Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 25.11.2011

Какой фашизм пришёл?

У со­вре­мен­но­го фи­ло­со­фа Ва­ди­ма Руд­не­ва есть ра­бо­та «Ме­та­фи­зи­ка фут­бо­ла». В ней со­об­ща­ет­ся, что му­жи­ки, на­пря­жён­но на­блю­да­ю­щие за мат­чем, на са­мом де­ле за­ня­ты про­смо­т­ром пор­но­филь­ма. Ког­да мяч ока­зы­ва­ет­ся в во­ро­тах со­пер­ни­ка, это мо­жет оз­на­чать лишь од­но: по­сле удач­ной ком­би­на­ции при­шло вре­мя куль­ми­на­ции по­ло­во­го ак­та, за­би­тый гол – знак ор­газ­ма, ра­ди ко­то­ро­го за­пол­ня­ют­ся ста­ди­о­ны и шу­мят бо­лель­щи­ки пе­ред те­ле­ви­зо­ром. А ещё Ва­дим Руд­нев счи­та­ет, что ре­а­лиз­ма не су­ще­ст­ву­ет, и нель­зя на­зы­вать этим иде­о­ло­ги­че­с­ким сло­вом ли­те­ра­ту­ру XIX сто­ле­тия. Ме­ня, с дет­ст­ва ув­ле­чён­но­го иг­ро­вы­ми ви­да­ми спор­та, осо­бен­но обес­по­ко­и­ла руд­нев­ская ме­та­фи­зи­ка фут­бо­ла. То ли смо­т­рю, о том ли ду­маю? Ре­шил, что всё-та­ки со­зер­цаю спор­тив­ный по­еди­нок, не под­сма­т­ри­вая при этом за со­во­куп­ля­ю­щи­ми­ся те­ла­ми. Но тре­во­га ос­та­лась. Со­вре­мен­ная сло­вес­ность мно­гое де­ла­ет для то­го, что­бы под­дер­жать в чи­та­те­ле ощу­ще­ние на­ра­с­та­ю­щей тре­во­ги, не­уве­рен­но­с­ти в ми­ре. Гам­лет, по­до­зре­ва­ю­щий, что оби­та­е­мая все­лен­ная – это Клав­дий, убив­ший бра­та, жи­вёт сре­ди нас.

Руд­нев­ский ме­тод – по­ка­зать мар­ги­наль­ное и ши­зо­фре­ни­че­с­кое как ес­те­ст­вен­ное и обя­за­тель­ное. Ав­тор «Ме­та­фи­зи­ки фут­бо­ла» вы­вел на бе­лый свет од­ну из да­лё­ких ас­со­ци­а­ций, пред­ста­вил её как воз­мож­ность, вы­дви­нул на пер­вый план и ут­вер­дил как кон­цеп­цию. Это и есть от­ри­ца­ние ре­а­лиз­ма – уве­рен­ность, что в каж­дом сю­же­те ос­нов­ным яв­ля­ет­ся не пер­вый, а дру­гой смысл, ко­то­рый не дан че­ло­ве­ку в спо­кой­ном, при­выч­ном вос­при­я­тии. На­до взра­с­тить в се­бе ли­хо­го ин­тер­пре­та­то­ра, Гам­ле­та-гно­с­ти­ка в спе­ци­аль­ных чёр­ных оч­ках, и тог­да…

…Бу­дет, как в но­вой кни­ге Ми­ха­и­ла Ели­за­ро­ва. «Ну, по­го­ди!» – о том, как сек­су­аль­но оза­бо­чен­ный Волк пре­сле­ду­ет сим­па­тич­но­го Зай­ца. «Коз­лё­нок, ко­то­рый умел счи­тать до де­ся­ти» – муль­тик об оче­ред­ной по­бе­де Ан­ти­хри­с­та. «Воз­вра­ще­ние блуд­но­го по­пу­гая» – ра­зоб­ла­че­ние эми­г­ра­ции в по­зд­нем СССР. «Ста­рик Хот­та­быч» от­кры­ва­ет чи­та­те­лю ре­аль­ность ис­лам­ской уг­ро­зы. Ко­ло­бок не хо­чет быть че­ло­ве­ком, по­то­му что не же­ла­ет быть съе­ден­ным го­су­дар­ст­вом. Жизнь Ко­лоб­ка обо­ра­чи­ва­ет­ся тя­жё­лой прит­чей: он ушёл от Зай­ца-тру­со­с­ти, от Вол­ка-зло­бы и Мед­ве­дя-ле­ни, но был унич­то­жен Ли­сой-по­хо­тью. Ко­лоб­ку ос­та­ва­лось толь­ко вос­па­рить, сбе­жать от ми­ра, но пой­ма­ло его вож­де­ле­ние. И съе­ло, как сек­су­аль­ное воз­буж­де­ние – фут­боль­но­го бо­лель­щи­ка, ес­ли матч про­хо­дит на по­ле Ва­ди­ма Руд­не­ва.

«Дет­ст­во моё, про­кля­то всё…», – кри­чит Глеб Са­мой­лов в но­вом аль­бо­ме «Трэш». Ели­за­ров­ский трэш – унич­то­же­ние ос­тат­ков дет­ской не­по­сред­ст­вен­но­с­ти в уг­рю­мом со­зна­нии че­ло­ве­ка, ко­то­рый по­нял глав­ное: смысл, ко­то­рый да­ёт­ся в ру­ки сра­зу, от­кры­ва­ет­ся без про­блем, не есть са­мый зна­чи­тель­ный смысл. Глав­ный – это тот, что боль­ней и мрач­ней. Со­вет­ский Бу­ра­ти­но – Мус­со­ли­ни, бро­са­ю­щий вы­зов «иу­дей­ской ме­та­фи­зи­ке» Ка­ра­ба­са Ба­ра­ба­са. «Три по­ро­сён­ка» – сказ­ка о том, как хи­т­рые ма­со­ны унич­то­жа­ют тра­ди­ци­он­ную куль­ту­ру.

Яс­но, что в кни­ге Ели­за­ро­ва имен­но эти ка­зу­сы сра­зу вы­хо­дят на пер­вый план. Чи­та­ет­ся смеш­но, хо­тя и не без жа­ло­с­ти к по­ве­ст­во­ва­те­лю, ко­то­рый так при­дав­лен при­чуд­ли­вы­ми пу­с­тя­ка­ми. За­по­ми­на­ет­ся сра­зу, пе­ре­ска­зы­ва­ет­ся без уси­лий. Но кни­га Ели­за­ро­ва – не о па­ра­док­сах ин­тер­пре­та­ции, не о ве­сё­лой ду­ше, уме­ю­щей иг­рать с тек­с­та­ми. Она, как и ука­за­но в под­за­го­лов­ке, о фа­шиз­ме. Этот фа­шизм не со­би­ра­ет ми­тин­ги, не стро­ит пол­ки, не нуж­да­ет­ся в сва­с­ти­ке. Не в эпи­че­с­ком бою унич­то­жа­ет этот фа­шизм внеш­не­го вра­га. Он ме­то­дич­но стре­ля­ет по вну­т­рен­не­му ми­ру че­ло­ве­ка, ов­ла­дев­ше­го ме­то­дом об­на­ру­же­ния пси­хи­че­с­ких ужа­сов и нрав­ст­вен­ных нис­хож­де­ний в при­выч­ных тво­ре­ни­ях пи­са­те­лей и ре­жис­сё­ров.

В гла­ве «Да, смерть!» ска­за­но о том, как про­сы­па­ет­ся в ре­бён­ке за­дум­чи­вый гно­с­тик. В се­ми­лет­нем воз­ра­с­те, смо­т­ря те­ле­ви­зор, ге­рой Ели­за­ро­ва на­учил­ся ви­деть смерть и в «Брил­ли­ан­то­вой ру­ке», и в филь­ме «По се­мей­ным об­сто­я­тель­ст­вам». В «От­це сол­да­та» смерть при­ни­ма­ла об­раз ро­ди­те­ля, ищу­ще­го сы­на. В «Ми­ми­но» смер­тью, прав­да, ко­ми­че­с­кой, был глав­ный ге­рой. Маль­чик бы­с­т­ро по­нял, что не­о­бос­но­ван­ная ра­дость на эк­ра­не – яв­ный пред­ве­ст­ник кон­ца. Поз­же при­шла мысль о том, что рек­ла­ма – мир со­сто­яв­шей­ся ги­бе­ли: «Все эти лю­ди, ли­ку­ю­щие при ви­де йо­гур­та, ско­во­род­ки или ав­то­мо­би­ля, про­сто не по­ни­ма­ют, что умер­ли».

«Я же с дет­ст­ва умел на­хо­дить смерть, где её за­ве­до­мо не бы­ло», – это при­зна­ние мно­гое про­яс­ня­ет в кон­ст­рук­ции кни­ги Ели­за­ро­ва. Она – об од­ной на­вяз­чи­вой спо­соб­но­с­ти: ви­деть то, че­го нет, но это НЕТ тре­бу­ет, что­бы оно бы­ло, во­пло­ти­лось в тек­с­те, за­ня­ло ум че­ло­ве­ка. НЕТ пред­ста­ёт как цель, ко­то­рой сле­ду­ет обя­за­тель­но до­стичь, ког­да ты всма­т­ри­ва­ешь­ся в раз­но­об­раз­ные фор­мы жиз­ни, за­ра­нее зная, что всё очень пло­хо, всё пред­ре­ше­но и без­на­дёж­но. Как уку­шен­ный вам­пи­ром ге­рой филь­ма «От за­ка­та до рас­све­та», ты пы­та­ешь­ся схва­тить соб­ст­вен­ную че­люсть, пре­пят­ст­ву­ешь её чу­до­вищ­ным пре­вра­ще­ни­ям, но не мо­жешь спра­вить­ся и на­чи­на­ешь дей­ст­во­вать со­глас­но но­вой – кош­мар­ной – ло­ги­ке.

Михаил ЕЛИЗАРОВ
Михаил ЕЛИЗАРОВ

Ге­рой Ели­за­ро­ва, на вре­мя ос­та­вив ар­те­фак­ты, раз­мы­ш­ля­ет о соб­ст­вен­ной жиз­ни. Лю­бил иг­ру­шеч­ные пи­с­то­ле­ты, с каж­дым счи­тал обя­за­тель­ным сы­г­рать в са­мо­убий­ст­во, с пя­ти­лет­не­го воз­ра­с­та пре­крас­но знал, ку­да на­до при­ста­вить хо­ло­де­ю­щий ствол: «По­след­ний раз я за­ст­ре­лил­ся во сне, уже взрос­лым че­ло­ве­ком. Вна­ча­ле был до­воль­но бо­лез­нен­ный удар в ви­сок, за­тем ли­цо на­ча­ло ко­че­неть. Око­с­те­нел под­бо­ро­док…». Жи­вое от­кли­ка­ет­ся на зов ду­ши, поз­во­ля­ет во­об­ра­зить се­бя мёрт­вым. Ге­рой взрос­ле­ет, ока­зы­ва­ет­ся в Гер­ма­нии, пы­та­ет­ся ус­т­ро­ить­ся в морг мой­щи­ком тру­пов. Ря­дом то­ва­рищ, мед­лен­но уми­ра­ю­щий от ге­ро­и­на. На ра­бо­ту не при­ня­ли, но тут же по­сту­па­ет но­вое пред­ло­же­ние: взять в ру­ки ка­ме­ру и сни­мать гей-пор­но – ещё од­но сви­де­тель­ст­во то­го, что смерть в на­шем ми­ре по­все­ме­ст­на. По­па­да­ет в Моск­ву. Зна­ко­мый, у ко­то­ро­го Ели­за­ров жи­вёт на Ар­ба­те, се­рь­ёз­но по­ра­бо­щён ал­ко­го­лем – до аг­рес­сии и бе­зу­мия. За­хва­чен и сам Ар­бат: «Ка­кие-то лот­ки, ма­т­рёш­ки, со­вет­ские обес­че­щен­ные фу­раж­ки на про­да­жу, гор­ла­с­тые ту­ри­с­ты. Точ­но вы­ско­чив­шие из пре­ис­под­ней чёр­ные, стро­и­тель­ной по­ро­ды, та­д­жи­ки, взла­мы­ва­ли от­бой­ны­ми мо­лот­ка­ми ас­фальт…». Ели­за­ров­ская кни­га – не о со­сто­я­нии внеш­ней ре­аль­но­с­ти и не об ис­тол­ко­ва­нии по­пу­ляр­ных сю­же­тов, а о со­зна­нии, ко­то­рое то­нет в оди­но­че­ст­ве и по-сво­е­му гор­дит­ся этим глу­бо­ким по­гру­же­ни­ем.

В филь­ме «Со­ба­чье серд­це» об­на­ру­жен фа­шизм ли­бе­ра­лиз­ма: «Пре­об­ра­жен­ский дву­ли­чен – как ев­ро­пей­ское со­об­ще­ст­во, буб­ня­щее о ми­ло­сер­дии и од­но­вре­мен­но ус­ти­ла­ю­щее тру­па­ми Сер­бию, Ирак, Ли­вию». Здесь пе­ред чи­та­те­лем про­хо­дит бо­е­вой гно­с­ти­цизм Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва, ко­то­рый и в пуб­ли­ци­с­ти­че­с­ких ста­ть­ях, и в ро­ма­нах по­вто­ря­ет, что ад, взяв в со­юз­ни­ки За­пад, ата­ку­ет по­след­ние рус­ские ба­с­ти­о­ны ра­зу­ма и свя­то­с­ти, при­кры­ва­ясь дья­воль­ской ри­то­ри­кой ими­та­ци­он­но­го гу­ма­низ­ма. Фильм «Му­ха» – о те­ле­пор­та­ции СССР, о том, как род­ная стра­на пе­ре­ме­с­ти­лась из мо­дер­низ­ма в пост­мо­дерн, пре­вра­тив­ший нас в жи­те­лей од­но­го из «фи­ли­а­лов за­гроб­но­го ми­ра». Те­перь стра­на хо­чет об­рат­но, но на­зой­ли­вое на­се­ко­мое «не от­ме­нить, не из­жить». И это уже гно­с­ти­цизм Вик­то­ра Пе­ле­ви­на. Его сло­ва из ро­ма­на «Ам­пир В» ци­ти­ру­ют­ся прак­ти­че­с­ки бук­валь­но: в но­вом рос­сий­ском ге­рое, ко­то­рый так хо­чет ка­зать­ся эпи­че­с­ким за­щит­ни­ком тра­ди­ци­он­ных цен­но­с­тей, «зре­ет ино­пла­нет­ный за­ро­дыш». Он ско­ро ра­зо­рвёт хи­лое те­ло стра­ны. Фильм «Му­ха» транс­фор­ми­ру­ет­ся в иное ки­но. На­зы­вать­ся оно бу­дет «Чу­жой».

У Пе­ле­ви­на вос­соз­да­на «вну­т­рен­няя Мон­го­лия». У Ели­за­ро­ва – вну­т­рен­няя фа­шист­ская Гер­ма­ния: твоё соб­ст­вен­ное со­зна­ние, ув­ле­чён­ное раз­но­об­раз­ны­ми нис­хож­де­ни­я­ми, на­де­ва­ет ка­с­ку, во­ору­жа­ет­ся ав­то­ма­том, ста­вит ду­шу к стен­ке, за­став­ляя её пе­ред смер­тью при­знать, что ма­те­рия – дерь­мо, жизнь – кош­мар, а Ко­ло­бок с Зай­цем – жерт­вы все­мир­но­го на­си­лия над всем, че­му уго­то­ва­но во­пло­тить­ся на на­шей брен­ной зем­ле.

Мно­го ска­за­но о том, как по­хо­жи пост­мо­дер­низм и «тю­рем­ный дис­курс»: ци­тат­ность и страсть к па­фос­ным пе­ре­ска­зам, те­ле­сность, на­глый эро­тизм и вы­чур­ная сен­ти­мен­таль­ность. Вся стра­на, оду­рев от не­раз­ли­че­ния, по­ёт блат­ные пес­ни. Наш глав­ный над­зи­ра­тель, сто­рож и кон­во­ир – те­ле­ви­де­ние. Храм Хри­с­та Спа­си­те­ля, по­ст­ро­ен­ный на гряз­ные день­ги, – «блат­ная та­ту­и­ров­ка на то­по­гра­фи­че­с­ком те­ле Моск­вы». Не в пра­во­слав­ную Рос­сию воз­вра­ща­ют нас Ель­ци­ны, Луж­ко­вы и Це­ре­те­ли, а в ги­гант­скую тюрь­му, в кри­ми­наль­ный мир, на­вя­зы­ва­ю­щий свою по­эти­ку. Как в сказ­ках и мульт­филь­мах на­шёл Ели­за­ров яв­ные сле­ды пси­хи­че­с­ко­го раз­ло­же­ния и ме­та­фи­зи­че­с­ких атак, так и в се­го­дняш­ней рос­сий­ской ис­то­рии об­на­ру­жил он при­зна­ки ка­та­ст­ро­фи­че­с­ких транс­фор­ма­ций.

Ли­те­ра­тур­ная ис­то­ри­о­со­фия сей­час по­пу­ляр­на. Здесь и Ми­ха­ил Ели­за­ров с его со­ци­аль­ным кри­ти­циз­мом, с ра­зоб­ла­че­ни­ем куль­ту­ры на­ше­го вре­ме­ни. Но глав­ная дра­ма, яв­лен­ная в «Бу­рат­ти­ни», всё-та­ки иная: об от­ри­ца­тель­ных чу­де­сах со­вре­мен­но­с­ти, о воз­мож­ной ги­бе­ли род­ной стра­ны рас­суж­да­ет не по­ли­тик с пар­тий­ным зна­ме­нем в ру­ках и не пра­во­слав­ный че­ло­век, во­ору­жён­ный свет­лы­ми схе­ма­ми цер­ков­ной ис­то­рии, а уг­рю­мый гно­с­тик, до­ста­точ­но спо­кой­но на­блю­да­ю­щий за сго­ра­ни­ем ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, из­би­ра­ю­щий ме­тод ана­ли­за, ко­то­рый дол­жен сжать, уп­ро­с­тить ре­аль­ность до чу­до­вищ­но­го смыс­ла и, воз­мож­но, сгре­с­ти всю пыль на­ше­го ми­ра, раз­ве­ять её в хо­лод­ном ко­с­мо­се. Не ут­верж­даю, что Ели­за­ров – гно­с­тик. Но ду­маю, что имен­но этот тип со­зна­ния вос­соз­да­ёт он в сво­ём стран­ном ро­ма­не, за­ма­с­ки­ро­ван­ном под сбор­ник раз­роз­нен­ных ста­тей и ав­то­био­гра­фи­че­с­ких эс­се.

В этой мыс­ли ук­реп­ля­ют че­ты­ре не­боль­шие гла­вы, по­свя­щён­ные «Снеж­ной Ко­ро­ле­ве». «Тро­га­тель­ная сказ­ка-прит­ча» ока­зы­ва­ет­ся тре­на­жё­ром для не­уто­ми­мо­го ин­тел­лек­та. Сна­ча­ла Ан­дер­сен пред­ста­ёт по­сле­до­ва­тель­ным бор­цом с гно­зи­сом, ко­то­рый де­ла­ет Кая хо­лод­ным, чёр­ст­вым, пре­зи­ра­ю­щим про­стую по­всед­нев­ность. Но да­лее пред­ла­га­ет­ся иная вер­сия. Ока­зы­ва­ет­ся, что дат­ский ска­зоч­ник «вос­соз­да­ёт ве­ли­че­ст­вен­ную ми­с­те­рию Льда». Кай па­да­ет, ли­ша­ясь «сво­ей бес­смерт­ной ан­ге­ли­че­с­кой ле­дя­ной при­ро­ды и ста­но­вит­ся обыч­ным зем­ным че­ло­ве­ком». Те­перь жут­кий хо­лод – не объ­ект чув­ст­вен­но­го пре­одо­ле­ния, а ду­хов­но-по­эти­че­с­кий центр: «Лёд – тво­рец и твор­че­с­кий ма­те­ри­ал. Он спо­со­бен по­ро­дить Все­лен­ную, пре­крас­ное ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние, на­цист­скую ко­с­мо­го­нию. И этим воз­мож­но­с­ти Льда ещё не ис­чер­па­ны». Пе­ред чи­та­те­лем пред­ста­ёт гно­с­ти­цизм Вла­ди­ми­ра Со­ро­ки­на. О его «Ле­дя­ной три­ло­гии» ска­за­ны очень тёп­лые сло­ва.

Ели­за­ров то­чен в глав­ном: кри­ти­че­с­кое рас­суж­де­ние о гно­с­ти­циз­ме, мысль о не­об­хо­ди­мо­с­ти борь­бы с хо­лод­ным ин­тел­лек­ту­а­лиз­мом ча­с­то обо­ра­чи­ва­ет­ся со­еди­не­ни­ем с ним. Это зна­ют мно­гие гу­ма­ни­та­рии. В сво­ём но­вом тек­с­те Ми­ха­ил Ели­за­ров  ин­те­ре­сен стрем­ле­ни­ем сов­ме­с­тить раз­ные по­лю­са со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры в еди­ном гно­с­ти­че­с­ком ком­плек­се. Мы уже го­во­ри­ли о со­ли­дар­но­с­ти ав­то­ра «Бу­рат­ти­ни» с Про­ха­но­вым, Пе­ле­ви­ным, Со­ро­ки­ным. Есть кон­такт и с той ду­шой, ко­то­рая по­яви­лась в ро­ма­не За­ха­ра При­ле­пи­на «Чёр­ная обе­зь­я­на», ста­ла его глав­ным ге­ро­ем. Пер­вая часть кни­ги Ели­за­ро­ва – оче­вид­ный пост­мо­дер­низм: ре­аль­ность не по­зна­ёт­ся без по­мо­щи тек­с­та; не­об­хо­ди­мы сказ­ки и филь­мы, мульт­филь­мы и па­мят­ни­ки, что­бы уви­деть и оце­нить – не то, что на­хо­дит­ся в ка­д­ре, не Ко­лоб­ка с Бу­ра­ти­но, а субъ­ек­тив­ный узор, скла­ды­ва­ю­щий­ся в аг­рес­сив­ном со­зна­нии зри­те­ля или чи­та­те­ля. Вто­рая часть на­по­ми­на­ет но­вый ре­а­лизм с его от­кро­вен­ным ав­то­био­гра­физ­мом, с кон­цен­т­ра­ци­ей пи­са­те­ля на соб­ст­вен­ном Я, ко­то­ро­му в ми­ре зяб­ко и не­у­ют­но. Пост­мо­дер­низм вна­ча­ле, но­вый ре­а­лизм в кон­це. Об­щее – пи­с­то­лет, на­прав­лен­ный и на ок­ру­жа­ю­щий мир, и на са­мо­го се­бя. Мож­но вспом­нить и по­весть Пав­ла Пеп­пер­ш­тей­на «Праж­ская ночь» (опуб­ли­ко­ва­на в ав­гу­с­те 2011): кил­лер-по­эт, со­чи­ня­ю­щий стих по­сле каж­до­го спра­вед­ли­во­го вы­ст­ре­ла, мстит ци­ви­ли­за­ции за унич­то­жен­ную вес­ну. Де­сят­ки ри­сун­ков пи­с­то­ле­тов и ав­то­ма­тов ук­ра­ша­ют кни­гу кон­цеп­ту­а­ли­с­та Пеп­пер­ш­тей­на.

Гно­с­ти­цизм вос­тре­бо­ван. В нём хо­лод ми­ро­от­ри­ца­ния, ко­то­рый поз­во­ля­ет от­дох­нуть от из­бы­точ­но­го па­фо­са и на­до­ев­ших жи­тей­ских при­вя­зан­но­с­тей. Их ма­с­те­ра со­вре­мен­ной сло­вес­но­с­ти ча­с­то вы­бра­сы­ва­ют из сво­их про­из­ве­де­ний, буд­то бо­ят­ся быть об­ви­нён­ны­ми в ста­ро­мод­ном вле­че­нии к про­сто­му и ду­шев­но­му. Ми­ха­ил Ели­за­ров пи­шет о мрач­ном та­лан­те ви­деть по­всю­ду унич­то­же­ние. Дет­ские кни­ги и филь­мы – по­ли­гон для смер­то­нос­ных ин­стинк­тов. Ис­то­рия – про­ст­ран­ст­во пре­да­тель­ст­ва и под­мен. Пост­мо­дер­ни­с­ты, во­ору­жив­шись кри­ми­наль­ным дис­кур­сом, раз­ру­ша­ют по­след­нее. Да­же га­с­тар­бай­те­ры, тор­гу­ю­щие в Моск­ве пи­рож­ка­ми, по­хо­жи на за­хват­чи­ков.

«Фа­шизм про­шёл», – под­за­го­ло­вок ели­за­ров­ской кни­ги. Фа­шизм во­круг, про­тив те­бя и нет от не­го спа­се­ния, или глав­ный фа­шист – ты сам, го­то­вый рас­тер­зать се­бя де­прес­сив­ным вос­при­я­ти­ем ми­ра? Злой Де­ми­ург при­го­во­рил Ко­лоб­ка к не­сча­ст­ной жиз­ни и страш­ной смер­ти или это со­вре­мен­ный гно­с­тик из­му­чен соб­ст­вен­ным ис­тол­ко­ва­ни­ем дет­ской сказ­ки? Мир – фа­шист, унич­то­жа­ю­щий че­ло­ве­ка? Или бе­да в че­ло­ве­ке, со­крыв­шем се­бя от про­сто­ты и ра­до­с­ти?


Ели­за­ров М. Бу­рат­ти­ни. Фа­шизм про­шёл. М.: Ас­т­рель: АСТ, 2011.



Алексей ТАТАРИНОВ,
г. КРАСНОДАР




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования