Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 02.12.2011

Страх искоренил стыд

 По свидетельству современников, Борис Бухштаб вполне мог бы превзойти своего учителя Бориса Эйхенбаума. Но последователи чистого марксизма в литературоведении быстро его укоротили. Мастера широких обобщений, готового теоретика советские словоблуды задвинули в комментаторы слабейших стихов светоча русской демократии Николая Добролюбова.

 

Борис БУХШТАБ
Борис БУХШТАБ

Бо­рис Яков­ле­вич Бух­штаб ро­дил­ся 5 (по но­во­му сти­лю 18) де­ка­б­ря 1904 го­да в Пе­тер­бур­ге в се­мье вра­ча. «В 1914 го­ду, – со­об­щил он 20 фе­в­ра­ля 1945 го­да в сво­ей ав­то­био­гра­фии, – по­сту­пил в 3-ю Пе­т­ро­град­скую гим­на­зию. В 1919–1921 гг., сле­дуя за от­цом, в то вре­мя вра­чом Крас­ной ар­мии, учил­ся в Са­ра­то­ве и в Ста­в­ро­по­ле-Кав­каз­ском, где окон­чил сред­нюю шко­лу и по­сту­пил в Ста­в­ро­поль­ский ин­сти­тут на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния в 1921 го­ду. В том же учеб­ном го­ду пе­ре­вёл­ся в Пе­т­ро­град­ский гос. уни­вер­си­тет».

В 1924 го­ду Бух­штаб окон­чил уни­вер­си­тет и че­рез ка­кое-то вре­мя на­чал пре­по­да­вать сна­ча­ла на гос­кур­сах тех­ни­ки ре­чи, а по­том на выс­ших кур­сах ис­кус­ст­во­зна­ния. Со­вре­мен­ни­ки не без ос­но­ва­ния счи­та­ли его, а так­же Ли­дию Гинз­бург глав­ны­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми ос­но­во­по­лож­ни­ков шко­лы рус­ско­го фор­ма­лиз­ма В.Жир­мун­с­ко­го и Б.Эй­хен­ба­у­ма. «За эти­ми мо­гу­чи­ми ры­ца­ря­ми фор­ма­лиз­ма, про­слав­лен­ны­ми в тур­нир­ных бо­ях с крас­ны­ми ко­ман­ди­ра­ми марк­сист­ско-ле­нин­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, – вспо­ми­нал кри­тик Сер­гей Ма­ла­хов, – сто­я­ли мо­ло­дые фор­ма­ли­с­ты – Б.Я. Бух­штаб, Л.Я. Гинз­бург и дру­гие, го­то­вые во­вре­мя сме­нить сво­е­му сю­зе­ре­ну сло­мав­ше­е­ся в стыч­ке ко­пьё или пу­с­тить из-за его спи­ны от­рав­лен­ную стре­лу в по­беж­да­ю­ще­го про­тив­ни­ка».

Боль­шую часть вре­ме­ни у Бух­шта­ба тог­да за­ни­ма­ли раз­го­во­ры о по­эзии. В бе­се­дах с Гинз­бург он под­чёр­ки­вал: «Смо­ло­ду мы унас­ле­до­ва­ли от фу­ту­ри­с­тов бес­смыс­лен­ное вос­при­я­тие сти­хов. Смысл для нас ре­зуль­та­ти­вен; он с лёг­ко­с­тью рож­да­ет­ся из лю­бо­го со­че­та­ния лю­бых слов; от­сут­ст­вие же смыс­ла, то есть се­ман­ти­че­с­кий пе­ре­рыв, про­стое не­по­ни­ма­ние сло­ва про­хо­дит не­за­ме­чен­ным». Гинз­бург по­том до­ба­ви­ла: «За­ня­тия Па­с­тер­на­ком по­ста­ви­ли Бю­ро пе­ред не­об­хо­ди­мо­с­тью по­кон­чить с этой не­до­ста­точ­но­с­тью».

Как и не­ко­то­рые дру­гие от­цы-ос­но­ва­те­ли шко­лы ле­нин­град­ско­го фор­ма­лиз­ма, Бух­штаб не чу­рал­ся и ис­то­ри­че­с­кой бел­ле­т­ри­с­ти­ки. В чём-то под­ра­жая Юрию Ты­ня­но­ву, он в 1927 го­ду из­дал свою пер­вую ис­то­ри­че­с­кую по­весть «Ге­рой под­по­лья».

Но воль­ни­ца про­дол­жа­лась не­дол­го. В том же 1927 го­ду Бух­штаб за что-то был аре­с­то­ван. Ли­дия Гинз­бург уже на скло­не лет вспо­ми­на­ла, как ей «по­зво­ни­ла вдруг мать Бух­шта­ба, рас­те­рян­ная, что­бы ска­зать, что его аре­с­то­ва­ли. По­мню, что ос­нов­ным мо­им чув­ст­вом бы­ло тог­да удив­ле­ние – до не­воз­мож­но­с­ти по­ве­рить. Как это так?» (Л.Гинз­бург. За­пис­ные книж­ки. Вос­по­ми­на­ния. Эс­се. СПб., 2002).

Под аре­с­том Бух­штаб на­хо­дил­ся не очень дол­го. Но что-то по­сле это­го у не­го над­ло­ми­лось. Он уже не был та­ким сме­лым и бес­ст­раш­ным.

Впос­лед­ст­вии Бух­штаб свя­зал свою судь­бу с Го­су­дар­ст­вен­ной пуб­лич­ной биб­ли­о­те­кой име­ни М.Е. Сал­ты­ко­ва-Ще­д­ри­на. Но ко­мис­са­ры от ли­те­ра­ту­ры ему уже не до­ве­ря­ли. Тот же Ма­ла­хов, по вос­по­ми­на­ни­ям Гинз­бург, в 1931 го­ду за­ме­тил сво­им кол­ле­гам: «Есть ещё Бух­штаб и Гинз­бург, ко­то­рых ни­ку­да не пу­с­ка­ют, но на­до сле­дить вни­ма­тель­но, как бы ку­да-ни­будь не про­ник­ли». На­до ли го­во­рить, что бди­тель­ность ко­мис­са­ров по­сле это­го бы­ла ут­ро­е­на. Цен­зу­ра тут же по­тре­бо­ва­ла изъ­ять из биб­ли­о­те­ки сбор­ник «Дет­ская ли­те­ра­ту­ра» толь­ко по­то­му, что в нём ока­за­лась ста­тья Бух­шта­ба «Сти­хи для де­тей», в ко­то­рой да­ва­лась вы­со­кая оцен­ка сти­хов обэ­ри­у­тов – Харм­са, Олей­ни­ко­ва и Вве­ден­ско­го.

По­пав под по­до­зре­ние, Бух­штаб по­том ещё дол­го не мог за­щи­тить­ся. Его кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию одо­б­ри­ли в Ле­нин­град­ском уни­вер­си­те­те лишь в 1938 го­ду.

Пе­ред вой­ной Бух­штаб со­ста­вил и от­ком­мен­ти­ро­вал ше­с­той том для пол­но­го со­бра­ния со­чи­не­ний До­б­ро­лю­бо­ва. Он вклю­чил в это из­да­ние сти­хи кри­ти­ка, рас­ска­зы и его днев­ник. Ког­да кни­га вы­шла, учё­ный по­да­рил её Ан­не Ах­ма­то­вой. «Бух­штаб при­слал мне До­б­ро­лю­бо­ва, – ска­за­ла по­том Ах­ма­то­ва Ли­дии Чу­ков­ской. – Я про­чла весь том, от до­с­ки до до­с­ки. Ка­кие сти­хи пло­хие! Сло­ва точ­но сли­па­ют­ся в строч­ке». Чу­ков­ская по­ин­те­ре­со­ва­лась: «А при­ме­ча­ния Бух­шта­ба хо­ро­ши, до­б­ро­со­ве­ст­ны?» «Да, очень, – от­ве­ти­ла Ах­ма­то­ва. – Слиш­ком да­же до­б­ро­со­ве­ст­ны… По­ду­май­те толь­ко – ну за­чем при­во­дить раз­но­чте­ния та­ких пло­хих сти­хов?»

Ког­да на­ча­лась вой­на, Бух­штаб был эва­ку­и­ро­ван в Омск, где об­сто­я­тель­ст­ва по­бу­ди­ли его за­нять­ся так­же твор­че­ст­вом си­бир­ских по­этов.

Поз­же Бух­штаб про­дол­жил за­ня­тия рус­ской ли­те­ра­ту­рой де­вят­над­ца­то­го ве­ка. Од­на­ко на­чаль­ст­во хо­те­ло, что­бы он не из­бе­гал и со­вре­мен­ных тем. Ле­том 1952 го­да се­к­ре­та­ри­ат Ле­нин­град­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции, под­пи­сы­вая ему твор­че­с­кую ха­рак­те­ри­с­ти­ку, как раз осо­бен­но силь­но по­пе­нял учё­но­му за иг­но­ри­ро­ва­ние во­про­сов со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры (при этом ли­те­ра­тур­ные ге­не­ра­лы в оче­ред­ной раз на­пом­ни­ли: «В 30-х го­дах ме­то­до­ло­ги­че­с­кие ус­та­нов­ки ра­бот Б.Я. Бух­шта­ба бы­ли близ­ки к фор­ма­ли­с­ти­че­с­ким»).

Од­но вре­мя Бух­штаб на хлеб за­ра­ба­ты­вал в ос­нов­ном ком­мен­ти­ро­ва­ни­ем рус­ской клас­си­ки. Он, в ча­ст­но­с­ти, в 1957 го­ду под­го­то­вил для Боль­шой се­рии «Биб­ли­о­те­ки по­эта» том со сти­ха­ми Тют­че­ва. Но у Ах­ма­то­вой его ком­мен­та­рии вновь вы­зва­ли лишь до­са­ду. «Её, – как сви­де­тель­ст­во­ва­ла в сво­их днев­ни­ках Ли­дия Чу­ков­ская, – рас­сер­ди­ла од­на стра­ни­ца Бух­шта­ба, по­свя­щён­ная смер­ти. Она про­чи­та­ла мне эту стра­ни­цу вслух – ти­хим, ров­ным го­ло­сом, а по­том за­го­во­ри­ла гром­ко, бур­но.

– Ос­кор­б­ле­ние па­мя­ти ве­ли­ко­го по­эта. Вы по­ду­май­те толь­ко: у че­ло­ве­ка удар, два уда­ра, он тя­же­ло боль­ной, уми­ра­ю­щий. Иди­от­ка дочь пи­шет, что отец по­те­рял го­ло­ву от стра­с­ти к ка­кой-то да­ме, – это меж­ду дву­мя-то уда­ра­ми! – и Бух­штаб ци­ти­ру­ет её пись­мо! Дочь поз­во­ля­ет се­бе пи­сать гнус­ные сло­ва об уми­ра­ю­щем от­це, а ми­лый, тон­кий, ум­ный Бо­рис Яков­ле­вич, не сморг­нув, по­вто­ря­ет на стра­ни­це о смер­ти по­эта эти ко­щун­ст­вен­ные стро­ки».

Ах­ма­то­ва не уч­ла, что Бух­штаб со вре­ме­нем силь­но из­ме­нил­ся. Ну а под ко­нец жиз­ни он во­об­ще опу­с­тил­ся до ли­зо­блюд­ст­ва. Гинз­бург воз­му­ща­лась: «Вы­сту­пая на со­зван­ной в ин­сти­ту­те кон­фе­рен­ции для ка­но­ни­за­ции ху­до­же­ст­вен­ной про­зы Бреж­не­ва, Б. [Бух­штаб. – В.О.] срав­ни­вал эту про­зу с пуш­кин­ской. Это в чи­с­том ви­де дей­ст­вие со­ци­аль­ных ме­ха­низ­мов. Он знал, что ака­де­ми­ком его всё рав­но не сде­ла­ют, что, с дру­гой сто­ро­ны, ему ре­ши­тель­но ни­что не уг­ро­жа­ет, ес­ли он не срав­нит Бреж­не­ва с Пуш­ки­ным и да­же ес­ли во­об­ще от­ка­жет­ся вы­сту­пать. Что на этом де­ле он не вы­иг­ра­ет и не по­те­ря­ет. Что же оно та­кое? – толь­ко ста­лин­ских вре­мён при­выч­ка к бес­стыд­ст­ву. Страх ис­ко­ре­нил стыд. Лю­ди без за­щит­ных по­кро­вов, го­лые – и ни­кто ни­ко­го не сты­дит­ся».

Умер Бух­штаб 17 сен­тя­б­ря 1985 го­да.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования