Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 25.11.2011

О Медичи, Бродском и диссидентах

Всё ча­ще и ча­ще се­го­дня тол­стые жур­на­лы ве­дут куль­ту­ро­ло­ги­че­с­кие и ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кие бе­се­ды. Оно и по­нят­но. В ли­те­ра­ту­ре от­но­си­тель­ное за­ти­шье, а зна­чит, при­шло вре­мя за­но­во струк­ту­ри­ро­вать всё, пе­ре­ос­мыс­лить и рас­ста­вить точ­ки над «i».

Так, в 11 но­ме­ре «Не­вы» за 2011 год Фе­ликс Лу­рье рас­суж­да­ет о зна­ме­ни­тых и хи­т­ро­ум­ных Ме­ди­чи: «В по­яв­ле­нии про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва уча­ст­ву­ет не толь­ко ма­с­тер-тво­рец, но и бо­га­тый, об­ла­да­ю­щий вку­сом за­каз­чик. День­ги, власть, та­лан­ты, энер­гию мож­но упо­тре­бить на пра­зд­ные пи­руш­ки и шум­ные иг­ри­ща, на бес­смыс­лен­ные ба­та­лии и раз­вра­ща­ю­щую рос­кошь, на со­дер­жа­ние лю­бов­ниц и шу­тов. <…> Ме­ди­чи свои не­смет­ные бо­гат­ст­ва и раз­но­сто­рон­ние та­лан­ты три сто­ле­тия от­да­ва­ли ита­ль­ян­ской куль­ту­ре, её раз­ви­тию и про­цве­та­нию. Бы­ли и дру­гие, ме­нее ще­д­рые, даль­но­вид­ные, бо­га­тые, их ме­це­нат­ст­во ис­чис­ля­ет­ся де­ся­ти­ле­ти­я­ми, бы­ли во­все не­бо­га­тые, они де­ла­ли не­боль­шие вкла­ды, Ме­ди­чи за­тми­ли всех. Ре­мёс­ла, тор­гов­ля и бан­ков­ские опе­ра­ции да­ли Фло­рен­ции эко­но­ми­че­с­кое про­цве­та­ние, сво­бо­до­лю­бие го­ро­жан из­ба­ви­ло её от гнё­та фе­о­да­лов и цер­ков­ни­ков, ста­ра­ни­я­ми Ме­ди­чи она сде­ла­лась ги­гант­ским му­зе­ем, един­ст­вен­ным и не­по­вто­ри­мым». Соб­ст­вен­но, ста­тья Лу­рье по­ве­ст­ву­ет о том, как ув­ле­че­ние ис­кус­ст­вом Ре­нес­сан­са с ве­ка­ми мо­жет сде­лать­ся не толь­ко вы­год­ным вло­же­ни­ем средств, но и спо­со­бом по­ли­ти­че­с­кой иг­ры. Под­ход не но­вый, как и са­ма ис­то­рия про­слав­лен­ных Ме­ди­чи, од­на­ко весь­ма по­учи­тель­ный, по­ве­де­ние этих силь­ных ми­ра се­го и по сей день мо­жет слу­жить вы­со­ким при­ме­ром.

Впро­чем, вре­мя «ти­та­нов Ре­нес­сан­са» уш­ло вглубь ве­ков, мно­гих куль­ту­ро­ло­гов, пи­са­те­лей и ли­те­ра­ту­ро­ве­дов се­го­дня бу­до­ра­жит и ме­нее древ­нее про­шлое.

На­при­мер, в 11 но­ме­ре «Звез­ды» за 2011 год был опуб­ли­ко­ван очерк Ом­ри Ро­нен «Се­ми­де­ся­тые», по­дроб­но рас­ска­зы­ва­ю­щий о пе­ре­лом­ной для со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры эпо­хе. «Ше­с­ти­де­ся­тые го­ды бы­ли, как я их по­мню, пе­ри­о­дом на­дежд на вос­кре­ше­ние уби­то­го рус­ско­го куль­тур­но­го твор­че­ст­ва и сто­я­щий при две­рях но­вый рас­цвет. Ге­ро­ем это­го пе­ри­о­да бы­ла ин­тел­ли­ген­ция, и «фи­зи­ки», и «ли­ри­ки», буд­то бы враж­до­вав­шие меж­ду со­бой, – но всё-та­ки ин­тел­ли­ген­ция, и круп­ней­ший рус­ский ма­те­ма­тик за­ни­мал­ся ста­ти­с­ти­че­с­кой струк­ту­рой сти­ха с точ­ки зре­ния те­о­рии ве­ро­ят­но­с­тей». А вот се­ми­де­ся­тые, по мне­нию ав­то­ра, ста­ли пе­ри­о­дом «ра­зоб­ла­че­ний» и «пе­ре­оце­нок». В пер­вую оче­редь это ка­са­лось ро­ли со­вет­ской ин­тел­ли­ген­ции.

Ста­тья Ро­нен ин­те­рес­на, од­на­ко пол­на не про­сто спор­ных, но про­ти­во­ре­чи­вых ут­верж­де­ний. Так, Эрен­бург в не­ко­то­ром ро­де при­рав­ни­ва­ет­ся ав­то­ром к Гер­це­ну, а Пла­то­нов объ­яв­ля­ет­ся «сов­сем дру­гим ма­с­те­ром» «с ге­ро­и­че­с­кой и при­ни­жен­ной ан­ти­те­зой ин­тел­ли­гент­но­с­ти». За­кан­чи­ва­ет­ся ста­тья не ме­нее вы­зы­ва­ю­ще: «Мы жаж­дем иных ос­т­ря­ков, но мо­ло­дой сме­ны До­вла­то­ву мы ещё не ви­дим».

Не ме­нее лю­бо­пыт­на ста­тья Лё­ли Кан­тор-Ка­зов­ской «Вто­рой рус­ский аван­гард и за­пад­ное ху­до­же­ст­вен­ное со­об­ще­ст­во», рас­кры­ва­ю­щая идею рус­ско­го ис­кус­ст­ва 1950–1960-х го­дов. Ста­тья вы­шла в № 37 «Зер­ка­ла» за 2011. Кста­ти, и 37, и 38 но­ме­ра осо­бен­но ра­ду­ют сво­и­ми креп­ки­ми ма­те­ри­а­ла­ми.

Что же до Кан­тор-Ка­зов­ской, то она взя­ла на се­бя труд ещё раз на­пом­нить чи­та­тель­ской пуб­ли­ке о «ле­вом» ис­кус­ст­ве Со­ю­за. Од­на­ко ав­тор сра­зу ого­ва­ри­ва­ет­ся: «Под «ле­вым» ис­кус­ст­вом мы бу­дем по­ни­мать не ши­ро­ко рас­про­ст­ра­нив­шу­ю­ся под вли­я­ни­ем за­ру­беж­ных вы­ста­вок мо­ду на аб­ст­рак­цию, а имен­но ли­ди­ру­ю­щую груп­пу, вклю­чав­шую во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х го­дов око­ло 30 че­ло­век. Имен­но эта груп­па вы­став­ля­лась ещё в 1960-е го­ды в мос­ков­ских на­уч­ных ин­сти­ту­тах и за ру­бе­жом (без раз­ре­ше­ния вла­с­тей) и при­вле­ка­ла вни­ма­ние не­мно­гих за­пад­ных ис­кус­ст­во­ве­дов, ко­то­рые по­се­ща­ли Рос­сию. Эти ис­кус­ст­во­ве­ды, то есть на­и­бо­лее из­ве­ст­ные и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные из них, – ан­г­ли­ча­нин Джон Бер­д­жер, фран­цуз Ми­шель Ра­гон и чех Индржих Ха­лу­пец­кий – на­зы­ва­ют при­мер­но од­них и тех же ху­дож­ни­ков. Сре­ди чле­нов этой груп­пы чи­с­той аб­ст­рак­ци­ей за­ни­ма­лось мень­шин­ст­во: на­и­бо­лее яр­ки­ми «аб­ст­рак­ци­о­ни­с­та­ми» бы­ли Е.Мих­нов-Вой­тен­ко, М.Ку­ла­ков, Л.Кро­пив­ниц­кий, Л.Ма­с­тер­ко­ва. Дру­гие об­ра­ща­лись к аб­ст­рак­ции вре­мя от вре­ме­ни». Так­же в ста­тье тща­тель­ней­шим об­ра­зом ана­ли­зи­ру­ет­ся связь рус­ско­го аван­гар­да с ху­до­же­ст­вен­ны­ми те­че­ни­я­ми За­па­да, ко­то­рые, по сло­вам Кан­тор-Ка­зов­ской, да­же не бы­ли тол­ком изу­че­ны из-за их оче­вид­ной схо­же­с­ти. Опять же учи­ты­вая за­кры­тость сре­ды, а так­же го­не­ния, ко­то­рым вско­ре под­вер­г­лось со­вет­ское ис­кус­ст­во, и вновь вспых­нув­ший се­го­дня ин­те­рес к это­му на­прав­ле­нию (на­при­мер, боль­шой по­пу­ляр­но­с­тью поль­зо­ва­лась за­кон­чив­шая ра­бо­ту в ок­тя­б­ре вы­став­ка мос­ков­ско­го нон­кон­фор­миз­ма в га­ле­рее «Ека­те­ри­на» «К вы­во­зу из СССР раз­ре­ше­но») де­ла­ют ста­тью весь­ма ак­ту­аль­ной.

Так­же в 37 и 38 но­ме­рах «Зер­ка­ла» опуб­ли­ко­ва­ны два лю­бо­пыт­ней­ших и по-сво­е­му зна­ко­вых ин­тер­вью. Пер­вое – бе­се­да Ири­ны Вру­бель-Го­луб­ки­ной с рус­ским клас­си­ком, ав­то­ром зна­ме­ни­той «Шко­лы для ду­ра­ков», за­ни­ма­ю­щим­ся в сво­ей про­зе язы­ко­вым экс­пе­ри­мен­том Са­шей Со­ко­ло­вым (текст ин­тер­вью был да­же пе­ре­пе­ча­тан, прав­да, с ку­пю­ра­ми, пор­та­лом OpenSpace). Лю­бо­пыт­но оно ещё и по­то­му, что Со­ко­лов, хра­нив­ший мол­ча­ние дол­гое вре­мя, лишь в по­след­ний год на­чал бе­се­до­вать с жур­на­ли­с­та­ми (воз­мож­но, это свя­за­но с не­дав­ним вы­хо­дом его кни­ги «про­эз» «Трип­тих» или с не­од­но­крат­но об­суж­да­е­мым боль­шим ещё не­о­пуб­ли­ко­ван­ным тек­с­том, ко­то­рый, по всей ви­ди­мо­с­ти, ско­ро бу­дет вы­пу­щен в свет).

О чём го­во­рит Со­ко­лов? Да, в об­щем-то, обо всём. От вли­я­ния «на­ту­ры» на своё твор­че­ст­во («При­ро­да на­ст­ра­и­ва­ет на тон­кий лад, со­об­ща­ет ме­ло­дию, ин­то­на­цию») и вдох­но­вен­ных вы­ска­зы­ва­ний о Джой­се, Эд­га­ре По до рас­ска­зов о том, как он егер­ст­во­вал, был зна­ком со зна­ме­ни­тым из­да­те­лем Кар­лом Проф­фе­ром и об­щал­ся с Брод­ским, ко­то­ро­му он, кста­ти, не по­нра­вил­ся, встре­тил­ся с Кур­том Вон­не­гу­том – «Сме­ш­ли­вый, юмор­ной та­кой ста­ри­кан. А по­том с Бер­бе­ро­вой, – го­во­рит Со­ко­лов, – Ме­ня при­вез­ли из Нью-Йор­ка в Прин­стон, где она ещё пре­по­да­ва­ла, и мы два дня об­ща­лись. Я знал её би­о­гра­фию, но не чи­тал. Она мне по­да­ри­ла кни­гу «Кур­сив мой», ко­то­рая тог­да по­яви­лась в «Ар­ди­се». Она по­ка­за­лась мне че­ло­ве­ком с боль­ши­ми пре­тен­зи­я­ми, ка­п­риз­ная да­ма. Мо­гу пред­ста­вить, ка­кой она бы­ла в мо­ло­до­с­ти». Что на­зы­ва­ет­ся, ис­то­рия рус­ской ли­те­ра­ту­ры из пер­вых уст.

Ещё раз Са­шей Со­ко­ло­вым вер­ба­ли­зи­ро­ва­ны не­ма­ло­важ­ные рас­суж­де­ния о язы­ке и ли­те­ра­ту­ре. «Мне ещё нуж­на му­зы­ка, звук: вещь долж­на зву­чать, как сим­фо­ния. За­да­ча ма­с­те­ра – по­ка­зать воз­мож­но­с­ти язы­ка». Или: «Мно­гие со­вре­мен­ные ли­те­ра­то­ры, на­чи­ная текст, име­ют в ви­ду ка­кую-то ис­то­рию. Для них глав­ное – уди­вить чи­та­те­ля сю­же­том, взять на ис­пуг. Та­ков, не к но­чи бу­дет по­мя­нут, Мам­ле­ев. А мне скуч­но его чи­тать, по­то­му что я сам мо­гу при­ду­мать та­кие клад­би­щен­ские штуч­ки – до фи­га. Нет, я не ве­рю в это. Нуж­но на­хо­дить сло­ва – не свои, не пер­вые по­пав­ши­е­ся, а ка­кие-то дру­гие. На­хо­дить и вы­ст­ра­и­вать их в ка­ком-то спе­ци­аль­ном вы­со­ко­энер­ге­ти­че­с­ком по­ряд­ке, а не про­сто – на­те вам! Очень хо­ро­шо об этом – в эс­се Вай­ля и Ге­ни­са «Смерть Ива­на Пе­т­ро­ви­ча». Как мно­го сме­ло­с­ти, го­во­рят они, нуж­но иметь, что­бы в на­ши дни, по­сле все­го ска­зан­но­го в ли­те­ра­ту­ре, на­чать по­ве­ст­во­ва­ние фра­зой ти­па: «Иван Пе­т­ро­вич встал со скри­пу­че­го сту­ла и по­до­шёл к рас­пах­ну­то­му ок­ну». Поз­во­ли­тель­но спро­сить: а где же тра­ди­ции аван­гар­да, идеи пост­мо­дер­низ­ма? За­чем пи­сать, как пи­са­ли 100–200 лет на­зад, как Тол­стой? Сколь­ко мож­но на пол­ном се­рь­ё­зе му­со­лить внеш­ние при­зна­ки бы­тия?»

Ины­ми сло­ва­ми, не­ве­ро­ят­но по­лез­ное и за­ни­ма­тель­ное чте­ние.

Лю­бо­пыт­но и вто­рое ко­рот­кое ин­тер­вью, опуб­ли­ко­ван­ное в том же «Зер­ка­ле». Бе­се­ду­ет опять Ири­на Вру­бель-Го­луб­ки­на, но на сей раз с Вя­че­сла­вом Ива­но­вым, че­ло­ве­ком не ме­нее важ­ным как для рус­ской линг­ви­с­ти­ки, так и для куль­ту­ро­ло­гии и ан­т­ро­по­ло­гии.

В рас­суж­де­ни­ях Ива­но­ва мы встре­ча­ем всё то же пе­ре­ос­мыс­ле­ние не­дав­не­го про­шло­го. Кста­ти, как ска­за­ла о нём Та­ть­я­на Тол­стая, при­зна­ю­щая ге­ни­аль­ность Ива­но­ва – все его про­гно­зы, да­же аб­сурд­ные, сбы­ва­ют­ся. «Пер­вое, о чём мне ин­те­рес­но по­го­во­рить, – это про­бле­ма мас­со­во­го со­зна­ния, – за­яв­ля­ет Вя­че­слав Все­во­ло­до­вич, – как оно пе­ре­ва­ри­ва­ет то, что бы­ло ве­ли­ко­го у нас в на­ча­ле ХХ ве­ка. Я ду­маю, как это ни стран­но, что мас­со­вым бы­ло вос­при­я­тие в те го­ды, ког­да всё это ещё не пе­ча­та­лось. Ведь сей­час ти­ра­жи ста­но­вят­ся всё мень­ше и мень­ше, а тог­да вся стра­на пе­ре­пи­сы­ва­ла за­прет­ное, лю­ди шли на риск, им гро­зи­ла за это тюрь­ма, осо­бен­но в про­вин­ции, в Моск­ве, Ле­нин­гра­де мог­ли толь­ко уво­лить с ра­бо­ты. И тем не ме­нее, лю­ди про­дол­жа­ли всё это пе­ре­пи­сы­вать – у ме­ня до сих пор хра­нят­ся Цве­та­е­ва и Ман­дель­ш­там, це­ли­ком пе­ре­пи­сан­ные от ру­ки раз­ны­ми людь­ми. Ах­ма­то­ва го­во­ри­ла тог­да, что мы жи­вём под ло­зун­гом «До­лой Гут­тен­бер­га!». Тог­да это и бы­ло мас­со­вым за­ме­ча­тель­ным дви­же­ни­ем. Все эти лю­ди, пе­ре­пи­сы­вав­шие кни­ги с ри­с­ком для жиз­ни, ус­во­и­ли это как жиз­нен­ный де­виз. Это вос­при­ни­ма­лось не как ис­кус­ст­во, а как су­ще­ст­вен­ная часть тог­даш­ней жиз­ни. Мож­но ли срав­нить с тем, что про­ис­хо­дит сей­час в кру­гах сы­тых – в раз­ных смыс­лах – лю­дей, о ко­то­рых не очень хо­чет­ся го­во­рить. Сей­час всё по­ст­ро­е­но на сно­биз­ме: рас­суж­де­ния о том, что тог­да бы­ло пло­хо, а что близ­ко или да­ле­ко нам, что хо­ро­шо, – это рас­суж­де­ния тех, кто про­сто с жи­ру бе­сит­ся. Сей­час каж­дый мо­жет за­ни­мать­ся чем угод­но, по­лу­чить сте­пень ес­ли не ма­ги­с­т­ра, то ба­ка­ла­в­ра за ка­кое-то цве­та­е­ве­де­ние, вез­де на­пе­ча­тать­ся и пре­крас­но жить даль­ше. Мне вся эта су­е­та сов­сем не ин­те­рес­на. Что нам дей­ст­ви­тель­но ме­ша­ет в Рос­сии – так это рус­ское же­ла­ние воз­ве­с­ти ко­го-то на пре­стол и по­ме­с­тить в Пан­те­он. Не­до­оце­ни­ли, как им ка­жет­ся, по­зд­не­го ак­ме­и­с­та Ар­се­ния Тар­ков­ско­го – так нуж­но сроч­но вклю­чать его в Пан­те­он. Я его хо­ро­шо знал, он был на­де­лён не­ко­то­ры­ми по­эти­че­с­ки­ми спо­соб­но­с­тя­ми, но был из тех, кто слиш­ком глу­бо­ко при­нял в се­бя Ман­дель­ш­та­ма, и это не все­гда ему по­мо­га­ло. Ие­рар­хич­ность рос­сий­ской куль­ту­ры нам очень ме­ша­ет. Куль­ту­ра во­об­ще не тер­пит та­ких зна­ков от­ли­чия».

В лю­бом слу­чае, про­ли­с­ты­вая но­ябрь­ские но­ме­ра, есть над чем за­ду­мать­ся.

По-сво­е­му лю­бо­пы­тен «Ма­ни­фест фи­ло­со­фии» (Ар­ка­дий Не­дель, № 37, «Зер­ка­ло», 2011), за­нят­ны рас­суж­де­ния ав­то­ра очер­ка «Мир как во­ля и пред­став­ле­ние» (пуб­ли­ку­ю­щий­ся впер­вые Алек­сандр Во­ро­нель, № 11, «Друж­ба на­ро­дов», 2011) о столк­но­ве­нии со­вет­ско­го че­ло­ве­ка с за­пад­ной ци­ви­ли­за­ци­ей, да и во­об­ще об опы­те пе­ре­ос­мыс­ле­ния За­па­да.

Как бы там ни бы­ло, а со­тое воз­вра­ще­ние к раз­го­во­рам о том, что та­кое рус­ская куль­ту­ра в це­лом и ли­те­ра­ту­ра в ча­ст­но­с­ти, суж­де­ние обо всём уже не с им­пер­ских по­зи­ций, а в кон­тек­с­те ми­ро­вой ис­то­рии – боль­шое на­ше се­го­дняш­нее до­сти­же­ние.


Алёна БОНДАРЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования