Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 23.12.2011

Странное и мерзкое

Моск­ву об­ду­ва­ет хо­лод­ным ве­т­ром. Он за­став­ля­ет не­про­из­воль­но ёжить­ся днем, стра­ст­но под­вы­ва­ет во всё ещё рас­пах­ну­тых на ночь ок­нах, с дур­ной зло­бой бро­са­ясь то гряз­ны­ми кап­ля­ми, то ма­лень­ки­ми, всё ещё не­ве­со­мы­ми сне­жин­ка­ми. Прак­ти­че­с­ки пол­ное от­сут­ст­вие солн­ца, лишь из­ред­ка роб­ко вы­гля­ды­ва­ю­ще­го из-за се­рой плён­ки, за­тя­нув­шей не­бо и хму­рые ли­ца про­хо­жих – всё это иде­аль­ный фон для про­чте­ния но­во­го ро­ма­на Ми­ше­ля Уэль­бе­ка «Кар­та и тер­ри­то­рия».

Вы­ход кни­ги стал за­мет­ным со­бы­ти­ем в куль­тур­ной жиз­ни Фран­ции, и «Кар­та и тер­ри­то­рия» бы­ла удо­с­то­е­на пре­стиж­ной Гон­ку­ров­ской пре­мии. В на­ча­ле де­ка­б­ря ро­ман на­ко­нец вы­шел и в Рос­сии.

В ка­че­ст­ве эпи­гра­фа к кни­ге Уэль­бек ис­поль­зо­вал ци­та­ту од­но­го из са­мых вы­да­ю­щих­ся по­этов Фран­ции Шар­ля Ор­ле­ан­ско­го: «Мир на­ску­чил мне, и я на­ску­чил ми­ру».

Эта кни­га, впро­чем, как и все пре­ды­ду­щие ра­бо­ты ав­то­ра, на­пи­са­на хо­лод­ной ру­кой – бес­ст­ра­ст­ным обо­ро­ня­ю­щим­ся на­блю­да­те­лем. Глав­ный ге­рой по­ве­ст­во­ва­ния – ху­дож­ник Джед Мар­тен плав­но дви­жет­ся по сво­е­му жиз­нен­но­му пу­ти – за­ни­ма­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ной фо­то­гра­фи­ей, изо­б­ра­зи­тель­ным ис­кус­ст­вом, об­ща­ет­ся с людь­ми, ка­жет­ся, пу­те­ше­ст­ву­ет.

Я пи­шу «ка­жет­ся», по­то­му что все те­ло­дви­же­ния Дже­да, так же как и дру­гие сю­жет­ные ли­нии, как это ни па­ра­док­саль­но, не ка­жут­ся глав­ны­ми в рас­сма­т­ри­ва­е­мом про­из­ве­де­нии. Ри­ск­ну вы­ска­зать пред­по­ло­же­ния, что всё это, как и без кон­ца щёл­ка­ю­щий во­до­на­гре­ва­тель, ко­то­рый «в ито­ге пе­ре­жил Уэль­бе­ка», и сот­ня дру­гих де­та­лей – все­го лишь кар­кас, рам­ка, поч­ти ми­с­ти­че­с­ким об­ра­зом удер­жи­ва­ю­щая вни­ма­ние чи­та­те­ля и да­же по­гру­жа­ю­щая его в не­ко­то­рое по­до­бие тран­са. Вну­т­ри же этой рам­ки – мут­ное зер­ка­ло, в иг­ре ко­то­ро­го мож­но раз­гля­деть и свои очер­та­ния.

Не­ко­то­рая обоб­щён­ность, сме­шан­ная с на пер­вый взгляд сов­сем уже не­о­бя­за­тель­ной де­та­ли­за­ци­ей от­дель­ных фраг­мен­тов («Фай­лы хра­ни­лись в TIFFax с ко­пи­я­ми в JPEG с бо­лее низ­ким раз­ре­ше­ни­ем и лег­ко уме­ща­лись на 640-ги­га­байт­ном жё­ст­ком дис­ке Western Digital, ве­сом чуть боль­ше 220 грам­мов») со­зда­ёт по­тря­са­ю­ще до­сто­вер­ную ат­мо­сфе­ру и поз­во­ля­ет ав­то­ру буд­то бы по­хо­дя вкла­ды­вать в со­зна­ние чи­та­те­ля мыс­ли, ко­то­рые, не­смо­т­ря на воз­мож­ную про­сто­ту, всё же за­па­да­ют в ду­шу.

Так, опи­сы­вая рас­ста­ва­ние Дже­да с «тро­га­тель­ной рус­ской» Оль­гой, Уэль­бек пи­шет: «Их об­ще­ние не мог­ло про­бу­дить в нём чрез­мер­но­го оп­ти­миз­ма по по­во­ду че­ло­ве­че­с­ких от­но­ше­ний. На­сколь­ко он ус­пел за­ме­тить, че­ло­ве­че­с­кое бы­тие стро­ит­ся во­круг ра­бо­ты, ко­то­рая со­став­ля­ет его боль­шую часть и осу­ще­ств­ля­ет­ся в уч­реж­де­ни­ях раз­лич­но­го мас­шта­ба. По ис­те­че­нии тру­до­вых лет на­чи­на­ет­ся бо­лее крат­кий пе­ри­од, от­ме­чен­ный раз­ви­ти­ем вся­ко­го ро­да па­то­ло­гий. Не­ко­то­рые осо­би на на­и­бо­лее ак­тив­ной ста­дии сво­ей жиз­ни пы­та­ют­ся объ­е­ди­нить­ся в ми­к­ро­ячей­ки под на­зва­ни­ем се­мья с це­лью вос­про­из­вод­ст­ва се­бе по­доб­ных; обыч­но эти по­пыт­ки ни­чем не кон­ча­ют­ся, «та­кие уж нын­че вре­ме­на», ле­ни­во ду­мал он, по­пи­вая ко­фе со сво­ей лю­бов­ни­цей»…

Край­не лю­бо­пыт­ным в этой свя­зи яв­ля­ет­ся и по­яв­ле­ние из­ве­ст­но­го пи­са­те­ля Ми­ше­ля Уэль­бе­ка – пер­со­на­жа в рас­сма­т­ри­ва­е­мой кни­ге на­сто­я­ще­го Уэль­бе­ка. Его Джед про­сит со­ста­вить пре­дис­ло­вие к сво­е­му аль­бо­му. Ка­кое-то вре­мя тя­нут­ся их стран­ные от­но­ше­ния, а по­том Уэль­бек ис­че­за­ет – он же­с­то­ко убит и сам же опи­сы­ва­ет ло­с­ку­ты, на ко­то­рые его и его со­ба­ку по­ре­зал пре­ступ­ник, тра­ур­ную про­цес­сию, скорб­ные ли­ца лю­дей, при­шед­ших про­во­дить его в по­след­ний путь, свои соб­ст­вен­ные по­хо­ро­ны.

Эти эпи­зо­ды кни­ги объ­яс­ня­ют вол­не­ние, ох­ва­тив­шее чи­та­ю­щую Ев­ро­пу, уже к то­му мо­мен­ту пре­крас­но зна­ко­мую с «Кар­той и тер­ри­то­ри­ей», ког­да в сен­тя­б­ре те­ку­ще­го го­да Ми­шель Уэль­бек про­пал. В но­во­ст­ных за­мет­ках, до­шед­ших и до нас, со­об­ща­лось, что он не по­явил­ся в Ам­стер­да­ме, «где долж­но бы­ло на­чать­ся его тур­не по Ни­дер­лан­дам и Бель­гии».

«Мы дей­ст­ви­тель­но не зна­ем, что про­ис­хо­дит, – ска­зал ус­т­ро­и­тель тур­не. – От не­го нет ни­ка­ких из­ве­с­тий, и он не при­ехал в Ам­стер­дам». Взвол­но­ван­ные жур­на­ли­с­ты от­ме­ча­ли, что «не­смо­т­ря на все свои чу­да­че­ст­ва, Уэль­бек край­не ред­ко про­пу­с­кал встре­чи с чи­та­те­ля­ми».

В ито­ге Уэль­бек на­шёл­ся, но оса­док, как го­во­рит­ся, ос­тал­ся.

Не­за­дол­го до ги­бе­ли Уэль­бек-пер­со­наж, си­дя за бу­тыл­кой чи­лий­ско­го ви­на, де­лит­ся с Дже­дом мыс­ля­ми, в ко­то­рых отож­де­ств­ля­ет де­я­те­лей куль­ту­ры с по­тре­би­тель­ски­ми то­ва­ра­ми: «Да­же мел­ко­трав­ча­тые ви­ды жи­вот­ных тра­тят на вы­ми­ра­ние ты­ся­чи, ес­ли не мил­ли­о­ны лет, а по­тре­би­тель­ские то­ва­ры сти­ра­ют­ся с ли­ца зем­ли за счи­тан­ные дни, и вто­рой по­пыт­ки у них не бу­дет, им ос­та­ёт­ся лишь по­кор­но сно­сить бес­со­ве­ст­ный фа­шист­ский дик­тат мар­ке­то­ло­гов, ко­то­рые, ви­ди­те ли, луч­ше всех зна­ют, че­го хо­чет по­тре­би­тель… Мы са­ми то­же про­дук­ты – куль­тур­ные про­дук­ты. По нам то­же уда­рит мо­раль­ный из­нос. Наш ме­ха­низм функ­ци­о­ни­ру­ет по то­му же прин­ци­пу, прав­да, нам, как пра­ви­ло, не гро­зит ни тех­ни­че­с­кое, ни функ­ци­о­наль­ное усо­вер­шен­ст­во­ва­ние; ос­та­ёт­ся лишь по­треб­ность в но­виз­не как та­ко­вой».

Под за­на­вес один из пер­со­на­жей кни­ги де­лит­ся мыс­ля­ми о том, что «че­ло­ве­че­ст­во про­из­во­дит ино­гда стран­ное впе­чат­ле­ние… но, как пра­ви­ло, стран­ное и мерз­кое, а не стран­ное и пре­крас­ное».

Так и «Кар­та и тер­ри­то­рия», не­смо­т­ря на оче­вид­но со­дер­жа­щу­ю­ся в ней си­лу, есть не­что стран­ное и мерз­кое.


Ми­шель Уэль­бек. Кар­та и тер­ри­то­рия: Ро­ман. Пер. с франц. М.Зо­ни­ной. – М.: Ас­т­рель: Corpus, 2011.



Арслан ХАСАВОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования