Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 23.12.2011

Литература в ожидании энергии масс

Лит­со­бы­тие го­да – нефть. Вер­нее, во­про­сы о че­хар­де и не­по­нят­ках во­круг глав­но­го на­ци­о­наль­но­го до­сто­я­ния, ко­то­рые за­дал За­хар При­ле­пин на из­ве­ст­ной встре­че Пу­ти­на с ли­те­ра­то­ра­ми. Ли­те­ра­ту­ра долж­на втор­гать­ся в жизнь, ид­ти с ней бок о бок, а не пре­бы­вать в ка­кой-то осо­бой ре­зер­ва­ции по ти­пу «фоль­к­лор­ной де­рев­ни», где ша­с­та­ют ря­же­ные чу­да­ки. По­том при­мер­но че­рез ме­сяц бы­ла ещё од­на встре­ча пре­мье­ра, на этот раз с со­труд­ни­ка­ми Ло­мо­но­сов­ско­го об­ще­ст­вен­но­го фон­да в Ар­хан­гель­ске, хоть они и не пи­са­те­ли, но раз­го­вор шёл то­же очень «ли­те­ра­тур­но». Там го­во­ри­ли не о неф­ти, край­не со­дер­жа­тель­ная бе­се­да бы­ла о ку­ле­бя­ках:

 

«Реп­ли­ка: Пи­рог-то ешь­те, Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич.

Реп­ли­ка: Мо­рош­ка.

В.В. Пу­тин: А вы что си­ди­те?

Реп­ли­ка: Мы уже триж­ды чай по­пи­ли. Мы очень ра­ды, что дож­да­лись.

Реп­ли­ка: Это ку­ле­бя­ки с пал­ту­сом.

Реп­ли­ка: Это с пал­ту­сом на­сто­я­щим – хо­ро­шие ку­ле­бяч­ки, вкус­ные.

Реп­ли­ка: С со­бой в са­мо­лёт.

Реп­ли­ка: За­вер­нуть пи­рог мож­но с со­бой.

В.В. Пу­тин: Я пи­рог уже.

Реп­ли­ка: А ку­ле­бя­ки мож­но?

В.В. Пу­тин: А ку­ле­бя­ки мож­но.

Реп­ли­ка: Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич, мы Вам по­том по­ш­лём с кем-ни­будь, лад­но?»

 

Это я из сте­но­грам­мы с офи­ци­аль­но­го сай­та пра­ви­тель­ст­ва стра­ны взял. Для че­го при­во­жу? А по­то­му что в са­мом на­ча­ле го­да на сво­ём ра­бо­чем сто­ле ком­пью­те­ра файл за­вёл под за­го­лов­ком «Смерть ре­а­лиз­ма». Ро­ман Сен­чин о его убы­ва­нии го­во­рил. От­лич­ный рок-му­зы­кант и ав­тор ро­ма­на «Сер­жант Пеп­пер, жи­вы твои сы­но­вья» Ва­дим Де­ми­дов до­ка­зы­вал мне, что «но­вый ре­а­лизм в се­го­дняш­нем из­во­де пе­ре­те­чёт в но­вую ми­фо­ло­гию». Вот и са­ма ре­аль­ность у нас ста­ла всё боль­ше за­пол­нять­ся неф­тью и ку­ле­бя­ка­ми с пал­ту­сом, ста­но­вит­ся фан­та­с­ма­го­рич­ной, и вро­де как опи­са­ние её ре­а­ли­с­тич­ны­ми об­ра­за­ми ни­че­го не даст. Од­на­ко файл с та­ким из­лиш­не бро­с­ким на­зва­ни­ем ни­как не раз­вил­ся, ту­да я толь­ко ско­пи­ро­вал до­во­ды Ва­ди­ма Де­ми­до­ва, к ко­то­рым, мо­жет быть, ещё вер­нусь.

На са­мом де­ле во­оду­ше­ви­ло при­суж­де­ние в мае то­му же При­ле­пи­ну пре­мии де­ся­ти­ле­тия «Су­пер­нац­бест». Здесь ва­жен сим­во­лизм это­го со­бы­тия. Это был не толь­ко знак при­зна­ния по­ко­лен­че­с­ко­го про­ры­ва, ко­то­рый был со­вер­шён си­ла­ми мно­гих. Но и по­ка­за­тель, что ре­аль­ное, на­сто­я­щее, ис­крен­нее, со­вре­мен­ное – вот он, пульс ли­те­ра­тур­ной жиз­ни, из­бав­лен­ный от про­наф­та­ли­нен­но­го по­еден­но­го мо­лью скар­ба. О ка­ком уж тут убы­ва­нии ре­а­лиз­ма мож­но го­во­рить, ког­да он и есть рус­ская ли­те­ра­ту­ра, путь ко­то­рой в мир на­чи­нал­ся ещё с мо­на­с­тыр­ской ке­льи, с цер­ков­но­го ам­во­на. Тог­да в Моск­ве при вы­бо­ре ла­у­ре­а­та пре­мии «Су­пер­нац­бест» член жю­ри Ири­на Ха­ка­ма­да от­ме­ти­ла, что ей на­до­ело бес­ко­неч­ное ко­вы­ря­ние в про­шлом, в ис­то­рии, и она го­ло­су­ет за ре­аль­ную жизнь, за на­сто­я­щие ис­крен­ние че­ло­ве­че­с­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния.

Имен­но это­го мно­гим и не хва­та­ет в ли­те­ра­ту­ре: ре­аль­но­го сло­ва о ре­аль­ной жиз­ни. Пусть не па­с­тыр­ско­го по­сла­ния, до ко­то­ро­го ещё не до­рос­ли, а «чёр­но­го хле­ба», «про­стых и гру­бых тем», «на­род­ни­че­ст­ва» в ин­тер­пре­та­ции Сер­гея Шар­гу­но­ва. Для это­го ей нуж­но вновь раз­вер­нуть го­го­лев­скую «ши­нель». Вновь, как в XIX ве­ке, по­сле от­но­си­тель­но­го клас­си­ци­с­ти­че­с­ко­го иг­но­ра, вве­с­ти в плоть тек­с­та те­мы, ге­ро­ев, сти­ли­с­ти­ку, ка­жу­щу­ю­ся низ­мен­ной и не­до­стой­ной вы­со­ко­го шти­ля. Ина­че пой­дёт вы­рож­де­ние, по­льёт­ся круж­ко­вая ли­те­ра­тур­щи­на, по­сы­пят­ся на го­ло­ву луч­шие ро­ма­ны го­да в цве­точ­но-кре­с­то­вом клю­че с про­дол­же­ни­ем. Ли­те­ра­ту­ра пре­вра­тит­ся в лич­ное ва­ре­во до­мо­ро­щен­ных тай­но­вид­цев и ми­с­та­го­гов или что-то чу­дес­ное, но да­лё­кое от масс по ти­пу ба­ле­та.

У ме­ня нет ни­ка­ко­го со­мне­ния, что в раз­диф­фе­рен­ци­ро­ван­ном об­ще­ст­ве ли­те­ра­ту­ра долж­на взять на се­бя объ­е­ди­ни­тель­ные функ­ции, вы­ст­ра­и­вать об­ще­ст­вен­ную го­ри­зон­таль, фор­му­ли­ро­вать об­щее де­ло, на­пол­нить об­ще­ст­во иде­я­ми. Не­да­ром в по­след­нее вре­мя всё боль­ше раз­да­ёт­ся го­ло­сов о не­об­хо­ди­мо­с­ти вве­де­ния в ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние че­ло­ве­ка тру­да. Это сле­ду­ет по­ни­мать не как ре­а­ни­ма­цию про­из­вод­ст­вен­но­го ро­ма­на. Че­ло­век тру­да – че­ло­век де­ла, на­хо­дя­щий­ся в по­ис­ках жиз­нен­но­го це­ле­по­ла­га­ния, ко­то­рое оты­с­ки­ва­ет­ся не в ви­ти­е­ва­то-сти­ли­с­ти­че­с­кой эзо­те­ри­ке, а в «чёр­ном хле­бе», ко­то­рый мо­жет на­чать со­би­ра­ние зе­мель, на­ро­дов, ко­то­рый не раз­де­ля­ет, по­то­му как в нём не­че­го де­лить.

Про­бле­ма раз­дроб­лен­но­с­ти об­ще­ст­ва и ха­о­са в че­ло­ве­ке во мно­гом про­ис­хо­дит из то­го, что у не­го нет де­ла. На­сто­я­щее – шат­ко, и его не­об­хо­ди­мо ско­рее пе­ре­жить с ми­ни­маль­ны­ми по­те­ря­ми, бу­ду­щее – пу­га­ет и прак­ти­че­с­ки не вос­при­ни­ма­ет­ся, ес­ли, ко­неч­но, не мыс­лить его по да­там Олим­пи­ад и Куб­ков ми­ра по фут­бо­лу. Един­ст­вен­ная ре­аль­ность – про­шлое, к то­му же его все­гда мож­но по­до­гнать под свой раз­мер и вкус, как в хо­ро­шем ате­лье. Вот и суб­ли­ми­ру­ет о про­шлом об­ще­ст­во, и каж­дый че­ло­век по от­дель­но­с­ти, си­дя в сво­ей лич­ной но­ре. Так и фор­ми­ру­ет­ся об­ще­ст­во, ре­лак­си­ру­ю­щее про­шлым и прак­ти­че­с­ки им­по­тент­ное в на­сто­я­щем, до­воль­ст­ву­ю­ще­е­ся ком­му­ни­ка­ци­ей с те­ле­ви­зо­ром или ком­пью­те­ром.

По­ка­за­тель­но, что по­сле ре­а­ли­с­тич­ной кар­ти­ны схож­де­ния во ад со­ци­у­ма, с до­с­ко­наль­но­го рас­пи­са­ния симп­то­мов бо­лез­ни де­рев­ни Ел­ты­ше­вых – сим­во­ла но­вей­шей ис­то­рии стра­ны, ли­те­ра­ту­ра об­ра­ти­лась к опи­са­нию вну­т­рен­не­го че­ло­ве­ка, к тай­ни­кам и за­ко­ул­кам его ду­ши. При­чём эта вну­т­рен­няя ат­мо­сфе­ра ока­за­лась ча­с­то под­вла­ст­ной ин­фер­наль­но­му, тём­но­му, как и де­рев­ня Сен­чи­на, уби­ва­ю­щая всё жи­вое.

За­хар При­ле­пин пи­шет свою «Чёр­ную обе­зь­я­ну» – осо­бую фик­са­цию па­де­ния че­ло­ве­ка в сква­жи­ну с со­от­вет­ст­ву­ю­щим эхом кри­ка от­ча­я­ния. У его ге­роя нет име­ни. Он – во­пло­щён­ная пу­с­то­та, пу­с­тое ме­с­то, тень, го­го­лев­ское «ни то, ни сё». Он не спо­со­бен ни на что, кро­ме ме­та­ний и ха­о­ти­че­с­ко­го бе­га. Схо­жую по­пыт­ку по­ка­зать об­раз тём­но­го че­ло­ве­ка, та­ко­го же мел­ко­го бе­са, сдав­лен­но­го об­сто­я­тель­ст­ва­ми и со­ци­у­мом, пред­при­ни­ма­ет и про­за­ик с Ук­ра­и­ны Пла­тон Бе­се­дин в сво­ей кни­ге «Кни­га Гре­ха», ко­то­рая уви­дит свет в 2012 го­ду.

С дру­гой сто­ро­ны, – ро­ман Оль­ги Слав­ни­ко­вой «Лёг­кая го­ло­ва» о про­ти­во­сто­я­нии сред­не­ста­ти­с­ти­че­с­кой лич­но­с­ти го­су­дар­ст­ву, лич­но­го и об­ще­го. Про­ти­во­сто­я­нии не ге­ро­и­че­с­ком, а, ско­рее, ес­те­ст­вен­ном. Глав­но­му ге­рою Мак­си­му Т. Ер­ма­ко­ву со­труд­ни­ки го­су­дар­ст­вен­но­го осо­бо­го от­де­ла по со­ци­аль­но­му про­гно­зи­ро­ва­нию вру­чи­ли пи­с­то­лет и пред­ло­жи­ли за­ст­ре­лить­ся, ина­че мир по­гру­зит­ся в ха­ос. Этот ха­ос, со­про­тив­ле­ние си­с­те­ме есть в го­ло­вах мно­гих, вот по­это­му гос­ма­ши­на, при­кры­ва­ясь ин­те­ре­са­ми об­ще­го, да­ёт ему са­мо­убий­ст­вен­ные по­ру­че­ния. Сер­гей Шар­гу­нов в од­ном из не­дав­них ин­тер­вью за­явил, что пи­шет ро­ман о 93-м го­де, об этом пе­ре­лом­ном для стра­ны вре­ме­ни с точ­ки зре­ния про­сто­го че­ло­ве­ка. Имен­но тог­да ему да­ли по­нять, что эй­фо­рии воль­но­с­ти са­мо­управ­ле­ния и лич­ной са­мо­стий­но­с­ти при­шёл ко­нец. Этот про­стой че­ло­век боль­ше не субъ­ект го­су­прав­ле­ния, пе­ре­стал яв­лять­ся важ­ной об­ще­ст­вен­ной стра­той. Сей­час он, как, впро­чем, и на­род, ис­клю­чён из по­ли­ти­ки, ли­шён воз­мож­но­с­ти вли­я­ть на при­ня­тие ре­ше­ний. Его функ­ции све­лись к анек­до­тич­но­му: со­зда­вать мас­сов­ку на ток-шоу, про­из­во­дить за­ка­д­ро­вый смех, слу­жить объ­ек­том для юмо­ри­с­ти­че­с­ких шоу и раз в че­ты­ре го­да под­хо­дить к из­би­ра­тель­ной ур­не.

Ли­те­ра­ту­ра все­гда оп­по­зи­ци­он­на вла­с­ти, но она не яв­ля­ет­ся оп­по­зи­ци­ей, по­то­му как вне её вер­ти­ка­ли, её си­с­те­мы ко­ор­ди­нат, она с че­ло­ве­ком. Её за­да­ча дать об­ще­ст­ву про­ти­во­ве­сы вла­с­ти и на­учить­ся ею уп­рав­лять. По­это­му, взяв во гла­ву уг­ла кон­крет­но­го ча­ст­но­го че­ло­ве­ка, ли­те­ра­ту­ра долж­на со­зи­дать и вы­ст­ра­и­вать из них го­ри­зон­таль­ные со­ци­аль­ные от­но­ше­ния, ина­че раз­го­вор мо­жет быть толь­ко о ку­ле­бя­ках и мо­рош­ке. Го­во­рить боль­ше не о чем, мож­но толь­ко про­сить или жа­ло­вать­ся...

Во­все не о пи­ро­гах сбор­ник «Де­сят­ка», ко­то­рый уви­дел свет ле­том и со­брал под сво­ей об­лож­кой де­сять ав­то­ров, за­явивших о се­бе в пер­вое де­ся­ти­ле­тие ве­ка. В нём бы­ло за­пе­чат­ле­но осо­бое сим­фо­ни­че­с­кое един­ст­во, пы­та­ю­щееся вер­нуть ли­те­ра­ту­ру к соб­ст­вен­но­му пред­наз­на­че­нию, из­ба­вить её от инер­ции бес­по­лез­ной иг­руш­ки, ви­ся­щей на сте­не, или со­блаз­на стать по­стыд­ной ско­мо­ро­шь­ей ро­жей.

Ес­ли го­во­рить о ка­ких-то бе­зус­лов­но яр­ких со­бы­ти­ях го­да, то не мо­гу их вы­де­лить, а мо­жет быть, и не на­до. В по­ле рус­ской ли­те­ра­ту­ры со­сто­ял­ся оче­ред­ной раз­го­вор. Го­во­ри­ли о неф­ти, ку­ле­бя­ках, пы­та­лись най­ти мод­ный экс­тре­мизм в про­из­ве­де­ни­ях не­сколь­ких ав­то­ров, мно­го че­го бы­ло. По­ка в ощу­ще­нии ожи­да­ния и пред­чув­ст­вия. Глав­ное, что не бы­ло ра­зо­ча­ро­ва­ний, да и вер­сии о смер­ти ре­а­лиз­ма не под­твер­ди­лись.

Вер­сию о смер­ти ре­а­лиз­ма оп­ро­вер­г­ли и де­кабрь­ские мас­со­вые про­те­ст­ные со­бы­тия в стра­не. Бу­дем на­де­ять­ся, что энер­гия масс бу­дет толь­ко на­би­рать обо­ро­ты и не свер­нёт­ся к ба­наль­но­му вы­пу­с­ка­нию па­ра.


Андрей РУДАЛЁВ,
г. СЕВЕРОДВИНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования