Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №49. 09.12.2011

Поэзия от DIOR, или весёлые грустные стихи

Так уж сло­жи­лось, что ли­те­ра­тур­ная жизнь Ук­ра­и­ны ещё шесть-семь лет на­зад ос­та­ва­лась «ук­ра­ин­ской», не на­хо­дя ин­те­ре­са у рос­сий­ско­го чи­та­те­ля. Рос­сия, са­ма бо­га­тая ли­те­ра­тур­ны­ми та­лан­та­ми, про­сто не ус­пе­ва­ла сле­дить за млад­шей се­с­т­рой. Но в по­след­ние го­ды ки­пу­чая де­я­тель­ность рус­ско­языч­ных ав­то­ров в Ки­е­ве, Харь­ко­ве, Одес­се, Дне­про­пе­т­ров­ске ста­ла при­вле­кать це­ни­те­лей ис­кус­ст­ва как Рос­сии, так и все­го ми­ра. По­ми­мо тра­ди­ци­он­ных из­да­ний и фе­с­ти­ва­лей по­яви­лось та­кое по­ня­тие, как «ли­те­ра­тур­ный ту­ризм». По­эты ко­ле­сят по го­ро­дам и ве­сям, вы­би­рая для сво­их кон­цер­тов са­мые не­о­быч­ные ме­с­та.

В Дне­про­пе­т­ров­ске та­кой «Мек­кой» был вы­бран тор­го­во-раз­вле­ка­тель­ный центр «Гранд-Пла­за», на ба­зе ко­то­ро­го от­крыл­ся ли­те­ра­тур­но-му­зы­каль­ный клуб «Куль­тур­ная сре­да». В со­от­вет­ст­вии с на­зва­ни­ем, по сре­дам, клуб рас­па­хи­вал свои две­ри и объ­я­тья для ли­те­ра­тур­ных ту­ри­с­тов. Сколь­ко по­этов и про­за­и­ков при­нял у се­бя ра­душ­ный Дне­про­пе­т­ровск! Из Моск­вы, Харь­ко­ва, Вин­ни­цы… Ар­ка­дий Шты­пель, Игорь Сид, Юрий Конь­ков, Вя­че­слав Хар­чен­ко (все – Моск­ва), Ан­д­рей Крас­ня­щих, Алек­сандр Пан­те­лят, Ека­те­ри­на Ус, Вла­ди­слав Ку­ла­ков, Ок­са­на Ефи­мен­ко (Харь­ков), Ле­о­нид Бо­ро­зен­цев и дру­гие.

А в но­я­б­ре гос­тя­ми «Куль­тур­ной сре­ды» ста­ли ки­ев­ля­не – в на­ча­ле ме­ся­ца Алек­сандр Мо­цар, ку­ри­ру­ю­щий сайт «Чер­но­вик», и под за­на­вес но­я­б­ря – по­этес­сы Ок­са­на Бо­ро­вец и Еле­на Шел­ко­ва с пре­зен­та­ци­ей по­эти­че­с­ко­го аль­ма­на­ха «Ка­ш­та­но­вый Дом».

Есть та­кое по­ня­тие «ки­ев­ский текст». Этим тер­ми­ном на­зы­ва­ют сти­хи ки­ев­лян или лю­дей, по­бы­вав­ших в сто­ли­це Ук­ра­и­ны и ос­та­вив­ших по­сле се­бя «ки­ев­ские риф­мы».

 

Ус­ни, го­во­рит, а то я те­бя ос­тав­лю,

А то уне­су в за­кол­до­ван­ные ле­са.

Ок­но дре­без­жит, а мо­жет,

трам­вай хру­с­таль­ный,

А в нём го­во­рят осип­шие го­ло­са.

 

Это не чёт­кий «ки­ев­ский текст», но те­мой веч­но спе­ша­ще­го на­вст­ре­чу соб­ст­вен­ной гру­с­ти ме­га­по­ли­са про­ни­зан весь по­эти­че­с­кий сбор­ник Ок­са­ны «Трам­вай­ные ко­ни». В этом сбор­ни­ке встре­ча­ют­ся есе­нин­ские мо­ти­вы. У де­ре­вен­ско­го по­эта бы­ли «же­лез­ные ко­ни», взмет­нув­шие Русь, а у Ок­са­ны Бо­ро­вец – трам­вай­ные, от­хо­дя­щие те­перь в про­шлое. Ар­ха­и­че­с­кий транс­порт…

 

Трам­вай­ные ко­ни за­ржут

над по­жух­лой тра­вой

За­рос­шей обо­чи­ны.

Всхлип­нет ус­нув­ший куз­не­чик.

И крас­ных ко­ней по­ве­дут

на су­хой во­до­пой,

И ко­ни уй­дут, раз­би­вая ко­пы­та­ми

веч­ность. 

 

На­вер­ное, ис­тин­ная, по­эти­че­с­кая грусть ха­рак­тер­на для каж­до­го на­сто­я­ще­го по­эта. Хо­тя Ок­са­не не при­хо­дит­ся гру­с­тить – вме­с­те с Ан­д­ре­ем Гря­зо­вым она ор­га­ни­зу­ет меж­ду­на­род­ный фе­с­ти­валь «Ка­ш­та­но­вый Дом», ко­то­рый вот уже седь­мой год со­би­ра­ет в Ки­е­ве сот­ни по­этов и це­ни­те­лей ис­кус­ст­ва из раз­ных стран ми­ра.

Во­об­ще, весь кон­церт был по­ст­ро­ен на кон­тра­с­те – я не­воль­но вспом­нил двух веч­ных ан­та­го­ни­с­тов Есе­ни­на и Ма­я­ков­ско­го. Ти­хая, прон­зи­тель­ная по­эзия Ок­са­ны кон­тра­с­ти­ро­ва­ла с гром­кой, энер­гич­ной дек­ла­ма­ци­ей Еле­ны Шел­ко­вой:

 

Ар­буз­ные дож­ди – как бом­бы.

Се­го­дня го­род су­мас­шед­ший.

И там, где толь­ко что твой дом был,

Рас­тут ар­буз­ные че­реш­ни.

 

У Еле­ны Шел­ко­вой уди­ви­тель­ная спо­соб­ность чи­тать ве­се­ло о гру­ст­ных ве­щах и на­обо­рот. Че­го толь­ко сто­ит мо­но­лог Ос­ли­ка Иа: 

 

Я на­дую сто ты­сяч зе­лё­ных ша­ров,

Я с дру­ги­ми на­ем­ся и клюк­вы,

и мё­да.

Это участь, ро­див­шись с то­с­кою

ко­ров,

Быть ве­сё­лым в лю­бую лю­бовь

и по­го­ду…

 

А са­ми по­этес­сы го­во­рят о про­шед­шем кон­цер­те с при­су­щим им юмо­ром.

 

Еле­на ШЕЛ­КО­ВА:

– К мо­е­му без­мер­но­му удив­ле­нию, слу­ша­те­ли при­шли на наш кон­церт, а не­ко­то­рые да­же ос­та­лись до кон­ца. Я вы­би­раю очень хи­т­рую ма­не­ру по­ве­де­ния на сце­не – чи­таю гром­ко, что­бы слу­ша­те­лям не­удоб­но бы­ло уй­ти – ви­дят же, над­ры­ва­ет­ся че­ло­век. На­до по­слу­шать.

 

Ок­са­на БО­РО­ВЕЦ:

– Слож­но чи­тать в та­ком ме­с­те, ку­да лю­ди при­шли вы­пить ко­фе, а тут им – сти­хи. Это же, на­вер­ное, пло­хо на пи­ще­ва­ре­ние вли­я­ет.

А ес­ли се­рь­ёз­но, то спа­си­бо Алек­сан­д­ру за при­гла­ше­ние. Дне­про­пе­т­ровск – очень кра­си­вый го­род, очень ра­да зна­ком­ст­ву с ним и его оби­та­те­ля­ми.

 

Ли­те­ра­тур­ный ту­ризм поз­во­ля­ет по­этам, жи­ву­щим в раз­ных го­ро­дах, бли­же по­зна­ко­мить­ся друг с дру­гом, а слу­ша­те­лям по­лу­чить удо­воль­ст­вие от вы­ступ­ле­ния, что­бы той же но­чью в соц­се­тях об­суж­дать до­сто­ин­ст­ва рус­ско­языч­ной по­эзии Ки­е­ва.


Александр МУХАРЕВ,
г. ДНЕПРОПЕТРОВСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования