Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 25.11.2011

И боги смертны

Ре­жис­сёр: Тар­сем Сингх

В ро­лях: Ми­ки Рурк, Джон Херт, Кел­лан Лац, Ге­н­ри Кэ­вилл, Сти­вен Дорфф, Фри­да Пин­то, Иза­бель Лу­кас, Люк Эванс, Джо­зеф Мор­ган, Стив Бай­ерс, Ро­бер Майе, Марк Мар­го­лис, Сти­вен Мак­Хэт­ти

США, 2011, 104 мин.

 

Для про­стых лю­дей, не кри­ти­ков, ха­рак­тер­ны очень ла­ко­нич­ные оцен­ки про­смо­т­рен­ных ими филь­мов. Оцен­ки кри­ти­ков все­гда раз­вёр­ну­ты, это как ми­ни­мум стра­ни­ца тек­с­та, и ча­с­то на­тя­ну­то­го на пред­мет с при­ме­не­ни­ем си­лы, по­то­му что са­мо не на­де­ва­ет­ся (ведь бы­ва­ет, что о филь­ме бо­лее двух-трёх пред­ло­же­ний ска­зать край­не слож­но). А про­стой че­ло­век не зна­ет та­ких им­пе­ра­ти­вов, он не обя­зан пи­сать как ми­ни­мум стра­ни­цу тек­с­та, ему до­ста­точ­но и од­но­го пред­ло­же­ния. И не­ред­ко да­же од­но­го сло­ва! По­смо­т­рел фильм, по­ка­чал го­ло­вой и ска­зал: «Кру­то». Или по­ка­чал го­ло­вой и ска­зал: «…..». Но это две край­ние оцен­ки, про­ти­во­по­лож­ные, как два по­лю­са. Бы­ва­ют всё же и бо­лее раз­вёр­ну­тые ва­ри­ан­ты оце­нок. На­при­мер: «Ни­чё так, смо­т­реть ра­зок мож­но. Но ту­по­ва­то». И это как раз про «Вой­ну бо­гов: Бес­смерт­ные» Тар­се­ма Синг­ха. И ни­че­го к это­му боль­ше не до­ба­вишь. Кро­ме раз­ве что опи­са­ния сю­же­та. Так что этим мы и зай­мём­ся.

Те­сей (Ге­н­ри Кэ­вилл) ока­зы­ва­ет­ся тем, ко­му пред­на­чер­та­но спа­с­ти лю­дей и, воз­мож­но, да­же бо­гов. Хо­тя в кон­це филь­ма ста­но­вит­ся яс­но, что и без его уча­с­тия слу­чи­лось бы всё то же са­мое, что слу­чи­лось. Тем не ме­нее, его вос­пи­ты­ва­ет сам Зевс (Люк Эванс), учит его бо­е­вым ис­кус­ст­вам и пра­виль­но­му ми­ро­воз­зре­нию. Но по­сколь­ку по не­яс­ным при­чи­нам есть за­кон, ус­та­нов­лен­ный, ви­ди­мо, са­мим Зев­сом, за­пре­ща­ю­щий бо­гам вме­ши­вать­ся в де­ла лю­дей и да­же яв­лять­ся в мир лю­дей в бо­же­ст­вен­ном об­ли­чье, он ве­дёт обу­че­ние в об­ра­зе ста­рич­ка (Джон Херт). В это вре­мя царь Ги­пер­и­он (Мик­и Рурк), ужас­ный не­го­дяй и ци­ник, воз­не­на­ви­дев­ший бо­гов, на­ме­рен за­хва­тить мир, раз­до­быть вол­шеб­ный эпир­ский лук и с его по­мо­щью ос­во­бо­дить ти­та­нов. А ти­та­ны в глу­би­не го­ры Тар­тар за­ко­ва­ны в же­лез­ную ре­шёт­ку, с ар­ма­ту­рой в зу­бах ждут сво­е­го ча­са, что­бы по­кви­тать­ся с бо­га­ми. Те­сею по­мо­га­ет дев­ст­вен­ни­ца-ора­кул Фри­да Пин­то. Впро­чем, она ско­ро пе­ре­ста­ёт быть дев­ст­вен­ни­цей (и од­но­вре­мен­но ора­ку­лом).

Лю­бо­пыт­но, что не­ко­то­рые бо­ги уди­ви­тель­но на­по­ми­на­ют клас­си­че­с­кий сте­рео­тип гея. Не­яс­но, по­че­му. Воз­мож­но это ал­лю­зия на нра­вы древ­них гре­ков – из­ве­ст­но, что они в рав­ной сте­пе­ни ин­те­ре­со­ва­лись как жен­щи­на­ми, так и муж­чи­на­ми. Дру­гой стран­ный мо­мент – ока­зы­ва­ет­ся, бо­ги смерт­ны (хо­тя фильм, как это ни глу­по по­лу­ча­ет­ся, на­зы­ва­ет­ся «Бес­смерт­ные» (Immortals))! Их мож­но убить. И тре­тье, по­след­нее, что вы­зы­ва­ет боль­шое не­до­уме­ние – это то, что древ­не­гре­че­с­кая ми­фо­ло­гия не­о­прав­дан­но пе­ре­вра­на. На­при­мер, в филь­ме Зевс вы­сту­па­ет в ро­ли эта­ко­го му­д­ре­ца, за­щит­ни­ка лю­дей, блю­с­ти­те­ля за­ко­нов. В то вре­мя как в ми­фах он ча­с­то зол и бес­прин­ци­пен – не кто иной как Зевс хо­тел унич­то­жить че­ло­ве­че­ст­во, при­ко­вал к ска­ле сы­на ти­та­нов Про­ме­тея, со­здав­ше­го лю­дей и по­мо­гав­ше­го им, и был боль­шим эро­то­ма­ном. А Ми­но­тавр ока­зы­ва­ет­ся про­сто боль­шим му­жи­ком в шле­ме, при­служ­ни­ком Ги­пер­и­о­на, и не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к Ми­но­су. Сам же Ги­пер­и­он не пой­ми кто та­кой, мы зна­ем толь­ко, что в ми­фах так зва­ли од­но­го из ти­та­нов и по­том­ка При­ама. И так да­лее. Ис­ка­же­ния эти пло­хи по той при­чи­не, что со­вре­мен­ный под­ро­с­ток (це­ле­вая ау­ди­то­рия это­го филь­ма) ни­ког­да в жиз­ни не ста­нет чи­тать древ­не­гре­че­с­кие тра­ге­дии (Эс­хил, Со­фокл, Ев­ри­пид), эпо­сы (Ге­си­од, Го­мер), жиз­не­опи­са­ния (на­при­мер, Плу­тар­ха). По­это­му све­де­ния о ми­фо­ло­гии, пред­ло­жен­ные в «Вой­не бо­гов», он при­мет как вер­ные и бу­дет пре­бы­вать в боль­шом за­блуж­де­нии. То есть он бу­дет все­рьёз по­ла­гать, что в древ­ней ми­фо­ло­гии рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что не­кий Ги­пер­и­он по­ре­шил убить (!) бо­гов, не­ко­то­рые из них по­это­му по­гиб­ли, а Те­сей зна­ме­нит тем, что убил это­го Ги­пер­и­о­на (и со­блаз­нил жен­щи­ну-ора­ку­ла). Так что фильм в са­мом де­ле ту­по­ва­тый. Но ра­зок по­смо­т­реть мож­но, ни­чё так.


Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования