Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 02.12.2011

На меня очень сильно повлиял Михалков

 В России с триумфом прошла неделя сербских фильмов. Звездой программы, естественно, стал Эмир Кустурица.

 

Эмир КУСТУРИЦА. Фото: Д.КУЗНЕЦОВ.
Эмир КУСТУРИЦА. Фото: Д.КУЗНЕЦОВ.

– Эмир, ска­жи­те, по­че­му вы вы­бра­ли для по­ка­за имен­но фильм 1998 го­да «Чёр­ная кош­ка, бе­лый кот»?

– Я при­над­ле­жу к по­ко­ле­нию ре­жис­сё­ров, ко­то­рые сни­ма­ют всё мень­ше и мень­ше кар­тин. То вре­мя, ког­да я ин­тен­сив­но ра­бо­тал, ос­та­лось в да­лё­ком 96-м го­ду. Этот фильм я пред­ло­жил по­то­му, что ког­да ме­ня уз­на­ёт рус­ский че­ло­век, он мо­мен­таль­но вспо­ми­на­ет имен­но этот фильм.

Тот пе­ри­од, ког­да я сни­мал это ки­но, был бо­лее гу­ман­ным и ли­рич­ным. И бы­ло бы не­пло­хо вер­нуть­ся в то вре­мя, ког­да вой­на уже за­кон­чи­лась, а кри­зис ещё не на­чал­ся. Уже тог­да я при­ез­жал в Моск­ву, и один рос­сий­ский ки­но­кри­тик спро­сил у ме­ня: до ка­ких пор я бу­ду па­дать всё ни­же и ни­же по­сле филь­ма «Ан­де­г­ра­унд», а я от­ве­тил, что бу­ду и даль­ше па­дать, ска­зал, что для ме­ня всё за­кон­че­но, – я так дей­ст­ви­тель­но тог­да ду­мал.

А те­перь я ра­бо­таю над филь­мом, ко­то­рый очень тес­но свя­зан с Рос­си­ей. Он на­зы­ва­ет­ся «Как я не снял «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние». Так как я че­ло­век, ко­то­рый лю­бит ус­лож­нять свою жизнь, я ре­шил сна­ча­ла на­пи­сать од­но­имён­ную кни­гу, а по­том уже снять ки­но. Я не стал сни­мать этот фильм сра­зу, по­то­му что я не смог най­ти спо­соб, как пе­ре­ве­с­ти язык До­сто­ев­ско­го на язык ки­но. Но ког­да я на­чал пи­сать ро­ман, то по­нял, как это сде­лать.

– Вы так ча­с­то бы­ва­е­те в сто­ли­це Рос­сии в по­след­нее вре­мя, на­вер­ное, у вас тут ка­кой-то лич­ный ин­те­рес?

– У ме­ня нет лич­ных ин­те­ре­сов в Моск­ве. В ос­нов­ном, я при­ез­жаю из-за му­зы­каль­ных кон­цер­тов, из-за на­град… а глав­ное, ког­да я хо­жу по ули­цам в Моск­ве, то ви­жу ли­ца сво­их бра­ть­ев.

– Вы спе­ци­аль­но при­еха­ли в Моск­ву в ка­нун сво­е­го дня рож­де­ния?

– За­в­т­ра я от­пра­зд­ную свой день рож­де­ния в са­мо­лё­те. Я не знаю, как так по­лу­чи­лось. На­вер­ное, слу­чай­ное сов­па­де­ние.

– Сей­час в СМИ го­во­рят о том, что 20 000 ко­сов­ских сер­бов про­сят рос­сий­ско­го граж­дан­ст­ва. Что вы на этот счёт ду­ма­е­те?

– Я это в пер­вый раз слы­шу, но мне ка­жет­ся, что да­же ес­ли мил­ли­он сер­бов при­едет в Рос­сию, то ни­че­го пло­хо­го не бу­дет. Стра­на боль­шая, и ме­ня не уди­ви­ло бы, ес­ли бы вся Сер­бия пе­ре­еха­ла в Рос­сию. Но мне та­кая си­ту­а­ция ка­жет­ся не­ре­аль­ной. Это бы­ло бы по­ра­же­ни­ем для Сер­бии, серд­це ко­то­рой на­хо­дит­ся в Ко­со­во. Я на­де­юсь, что до это­го не дой­дёт.

– А по­че­му вы не жи­вё­те в сво­ём род­ном го­ро­де?

– Я – со­вер­шен­но ин­ди­ви­ду­аль­ный слу­чай, я Са­ра­е­во не по­ки­дал по на­ци­о­наль­но­му при­зна­ку. На са­мом де­ле, моя ра­бо­та ме­ня от­де­ли­ла от мо­е­го род­но­го го­ро­да. Для ме­ня род­ным был сна­ча­ла один го­род, по­том – вто­рой, ду­маю, бу­дет и тре­тий. Это как моё со­про­тив­ле­ние. В Сер­бии есть пар­тии, ко­то­рые ра­бо­та­ют над тем, что­бы раз­де­лить стра­ну до атом­но­го уров­ня. Но это бес­пер­спек­тив­но. На­обо­рот, нуж­но объ­е­ди­нить­ся, са­дить по всей стра­не яб­ло­ни, и экс­пор­ти­ро­вать све­жие яб­ло­ки в Рос­сию.

– У Сер­бии не­про­стая во­ен­ная ис­то­рия. Как вы от­но­си­тесь к вой­не?

– У ме­ня к вой­не иное от­но­ше­ние, не­же­ли у кол­лег, ко­то­рые при­хо­дят из эпо­хи воз­рож­де­ния. У вой­ны есть не­го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции, ко­то­рые убеж­да­ют ма­лень­кие на­ро­ды, что они ви­но­ва­ты. Во­ен­ная эко­но­ми­ка про­во­ци­ру­ет вой­ны там, где это воз­мож­но. Во­ен­ная эко­но­ми­ка вос­поль­зо­ва­лась раз­ру­ши­тель­ным по­тен­ци­а­лом на тер­ри­то­рии быв­шей Юго­сла­вии. Я очень ра­но по­нял, что вой­на на­хо­дит­ся в струк­ту­ре че­ло­ве­че­с­ко­го об­ще­ст­ва и вой­на дви­жет про­грес­сом. Я при­шёл к вы­во­ду, что я че­ло­век, ко­то­рый бо­рет­ся за мир. В на­шей стра­не на это от­ве­ча­ют, что та­кой че­ло­век про­па­ган­ди­ру­ет вой­ну. При­чи­на бал­кан­ских войн на­хо­дит­ся не на Бал­ка­нах. К со­жа­ле­нию, про­гресс – это ка­те­го­рия, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая пре­ступ­ле­ние. Мы мо­жем до за­в­т­ра об этом раз­го­ва­ри­вать. Те­ма очень об­шир­ная. Мо­гу ска­зать так: я – за слад­кую дик­та­ту­ру. По­это­му се­го­дня мир че­рез де­мо­кра­тию пе­ре­хо­дит в то­та­ли­тар­ную дик­та­ту­ру.

– Что, на ваш взгляд, не­до­пу­с­ти­мо де­мон­ст­ри­ро­вать на эк­ра­не?

– Зна­е­те, моё здо­ро­вье в по­след­ние пол­го­да за­мет­но улуч­ши­лось, и это по­то­му, что я пе­ре­стал смо­т­реть те­ле­ви­зор! По­это­му я счи­таю, что луч­ше не сни­мать во­об­ще ни­че­го. И не смо­т­реть. Раз­ве что ки­но.

– Вы не хо­те­ли бы снять ки­но сов­ме­ст­но с рос­сий­ским ре­жис­сё­ром?

– Ес­ли бы я де­лал фильм с Рос­си­ей, по­сколь­ку я сам ре­жис­сёр, я сде­лал бы это сам. Мне хо­те­лось бы снять фильм «Как я не снял «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние».

– Мо­жет, по­зо­вё­те рос­сий­ских ак­тё­ров сни­мать­ся в этом ки­но?

– Я очень люб­лю рос­сий­ских ак­тё­ров. Мне ка­жет­ся, рос­сий­ские ак­тё­ры то­го вре­ме­ни, ког­да я учил­ся, бы­ли во­об­ще луч­ши­ми в ми­ре.

– А по­че­му тог­да в де­рев­не, ко­то­рую вы по­ст­ро­и­ли, сто­ит па­мят­ник Джон­ни Деп­пу, а не ко­му-то из на­ших?

– Джон­ни Депп од­наж­ды сы­г­рал клю­че­вую роль в мо­ей жиз­ни как друг. Но я обе­щаю, что ког­да-ни­будь мы по­ста­вим па­мят­ник и рос­сий­ско­му ак­тё­ру, или да­же не­сколь­ким. Мне слож­но ко­го-то вы­де­лить. В филь­ме «Две­над­цать» Ни­ки­ты Ми­хал­ко­ва вся пле­я­да от­лич­ных ак­тё­ров. Это та­кие ак­тё­ры, что ес­ли бы они го­во­ри­ли по-ан­г­лий­ски, они бы­ли бы луч­ши­ми в ми­ре.

– А ес­ли бы вам пред­ло­жи­ли снять­ся в ки­но, вы бы со­гла­си­лись?

– Ес­ли это не пор­но, то по­че­му бы и нет? В мар­те мне пред­ло­жи­ли роль во фран­цуз­ском ки­но – это роль вла­дель­ца боль­шо­го уни­вер­ма­га. Мне ка­жет­ся, что это ак­ту­аль­ная кар­ти­на про пер­вые со­ци­аль­ные ре­во­лю­ции в ми­ре, ко­то­рые очень ак­ту­аль­ны. Там у ме­ня бу­дет роль убий­цы. Но в на­сто­я­щий мо­мент я ра­бо­таю над сво­им филь­мом...

– Что се­го­дня пред­став­ля­ет из се­бя Сер­бия?

– В Сер­бии нет ни­че­го но­во­го, там за­тя­нул­ся кри­зис. Сербы пре­крас­ный ма­лень­кий на­род, ко­то­ро­му уда­ёт­ся вы­жи­вать, не­смо­т­ря на все не­вз­го­ды. В Ев­ро­пе нет дру­го­го столь же ма­ло­го на­ро­да, в ко­то­ром бы­ло бы так же мно­го вы­да­ю­щих­ся лю­дей, как сре­ди сер­бов. Сер­бия в Ев­ро­пе вы­да­ёт ог­ром­ные до­сти­же­ния на лю­бом уров­не: гу­ма­ни­тар­ном, ма­те­ма­ти­че­с­ком. В Сер­бии одна про­бле­ма: она не мог­ла из-за ту­рец­ко­го ига до­стичь сво­е­го воз­рож­де­ния. По­это­му Сер­бия в смыс­ле со­ци­аль­ном от­ста­ёт от Ев­ро­пы. Но, не­смо­т­ря на это, у нас есть Ни­ко­ла Тес­ла, Иво Ан­д­рич и мно­гие дру­гие. Сер­бия по­став­ля­ет сво­их фут­бо­ли­с­тов в са­мые до­ро­гие клу­бы Ев­ро­пы, у нас луч­шие ба­с­кет­бо­ли­с­ты в ми­ре! У это­го на­ро­да очень боль­шие до­сти­же­ния на не­ста­биль­ной поч­ве. По су­ти, Сер­бия – пре­крас­ная ста­рая стра­на меж­ду За­па­дом и Вос­то­ком, с жи­вой ис­то­ри­ей и та­лант­ли­вы­ми людь­ми.

Перед самым началом фильма «Чёрная кошка, белый кот» в зале кинотеатра «Художественный» появился Никита Михалков – поприветствовать коллегу и давнего приятеля Эмира Кустурицу. В этот момент Эмир как раз стоял на сцене и приветствовал зрителей:

 

– Ка­кой при­ят­ный сюр­приз! Де­ло в том, что ес­ли бы мы до­го­во­ри­лись о встре­че с Ни­ки­той Сер­ге­е­ви­чем се­го­дня, я бы на­дел пи­д­жак! Этот че­ло­век на ме­ня очень по­ло­жи­тель­но вли­я­ет.

 

Ни­ки­та Ми­хал­ков:

– Де­ло в том, что ес­ли бы мы с то­бой до­го­во­ри­лись об этой встре­че, на мне то­же был бы пи­д­жак.

 

Эмир Ку­с­ту­ри­ца:

– В на­ших от­но­ше­ни­ях пре­крас­но то, что мы сни­маем филь­мы на схо­жие те­мы. Это по­то­му, что на­ши стра­ны по­хо­жи. Са­ми по­су­ди­те: Сер­бия по­сто­ян­но до­ка­зы­ва­ет, что она часть Ев­ро­пы, а Рос­сия с тру­дом до­ка­зы­ва­ет, что она уча­ст­во­ва­ла во Вто­рой ми­ро­вой. Это на­ша судь­ба быть веч­но мо­ло­ды­ми и де­лать филь­мы. Я мо­гу ска­зать, что ког­да я был сту­ден­том в Пра­ге и моё ми­ро­воз­зре­ние толь­ко на­чи­на­ло фор­ми­ро­вать­ся, на ме­ня очень силь­но по­вли­ял Ми­хал­ков. Мне ка­жет­ся, что на­ши с ним филь­мы рож­да­лись из од­но­го ис­точ­ни­ка. А сто­ит за все­ми на­ми ве­ли­кий дра­ма­тург, отец эк­зи­с­тен­ци­а­лиз­ма в Ев­ро­пе, Ан­тон Че­хов. Сер­бы и рус­ские ча­с­то от­да­ют Ев­ро­пе са­мое луч­шее, что у них есть, а на­зад по­лу­ча­ют не­об­хо­ди­мость по­сто­ян­но до­ка­зы­вать, что яв­ля­ют­ся ча­с­тью Ев­ро­пы. Кар­ти­на «Чёр­ная кош­ка, бе­лый кот» бы­ла сня­та в се­ре­ди­не де­вя­но­с­тых, ког­да я ду­мал о том, что­бы по­ки­нуть ки­но и не за­ни­мать­ся им боль­ше. Я был зре­лым ав­то­ром, но са­мая силь­ная сто­ро­на ки­но – это то, что оно уво­дит че­ло­ве­ка по­даль­ше от ре­аль­ной жиз­ни, ки­но все­гда луч­ше, кра­си­вее жиз­ни. Ког­да я снял кар­ти­ну «Ан­де­г­ра­унд», мне ка­за­лось, что я боль­ше да­же ру­кой не смо­гу по­ше­ве­лить, не то что ки­но снять. Но по­треб­ность сде­лать жизнь лю­дей луч­ше со­хра­ня­лась. И я на­де­юсь, это у ме­ня по­лу­ча­ет­ся.


Подготовила Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования