Архив : №49. 09.12.2011
Поэзия от DIOR, или весёлые грустные стихи
Так уж сложилось, что литературная жизнь Украины ещё шесть-семь лет назад оставалась «украинской», не находя интереса у российского читателя. Россия, сама богатая литературными талантами, просто не успевала следить за младшей сестрой. Но в последние годы кипучая деятельность русскоязычных авторов в Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске стала привлекать ценителей искусства как России, так и всего мира. Помимо традиционных изданий и фестивалей появилось такое понятие, как «литературный туризм». Поэты колесят по городам и весям, выбирая для своих концертов самые необычные места.
В Днепропетровске такой «Меккой» был выбран торгово-развлекательный центр «Гранд-Плаза», на базе которого открылся литературно-музыкальный клуб «Культурная среда». В соответствии с названием, по средам, клуб распахивал свои двери и объятья для литературных туристов. Сколько поэтов и прозаиков принял у себя радушный Днепропетровск! Из Москвы, Харькова, Винницы… Аркадий Штыпель, Игорь Сид, Юрий Коньков, Вячеслав Харченко (все – Москва), Андрей Краснящих, Александр Пантелят, Екатерина Ус, Владислав Кулаков, Оксана Ефименко (Харьков), Леонид Борозенцев и другие.
А в ноябре гостями «Культурной среды» стали киевляне – в начале месяца Александр Моцар, курирующий сайт «Черновик», и под занавес ноября – поэтессы Оксана Боровец и Елена Шелкова с презентацией поэтического альманаха «Каштановый Дом».
Есть такое понятие «киевский текст». Этим термином называют стихи киевлян или людей, побывавших в столице Украины и оставивших после себя «киевские рифмы».
Усни, говорит, а то я тебя оставлю,
А то унесу в заколдованные леса.
Окно дребезжит, а может,
трамвай хрустальный,
А в нём говорят осипшие голоса. |
Это не чёткий «киевский текст», но темой вечно спешащего навстречу собственной грусти мегаполиса пронизан весь поэтический сборник Оксаны «Трамвайные кони». В этом сборнике встречаются есенинские мотивы. У деревенского поэта были «железные кони», взметнувшие Русь, а у Оксаны Боровец – трамвайные, отходящие теперь в прошлое. Архаический транспорт…
Трамвайные кони заржут
над пожухлой травой
Заросшей обочины.
Всхлипнет уснувший кузнечик.
И красных коней поведут
на сухой водопой,
И кони уйдут, разбивая копытами
вечность. |
Наверное, истинная, поэтическая грусть характерна для каждого настоящего поэта. Хотя Оксане не приходится грустить – вместе с Андреем Грязовым она организует международный фестиваль «Каштановый Дом», который вот уже седьмой год собирает в Киеве сотни поэтов и ценителей искусства из разных стран мира.
Вообще, весь концерт был построен на контрасте – я невольно вспомнил двух вечных антагонистов Есенина и Маяковского. Тихая, пронзительная поэзия Оксаны контрастировала с громкой, энергичной декламацией Елены Шелковой:
Арбузные дожди – как бомбы.
Сегодня город сумасшедший.
И там, где только что твой дом был,
Растут арбузные черешни. |
У Елены Шелковой удивительная способность читать весело о грустных вещах и наоборот. Чего только стоит монолог Ослика Иа:
Я надую сто тысяч зелёных шаров,
Я с другими наемся и клюквы,
и мёда.
Это участь, родившись с тоскою
коров,
Быть весёлым в любую любовь
и погоду… |
А сами поэтессы говорят о прошедшем концерте с присущим им юмором.
Елена ШЕЛКОВА:
– К моему безмерному удивлению, слушатели пришли на наш концерт, а некоторые даже остались до конца. Я выбираю очень хитрую манеру поведения на сцене – читаю громко, чтобы слушателям неудобно было уйти – видят же, надрывается человек. Надо послушать.
Оксана БОРОВЕЦ:
– Сложно читать в таком месте, куда люди пришли выпить кофе, а тут им – стихи. Это же, наверное, плохо на пищеварение влияет.
А если серьёзно, то спасибо Александру за приглашение. Днепропетровск – очень красивый город, очень рада знакомству с ним и его обитателями.
Литературный туризм позволяет поэтам, живущим в разных городах, ближе познакомиться друг с другом, а слушателям получить удовольствие от выступления, чтобы той же ночью в соцсетях обсуждать достоинства русскоязычной поэзии Киева.
Александр МУХАРЕВ,
г. ДНЕПРОПЕТРОВСК