Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 02.12.2011

Хроника культурной столицы

 Но­ябрь

 

Глав­ным му­зы­каль­ным со­бы­ти­ем но­я­б­ря тра­ди­ци­он­но стал еже­год­ный все­рос­сий­ский фе­с­ти­валь «Нев­ские хо­ро­вые ас­сам­б­леи», про­во­ди­мый Го­су­дар­ст­вен­ной ака­де­ми­че­с­кой Ка­пел­лой Санкт-Пе­тер­бур­га. В этом го­ду фе­с­ти­валь по­свя­щён 300-ле­тию со дня рож­де­ния М.В. Ло­мо­но­со­ва. В фо­ру­ме при­ня­ли уча­с­тие боль­ше 15 рос­сий­ских хо­ро­вых кол­лек­ти­вов (так­же бы­ли гос­ти из Сер­бии), ко­то­рые ис­пол­ни­ли рус­скую свет­скую и ду­хов­ную му­зы­ку, на­род­ные пес­ни.

Осо­бое вни­ма­ние и ин­те­рес вы­зва­ла про­зву­чав­шая «Па­те­ти­че­с­кая ора­то­рия» Ге­ор­гия Сви­ри­до­ва (хор и сим­фо­ни­че­с­кий ор­кестр Ка­пел­лы), ны­не, к со­жа­ле­нию, до­воль­но ред­ко ис­пол­ня­ю­ща­я­ся. Це­ни­те­ли это­го про­из­ве­де­ния, в ко­то­ром так глу­бо­ко и мощ­но во­пло­ти­лась сти­хия рус­ской ре­во­лю­ции, ко­неч­но, по­мнят об­раз­цо­вую за­пись «Па­те­ти­че­с­кой ора­то­рии», сде­лан­ную в 1975 го­ду Го­су­дар­ст­вен­ной ака­де­ми­че­с­кой хо­ро­вой ка­пел­лой Рос­сии име­ни Алек­сан­д­ра Юр­ло­ва (со­ли­с­том тог­да вы­сту­пил наш про­слав­лен­ный бас Алек­сандр Ве­дер­ни­ков). И на­до ска­зать, что ны­неш­нее ис­пол­не­ние это­го сви­ри­дов­ско­го тво­ре­ния с че­с­тью вы­дер­жа­ло са­мое при­ст­ра­ст­ное срав­не­ние и удов­ле­тво­ри­ло са­мый стро­гий вкус (хо­тя при­ве­ред­ли­вые ме­ло­ма­ны, ве­ро­ят­но, мо­гут за­ме­тить, что го­ло­су со­ли­с­та Пе­т­ра Ми­гу­но­ва не­мно­го не­до­ста­ва­ло ба­со­вой «гу­с­то­ты» и ге­ро­и­че­с­кой су­ро­во­с­ти).

 

***

 

По ус­та­но­вив­ше­му­ся по­ряд­ку в но­я­б­ре со­сто­я­лось вру­че­ние еже­год­ной те­а­т­раль­ной пре­мии «Зо­ло­той со­фит». Глав­ны­ми ви­нов­ни­ка­ми тор­же­ст­ва бы­ли ар­ти­с­ты Олег Ба­си­лаш­ви­ли и Али­са Фрейндлих, ко­то­рые по­лу­чи­ли на­гра­ду в но­ми­на­ции «За твор­че­с­кое дол­го­ле­тие и уни­каль­ный вклад в те­а­т­раль­ную куль­ту­ру Санкт-Пе­тер­бур­га».

К со­жа­ле­нию, де­я­тель­ность этой пре­мии в 2011 го­ду нель­зя при­знать удач­ной. Ещё на ста­дии объ­яв­ле­ния но­ми­нан­тов раз­ра­зил­ся скан­дал: экс­перт­ный со­вет об­ви­нил в про­из­во­ле и амо­раль­но­с­ти но­ми­на­ци­он­ный со­вет. Дей­ст­ви­тель­но, сей со­вет, ре­ше­ние ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся окон­ча­тель­ным, поз­во­лил се­бе са­мо­чин­но из­ме­нять со­став но­ми­нан­тов. Не обо­шлось без на­кла­док и на са­мой це­ре­мо­нии вру­че­ния (за­бы­ли на­гра­дить од­но­го из ла­у­ре­а­тов), что по­бу­ди­ло ви­це-гу­бер­на­то­ра Пе­тер­бур­га Ва­си­лия Ки­че­д­жи вы­сту­пить с кри­ти­кой в ад­рес го­род­ско­го ко­ми­те­та по куль­ту­ре и ор­га­ни­за­то­ров пре­мии.

Од­на­ко, на мой взгляд, «Зо­ло­той со­фит» за­слу­жи­ва­ет кри­ти­ки (при­чём, са­мой рез­кой) и в дру­гом – са­мом глав­ном – во­про­се. Ес­ли вни­ма­тель­но изу­чить спи­сок по­бе­ди­те­лей 2011 го­да в глав­ных но­ми­на­ци­ях, не­труд­но убе­дить­ся, что «выс­шая те­а­т­раль­ная на­гра­да Пе­тер­бур­га» от­ме­ти­ла со­вер­шен­но за­уряд­ные яв­ле­ния.

Возь­мём, к при­ме­ру, спек­такль Ма­ло­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра «Три се­с­т­ры», ко­то­рый взял пер­вое ме­с­то как луч­шая по­ста­нов­ка на боль­шой сце­не. Не­уже­ли эту уны­лую, с на­ро­чи­тым глу­бо­ко­мыс­лен­ным ме­та­фо­риз­мом (ко­то­ро­го, к сло­ву, тон­чай­ший Че­хов на дух не пе­ре­но­сил), с не­уме­ст­ны­ми на­мё­ка­ми на «то­та­ли­тар­ные» 1930–1950-е го­ды (этой из­люб­лен­ной те­мой Льва До­ди­на «ушиб­ле­ны» прак­ти­че­с­ки все его спек­так­ли) по­ста­нов­ку мож­но все­рьёз счи­тать об­раз­цом для под­ра­жа­ния?

Ин­те­рес­но так­же, ко­му пер­во­му при­шла в го­ло­ву мысль на­звать по­ш­лый на­ту­ра­ли­с­ти­че­с­кий фарс Льва Эрен­бур­га («Три се­с­т­ры», Не­боль­шой Дра­ма­ти­че­с­кий те­атр) «луч­шим спек­так­лем ма­лой фор­мы»?

Удив­ля­ет и ре­ше­ние при­знать луч­шим спек­так­лем в опер­ном те­а­т­ре «Мёрт­вые ду­ши» Ро­ди­о­на Ще­д­ри­на в по­ста­нов­ке Ва­си­лия Бар­ха­то­ва (Ма­ри­ин­ский те­атр). Наш мо­ло­дой ра­зу­ха­би­с­тый па­ко­ст­ник Бар­ха­тов, ко­то­ро­го не мо­гут и, ви­ди­мо, не хо­тят при­ве­с­ти в чув­ст­ва его стар­шие кол­ле­ги по ре­жис­сёр­ско­му це­ху, взял­ся ре­а­ни­ми­ро­вать этот за­слу­жен­но за­бы­тый ещё в со­вет­ские го­ды опус, по-ще­д­рин­ски ще­д­ро на­фар­ши­ро­ван­ный аван­гар­дист­ско-эт­но­гра­фи­че­с­кой му­зы­кой. Ре­зуль­тат пе­чаль­ный: в бар­ха­тов­ской по­ста­нов­ке опе­ра из скуч­ной пре­вра­ти­лась в не­вы­но­си­мо скуч­ную.

***

 

В До­ме кни­ги на Нев­ском со­сто­я­лась пре­зен­та­ция ро­ма­на «Лю­бовь и дру­гие дис­со­нан­сы», на­пи­сан­ная сов­ме­ст­ны­ми уси­ли­я­ми двух че­ло­век – поль­ским бел­ле­т­ри­с­том Яну­шем Виш­нев­ским и на­шей со­оте­че­ст­вен­ни­цей Ира­дой Во­внен­ко. Ес­ли имя пер­во­го ав­то­ра до­воль­но хо­ро­шо из­ве­ст­но в Рос­сии (преж­де все­го по кни­ге «Оди­но­че­ст­во в Се­ти»), то имя вто­ро­го до сих пор ма­ло что го­во­ри­ло чи­та­те­лям. Ира­да Во­внен­ко из­ве­ст­на как ос­но­ва­тель­ни­ца фон­да «Ре­нес­санс», за­ни­ма­ю­ще­го­ся ор­га­ни­за­ци­ей раз­ных бла­го­тво­ри­тель­ных ак­ций, в ча­ст­но­с­ти, дет­ских ба­лов в Ека­те­ри­нин­ском двор­це. С не­дав­них пор Ира­да – име­ю­щая, кста­ти, фи­ло­ло­ги­че­с­кое об­ра­зо­ва­ние – ув­ле­клась пи­са­ни­ем жен­ской про­зы. У неё уже вы­шло две кни­ги, в оформ­ле­нии ко­то­рых уча­ст­во­вал Ни­кас Са­ф­ро­нов. Уча­с­тие в твор­че­с­ком про­цес­се это­го мод­но­го арт-ту­сов­щи­ка крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ст­ву­ет (как го­во­рит­ся: «Ска­жи мне, кто твой друг, и я ска­жу, кто ты») о куль­тур­ном уров­не на­шей де­бю­тант­ки. Бу­дем на­де­ять­ся, что твор­че­с­кий со­юз с се­рь­ёз­ным ин­тел­лек­ту­а­лом Яну­шем Виш­нев­ским су­ще­ст­вен­но рас­ши­рит куль­тур­ный кру­го­зор пе­тер­бург­ской бла­го­тво­ри­тель­ни­цы.

Да, я за­был ска­зать хо­тя бы два сло­ва о кни­ге «Лю­бовь и дру­гие дис­со­нан­сы». На мой взгляд, суть ро­ма­на луч­ше все­го рас­кры­та (как это обыч­но бы­ва­ет) в ан­но­та­ции, ко­то­рая на­чи­на­ет­ся так: «Она то­мит­ся в зо­ло­той клет­ке – он пря­чет­ся от жиз­ни в псих­боль­ни­це…» 


Илья КОЛОДЯЖНЫЙ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования