­ча­тель­но ушёл в 1947 го­ду. Вла­ди­мир Ер­ми­лов, оце­нив на­пе­ча­тан­ную пе­ред де­мо­би­ли­за­ци­ей в «Но­вом ми­ре» его ста­тью о «Ва­си­лии Тёр­ки­не» Твар­дов­ско­го, пред­ло­жил ему ме­с­то ре­дак­то­ра от­де­ла – чле­на ред­кол­ле­гии в «Лит­га­зе­те». Но че­рез три го­да Ер­ми­ло­ва из «Ли­те­ра­тур­ки» уш­ли. Га­зе­ту воз­гла­вил но­вый ре­дак­тор – Кон­стан­тин Си­мо­нов, ко­то­рый ре­шил ук­ре­пить ре­дак­цию сво­ей ко­ман­дой.

В сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции Алек­сандр Фа­де­ев пред­ло­жил Ма­ка­ро­ву пе­рей­ти за­ме­с­ти­те­лем глав­но­го ре­дак­то­ра в жур­нал «Зна­мя». Кри­тик по­на­ча­лу за­ар­та­чил­ся. Бро­сать га­зе­ту он не хо­тел. 9 но­я­б­ря 1950 го­да Ма­ка­ров от­пра­вил Фа­де­е­ву пись­мо. «Вче­ра, – со­об­щал он, – К.М. Си­мо­нов по­ста­вил ме­ня в из­ве­ст­ность о том, что он, как глав­ный ре­дак­тор «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты», и ру­ко­вод­ст­во Со­ю­за счи­та­ют це­ле­со­об­раз­ным, ос­во­бо­див ме­ня от обя­зан­но­с­тей ре­дак­то­ра раз­де­ла ли­те­ра­ту­ры в га­зе­те и учи­ты­вая, что, по мо­им склон­но­с­тям и ха­рак­те­ру, я бо­лее под­хо­жу для ра­бо­ты в жур­на­ле, на­зна­чить ме­ня за­ме­с­ти­те­лем ре­дак­то­ра или от­вет­ст­вен­ным се­к­ре­та­рём жур­на­ла «Зна­мя».

Око­ло го­да на­зад та­кое же пред­ло­же­ние де­ла­ли мне Вы, и, как Вы по­мни­те, я от­ве­тил тог­да то­же со­гла­си­ем. Я и те­перь впол­не со­гла­сен с ре­ше­ни­ем ос­во­бо­дить ме­ня от долж­но­с­ти чле­на ред­кол­ле­гии «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты». Же­ла­ние К.М. Си­мо­но­ва сов­па­да­ет с мо­и­ми же­ла­ни­я­ми.

Что же ка­са­ет­ся мо­е­го на­зна­че­ния в ре­дак­цию «Зна­ме­ни», то, ни­ко­им об­ра­зом не воз­ра­жая про­тив по­доб­но­го на­зна­че­ния в бу­ду­щем, я очень бы про­сил Вас, Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич, не де­лать это­го в те­че­ние бли­жай­ше­го го­да. И вот по­че­му. Я край­не нуж­да­юсь хо­тя бы в од­ном го­де для твор­че­с­кой ра­бо­ты, для ра­бо­ты пи­са­тель­ской, а не ре­дак­ци­он­ной, и про­сто для то­го, что­бы со­при­кос­нуть­ся с жи­вой жиз­нью.

Го­да два на­зад я на­пи­сал книж­ку в 7 ли­с­тов о по­эзии А.Твар­дов­ско­го. В своё вре­мя эта книж­ка ре­цен­зи­ро­вать в «Со­вет­ском пи­са­те­ле», бы­ла одо­б­ре­на, и мне пред­ло­жи­ли вне­сти не­ко­то­рые до­пол­не­ния. Од­на­ко вре­мя шло, я не имел воз­мож­но­с­ти при­нять­ся за до­ра­бот­ку, а по ис­те­че­нии ещё го­да по­нял, что хо­чу на­пи­сать эту кни­гу за­но­во. Ма­те­ри­ал для кни­ги в её но­вом ви­де у ме­ня го­тов, но для то­го, что­бы сде­лать, мне нуж­ны 3–4 со­вер­шен­но сво­бод­ных ме­ся­ца, тот «твор­че­с­кий от­пуск», ко­то­рый, хо­чет­ся ду­мать, я за­слу­жил за три с по­ло­ви­ной го­да на­пря­жён­ной, все­по­гло­ща­ю­щей ра­бо­ты в га­зе­те.

Моя ли­те­ра­тур­ная судь­ба скла­ды­ва­лась не весь­ма бла­го­при­ят­но. В 1938 го­ду я окон­чил Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут и сра­зу же был при­зван в ар­мию для про­хож­де­ния сроч­ной служ­бы. В ар­мии я про­был два с по­ло­ви­ной го­да, из них толь­ко год в мно­го­ти­раж­ке. Че­рез три ме­ся­ца по­сле то­го, как я де­мо­би­ли­зо­вал­ся, на­ча­лась вой­на, и я, ра­бо­тав­ший тог­да от­вет­ст­вен­ным се­к­ре­та­рём жур­на­ла «Крас­но­фло­тец», про­был в этом ка­че­ст­ве до ян­ва­ря 1947 го­да, то есть до на­зна­че­ния в «Л.Г.». Ре­дак­то­ром «Крас­но­флот­ца» был В.Р. Щер­би­на, од­но­вре­мен­но ре­дак­ти­ро­вав­ший «Но­вый мир», и при этом по­ло­же­нии от­вет­ст­вен­ный се­к­ре­тарь, ес­те­ст­вен­но, ока­зы­вал­ся поч­ти на­глу­хо при­ко­ван­ным к ре­дак­ци­он­но­му сто­лу. За­тем три без­вы­е­зд­ных го­да в «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те». Я чув­ст­вую, что пре­вра­ща­юсь про­сто в ап­па­рат­но­го ра­бот­ни­ка, те­ряю связь с жи­вой жиз­нью, а это для ли­те­ра­тур­но­го кри­ти­ка, по-мо­е­му, смер­ти по­доб­но.

В своё вре­мя мои ста­тьи при­влек­ли вни­ма­ние не­ко­то­рой све­же­с­тью взгля­да, но ведь эта све­жесть бы­ла ис­клю­чи­тель­но от­то­го, что я шёл в ли­те­ра­тур­ную кри­ти­ку от жиз­ни, что у ме­ня был ка­кой-то за­пас жи­вых впе­чат­ле­ний, за­пас, ко­то­рый с тех пор не по­пол­нял­ся. Бе­да на­шей кри­ти­ки, са­мая се­рь­ёз­ная её бе­да, имен­но в том, что она пи­шет о том, че­го не зна­ет, что пред­став­ля­ет се­бе смут­но, в ви­де раз­гра­ф­лён­ных схем, ли­шён­ных жи­вой пло­ти. Кри­ти­ка про­фес­си­о­наль­ная не смо­жет ни­ког­да под­нять­ся до не­об­хо­ди­мо­го уров­ня, ес­ли у нас не пой­мут, что кри­тик – это пи­са­тель, что зна­ние ре­аль­ных про­то­ти­пов ли­те­ра­тур­ных ге­ро­ев для не­го так же, ес­ли не бо­лее, не­об­хо­ди­мо, как и для пи­са­те­ля. Мне ду­ма­ет­ся, и для ме­ня, и для то­го ор­га­на Со­ю­за пи­са­те­лей, в ко­то­ром мне по­том при­дёт­ся ра­бо­тать на ре­дак­тор­ской ра­бо­те, про­сто не­об­хо­ди­мо, что­бы я про­вёл бли­жай­ший год на опе­ра­тив­ной и твор­че­с­кой ра­бо­те, в ка­че­ст­ве, на­при­мер, спе­ци­аль­но­го кор­ре­с­пон­ден­та той же «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты». Та­кая ра­бо­та в га­зе­те, как по ли­те­ра­тур­ным, так и по вну­т­рен­ним те­мам, поз­во­ли­ла бы мне сно­ва вой­ти в жизнь, по­зна­ко­мить­ся на ме­с­тах с ли­те­ра­тур­ным про­цес­сом, то есть сде­лать то, что нуж­но бы­ло де­лать и бу­ду­чи ре­дак­то­ром раз­де­ла, но че­го я не де­лал, пра­во, не по не­же­ла­нию. Ра­бо­тая спец­ко­ром га­зе­ты, я мог бы од­но­вре­мен­но вы­пол­нять по­ру­че­ния Со­ю­за пи­са­те­лей.

Это очень бы по­мог­ло мо­е­му твор­че­с­ко­му рос­ту. Ду­ша-то у ме­ня, Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич, ле­жит всё-та­ки к кри­ти­ке, а не к ре­дак­ти­ро­ва­нию ста­тей дру­гих ав­то­ров. Впро­чем, и пра­во на ре­дак­ти­ро­ва­ние то­же оп­ре­де­ля­ет­ся ка­че­ст­вам соб­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва.

Вот по­че­му я очень про­шу Вас пе­ре­смо­т­реть вто­рую часть Ва­ше­го ре­ше­ния, по­ка оно ещё не при­ня­ло ор­га­ни­за­ци­он­ных форм, и ду­мать обо мне как о ли­те­ра­тур­ном кри­ти­ке, нуж­да­ю­щем­ся в се­рь­ёз­ной под­держ­ке, а не как о ре­дак­то­ре».

Но Фа­де­ев ни­че­го пе­ре­иг­ры­вать не стал. Ма­ка­ро­ву он от­ве­тил: «Рад бы Вам по­мочь ду­шою, да де­ла не поз­во­ля­ют. Иди­те, до­ро­гой мой, в «Зна­мя», как это бы­ло пред­ло­же­но и до­го­во­ре­но».

Под на­ча­лом ма­ло­об­ра­зо­ван­но­го Ва­ди­ма Ко­жев­ни­ко­ва Ма­ка­ров про­ра­бо­тал чуть боль­ше пя­ти лет. В фе­в­ра­ле 1956 го­да он, на­ко­нец, ос­во­бо­дил­ся от всех на­чаль­ни­ков и по­лу­чил пол­ную са­мо­сто­я­тель­ность в толь­ко что вос­соз­дан­ном жур­на­ле «Мо­ло­дая гвар­дия». Быв­ший фрон­то­вик толь­ко рас­пра­вил пле­чи, как его уго­раз­ди­ло по­пасть в жут­кую ав­то­мо­биль­ную ка­та­ст­ро­фу. Он еле-еле вы­ка­раб­кал­ся. По­нят­но, что та­щить даль­ше жур­нал ему бы­ло уже не­воз­мож­но.

В ян­ва­ре 1967 го­да Ма­ка­ров, ог­ля­ды­ва­ясь на прой­ден­ный путь, пи­сал Вик­то­ру Ас­та­фь­е­му: «До жу­ти обид­но, ос­кор­би­тель­но да­же, что в 55 лет ос­тал­ся тём­ным по­лу­де­ре­вен­ским пар­нем, кое-что кое-где на­хва­тав­шим. «Как бе­жа­ла я че­рез мос­то­чек, ух­ва­ти­ла кле­но­вый ли­с­то­чек...» А ког­да бы­ло хва­тать? Толь­ко в ран­ней юно­с­ти и в ре­зуль­та­те бес­си­с­тем­но­го чте­ния. Лет до 18 я пы­тал­ся и Ге­ге­ля чи­тать, и в Кан­та ла­зить, что уж я там по­ни­мал – дру­гое де­ло, но хоть чи­тал, а по­том ра­бо­та, ра­бо­та, ра­бо­та. Ну вот в де­рев­не из­ба­чил: го­да пол­то­ра то­же вре­мя бы­ло, но ведь и дев­ки бы­ли. В Ли­тин­сти­ту­те пер­вые два го­да тог­да бы­ли ве­чер­ни­ми, днём на ра­бо­те, ус­пе­вай лишь то, что по про­грам­ме, про­честь, по­том ар­мия, где не до чте­ния, ра­бо­та в ар­мей­ской пе­ча­ти лет шесть, в «Лит­га­зе­те» ещё ху­же, при Ер­ми­ло­ве га­зе­ту рань­ше се­ми ут­ра в пе­чать не под­пи­сы­ва­ли. В «Зна­ме­ни» пер­вый зам. – ра­бо­чая ло­шадь. На­ко­нец, вот уж де­сять лет я «воль­ный ра­бо­чий». И что же я чи­таю – ру­ко­пи­си, чу­жие ру­ко­пи­си, как ока­ян­ный, од­ну за дру­гой – нуж­но на что-то жить! Я не жа­лу­юсь, я про­сто вы­яс­няю, по­че­му ос­тал­ся тём­ным. И че­ст­но при­знать­ся, да­же куль­ту­ры чте­ния не раз­вил в се­бе – всё боль­ше бел­ле­т­ри­с­ти­ку, а как что-ни­будь се­рь­ёз­ное, так ока­зы­ва­ет­ся моз­га сла­ба, ско­ро утом­ля­ет­ся. И вы­хо­дит, и жить в своё удо­воль­ст­вие не жил, и чи­тать не чи­тал. И ни хре­на пут­но­го не сде­лал. Толь­ко всё уте­ша­ем се­бя, что по­том­ки наш по­двиг оце­нят. Чёр­та лы­со­го, у этих по­том­ков сво­их бед бу­дет не обе­рёшь­ся, толь­ко им и ду­мать, что о на­ших по­дви­гах».

Умер Ма­ка­ров 2 де­ка­б­ря 1967 го­да. Ког­да пер­вый шок от слу­чив­ше­го­ся про­шёл, Вик­тор Ас­та­фь­ев на­пи­сал род­ным кри­ти­ка: «В от­но­ше­нии мо­ги­лы – ко­неч­но, хо­ро­шо бы при­вез­ти ка­мень из Ка­ля­зи­на, с род­ной зем­ли А.Н., но это как при­ло­же­ние, а во­об­ще мо­ги­лу нуж­но сде­лать без фо­ку­сов, по-че­ло­ве­че­с­ки, с мра­мор­ной пли­той и про­чим. Жи­вые мо­гут те­шить блажь свою и по-дру­го­му, а усоп­шие до­стой­ны че­ло­ве­че­с­ко­го по­чте­нья нор­маль­но­го, без вы­кру­та­сов вы­ра­жен­но­го, т.е. со­глас­но ри­ту­а­лу, ус­та­нов­лен­но­му ты­ся­че­ле­ти­я­ми людь­ми кре­щё­ны­ми и ува­жа­ю­щи­ми па­мять. Ес­ли Лит­фонд и Со­юз не со­бла­го­во­лят сде­лать по­ло­жен­ное, мы са­ми изы­щем воз­мож­ность (это те, кто чтит па­мять А.Н.) со­брать сред­ст­ва на над­гро­бие и всё, что нуж­но к не­му».

В 1978 го­ду Ас­та­фь­ев вчер­не на­пи­сал о Ма­ка­ро­ве по­весть «Зря­чий по­сох». Но она при­шлась не ко дво­ру. «Со «Зря­чим по­со­хом» де­ла слож­ные, – при­знал­ся пи­са­тель род­ным кри­ти­ка в ок­тя­б­ре 1979 го­да. – Ве­ро­ят­но, в бли­жай­шее вре­мя мне её не опуб­ли­ко­вать – та­кие тре­бу­ют­ся ка­с­т­ра­ции, что это не­при­ем­ле­мо ни с ка­кой сто­ро­ны». В пе­чать эту по­весть Ас­та­фь­ев про­бил лишь в 1987 го­ду.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования