Архив : №48. 02.12.2011
«Дебют» раздал награды
В Московском театре «Новая Опера» состоялось вручение литературной премии «Дебют» 2011 года. Жюри в составе Николая Коляды (председатель), Марии Арбатовой, Андрея Аствацатурова, Олега Дивова, Сергея Николаевича и Вадима Месяца определило лауреатов.
В номинации «Крупная проза» им стал барнаулец Владислав Пасечник с повестью «Модэ», в номинации «Малая проза» – Эдуард Лукоянов из города Губкин Белгородской области с подборкой рассказов. В номинации «Поэзия» победу праздновал петербуржец Андрей Бауман с книгой «Тысячелетник». Лучшим драматургом была названа Екатерина Васильева из Нижнего Тагила с пьесами «Ты была у меня», «Люби меня сильно», «Однажды мы все будем счастливы», а лучшим эссеистом – москвичка Марианна Ионова с произведением «Жители садов». В номинации «Фантастика» награда досталась писательнице из Реутова Анне Леонидовой за роман «Прежде чем сдохнуть».
Напомним, что в этом году впервые в конкурсе могли принять участие авторы до 35 лет, тогда как раньше возраст претендентов на победу не превышал 25-ти. Из-за этого, видимо, юных авторов в финале оказалось немного.
Своими впечатлениями от сезона 2011 года с нами поделилась координатор премии писательница Ольга Славникова.
|
На сцене – финалисты «Дебюта» |
– Как вам решение жюри этого года?
– В этом году ни по одной номинации не было лёгкого решения. В целом я довольна результатом, особенно рада за Эдуарда Лукоянова. Но по номинации «Крупная проза» у меня был другой лидер, пусть не обижается лауреат Владислав Пасечник. Он получил премию заслуженно, я его от души поздравляю, при этом надеюсь, что мой чемпион ещё себя покажет.
– Поменялась ли работа организаторов в связи с расширением возрастного порога участников?
– Естественно, работы прибавилось, потому что вырос конкурс. И дело даже не в количестве присланных работ. Сами рукописи стали толще. Уже не пять листочков рассказа, а подборки, циклы, а ещё повести, романы. Во время «дебютовской недели», когда финалисты съехались в Москву, стало заметно меньше подростковой неадекватности. В финале на этот раз были как «двадцатилетние», так и «тридцатилетние», но, видимо, все почувствовали себя взрослыми. Раньше я всегда была немного «классной дамой» для юных дарований, а теперь получилось нормальное общение с молодыми коллегами.
– Издательская деятельность премии, на мой взгляд, не менее важна, чем награждение лауреатов. Вы замечаете читательский интерес к книгам «Дебюта»?
– Русскоязычная издательская программа у нас презентационная, мы не продаём книги, а раздаём и рассылаем, чтобы привлечь внимание прежде всего профессионального цеха. А книги Международной программы имеют дистрибуцию, потому что мы даём гранты издательствам, иногда очень крупным, таким как китайская «Народная литература» или немецкий Suhrkamp Verlag. Наибольший интерес проявляют немецкие и испаноязычные читатели. Понемногу «дебютантов» начинает воспринимать и англоязычный мир, наиболее трудный для продвижения русской литературы.
– Знаю, что конкурс огромен. Тысячи претендентов присылают рукописи. Неизбежно кто-то из достойных быть отмеченным остаётся за бортом даже длинного списка. Что бы вы им пожелали?
– Воспринимать своё «невхождение» как ценный профессиональный опыт. Писатель за жизнь проходит через многие премиальные процессы, лауреатом становится редко, если становится вообще. Но он от этого не перестаёт быть писателем. Желаю всем, кто не попал в листы, быстро это пережить и вернуться к литературной работе. Именно это самое важное. Ну, и не оставлять попыток всё-таки получить премию «Дебют».
Роман СЕНЧИН