Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 02.12.2011

Фальшивки. Бесовский конвейер

В этом го­ду мно­го филь­мов по­ка­зы­ва­ют про вой­ну – та­кое вра­ньё, та­кая, про­сти­те, па­ра­ша – про­сто ужас! Бо­е­вич­ки. Это для про­сто­душ­ных. Об­ман! Ложь! Ра­ди че­го это? Ну кто-то же дол­жен ут­верж­дать сте­пень до­сто­вер­но­с­ти? К при­ме­ру, «Снай­пер. Ору­жие воз­мез­дия». Со­вре­мен­ное сек­су­а­ли­зи­ро­ван­ное ки­но­про­из­вод­ст­во о вой­не 1941–45 го­дов. Я слы­шу, что ки­но ху­до­же­ст­вен­ное, по не­му нель­зя-де изу­чать ис­то­рию. Но ес­ли оно из­вра­ща­ет и пе­ре­ви­ра­ет ис­то­рию, так за­чем оно, за­чем эта «ху­до­же­ст­вен­ная» ложь, ра­ди че­го? «Ка­пи­тан­ская доч­ка» – ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние! Но раз­ве оно не ис­то­ри­че­с­кое, раз­ве по не­му нель­зя пред­ста­вить ис­то­рию? Раз­ве воз­ни­ка­ет здесь про­ти­во­ре­чие меж­ду ху­до­же­ст­вен­ной прав­дой и прав­дой ис­то­ри­че­с­кой? Нет! Та­кое про­ти­во­ре­чие не за­ло­же­но меж­ду ни­ми. Так по­че­му «Ди­вер­сан­ты», «Штраф­бат» и пр. – ложь?

Вот по те­ле­ка­на­лу «Звез­да» идёт сей­час оче­ред­ная мно­го­се­рий­ная фаль­шив­ка о Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не – «От­ряд Ко­чу­бея». От­ряд раз­вед­чи­ков от НКВД ищет в не­мец­ком ты­лу шко­лу по под­го­тов­ке ди­вер­сан­тов для про­ве­де­ния по­ку­ше­ния на Ста­ли­на. Уже чушь! Во­об­ще фаль­шив­ки эти сей­час го­нят ла­ви­ной, ког­да толь­ко ус­пе­ва­ют сни­мать. Ка­кой-то бе­сов­ский кон­вей­ер!

Вме­с­те с этой груп­пой раз­вед­чи­ков Ко­чу­бея «ра­бо­та­ет» груп­па уго­лов­ни­ков-во­ров. Да на­столь­ко бла­го­род­ных, что их «по­ня­тия» ока­зы­ва­ют­ся вы­ше во­ин­ско­го Ус­та­ва и во­ин­ско­го дол­га…

Ско­ро во­об­ще со­зна­ние обы­ва­те­ля под­ве­дут к то­му, что вой­ну вы­иг­ра­ли бла­го­род­ные зе­ки. Ведь по­смо­т­ришь, так они та­кие хо­ро­шие, что их пря­мо с эк­ра­на на­доб­но пред­став­лять к зва­нию Ге­роя. Ку­да там раз­вед­чи­ки…

А сколь­ко в этих зе­ках оба­я­ния, ума, лов­ко­с­ти и от­ва­ги, пред­при­им­чи­во­с­ти. Прав­да, в по­след­нем – в пред­при­им­чи­во­с­ти да из­во­рот­ли­во­с­ти – во­рам, дей­ст­ви­тель­но, труд­но от­ка­зать, по сви­де­тель­ст­ву Вар­ла­ма Ти­хо­но­ви­ча Ша­ла­мо­ва.

Я уж не го­во­рю, сколь­ко гру­бо­го вра­нья в де­та­лях, сколь­ко не­до­сто­вер­но­с­ти в ме­ло­чах, из ко­то­рых и скла­ды­ва­ет­ся об­щее впе­чат­ле­ние. Ну, вот од­на толь­ко де­таль. По по­лю, по тра­ве в рост (яс­но, что это со­вре­мен­ное за­бро­шен­ное и за­рос­шее кол­хоз­ное по­ле) идут ве­те­ри­нар, сде­лав­ший толь­ко что опе­ра­цию зе­ку, ра­нен­но­му в жи­вот, раз­жа­ло­ван­ный до ря­до­во­го пол­ков­ник эн­ка­ве­деш­ник и стар­ши­на-раз­вед­чик. Они ве­дут вра­ча к пар­ти­за­нам. И вдруг за­ме­ча­ют бро­не­тран­с­пор­тёр с нем­ца­ми. Нем­цы их не ви­дят ещё. Сто­ит за­лечь, и вра­ги про­едут ми­мо (впро­чем, раз­вед­чи­ки долж­ны бы­ли бро­не­тран­с­пор­тёр на­пе­рёд ус­лы­шать и пре­ду­с­мо­т­ри­тель­но за­лечь, ещё не ви­дя его, в ты­лу вра­га всё-та­ки на­хо­дят­ся). Но за­чем со­зда­те­лям филь­ма до­сто­вер­ность, нуж­на – зре­лищ­ность, пусть и са­мая не­ле­пая. И тут опыт­ный и на­дёж­ный (по сло­вам Ко­чу­бея) стар­ши­на-раз­вед­чик ни с то­го ни с се­го на­чи­на­ет из ППШ па­лить по бро­не­тран­с­пор­тё­ру, пре­да­тель­ски при­вле­кая вни­ма­ние, а сам по­бе­жал об­рат­но, к ле­су. А то­ва­ри­щи его оба гиб­нут. Это да­же не по-дет­ски, а ещё ху­же…

И с ка­кой уди­ви­тель­ной лёг­ко­с­тью со­вет­ские бой­цы, пе­ре­оде­тые в не­мец­кое об­мун­ди­ро­ва­ние, идут в этих фаль­шив­ках на пря­мой кон­такт с нем­ца­ми, дей­ст­вуя не­ред­ко в гу­ще их. Кто-то один обя­за­тель­но зна­ет в со­вер­шен­ст­ве не­мец­кий язык, а ос­таль­ные мол­чат. И нем­цы-ба­ра­ны не мо­гут их «рас­ко­лоть», ни­че­го у них не спра­ши­ва­ют, ни о чём с ни­ми не го­во­рят, а то­же по­мал­ки­ва­ют, бо­ясь не­на­ро­ком ра­зоб­ла­чить за­те­сав­ших­ся в их ря­ды до­бле­ст­ных со­вет­ских ди­вер­сан­тов… И та­кие фан­та­зии со­вер­ша­ют эти ди­вер­сан­ты, что ос­та­ёт­ся толь­ко го­ло­вой по­ка­чать да ру­ка­ми раз­ве­с­ти…

Лю­бая ложь, ес­ли она бу­дет по­да­на зре­лищ­но, бу­дет вос­при­ни­мать­ся как прав­да. Но ведь долж­на же быть и со­весть у ху­дож­ни­ка (ре­жис­сё­ра), долж­на быть от­вет­ст­вен­ность за то, что он де­ла­ет! Ведь ког­да до­ро­гу стро­ят для ав­то­мо­би­ля, тре­бу­ют от ру­ко­во­ди­те­ля стро­и­тель­ст­ва со­блю­де­ния тех­но­ло­гии, чтоб всё пра­виль­но де­ла­лось и на со­весть. А тут про­из­ве­де­ние яко­бы ис­кус­ст­ва, воз­дей­ст­вие ко­то­ро­го на­прав­ле­но на ду­шу че­ло­ве­ка, на глав­ное со­кро­ви­ще его, от ка­че­ст­ва ко­то­ро­го за­ви­сит вся жизнь че­ло­ве­ка, а сле­до­ва­тель­но – и жизнь все­го об­ще­ст­ва. И по­че­му-то ни­ко­го не бес­по­ко­ит, что за­ме­шен­ное на лжи, со­здан­ное с на­ру­ше­ни­ем вся­ких пра­вил, это про­из­ве­де­ние бу­дет ду­шу че­ло­ве­ка ка­ле­чить и уро­до­вать.

Что же та­кое про­ис­хо­дит-то у нас?!


Виталий БОГОМОЛОВ,
г. ПЕРМЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования