Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 02.12.2011

Зубовный скрежет «ветеринарного» критика

Пи­сать не кри­ти­ку о ли­те­ра­ту­ре де­ло слож­ное и хло­пот­ное. Не так дав­но объ­я­ви­ли шорт «Бу­ке­ра де­ся­ти­ле­тия». Идея, в прин­ци­пе, хо­ро­шая, и ан­г­лий­ский Бу­кер про­во­дит не­что по­доб­ное, прав­да, рус­ско­му «Бу­ке­ру» до ан­г­лий­ско­го как мне пеш­ком до Ки­тая, но де­ло не в этом. Я ис­крен­не по­ра­до­вал­ся за Ро­ма­на Сен­чи­на и его «Ел­ты­ше­вых». Не­ма­ло­важ­ную роль иг­ра­ет при­су­щее пи­са­те­лю ма­с­тер­ст­во рас­сказ­чи­ка. Ино­гда мне ка­жет­ся, что ес­ли Р.Сен­чин от­пра­вит­ся из ре­дак­ции «Лит.Рос­сии» в бли­жай­ший ла­рёк за си­га­ре­та­ми, то его рас­сказ об этом пу­те­ше­ст­вии бу­дет по­до­бен «Одис­сее» Го­ме­ра. Не­смо­т­ря на при­лич­ный объ­ём «Ел­ты­ше­вых», кни­га чи­та­ет­ся од­ним ду­хом, не вы­зы­вая ощу­ще­ния рас­тя­ну­то­с­ти или за­мед­лен­но­с­ти. Р.Сен­чин со­здал сдер­жан­ный, сти­ли­зо­ван­ный под до­ку­мен­таль­ную хро­ни­ку «бы­то­вой апо­криф». Су­мел точ­но и прав­ди­во опи­сать раз­ру­ша­ю­щую и са­мо­лик­ви­ди­ру­ю­щую си­лу рус­ской глу­бин­ки.

Со­вре­мен­ная кри­ти­ка осо­бо не ба­ло­ва­ла Р.Сен­чи­на вни­ма­ни­ем, по­ка не по­яви­лись «Ел­ты­ше­вы». Тут уж каж­дый ста­рал­ся вста­вить свои «пять ко­пе­ек», лишь бы быть в рус­ле. И вро­де бы сей­час стра­с­ти улег­лись, и лиш­ний раз сно­ва пи­сать о «Ел­ты­ше­вых» уже как бы не ак­ту­аль­но, по­нят­но, что «су­пер Бу­кер» «Ел­ты­ше­вы» не по­лу­чат, хо­тя ес­ли бы это не­вз­на­чай про­изо­ш­ло, на­вер­ное, «Бу­ке­ру» про­сти­ли бы всё, и Ко­ля­ди­ну в том чис­ле с её лу­боч­ным эро­тиз­мом. Кста­ти, про­чи­тал с боль­шим удо­воль­ст­ви­ем, по­сме­ял­ся. Это ро­ман-ре­лак­са­ция, дру­гое де­ло, сто­ит ли эта ре­лак­са­ция «Бу­ке­ра», но по­рой и «Но­бе­ля» по­лу­ча­ли не бог весть за что. Всё по­зна­ёт­ся в срав­не­нии.

И не пи­сал бы я этот свой труд, ес­ли бы не по­па­лась мне ста­тья Иго­ря Фро­ло­ва «Де­ре­вян­ные сол­да­ты Ро­ма­на Сен­чи­на» в жур­на­ле «Бель­ские про­сто­ры». Сна­ча­ла че­ло­век рас­суж­да­ет, как и я, что «сво­бод­ная и не­за­ви­си­мая кри­ти­ка, этот от­дел кон­тро­ля го­то­вой про­дук­ции», но И.Фро­лов ис­крен­не и па­фос­но воз­му­ща­ет­ся, что в кри­ти­ки сей­час ле­зут все ко­му не лень. По­нят­но, что это ка­мень и в мой ого­род. «Та­кое ощу­ще­ние, что в кри­ти­ки се­го­дня бе­рут тех, кто, сце­пив ру­ки за го­ло­вой, без по­мо­щи гип­но­ти­зё­ра рас­це­пить их не мо­жет». Я ра­ди ин­те­ре­са про­смо­т­рел и «Ли­те­ра­тур­ную га­зе­ту», и «Лит.Рос­сию», что-то но­вых имён силь­но не за­ме­тил. Так, по­след­ние два го­да но­вич­ки – это уже до­ста­точ­но рас­кру­чен­ный Ва­си­лий Ши­ря­ев, очень жаль, что «Де­бют» по­бо­ял­ся пу­с­тить его в свой шорт. Ин­те­рес­но на­чи­нал Ар­тур Ак­мин­ла­ус, но в этом го­ду он пол­но­стью пе­ре­шёл на раз­го­во­ры, а так в ос­нов­ном пи­шут про­ве­рен­ные вре­ме­нем лю­ди, так что не­до­воль­ст­во пред­ста­ви­те­ля «Бель­ских про­сто­ров», по край­ней ме­ре, удив­ля­ет.

«Вслед­ст­вие слу­чив­шей­ся ат­ро­фии оце­ноч­но­го ап­па­ра­та но­вое по­ко­ле­ние оцен­щи­ков в боль­шин­ст­ве сво­ём не по­ни­ма­ет, что та­кое ли­те­ра­ту­ра и чем она от­ли­ча­ет­ся от пуб­ли­ци­с­ти­ки и жур­на­ли­с­ти­ки». Я с упо­е­ни­ем чи­тал эту ше­де­в­раль­ную фра­зу Иго­ря, и сло­вил се­бя на мыс­ли, что, воз­мож­но, та­кие имен­но «кри­ти­ки», как Игорь Фро­лов, ес­те­ст­вен­но, ис­клю­чи­тель­но из до­б­рых по­буж­де­ний, и со­чи­ни­ли для школ пе­ре­ход на но­вый ФГОС. А про­шту­ди­руй­те но­вый Сан­ПиН – это же упо­и­тель­ная пес­ня, за­чи­та­ешь­ся, про­сто сказ­ка про бе­ло­го быч­ка, как вы­ра­жа­ет­ся мой сын-стар­ше­класс­ник. Со­чи­нить-то со­чи­ни­ли, ко­му на­до, по­лу­чи­ли пре­мии и зва­ния, но во­пло­щать этот бред в ре­аль­ность нам – про­стым учи­те­лям.

Опу­с­тим всту­пи­тель­ный опус и, как го­во­рит­ся, пе­рей­дём бли­же к те­лу, т.е. к кри­ти­ке «Ел­ты­ше­вых». За­ра­нее за­ме­чу, что Игорь Фро­лов ос­но­ва­тель­но под­го­то­вил­ся к контр­на­с­туп­ле­нию на «Ел­ты­ше­вых», как при­леж­ный уче­ник вы­пи­сал, кто и что ска­зал о «Ел­ты­ше­вых», най­дё­те там и срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­с­ти­ку. «Слу­чай с твор­че­ст­вом Ро­ма­на Сен­чи­на, в ча­ст­но­с­ти с его ро­ма­ном «Ел­ты­ше­вы», – это тот са­мый слу­чай, ког­да хо­чет­ся вос­клик­нуть, пе­ре­фра­зи­руя не­заб­вен­но­го Юрия Ка­ря­ки­на: «Кри­ти­ка, ты оду­ре­ла!» Бед­но­го Юрия Ка­ря­ки­на тро­гать не бу­дем, его уже и без ме­ня тро­ну­ли, но, чи­тая даль­ше И.Фро­ло­ва, хо­чет­ся так же вос­клик­нуть: «Чуд­ны твои де­ла, Гос­по­ди!», но об этом чуть поз­же. Во­об­ще, весь текст И.Фро­ло­ва – это пред­вы­бор­ная жи­ри­нов­щи­на, бред, ко­то­рый не­воз­мож­но слу­шать. «Лю­ди с пе­рь­я­ми, ок­ру­жив­шие ро­ман Ро­ма­на, ско­рее по­хо­жи на тех са­мых вель­мож, пе­ред ко­то­ры­ми го­лый ко­роль де­мон­ст­ри­ро­вал своё но­вое пла­тье». Ос­та­лось взять ав­то­мат и всех этих «кри­ти­ков с пе­рь­я­ми» к стен­ке, вот это бы­ло бы зре­лищ­но, по­хле­ще ми­хал­ков­ской «Ци­та­де­ли».

Игорь Фро­лов как кри­тик со ста­жем, он се­бя та­ко­вым счи­та­ет, скру­пу­лёз­но раз­би­ра­ет «Ел­ты­ше­вых» по ко­с­точ­кам, как ему это­го хо­чет­ся, по­то­му что лю­бую мысль мож­но так из­вра­тить, что мысль про­сто по­те­ря­ет своё зна­че­ние.

Ав­тор «Де­ре­вян­ных сол­дат» воз­му­щён, что бра­тья-кри­ти­ки го­то­вы «Ел­ты­ше­вых» по ху­до­же­ст­вен­ной глу­би­не срав­нить «с Ан­то­ном Пав­ло­ви­чем Че­хо­вым (Ми­ха­ил Бой­ко, Лев Да­нил­кин), с Жан-По­лем Сар­т­ром (На­та­лья Ива­но­ва), с То­ма­сом Ман­ном (ваш по­кор­ный слу­га)».

Вот здесь со­гла­сен с И.Фро­ло­вым. Лю­бое срав­ни­ва­ние пи­са­те­ля с кем-то – это лиш­нее. Каж­дый дол­жен быть ин­ди­ви­ду­а­ли­с­тич­ным, а всё за­ви­сит от то­го, ка­ким пи­са­тель­ским та­лан­том на­гра­ди­ла при­ро­да.

Даль­ше И.Фро­лов сма­ку­ет соб­ст­вен­ный бред, что Рос­сия и се­мья Ел­ты­ше­вых это не од­но и то же. В его рас­суж­де­ни­ях слы­шит­ся вопль уже про­жжён­но­го ком­му­ни­с­та, ко­то­рый ни­как не мо­жет сми­рить­ся с та­ким срав­не­ни­ем. «Ту са­мую стра­ну, ко­то­рая вы­жи­ва­ет в са­мых труд­ных ус­ло­ви­ях – как кли­ма­ти­че­с­ких, так и по­ли­ти­че­с­ких, – уже не ме­нее ты­ся­чи лет, и вы­жи­ва­ет как раз за счёт сме­кал­ки и вы­нос­ли­во­с­ти про­вин­ции. А то, что Рос­сия гиб­нет, пи­са­ли и вы­ра­жа­ли дру­ги­ми ху­до­же­ст­вен­ны­ми сред­ст­ва­ми все­гда».

Бе­да Иго­ря Фро­ло­ва в том, что он на­чи­тал­ся «то­чек зре­ния», а сво­ей соб­ст­вен­ной так и не сфор­му­ли­ро­вал.

Да­вай­те прав­де по­смо­т­рим в гла­за. Р.Сен­чин опи­сал си­ту­а­цию, при ко­то­рой се­мья Ел­ты­ше­вых, в си­лу раз­лич­ных жи­тей­ских об­сто­я­тельств, пе­ре­еха­ла из го­ро­да в де­рев­ню. Это их вы­бор, они мог­ли ос­тать­ся в го­ро­де, но ре­ши­ли, что так бу­дет луч­ше, что в де­рев­не им лег­че бу­дет не вы­жить, как раз об этом ре­чи и не ве­дёт­ся, а пе­ре­жить ка­кое-то вре­мя. Ел­ты­ше­вы го­род­ские, и они уве­рены, что сель­ское при­бе­жи­ще для них вре­мен­ное. Всё ут­ря­сёт­ся, за­бу­дет­ся, и мож­но бу­дет вер­нуть­ся в го­род и на­чать жизнь за­но­во.

А даль­ше у Сен­чи­на как раз и идёт по­ве­ст­во­ва­ние о «тле­твор­ном» му­ра­нов­ском ви­ру­се, за­ра­жа­ю­щем се­мей­ст­во Ел­ты­ше­вых, что при­во­дит их не столь­ко к фи­зи­че­с­кой ги­бе­ли, сколь­ко к мо­раль­ной.

В от­ли­чие от Иго­ря Фро­ло­ва, я по­жил в ма­лень­ких де­рев­нях Рос­сии до­ста­точ­но и был сви­де­те­лем не та­ких па­де­ний, как без­воль­ная се­мья Ел­ты­ше­вых. Мед­лен­но и уве­рен­но спи­ва­лись мои тол­ко­вые учи­те­ля, де­бо­ши­ри­ли не толь­ко в се­мь­ях, но и в шко­ле лю­би­ли ус­т­ра­и­вать раз­бор­ки, ста­но­ви­лись за­ви­ст­ни­ка­ми и мел­ки­ми ин­три­га­на­ми и т.д. Ок­ру­жа­ю­щая сре­да тле­твор­но и не­за­мет­но раз­ру­ша­ла их куль­тур­ный стер­жень, и к ста­ро­сти на мно­гих бы­ло жал­ко смо­т­реть, а они тре­бо­ва­ли ди­фи­рам­бов от жи­те­лей де­рев­ни в свой ад­рес, по­ощ­ре­ний за свой рат­ный труд со сто­ро­ны ад­ми­ни­с­т­ра­ции шко­лы. При­ез­жа­ли мо­ло­дые, энер­гич­ные учи­те­ля, но «му­ра­нов­ский ви­рус» по­жи­рал их пла­мен­ные ду­ши…

Кста­ти, Му­ра­но­во – это ни­ка­кая не глу­бин­ка. Ес­ли бы Сен­чин опи­сал на­сто­я­щую глу­бин­ку, бы­ло бы по-на­сто­я­ще­му страш­но. Про глу­бин­ку Иго­рю Фро­ло­ву мог бы очень хо­ро­ший трак­тат, прав­да, на сво­ём «ол­бан­ском», на­пи­сать, кста­ти, Ва­си­лий Ши­ря­ев. Вот уж ку­да не каж­дая пти­ца до­ле­тит, так это до Кам­чат­ки. До­рог ни­ка­ких, раз в ме­сяц за­ле­тит са­мо­лёт ме­ст­ных авиа­ли­ний – это со­бы­тие важ­нее ми­ро­во­го кри­зи­са, а так тишь да гладь – бо­жья бла­го­дать, но это толь­ко с ви­ду. Шко­ла – хи­бар­ка с про­гнив­ши­ми по­ла­ми, нуж­ду справ­лять на ули­це, мо­роз за пять­де­сят. Дал бы мне Бог вре­мя, я бы опи­сал Иго­рю Фро­ло­ву рус­скую глу­бин­ку со все­ми вы­те­ка­ю­щи­ми пре­ле­с­тя­ми. Это хо­ро­шо си­деть в го­ро­де и рас­суж­дать, что не го­ро­дом силь­на Рос­сия, а имен­но глу­бин­кой, толь­ко по­че­му ни­кто в этой глу­бин­ке не хо­чет жить, бе­гут как от за­ра­зы, и ос­та­ют­ся те, ко­то­рым уже на всё на­пле­вать, те, кто опу­с­тил­ся, и толь­ко еди­ни­цы ос­та­ют­ся не под­вер­жен­ны­ми «му­ра­нов­ско­му ви­ру­су». Есть та­кие в рус­ских се­ле­нь­ях, вот о та­ких бы се­мь­ях ин­те­рес­но бы­ло бы про­чи­тать. Мо­жет, Игорь Фро­лов возь­мёт­ся? Бла­го­дат­ная и пер­спек­тив­ная ли­те­ра­тур­ная те­ма.

Вто­рой пункт ис­сле­до­ва­ния о та­лан­те Сен­чи­на про­сто ос­кор­би­тель­ный. Так и хо­чет­ся рез­ко ска­зать: «Чья бы ко­ро­ва мы­ча­ла…»

Был в мо­ей прак­ти­ке слу­чай, ког­да спе­ци­а­ли­с­том по ат­те­с­та­ции в уп­рав­ле­нии об­ра­зо­ва­ния «тру­ди­лась» жен­щи­на с ве­те­ри­нар­ным об­ра­зо­ва­ни­ем. Она и ре­ша­ла, ка­кую ка­те­го­рию нам дать. Ох, и кро­ви же по­пи­ла пе­да­го­гам эта «ве­те­ри­нар­ная жен­щи­на».

Кто же та­кой Игорь Фро­лов? Я та­ко­го про­за­и­ка ни­ког­да не слы­шал, ни од­но­го рас­ска­за не чи­тал. На­шёл в Ин­тер­не­те, что он ав­тор по­ве­с­ти «Вер­то­лёт­чи­ки», что ж, опять же, как го­во­рит со­вре­мен­ная мо­ло­дёжь, ко­то­рую И.Фро­лов тер­петь не мо­жет: «Флаг ему в ру­ки и ба­ра­бан­ные па­лоч­ки». Не­гу­с­то. Из­да­тель­ст­ва «АСТ», «Экс­мо», «Terra» в оче­ре­ди за ру­ко­пи­ся­ми пи­са­те­ля И.Фро­ло­ва не сто­ят, в тол­стых жур­на­лах Игорь так­же не ча­с­тый гость, прав­да, в 2011 го­ду чуть-чуть ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся.

Тог­да кто пе­ред на­ми?! «Ве­те­ри­нар»?! Име­ет ли он пра­во за­яв­лять, что «Ро­ман Сен­чин… пи­шет… пло­хо. Очень пло­хо. Не по­то­му что скуч­но или мрач­но, в чём уп­ре­ка­ют его до­б­ро­же­ла­те­ли. А по­то­му что у не­го нет ли­те­ра­тур­но­го слу­ха. У не­го нет язы­ка, нет твор­че­с­ко­го воз­буж­де­ния – он не хо­чет пи­сать, как хо­тят жен­щи­ну, или хо­тя бы – по Жва­нец­ко­му – как хо­тят пи­сать».

По­лу­ча­ет­ся, что Игорь Фро­лов пи­шет хо­ро­шо, у не­го един­ст­вен­но­го име­ет­ся ли­те­ра­тур­ный слух, есть язык, твор­че­с­кое во­об­ра­же­ние и т.д. Тог­да по­че­му я не знаю та­ко­го пи­са­те­ля, как Игорь Фро­лов, по­че­му у ме­ня не воз­ник­ло же­ла­ние от­бро­сить пи­сать но­вую ре­дак­цию Ус­та­ва ка­зён­ной шко­лы, а не на­пи­сать про за­ме­ча­тель­но­го пи­са­те­ля Фро­ло­ва?! Мо­жет, сам Игорь Фро­лов от­ве­тит мне на этот во­прос.

Что же ка­са­ет­ся Ро­ма­на Сен­чи­на. Что бы ни пи­сал Игорь Фро­лов, ли­те­ра­тур­ный по­черк у ав­то­ра «Ел­ты­ше­вых» уве­рен­ный, про­фес­си­о­наль­ный. От­лу­чить Р.Сен­чи­на от ли­те­ра­ту­ры, ко­неч­но, не­воз­мож­но, не­мыс­ли­мо. Его го­лос с каж­дым го­дом на­би­ра­ет си­лу: не «труд­ный рост», а, по­жа­луй, стре­ми­тель­ное, ус­ко­рен­ное раз­ви­тие.

Что до «Ел­ты­ше­вых», то ис­то­рия их взлё­та на­по­ми­на­ет фра­зу Б.Шоу: «Я не до­бил­ся ус­пе­ха, но за­то вы­звал шум». Р.Сен­чин до­бил­ся глав­но­го: вы­вел чи­та­те­ля из по­лу­сон­но­го со­сто­я­ния и за­ста­вил при­нять близ­ко к серд­цу про­ис­хо­дя­щие ме­та­мор­фо­зы с се­мь­ёй Ел­ты­ше­вых в Му­ра­но­ве.

По со­дер­жа­нию воз­ра­же­ния мо­гут воз­ник­нуть у лю­бо­го нор­маль­но­го че­ло­ве­ка – ну хва­тит уже чер­ну­хи, хва­тит пу­гать нас на­ми же! Но что ка­са­ет­ся фор­мы, нель­зя не при­знать: на­пи­са­на кни­га про­фес­си­о­наль­но.

Не Р.Сен­чин пред­ви­дит за­кат рос­сий­ской кри­ти­ки, не он её преж­де­вре­мен­но хо­ро­нит, оп­ро­мет­чи­во де­ла­ет это Игорь Фро­лов. Вчи­тай­тесь в кон­цов­ку «Де­ре­вян­ных сол­дат».

«Цель ны­неш­ней кри­ти­ки – пусть и бес­соз­на­тель­ная цель – по­нят­на. Со­здать ры­нок про­стых чи­та­те­лей, спро­су ко­то­рых удов­ле­тво­ря­ет про­стой – то есть лю­бой – пи­са­тель (а в не­да­лё­кой пер­спек­ти­ве и ком­пью­тер­ная про­грам­ма). Мож­но на­звать это по­ли­ти­че­с­ким тер­ми­ном – ге­но­цид ли­те­ра­ту­ры, – а мож­но вы­ра­зить­ся изящ­нее: швар­цев­ская тень ли­те­ра­ту­ры, пло­с­кая и се­рая, уже под­ме­ни­ла жи­вой ори­ги­нал. В та­ких слу­ча­ях, что­бы спа­с­ти, гу­ма­низм и де­мо­кра­тия не го­дят­ся, – раз­ве что мас­со­вые рас­ст­ре­лы. Но это уже ок­сю­мо­рон – как, ви­ди­мо, и по­ня­тие «со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра».

Так из­вра­тить текст не су­мел бы да­же по­кой­ный Вик­тор Сте­па­но­вич, но имен­но его зна­ме­ни­той фра­зой хо­чу ус­по­ко­ить не толь­ко Иго­ря Фро­ло­ва, но и иже с ним. «А вот что ка­са­ет­ся, до­жи­вёт не до­жи­вёт – да все мы до­жи­вём. До­жи­вём. В ка­кой кон­фи­гу­ра­ции? Долж­но быть, в хо­ро­шей кон­фи­гу­ра­ции. И не на­до де­лать из это­го ка­кой-то тра­ге­дии».

Со­гла­си­тесь, Вик­тор Сте­па­но­вич был ещё тот кри­тик, не то что не­ко­то­рые с зу­бов­ным «ве­те­ри­нар­ным» скре­же­том.


Анатолий КОСТИН,
директор сельской школы,
Хабаровский край




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования