Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №49. 09.12.2011

Писатель и АВТОВАЗ

 Му­д­рец, по­чав­ший спи­сок рос­сий­ских бед, по все­му, ле­нив был, не удо­су­жив­шись за­гнуть хо­тя бы ещё один па­лец. Ну, о ду­ра­ках – от­дель­но. Вот до­ро­ги у нас – да. Бе­да. Од­на­ко ещё боль­шая бе­да, ког­да до­рог нет сов­сем.

Уве­рен, и в цен­т­ре Рос­сии не­ма­ло, ох, не­ма­ло най­дёт­ся лю­дей, ко­то­рые, глу­бо­ко вздох­нув, ут­вер­ди­тель­но мне кив­нут. А уж за Ура­лом на­род и во­все лишь пле­ча­ми по­жмёт, по­то­му как там для мно­гих ме­ст­но­с­тей от­сут­ст­вие до­рог не бе­да – при­выч­ная жизнь.

Леонид БАБАНИН
Леонид БАБАНИН

Мне по­мнит­ся, как в мо­ём род­ном Бе­рё­зо­ве (Хан­ты-Ман­сий­ский ав­то­ном­ный ок­руг) из тре­ть­ей бе­ды со­ору­жа­ли вто­рую. При­мер­но – так. Сна­ча­ла до­по­топ­ный буль­до­зе­риш­ко как мог вы­рав­ни­вал уча­с­ток бу­ду­щей до­ро­ги. С лес­ной де­ля­ны под­во­зи­ли хлы­с­ты за­го­тов­лен­но­го ле­са и по­пе­реч­но их ук­ла­ды­ва­ли. Один хлыст ком­лем впра­во, вер­хуш­кой вле­во. Сле­ду­ю­щее брев­но – на­обо­рот. Трам­бо­ва­ли, ука­ты­ва­ли. На не­сколь­ко лет хва­та­ло. Уж не знаю, как там оце­ни­ва­ли та­кое до­рож­ное стро­и­тель­ст­во с точ­ки зре­ния эко­но­ми­ки. Нам, па­ца­нам, хо­дить по этим до­ро­гам – од­но удо­воль­ст­вие. Хо­тя по до­ро­ге-то мы поч­ти не хо­ди­ли, нам нра­ви­лось ска­кать по пру­жи­ня­щим ма­куш­кам ле­син, ко­то­рые ги­гант­ской не­ря­ш­ли­вой рас­чё­с­кой то­пор­щи­лись в сто­ро­ну обо­чи­ны.

Со­мни­тель­но, что­бы наш вос­торг от леж­нё­вых до­рог раз­де­ля­ли пред­ста­ви­те­ли ещё од­ной рос­сий­ской бе­ды – транс­порт­ные сред­ст­ва.

Бы­с­т­ро ле­тит вре­мя. Нын­че и до­ро­ги в Бе­рё­зо­ве ас­фаль­ти­ро­ван­ные по­яви­лись, и ма­шин ка­ких толь­ко не встре­тишь на ули­цах по­сёл­ка. Да и лю­ди… Лю­ди то­же дру­гие. Те же, да не те. Сей­час ведь каж­дый вто­рой раз­го­вор – у ко­го ка­кая ма­ши­на, за сколь­ко ку­пил, ку­да ез­дил. Преж­де рас­пис­ны­ми ко­шёв­ка­ми ко­зы­ря­ли, те­перь – на­во­ро­чен­ны­ми ино­мар­ка­ми. Че­ло­век пе­ре­ста­ёт быть са­мим со­бой, ста­но­вясь оду­шев­лён­ным ак­сес­су­а­ром ав­то­мо­би­ля.

А вот я, ко­рен­ной се­ве­ря­нин, был и ос­та­юсь по­клон­ни­ком рос­сий­ских ав­то­мо­би­лей. И «уа­зик» был у ме­ня, и «Ла­да», и на «Иже» по­ез­дил. Сей­час ос­та­но­вил­ся на мо­де­ли ВАЗ 2107. По­че­му?

Во-пер­вых, из-за от­вра­ти­тель­ных до­рог. До­пу­с­тим, еду я по до­ро­ге, вы­ло­жен­ной бе­тон­ны­ми пли­та­ми. Вы­ло­жи­ли их бог зна­ет ког­да и бог зна­ет как. Там и сям они разъ­е­ха­лись, где-то пли­ту при­то­пи­ло, где-то вы­пер­ло. На «се­мёр­ке» я дер­жу по та­кой до­ро­ге сто. Ино­мар­ки дер­жат 60, да ещё в пол­ной тор­моз­ной го­тов­но­с­ти. Уча­с­ток Та­ёж­ный–Пе­лым, что в Сверд­лов­ской об­ла­с­ти. Семь­де­сят ки­ло­ме­т­ров ще­бён­ки. Да да­же не ще­бён­ка – кам­ни. Ско­рость мо­ей «се­мёр­ки» – со­рок, шесть­де­сят ки­ло­ме­т­ров в час. Ино­мар­ки вклю­ча­ют – от си­лы – двад­цать. Да и жал­ко смо­т­реть на них в этих ус­ло­ви­ях. Низ­кий до­рож­ный про­свет, ес­ли уго­дишь в рыт­ви­ну, ни­ка­кая за­щи­та не по­мо­жет, че­го до­б­ро­го, под­дон дви­га­те­ля мо­жет про­бить. Как-то встре­тил на до­ро­ге вла­дель­ца сим­па­тич­ной «Ау­ди», ого­ро­шен­но­го имен­но та­кой про­бле­мой. Про­бил под­дон. Не за­ме­тил, в ре­зуль­та­те – дви­жок за­кли­ни­ло.

– Да, – по­со­чув­ст­во­вал я ему, и не удер­жал­ся, кив­нул на свою но­вень­кую «се­мёр­ку». – Моя по ка­муш­кам ска­чет, хоть бы хны ей. По до­ро­ге и ав­то. Хо­тя и она, моя «се­мё­роч­ка», то­же ре­мон­та про­сит. И я даю ей ре­монт. Но по­счи­тай­те, ес­ли не лень, во сколь­ко мне по­чин­ка обой­дёт­ся, и сколь­ко за ино­мар­ку слу­пят?

«Нет у те­бя де­не­жек на ино­мар­ку, вот и ку­пил «се­мёр­ку». Те­перь при­хо­дит­ся рас­хва­ли­вать её» – так, воз­мож­но, кто-то из вас по­ду­ма­ет.

Да нет, есть у ме­ня и на ино­мар­ку день­ги. Но не хо­чу я их от­да­вать нем­цам или япон­цам, ки­тай­цам или аме­ри­кан­цам. Луч­ше я их по­тра­чу в сво­ей стра­не. Боль­ше ска­жу, ма­ши­на – не един­ст­вен­ное моё транс­порт­ное сред­ст­во. По­сколь­ку они мне нуж­ны не для вы­пен­д­рё­жа, а для де­ла, за­вёл се­бе ка­те­рок с со­ро­ка­сан­ти­ме­т­ро­вой осад­кой. Мож­но ла­зить на нём по лю­бым мел­ким про­то­кам. И в зи­му хо­ро­шо сна­ря­жён. Па­ра сне­го­хо­дов «Бу­ран» в га­ра­же до­жи­да­ет­ся мо­мен­та, ког­да хо­зя­и­ну при­спи­чит вы­брать­ся в оче­ред­ную экс­пе­ди­цию по се­вер­ным про­сто­рам.

…В про­шлом го­ду из мос­ков­ско­го книж­но­го тор­го­во­го до­ма по­про­си­ли под­вез­ти им оче­ред­ную пар­тию мо­их книг. По ЖД от­прав­лять – удо­воль­ст­вие слиш­ком до­ро­гое. (Де­неж­ки на­до счи­тать!) А книг на пол­тон­ны на­бра­лось. Са­мый де­шё­вый ва­ри­ант – по­гру­зить то­вар в из­де­лие № 7 Волж­ско­го ав­то­за­во­да и сво­им хо­дом до­ста­вить в сто­ли­цу на­шей лю­би­мой ро­ди­ны. За­гру­зил в Се­ро­ве пач­ки с кни­га­ми, по­мо­лил­ся на до­рож­ку и – впе­рёд. Ле­то 2010-го все по­мнят. Жа­ра, лес­ные по­жа­ры, всё пла­вит­ся – и до­ро­га, и моз­ги. В го­ло­ве тре­вож­ная мысль – а до­еду ли до Моск­вы? Две ты­ся­чи ки­ло­ме­т­ров пу­ти по та­кой жа­ре вы­дер­жит ли дви­жок?

На­ка­ну­не, уго­ва­ри­вая на по­со­шок бу­ты­лоч­ку се­ро­вской вод­ки, при­ятель мой Миш­ка Ми­хай­лов скеп­ти­че­с­ки от­нёс­ся к за­тее:

– Ехать на этом ве­д­ре с гру­зом в пол­тон­ны – аван­тю­ра!

– Ну что ж, – не дал я се­бя по­ну­рить, – вста­нет, спи­шем на ме­тал­ло­лом!

В по­ло­ви­не пя­то­го ут­ра ма­ши­на, при­се­дая на зад­ний мост, слов­но са­мо­лёт, иду­щий на взлёт, вы­еха­ла из Се­ро­ва. Дви­жок на­груз­ку не чув­ст­во­вал, ма­ши­на спо­кой­но бе­жа­ла и сто, и сто двад­цать ки­ло­ме­т­ров в час. Бен­зи­ну, мо­жет, «жра­ла» чуть боль­ше, но еха­ла же! По­за­ди пер­вый от­ре­зок хо­ро­шей до­ро­ги Се­ров–Ека­те­рин­бург. По­том бу­ду сво­ра­чи­вать на Чу­со­вой–Пермь. По­ка всё хо­ро­шо. Ма­ши­на идёт, дви­жок без над­ры­ва тя­нет свою но­шу. В са­ло­не стой­кий за­пах ти­по­граф­ской кра­с­ки. При­ят­но ла­с­ка­ла мысль, что мои ли­те­ра­тур­ные тру­ды вос­тре­бо­ва­ны в Моск­ве. А это для ме­ня – вы­со­ко! Вро­де бы и не силь­но вы­со­ко я ус­пел воз­не­с­тись, но и это­го хва­ти­ло, что­бы не за­ме­тить на ас­фаль­те при­лич­ную ды­ру ве­ли­чи­ной с ка­на­ли­за­ци­он­ный люк. Пра­вое ко­ле­со вло­ми­лось в не­го – удар! Пе­ре­док мо­е­го ав­то за­мо­та­ло, бро­си­ло к обо­чи­не. Я ос­та­но­вил­ся и, не ды­ша, про­кли­ная Миш­ки­ны про­ро­че­ст­ва, бо­яз­ли­во за­гля­нул под ма­ши­ну. За­гля­нул, что­бы убе­дить­ся в том, в чём уже был поч­ти уве­рен – ма­ши­нёш­ку здесь при­дёт­ся бро­сить, даль­ше до­би­рать­ся как-то на пе­ре­клад­ных.

Ха! Как бы не так. Диск пе­ред­не­го ко­ле­са от уда­ра об яму за­гнул­ся с обе­их сто­рон, буд­то ро­зо­вый бу­тон там рас­пу­с­тил­ся. Толь­ко и все­го. Ерун­да! Сей­час ко­ле­со по­ме­няю, и даль­ше по­еду. Но, за­гля­нув в ба­гаж­ник, по­нял, что зря до­ве­рил по­груз­ку книг Миш­ке. Гра­мот­но рас­пре­де­лив на­груз­ку в са­ло­не, он так же ак­ку­рат­но за­ло­жил кни­га­ми дом­крат и за­па­с­ку! Что де­лать? Смо­т­рю, не­по­да­лё­ку КА­МАЗ при­пар­ко­вал­ся. По­до­шёл к во­ди­те­лю:

– Зе­ме­ля, обо­да по­за­ги­бал вот, дом­крат за­ва­лен, не дашь свой?

Тот улыб­нул­ся, по­смо­т­рел на мою ма­ши­ну, и вы­дал ре­ше­ние:

– Ку­вал­ду под сед­лом при­це­па ви­дишь?

– Ну!

– Бе­ри её, «под­сту­чи» диск с обе­их сто­рон, он и вы­пря­мит­ся. Силь­но не го­ни, че­рез пят­над­цать ки­ло­ме­т­ров бу­дет ши­но­мон­таж, они там те­бе ко­ле­со сни­мут, диск вы­пра­вят.

Я ра­до­вал­ся ку­вал­де, как ра­ду­ет­ся фо­то­граф но­во­му объ­ек­ти­ву. «Под­сту­чал» диск, вы­пра­вил, сколь­ко смог, по­бла­го­да­рил опыт­но­го во­ди­лу и дви­нул­ся даль­ше.

Подъ­ез­жаю к Гор­но­за­вод­ско­му. Знак – 40. До­ро­га не че­рез го­род, во­круг ка­ких-то за­бо­ров. Ско­рость не­мно­го сба­вил, еду. Вдруг из ка­ко­го-то не­ка­зи­с­то­го до­ми­ка по­яви­лась ещё од­на рос­сий­ская бе­да, ко­то­рую ни с ка­кой дру­гой не пе­ре­пу­та­ешь. У неё од­на ру­ка длин­нее дру­гой, с по­ло­са­той око­неч­но­с­тью. Для тех, кто пло­хо от­ли­ча­ет по­ло­са­тое от чёр­но-бе­ло­го, эта бе­да об­ла­ча­ет­ся ещё и в мун­дир. Де­лать не­че­го, ос­та­но­вил­ся.

– Вы пре­вы­си­ли ско­рость, то­ва­рищ во­ди­тель.

– Да ну? По­ка­жи.

За­шли в до­мик.

– Вот, – по­ка­зал ин­спек­тор на эк­ран мо­ни­то­ра, – уз­на­ё­те ма­ши­ну?

А что уз­на­вать-то? Моя ма­ши­на. Тем бо­лее, мож­но и ме­ня за ру­лём раз­гля­деть. Улы­ба­юсь че­му-то. Что де­лать, под­пи­сал про­то­кол и по­шёл уго­ва­ри­вать свою «се­мёр­ку» не­мно­го уме­рить пыл. На­ст­ро­е­ние, ко­неч­но, под­се­ло. С дру­гой сто­ро­ны, взба­д­ри­вал я се­бя, пер­вый пу­те­вой про­то­кол – то­же со­бы­тие.

Ми­но­вал Чу­со­вой, вот и пер­вый боль­шой мост пе­ред Пер­мью, ре­ка Чу­со­вая. Ка­кой не­воз­мож­но кра­си­вый вид от­кры­ва­ет­ся с кру­то­го бе­ре­га! Все жи­тей­ские пе­ре­дря­ги дре­без­жа­щей ме­ло­чью от­ско­чи­ли и за­бы­лись, хо­те­лось быть со­звуч­ным, со­раз­мер­ным этой при­род­ной си­ле. По­сле мос­та до­ро­га строп­ти­во ре­ши­ла на­пом­нить о се­бе. Чтоб не рас­слаб­ля­лись. До­рож­ное по­лот­но – как судь­ба и оде­я­ло у бед­но­го цы­га­на – всё в ло­с­ку­тах и ды­рах. Вро­де и ра­бо­та­ют в оран­же­вых спе­цов­ках уз­бе­ки, ды­мит­ся гу­д­рон, но су­ще­ст­вен­но кар­ти­на не ме­ня­ет­ся. Как ска­зал один по­ли­тик: «Стро­ить в Рос­сии хо­ро­шие до­ро­ги – не­вы­год­но». Это же – ру­бить сук, с ко­то­ро­го же­лан­ней­шие ино­ма­роч­ные пло­ды мож­но со­би­рать круг­ло­го­дич­но и по­жиз­нен­но.

– За спи­ной – ты­ся­ча! – вы­крик­нул я что бы­ло си­лы в от­кры­тое ок­но ма­ши­ны, и ог­ля­нул­ся: ус­лы­хал Миш­ка – нет?

Ли­му­зи­ны кру­тые да се­да­ны пу­за­тые по­па­да­ют­ся лишь во­круг ме­га­по­ли­сов, при­мер­но в ра­ди­у­се ста ки­ло­ме­т­ров. На трас­сах цар­ст­ву­ют фу­ры, мо­гу­чие КА­МА­Зы, то и де­ло про­ска­ки­ва­ют род­ные «Ла­ды». Ино­ма­ро­чек мень­ше. Едут смир­нень­ко – во­семь­де­сят, мак­си­мум – сто. Уж из­ви­ни­те, не на ав­то­ба­нах. Иной раз взбрык­нёт ка­кой-ни­будь «Фор­дик», ки­нет­ся на­ка­зы­вать обо­гнав­шую его «се­мёр­ку», но ведь у нас на каж­дую та­кую «сив­ку» есть своя кру­тая гор­ка. На­ко­вы­ря­ет «Фор­дик» вы­бо­ин и кол­до­бин, жё­ст­ким, горь­ко­ва­тым ком­ком сглот­нёт свою участь и убе­дит се­бя, что раз­гля­ды­вать зад­ние но­ме­ра смеш­ных рос­сий­ских ма­шин – не са­мый по­зор­ный удел. Бы­ва­ет, до­ро­га улуч­шит­ся, гля­дишь – все эти об­ли­зан­ные кра­сав­цы гурь­бой, как ов­цы к во­до­пою, рва­ну­ли впе­рёд. Но у нас «бе­да» не да­ёт на­дол­го о се­бе за­быть. И опять – всё сна­ча­ла.

Ве­чер. По­за­ди ты­ся­ча три­с­та ки­ло­ме­т­ров пу­ти. Се­мё­нов, пре­крас­ный ста­рин­ный рус­ский го­ро­док. В Се­мё­но­ве я за­ле­чи­вал но­ги, ког­да шёл пеш­ком из Хан­ты-Ман­сий­ска в Моск­ву. Ра­ду­ет, со­гре­ва­ет ду­шу Се­мё­нов – ис­то­ри­ей, ук­ла­дом, раз­ме­рен­ной жиз­нью, лад­ны­ми ку­пе­че­с­ки­ми до­ма­ми, па­т­ри­ар­халь­но­с­тью сво­ей.

Гос­ти­нич­ку, что у глав­ной пло­ща­ди го­ро­да, по ста­рой па­мя­ти на­шёл без тру­да. Че­ст­но го­во­ря, она боль­ше на­по­ми­на­ла об­ще­жи­тие, но тут уж при­ве­ред­ни­чать не бу­дешь. По­сле дол­гой до­ро­ги в со­ро­ка­гра­дус­ную жа­ру пре­дел меч­та­ний – про­хлад­ный душ, чи­с­тая по­стель. Но ещё дол­го во­ро­чал­ся я на сво­ей по­сте­ли, пе­ред гла­за­ми тек­ла бес­ко­неч­ная лен­та до­ро­ги, те­ло то и де­ло на­пря­га­лось и ды­ха­ние спи­ра­ло – это оче­ред­ная яма ко­вар­но рас­кры­ва­ла пе­ред мо­им ко­ле­сом своё по­хот­ли­вое ло­но. Вы­спал­ся я всё-та­ки от ду­ши. Бо­д­ро встал, пе­ре­ку­сил и, как пу­ля – по­ро­хом, на­чи­нён­ный азар­том пу­те­ше­ст­вия, слил­ся с во­ди­тель­ским крес­лом в еди­ное це­лое, ру­ки при­выч­но срос­лись с ру­лём – ай­да! Сто двад­цать ки­ло­ме­т­ров про­ле­те­ли не­за­мет­но, вот и мост че­рез Вол­гу, за ним – Ниж­ний Нов­го­род. Здесь нет объ­е­зд­ной до­ро­ги, при­шлось по­по­теть, вы­ис­ки­вая в улич­ных ла­би­рин­тах нуж­ное на­прав­ле­ние. На­ко­нец, вы­ехал на фи­наль­ный от­ре­зок сво­е­го пу­ти: Ниж­ний Нов­го­род – Моск­ва. 500 ки­ло­ме­т­ров. Че­ты­ре по­ло­сы в Моск­ву, че­ты­ре – об­рат­но. Еду, не на­ру­шаю, дер­жу 100. А впе­чат­ле­ние та­кое, что пе­ре­дви­га­ешь­ся чуть бы­с­т­рее, чем пеш­ко­д­ра­лом. Скуч­но. (Да-да, вы то­же по­ду­ма­ли: «без бе­ды все­гда скуч­но»?)

Так, не спе­ша, я до­б­рал­ся до Моск­вы. Там – пря­ми­ком к до­му сво­е­го дру­га, пи­са­те­ля Вик­то­ра Про­ни­на. Жи­вёт он в Не­мчи­нов­ке, сра­зу за МКАД. Оба бы­ли ра­ды встре­че, дав­но не ви­де­лись. Об­ня­лись креп­ко, тут же на­ри­со­вал­ся не­за­мыс­ло­ва­тый, но гре­ю­щий ду­шу план даль­ней­ших дей­ст­вий. Раз­гру­зи­ли кни­ги. Сго­ня­ли на кол­хоз­ный ры­нок, на­ку­пи­ли ба­ра­ни­ны, ово­щей, рас­то­пи­ли ман­гал, ели, пи­ли под не­то­роп­ли­вую бе­се­ду. По­мяг­че­ло в ду­ше, что-то за­то­ми­лось, не­стер­пи­мо за­про­си­лась на­ру­жу упо­и­тель­ная блажь. Пес­ня. Чем бы мы се­бя не те­ши­ли, ка­ких бы ра­до­с­тей и удо­воль­ст­вий не до­бы­ва­ли, ис­крен­ность и всам­де­лиш­ность все­го по­ве­ря­ет­ся пес­ней. Спел пес­ню от ду­ши, зна­чит, ша­ги твои по жиз­ни пра­виль­ные, ра­зум­ные, че­ло­веч­ные. На дру­гое ду­ша не от­клик­нет­ся. Пе­ли дол­го – «Под­мо­с­ков­ные ве­че­ра», «Хо­ро­ши ве­че­ра на Оби», мно­же­ст­во дру­гих пе­сен вспом­ни­ли, так се­бя и уба­ю­ка­ли, без­мя­теж­но ус­нув в са­ду под яб­ло­ня­ми.

Сде­лал свои де­ла в Моск­ве бы­с­т­ро. Вре­ме­ни сво­бод­но­го бы­ло ещё на­ва­лом, и ре­шил­ся я на от­ча­ян­ный для про­вин­ци­а­ла шаг – по­ка­тать­ся по Моск­ве на сво­ей ма­ши­не. Од­на­ко на жё­ст­кий экс­пе­ри­мент ду­ху не хва­ти­ло – днём не ри­ск­нул, вы­езд на­ме­тил на 12 но­чи. Пусть, ду­маю, и «се­мё­роч­ка» моя в по­служ­ной спи­сок се­бе за­пи­шет: «топ­та­ла Моск­ву». Пе­ре­ле­тел че­рез МКАД, вы­ка­тил­ся на мос­ков­ские про­спек­ты и «рас­се­кал» по ним до са­мо­го рас­све­та.

Ну вот, ещё один хо­ро­ший по­вод нам с Ви­тей на­ка­тить по рю­маш­ке – моё по­ко­ре­ние Моск­вы. Од­на­ко по­ра уже бы­ло ду­мать о до­ро­ге на­зад. Не­по­да­лё­ку рас­по­ла­гал­ся ав­то­сер­вис. За­гнал ту­да ма­ши­ну, под­ня­ли её на подъ­ём­ни­ке, ос­мо­т­ре­ли «хо­дов­ку». Нуж­на зад­няя по­лу­ось, саль­ник на хво­с­то­вик ре­дук­то­ра, тор­моз­ной шланг на пе­ред­нее ко­ле­со. За зап­ча­с­ти вме­с­те с ре­мон­том хо­зя­ин-гру­зин за­про­сил две ты­ся­чи сто пять­де­сят руб­лей.

– И всё? – уди­вил­ся я. Хо­зя­ин по­нял, что не до­тя­нул до ци­ф­ры, ко­то­рую я се­бе уже на­ри­со­вал и, спо­хва­тив­шись, за­гнул ещё один па­лец:

– Мас­ло в движ­ке уж чёр­ное че­рес­чур, по­ме­нять на­до.

Да ко­неч­но, ме­няй, ра­до­вал­ся я про се­бя. Прав­да, в со­сед­нем ма­га­зи­не ку­пил его сам, чтоб не на­ли­ли бог зна­ет что. По­ка сле­сарь сно­ро­ви­с­то де­лал своё де­ло, я, сло­во за сло­во, втя­нул его в раз­го­вор. Рас­ска­зал, сколь­ко про­ехал на ма­ши­не, по ка­ким до­ро­гам, с ка­ким гру­зом.

– Ин­те­рес­но, на­при­мер, на «БМВ» я про­де­лал бы то же са­мое?

Сле­сарь буд­то ждал это­го во­про­са.

– Ага, про­де­лал бы, и ре­монт те­бе вле­тел бы ты­сяч в сто пять­де­сят.

И вы­пря­мив­шись, с чув­ст­вом до­ба­вил:

– Да что го­во­рить, пол­ма­ши­ны на ас­фаль­те ос­та­вил бы!

– Дак, се­мёр­ка моя поч­ти столь­ко же и сто­ит. По­лу­ча­ет­ся, что она са­мая на­дёж­ная и креп­кая ма­ши­на?!

– В тво­ём слу­чае – да. Что­бы при­вез­ти пол­тон­ны гру­за за две ты­ся­чи ки­ло­ме­т­ров по та­кой жа­ре, «се­мёр­ка» – са­мая под­хо­дя­щая ма­ши­на.

Слу­шал наш раз­го­вор по­жи­лой гру­зин. Он си­дел в сто­рон­ке, на ди­ва­не, мол­ча по­ку­ри­вал си­га­рет­ку. Вид­но, ре­пу­та­ция у не­го бы­ла че­ло­ве­ка по­пу­с­ту рот не от­кры­ва­ю­ще­го и зряш­ных слов на ве­тер не бро­са­ю­ще­го. Тут он то­же всту­пил в раз­го­вор, что­бы по­ста­вить в нём ве­со­мую точ­ку:

– Не в на­дёж­но­с­ти де­ло, сы­нок, в пре­сти­же!

Вско­ре я вновь встре­тил­ся с этим фи­ло­со­фом. Нуж­но бы­ло уе­хать в Моск­ву, а путь из Не­мчи­нов­ки один – эле­к­т­рич­кой. На неё я опоз­дал и по­бе­жал на трас­су Один­цо­во–Моск­ва. Там ав­то­бус­ная ос­та­нов­ка и так­си­с­ты па­сут­ся в ожи­да­нии пас­са­жи­ров. Гля­жу – зна­ко­мый се­до­вла­сый фи­ло­соф.

Поз­до­ро­вал­ся с ним.

– До Би­би­ре­ва уве­зёшь? – спра­ши­ваю.

Не вы­пу­с­тив на ли­цо ни од­ной эмо­ции, он про­хри­пел:

– За твои день­ги, сы­нок, хоть на лу­ну. Рубль, – ед­ва обо­зна­чив ки­вок, он при­гла­сил ме­ня в са­лон по­дер­жан­ной ино­мар­ки.

Рубль?! Я-то ду­мал – руб­лей за шесть­сот до­бе­русь. Вид­но, кру­то, кру­то ино­ма­роч­ки и фи­ло­со­фию, и пси­хо­ло­гию лю­дей пе­ре­ма­лы­ва­ют. Но вы­би­рать бы­ло не из че­го, я плюх­нул­ся в рва­ное крес­ло и всю до­ро­гу мол­ча ехал до са­мо­го Би­би­ре­во. Фи­ло­соф­ст­во­вать что-то не тя­ну­ло.

Бы­с­т­ро про­ле­те­ла мос­ков­ская не­де­ля. Про­щаль­ный ве­чер в до­ме Ви­ти Про­ни­на. Ус­тав­шие от ниж­не­го бу­фе­та ЦДЛ, гру­зин­ских ре­с­то­ран­чи­ков с хар­чо, ти­хо, без пе­сен, ман­га­ла, пе­ре­ки­ды­ва­ясь лишь ред­ки­ми фра­за­ми, к две­над­ца­ти ве­че­ра уго­во­ри­ли на по­со­шок ли­т­руш­ку во­доч­ки. По­ста­вил се­бе за­да­чу – на сво­ей про­ве­рен­ной ло­шад­ке ВАЗ 2107 (на­лег­ке же, без гру­за) про­бе­жать до Ниж­не­го Та­ги­ла (ты­ся­чу де­вять­сот ки­ло­ме­т­ров) за сут­ки. Ну?!

Гля­ну­ли с Ви­тей друг дру­гу в гла­за. Спать! В че­ты­ре ут­ра – старт. До­ста­точ­но эмо­ций, встреч, ра­до­с­тей, да и в кар­ма­не не гу­с­то – ос­тат­няя де­ся­точ­ка. Хо­тя это­го впол­не до­ста­точ­но, что­бы, не стес­няя се­бя в рас­хо­дах, до­брать­ся до до­му. Я встал из-за сто­ла, до­б­рёл до ди­ва­на и за­был­ся чут­ким, на­сто­ро­жен­ным сном. «Нель­зя пе­ред до­ро­гой ку­шать мно­го вод­ки, не за руль, вы­спать­ся бы те­бе хо­ро­шень­ко» – на­стой­чи­во тер­зал ме­ня рас­су­ди­тель­ный вну­т­рен­ний го­лос, тщет­но пы­та­ясь убе­речь свою обо­лоч­ку от по­па­да­ния в раз­ряд пред­ста­ви­те­лей мно­го­чис­лен­но­го кла­на глав­ной рос­сий­ской бе­ды. Но! «Штир­лиц знал, что ров­но че­рез 20 ми­нут он про­снёт­ся…». Без де­ся­ти че­ты­ре я вско­чил, бо­д­рый и ре­ши­тель­ный, по­жал не­до­прос­нув­ше­му­ся Ви­те ру­ку, за­брал­ся в ма­ши­ну и по­ка­тил по об­жи­тым уже ули­цам Не­мчи­нов­ки.

Вот пруд, вот обе­лиск пав­шим в Оте­че­ст­вен­ную, а вот эс­та­ка­да, с неё съезд на МКАД. А на эс­та­ка­де – пост ГИБДД, ед­ва за­мет­ный в ут­рен­ней мгле. Ага, ин­спек­то­ры не дрем­лют – сте­пен­но вы­ша­ги­ва­ют, удер­жи­вая на пле­чах рем­ни ав­то­ма­тов. Со­ору­див при­стой­но-де­ло­вую фи­зи­о­но­мию, я по­ста­рал­ся бук­валь­но про­со­чить­ся ми­мо по­ста. Че­ты­ре ча­са на­зад при­ня­тая по­сош­ко­вая рю­ма­ха гос­те­при­им­ной мос­ков­ской во­доч­ки мог­ла бы здо­ро­во ос­ча­ст­ли­вить ню­ха­ю­щий ап­па­рат ми­ли­ци­о­не­ра. Вро­де обо­шлось. Вон и съезд на МКАД. Я по­вер­нул на­пра­во и по­ка­тил­ся вниз. А ког­да уви­дел МКАД, по­нял, что съез­жаю по встреч­ной од­но­сто­рон­ней по­ло­се. Стоп. Вклю­чил га­ба­ри­ты, зад­нюю ско­рость и по­пя­тил­ся на­зад. Эхххх. Ну ку­да де­вать­ся от их «все­ви­дя­ще­го ока»?! За­по­лош­но раз­ма­зы­вая по ут­рен­ним су­мер­кам мерт­вен­ный свет ми­гал­ки, ма­ши­на ГИБДД пре­гра­ди­ла мне путь. Ещё мгно­ве­ние, и пе­ре­до мной «Ин­спек­тор...».

– Да ви­жу, – знак «про­хло­пал»!

– Да­вай-ка по-до­б­ро­му, – дал ука­за­ние май­ор, – так же зад­ним хо­дом – на пост, там по­го­во­рим. Ты хоть по­нял, что по встреч­ной по­ехал?

– Да по­нял, – хмык­нул я, и ста­ра­ясь не ду­мать о воз­мож­ных по­след­ст­ви­ях, по­ка­тил к ста­ци­о­нар­но­му пунк­ту ГИБДД. У по­ста тот же май­ор за­брал у ме­ня до­ку­мен­ты и веж­ли­во при­гла­сил: «Прой­дём­те». Сей­час за­ста­вят в труб­ку ды­шать. Да и без труб­ки, ду­маю, вы­хлоп от ме­ня мож­но учу­ять за ки­ло­метр. Не­дрем­лю­щий вну­т­рен­ний го­лос тут же на­ри­со­вал ре­а­ли­с­тич­ный сце­на­рий то­го, как бу­дут раз­во­ра­чи­вать­ся со­бы­тия. Пра­ва от­би­ра­ют, ма­ши­ну (от все­го серд­ца по­бла­го­да­рив за служ­бу), ки­даю тут же, са­жусь в по­езд и до­би­ра­юсь же­лез­ной до­ро­гой. Ин­спек­тор сел у ком­пью­те­ра, де­ло­ви­то по­ёр­зал мыш­кой, уве­рен­но уда­рил по кла­ви­ше и, удов­ле­тво­рив­шись ре­зуль­та­том сво­е­го де­ло­про­из­вод­ст­ва, об­ра­тил на ме­ня объ­яс­ня­ю­ще-по­нят­ли­вый взгляд:

– Вы­езд на встреч­ную по­ло­су на­ка­зы­ва­ет­ся ли­ше­ни­ем во­ди­тель­ских прав, или…

Эф­фект­ную па­у­зу блю­с­ти­те­ля эф­фек­тив­нее все­го за­пол­ня­ла, ви­ди­мо, кар­тин­ка, ко­то­рую он вос­про­из­вёл на эк­ра­не мо­ни­то­ра. С опас­ли­вым пред­вку­ше­ни­ем уви­деть что-то та­кое, до че­го я мог и не до­ду­мать­ся, я взгля­нул на эк­ран. Нет, всё по­нят­но. В шко­ле, сла­ва бо­гу, учи­лись, ци­ф­ру 8 от дру­гих от­ли­чить мо­жем. Во­семь ты­сяч руб­лей. Эх, – по­ду­ма­лось. Бе­да на бе­де си­дит, бе­дой по­го­ня­ет. Вот по ка­ким та­ри­фам нас, ду­ра­ков, учат на рос­сий­ских до­ро­гах. Пре­по­да­ва­те­ли, вид­но, вы­со­чай­шей ква­ли­фи­ка­ции, а ко­му ещё за один урок та­кие день­жи­ща пла­тят? Как толь­ко я осо­знал мас­штаб про­бле­мы, тут же на­чал в уме её кар­нать. Де­нег лю­бых жал­ко, но сей­час важ­но ос­та­вить се­бе хо­тя бы на до­ро­гу. До­стаю из кар­ма­на ру­баш­ки две пя­ти­ты­сяч­ных ку­пю­ры и с про­ник­но­вен­но­с­тью, ко­то­рую пу­с­кал в ход толь­ко объ­яс­ня­ясь с де­вуш­ка­ми, при­нял­ся жа­ло­бить май­о­ра:

– Две ты­ся­чи ки­ло­ме­т­ров пу­ти нуж­но ехать. Вот пять ты­сяч вам, а пять – мне на бен­зин. И су­нул ку­пю­ру ку­да-то в бу­ма­ги.

Ин­спек­тор, ви­ди­мо, за­кла­ды­вал в ито­го­вую сум­му про­цент ус­туп­ки ка­ню­ча­щим, и не про­явил осо­бо­го рве­ния в от­ста­и­ва­нии бо­лее сим­па­тич­ной для се­бя ци­ф­ры. Сдви­нул в мою сто­ро­ну до­ку­мен­ты и ле­ни­вой гри­ма­сой обо­зна­чил ко­ман­ду:

– Ез­жай.

На по­лу­сог­ну­тых вы­бе­жал я из ГИБДДшно­го ло­го­ва, на вся­кий слу­чай де­мон­ст­ри­руя на­пар­ни­ку май­о­ра-гу­ма­ни­с­та пол­ную ло­яль­ность глу­пей­шей из улы­бок. Су­дя по то­му, что и он от­ве­тил мне до­б­ро­душ­ной ус­меш­кой, я по­нял, что с во­об­ра­же­ни­ем у не­го всё в по­ряд­ке. Свою до­лю он уже при­со­во­ку­пил к ле­жа­щим в бу­маж­ни­ке ку­пю­рам.

– Те­бе ведь на Горь­ков­скую?

– Ну да.

– Тог­да – ту­да, ки­ло­ме­т­ров со­рок по МКАД, по эс­та­ка­де вы­ско­чишь на Горь­ков­скую трас­су.

Я ещё раз гля­нул в сто­ро­ну зло­по­луч­ной «встреч­ки» – оба-на­а­аа! Знак «про­езд за­пре­щён» прак­ти­че­с­ки не ви­ден, бук­валь­но «про­гло­чен­ный» кро­на­ми де­ре­вь­ев, к то­му же и ос­ве­ща­ю­щий его фо­нарь не го­рел.

Не «до­бил» до Та­ги­ла в этот день, как пла­ни­ро­вал. За­пу­тал­ся в сер­пан­ти­не объ­е­зд­ной до­ро­ги во­круг Пер­ми, про­ско­чил свёр­ток на Бе­рез­ни­ки. Ки­ло­ме­т­ров за три­с­та пять­де­сят до го­ро­да при­тк­нул­ся к за­прав­ке и креп­ко ус­нул. Сы­тая и хо­лё­ная Пер­во­пре­с­толь­ная бы­ла уже да­ле­ко по­за­ди. Ут­ро. Сол­ныш­ко. Я ка­тил по Ураль­ским хол­мам, с улыб­кой вспо­ми­нал о мос­ков­ских день­ках, о сво­ём дру­ге Ви­те Про­ни­не.

Так, вспо­ми­ная са­мые при­ят­ные эпи­зо­ды сво­е­го во­я­жа, до­б­рал­ся я до Се­ро­ва, за­явил­ся пред яс­ные очи Миш­ки-не­ве­ру­ю­ще­го.

– Ну вот, Ми­ша, груз до­став­лен в Моск­ву. При­ни­май ма­ши­ну!

– Не, – за­улы­бал­ся Миш­ка, – ез­ди­те на та­ком та­зи­ке са­ми, а мы уж на «Той­о­те» по­ма­ем­ся.


Леонид БАБАНИН,
пос.БЕРЁЗОВО,
Ханты-Мансийский округ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования