Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 23.12.2011

Сцилла политграмоты и Харибда стилистики

Че­кист, ре­шив­ший по­свя­тить свою жизнь борь­бе за де­ло ре­во­лю­ции, дол­жен иметь го­ря­чее серд­це, хо­лод­ную го­ло­ву и чи­с­тые ру­ки. Пи­са­тель, воз­же­лав­ший от­дать своё твор­че­ст­во де­лу свер­же­ния ка­пи­та­лиз­ма, дол­жен иметь бой­кое пе­ро, ши­ро­кие ли­те­ра­тур­ные по­зна­ния и бе­зу­преч­ный сти­ли­с­ти­че­с­кий вкус.

У Оле­га Лу­ко­ши­на, ав­то­ра не­дав­но вы­шед­шей кни­ги по­ве­с­тей и рас­ска­зов «Ка­пи­та­лизм» (М.: АСТ: Ас­т­рель: По­ли­гра­физ­дат, 2011), пе­ро на­столь­ко бой­кое, что впол­не мо­жет ис­поль­зо­вать­ся в ка­че­ст­ве хо­лод­но­го ору­жия. Од­на­ко с ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ной ос­ве­дом­лён­но­с­тью и с чув­ст­вом язы­ка всё об­сто­ит у не­го, к со­жа­ле­нию, го­раз­до ху­же.

На­при­мер, в по­ве­с­ти-ко­мик­се «Ка­пи­та­лизм» есть эпи­зод, где глав­ный ге­рой, Мак­сим, при­ни­ма­ет уча­с­тие в кон­кур­се чте­цов. За вы­ра­зи­тель­ное ис­пол­не­ние фраг­мен­та из фун­да­мен­таль­но­го тру­да Кар­ла Марк­са Мак­си­му не­о­жи­дан­но для не­го са­мо­го при­суж­да­ют тре­тье ме­с­то. «Вто­рое до­ста­лось ин­ва­ли­ду в тю­бе­тей­ке за чте­ние сур Ко­ра­на, а пер­вое – пя­ти­лет­ней де­воч­ке, бли­с­та­тель­но, с чем Мак­сим пол­но­стью со­гла­сил­ся, ис­пол­нив­шей сти­хо­тво­ре­ние Воз­не­сен­ско­го «Хо­тят ли рус­ские вой­ны?». Мак­сим, ви­ди­мо, не по­до­зре­вал, что жю­ри бы­ло оча­ро­ва­но не дек­ла­ма­ци­он­ны­ми спо­соб­но­с­тя­ми оча­ро­ва­тель­ной ма­лыш­ки, а той обе­зо­ру­жи­ва­ю­щей на­гло­с­тью, с ко­то­рой она вы­да­ла хре­с­то­ма­тий­ное сти­хо­тво­ре­ние Ев­ге­ния Ев­ту­шен­ко за тво­ре­ние со­зда­те­ля «Тре­у­голь­ной гру­ши». «Да­ле­ко пой­дёт!» – ки­ва­ли уми­лён­ные су­дьи-биб­ли­о­те­кар­ши на бой­кую пи­га­ли­цу в не­имо­вер­но пё­с­т­рой ру­баш­ке и лег­ко­мыс­лен­ном бо­гем­ном шар­фи­ке.

Из до­сто­вер­ных ис­точ­ни­ков из­ве­ст­но, что по­бе­ди­тель­ни­ца упо­мя­ну­то­го в «Ка­пи­та­лиз­ме» кон­кур­са, вы­учив­шись чи­тать и пи­сать, ос­та­ви­ла не­боль­шие вос­по­ми­на­ния о том, как всё про­ис­хо­ди­ло на са­мом де­ле в по­лю­бив­шей­ся Мак­си­му биб­ли­о­те­ке. Вот её со­чи­не­ние, хра­ня­ще­е­ся в на­сто­я­щее вре­мя в се­к­рет­ном ар­хи­ве Ста­в­ро­поль­ско­го РО­НО: «Воз­не­сен­ско­го я ви­де­ла толь­ко од­наж­ды в жиз­ни, но ни­ког­да то­го не за­бу­ду. Это бы­ло в 20… го­ду, на кон­кур­се чте­цов в Цен­т­раль­ной биб­ли­о­те­ке го­ро­да Ста­в­ро­по­ля. Как уз­на­ли мы, уча­ст­ни­ки кон­кур­са, что Воз­не­сен­ский бу­дет к нам, все мы взвол­но­ва­лись. Ин­ва­лид в тю­бе­тей­ке вы­ка­тил­ся в сво­ей ко­ля­с­ке на ле­ст­ни­цу, чтоб дож­дать­ся его и по­це­ло­вать ему ру­ку, ру­ку, на­пи­сав­шую «Мил­ли­он алых роз». Воз­не­сен­ский при­ехал. Он во­шёл в ве­с­ти­бюль, и ин­ва­лид в тю­бе­тей­ке ус­лы­шал, как он спро­сил у ох­ран­ни­ка: «Где, бра­тец, здесь нуж­ник?» Этот про­за­и­че­с­кий во­прос ра­зо­ча­ро­вал ин­ва­ли­да в тю­бе­тей­ке, ко­то­рый от­ме­нил своё на­ме­ре­ние и воз­вра­тил­ся в ак­то­вый зал по­вто­рять свои су­ры. Воз­не­сен­ский был очень стар. Он был в клет­ча­том пи­д­жа­ке и в та­ком же крас­нень­ком шар­фи­ке, как у ме­ня. Кон­курс наш очень его уто­мил. Он си­дел, под­пер­ши го­ло­ву ру­кою. Ли­цо его бы­ло бес­смыс­лен­но, гла­за мут­ны, гу­бы от­вис­лы. Он дре­мал до тех пор, по­ка здо­ро­вен­ный па­рень по име­ни Мак­сим­ка не стал вы­кри­ки­вать ка­кие-то стран­ные сло­ва про при­ба­воч­ную сто­и­мость, ове­ще­ств­лён­ный труд и сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва. Тут Воз­не­сен­ский ожи­вил­ся, гла­за его за­бли­с­та­ли; он пре­об­ра­зил­ся весь, до­стал из на­груд­но­го кар­ма­на аль­ма­нах «Ме­т­ро­поль» и стал гро­зить им Мак­сим­ке. Но тот не ис­пу­гал­ся и по­ка­зал ему сред­ний па­лец. На­ко­нец вы­зва­ли ме­ня. Я так раз­вол­но­ва­лась, что вме­с­то сти­хо­тво­ре­ния Воз­не­сен­ско­го «Гойя», ко­то­рое мно­го дней ре­пе­ти­ро­ва­ла с ди­рек­то­ром биб­ли­о­те­ки, ста­ла чи­тать сти­хо­тво­ре­ние Ев­ту­шен­ко «Хо­тят ли рус­ские вой­ны», с ко­то­рым не­дав­но вы­сту­па­ла на пра­зд­ни­ке 9 мая у се­бя в шко­ле. Я про­чла «Хо­тят ли рус­ские вой­ны», стоя в двух ша­гах от Воз­не­сен­ско­го. Я не в си­лах опи­сать со­сто­я­ния ду­ши мо­ей: го­лос мой от­ро­че­с­кий зве­нел, а серд­це би­лось с упо­и­тель­ным вос­тор­гом... «Чьё это сти­хо­тво­ре­ние, ди­тя моё?» – спро­сил Воз­не­сен­ский, ко­то­рый был со­вер­шен­но рас­тро­ган. «Ва­ше, дя­день­ка!» – не рас­те­ряв­шись, от­ве­ти­ла я, чем при­ве­ла ста­ри­ка в пол­ное вос­хи­ще­ние. Да­же по­том, на бан­ке­те в ка­би­не­те у ди­рек­то­ра, Воз­не­сен­ский всё вре­мя ме­ня тре­бо­вал, хо­тел ме­ня об­нять, по­са­дить к се­бе на ко­ле­ни. Ему го­во­ри­ли, что ме­ня ищут, но не мо­гут най­ти. До кон­ца ве­че­ра он не мог ус­по­ко­ить­ся».

Кро­ме кон­кур­са чте­цов, Мак­сим за­све­тил­ся ещё и в «Тур­ни­ре по­этов», про­во­див­шем­ся ека­те­рин­бург­ским ли­те­ра­тур­ным ка­фе «У Оси­па Эми­ль­е­ви­ча». Здесь его по­пыт­ка пе­ре­вос­пи­тать «ме­ст­ных без­да­рей» крат­ким из­ло­же­ни­ем ос­нов марк­сиз­ма-ле­ни­низ­ма обер­ну­лась ка­та­ст­ро­фой: «В Мак­си­ма по­ле­те­ли тух­лые яй­ца. В пра­ви­лах по­эти­че­с­ких тур­ни­ров ка­фе «У Оси­па Эми­ль­е­ви­ча» все­гда бы­ло про­пи­са­но, что не по­нра­вив­ший­ся пуб­ли­ке по­эт мо­жет быть за­ки­дан яй­ца­ми, но на прак­ти­ке этот пункт при­ме­нял­ся впер­вые. По­эты то­ро­пи­лись вы­бро­сить все яй­ца, что на­ко­пи­лись за вре­мя воз­дер­жа­ния. Яй­ца по­па­да­ли в ли­цо, в грудь, жёл­то-бе­лые ош­мёт­ки сви­са­ли с одеж­ды Мак­си­ма». С точ­ки зре­ния Оле­га Лу­ко­ши­на, обо­ст­рён­ная ре­ак­ция пред­ста­ви­те­лей ека­те­рин­бург­ской по­эти­че­с­кой эли­ты на ле­вац­кое вы­ступ­ле­ние Мак­си­ма бы­ла свя­за­на с их опа­се­ни­я­ми по­те­рять на­си­жен­ное ме­с­то. «Про­во­ка­тор! – кри­ча­ли они. – Хо­зя­ин ка­фе, пред­при­ни­ма­тель и де­пу­тат го­род­ской ду­мы Осип Эми­ль­е­вич Ци­бер­бюл­лер, вы­го­нит нас на ули­цу, ес­ли мы поз­во­лим экс­тре­ми­с­там чи­тать здесь свои про­по­ве­ди. Вон от­сю­да!» Но де­ло, су­дя по все­му, за­клю­ча­лось не в стра­хе пе­ред силь­ны­ми ми­ра се­го, а в осо­бен­но­с­тях фи­зи­о­ло­гии ека­те­рин­бург­ских по­этов. Ког­да кто-ни­будь из них, «пры­ща­вых и тол­стых де­ву­шек, оч­ка­с­тых и дис­тро­фич­ных юно­шей», «де­тей оди­но­че­ст­ва и нерв­ных за­бо­ле­ва­ний, не впи­сав­ших­ся в па­ра­диг­му боль­шин­ст­ва», про­во­дит це­лый день в со­сто­я­нии воз­дер­жа­ния, он от­ме­ча­ет это скорб­ное со­бы­тие от­кла­ды­ва­ни­ем яй­ца. Один день воз­дер­жа­ния – од­но яй­цо, два дня воз­дер­жа­ния – два яй­ца, три дня воз­дер­жа­ния – три яй­ца и т.д. В от­ли­чие от дру­гих ли­те­ра­тур­ных со­об­ществ, ме­с­то в ека­те­рин­бург­ской по­эти­че­с­кой ие­рар­хии на­пря­мую за­ви­сит от ко­ли­че­ст­ва от­ло­жен­ных яиц: чем это ко­ли­че­ст­во мень­ше, тем вы­ше по­ло­же­ние по­эта и на­обо­рот. Тур­ни­ры в ка­фе «У Оси­па Эми­ль­е­ви­ча» как раз и ус­т­ра­и­ва­ют­ся для то­го, что­бы пи­том­цы ураль­ских муз мог­ли лик­ви­ди­ро­вать на­ко­пив­ший­ся из­бы­ток яич­ной про­дук­ции в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­ких це­лях. На во­прос, по­че­му к это­му спо­со­бу спа­си­тель­ной суб­ли­ма­ции зав­сег­да­таи «Оси­па Эми­ль­е­ви­ча» впер­вые об­ра­ти­лись лишь в мо­мент вы­ступ­ле­ния Мак­си­ма, от­ве­тить до­воль­но лег­ко: круг ека­те­рин­бург­ских по­этов на­столь­ко узок и так бес­ко­неч­но да­лёк от на­ро­да, что ме­та­ние яй­ца­ми воз­мож­но в нём толь­ко друг в дру­га. А это уже, как ни кру­ти, ос­кор­б­ле­ние по­тен­ци­аль­но­го парт­нё­ра. Вот и жда­ли птен­цы гнез­да Ци­бер­бюл­ле­ра по­яв­ле­ния чу­жа­ка, на ко­то­ро­го бы­ло бы не жал­ко сбро­сить на­ко­пив­ший­ся груз мо­на­ше­с­ки про­жи­тых дней. По­хо­же, кста­ти, что все свои от­ло­жен­ные яй­ца ека­те­рин­бург­ские по­эты дер­жат в хо­ло­диль­ни­ках, где они прак­ти­че­с­ки не под­вер­га­ют­ся пор­че. Ведь будь эти яй­ца дей­ст­ви­тель­но тух­лы­ми, как оши­боч­но счи­та­ет Лу­ко­шин, цвет у них вну­т­ри был бы не «жёл­то-бе­лый», а ско­рее се­ро-зе­лё­ный или ко­рич­не­вый.

Не­вни­ма­тель­ное от­но­ше­ние Лу­ко­ши­на к бы­то­вым де­та­лям и грам­ма­ти­че­с­ким ню­ан­сам, ко­то­рое адеп­та­ми бур­жу­аз­но­го ис­кус­ст­ва мо­жет быть ис­тол­ко­ва­но как врож­дён­ный де­фект ис­кус­ст­ва про­ле­тар­ско­го, про­яв­ля­ет­ся и в дру­гих его про­из­ве­де­ни­ях, в ча­ст­но­с­ти, в по­ве­с­ти «До­ро­ги, ко­то­рые нас вы­би­ра­ют». Возь­мём, к при­ме­ру, опи­са­ние стро­и­тель­ной пло­щад­ки, при­го­тов­лен­ной про­вин­ци­аль­ным «но­во­рус­ским бур­жу­и­ном» для сво­их на­ём­ных ра­бо­чих: «Под­до­ны с кир­пи­чом, а так­же шта­бе­ля с до­с­ка­ми бы­ли ук­ры­ты под бре­зен­том, а меш­ки с це­мен­том сто­я­ли под на­ско­ро по­ст­ро­ен­ным де­ре­вян­ным на­ве­сом. На­вес во из­бе­жа­ние про­те­ка­ния во­ды то­же был бре­зен­том по­дёр­нут». Увы, не­об­хо­ди­мо при­знать, что да­же са­мый жад­ный ка­пи­та­лист, с дет­ст­ва при­вык­ший об­счи­ты­вать, об­ма­ны­вать и об­ме­рять, не су­мел бы «по­дёр­нуть» на­вес бре­зен­том. Боль­ше то­го, ему на­вер­ня­ка не уда­лись бы и ме­нее мас­штаб­ные опе­ра­ции, та­кие, на­при­мер, как по­пыт­ка «по­дёр­нуть» стол ска­тер­тью или ку­хон­ной кле­ён­кой.

Осип Мак­си­мо­вич Брик под­ме­тил ког­да-то, что «са­мые вы­дер­жан­ные по­ли­ти­че­с­кие лю­ди, пе­ре­хо­дя на «ху­до­же­ст­вен­ное твор­че­ст­во», ча­с­то на­чи­на­ют де­лать ве­щи или ни­ку­да не год­ные, или иде­о­ло­ги­че­с­ки не вы­дер­жан­ные. За­ме­че­но, что один и тот же че­ло­век, бле­с­тя­ще об­ра­зо­ван­ный по по­лит­гра­мо­те, в ху­до­же­ст­вен­ной сво­ей про­дук­ции ока­зы­ва­ет­ся без­гра­мот­ней лю­бо­го бес­пар­тий­но­го».

Что­бы лик­ви­ди­ро­вать эту без­гра­мот­ность, де­ла­ю­щую воз­мож­ной про­ник­но­ве­ние в ли­те­ра­тур­ные тек­с­ты от­рыв­ков сан­тех­ни­че­с­ких ин­ст­рук­ций («Во из­бе­жа­ние про­те­ка­ния во­ды…»), Оле­гу Лу­ко­ши­ну пред­сто­ит «обо­га­тить свою па­мять зна­ни­ем всех тех бо­гатств, ко­то­рые вы­ра­бо­та­ло че­ло­ве­че­ст­во». Но по­сколь­ку он, к на­ше­му ис­крен­не­му вос­хи­ще­нию, оси­лил «Ка­пи­тал», то и с этой за­да­чей, сфор­му­ли­ро­ван­ной Вла­ди­ми­ром Иль­и­чом Ле­ни­ным, бе­зус­лов­но, спра­вит­ся. 


Алексей КОРОВАШКО,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования