Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 02.12.2011

Музыка, которая никогда не кончится

«Я ви­жу се­бя ог­ром­ной ог­нен­ной ко­ме­той… ле­тя­щей звез­дой. Все ос­та­нав­ли­ва­ют­ся, по­ка­зы­ва­ют паль­цем и шеп­чут в изум­ле­нии: «По­смо­т­ри­те на это!» А по­том – фьють, и ме­ня уже нет. И боль­ше они ни­ког­да не уви­дят ни­че­го по­доб­но­го и ни­ког­да не смо­гут ме­ня за­быть… Ни­ког­да» – так он пи­сал о се­бе. Дей­ст­ви­тель­но, его путь на ми­ро­вую рок-сце­ну был стре­ми­те­лен. Тог­да, в ше­с­ти­де­ся­тые, это бы­ло как оза­ре­ние. По­эт, ис­пол­ни­тель соб­ст­вен­ных пе­сен, фи­ло­соф, че­ло­век, от­рёк­ший­ся от сво­их ро­ди­те­лей и сло­мав­ший все пред­став­ле­ния о му­зы­ке, от­крыв­ший нам но­вые «две­ри». Ну что, всё ещё не до­га­да­лись, о ком пой­дёт речь? Се­го­дня это Джеймс Ду­глас Мор­ри­сон, фронт­мэн аме­ри­кан­ской рок-груп­пы «The Doors», «Ша­ман сце­ны», ве­ли­кий «Ко­роль-яще­ри­ца», став­ший од­ним из сим­во­лов сво­е­го вре­ме­ни.

Здесь не бу­дет при­во­дить­ся би­о­гра­фия Джи­ма, пе­ре­ска­зан­ная и пе­ре­пи­сан­ная ты­ся­чи раз где толь­ко воз­мож­но. Здесь не бу­дет ис­то­рии груп­пы «Doors», рас­ска­за о бе­ше­ной сла­ве, сва­лив­шей­ся на че­ты­рёх про­стых аме­ри­кан­ских пар­ней. Здесь не бу­дет «жа­ре­ных» фак­тов и вос­по­ми­на­ний из га­с­т­роль­ной и кон­церт­ной жиз­ни груп­пы. Это про­сто субъ­ек­тив­ное рас­суж­де­ние об од­ном че­ло­ве­ке… од­но из мно­гих.

О Мор­ри­со­не на­пи­са­но ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во ли­те­ра­ту­ры, сня­то мно­же­ст­во филь­мов, са­мые раз­лич­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва со­дер­жат в се­бе от­сыл­ки к его сти­хам, мно­гие пи­са­те­ли и ху­дож­ни­ки с ус­пе­хом экс­плу­а­ти­ру­ют об­раз длин­но­во­ло­со­го су­м­рач­но­го бун­та­ря, склон­но­го к са­мо­раз­ру­ше­нию. До сих пор от­но­ше­ние к его пер­со­не ос­та­ёт­ся не­од­но­знач­ным. Од­ни счи­та­ют его идо­лом, чуть ли не Бо­гом, при этом дру­гие про­сто та­лант­ли­вым че­ло­ве­ком, не­по­ня­тым, за­пу­тав­шим­ся в се­бе, а тре­тьи – ста­вят на нём клей­мо ал­ко­го­ли­ка и нар­ко­ма­на. Что из это­го со­от­вет­ст­во­ва­ло дей­ст­ви­тель­но­с­ти? Нам те­перь уже не да­но уз­нать. По­жа­луй, бы­ло все­го по­нем­но­гу. По­доб­ная рас­хо­жесть во мне­ни­ях мо­жет сви­де­тель­ст­во­вать лишь о том, что груп­па «The Doors» во гла­ве с Мор­ри­со­ном яви­лась на­сто­я­щим куль­тур­ным от­кро­ве­ни­ем для сво­е­го вре­ме­ни. В том бы­ла и не­ма­лая за­слу­га му­зы­кан­тов, при­да­вав­ших груп­пе ори­ги­наль­ное зву­ча­ние. В их му­зы­ке гос­под­ст­во­ва­ли гип­но­ти­че­с­кие кла­виш­ные пар­тии Рэя Ман­за­ре­ка, до­пол­ня­е­мые ори­ги­наль­ным ги­тар­ным зву­ча­ни­ем Роб­би Кри­ге­ра и под­час не­о­жи­дан­но вры­ва­ю­щи­ми­ся удар­ны­ми Джо­на Дэн­смо­ра. И всё это на фо­не ре­ву­ще­го го­ло­са Джи­ма и его за­во­ра­жи­ва­ю­щих, за­га­доч­ных сти­хов. Всё это вме­с­те при­во­ди­ло пуб­ли­ку в не­ис­тов­ст­во. Точ­но од­но: Джим Мор­ри­сон не был бы Джи­мом Мор­ри­со­ном без сво­их му­зы­кан­тов. Как и вся­кое боль­шое яв­ле­ние, му­зы­ка «Doors» и лич­ность Джи­ма про­сто не мо­жет быть по­ня­та од­но­знач­но, это­му спо­соб­ст­ву­ет и не­сколь­ко об­ра­зов-ма­сок, при­ме­ря­е­мых на се­бя Мор­ри­со­ном в те­че­ние всей жиз­ни. Это об­раз «ша­ма­на», кор­ни ко­то­ро­го ле­жат в од­ном из дет­ских вос­по­ми­на­ний Джи­ма. Впос­лед­ст­вии он на­зо­вёт это со­бы­тие са­мым важ­ным в сво­ей жиз­ни. Это слу­чи­лось, ког­да ему бы­ло че­ты­ре го­да, в шта­те Нью-Ме­хи­ко, ког­да офи­цер во­ен­но-мор­ских сил США Джордж Сти­вен Мор­ри­сон пе­ре­ез­жал вме­с­те с мно­го­чис­лен­ным се­мей­ст­вом на но­вое ме­с­то служ­бы. На до­ро­ге, по­сре­ди пу­с­ты­ни, раз­бил­ся гру­зо­вик с ин­дей­ца­ми, и их ок­ро­вав­лен­ные те­ла ва­ля­лись во­круг. Сам Мор­ри­сон так вспо­ми­нал об этом: «Я впер­вые уз­нал смерть (…) я ду­маю, в тот мо­мент ду­ши тех мёрт­вых ин­дей­цев, мо­жет, од­но­го или двух из них, но­си­лись во­круг, кор­чась, и все­ли­лись в мою ду­шу, я был как губ­ка, с го­тов­но­с­тью впи­тав­шая их». Впос­лед­ст­вии это пе­ре­рос­ло в ув­ле­че­ние ин­дей­ской куль­ту­рой и по­ро­ди­ло не­по­вто­ри­мый стиль ис­пол­не­ния пе­сен и по­ве­де­ния на сце­не. На кон­цер­тах Мор­ри­сон дей­ст­ви­тель­но за­во­ра­жи­вал пуб­ли­ку, ста­рал­ся вве­с­ти в по­до­бие тран­са. Это осо­бен­но на­гляд­но в пес­не «The End», со­дер­жа­щей боль­шой про­иг­рыш, во вре­мя ко­то­ро­го он про­сто го­во­рил со сце­ны все, что при­дёт ему в го­ло­ву. Дру­гой об­раз, со­зна­тель­но при­ме­ря­е­мый на се­бя Джи­мом, это «ко­с­тюм» «Ко­ро­ля-яще­ри­цы», воз­мож­но, по­рож­дён­ный упо­треб­ле­ни­ем LSD и ал­ко­го­ля и ски­та­ни­я­ми по пу­с­ты­не в по­ис­ках но­вых гра­ней со­зна­ния. Он по­яв­ля­ет­ся в стро­ках «I am a Lizard king. I can do anything» («Я ко­роль яще­риц. Я мо­гу всё»). И на­ко­нец тре­тья, са­мая зна­ме­ни­тая «ма­с­ка» Джи­ма Мор­ри­со­на – это об­раз Ди­о­ни­са, оли­це­тво­ре­ние жиз­не­лю­би­во­го, ра­до­ст­но-буй­но­го, не­о­буз­дан­но­го (поч­ти пер­во­быт­но­го) на­ча­ла. Этот «ко­с­тюм» ак­тив­но про­па­ган­ди­ро­вал­ся Джи­мом в те­че­ние всей его му­зы­каль­ной ка­рь­е­ры, вплоть до смер­ти. Он как бы срос­ся с ним, поч­ти стал Ди­о­ни­сом, веч­но пья­ным, вну­т­рен­не-цве­ту­щим по­лу­бо­гом-по­лу­че­ло­ве­ком. На­вер­ное, сле­до­ва­ние ди­о­ни­сий­ско­му на­ча­лу до кон­ца и по­гу­би­ло его. Он был в сво­их «ко­с­тю­мах» не толь­ко на сце­не, но и в жиз­ни. Сам Мор­ри­сон как-то ска­зал: «Ес­ли у те­бя есть об­раз – страх про­па­да­ет». Му­зы­кан­ты «Doors» вспо­ми­на­ли, что в на­чаль­ный, «клуб­ный» пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния груп­пы Джим на­столь­ко стес­нял­ся вы­сту­пать на сце­не, что не мог по­вер­нуть­ся ли­цом к пуб­ли­ке и всё вре­мя сто­ял к за­лу спи­ной. Ос­мыс­ли­вая это, не­ми­ну­е­мо при­хо­дишь к вы­во­ду, что все эти «ма­с­ки» – лишь бег­ст­во от се­бя и от дру­гих, по­пыт­ки ра­ни­мой ду­ши от­го­ро­дить­ся от боль­шо­го и свер­ка­ю­ще­го уг­ро­зой ми­ра. С при­хо­дом по­пу­ляр­но­с­ти, а за­тем и сла­вы все лю­ди во­круг пре­вра­ти­лись для Джи­ма в ту са­мую пуб­ли­ку, ос­тать­ся ли­цом к ли­цу с ко­то­рой он так бо­ял­ся, а мир стал од­ной ог­ром­ной сце­ной, где уже не спря­тать­ся от на­зой­ли­вых глаз. Тог­да-то он и на­дел ещё од­ну из сво­их ма­сок: от­ра­с­тил бо­ро­ду и на­брал вес. Те­перь его бы­ло не уз­нать: это был уже не секс-сим­вол, по ко­то­ро­му схо­ди­ли с ума мно­же­ст­во дев­чо­нок по все­му ми­ру, не жи­вая ико­на рок-куль­ту­ры, а бо­ро­да­тый, са­мо­уг­луб­лён­ный фи­ло­соф. Джим хо­тел уе­ди­нить­ся где-ни­будь и на­пи­сать соб­ст­вен­ную кни­гу сти­хов, он все­гда счи­тал се­бя преж­де все­го по­этом. Он бе­жал от сла­вы, не вы­дер­жав этой по­сто­ян­ной гон­ки. Ско­рее все­го, он по­нял, что она про­сто ему не нуж­на? Воз­мож­но. Те­перь мы это­го уже ни­ког­да не уз­на­ем. Как бы мы ни ста­ра­лись, нам не да­но вос­кре­сить то су­мас­шед­шее вре­мя ни в сво­их кни­гах, ни в сти­хах или филь­мах. Оно уш­ло вме­с­те с «де­ть­ми цве­тов», мо­дой на лёг­кие нар­ко­ти­ки, сво­бо­ду и борь­бой за мир. Нам ос­та­ёт­ся до­воль­ст­во­вать­ся толь­ко об­ра­зом Джи­ма Мор­ри­со­на, по­рож­дён­ным в на­шем со­вре­мен­ном со­зна­нии. Для ко­го-то он так и ос­та­нет­ся по­лу­бо­гом Ди­о­ни­сом, су­мас­шед­шим ге­ни­ем, для ко­го-то – ал­ко­го­ли­ком, без­дар­но рас­тра­тив­шим свою жизнь, а для ко­го-то ми­с­ти­че­с­ким, за­га­доч­ным и все­силь­ным «Ко­ро­лём-яще­ри­цей», но ед­ва ли всё это спо­соб­но до кон­ца от­ра­зить сущ­ность яв­ле­ния, имя ко­то­ро­му «Джим Мор­ри­сон».


Александр ДУБРОВИН,
г. ТАМБОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования