Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 25.11.2011

Томление духа по Триеру

Ре­жис­сёр: Ларс фон Три­ер

В ро­лях: Кир­стен Данст, Шар­лот­та Ген­сбур, Ки­фер Са­зер­ленд, Шар­лот­та Рэмп­линг, Джон Херт, Алек­сан­дер Скарсгорд, Стел­лан Скарсгорд, Брэ­ди Кор­бет, Удо Кир, Ес­пер Хри­с­тен­сен

Да­ния, Шве­ция, Фран­ция, Гер­ма­ния, 2011, 130 мин.

 

Един­ст­вен­ное, че­му сто­ит удив­лять­ся при про­смо­т­ре «Ме­лан­хо­лии» Лар­са фон Три­е­ра, это то, по­че­му фильм идёт толь­ко два ча­са, а не три или да­же че­ты­ре. Ведь мы зна­ем, Три­ер мо­жет се­бе это поз­во­лить – всё рав­но бу­дут смо­т­реть, му­чить­ся, но смо­т­реть. В этом спе­ци­фи­ка эс­тет­ско­го ки­но, его смо­т­ришь не ра­ди раз­вле­че­ния, а ра­ди… Слож­но ска­зать од­но­знач­но, ра­ди че­го, на­вер­но, ра­ди му­че­ния. Ма­зо­хизм, по­хо­же, важ­ная со­став­ля­ю­щая ин­тел­лек­ту­аль­но­го (ес­ли мож­но так вы­ра­зить­ся) ки­но.

Что та­кое «Ме­лан­хо­лия»? Это два с лиш­ним ча­са не­спеш­но­го, то­ми­тель­но­го, ус­та­ло­го рас­ска­за о кон­це све­та. Воз­мож­но, ко­нец све­та – это лишь ме­та­фо­ра, не­важ­но, ос­нов­ное зна­че­ние у Три­е­ра име­ет спе­ци­фи­ка по­ве­ст­во­ва­ния, сам язык и стиль. Глав­ная ге­ро­и­ня (Кри­с­тен Данст), утом­лён­ная жиз­нью не­вра­с­те­нич­ка лёг­ко­го по­ве­де­ния, вы­хо­дит за­муж. Вро­де бы всё хо­ро­шо, кра­си­во и бла­го­по­луч­но, и ожи­да­ет её бле­с­тя­щее бу­ду­щее, но нет, ей всё не так, всё не по ней, на­ст­ро­е­ние у неё пло­хое, му­жа она не лю­бит, ей скуч­но и хо­чет­ся че­го-то не пой­ми че­го или же во­об­ще ни­че­го не хо­чет­ся. В те­че­ние всей свадь­бы (а это до­ста­точ­но дол­гий пе­ри­од про­смо­т­ра) она ма­ет­ся в ка­д­ре, и зри­тель ма­ет­ся вме­с­те с ней. Что и го­во­рить, ма­ет­ся она ве­ли­ко­леп­но, по-три­е­ров­ски, тща­тель­но оты­г­ры­вая все ню­ан­сы дви­же­ний ду­ши. За­тем гос­ти разъ­ез­жа­ют­ся и на­сту­па­ет сле­ду­ю­щий день, и в кар­ти­не ос­та­ют­ся че­ты­ре пер­со­на­жа – ре­бё­нок и взрос­лые, чьи ро­ли ис­пол­ня­ют Данст, Шар­лот­та Ген­сбур, Ки­фер Са­зер­ленд. К со­жа­ле­нию, Стел­лан Скарсгорд и Джон Херт по­ки­да­ют сце­ну. Де­ло про­ис­хо­дит в том же зам­ке, где бы­ла уто­ми­тель­ная свадь­ба. Ста­но­вит­ся из­ве­ст­но, что к Зем­ле при­бли­жа­ет­ся пла­не­та с иди­от­ским на­зва­ни­ем «Ме­лан­хо­лия». Вро­де бы, по вы­чис­ле­ни­ям учё­ных, она долж­на прой­ти ми­мо, но сов­сем ря­дом с Зем­лей. Од­на­ко зри­тель уже зна­ет, что «Ме­лан­хо­лия» вре­жет­ся в Зем­лю – это по­ка­зы­ва­ет­ся в пер­вые ми­ну­ты филь­ма. По­жа­луй, са­мый кра­си­вый эпи­зод – пред­две­рие столк­но­ве­ния, ког­да под воз­дей­ст­ви­ем гра­ви­та­ции при­бли­жа­ю­ще­го­ся ог­ром­но­го не­бес­но­го те­ла пре­об­ра­жа­ет­ся при­выч­ный зем­ной мир. При­ят­но, что Три­ер не по­ле­нил­ся изо­б­ра­зить это ре­а­ли­с­тич­но и в то же вре­мя по­этич­но, а не ог­ра­ни­чил­ся схе­ма­ти­че­с­кой кон­ста­та­ци­ей фак­та: «Столк­ну­лись не­бес­ные те­ла, всё по­гиб­ло и все умер­ли». Но в ос­таль­ное вре­мя, по­ми­мо эпи­зо­дов, свя­зан­ных не­по­сред­ст­вен­но с ка­та­ст­ро­фой, воз­ни­ка­ют греш­ные мыс­ли, что не­пло­хо бы­ло бы пе­ре­мо­тать впе­рёд, по­то­му что ведь зна­ешь – сей­час толь­ко пять­де­сят ми­нут про­шло, а зна­чит, впе­ре­ди ещё семь­де­сят! И это зна­ние, не­смо­т­ря на то, что вро­де бы име­ешь де­ло с на­сто­я­щим про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ст­ва, здо­ро­во огор­ча­ет. По­это­му Три­е­ру в бу­ду­щем луч­ше бы ста­рать­ся скры­вать до по­след­не­го хро­но­ме­т­раж филь­ма, что­бы зри­тель мог на­де­ять­ся – а вдруг он идёт все­го пол­то­ра ча­са? Или да­же час двад­цать?  Впро­чем, сей­час, ког­да этот фильм вы­шел на DVD, ни­что не по­ме­ша­ет его смо­т­реть как угод­но.

Но че­го не от­нять у «Ме­лан­хо­лии» – это бле­с­тя­щей ра­бо­ты ак­тё­ров. Ма­ло у ка­ко­го дру­го­го ре­жис­сё­ра они иг­ра­ют так тон­ко, по­дроб­но и глу­бо­ко. Фи­наль­ный эпи­зод с Шар­ло­ттой Ген­сбур под­тверж­да­ет этот те­зис – она за­став­ля­ет со­пе­ре­жи­вать ей, про­жи­вать вме­с­те с ней её чув­ст­ва, боль, го­ре, мыс­ли о сы­не, па­ни­ку и весь ужас си­ту­а­ции. Но это­го фи­наль­но­го эпи­зо­да ещё нуж­но дож­дать­ся, про­ди­ра­ясь сквозь уны­лые де­б­ри бес­соз­на­тель­ных блуж­да­ний глав­ной ге­ро­и­ни. По­это­му, что­бы не стра­дать ду­шой и не те­рять вре­ме­ни, смо­т­ри­те толь­ко пер­вые и по­след­ние пять ми­нут «Ме­лан­хо­лии».


Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования