Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 02.12.2011

Упустивший стукача

 Ге­ор­гий Ан­д­жа­па­рид­зе сы­с­кал се­бе сла­ву в двух ипо­с­та­сях: как кни­го­из­да­тель, под­няв­ший на не­о­бы­чай­ную вы­со­ту из­да­тель­ст­во «Ра­ду­га» и раз­ва­лив­ший «Ху­до­же­ст­вен­ную ли­те­ра­ту­ру», и как те­о­ре­тик де­тек­ти­вов, во­пло­тив­ший ряд сво­их идей в не­сколь­ких ро­ма­нах за под­пи­сью Вик­то­ра До­цен­ко.

 

Ге­ор­гий Ан­д­ре­е­вич Ан­д­жа­па­рид­зе ро­дил­ся 21 ап­ре­ля 1943 го­да в Моск­ве. Би­о­граф кри­ти­ка Алек­сандр Бреж­нев ут­верж­дал, что он – «по­то­мок гру­зин­ских дво­рян. Не­за­кон­но­рож­дён­ный. Све­де­ния об от­це не­пол­ны, что под­тверж­да­ет­ся про­чер­ком в со­от­вет­ст­ву­ю­щей гра­фе ме­т­ри­ки. Впро­чем, этим об­сто­я­тель­ст­вом ни­ког­да не сму­щал­ся. Вос­пи­ты­вал­ся ма­те­рью и тёт­кой в ус­ло­ви­ях ком­му­нал­ки» («Кто есть кто в со­вре­мен­ном ми­ре», 1994, № 9).

По­сле шко­лы Ан­д­жа­па­рид­зе по­сту­пил на фил­фак в МГУ. Од­ним из его ку­ми­ров в то вре­мя был Ол­дос Хак­с­ли. Поз­же он вспо­ми­нал: «Рус­ские пе­ре­во­ды ро­ма­нов Ол­до­са Хак­с­ли «Шу­тов­ской хо­ро­вод» и «Кон­тра­пункт» мне по­сча­ст­ли­ви­лось про­честь в ту­ман­ной, уже да­лё­кой юно­с­ти – у по­друг его ма­те­ри с гим­на­зи­че­с­ким про­шлым со­хра­ни­лись два по­трё­пан­ных то­ми­ка, из­дан­ных в 30-е го­ды про­шло­го ве­ка. Кни­ги эти вы­зва­ли вос­торг и вос­хи­ще­ние у юн­ца, вы­рос­ше­го в по­сле­во­ен­ной мос­ков­ской ком­му­нал­ке: за­хва­ти­ла бле­с­тя­щая иг­ра ума, по­ра­зи­ла не­слы­хан­ная до тех пор эру­ди­ция ав­то­ра, ка­за­лось, во всех воз­мож­ных об­ла­с­тях – ли­те­ра­ту­ре, фи­ло­со­фии, ар­хи­тек­ту­ре, жи­во­пи­си, му­зы­ке… Ге­рои Хак­с­ли раз­мы­ш­ля­ли и бе­се­до­ва­ли, об­ме­ни­ва­ясь мне­ни­я­ми и спо­ря, слов­но фех­туя на шпа­гах… Что мог­ло быть бо­лее при­вле­ка­тель­но для маль­чиш­ки, смут­но меч­тав­ше­го о не­ко­ей ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­с­ти? При­тя­ги­ва­ло и од­но­вре­мен­но удив­ля­ло и от­сут­ст­вие у ге­ро­ев Хак­с­ли бы­то­вых про­блем, что в по­сле­во­ен­ной Моск­ве вы­гля­де­ло по мень­шей ме­ре стран­но… Ув­ле­че­ние твор­че­ст­вом Хак­с­ли про­дол­жи­лось у ме­ня и в МГУ. Не­смо­т­ря на об­щее на­сто­ро­жен­ное от­но­ше­ние к пи­са­те­лю – ко­неч­но, не зло­ст­ный ан­ти­со­вет­чик, но… в ко­неч­ную по­бе­ду про­ле­та­ри­а­та оче­вид­но не ве­рит, уда­лось на­пи­сать о его ро­ма­нах кур­со­вую».

В 1965 го­ду Ан­д­жа­па­рид­зе окон­чил фил­фак МГУ. Поз­же он по­сту­пил в ас­пи­ран­ту­ру и за­щи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по твор­че­ст­ву ан­г­лий­ско­го са­ти­ри­ка Ив­ли­на Во. В 1972 го­ду его взя­ли на ра­бо­ту в из­да­тель­ст­во «Про­гресс». Но спу­с­тя че­ты­ре го­да он пе­ре­вёл­ся в Ин­сти­тут ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры им. А.М. Горь­ко­го.

Ка­рь­е­ру Ан­д­жа­па­рид­зе чуть не сгу­би­ла ко­ман­ди­ров­ка в 1969 го­ду в Ан­г­лию. Кри­тик ока­зал­ся в од­ной де­ле­га­ции вме­с­те с пи­са­те­лем из Ту­лы Ана­то­ли­ем Куз­не­цо­вым. Он вы­пол­нял роль пе­ре­вод­чи­ка, а Куз­не­цов всем го­во­рил, что его цель – сбор ма­те­ри­а­лов о жиз­ни Ле­ни­на в ан­г­лий­ской эми­г­ра­ции. Но в по­след­ний мо­мент пи­са­тель ре­шил в Со­юз не воз­вра­щать­ся. Поз­же кри­тик Бо­рис Ле­о­нов не раз пы­тал­ся вы­яс­нить у Ан­д­жа­па­рид­зе по­дроб­но­с­ти бег­ст­ва Куз­не­цо­ва, но из это­го ни­че­го не по­лу­чи­лось. «Так вот, – пи­сал Ле­о­нов, – стрем­ле­ние уз­нать от не­го что-то осо­бен­ное об ис­чез­но­ве­нии Куз­не­цо­ва из но­ме­ра гос­ти­ни­цы ни к че­му не при­ве­ло. Ли­бо Ге­ор­гий Ан­д­ре­е­вич обя­зал­ся мол­чать, ли­бо в са­мом де­ле ни­че­го и не знал: ведь Ана­то­лий не до­кла­ды­вал ему о сво­ём пла­не и де­та­лях его ре­а­ли­за­ции. Я впол­не до­пу­с­каю, что Ге­ор­гия Ан­д­ре­е­ви­ча мог­ли до­пра­ши­вать, или, мяг­че го­во­ря, бе­се­до­вать с ним о слу­чив­шем­ся ра­бот­ни­ки со­от­вет­ст­ву­ю­щих ор­га­нов. И до­пу­с­каю то­же, что и им он тол­ком ни­че­го не мог объ­яс­нить, кро­ме то­го, че­му сам был сви­де­те­лем как пе­ре­вод­чик пе­ре­беж­чи­ка…» (Б.Ле­о­нов. Про­шлое, ко­то­ро­го не бы­ло. М., 2005). Пи­кант­ность си­ту­а­ции за­клю­ча­лась в том, что Куз­не­цов до по­езд­ки в Ан­г­лию ак­тив­но со­труд­ни­чал с ор­га­на­ми гос­бе­зо­пас­но­с­ти, а по­том вдруг ре­шил­ся на от­кры­тый бунт.

Впос­лед­ст­вии Ни­ко­лай Бо­го­мо­лов при­вёл дру­гую вер­сию. Он пи­сал: «Что ка­са­ет­ся Куз­не­цо­ва, то я слы­шал из уст са­мо­го Г.А. в очень ран­нее вре­мя (го­ду в 1970-м) та­кой рас­сказ: они вер­ну­лись по­сле про­гул­ки пер­во­го дня не­имо­вер­но ус­тав­шие, по­ле­жа­ли в сво­их но­ме­рах не­ко­то­рое вре­мя, по­сле че­го Куз­не­цов пред­ло­жил по­гу­лять ещё. На это Г.А. объ­яс­нил, что у не­го слож­но­с­ти с но­га­ми (что и прав­да: он хо­дил в ор­то­пе­ди­че­с­ких бо­тин­ках), но раз­ре­шил А.К. пой­ти са­мо­му. Ут­ром то­го не бы­ло в но­ме­ре, а даль­ше уже всё по­ка­ти­лось по на­ка­тан­но­му. Не знаю, прав­да или нет, но яко­бы тог­даш­няя же­на Г.А. бы­ла доч­кой круп­но­го КГБшно­го бос­са, по­че­му на его бла­го­со­сто­я­нии и по­ло­же­нии ис­то­рия не ска­за­лась».

По­сле скан­даль­ной ис­то­рии с Куз­не­цо­вым Ан­д­жа­па­рид­зе пе­ре­бро­си­ли в но­вое из­да­тель­ст­во «Ра­ду­га». На­та­лья Тра­у­берг вспо­ми­на­ла: «Он мно­го знал, за­нят­но го­во­рил и, по оп­ре­де­ле­нию тех лет, не был ни сно­бом, ни жло­бом <…> Го­га бы­с­т­ро по­шёл вверх по сту­пе­ням из­да­тельств. Ед­ва пе­ре­ва­лив за 30, он стал глав­ным ре­дак­то­ром «Ра­ду­ги»; в со­рок с не­боль­шим – ди­рек­то­ром «Ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры». Ес­те­ст­вен­но, это не одо­б­ря­ли… Во­об­ще, он был вы­езд­ным и да­же со­про­вож­дал ту­ри­с­ти­че­с­кие груп­пы – ну что тут ска­жешь! Мне он дол­го объ­яс­нял, как что бы­ло, и я очень жа­ле­ла его. Те же, кто осуж­дал, спо­кой­но поль­зо­ва­лись его по­мо­щью, а са­мые ан­ти­со­вет­ские шли с ним как ни в чём не бы­ва­ло» («Ис­ти­на и жизнь», 2005, № 11).

В 1982 го­ду Ан­д­жа­па­рид­зе вы­пу­с­тил кни­жеч­ку о мо­ло­дом ге­рое со­вре­мен­ной за­пад­ной про­зы «По­тре­би­тель? Бун­тарь? Бо­рец?». Она бы­ла на­пи­са­на лег­ко, ор­га­нич­но, по­рой ос­т­ро­ум­но, но без ка­ко­го-то бле­с­ка. В сво­ём от­кли­ке Ле­о­нид Жу­хо­виц­кий от­ме­тил: «Кри­тик эру­ди­ро­ван, убе­ди­те­лен, но, по­жа­луй, че­рес­чур спо­ко­ен, в книж­ке с тре­мя во­про­са­ми на об­лож­ке мож­но бы и по­боль­ше спор­но­го. А ос­нов­ной при­ём во­об­ще пре­дель­но прост: по край­ней ме­ре, по­ло­ви­ну кни­ги со­став­ля­ет пе­ре­сказ со­дер­жа­ния раз­би­ра­е­мых ве­щей» («Ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние», 1982, № 7). Эс­те­ты жда­ли от Ан­д­жа­па­рид­зе боль­ше­го.

В 1987 го­ду Ан­д­жа­па­рид­зе по­шёл на по­вы­ше­ние и воз­гла­вил из­да­тель­ст­во «Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра». Но при нём этот монстр со­вет­ско­го кни­го­из­да­ния вско­ре рух­нул.

Ин­те­ре­сен та­кой факт. В 1990 го­ду аме­ри­кан­цы пред­ло­жи­ли Ан­д­жа­па­рид­зе при­нять уча­с­тие в эк­ра­ни­за­ции ро­ма­на Джо­на Лё Кар­ре «Рус­ский дом». Ре­жис­сёр ре­шил обы­г­рать в филь­ме си­ту­а­ции тес­но­го со­труд­ни­че­ст­ва се­к­рет­ных спец­служб с во­ро­ти­ла­ми книж­но­го биз­не­са. Ан­д­жа­па­рид­зе со­гла­сил­ся ис­пол­нить роль ди­рек­то­ра од­но­го из сто­лич­ных из­да­тельств, ра­бо­тав­ше­го на ор­га­ны гос­бе­зо­пас­но­с­ти. Мно­гие де­я­те­ли куль­ту­ры по­том ре­ши­ли, что он сы­г­рал са­мо­го се­бя.

Пре­мье­ра «Рус­ско­го до­ма» про­хо­ди­ла в ки­но­те­а­т­ре «Ок­тябрь». Но для Ан­д­жа­па­рид­зе она окон­чи­лась дра­мой. По­сле че­ст­во­ва­ния на сце­не он по­скольз­нул­ся, упал и по­лу­чил пе­ре­лом шей­ки бе­д­ра, при­ко­вав­ший его на не­сколь­ко лет к по­сте­ли. Из­да­тель­ст­вом он про­дол­жал ру­ко­во­дить из до­ма, по­ка в 1996 го­ду его не вы­ну­ди­ли на­пи­сать за­яв­ле­ние об от­став­ке.

Поз­же Ан­д­жа­па­рид­зе стал тес­но со­труд­ни­чать с из­да­тель­ст­вом «Ва­г­ри­ус». По слу­хам, он ка­кое-то вре­мя яко­бы пи­сал де­тек­ти­вы за Вик­то­ра До­цен­ко.

В 2003 го­ду Ан­д­жа­па­рид­зе вы­пу­с­тил вто­рую кни­гу «Не толь­ко о де­тек­ти­ве», ко­то­рая вы­зва­ла ин­те­рес преж­де все­го сво­ей ме­му­ар­ной ча­с­тью.

Умер Ан­д­жа­па­рид­зе 25 мая 2005 го­да в Моск­ве.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования