Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 23.12.2011

МММ от Александра Иличевского

 Я знал, что бу­дет пло­хо, но не знал, что… на­столь­ко.

Поч­ти Цой

 

От­кро­вен­но го­во­ря, брал­ся за кни­гу «Ма­тисс» Алек­сан­д­ра Или­чев­ско­го с не­ко­то­рым пре­ду­беж­де­ни­ем. И ан­но­та­ция не вдох­нов­ля­ла, и от­зы­вы на­сто­ра­жи­ва­ли, и во­об­ще со­вре­мен­ная оте­че­ст­вен­ная про­за ча­ще огор­ча­ет, чем ра­ду­ет. Од­на­ко роб­кие мои опа­се­ния, что бу­дет «так се­бе», ока­за­лись не­о­прав­дан­ным оп­ти­миз­мом: «спо­ты­кач» по хо­ду чте­ния на­чал­ся уже на пер­вой стра­ни­це.

Прав был Ро­ман Ар­бит­ман в сво­ей ре­цен­зии «Ап­грейд Пе­рель­ма­на», у Или­чев­ско­го яв­ные не­ла­ды с об­ра­за­ми, ме­та­фо­ра­ми, срав­не­ни­я­ми. Ну, где он, ска­жи­те на ми­лость, ви­дел, что­бы ма­ши­на полз­ла, «столк­нув по­душ­ку па­ра над ка­по­том»? От­ку­да сю­да при­ко­вы­ля­ла сия спаль­ная при­над­леж­ность, да ещё и в га­зо­об­раз­ном со­сто­я­нии?

А «под­тя­ги­вал­ся за рас­тя­ну­той гар­мош­кой по­то­ка»? Это Не­кра­со­ву мож­но бы­ло сво­их ге­ро­ев по­яс­ком под­по­я­сы­вать, а у тех, ко­му миш­ка на ухо на­сту­пил, как сло­ва­ми ни вер­ти, всё рав­но вый­дет мас­ло мас­ля­ное.

Ин­те­рес­но так­же, до ка­кой сте­пе­ни нуж­но упить­ся, что­бы уз­реть «хол­ми­с­тую ик­ру го­род­ских ог­ней»?

Ну а «чёр­ный горб ре­ки» – это во­об­ще уже за пре­де­ла­ми до­б­ра и зла.

«При­нял­ся стра­даль­че­с­ки над­ры­вать­ся паль­ца­ми по гри­фу» (оче­вид­но, име­лась в ви­ду иг­ра на ги­та­ре, од­на­ко, по­хо­же, ав­тор в гла­за не ви­дел это­го ин­ст­ру­мен­та ли­бо про­сто не вла­де­ет тер­ми­но­ло­ги­ей: паль­ца­ми над­ры­ва­ют­ся не по гри­фу, но по стру­нам или на ху­дой ко­нец – по де­ке – ес­ли хо­тят от­сту­чать ритм).

«В оди­но­че­ст­ве она пре­тер­пе­ва­ла ка­кую-то труд­ность, бед­ст­вен­ность ко­то­рой со­сто­я­ла в не­изъ­яс­ни­мом бес­по­кой­ст­ве» (он сам-то хоть по­нял, что на­пи­сал?).

 «Лю­бил рас­суж­дать от­ры­ви­с­той дек­ла­ра­тив­но­с­тью» (по­нят­но, что ав­тор лю­бил вла­деть рус­ской язы­кой, но всё рав­но хо­чет­ся взять тя­жё­лый твёр­дый пред­мет и хо­ро­шень­ко его стук­нуть).

«Ав­то­мо­биль ре­за­нул» (че­го или ко­го ре­за­нул и ка­ким ме­с­том – не уточ­ня­ет­ся, су­дя по кон­тек­с­ту – про­сто рез­ко взял с ме­с­та).

«Ко­ро­лёв всё-та­ки из­вер­нул­ся сур­ро­га­том» (из ка­кой Ка­мы-су­т­ры по­за­им­ст­во­ва­на дан­ная по­за, так­же не уточ­ня­ет­ся).

«И сле­пя вол­ной на­хлы­нув­шей на­го­ты, при­тя­ну­ла его го­ло­ву к гру­ди, дав жаж­дой со­ска по­га­сить всхлип за­тме­ния» (ну это ка­кое-то сов­сем уж взрос­лое, ка­кое-то слиш­ком жё­ст­кое пор­но – тут да­же от ком­мен­та­ри­ев воз­дер­жусь).

На­сколь­ко же не­чут­ким, да что там – про­сто глу­хим к ре­чи нуж­но быть, что­бы вы­ра­жать­ся по­доб­ным об­ра­зом. Та­кое ощу­ще­ние, что ав­тор кни­гу на ка­ком-то чу­жом язы­ке пи­сал. Как вен­гер­ский ком­му­нист Бе­ла Фран­кель, что под име­нем ге­не­рал Лу­кач по­гиб в Ис­па­нии, а до это­го под псев­до­ни­мом Ма­тэ Зал­ка пи­сал про­зу по-рус­ски, за что был не­щад­но бит то­ва­ри­щем Фа­де­е­вым. Или­чев­ско­го уже би­ли. И ещё бу­дут. Да, вид­но, по­зд­но – в дет­ст­ве на­до бы­ло – при­го­ва­ри­вая: «Не пи­ши, не пи­ши!»

У оте­че­ст­вен­ных из­да­те­лей есть спе­ци­аль­ный тер­мин для оп­ре­де­ле­ния на­чи­на­ю­щих гра­фо­ма­нов – МТА, мо­ло­дой та­лант­ли­вый ав­тор. Ме­тод, ко­им дан­ная ка­те­го­рия ли­те­ра­то­ров за­со­ря­ет но­о­сфе­ру, име­ну­ет­ся «мо­тор­ным иди­о­тиз­мом». Или­чев­ский, на мой взгляд, яр­чай­ший, фе­но­ме­наль­ный пред­ста­ви­тель дан­но­го на­прав­ле­ния в рус­ской сло­вес­но­с­ти.

И то, что его ре­гу­ляр­но из­да­ют, пе­ре­из­да­ют и не­пре­мен­но пре­ми­ру­ют, счи­таю пра­виль­ным и не­об­хо­ди­мым. Та­кие ав­то­ры нуж­ны. По­сред­ст­вен­ным пи­са­те­лям – что­бы на их фо­не ка­зать­ся хо­ро­ши­ми, хо­ро­шим – что­бы не за­бы­вать, «что та­кое пло­хо», а всем иным про­чим – что­бы про­сто по­сме­ять­ся, снять стресс – жизнь та­кая тя­жё­лая шту­ка, а пе­т­ро­ся­ны уже дав­но не ра­ду­ют…

Или­чев­ский же – это дей­ст­ви­тель­но ге­ни­аль­но, это кру­че, чем Ильф и Пе­т­ров – те на­роч­но до­би­ва­лись ко­ми­че­с­ко­го эф­фек­та, а он пи­шет все­рьёз, и от­то­го по­лу­ча­ет­ся го­раз­до смеш­нее.

Впро­чем, ес­ли кро­ме шу­ток, впе­чат­ле­ния от про­чте­ния са­мые уд­ру­ча­ю­щие. Ро­ман на­пи­сан вы­спрен­но, ко­ря­во, длин­но, пред­ска­зу­е­мо и скуч­но. По­рой де­ло вро­де бы на­ла­жи­ва­лось, по­ве­ст­во­ва­ние на­чи­на­ло ув­ле­кать, поч­ти за­хва­ты­ва­ло, но по­том не­из­мен­но ока­зы­ва­лось, что это всё уже бы­ло ког­да-то мною про­чи­та­но – в дру­гих ме­с­тах, у дру­гих ав­то­ров.

К при­ме­ру, в гла­ве про Чеч­ню Или­чев­ский до­б­ро­со­ве­ст­но пе­ре­пи­сы­ва­ет (имен­но пе­ре­пи­сы­ва­ет – не обы­г­ры­ва­ет и не пе­ре­ос­мыс­ля­ет, как, ска­жем, Пе­ле­вин) «Кав­каз­ско­го плен­ни­ка» Тол­сто­го. Да­же де­воч­ку Ди­ну с её кук­лой за­чем-то при­влёк, хоть она у не­го ни­ка­кой сю­жет­ной ро­ли и не иг­ра­ет. Про­сто у Льва Ни­ко­ла­е­ви­ча она есть – зна­чит, и ему на­до – та­кой вот хо­мя­чий под­ход к ли­те­ра­ту­ре.

Эпи­зод про секс в ме­т­ро с де­вуш­кой, всё те­ло ко­то­рой по­кры­ва­ла вы­та­ту­и­ро­ван­ная кар­та сто­ли­цы, поч­ти до­слов­но вос­про­из­во­дит рас­сказ «Под­зем­ка» зна­ме­ни­то­го фран­цу­за, на­пе­ча­тан­ный у нас в кон­це 80-х в жур­на­ле «Сту­ден­че­с­кий ме­ри­ди­ан». С тою раз­ни­цей, что там был Па­риж, а здесь – Моск­ва, и ещё рас­сказ был го­раз­до ин­те­рес­ней. На­при­мер, де­вуш­ка там ка­ким-то об­ра­зом дуб­ли­ро­ва­ла го­род, и ког­да ге­рой слу­чай­но за­дел её си­га­ре­той, в ме­с­те, ку­да при­шёл­ся ожог, в ту же ночь сго­рел дом. У Ил­и­чев­ско­го же ни­че­го та­ко­го нет, эпи­зод кон­ча­ет­ся ни­чем, и во­об­ще не­по­нят­но, за­чем он был ну­жен (по­хо­же, вновь сра­бо­тал «прин­цип хо­мя­ка»).

За­то ав­тор «Ма­тис­са», вер­ней, его ге­рой прак­ти­че­с­ки лю­бую мысль сво­дит к рас­суж­де­ни­ям о судь­бах ев­рей­ст­ва, при­дя в ито­ге к по­тря­са­ю­ще­му от­кры­тию: Ии­сус и Бо­го­ро­ди­ца – иу­деи! Как тут не вспом­нить анек­дот: «Ма­ма, а прав­да, что Хри­с­тос был ев­ре­ем? – Прав­да, сы­нок. Тог­да все бы­ли ев­ре­я­ми. Вре­мя та­кое бы­ло». Ка­за­ки, кста­ти, то­же от иу­де­ев про­изо­ш­ли – от «зна­ме­ни­той ха­зар­ской воль­ни­цы» (ни­ког­да о та­кой не слы­хал – век жи­ви…). При­чём под­тверж­да­ет­ся сей факт на­ли­чи­ем ше­с­ти­ко­неч­но­го ук­ра­ше­ния у од­но­го из пер­со­на­жей из­ве­ст­но­го по­лот­на Ильи Ре­пи­на – Дэн Бра­ун ку­рит, а с ним за­од­но и сла­вя­не с тюр­ка­ми – не от них есть по­ш­ли Та­рас Буль­ба и Гри­го­рий Ме­ле­хов. И во­об­ще ге­рой Или­чев­ско­го «лю­бо­му, кто сло­во ска­жет про­тив ев­ре­ев, го­ло­ву ото­рвёт», да и сам он (ге­рой), как ему ка­жет­ся, ев­рей. Или­чев­ский буд­то бы ох­ран­ны­ми гра­мо­та­ми за­па­са­ет­ся: мол, ста­нут ме­ня ру­гать, – зна­чит, на свя­тое за­мах­ну­лись. Вот толь­ко эф­фек­та он до­бил­ся пря­мо про­ти­во­по­лож­но­го.

В си­лу не­ле­пой пре­тен­ци­оз­но­с­ти сло­га и эле­мен­тар­но­го от­сут­ст­вия ло­ги­че­с­ких свя­зей рас­суж­де­ния эти вы­зы­ва­ют в луч­шем слу­чае улыб­ку, хо­тя те­ма-то вро­де от­нюдь не смеш­ная…

Чи­тал вся­ких ав­то­ров – в т.ч. и пло­хих, од­на­ко бо­лее же­с­то­ко­го над­ру­га­тель­ст­ва над здра­вым смыс­лом мне встре­чать ещё не до­во­ди­лось. Над пар­нем кто-то же­с­то­ко по­шу­тил, уве­рив его, что он – на­сто­я­щий пи­са­тель, и ему мож­но всё.

В ста­тье на по­след­ний ро­ман Или­чев­ско­го «Ма­те­ма­тик», (то­же, кста­ти, на­чи­на­ет­ся на бук­ву «М») Ар­бит­ман пи­шет, что по­бе­да ска­б­рёз­но­го анек­дот­ца, уве­ли­чен­но­го до раз­ме­ров ро­ма­на, «не­о­бра­ти­мо уро­ни­ла ко­ти­ров­ки всех пре­ды­ду­щих на­граж­ден­цев – в том чис­ле са­мо­го Или­чев­ско­го». «Тре­бо­ва­лось как мож­но бы­с­т­рее по­вы­сить ка­пи­та­ли­за­цию. Так по­яви­лась на свет кни­га «Ма­те­ма­тик». Ос­та­лось Или­чев­ско­му по­сле «Ма­тис­са» и «Ма­те­ма­ти­ка» на­пи­сать ещё один ро­ман на бук­ву «М», по­лу­чить оче­ред­ную пре­мию и окон­ча­тель­но на­дуть оте­че­ст­вен­ный ли­те­ра­тур­ный про­цесс и ли­те­ра­тур­ную об­ще­ст­вен­ность, со­здав своё «МММ». По­то­му что Или­чев­ский – это пу­с­то­ц­вет, это дыр­ка вну­т­ри ну­ля, как он сам в сво­ём ро­ма­не по по­во­ду че­го-то вы­ра­зил­ся. И на этом, по­жа­луй, всё. Dixi. Аминь.

 

Дми­т­рий ПО­МЕ­РАН­ЦЕВ


Дми­т­рий По­ме­ран­цев – мо­ло­дой кри­тик. С ре­цен­зи­я­ми де­бю­ти­ро­вал на стра­ни­цах жур­на­ла «Ино­ст­ран­ная ли­те­ра­ту­ра» в 2008 го­ду.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования