Архив : №48. 02.12.2011
На меня очень сильно повлиял Михалков
В России с триумфом прошла неделя сербских фильмов. Звездой программы, естественно, стал Эмир Кустурица.
|
Эмир КУСТУРИЦА. Фото: Д.КУЗНЕЦОВ. |
– Эмир, скажите, почему вы выбрали для показа именно фильм 1998 года «Чёрная кошка, белый кот»?
– Я принадлежу к поколению режиссёров, которые снимают всё меньше и меньше картин. То время, когда я интенсивно работал, осталось в далёком 96-м году. Этот фильм я предложил потому, что когда меня узнаёт русский человек, он моментально вспоминает именно этот фильм.
Тот период, когда я снимал это кино, был более гуманным и лиричным. И было бы неплохо вернуться в то время, когда война уже закончилась, а кризис ещё не начался. Уже тогда я приезжал в Москву, и один российский кинокритик спросил у меня: до каких пор я буду падать всё ниже и ниже после фильма «Андеграунд», а я ответил, что буду и дальше падать, сказал, что для меня всё закончено, – я так действительно тогда думал.
А теперь я работаю над фильмом, который очень тесно связан с Россией. Он называется «Как я не снял «Преступление и наказание». Так как я человек, который любит усложнять свою жизнь, я решил сначала написать одноимённую книгу, а потом уже снять кино. Я не стал снимать этот фильм сразу, потому что я не смог найти способ, как перевести язык Достоевского на язык кино. Но когда я начал писать роман, то понял, как это сделать.
– Вы так часто бываете в столице России в последнее время, наверное, у вас тут какой-то личный интерес?
– У меня нет личных интересов в Москве. В основном, я приезжаю из-за музыкальных концертов, из-за наград… а главное, когда я хожу по улицам в Москве, то вижу лица своих братьев.
– Вы специально приехали в Москву в канун своего дня рождения?
– Завтра я отпраздную свой день рождения в самолёте. Я не знаю, как так получилось. Наверное, случайное совпадение.
– Сейчас в СМИ говорят о том, что 20 000 косовских сербов просят российского гражданства. Что вы на этот счёт думаете?
– Я это в первый раз слышу, но мне кажется, что даже если миллион сербов приедет в Россию, то ничего плохого не будет. Страна большая, и меня не удивило бы, если бы вся Сербия переехала в Россию. Но мне такая ситуация кажется нереальной. Это было бы поражением для Сербии, сердце которой находится в Косово. Я надеюсь, что до этого не дойдёт.
– А почему вы не живёте в своём родном городе?
– Я – совершенно индивидуальный случай, я Сараево не покидал по национальному признаку. На самом деле, моя работа меня отделила от моего родного города. Для меня родным был сначала один город, потом – второй, думаю, будет и третий. Это как моё сопротивление. В Сербии есть партии, которые работают над тем, чтобы разделить страну до атомного уровня. Но это бесперспективно. Наоборот, нужно объединиться, садить по всей стране яблони, и экспортировать свежие яблоки в Россию.
– У Сербии непростая военная история. Как вы относитесь к войне?
– У меня к войне иное отношение, нежели у коллег, которые приходят из эпохи возрождения. У войны есть негосударственные организации, которые убеждают маленькие народы, что они виноваты. Военная экономика провоцирует войны там, где это возможно. Военная экономика воспользовалась разрушительным потенциалом на территории бывшей Югославии. Я очень рано понял, что война находится в структуре человеческого общества и война движет прогрессом. Я пришёл к выводу, что я человек, который борется за мир. В нашей стране на это отвечают, что такой человек пропагандирует войну. Причина балканских войн находится не на Балканах. К сожалению, прогресс – это категория, подразумевающая преступление. Мы можем до завтра об этом разговаривать. Тема очень обширная. Могу сказать так: я – за сладкую диктатуру. Поэтому сегодня мир через демократию переходит в тоталитарную диктатуру.
– Что, на ваш взгляд, недопустимо демонстрировать на экране?
– Знаете, моё здоровье в последние полгода заметно улучшилось, и это потому, что я перестал смотреть телевизор! Поэтому я считаю, что лучше не снимать вообще ничего. И не смотреть. Разве что кино.
– Вы не хотели бы снять кино совместно с российским режиссёром?
– Если бы я делал фильм с Россией, поскольку я сам режиссёр, я сделал бы это сам. Мне хотелось бы снять фильм «Как я не снял «Преступление и наказание».
– Может, позовёте российских актёров сниматься в этом кино?
– Я очень люблю российских актёров. Мне кажется, российские актёры того времени, когда я учился, были вообще лучшими в мире.
– А почему тогда в деревне, которую вы построили, стоит памятник Джонни Деппу, а не кому-то из наших?
– Джонни Депп однажды сыграл ключевую роль в моей жизни как друг. Но я обещаю, что когда-нибудь мы поставим памятник и российскому актёру, или даже нескольким. Мне сложно кого-то выделить. В фильме «Двенадцать» Никиты Михалкова вся плеяда отличных актёров. Это такие актёры, что если бы они говорили по-английски, они были бы лучшими в мире.
– А если бы вам предложили сняться в кино, вы бы согласились?
– Если это не порно, то почему бы и нет? В марте мне предложили роль во французском кино – это роль владельца большого универмага. Мне кажется, что это актуальная картина про первые социальные революции в мире, которые очень актуальны. Там у меня будет роль убийцы. Но в настоящий момент я работаю над своим фильмом...
– Что сегодня представляет из себя Сербия?
– В Сербии нет ничего нового, там затянулся кризис. Сербы прекрасный маленький народ, которому удаётся выживать, несмотря на все невзгоды. В Европе нет другого столь же малого народа, в котором было бы так же много выдающихся людей, как среди сербов. Сербия в Европе выдаёт огромные достижения на любом уровне: гуманитарном, математическом. В Сербии одна проблема: она не могла из-за турецкого ига достичь своего возрождения. Поэтому Сербия в смысле социальном отстаёт от Европы. Но, несмотря на это, у нас есть Никола Тесла, Иво Андрич и многие другие. Сербия поставляет своих футболистов в самые дорогие клубы Европы, у нас лучшие баскетболисты в мире! У этого народа очень большие достижения на нестабильной почве. По сути, Сербия – прекрасная старая страна между Западом и Востоком, с живой историей и талантливыми людьми.
Перед самым началом фильма «Чёрная кошка, белый кот» в зале кинотеатра «Художественный» появился Никита Михалков – поприветствовать коллегу и давнего приятеля Эмира Кустурицу. В этот момент Эмир как раз стоял на сцене и приветствовал зрителей:
– Какой приятный сюрприз! Дело в том, что если бы мы договорились о встрече с Никитой Сергеевичем сегодня, я бы надел пиджак! Этот человек на меня очень положительно влияет.
Никита Михалков:
– Дело в том, что если бы мы с тобой договорились об этой встрече, на мне тоже был бы пиджак.
Эмир Кустурица:
– В наших отношениях прекрасно то, что мы снимаем фильмы на схожие темы. Это потому, что наши страны похожи. Сами посудите: Сербия постоянно доказывает, что она часть Европы, а Россия с трудом доказывает, что она участвовала во Второй мировой. Это наша судьба быть вечно молодыми и делать фильмы. Я могу сказать, что когда я был студентом в Праге и моё мировоззрение только начинало формироваться, на меня очень сильно повлиял Михалков. Мне кажется, что наши с ним фильмы рождались из одного источника. А стоит за всеми нами великий драматург, отец экзистенциализма в Европе, Антон Чехов. Сербы и русские часто отдают Европе самое лучшее, что у них есть, а назад получают необходимость постоянно доказывать, что являются частью Европы. Картина «Чёрная кошка, белый кот» была снята в середине девяностых, когда я думал о том, чтобы покинуть кино и не заниматься им больше. Я был зрелым автором, но самая сильная сторона кино – это то, что оно уводит человека подальше от реальной жизни, кино всегда лучше, красивее жизни. Когда я снял картину «Андеграунд», мне казалось, что я больше даже рукой не смогу пошевелить, не то что кино снять. Но потребность сделать жизнь людей лучше сохранялась. И я надеюсь, это у меня получается.
Подготовила Любовь ГОРДЕЕВА