Архив : №48. 02.12.2011
Фальшивки. Бесовский конвейер
В этом году много фильмов показывают про войну – такое враньё, такая, простите, параша – просто ужас! Боевички. Это для простодушных. Обман! Ложь! Ради чего это? Ну кто-то же должен утверждать степень достоверности? К примеру, «Снайпер. Оружие возмездия». Современное сексуализированное кинопроизводство о войне 1941–45 годов. Я слышу, что кино художественное, по нему нельзя-де изучать историю. Но если оно извращает и перевирает историю, так зачем оно, зачем эта «художественная» ложь, ради чего? «Капитанская дочка» – художественное произведение! Но разве оно не историческое, разве по нему нельзя представить историю? Разве возникает здесь противоречие между художественной правдой и правдой исторической? Нет! Такое противоречие не заложено между ними. Так почему «Диверсанты», «Штрафбат» и пр. – ложь?
Вот по телеканалу «Звезда» идёт сейчас очередная многосерийная фальшивка о Великой Отечественной войне – «Отряд Кочубея». Отряд разведчиков от НКВД ищет в немецком тылу школу по подготовке диверсантов для проведения покушения на Сталина. Уже чушь! Вообще фальшивки эти сейчас гонят лавиной, когда только успевают снимать. Какой-то бесовский конвейер!
Вместе с этой группой разведчиков Кочубея «работает» группа уголовников-воров. Да настолько благородных, что их «понятия» оказываются выше воинского Устава и воинского долга…
Скоро вообще сознание обывателя подведут к тому, что войну выиграли благородные зеки. Ведь посмотришь, так они такие хорошие, что их прямо с экрана надобно представлять к званию Героя. Куда там разведчики…
А сколько в этих зеках обаяния, ума, ловкости и отваги, предприимчивости. Правда, в последнем – в предприимчивости да изворотливости – ворам, действительно, трудно отказать, по свидетельству Варлама Тихоновича Шаламова.
Я уж не говорю, сколько грубого вранья в деталях, сколько недостоверности в мелочах, из которых и складывается общее впечатление. Ну, вот одна только деталь. По полю, по траве в рост (ясно, что это современное заброшенное и заросшее колхозное поле) идут ветеринар, сделавший только что операцию зеку, раненному в живот, разжалованный до рядового полковник энкаведешник и старшина-разведчик. Они ведут врача к партизанам. И вдруг замечают бронетранспортёр с немцами. Немцы их не видят ещё. Стоит залечь, и враги проедут мимо (впрочем, разведчики должны были бронетранспортёр наперёд услышать и предусмотрительно залечь, ещё не видя его, в тылу врага всё-таки находятся). Но зачем создателям фильма достоверность, нужна – зрелищность, пусть и самая нелепая. И тут опытный и надёжный (по словам Кочубея) старшина-разведчик ни с того ни с сего начинает из ППШ палить по бронетранспортёру, предательски привлекая внимание, а сам побежал обратно, к лесу. А товарищи его оба гибнут. Это даже не по-детски, а ещё хуже…
И с какой удивительной лёгкостью советские бойцы, переодетые в немецкое обмундирование, идут в этих фальшивках на прямой контакт с немцами, действуя нередко в гуще их. Кто-то один обязательно знает в совершенстве немецкий язык, а остальные молчат. И немцы-бараны не могут их «расколоть», ничего у них не спрашивают, ни о чём с ними не говорят, а тоже помалкивают, боясь ненароком разоблачить затесавшихся в их ряды доблестных советских диверсантов… И такие фантазии совершают эти диверсанты, что остаётся только головой покачать да руками развести…
Любая ложь, если она будет подана зрелищно, будет восприниматься как правда. Но ведь должна же быть и совесть у художника (режиссёра), должна быть ответственность за то, что он делает! Ведь когда дорогу строят для автомобиля, требуют от руководителя строительства соблюдения технологии, чтоб всё правильно делалось и на совесть. А тут произведение якобы искусства, воздействие которого направлено на душу человека, на главное сокровище его, от качества которого зависит вся жизнь человека, а следовательно – и жизнь всего общества. И почему-то никого не беспокоит, что замешенное на лжи, созданное с нарушением всяких правил, это произведение будет душу человека калечить и уродовать.
Что же такое происходит-то у нас?!
Виталий БОГОМОЛОВ,
г. ПЕРМЬ