Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 16.12.2011

Высоцкий против критики

Меня фильм «Высоцкий», который «Спасибо, что живой…», тронул, задел. А высказаться показалось важным потому, что среди кипы статей о нём совсем мало по-настоящему проницательных и проникновенных, зато уж очень много резко отрицательных, буквально перечёркивающих и в гневе отвергающих его право на существование. Да, среди множества откликов в Интернете – в комментариях и форумах – встречается немало и восторженных, сердечных. Однако в более или менее профессиональной критике, в публичных развёрнутых рецензиях, как мне показалось, заметно преобладает негатив и если не отторжение, то принижение.

Понятно, что многих людей, особенно с болезненно независимым характером, оттолкнула беспрецедентно агрессивная, всесторонняя рекламная кампания. Неоправданные ожидания, как и вообще заведомые чувства и впечатления о том, с чем только предстоит ознакомиться, часто играют злую шутку и мешают объективно оценить произведение.

А когда речь идёт о произведении художественном, то его «объективная» оценка сопрягается ещё и со способностью так или иначе встать на точку зрения автора – понять, что и зачем он сам хотел выразить, показать. Большинство претензий связано именно с такой неспособностью выбрать точку, угол или призму зрения. Так, многие недоумевают, почему из всей богатой яркими событиями и  конфликтами жизни Высоцкого избран именно представленный в фильме эпизод, связанный с бухарскими гастролями, с наркотиками и рядом домыслов, противоречащих фактам (например, концерта тогда так и не случилось, он был отменён; КГБ там было ни при чём и т.д.).

Но вот что говорит (цитирую сопроводительный буклет) автор сценария и продюсер картины, сын Владимира Высоцкого Никита: «Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет – киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но оно меня очень зацепило… Я считаю, наш фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, – своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как всё произошло в 1980 году.

Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Многого не помнят, многое допридумывают, думают, как будут выглядеть в этих мемуарах. А то, чем я руководствовался, то, откуда мои чернила брались, – это период моего становления, пора такой общей искренности… Она была не для печати, не для мемуаров, не для истории. Просто люди говорили, что-то рассказывали друг другу, в том числе и мне…»

 

Ос­нов­ное со­бы­тие, «ис­то­рия», во­круг ко­то­рой, соб­ст­вен­но, всё за­вя­за­лось, это, ко­неч­но, кли­ни­че­с­кая смерть Вла­ди­ми­ра Вы­соц­ко­го. И вряд ли кто-то смо­жет ска­зать, что это не важ­ный и не до­стой­ный мо­мент жиз­ни. Сто­ит ли по­вто­рять ба­наль­но­с­ти, что в та­кие мо­мен­ты в со­зна­нии (или под­со­зна­нии) че­ло­ве­ка «про­кру­чи­ва­ет­ся» вся жизнь. И со­от­вет­ст­ву­ю­щая сце­на (кли­ни­че­с­кая смерть и как бы «вос­кре­се­ние»), а так­же два сле­ду­ю­щих за ней чрез­вы­чай­но силь­ных эпи­зо­да (эмо­ци­о­наль­ный раз­го­вор с де­вуш­кой, ког­да она про­из­но­сит «Не­на­ви­жу твои сти­хи!», и ис­по­ведь глав­но­го ге­роя, ко­то­рая судь­бо­нос­но впе­чат­ли­ла под­слу­ши­вав­ше­го её кгбшни­ка Бех­те­е­ва) – уже с ли­х­вой оп­рав­ды­ва­ют вы­бор со­зда­те­лей филь­ма.

Фильм спо­со­бен (я ощу­тил это на се­бе) бу­до­ра­жить ду­шу, как бы на­ив­но-ро­ман­тич­но это ни зву­ча­ло, – спо­со­бен вы­зы­вать чув­ст­ва до­б­рые, про­во­ци­ру­ет же­ла­ние стать луч­ше. Раз­ве это­го уже не до­ста­точ­но для то­го, что­бы он по­лу­чил пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние?

И очень жаль, что есть ве­щи, ко­то­рые за­кры­ва­ют лю­дям серд­ца, ме­ша­ют им пол­ной гру­дью вдох­нуть воз­дух ху­до­же­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия.

Ко­му-то ме­ша­ют, как ска­за­но, за­ве­до­мые ожи­да­ния. Всё-та­ки Вла­ди­мир Се­мё­но­вич – лич­ность зна­ме­на­тель­ная, во мно­гих ос­та­вив­шая след ещё в юно­с­ти, дет­ст­ве. Ко­му-то пре­сло­ву­тый нон­кон­фор­мизм (гор­ды­ня?), за­став­ля­ю­щий со­про­тив­лять­ся все­му, что на­вя­зы­ва­ют.

Да, рек­ла­ма мо­жет раз­дра­жать, но толь­ко ес­ли не по­ни­мать, что по-на­сто­я­ще­му боль­шой, се­рь­ёз­ный ки­нопро­ект без неё про­сто не­воз­мо­жен. А пра­виль­но ли все­гда до­воль­ст­во­вать­ся ма­лым? И раз­ве не до­сто­ин Вы­соц­кий имен­но боль­шо­го о се­бе филь­ма?

Я-то ду­маю, что ре­зо­нанс, ес­ли он по не­су­щей сво­ей су­ти (цен­но­ст­но­му со­дер­жа­нию) по­ло­жи­тель­ный, есть яв­ле­ние ско­рее хо­ро­шее, чем пло­хое. Он со­зда­ёт, фор­ми­ру­ет то, что объ­е­ди­ня­ет об­ще­ст­во.

Ме­ня по­ра­до­ва­ло, что в на­шей га­зе­те Ро­ман Сен­чин на­чал свою ре­цен­зию с то­го, что «этот фильм хо­чет­ся хва­лить». Од­на­ко, к мо­е­му со­жа­ле­нию, и в дан­ном слу­чае кри­ти­че­с­кая инер­ция всё-та­ки в ито­ге за­ве­ла до­воль­но да­ле­ко. Ро­ман пи­шет, что «в фа­бу­ле сце­на­рия та­ит­ся не­кая не­прав­да, а точ­нее – ка­кая-то не­ло­гич­ность, ко­то­рая ед­ва не сво­дит уси­лия со­зда­те­лей на нет. А мо­жет, и сво­дит», что на­след­ни­ки «ре­ши­ли сде­лать нар­ко­ти­ки лейт­мо­ти­вом про­из­ве­де­ния. Обиль­но по­сы­пав этот лейт­мо­тив де­тек­тив­ной (до­ве­зёт Та­ня ам­пу­лы или нет, ка­ким об­ра­зом по­том вы­ве­зет её Вы­соц­кий из Уз­бе­ки­с­та­на) при­пра­вой». «В ко­то­рый раз хо­ро­ший фильм гу­бит же­ла­ние за­кру­тить сю­жет. Бо­язнь, что без за­кру­чен­но­с­ти лю­ди на не­го не пой­дут».

То есть по­лу­ча­ет­ся, что всё-та­ки фильм за­губ­лен. Что уси­лия и сред­ст­ва на не­го по­тра­че­ны да­ром – всё пе­ре­черк­ну­ла не­ло­гич­ность в фа­бу­ле.

Во-пер­вых, сра­зу хо­чу воз­ра­зить, что нар­ко­ти­ки не яв­ля­ют­ся ве­ду­щим мо­ти­вом филь­ма. Та­ко­вым яв­ля­ет­ся си­ла и маг­не­тизм лич­но­с­ти (в дан­ном слу­чае Вы­соц­ко­го), её спо­соб­ность вли­ять на ок­ру­жа­ю­щих лю­дей. Нар­ко­ти­ки не­об­хо­ди­мы лишь как фак­тор об­ри­сов­ки си­ту­а­ции (иные кри­ти­ки, кста­ти, счи­та­ют, что те­ма нар­ко­ма­нии в филь­ме как раз сов­сем не рас­кры­та и за­ту­шё­ва­на), без ко­то­ро­го не­воз­мож­но по­ка­зать всю на­пря­жён­ность и дра­ма­тизм по­ло­же­ния ге­ро­ев (не­за­кон­ное, под­суд­ное де­ло, под­вер­га­ю­щее опас­но­с­ти всех, кто с ним со­при­ка­са­ет­ся, в том чис­ле лю­би­мую де­вуш­ку Вы­соц­ко­го; ком­про­мат, ста­вя­щий под уг­ро­зу имидж все­на­род­но­го ку­ми­ра и да­же его об­раз, что на­зы­ва­ет­ся, «в ве­ках»).

Во-вто­рых, да­же ес­ли при­знать, что за­кру­чен­ный сю­жет с де­вуш­кой, ве­зу­щей Вы­соц­ко­му нар­ко­ти­ки, есть не впол­не до­стой­ная дань ос­т­ро­сю­жет­но­му, мас­со­во­му ки­но, да­же ес­ли это дей­ст­ви­тель­но ми­нус филь­ма, всё же са­ма эта «ин­три­га», са­ма «де­тек­тив­ная при­пра­ва» в нём не глав­ное и по­го­ды не де­ла­ет.

Здесь в пол­ной ме­ре ра­бо­та­ет за­ко­но­мер­ность, о ко­то­рой А.К. Тол­стой пи­сал ког­да-то при­ме­ни­тель­но к дра­ме: «Не­о­жи­дан­но­с­ти – это для во­де­ви­ля, а не для дра­мы, ин­те­рес ко­то­рой ни­ког­да не дол­жен ос­но­вы­вать­ся на лю­бо­пыт­ст­ве зри­те­ля, по­то­му что, ес­ли бы это бы­ло так, он хо­дил бы смо­т­реть пье­су толь­ко один раз».

Так вот, лич­но ме­ня, уже од­наж­ды по­смо­т­рев­ше­го фильм и уже зна­ю­ще­го все его «не­о­жи­дан­но­с­ти», вне­д­ре­ние ко­то­рых в сю­жет ка­жет­ся Ро­ма­ну гу­би­тель­ным, не ос­тав­ля­ет же­ла­ние по­смо­т­реть его ещё раз. Де­ло здесь не в лю­бо­пыт­ст­ве, а в дви­же­ни­ях ду­ши, ко­то­рые не­из­мен­но воз­ни­ка­ют при про­смо­т­ре. Я да­же, ска­зать по се­к­ре­ту, по­сле про­смо­т­ра в ки­но­те­а­т­ре до­был для се­бя ещё и пи­рат­скую вер­сию на дис­ке – не толь­ко для то­го, что­бы ос­ве­жить в па­мя­ти не­ко­то­рые сце­ны и реп­ли­ки, но что­бы  ещё раз имен­но пе­ре­жить их. По­то­му что во вре­мя пер­во­го про­смо­т­ра бы­ло чув­ст­во, что ду­шу как-то за­це­пи­ли и не­о­до­ли­мо поз­ва­ли её ку­да-то в го­ру, на подъ­ём, тру­дить­ся.

Ду­ша, ко­неч­но, в ос­нов­ном ле­нит­ся. Но есть про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва и, кста­ти го­во­ря, про­сто лю­ди, лич­но­с­ти (как В.Вы­соц­кий), под вли­я­ни­ем ко­то­рых она (ду­ша) хо­чет, же­ла­ет тру­дить­ся и дви­гать­ся вверх, ка­раб­кать­ся на зо­ло­тую го­ру нрав­ст­вен­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния, что­бы до­брать­ся до чи­с­то­го воз­ду­ха, жад­но гло­тая озон уже по пу­ти.

Так что ес­ли и мож­но ука­зать на ка­кие-то ми­ну­сы в фа­бу­ле, на из­лиш­нюю, на­ро­чи­тую ин­три­гу, то это уж точ­но не те ми­ну­сы, ко­то­рые бы мог­ли пе­ре­черк­нуть всё про­из­ве­де­ние и во­все его за­гу­бить.

На­до за­ме­тить, что, не­смо­т­ря на пре­тен­зии не­ко­то­рых ре­цен­зен­тов (Да­рья Бо­ри­со­ва, на­при­мер, в ста­тье «Идёт охо­та на звез­ду» («НГ», 01.12.2011) не­кра­си­во пе­ре­дёр­ги­ва­ет: «как ко­лол­ся, как жил с юной сту­дент­кой, а про лю­бовь го­во­рил в те­ле­фон­ную труб­ку да­лё­кой фран­цу­жен­ке…, как не гну­шал­ся чё­сом по за­двор­кам бес­край­ней им­пе­рии»), фильм очень чи­с­тый и це­ло­му­д­рен­ный. В нём со­вер­шен­но нет ци­низ­ма, нет нрав­ст­вен­но­го ха­о­са, что, по-мо­е­му, ред­кость для со­вре­мен­но­го ки­не­ма­то­гра­фа (ес­ли он не яв­ля­ет­ся на­по­ло­ви­ну сказ­кой и не рас­счи­тан в ка­кой-то ме­ре на дет­скую ау­ди­то­рию, как, на­при­мер, «Вла­с­те­лин ко­лец») – за­то ощу­ща­ет­ся не­зыб­ле­мая шка­ла цен­но­с­тей, стер­жень. И в нём, бе­зус­лов­но, есть лю­бовь и глу­бо­кое ува­же­ние к Вла­ди­ми­ру Се­мё­но­ви­чу Вы­соц­ко­му.

В филь­ме за­тро­нут ряд уни­вер­саль­но важ­ных во­про­сов, над ко­то­ры­ми не вла­ст­на ни­ка­кая испорченная фа­бу­ла.

В пер­вую оче­редь это, как уже го­во­ри­лось, вли­я­ние лич­но­с­ти на ок­ру­жа­ю­щих, на со­при­ка­са­ю­щих­ся с нею лю­дей. Спо­соб­ность че­ло­ве­ка сво­им об­ра­зом и при­ме­ром ме­нять, пре­об­ра­зо­вы­вать и да­же спа­сать дру­гих. Боль­шая, во­ле­вая и сво­бод­ная лич­ность за­став­ля­ет всех не­мно­жеч­ко под­тя­нуть­ся, рас­пра­вить ду­шев­ные стру­ны и ни­ти. Ка­ким не­под­дель­ным оба­я­ни­ем ве­ет от сце­ны, ког­да Вы­соц­кий об­ни­ма­ет не­за­дач­ли­во­го, мя­ту­ще­го­ся ад­ми­ни­с­т­ра­то­ра кон­церт­но­го за­ла Фрид­ма­на! Мно­гие бы, на­вер­ное, по­ста­ра­лись бы из ко­жи вон вы­лез­ти и сде­лать не­что, прыг­нув вы­ше соб­ст­вен­ной обы­ден­но­с­ти, что­бы та­кой че­ло­век, как Вы­соц­кий, об­нял и ска­зал: «Лё­ня! Ты – че­ло­век!»

Это борь­ба за жизнь в вы­со­ком смыс­ле это­го сло­ва, ког­да на те­бе ле­жит от­вет­ст­вен­ность не толь­ко за се­бя, но за всех род­ных и близ­ких, за всех, кто в те­бя ве­рит (сце­на «вос­кре­се­ния» с па­рал­лель­ным сим­во­ли­че­с­ким вос­по­ми­на­ни­ем о том, как Вы­соц­кий вы­тал­ки­вал за­ст­ряв­шую в ко­лее ма­ши­ну с же­ной и сы­но­вь­я­ми).

Это пре­дан­ность по­эта сво­ей мис­сии, сво­е­му Да­ру. Од­на из силь­ней­ших сцен – с де­вуш­кой Вы­соц­ко­го по­сле «вос­кре­се­ния» по­след­не­го из кли­ни­че­с­кой смер­ти – как она, ис­те­ри­че­с­ки пе­ре­жи­вая за здо­ро­вье ге­роя, го­во­рит, что не­на­ви­дит его по­эзию: ка­кие гла­за у Вы­соц­ко­го (кто бы его ни иг­рал), ког­да он по­сле этих слов де­ла­ет не­сколь­ко ша­гов спи­ной к Та­ть­я­не и на­вст­ре­чу зри­те­лю! «У те­бя обя­за­тель­но по­лу­чит­ся!» – уго­ва­ри­ва­ет она в сле­зах, опо­мнив­шись и осо­знав, что зна­чит для не­го по­эзия. Это боль твор­че­с­ко­го че­ло­ве­ка, ког­да в его жиз­ни стал­ки­ва­ют­ся два важ­ней­ших слоя или две ипо­с­та­си смыс­ла бы­тия – твор­че­с­кая ра­бо­та, твор­че­с­кие свер­ше­ния и лю­бовь, се­мья, от­вет­ст­вен­ность пе­ред людь­ми.

Не удер­жусь и при­ве­ду не­сколь­ко фраз из уже упо­ми­нав­шей­ся ис­по­ве­ди ге­роя по­сле кли­ни­че­с­кой смер­ти, от ко­то­рой да­же в ду­ше про­жжён­но­го аген­та (ге­рой Ан­д­рея Смо­ля­ко­ва) со­вер­шил­ся тот пе­ре­лом, ко­то­рый в ито­ге при­вёл к от­ка­зу от пре­сле­до­ва­ния и В.Вы­соц­ко­го с его де­вуш­кой, и жу­ли­ко­ва­то­го, но «че­ло­ве­ка» Фрид­ма­на:

«Жи­ву толь­ко тер­пе­ни­ем ва­шим, вер­но­с­тью. Мо­люсь за вас. Пусть вам бу­дет хо­ро­шо. Всем, кто ме­ня лю­бил, кем я жив… Ведь за­чем-то я жив, за­чем-то они со мной. Я раз­бе­русь обя­за­тель­но… Мо­жет, я и не умер се­го­дня, что­бы по­нять, за­чем я жи­ву. Гос­по­ди, дай мне сил!»

На все пре­тен­зии по по­во­ду под­ня­той в филь­ме те­мы нар­ко­ти­ков и не­га­тив­но­го вли­я­ния её на об­раз зна­ме­ни­то­го ар­ти­с­та и по­эта, на па­мять о нём, со­зда­те­ли филь­ма, по-мо­е­му, спол­на от­ве­ти­ли опять же сло­ва­ми Вы­соц­ко­го: «От­вер­нут­ся – зна­чит, не лю­би­ли!» Тем бо­лее, что, на са­мом де­ле, ни­ка­ко­го сма­ко­ва­ния и из­лиш­не­го вни­ма­ния не толь­ко к нар­ко­ти­кам, а во­об­ще к че­му-ли­бо дур­но­му я со­вер­шен­но в филь­ме не ощу­тил. Всё по­ка­за­но лишь в рам­ках не­об­хо­ди­мых для сю­же­та ус­ло­вий и об­сто­я­тельств. Фильм, в ко­неч­ном ито­ге, по­лу­чил­ся очень свет­лым, ду­хо­подъ­ём­ным. И не­да­ром за­кан­чи­ва­ет­ся он не смер­тью В.Вы­соц­ко­го, че­го мож­но бы­ло бы ожи­дать (она обо­зна­че­на толь­ко в ти­т­рах – «умер ров­но че­рез год…»), а от­ры­вом его са­мо­лё­та от зло­по­луч­ной уз­бек­с­кой зем­ли – сим­вол по­бе­ды и взлё­та че­ло­ве­че­с­ко­го ду­ха, во­ли, со­ве­с­ти, че­с­ти.

Есть од­но­знач­ное ощу­ще­ние, что за этим филь­мом сто­ит за­да­ча – при­ве­с­ти зри­те­ля к ка­тар­си­су. Та­кую за­да­чу ста­вил пе­ред со­бой кол­лек­тив, пять лет тру­див­ший­ся над со­зда­ни­ем кар­ти­ны, и, в це­лом, с ней спра­вил­ся. Я не по­ни­маю тех, кто не­го­ду­ет, за­чем этот фильм сни­мал­ся. Он сни­мал­ся, что­бы раз­бу­дить в че­ло­ве­ке Че­ло­ве­ка с боль­шой бук­вы. Что­бы каж­дый не­воль­но за­гля­нул внутрь се­бя, оты­с­кал в сво­ей ду­ше со­весть и сме­лость, и вы­вел их на пер­вый план, вы­вел их из те­ни. С лю­бо­вью вос­соз­дан­ный, мо­жет, не­мно­го да­же ми­фо­ло­ги­зи­ро­ван­ный об­раз Вла­ди­ми­ра Вы­соц­ко­го по­мо­га­ет как бы за­пу­с­тить нрав­ст­вен­ность лю­дей на взлёт. А даль­ше уже са­ми…

Я, кста­ти, за вре­мя про­смо­т­ра филь­ма со­вер­шен­но за­был про «глав­ную тай­ну» – кто же иг­ра­ет Вы­соц­ко­го? Этот во­прос стал про­сто пра­зд­ным. Ну, Вы­соц­кий и – Вы­соц­кий.

А по по­во­ду об­щей кри­ти­че­с­кой на­ст­ро­ен­но­с­ти хо­чу ска­зать, что да, ко­неч­но, нель­зя при­ни­мать ложь и грязь, не сто­ит под­да­вать­ся ви­ру­сам со­мни­тель­ных идей и кон­цеп­ций. Но ес­ли есть воз­мож­ность по­нять и при­нять как че­ло­ве­ка, так и про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва, при ус­ло­вии то­го, что в по­след­нем есть кра­со­та, лю­бовь, есть ка­кая-то своя прав­да, пусть да­же толь­ко ху­до­же­ст­вен­ная, то луч­ше это сде­лать. Луч­ше не ли­шать се­бя воз­мож­но­с­ти обо­га­тить­ся, от­крыть­ся, рас­ши­рить­ся. Борь­ба до­б­ра и зла, как го­во­рит­ся, «вну­т­ри сер­дец че­ло­ве­че­с­ких», идёт по не все­гда ис­по­ве­ди­мым и со­от­но­си­мым с по­ли­ти­че­с­ки­ми и эко­но­ми­че­с­ки­ми за­ко­но­мер­но­с­тя­ми пу­тям. По­нят­но, что лю­бое боль­шое свер­ше­ние в ки­но- и шоу-биз­не­се поч­ти все­гда тре­бу­ет не­ких ком­про­мис­сов с силь­ны­ми ми­ра се­го. Но да­же ес­ли за не­ким про­из­ве­де­ни­ем сто­ят не впол­не чи­с­тые фи­нан­си­с­ты и про­дю­се­ры, до­б­ро и прав­да спо­соб­ны по­рой дой­ти до че­ло­ве­ка по­ми­мо за­мыс­ла се­рых кар­ди­на­лов. И по­че­му не вос­при­нять то до­б­рое зер­но, ко­то­рое есть, ес­ли оно всё-та­ки есть? Об­кра­ды­ва­ем са­ми се­бя. Так же, как об­кра­ды­ва­ет се­бя тот, кто не спо­со­бен про­стить.


Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования