Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 16.12.2011

Амели от литературы

 О силе ЖЖ, забронзовевших власть имущих, и как чуть не получила по шее…

 

Ма­ри­ан­на Гон­ча­ро­ва – пи­са­тель­ни­ца, жи­ву­щая на Ук­ра­и­не и пи­шу­щая на рус­ском язы­ке. Она – жур­на­лист, пе­да­гог, пе­ре­вод­чик, ре­жис­сёр мо­ло­дёж­но­го те­а­т­ра. Зо­ло­той ла­у­ре­ат кон­кур­сов Жи­во­го Жур­на­ла «Про­фес­си­о­на­лы–2009» и «Луч­шие бло­ги–2009». Из-под её пе­ра вы­хо­дят ла­ко­нич­ные фи­ло­соф­ские, в ос­нов­ном юмо­ри­с­ти­че­с­кие рас­ска­зы, каж­дый из ко­то­рых сот­кан, ка­за­лось бы, из ме­ло­чей: те­ле­фон­ный зво­нок ста­ро­го зна­ко­мо­го, при­блу­див­ший­ся кот, со­ва Ксю­ша с со­вя­та­ми на чер­да­ке... Но ведь имен­но из та­ких ме­ло­чей со­сто­ит жизнь.

 

МАРИАННА ГОНЧАРОВА
МАРИАННА ГОНЧАРОВА

– Ва­ши рас­ска­зы – под­смо­т­рен­ные, под­слу­шан­ные, слу­чай­но за­ме­чен­ные – ма­лень­кие ис­то­рии. Вы, на­вер­ное, все­гда дер­жи­те под ру­кой блок­нот – чтоб, еже­ли че­го при­клю­чит­ся, тут же за­пи­сать?

– Нет, не все­гда. Я ведь учи­лась на фа­куль­те­те ино­ст­ран­ных язы­ков – па­мять на­тре­ни­ро­ван­ная. И по­том, то, что про­из­во­дит впе­чат­ле­ние, не за­бы­ва­ет­ся. Хо­тя, ко­неч­но, в каж­дой сум­ке обя­за­тель­ный де­жур­ный блок­нот. Но он не сов­сем для за­пи­сы­ва­ния со­бы­тий, а ско­рей для мыс­лей, идей, по­чер­ку­шек вся­ких.

– Жизнь, по­жа­луй, каж­до­го че­ло­ве­ка сот­ка­на из ма­лень­ких си­ту­а­ций, слу­ча­ев, про­ис­ше­ст­вий, но да­ле­ко не каж­дый об­ра­ща­ет на них вни­ма­ние, и уж тем бо­лее пе­ре­но­сит их на бу­ма­гу. Ког­да вы ста­ли за­пи­сы­вать дей­ст­ви­тель­ность?

– Все­гда. По-мо­е­му, это бы­ло все­гда. При­мер­но лет с пят­над­ца­ти. Толь­ко сна­ча­ла я не за­пи­сы­ва­ла, а рас­ска­зы­ва­ла. По­ка­зы­ва­ла в ли­цах. Или в мор­дах, ла­пах и хво­с­тах, ес­ли речь шла о жи­вот­ных. У ме­ня бы­ла по­дру­га Ле­на, имен­но бла­го­да­ря ей я и на­учи­лась рас­сма­т­ри­вать всё в де­та­лях и ста­ла всё это сна­ча­ла про­сто за­пи­сы­вать, а по­том уже и рас­ска­зы пи­сать. Ле­на всё вре­мя по­вто­ря­ла мне: «За­пи­ши это. За­пи­ши».

Ког­да Ле­на се­рь­ёз­но за­бо­ле­ла и уже не вста­ва­ла, я при­хо­ди­ла к ней и ча­са­ми рас­ска­зы­ва­ла и по­ка­зы­ва­ла, от­вле­ка­ла, раз­вле­ка­ла, сме­ши­ла её. Да­же в пред­по­след­ний её день в на­шем ми­ре Лен­ка сме­я­лась. Моя но­вая кни­га «Дра­кон из Пер­ка­ла­ба», ко­то­рая вый­дет в фе­в­ра­ле в из­да­тель­ст­ве «ЭКС­МО», о ней, о ху­дож­ни­ке Еле­не Би­рю­ко­вой. Ко­то­рая на­учи­ла ме­ня смо­т­реть и ви­деть.

– Вы жи­вё­те и ра­бо­та­е­те не­да­ле­ко от ук­ра­ин­ско­го го­ро­да Чер­нов­цы – ме­с­то ин­те­рес­ное, по­гра­нич­ное. Кем вы се­бя ощу­ща­е­те по на­ци­о­наль­но­с­ти и го­су­дар­ст­вен­ной при­над­леж­но­с­ти?

– На­ме­ша­но во мне столь­ко вся­ких иг­ри­с­тых ве­сё­лых кро­вей: и рус­ская, и ук­ра­ин­ская, и ев­рей­ская. Вос­пи­ты­ва­лась я на рус­ской ли­те­ра­ту­ре и ан­г­лий­ской клас­си­ке. Все­гда обо­жа­ла ук­ра­ин­скую, осо­бен­но гу­цуль­скую куль­ту­ру, чув­ст­во­ва­ла се­бя в го­рах очень сча­ст­ли­вой. Нет, сов­сем не у ко­ст­ра под ту­рист­ские пес­ни, а имен­но в ком­па­нии лю­дей, там жи­ву­щих. Даль­ше. Мои обе ба­буш­ки и де­душ­ка – одес­си­ты, а в Одес­се од­на на­ци­о­наль­ность – одес­сит. Сло­вом, по­ня­тия не имею, как от­ве­тить на этот во­прос. А, вот так: я – зем­ля­нин, да.

– Сле­ди­те ли вы за по­ли­ти­кой? А то в по­след­нее вре­мя на Ук­ра­и­не, да и в Рос­сии ка­кая-то ерун­да тво­рит­ся. В Ук­ра­и­не Ти­мо­шен­ко по­са­ди­ли. За что – ни­кто тол­ком ска­зать не мо­жет. В Моск­ве вот ми­тин­ги оп­по­зи­ции про­хо­дят, не­до­воль­ной ре­зуль­та­та­ми вы­бо­ров, ты­ся­ча за­дер­жан­ных, а в фе­де­раль­ных СМИ – ни сло­ва…

– Да, сле­жу. И не из пра­зд­но­го лю­бо­пыт­ст­ва.

По­то­му что за каж­дым со­бы­ти­ем сто­ят кон­крет­ные лю­ди. От каж­до­го со­бы­тия мо­жет за­ви­сеть бу­ду­щее мо­их де­тей. Я от­ве­чаю на ва­ши во­про­сы на­ка­ну­не ми­тин­га, ку­да со­би­ра­ют­ся ид­ти мои мос­ков­ские дру­зья. И по­ни­маю, что не пой­ти они не мо­гут. И очень тре­вож­но за них, очень не­спо­кой­но.

А на­ши власть иму­щие за­брон­зо­ве­ли. По­те­ря­ли чув­ст­во ре­аль­но­с­ти. Как-то, во­зясь на кух­не, вдруг слу­чай­но ус­лы­ша­ла из те­ле­ви­зо­ра вы­ска­зы­ва­ние од­но­го де­пу­та­та на сес­сии Вер­хов­ной Ра­ды. Он сна­ча­ла нёс не­мыс­ли­мую пур­гу об об­ра­зо­ва­нии и куль­ту­ре, а на ка­кую-то трез­вую реп­ли­ку оп­по­нен­тов на­су­пил­ся важ­но, по­ка­чал ука­за­тель­ным паль­цем и ска­зал (ци­ти­рую в пе­ре­во­де на рус­ский язык): «Что вы та­кое го­во­ри­те?! Нас же слу­ша­ет про­стой на­род!»

Ин­те­рес­но, он уже чув­ст­ву­ет се­бя ко­ро­но­ван­ным или ку­пил се­бе ти­тул по слу­чаю?

У всех в на­шей стра­не ги­гант­ская про­бле­ма: у нас за та­ких го­ло­су­ют.

– Всё боль­шее зна­че­ние при ор­га­ни­за­ции на­род­ных вол­не­ний при­об­ре­та­ют со­ци­аль­ные се­ти и Жи­вой Жур­нал. У вас то­же есть стра­нич­ка в ЖЖ. С ка­кой це­лью вы её со­зда­ва­ли, мно­го ли вре­ме­ни она у вас от­ни­ма­ет и при­но­сит ли поль­зу в жиз­ни?

– Ког­да я за­ве­ла стра­ни­цу в Жи­вом Жур­на­ле, я не ду­ма­ла, что это се­рь­ёз­но. К то­му вре­ме­ни у ме­ня уже бы­ло мно­го пуб­ли­ка­ций в Одес­ском юмо­ри­с­ти­че­с­ком жур­на­ле «Фон­тан» и дру­гих пе­ри­о­ди­че­с­ких из­да­ни­ях. Я по­ме­ща­ла на стра­ни­цу ра­нее опуб­ли­ко­ван­ные рас­ска­зы и ми­ни­а­тю­ры. Мы зна­ко­ми­лись с ми­лы­ми людь­ми, об­ме­ни­ва­лись вся­ки­ми но­во­стя­ми и впе­чат­ле­ни­я­ми. Но в 2008 го­ду на­шу об­ласть вдруг за­ли­ло боль­шой во­дой, ког­да ста­рые до­ма та­я­ли в во­де пря­мо на гла­зах, до­ро­ги, по­ля и да­же клад­би­ща бы­ли раз­мы­ты, по­ги­ба­ли лю­ди и жи­вот­ные, лю­ди те­ря­ли всё. Это бы­ла ужас­ная ка­та­ст­ро­фа – я са­ма ви­де­ла, как стре­ми­тель­но и страш­но идёт боль­шая во­да. Как без­жа­ло­ст­но она раз­ру­ша­ет всё на сво­ём пу­ти. Вот имен­но тог­да я по­ня­ла си­лу Жи­во­го Жур­на­ла. Я опуб­ли­ко­ва­ла тог­да не­сколь­ко ре­пор­та­жей из за­топ­лен­ных рай­о­нов, и не­зна­ко­мые лю­ди ста­ли пе­ре­чис­лять сред­ст­ва на вос­ста­нов­ле­ние боль­ниц и дет­ских са­дов. Сле­дом за ЖЖ эти ре­пор­та­жи опуб­ли­ко­вал ки­ев­ский еже­не­дель­ник «Зер­ка­ло не­де­ли», по­том ли­те­ра­тур­но-пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кий жур­нал «Ра­ду­га». И в об­ласть по­еха­ли до­б­ро­воль­цы, спа­са­те­ли, стро­и­те­ли. При­ез­жа­ли гру­зо­ви­ки из раз­ных го­ро­дов Ук­ра­и­ны, Рос­сии и Бе­ло­рус­сии с ве­ща­ми пер­вой не­об­хо­ди­мо­с­ти, про­дук­та­ми, во­дой, ме­ди­ка­мен­та­ми. Ко­неч­но, по­мощь в об­ласть шла не толь­ко бла­го­да­ря имен­но мо­им скром­ным ма­те­ри­а­лам, но они то­же сы­г­ра­ли не­ма­лую роль. В ча­ст­но­с­ти, имен­но бла­го­да­ря этим ре­пор­та­жам в од­ном из по­ст­ра­дав­ших сёл по­ст­ро­и­ли так на­зы­ва­е­мый со­ци­аль­ный дом. Это боль­шой дом в цен­т­ре се­ла, ря­дом с боль­ни­цей и ма­га­зи­ном, где оди­но­кие по­ст­ра­дав­шие ста­ри­ки по­лу­чи­ли от­дель­ные квар­ти­ры. Са­мый мо­ло­дой ста­рик, ес­ли мож­но так ска­зать, был с 1929 го­да.

У ЖЖ боль­шая си­ла. Жи­вой Жур­нал уча­ст­ву­ет в бла­го­тво­ри­тель­ных про­грам­мах, по­мо­га­ет боль­ным де­тям, со­би­ра­ет сред­ст­ва для оди­но­ких ста­ри­ков, по­мо­га­ет в по­ис­ке про­пав­ших лю­дей, со­би­ра­ет до­нор­скую кровь для тя­же­ло­боль­ных, сред­ст­ва на со­дер­жа­ние и ле­че­ние без­дом­ных жи­вот­ных, по­мо­га­ет рас­про­ст­ра­нять важ­ную ин­фор­ма­цию. Сре­ди поль­зо­ва­те­лей ЖЖ есть на­сто­я­щие пра­вед­ни­ки. Прав­да.

Да и про­сто в ЖЖ мож­но най­ти дру­зей на всю жизнь. Все мои дру­зья из ЖЖ, с ко­то­ры­ми я по­зна­ко­ми­лась в оф­ф­лай­не, ока­за­лись да­же ещё луч­ше, чем я пред­по­ла­га­ла.

– Вы объ­е­ди­ня­е­те свои рас­ска­зы под од­ной об­лож­кой по ме­ре по­яв­ле­ния их на свет и на­коп­ле­ния? Или в каж­дой кни­ге мож­но вы­де­лить об­щую те­му?

– Пер­вые три кни­ги, вы­шед­шие в «ЭКС­МО», сло­же­ны из рас­ска­зов, ко­то­рые один за дру­гим боль­ше де­ся­ти лет бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны в одес­ском юмо­ри­с­ти­че­с­ком жур­на­ле «Фон­тан». А по­сколь­ку я про­дол­жаю со­труд­ни­чать и дру­жить с ре­дак­ци­ей жур­на­ла, то, ду­маю, рас­ска­зов мо­их хва­тит ещё на не­сколь­ко сбор­ни­ков. У мо­их книг по­тря­са­ю­щий ре­дак­тор, Ва­ле­рий Ха­ит. Он же – ре­дак­тор жур­на­ла «Фон­тан». Я до­ве­ряю ему пол­но­стью. Это он скла­ды­ва­ет мои кни­ги. У муж­чин, осо­бен­но у про­фес­си­о­наль­ных ре­дак­то­ров, всё-та­ки есть же­лез­ная ло­ги­ка. А ка­кая ло­ги­ка мо­жет быть у жен­щин, ко­то­рые пи­шут юмо­ри­с­ти­че­с­кую про­зу?

– Бы­ва­ет та­кое, что вы ду­ма­е­те: «Так, на­до бы мне на­пи­сать про…», или ни­ког­да не за­га­ды­ва­е­те?

– Да. Бы­ва­ет, и ча­с­то. Вот, на­при­мер. В но­я­б­ре вдруг по­чув­ст­во­ва­ла страш­ную иди­о­син­кра­зию на фо­то­гра­фии и ре­пор­та­жи об од­них и тех же лю­дях, на ин­фор­ма­цию и сплет­ни, на жа­ре­ные фак­ты и хва­леб­ные ста­тьи. И на ТВ ни­че­го не ме­ня­ет­ся, я смо­т­рю ТВ ред­ко, но из го­да в год на эк­ра­нах од­ни и же фи­зи­о­но­мии со сво­и­ми ис­те­ри­ка­ми, дра­ка­ми, на­ря­да­ми. Эти лю­ди ле­зут ко мне в дом без спро­су ото­всю­ду, от ви­да их гла­мур­ных фо­то­гра­фий про­сто уже тош­нит.

А во­круг, к мо­е­му сча­с­тью, в жиз­ни без га­зет, те­ле­ви­де­ния, Ин­тер­не­та и про­чей ин­фор­ма­ци­он­ной свал­ки жи­вут и тру­дят­ся лю­ди, не стре­мя­щи­е­ся к из­ве­ст­но­с­ти, кра­си­вые, об­ра­зо­ван­ные, му­д­рые, со­хра­ня­ю­щие не­смо­т­ря ни на что чув­ст­во соб­ст­вен­но­го до­сто­ин­ст­ва и жи­вую ду­шу. На­сто­я­щие про­фес­си­о­на­лы и тру­же­ни­ки. Лю­ди ши­ро­ко мыс­ля­щие, за­ду­мы­ва­ю­щи­е­ся о глав­ном, лю­ди, ко­то­рым хо­чет­ся под­ра­жать. Лю­ди, зна­ю­щие, за­чем они жи­вут...

Это врач и офи­цер, стро­и­тель и пи­а­нист, по­тря­са­ю­щая ак­т­ри­са про­вин­ци­аль­но­го те­а­т­ра и му­д­рый учи­тель. Ис­сле­до­ва­те­ли не­по­знан­но­го, учё­ные, ли­те­ра­то­ры, ху­дож­ни­ки, жур­на­ли­с­ты и ре­пор­тё­ры, ко­то­рые все­гда за ка­д­ром. Это во­лон­тё­ры бла­го­тво­ри­тель­ных про­ек­тов и свя­щен­но­слу­жи­те­ли.

Вот имен­но о та­ких лю­дях я и на­ча­ла пи­сать. Этот про­ект на­зы­ва­ет­ся «Раз­го­во­ры о глав­ном».

В рам­ках та­ко­го про­ек­та я меч­таю сде­лать ин­тер­вью с Вла­ди­сла­вом Те­те­ри­ным. У нас в Ук­ра­и­не то­же есть лю­ди, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся не толь­ко ле­че­ни­ем де­тей-ин­ва­ли­дов, но и их со­ци­аль­ной ре­а­би­ли­та­ци­ей, их вос­пи­та­ни­ем и об­ра­зо­ва­ни­ем. А Вла­ди­слав Те­те­рин по­свя­тил се­бя та­лант­ли­вым де­тям-ин­ва­ли­дам. Их обу­че­нию, раз­ви­тию. Стре­мит­ся к то­му, что­бы об этих де­тях уз­нал весь мир.

Та­кие, как Вла­ди­слав Те­те­рин или наш одес­ский Бо­рис Лит­вак и все со­труд­ни­ки его До­ма с Ан­ге­лом, обя­за­тель­но долж­ны быть зна­ко­мы, долж­ны дру­жить, под­дер­жи­вать друг дру­га, учить­ся друг у дру­га и объ­е­ди­нять­ся.

– Для вас пи­са­тель­ст­во – это ра­бо­та, труд? Или ско­рее хоб­би?

– Это то, че­го я ни­как не мо­гу не де­лать. Я не знаю, ка­ким сло­вом это на­звать. Мо­жет быть, гра­фо­ма­ния, нет? Но не пи­сать я не мо­гу. Да, для ме­ня это ув­ле­ка­тель­ная, но ино­гда и очень тя­жё­лая ра­бо­та – я ус­таю, ино­гда пла­чу, ча­с­то пе­ре­стаю се­бе ве­рить и от­ча­и­ва­юсь. Но это та­кой бла­го­сло­вен­ный труд. Нет ни­че­го для ме­ня ув­ле­ка­тель­ней, ин­те­рес­ней.

– Ге­рои ва­ших рас­ска­зов – ва­ши род­ные или зна­ко­мые. Ког­да они чи­та­ют о се­бе, у вас не бы­ва­ет чув­ст­ва не­лов­ко­с­ти за то, что, воз­мож­но, не­пра­виль­но ис­тол­ко­ва­ли их по­ступ­ки или не­точ­но опи­са­ли?

– Мои род­ные и дру­зья уже при­вык­ли. Они все – от­лич­ные ре­бя­та, по­это­му ни­че­го пло­хо­го, ос­кор­би­тель­но­го я не мо­гу о них на­пи­сать.

Как-то од­наж­ды один зна­ко­мый вдруг уз­нал се­бя в рас­ска­зе, хо­тя речь шла во­об­ще не о нём. Он пуб­лич­но гро­зил­ся на­да­вать мне по шее. Но обо­шлось.

– Вы лю­би­те пу­те­ше­ст­во­вать. Ка­кие го­ро­да и стра­ны по­ра­зи­ли вас боль­ше все­го? Ку­да бы вы хо­те­ли вер­нуть­ся?

– Ба­ту­ми в Гру­зии. Ка­у­нас в Лит­ве. Ри­га в Лат­вии. Кре­пость Не­себр в Бол­га­рии. Вин­че­с­тер в Ве­ли­ко­бри­та­нии. Ма­лень­кие ста­рин­ные го­род­ки в Ук­ра­и­не, в Рос­сии, в Шот­лан­дии. Хо­те­ла бы в Пра­гу, но что­бы не ту­ри­с­том в груп­пе, а бро­дить од­ной или в хо­ро­шей не­боль­шой ком­па­нии.

А вер­нуть­ся я хо­те­ла бы в Эдин­бург. И не­пре­мен­но по­вез­ти ту­да ма­му.

– Что при­но­сит ра­дость?

– Ус­пе­хи мо­их де­тей, род­ных и дру­зей. Их хо­ро­шее са­мо­чув­ст­вие и на­ст­ро­е­ние. Кни­ги но­вые, кни­ги, да! Про­ек­ты, ко­то­рые от­сю­да, с кра­еш­ка ми­ра, я мо­гу смо­т­реть толь­ко он­лайн. На­при­мер, про­грам­мы В.По­зне­ра, В.Мол­ча­но­ва. Или «Шко­ла зло­сло­вия». Дет­ские ра­дио­про­грам­мы «Эха Моск­вы» и «Рус­ско­го Ра­дио» с Жан­ной Пе­ре­ля­е­вой. Они мне так на­по­ми­на­ют моё дет­ст­во. У ка­на­ла «Мец­цо» я во­об­ще про­си­ла бы убе­жи­ща. Нет, не по­ли­ти­че­с­ко­го. Ска­жем, ин­тел­лек­ту­аль­но­го. Люб­лю уез­жать, люб­лю воз­вра­щать­ся. Вы­би­рать по­дар­ки. По­лу­чать по­дар­ки. Мо­ре. Го­ры. Но­вые зна­ком­ст­ва.

– У вас есть не­до­стат­ки, с ко­то­ры­ми вы всю жизнь пы­та­е­тесь бо­роть­ся?

– Ко­неч­но. У ме­ня ку­ча не­до­стат­ков. И мой глав­ный не­до­ста­ток, что я со сво­и­ми не­до­стат­ка­ми не бо­рюсь. Сми­ри­лась. Уже ка­кая есть.

– Ка­кие кни­ги сто­ят на глав­ной пол­ке в ва­шей биб­ли­о­те­ке?

– Ка­кой за­ме­ча­тель­ный во­прос. Вот спа­си­бо! Что же вы не на­ча­ли с не­го это ин­тер­вью?! Ну так. Рус­ская клас­си­ка. Дол­го пе­ре­чис­лять. Кни­ги се­рии ЖЗЛ. От­дель­но сто­ят ме­му­а­ры, вос­по­ми­на­ния, ис­сле­до­ва­ния по Се­ре­б­ря­но­му ве­ку. Даль­ше – Фа­зиль Ис­кан­дер, Юрий Ко­валь, Сер­гей До­вла­тов, Ма­ри­на Моск­ви­на и Ле­о­нид Тиш­ков, Ди­на Ру­би­на, Люд­ми­ла Улиц­кая, Джон Гол­су­ор­си, Джон При­ст­ли, Га­б­ри­эль Г. Мар­кес, Ми­ха­ил Жва­нец­кий, Бер­нард Шоу, Ильф и Пе­т­ров, сти­хи Ах­ма­то­вой, сти­хи Па­с­тер­на­ка, пе­ре­во­ды рус­ской клас­си­че­с­кой по­эзии на ан­г­лий­ский, ста­рин­ные то­ма 1803 го­да В.Шек­с­пи­ра с гра­вю­ра­ми руч­ной пе­ча­ти, линг­во­ст­ра­но­вед­че­с­кие сло­ва­ри, эн­цик­ло­пе­дии по все­мир­но­му ис­кус­ст­ву, «Те­атр Ре­зо Га­б­ри­ад­зе» Ма­ри­ны Дми­т­рев­ской, «То ли лу­ко­вич­ка, то ли реп­ка…» Ва­ле­рия Ха­и­та, «Кни­га чи­та­те­ля» его же, вся се­рия «Но­вый одес­ский юмор», вы­шед­шая в «ЭКС­МО» в этом го­ду, и том «Боль­шой фон­тан одес­ско­го юмо­ра». От­дель­ной яр­кой жи­во­пис­ной груп­пой сто­ят тёп­лые ра­до­ст­ные кни­ги пре­крас­ных лю­дей. Ино­пла­не­тян, ко­то­рые пи­шут кни­ги для де­тей. Мно­гие с ав­то­гра­фа­ми ав­то­ров, ко­то­рые по сов­ме­с­ти­тель­ст­ву и мои хо­ро­шие дру­зья, при­яте­ли или зна­ко­мые. Это Ксе­ния Дра­гун­ская и Юрий Не­чи­по­рен­ко, Ми­ха­ил Яс­нов и Сер­гей Ма­хо­тин, Ма­ри­на Бо­ро­диц­кая и Ар­тур Ги­вар­ги­зов. И моя дра­го­цен­ная по­дру­га, слиш­ком ра­но ушед­шая в дру­гой мир, На­та­ша Хат­ки­на.

Это всё из пе-ре-чи-ты-ва-е-мо-го.

– Ка­кое ме­с­то в ва­шей биб­ли­о­те­ке за­ни­ма­ет со­вре­мен­ная про­за?

– Пре­крас­ное по­чёт­ное ме­с­то. Та­кое ме­с­то, ку­да удоб­но до­тя­нуть­ся, до­стать кни­гу и пе­ре­чи­ты­вать.

– А по­эзия?

– И по­эзия. О ней я уже упо­ми­на­ла. Ещё Уолт Уит­мен, Ба­сё, Бёрнс, Хо­да­се­вич.

– В од­ном из ин­тер­вью вы го­во­ри­ли, что не лю­би­те Но­вый год. По­че­му? Как же вы его обыч­но от­ме­ча­е­те?

– По­че­му же? Я очень люб­лю под­го­тов­ку к Но­во­му го­ду, су­е­ту де­тей в но­во­год­ний ве­чер, ког­да мы пря­чем для них по­дар­ки, а они хо­дят по кар­те в по­ис­ках за­пи­сок с за­да­ни­я­ми, на­хо­дят на­ряд­ные па­ке­ты. Люб­лю, ког­да Дед Мо­роз при­хо­дит к ним, прав­да, в это вре­мя ко­вар­ная ма­ма от­сы­ла­ет па­пу в ма­га­зин за чем-ни­будь. Я люб­лю го­то­вить пра­зд­нич­ный ужин. Но вот по­том си­деть но­чью, а ещё у те­ле­ви­зо­ра! (По-дру­го­му у ме­ня не по­лу­ча­ет­ся дав­но, как-то скла­ды­ва­ет­ся, что я не мо­гу уе­хать ку­да-ни­будь.) Это про­сто ис­пы­та­ние.

Я не люб­лю, ког­да не вы­пол­ня­ют обе­ща­ний. Это ка­са­ет­ся и то­го, кто по­з­д­рав­ля­ет всех с Но­вым го­дом ров­но в 12 ча­сов, и са­мо­го Но­во­го го­да. Про­сишь-про­сишь, ждёшь-ждёшь… И ещё. Я очень люб­лю в ка­нун Но­во­го го­да под ёл­кой най­ти оче­ред­ную пи­жа­му с мед­ве­дя­ми или ко­та­ми и но­вую кни­гу, улечь­ся по­рань­ше и про­снуть­ся, ког­да все ещё спят по­сле пра­зд­нич­ной но­чи. Ну и тут уже раз­гу­лять­ся – пра­зд­но­вать во­всю. Чаш­кой ду­ши­с­то­го креп­ко­го ко­фе, хо­ро­шей кни­гой, при­па­сён­ным дис­ком с лю­би­мой му­зы­кой, бе­се­дой по скай­пу с дру­зь­я­ми из тех стран, ко­то­рые пра­зд­ну­ют Но­вый год рань­ше, чем мы. С по­дру­гой Ри­той, пе­ре­вод­чи­ком из Бан­г­ла­деш, с се­с­т­рой из Мель­бур­на, с та­кой же, как и я, ран­ней пташ­кой се­с­т­рой Та­ней из Под­мо­с­ко­вья. 


Вопросы задавала Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования