Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 16.12.2011

Иркутский пассионарий

Ген­на­дия Са­про­но­ва я не знал. И не встре­чал. Ви­дел мель­ком в те­ле­ре­пор­та­же: креп­кий, ус­пеш­ный с ви­ду че­ло­век. Си­бир­ский пред­при­ни­ма­тель. А по­том у ме­ня вы­шла не­боль­шая книж­ка рас­ска­зов под гри­фом «Из­да­тель Са­про­нов». Я взял её в ру­ки – с та­ким тон­ким, про­ник­но­вен­ным по­ни­ма­ни­ем, мо­жет быть, мои кни­ги не из­да­ва­лись да­же в луч­шие для из­да­тель­ско­го де­ла вре­ме­на. На­зва­ние «Двое на го­лой зем­ле» – уси­ли­вал ри­су­нок на об­лож­ке: не лю­ди, их те­ни, раз­де­лён­ные раз­ра­с­та­ю­щей­ся рас­ще­ли­ной. Рас­ска­зы со­став­ле­ны по прин­ци­пу взрос­ле­ния ге­ро­ев – от мла­ден­че­ст­ва к глу­бо­кой ста­ро­сти. По­лу­чи­лось, про­сле­жи­ва­ет­ся че­ло­ве­че­с­кая жизнь. И пе­ред каж­дым рас­ска­зом – ма­лень­кий, на­ст­ра­и­ва­ю­щий на суть ве­щей, ри­су­нок (ху­дож­ник С.Эло­ян).

А по­том я уви­дел боль­шой до­ку­мен­таль­ный фильм «Ре­ка жиз­ни» – Ва­лен­тин Рас­пу­тин, Ва­лен­тин Кур­ба­тов и Ген­на­дий Са­про­нов плы­вут на теп­ло­хо­де по Ан­га­ре, вы­хо­дят на бе­рег в по­се­ле­ни­ях, го­во­рят с жи­те­ля­ми, мно­гие из ко­то­рых пе­ре­жи­ли за­топ­ле­ние, а иным – ско­ро пред­сто­ит на­всег­да по­ки­нуть об­жи­тые, об­ре­чён­ные уй­ти на дно оче­ред­но­го во­до­хра­ни­ли­ща зем­ли. Кур­ба­тов – как не­кие жер­но­ва, тот­час вби­ра­ет ин­фор­ма­цию и вы­да­ёт ре­зуль­тат ос­мыс­ле­ния. Рас­пу­тин – от­ре­шён­ный, буд­то дав­но из­бо­лев­ший­ся и при­тер­пев­ший­ся к бо­ли, край­не не­мно­го­сло­вен. Хо­тя его от­ре­шён­ность – ви­ди­мая. Так, кра­си­вый и яр­кий, с кру­тым ка­за­чь­им чу­бом и столь же гроз­ной фа­ми­ли­ей ди­рек­тор Ир­кут­ско­го ака­де­ми­че­с­ко­го те­а­т­ра Стрель­цов, Ана­то­лий, вдруг ска­зал: «Вче­ра по­смо­т­рел на кар­ту ми­ра...», – и на миг за­ду­мал­ся. «Не по­нра­ви­лось», – тот­час вста­вил, ка­за­лось бы, от­ре­шён­ный и поч­ти от­сут­ст­ву­ю­щий Рас­пу­тин.

Но я уже знал пе­ред про­смо­т­ром филь­ма, что Ген­на­дия – хо­чет­ся ска­зать, Ге­ны, как все его здесь про­дол­жа­ли на­зы­вать – уже нет в жи­вых. Знал, что вот этот плот­ный, силь­ный и хо­лё­ный да­же внеш­не му­жик, ко­то­ро­го сей­час ви­жу на эк­ра­не, уй­дёт вне­зап­но, че­рез три-че­ты­ре дня. Я сле­дил за ним и ви­дел, как че­ло­век что-то уси­лен­но пы­тал­ся по­нять, уло­жить в со­зна­нии то, что ни­как не ук­ла­ды­ва­лось. Он, всей де­я­тель­но­с­тью пы­тав­ший­ся из­ме­нить, на­ла­дить всю эту на­шу не­ст­рой­ную жизнь, да и не толь­ко пы­тав­ший­ся, а ре­аль­но ме­няв­ший, де­лав­ший то, что се­го­дня сде­лать поч­ти не под си­лу. Ведь Ген­на­дий – кни­ги-то вы­пу­с­кал в убы­ток! Он дру­гим за­ра­ба­ты­вал, тор­гов­лей строй­ма­те­ри­а­ла­ми, ска­жем, что­бы вы­пу­с­тить на­сто­я­щие кни­ги. Кто про­бо­вал се­бя в пред­при­ни­ма­тель­ст­ве, зна­ет, как не­про­сто удер­жать­ся на пла­ву да­же в сво­ём прак­ти­че­с­ки при­быль­ном де­ле. А тут – на­до за­ра­бо­тать ещё и на то, что при­бы­ли не при­не­сёт. И, гля­дя на жи­ту­ху вдоль Ан­га­ры, слу­шая лю­дей, Ген­на­дий всё ис­кал от­вет на тот ста­рый и вдруг ко­мом под­сту­пив­ший к гор­лу во­прос: «Что де­лать?»

Ка­ко­во бы­ло ви­деть лю­дей, ко­то­рые, в от­ли­чие от ста­рух в «Про­ща­нии с Ма­те­рой», во­все не скор­бе­ли о гря­ду­щем за­топ­ле­нии род­ных зе­мель, а с мсти­тель­ным злом да­же, в ве­се­лье крив­ля­лись пе­ред объ­ек­ти­вом ка­ме­ры, уж не зем­ле, се­бе ра­до­ст­но про­воз­гла­шая «за упо­кой»!

Го­во­рят, Ген­на­дий вер­нул­ся по­сле по­езд­ки по «Ре­ке жиз­ни», пе­ре­сту­пил по­рог квар­ти­ры и толь­ко ус­пел ска­зать, об­ра­ща­ясь к же­не: «Что я ви­дел, Ле­на!..» Упал, как шёл, и всё...

Что же он ещё ви­дел, кро­ме то­го, что мы сей­час мо­жем по­нять или до­мыс­лить? Ка­кую тя­жесть не в си­лах был пе­ре­не­с­ти че­рез по­рог?

Ров­но за три дня до то­го – ка­ме­ра по­дроб­но за­фик­си­ро­ва­ла этот мо­мент – ему при­шлось от­ве­чать на во­прос: «Что есть смерть?» Мо­жет быть, на та­кие во­про­сы мы во­об­ще не впра­ве да­вать от­вет, как не да­но нам зна­ние зем­но­го бу­ду­ще­го и той чер­ты, за ко­то­рой и оно кон­ча­ет­ся. Ря­дом ле­жа­ли из­дан­ные им кни­ги, и Ген­на­дий от­ве­тил, что, мол, смер­ти нет, вот же, кни­ги, они ос­та­нут­ся.

Кни­ги он из­дал уди­ви­тель­ные, от­ме­чен­ные рос­сий­ски­ми и меж­ду­на­род­ны­ми пре­ми­я­ми. Же­на Еле­на и дочь На­та­ша мне по­да­ри­ли том пе­ре­пи­с­ки Ас­та­фь­е­ва – это же от­дель­ная гло­баль­ная ра­бо­та! Нуж­но най­ти, спи­сать­ся со все­ми кор­ре­с­пон­ден­та­ми, до­го­во­рить­ся, что­бы те при­сла­ли ко­пии пи­сем Вик­то­ра Пе­т­ро­ви­ча. Пись­ма из­да­ны – 66 пе­чат­ных ли­с­тов! И это осо­бый мир и жанр в твор­че­ст­ве Ас­та­фь­е­ва.

Мою кни­гу из­да­ва­ла уже дочь Ген­на­дия Са­про­но­ва На­та­лья. В па­мять об от­це она тя­нет эту лям­ку. Ко­неч­но, это тя­же­ло, и да­же, мо­жет быть, ста­нет­ся не под си­лу. Од­но де­ло – за­ряд пас­си­о­нар­но­с­ти, ко­то­рый че­ло­ве­ка ве­дёт и вле­чёт, дру­гое – ра­бо­та из чув­ст­ва от­вет­ст­вен­но­с­ти.

Лю­ди по­мо­га­ют. Лю­ди в Ир­кут­ске – по­том­ки рус­ских зем­ле­про­ход­цев, бег­лых рас­коль­ни­ков и ссыль­ных, из ве­ка в век под раз­ны­ми пред­ло­га­ми по­сту­пав­ших сю­да по эта­пу – уча­ст­ли­вые, ста­ра­ю­щи­е­ся сде­лать боль­ше, чем нуж­но лич­но им.

«Чуб-чик, э-э, чуб-чик ку­чер-ря­вый», – над­рыв­но, с чув­ст­вом си­бир­ской до­ли, по­ёт в филь­ме «Ре­ка жиз­ни» креп­ко скро­ен­ный му­жик в оч­ках. Я ду­мал, из ме­ст­ных, де­ре­вен­ских, ка­кой-ни­будь пред­се­да­тель кол­хо­за. И дей­ст­ви­тель­но, ока­за­лось, из ме­ст­ных: зам­ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры об­ла­с­ти, кан­ди­дат фи­ло­соф­ских на­ук Сер­гей Сту­пин. Кни­ги се­го­дня из­да­тель­ст­ву «Са­про­нов» по­мо­га­ет вы­пу­с­кать Ир­кут­ское ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры.

Де­ло Ген­на­дия Са­про­но­ва – Ге­ны – про­дол­жа­ет­ся, и хо­чет­ся ве­рить, что про­дол­жать­ся бу­дет, дай-то Бог. 


Владимир КАРПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования